рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Любовь духовника к исповедующемуся

Любовь духовника к исповедующемуся - раздел Религия, Духовная борьба Благодатный Духовник Любит Душу И Болеет За Нее, Потому Что Ему Известно Ее В...

Благодатный духовник любит душу и болеет за нее, потому что ему известно ее великое достоинство. Он помогает душе в покаянии, облегчает ее посредством исповеди, освобождает ее от душевной тревоги и ведет ее в Рай. Духовник называется "духовным отцом" — поэтому он должен постараться быть отцом истинным: наставлять своих чад с божественной любовью и нежностью. Он должен ставить себя на место каждого приходящего к нему на исповедь человека и переживать его боль так, чтобы тот видел свою собственную боль отображенной на лице духовника. Это особенно необходимо в нашу эпоху, когда людям требуется свежая вода, а не крепкий уксус. Большинство людей, подвергаясь бесовским воздействиям, с трудом принимают духовный совет или замечание. Поэтому даже ругать людей надо с любовью: указывать им на ошибку тонко, тактично, растворяя это смехом или шуткой.

Если в ком-то есть любовь, то она видна людям; если же кто-то имеет душевные страсти, то они выдают его. Если у нас нет любви, то, когда мы делаем какому-то человеку "красивое" замечание, он ерепенится, встает на дыбы. Тогда как, если мы ругаем человека с болью и любовью, он может расстраиваться, однако в глубине это его не ранит, потому что он чувствует любовь. Я знаю одного духовника — очень тучного телосложения. Конечно, одна из причин его тучности в его сложении, но, кроме этого, может быть, батюшке стоило бы быть немножко повнимательнее в отношении еды... Однако знаете, как этот батюшка болеет за ближнего, как он заботится о страждущих? У этого духовника есть смирение, потому что, мало подвизаясь и осуждая себя за это, он одновременно имеет немалую доброту. И поэтому многие люди находят у него больше покоя своим душам, чем у какого-нибудь духовника-аскета.

Если у духовника нет решимости пойти ради любви к своим духовным чадам даже в адскую муку, то это не духовник.

 


[1] В святоотеческом аскетическом лексиконе слово "помысл" может означать как простую мысль, возникающую в уме, так и душевное движение, направленное к доброму или злому. Кроме этого, под "помыслом" может пониматься доброе или злое влечение, приобретенное с помощью ума, совести, чувства и воли. Любому делу предшествуют помыслы, поэтому для того, чтобы духовная борьба была правильной, она должна быть обращена в первую очередь на рассмотрение помыслов, с тем чтобы возделывать помыслы добрые и изгонять злые. Все христиане должны заниматься этим деланием, но особенно углубленно занимаются им монахи. (Далее примечания греческих издателей даются без указаний.)

[2] Четвертая Книга Маккавейская на русский язык не переведена. — Прим. пер.

[3] В русском переводе см. 2 Мак. 6, 7.

[4] Ин. 7, 24.

[5] Ср. 1 Кор. 6, 19 и 3, 16.

[6] См. Мф. 3, 16; Мк. 1, 10; Лк. 3, 22 и Ин. 1, 32.

[7] Любочестие (φιλότιμο). Это слово неоднократно встречается в речи Старца Паисия, который подчеркивает значение любочестия в духовной жизни. В современном русском языке эквивалента слову φιλότιμο нет. Небуквально его можно перевести как великодушие, расположенность к жертвенности, презрение к материальному ради нравственного или духовного идеала. — Прим. пер.

[8] Урануполис — ближайшее к Святой Горе мирское селение, небольшой поселок на юго-восточном побережье Афонского полуострова. — Прим. пер.

[9] Афониада (Афонская Церковная Академия) — расположенное на Святой Афонской Горе закрытое учебное заведение для мальчиков. Основана в 1753 г. Помимо предметов, входящих в программу средней школы, воспитанники Афониады изучают богословские и церковно-прикладные дисциплины (Священное Писание, Жития Святых, литургику, древнегреческий язык, византийское церковное пение, иконописание и др.). — Прим. пер.

[10] Как рассказывается в одном из древних монашеских повествований, однажды главарь разбойничьей шайки замыслил ограбить хорошо укрепленный женский монастырь. С этой целью он переоделся в монашескую одежду, пришел к воротам обители и попросился на ночлег. Игуменья и сестры приняли его с большим почетом — как великого авву. Все насельницы монастыря собрались, чтобы взять у него благословение. Воду, которой умывали ноги "аввы", монахини оставили как некую святыню. Одна расслабленная сестра с верой омылась этой водой и получила исцеление от недуга. Ко всеобщему удивлению, она поднялась с одра и сама подошла за благословением к "авве". Происшедшее чудо внутренне изменило главаря разбойников. Он покаялся и выбросил спрятанный под монашеской рясой меч. В скором времени и он, и его сообщники, став монахами, начали вести строгую подвижническую жизнь.

[11] Соответствует 6-му классу русской средней школы. — Прим. пер.

[12] Лк. 23, 39.

[13] Ср. Лк. 23, 41.

[14] Нилевс Карамадос — известный константинопольский певчий второй половины XIX века, сочинитель многих церковных песнопений и теоретик византийского церковного пения.

[15] См. Святитель Григорий Двоеслов. Собеседование о жизни Италийских отцов и о бессмертии души. М., Благовест, 1996. С. 54.

[16] Так Старец называл диавола.

[17] То есть духовных предпосылок — благоговения, смирения, послушания Церкви или предпосылок внешних — образования, способностей, знания греческого языка и т.п. — Прим. пер

[18] В греческом тексте "διά της ταπειώσεως, καί όχι διά της περιφρονήσεως". В русском переводе СИ. Соболевского: "Когда препобедишь страсти смирением, а не превозношением". Ср. Άββα Ίσαάκ του Σύρου. Οί Άσκητικοί Λόγοι. Έπιστολή Δ΄. Έκδ. "Άστήρ". Άθηναι. 1961. Σ. 329 и Иже во Святых Отца нашего аввы Исаака Сириянина. Слова Подвижническия. М., 1993. С. 255.

[19] Начальные слова ирмоса первой песни канона Благовещению Пресвятой Богородицы.

[20] В аскетическом лексиконе "приражением" (греч. προσβολή) называется помышление ума или движение сердца, не сопровождаемое образами. Появление и замедление греховных образов и мечтаний свидетельствует о "сосложении" (греч. συγκατάθεση) с помыслом, которое является внутренней уступкой греху и требует уврачевания покаянием. См. Святой Марк Подвижник. 200 глав о духовном законе. Главы 139–142 и Добротолюбие в русском переводе. Том I. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1992. С. 532. — Прим пер.

[21] Память священномученика Киприана совершается 2 октября.

[22] Память преподобного Моисея Мурина совершается 28 августа.

[23] См. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М., 1845. С. 147.

[24] Пс. 149, 6.

[25] См. Мф. 14, 28–31.

[26] После причащения мирян, отпуста литургии и раздачи антидора священник или диакон потребляет оставшиеся в Святой Чаше Святые Дары.

[27] Пс. 50, 12.

[28] Ср. Мф. 15, 19.

[29] Ср. Лк. 6, 45.

[30] Старец Харалампий (1914–1998) — святогорский монах, подвизавшийся на Капсале, современник Старца Паисия. — Прим. пер.

[31] Известные слова из Акафиста Пресвятой Богородице, восхваляющие Ее божественное зачатие, Рождество и Непорочное Девство.

[32] Кашеобразная масса из кунжута. — Прим. пер.

[33] Лк. 4, 8.

[34] Игра слов: образованное Старцем слово "волколет" (λυκόφτερο) в греческом языке созвучно слову "вертолет" (έλικόπτερο). — Прим.пер.

[35] Арендаторы помещения для жилья и профессиональной деятельности по закону об аренде имеют право на ее продление и после истечения предыдущего срока.

[36] Одна из центральных греческих тюрем. — Прим. пер.

[37] "Эвергетинос" — систематизированный сборник аскетических о учений святых отцов, составленный около XI века основателем игуменом константинопольского монастыря "Эвергетис" Павлом и первые изданный в конце XVIII в. преподобным Никодимом Святогорцем.

[38] Лк. 16, 25.

[39] Говоря о европейцах, Старец не уничижает народы Западной Европы, но желает предохранить нас от господствующего в этих странах духа рационализма.

[40] Гуманизм — культурное движение, в центре которого стоит самоуправляемый — то есть оторванный от Бога и Церкви — человек; получило свое развитие на Западе в послесредневековую эпоху.

[41] Однажды в 1950 г., когда Старец Паисий впервые пришел на Святую Афонскую Гору и искал тропинку, которая вела из Кавсокаливии в Скит Святой Анны, он встретил отшельника, лицо которого излучало свет. "На вид ему было лет семьдесят, и по одеянию его можно было заключить, что он не имел никаких связей с людьми... По всему было видно, что передо мной стоял святой". Когда Старец Паисий спросил пустынника, где он живет, тот ответил: "Здесь" — и указал на вершину Святой Горы. Позже опытные старцы подтвердили отцу Паисию, что на вершине Афона живут в безвестности двенадцать отшельников. См. Старец Паисий. Отцы-святогорцы и святогорские истории. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001. С. 45–47.

[42] Произнесено в ноябре 1988 г.

[43] Особножительный (своекоштный) монастырь — противоположность общежительному (киновии). Обитель, не имеющая игумена и на управляющаяся эпитропами. Насельники особножительных монастырь следуют личному распорядку монашеской жизни, не имеют общей трапезы и получают от монастыря денежное вознаграждение за несение послушаний. Последний особножительный монастырь Святой Афонской Горы был преобразован в общежительный в 1992 г.

[44] В 1956-1958 гг.

[45] Вигла — пустынная местность в юго-восточной части Афонского полуострова.

[46] Духовные братья — монахи, получившие монашеский постриг от одного и того же Старца.

[47] Пс. 24, 7.

[48] См. Быт. 3, 11–13.

[49] У Старца игра слов: "Τό " ̉αλλά" δέν έχει άλάτι καί όλα τά άλλοιώνει ". — Прим. Пер.

[50] См. Быт. 37, 20 и ниже.

[51] См. Быт. 41, 41.

[52] Ср. Ин. 14, 12.

[53] Уставщик — монах, ответственный за соблюдение богослужебного устава и вообще за порядок в храме.

[54] Стремма — мера площади, равная 1000 м2 . — Прим. пер.

[55] См. Быт. 13, 1–13.

[56] Греч. "πολυεύσπλαχνος" — слав. "многоблагоутробный". — Прим пер.

[57] "Λαμπικάρισμα", от глагола "λαμπικάρω" — очищать, дистиллировать; прочищать, процеживать; становиться прозрачным. — Прим. пер.

[58] В армии Старец был радистом.

[59] Иезуиты — основанный Игнатием Лойолой в XVI веке католический монашеский орден, известный суровой внутренней дисциплиной и использованием крайних средств для достижения своих целей. В переносном смысле иезуитами называют людей, строго соблюдающих правила формального благочестия, но не имеющих при этом соответствующего внутреннего состояния.

[60] Ср. Мф. 5, 41.

[61] Ср. Мф. 5, 40.

[62] Лк. 22, 64

[63] Пс 50, 12

[64] См. Древний Патерик. М., 1899. С. 87.

[65] См. Εύεργετινός, Τ.Α΄, Άθηναι, 1996. Σ. 34 и ниже.

[66] См. Старец Паисий. Отцы-святогорцы и святогорские истории. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2001. С. 63.

[67] Лк. 11,4.

[68] См. Лк. 18, 9–14.

[69] Эпир — область в Западной Греции. — Прим. пер.

[70] Старец имеет в виду технику йоги и медитации, которую последователи восточных религий используют для того, чтобы достичь состояния так называемой нирваны, понимаемой ими как освобождение.

[71] См II Цар 12, 13

[72] Коница — городок в Западной Греции, где прошли детские и юношеские годы Старца Паисия. — Прим. пер.

[73] Влахи — балканская народность, проживающая в горных районах Греции и разговаривающая на романском диалекте. — Прим. пер.

[74] Кастория — город в Западной Греции, крупный центр переработки пушнины. — Прим. пер.

[75] Ср. Иже во Святых отца нашего Исаака Сириянина. Слова подвижнические. М., 1993. С. 97.

[76] Άγ. Γρηγορίου Νύσσης. Είς τήν προσευχήν. Λόγος Β΄. РС. 44, 1141 А; ср. св. Григорий Нисский. Творения, ч. I. // Творения святых отцов в русском переводе, издаваемые при Московской Духовной Академии. Т. 37. М., 1861.

[77] В 1994 г.

[78] Ин. 15, 5.

[79] Ср. Добротолюбие в русском переводе. Т. I. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. С. 560.

[80] Лк. 15, 17.

[81] Лк. 15, 7.

[82] Ср. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Свято-Троицкая Сергеева Лавра 1993. С. 42.

[83] В настоящем случае Старец имеет в виду не загробную участь человека, а восстание грешника от падения и изменение состояния его земной жизни. — Прим. пер.

[84] См Канон молебен по Пресвятей Богородице изрядный. Песнь 7.

[85] Мф. 26, 75 и Лк. 22, 62.

[86] Ин. 3, 5.

[87] Ин. 3, 5.

[88] В данном контексте, говоря: "Приходит Благодать Божия", Ста-Ц имеет в виду, что Благодать Божия вновь вступает в действие, являет Свою силу в покаявшемся грешнике.

[89] См. Мф. 27, 3–5.

[90] См. Октоих. Глас 1. На Воскресной утрени ипакои.

[91] Караискакис Георгиос (1782-1827) — национальный герой Эллады. Видный деятель греческой революции 1821 г. — Прим. пер.

[92] Колокотронис Феодорос (1770-1843) — национальный герой Эллады. Видный деятель греческой революции 1821 г. — Прим. пер.

[93] Пс 50, 5.

[94] Пс. 37, 19.

[95] Ср. Иже во святых отца нашего Исаака Сириянина. Слова подвижнические. М, 1993. С. 11.

[96] Мф. 12, 45.

[97] См. Книга Правил. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1992. С. 101. 61 Правило VI Вселенского Собора.

[98] Пс. 50, 19.

[99] 61 Канон VI Вселенского Собора определяет подвергать шестилетней епитимье "делателей предохранительных талисманов", а в случае их нераскаянности отлучать их от Церкви. Канон имеет в виду колдунов, изготовляющих ладанки или талисманы, в которые они вкладывают различные колдовские предметы (например, волосы, шерсть, когти, кости змеи или летучей мыши и т.п.). Эти предметы колдуны с помощью колдовства предварительно подвергают бесовскому воздействию.

[100] Дафни — центральная святогорская пристань. — Прим. пер.

[101] Архондарик — место приема гостей в греческих монастырях. — Прим. пер.

[102] Августин (Кандиотис) (род. 1907). Митрополит Флорины с1967 по 1999 год. — Прим. пер.

[103] То есть Святой Арсений Каппадокийский.

[104] См. Лк. 8, 26 и ниже.

[105] Лк. 8, 30.

[106] Лк. 8, 30; легион (церковнослав. легео́н) — подразделение римской армии численностью от 3 до 6 тысяч воинов.

[107] Старец говорил, что психически больной человек нуждается во врачебной помощи хорошего, верующего психиатра и в духовной помощи духовника, тогда как одержимому нечистым духом (в случае, если его рассудок не повредился) необходимо отыскать свою вину — причину, по которой он стал бесноватым, покаяться и поисповедоваться, для того чтобы освободиться от нечистого духа.

[108] Старец имеет в виду содержащуюся на некоторых дисках информацию, воспринимаемую слушателем на подсознательном уровне. В книге греческой исследовательницы рок-музыки Е. Дади "Рок-музыка" приводятся 16 конкретных примеров песен и дисков известных западных и греческих исполнителей рок- и поп-музыки, содержащих воспринимаемые на подсознательном уровне призывы поклоняться сатане, употреблять наркотики, заниматься развратом и т.п. См. Έλ. Δάδη. "Μουσική Ρόκ", Θεσσαλονίκη. 1993. — Прим. пер.

[109] Казандзакис Никое (1885–1957) — известный греческий богохульник и антихристианский писатель, автор богохульнейшего романа "Последнее искушение" (известного многим по фильму М Скорцезе) и других книг, хулящих Христа, Церковь и святыни христианской веры. — Прим. пер.

[110] Память Святого Парфения Лампсакийского совершается 7 февраля.

[111] См. Старец Паисий. Отцы-святогорцы и святогорские истории Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2001. С 101.

[112] Во многих греческих монастырях вне Святой Афонской Горы в постные дни седмицы (понедельник, среду и пятницу) ворота обители не открывают в течение всего дня, чтобы у монахов была возможность не соприкасаться в эти дни с миром и заниматься духовной работой над собой. В другие дни седмицы монастырские ворота открыты в определенные часы, когда паломники могут посетить обитель и поклониться ее святыням. — Прим. пер.

[113] "Сухими" Старец называл подвижничество, аскезу, которые совершаются как самоцель, а не как средство для очищения сердца и достижения совершенства во Христе.

[114] Память преподобного Иоанна Кущника совершается 15 января.

[115] Память преподобного Максима Кавсокаливита совершается 13 января.

[116] См. Быт. 37, 5–11.

[117] См. Дан. 2, 25–46.

[118] См. Дан. 6, 16 и ниже.

[119] См. Дан. 14, 30–42.

[120] Пс, 89, 5.

[121] Священный Кинот Святой Афонской Горы состоит из представителей 20 общежительных святогорских монастырей. На заседаниях Священного Кинота обсуждаются общие вопросы, касающиеся жизни святогорских монастырей, координируется их деятельность и т.п. Для решения повседневных вопросов ежегодно назначается Св. пистасия, состоящая из четырех человек — эпистатов. Протэпистат председатель Св. Эпистасии и Св. Кинота. — Прим. пер.

[122] 2 Тим. 3, 13.

[123] Пятидесятники — секта протестантского толка, основанная в США в 1907 г. По еретическим воззрениям пятидесятников, они приемлют "крещение святым духом", в результате чего якобы получают харизматические дары: "говорения на незнакомых языках" (т.н. "глоссолалия"), пророчества и другие. Пятидесятники признают свойства Церкви лишь за своей сектой, придерживаются хилиастиских воззрений, не признают Священного Предания и т.п. — Прим. пер.

[124] "Огнеходцы" (греч. άναστενάρια) — приверженцы языческого обычая хождения по горящим углям, распространенного в некоторых селениях Фракии и Македонии (Северная Греция). — Прим. пер.

[125] Перевоплощение — ложное религиозное представление, согласно которому после телесной смерти душа входит в тело другого человека или животного, совершая бесконечный цикл рождений и смертей.

[126] Насер Гамаль Абдель (1918–1970) — президент Египта в 1956–1970 гг. — Прим. пер.

[127] Сказанное Старцем в настоящей главе имеет отношение не только к индуизму, но и вообще к религиозным течениям Новой Эпохи, использующим технику йоги и медитации.

[128] Карайоз — главный герой греческого народного театра теней, шут. — Прим. пер.

[129] Ин. 20, 29.

[130] Мк. 13, 22.

[131] Богословская школа на о. Халки (Принцевы острова, недалеко от Константинополя) — учебное заведение Вселенской Патриархии. Основана в 1844 г. Имела три гимназических и четыре академических класса (подобно русским Духовным Семинариям и Академиям). Богословское отделение закрыто турецким правительством в 1971 г., а гимназическое отделение — в 1984 г. — Прим. пер.

[132] Известно, что человеку, имеющему доброе расположение, Бог может открыть Свою волю различными способами. Одним из многочисленных примеров является ослица, проговорившая человеческим голосом для того, чтобы отвратить Валаама от действий, несогласных с волей Божией (см. Числ. 22, 18–35).

[133] См. Εύχολόγιον τό Μέγα. Άθηναι, εκδ. "Άστήρ". 1986. Σ. 591.

[134] В 1966 г.

[135] В монастыре Эсфигмен в 1953–1956 гг.

[136] Иериссос — городок на Халкидике, недалеко от Святой Горы Афон. — Прим. пер.

[137] 1 Тим. 6, 12.

[138] Ср. Св. Марк Подвижник. К тем, кто думает оправдаться делами, глава 155. Добротолюбие, в русском переводе. Т. I. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1992. С. 553.

[139] Ср. греч. "έξομολογουμαι".

[140] Ср. Пс. 106, 1.

[141] О Старце Тихоне см. в книге Старец Паисий Отцы-святогорцы и святогорские истории. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 2001 С 13–39.

[142] См. Быт. 9, 20–27.

[143] Пс. 50, 5.

[144] 1 Кор. 11, 29.

[145] "Впрочем подобает... врачевание измерять не временем, но образом покаяния". См.: Св. Василий Великий. Первое каноническое послание к Амфилохию, епископу Иконийскому. Правило 2 в "Книге Правил". Свято-Троицкая Сергеева Лавра. 1992. С. 310. См. также. Св. Василий Великий. Третье Каноническое послание к Амфилою епископу Иконийскому. Правило 74.

[146] "Пидалион" (досл. значение слова: кормило, руль корабля) — наиболее полное и авторитетное собрание Священных Канонов Православной Церкви с толкованиями, составленное около 1793 г. преподобным Никодимом Святогорцем и монахом Агапием. Русский перевод "Пидалиона" готовится к изданию Издательским Домом "Святая Гора". — Прим. пер.

[147] Игра слов: άν ό πνευματικός χρησιμοποιη τούς κανόνες σάν κανόνια".

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Духовная борьба

На сайте allrefs.net читайте: "Духовная борьба"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Любовь духовника к исповедующемуся

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сила доброго помысла
— Геронда, в Ветхом Завете, в Четвертой Книге Маккавейской, говорится следующее: "Благочестивый помысл не искоренитель страстей, а их противник"[2]. Что это значит? — Смотри: стр

Помыслы "слева" — величайшая болезнь
— Геронда, когда мне предстоит упорядочить какую-нибудь проблему, я сильно беспокоюсь и не могу уснуть. — Твоя основная проблема — это многие помыслы. Если бы этих многих помыслов у тебя н

Добрые помыслы приносят человеку духовное здравие
— Геронда, каковы отличительные особенности слабого помысла? — Что ты имеешь в виду? Впервые слышу [о слабом помысле]. — Вы говорили, что, принимая помысл "слева" и обиж

Тот, кто имеет добрые помыслы, все видит добрым
Когда некоторые говорили мне, что соблазняются, видя в Церкви много неподобающего, я отвечал им так: "Если спросить муху, есть ли здесь в окрестностях цветы, то она ответит: "[Насчет цвет

Помыслы о святившегося человека и помыслы человека лукавого
— Геронда, понимает ли человек, который имеет святость, кто лукав [а кто нет]? — Да, он понимает как человека лукавого, так и человека святого. Он видит совершаемое кем-то зло, но одноврем

Помыслы человека — показатель его духовного состояния
— Геронда, отчего два человека на одну и ту же вещь смотрят неодинаково? — А разве все глаза видят одинаково ясно? Чтобы видеть ясно, чисто, надо иметь очень здоровые очи души. Ведь, если

Какие помыслы являются хульными
— Геронда, я не понимаю, когда помысл является хульным... — Когда нам на ум приходят скверные картины о Христе, Матери Божией, Святых, о чем-то божественном и святом или даже о нашем духов

Откуда происходят хульные помыслы
— Геронда, не могли бы Вы рассказать нам что-нибудь о добром равнодушии? — Доброе равнодушие необходимо человеку чрезмерно чувствительному, которого мучает разными помыслами тангалашка[16]

В каких случаях мы виновны в хульных помыслах сами
— Геронда, когда я испытываю приражение хульного помысла, но без сосложения с ним[20], то ложится ли на меня вина? — Если ты огорчаешься и не принимаешь этого помысла, то вины нет.

Доверие помыслу — начало прелести
— Геронда, я, когда рассержусь, становлюсь как бурный поток — не могу себя удержать. — А почему ты не можешь себя удержать? — Потому что верю своему помыслу. — Ну, раз та

Доверие помыслу приводит к душевным болезням
— Геронда, если человек мучается помыслом, что все вокруг якобы только им одним и заняты, то как ему этот помысл прогнать? — Этот помысл от лукавого, который стремится сделать человека бол

Причуды начинаются с помысла
— Геронда, откуда появляется брезгливость? — А чем ты брезгуешь? — Да всем чем угодно. — Ну, тогда тебе и будет попадаться все что угодно. И червячки в яблоках, и жучки в

Больные собственным воображением
Самая страшная болезнь — это когда человек поверил своему помыслу о том, что он чем-то болен. Этот помысл душит человека тревогой, расстраивает его, лишает аппетита и сна, заставляет принимать лека

Послушанием преодолевается все
— Геронда, как помочь человеку, который безосновательно подозревает, будто он чем-то болен? — Чтобы такой человек получил помощь, он должен иметь духовника, доверять ему и оказывать ему по

Возделывание добрых помыслов
— Геронда, добрые помыслы приходят сами собой или их нужно возделывать? — Их нужно возделывать. Надо следить за собой, контролировать себя, когда враг приносит тебе плохие, злые помыслы, н

Очищение ума и сердца
— Геронда, как приходит очищение ума и сердца? — Я уже говорил вам о том, что для того, чтобы ум и сердце очистились, человек должен не принимать тех лукавых помыслов, которые приносит ему

Ставьте вопросительные знаки после помыслов подозрительности
— Геронда, что поможет мне прогнать помыслы подозрительности? — [А ты уверена, что] все действительно обстоит так, как тебе это представляется? Раз ты обычно видишь во всем плохое, то посл

Собеседование с помыслами
— Геронда, когда ко мне приходит гордый помысл, я испытываю мучение. — Ты что, удерживаешь этот помысл в себе? — Да. — Зачем же ты его держишь? Закрывай перед ним дверь.

Сосложение с помыслом
— Геронда, почему в монастыре меня осаждают раз личные плохие помыслы, тогда как в миру со мной такого не происходило? Я что, сама попускаю им это? — Да нет же, глупенькая! Пускай себе при

Надо правильно расположить себя по отношению к несправедливости
— Геронда, когда со мной поступают несправедливо, мое сердце ожесточается. — Чтобы оно не ожесточалось, никогда не думай ни о том, что виноват тот, кто поступает с тобой несправедливо, ни

Радость от принятия несправедливости
— Геронда, чиста ли та радость, которую я испытываю, когда меня распекают за какую-нибудь мою вину? — Смотри, без ропота, но с радостью и словами: "Слава Тебе, Боже, так мне и надо!&q

Принятие несправедливости — прибыльное дело
— Геронда, бывает, что какая-нибудь сестра возводит на меня напраслину, а я не могу перенести этого [как должно] и охладеваю по отношению к ней. — Погоди немного! Чему учит нас Церковь? Ка

Вклад в небесную сокровищницу
— Геронда, я расстраиваюсь, что у других не складывается хорошего мнения обо мне. — Как хорошо, что ты мне об этом сказала! Начиная с сегодняшнего дня я буду молиться о том, чтобы у других

Святое притворство
— Геронда, сколько на Святой Горе отшельников?[41] — Не знаю. Говорят, что семь[42]. В последние годы найти тихое, безмолвное место для подвижничества стало очень нелегко. Поэтому, пока на

Самооправдание препятствует духовному преуспеянию
— Геронда, что имеют в виду, когда говорят, что в Священном Писании не встретишь самооправдания? — То, что самооправданию, некоторым образом, не находится оправдания. — А я, Герон

Причиной того, что человек оправдывает себя, является его эгоизм
— Геронда, если я не нахожу оправдания поступкам других, значит, у меня жестокое сердце? — Не находишь оправдания другим и находишь себе? Но тогда очень скоро и Христос не найдет для тебя

Тот, кто оправдывается, не может получить духовной помощи
Я заметил, что сегодня все — от мала до велика — оправдывают все с помощью какого-то сатанинского помысла. Диавол для них перетолковывает все на свой лад, и таким образом, эти люди выпадают из реал

Если ты не оправдываешь себя, тебя Бог оправдает
— Геронда, часто, когда мне делают замечание, я, думая, что нужно дать какие-то объяснения, начинаю: "Да, это так, однако не знаю, то ли вы подумали..." — Да зачем тебе все эти &

Кто исследует себя правильно, тот себя не оправдывает
— Геронда, отчего, даже чувствуя, понимая свою [духовную] слабость, я все равно оправдываюсь? — Ты оправдываешься как раз потому, что еще не почувствовала своей слабости. Если бы почувство

Самооправдание не приносит покоя душе
Душа того, кто оправдывает себя, не находит покоя. Такой человек лишен утешения. Сам-то он оправдывает свое "я", но вот оправдывает ли это "я" его самого? Его "я", его

Правосудие Божие
— Геронда, что такое правосудие Божие? — Правосудие Божие — это долготерпение, которое имеет в себе также смирение и любовь. Бог весьма справедлив, но Он и весьма сострадателен[56], и Его

То, на что монах имеет право, Христос сберегает для жизни иной
— Геронда, что значит "иметь право" на что-либо? — "Иметь право" — это мирская логика. Чем больше в человеке мирского, тем больше "прав" он имеет. Чем больше

Очищение сердца
— Геронда, Христос способен вместиться в сердце любого человека? — Христос-то вместиться способен, только вот люди не способны Его вместить, потому что не стараются исправиться. Чтобы Хрис

Избавление от греховной тьмы
— Геронда, если человек запачкает себя [грехами] после Святого Крещения, то это очень тяжко? — Зависит от того, насколько он себя запачкает. Один измажется весь с головы до ног, другой — з

Грехи по произволению
Нам следует быть очень внимательными к грехам по произволению, потому что наше произволение — это и есть то, на что обратит Свое внимание Бог [когда станет нас судить]. Грехи, которые мы совершили

Будем делать добро от любви ко Христу
— Геронда, когда я думаю о грядущих трудных годах, мной овладевает страх. — Чего ты боишься? Может быть, ты боишься попасть в ад и мучаться вместе с тангалашками? Я понимаю, если ты говори

Искушения в нашей жизни
Бог попускает искушения соответственно нашему духовному состоянию. В одном случае Он попускает нам совершить некую ошибку, к примеру, проявить небольшую невнимательность в чем-то, чтобы в следующий

У грешников есть много исходного материала для смирения
Те, кто прежде жили греховной жизнью, а впоследствии, покаявшись, начали жить духовно, должны с радостью принимать случающиеся с ними уничижения и скорби, потому что, принимая их, они расплачиваютс

Будем испытывать свою совесть
Благий Бог даровал первозданным людям совесть — первый божественный закон. Бог глубоко начертал совесть в человеческих сердцах, и с тех пор каждый наследует совесть от родителей. Если человек в чем

Заглушенная совесть
— Геронда, бывает, что мне говорят: "Это похотение сидит у тебя в подсознании, но ты его не осознаешь". Как мне его осознать? — Приглядевшись к себе, ты поймешь, что, даже говоря

Искаженная совесть
— Геронда, Вы часто говорите, что человек должен быть внимателен, чтобы не испортить, не исказить свою совесть. Каким образом совесть становится искаженной? — Успокаивая свой помысл, челов

Ложное не приносит человеку покоя
— Геронда, может ли помочь человеку молитва других, если, веря своему помыслу, он создал свой собственный мир? — Раз он создал свой собственный мир, то что ему за нужда в помощи... Человек

Неиспорченная совесть дает неложное извещение
Для человека нет ничего важнее, чем спокойная совесть. Если твоя совесть не обличает тебя в том, что ты мог сделать что-то еще и не сделал, то это великое дело. В этом случае человек имеет постоянн

Исследование себя
В армии, в Войсках Связи, у нас была сеть радиослежения, а у радистов были таблицы распознания [своих и чужих радиостанций]. Мы следили за радиостанциями и понимали, какая из них чужая, а какая — н

Опыт от наших падений
В исследовании самих себя вам будет очень полезно время от времени рассматривать свою жизнь: шаг за шагом, начиная с детского возраста. Это необходимо для того, чтобы видеть, где вы находились рань

Надо приковывать врага к одному месту и наносить ему удар
— Геронда, я еще не полюбила смирение, жертвенность, принятие несправедливости... — Дело обстоит не совсем так, как ты говоришь. Я [за тебя] не тревожусь, потому что вижу, что в тебе появи

Надо смотреться в других, как в зеркало
Человек видит себя лучше, когда он смотрится в других, как в зеркало. Каждого Бог наделил дарованием, необходимым для того, чтобы получить пользу, — независимо от того, использует человек это даров

Тот, кто познает себя по-настоящему, имеет смирение
— Геронда, я обычно обнаруживаю свою гордость задним числом, уже после того, как впадаю в этот грех. — Задача в том, чтобы ты увидела ее до падения. Если тебе говорят, что ты сделала что-т

Нам надо узнать, чем мы больны
— Геронда, я часто вижу недостатки других людей и осуждаю их. — А знаешь ли ты свою собственную болезнь? — Нет. — Вот потому-то ты и знаешь болезни других. Если бы ты вед

Признание своей ошибки
— Геронда, Авва Исаак говорит, что в молитве надо чувствовать себя подобно ребенку[75]. — Да, надо чувствовать себя ребенком, но ребенком непослушным. Надо осознавать, что ты огорчил своег

Осознание греховности и преуспеяние в борьбе
— Геронда, если человек не преуспевает в своей духовной борьбе, то правильно ли, если он говорит себе: "Какой ты есть, таким ты и останешься. Ничего лучшего я от тебя не жду". —

Надо смиренно просить милости Божией для нашего исправления
— Геронда, когда святые отцы говорят, что покаяние заключается в том, что человек принимает решение не повторять предшествующих грехов и скорбит о них, то это значит, что мы должны помнить о соверш

Печаль за наши согрешения
— Геронда, как человек может помочь себе не повторять совершенный им проступок? — Если человеку станет по-настоящему больно за свой проступок, то он его не повторит. Для того чтобы человек

Нам следует самоукорение, а не отчаяние
— Геронда, но разве легко глубоко осознать свою греховность, находясь в начале духовного пути? — Когда мы находимся в начале нашей духовной жизни, Бог по Своей любви не попускает нам осозн

Духовное делание с увеличительным стеклом
— Геронда, каким образом человек может постоянно видеть себя грешным? — Человек может видеть себя грешным, если он испытывает себя со вниманием. Чем с большим вниманием испытывает себя чел

Слезы покаяния
Покаяние — это крещение слезами. Каясь, человек проходит через новое крещение, возрождается. Апостол Петр своим отречением, в какой-то степени, предал Христа. Однако он "пла́кася го

Бесконечное рукоделие покаяния
— Геронда, что такое радостнотворный плач? — Радостнотворный плач — это радость, которая происходит оттого, что мы печалимся за какой-то сделанный нами грех. В радостнотворном плаче присут

Изменение жизни
Для того чтобы прекратить впадать в грех, человек должен стараться избегать всего того, что провоцирует его на этот грех. К примеру, если пьяница хочет получить помощь и бросить пить, то он не долж

Вынужденное покаяние
— Геронда, авва Исаак пишет: "Всякое покаяние, совершаемое без произволения, не содержит в себе радости, а также не считается достойным воздаяния"[95]. Каким образом человек может каяться

Покаяние приносит человеку божественное утешение
— Геронда, что такое божественное утешение? — Что такое божественное утешение? Чтобы вы лучше поняли это, приведу один пример. Скажем, ребенок портит недорогую вещь, к примеру, ломает како

Те, кто занимаются колдовством, придумывают и много лжи
— Геронда, получают ли колдуны какие-то откровения о человеке, о происходящих событиях и т.п.? — Бывает, что они узнают о чем-то от диавола, однако и сами выдумывают много различной лжи. Т

Бесовские колдовские действия
— Геронда, что Вы сказали школьникам, которые приходили сегодня и рассказывали Вам, что они вызывали духа? — Что им было говорить? Первым делом я задал им хорошую взбучку! Ведь все то, что

Диавол никогда не может сделать добра
— Геронда, а может ли колдун исцелить больного? — Чтобы колдун исцелил больного? Человека, которого мучает бес, колдун может "исцелить" — посылая этого беса к другому человеку. В

В каком случае колдовство имеет силу
— Геронда, в каком случае колдовство имеет силу? — Раз колдовство подействовало, значит, человек дал диаволу права над собой. То есть он дал диаволу какой-то серьезный повод и потом не упо

Каким образом может быть разрушено колдовство
— Геронда, если колдовство подействовало на человека, возымело над ним силу, то как от него освободиться? — Освободиться от колдовства можно с помощью покаяния и исповеди. Потому что прежд

Сотрудничество колдунов и бесов
— Геронда, а разве человек, имеющий святость, не может помочь какому-то колдуну? — Да как же он ему поможет? Тут вон говоришь человеку, у которого есть немного страха Божиего, чтобы он был

Имея диаволъскую гордость, человек может стать одержимым
Тот, у кого много гордости, — человек помраченный Его голова затуманена, словно задымлена выхлопными газами. Он совершает грубые грехи и не понимает этого "Я, — заявил мне один такой человек,

Бесноватый реагирует на любую святыню
— Геронда, а как можно понять, что с человеком: беснование или душевное заболевание? — Это может понять даже простой благоговейный врач. Люди, страдающие от беса, приближаясь к святыне, во

Не придавайте значения словам бесноватого человека
— Геронда, на что нужно обращать внимание, беседуя с бесноватым? — Нужно творить Иисусову молитву и вести себя с таким человеком по-доброму. — Геронда, а помнят ли бесноватые то,

Помощь бесноватым
— Геронда, где-то написано, что диавол вселяется в сердце бесноватого человека, однако не хочет, чтобы тот знал об этом и начал бороться с ним с помощью Иисусовой молитвы. Это действительно так?

Об отчитке
— Геронда, сегодня к нам в монастырь привезли бесноватую женщину и попросили позвать священника, чтобы он прочитал над ней заклинательные молитвы. Что нам надо было делать? — В этом случае

У бесноватых мученическая жизнь
Что ни говори, а те, кто имеют в себе беса, очень страдают. Ведь такие люди смиряются, однако и мучаются от диавола! Однажды в монастыре Ставроникита я встретил двадцатитрехлетнего парня, одержимог

Подвижничество и прелесть
— Геронда, я боюсь прелести. — Правильно делаешь. Тот, кто боится прелести, не впадает в прелесть, потому что такой человек, будучи внимательным, исповедует [Старцу] все свои помыслы. Он н

Внимание к воображению
— Геронда, Вы говорили, что во время молитвы нашему уму следует избегать различных картин из жизни Христа и тому подобного. Для чего таких картин должно избегать? — Для того, чтобы диавол

Диавол является в виде ангела света
Если человек, не испытавший высшей райской радости, — то есть не имеющий духовного опыта [божественных посещений] — невнимателен, то он может легко впасть в прелесть. Диавол лукав. Он слегка раздра

Сны лживы
— Геронда, меня мучают грязные сны... — Увидев грязный сон, никогда не нужно вспоминать, что и как ты видела. Ведь если лукавый не смог искусить тебя днем, он придет ночью. Иногда и Бог по

Внимание к видениям
— Геронда, что отвечать людям, которые рассказывают нам о бывших им видениях, о том, что они видели такого-то святого, или о чем-то подобном? — Лучше советуйте таким людям быть осторожными

Отличительные черты прельщенного человека
— Геронда, а как можно понять, что человек находится в прелести? — Это можно понять даже по его внешнему виду. Человек прельщенный внешне облачен в некое ложное "бесстрастие". Он

Прелесть и сумасшествие
— Геронда, человек, находящийся в прелести, болен и какой-то душевной болезнью? — Не всегда. Прелесть — это одно; душевное заболевание — другое. Некоторые люди просто впадают в прелесть. Д

Надо быть внимательным с прельщенными
[В миру] есть два-три духовника, у которых небольшое благоговение сочетается с непорядком в голове. Эти духовники морочат людям голову. И всем-то они ставят диагноз беснования. Они никого не слушаю

Дешевые дарования прельщенных
— Геронда, а почему, имея какую-то проблему, люди часто прибегают к прельщенным? — Потому, что дарования диавола дешевы и их легко приобрести. Ведь прельщенные не требуют от тех, кто к ним

Исправление прельщенного
— Геронда, а что поможет человеку, имеющему какие-то прельщенные идеи, вернуться в нормальное состояние? — Ему поможет осознание своего никуда не годного состояния, исповедование духовнику

Индуизм причинил много зла
Индийцы — народ умный. Они [не удовлетворяются земным], их беспокоит то, что лежит за пределами естества. И они наделены богатым сердцем. Но, несмотря на это, они занимаются якобы философией, преле

Как обольщаются люди
— Геронда, когда перед Вторым Пришествием на Землю придут пророки Илья и Енох для проповеди покаяния, то поймет ли мир их проповедь, придет ли он в чувство? — Те, у кого есть доброе распол

Возвращение в Православие
Нынешние странные люди находят удовлетворение в том, что странно, а не в том, что правильно. К примеру, они едут в Индию, которая находится на другом краю земли и которая известна своим колдовством

С помощью исповеди человек освобождается
— Геронда, в первые годы христианства все члены Церкви совершали исповедь прилюдно. Есть ли польза от такой прилюдной исповеди? — Первые годы христианства — это одно, а наши с вами годы —

Бог хочет, чтобы человек исправлялся посредством человека
— Геронда, когда я сталкиваюсь с каким-то затруднением и молюсь о том, чтобы оно разрешилось, как мне понять, в чем состоит воля Божия? — Воля Божия подобным образом не отыскивается. Лучше

В духовной жизни необходим духовный руководитель
Сегодня самое необходимое для людей — это найти духовника, исповедоваться ему, доверять ему и советоваться с ним. Если, имея духовника, люди устраивают свою жизнь так, чтобы в ней находилось место

Посылайте людей к духовнику
— Геронда, часто люди, которые приходят к нам в монастырь, видят, что мы одеты в рясы, и это располагает их говорить нам о своей боли, о своих проблемах — даже исповедоваться. Как нам относиться к

Духовник в семье
— Геронда, какие книги способны помочь супругам? — Супругам поможет вот что: ни один из них не должен себя оправдывать. Если каждый из супругов оправдывает себя, то — сколько бы духовных к

Смена духовника
— Геронда, если человек по какой-то причине вынужден сменить духовника, то ему снова нужно исповедовать новому духовнику те грехи, которые он ранее исповедовал старому? — Хорошо, если чело

Надо перебинтовывать свою рану
— Геронда, когда в моей духовной борьбе случаются падения, я начинаю паниковать. — Не бойся. Борьба есть борьба. И раны в этой борьбе тоже будут. Эти раны исцеляются исповедью. Ведь солдат

Необходимость исповеди
— Геронда, преподобный Марк Подвижник говорит: "Знаток дела, познавший истину, исповедуется Богу не воспоминанием о том, что наделано, а терпением того, что постигает его"[138]. Что он им

Правильная исповедь
— Почему иногда мы не совершаем необходимой борьбы для того, чтобы исправиться, несмотря на то что нас обличает совесть? — Это может случиться и от какого-то душевного надлома. Если челове

Оправдывая себя во время исповеди, мы отяжеляем свою совесть
— Геронда, если во время исповеди кающийся не чувствует той боли, которую он ощущал, совершив грех, значит, у него нет действительного покаяния? — Если с того момента, как он совершил этот

После исповеди
— Геронда, оправдано ли после исповеди ощущать на душе какую-то тяжесть? — Зачем ощущать какую-то тяжесть? Правильной исповедью все старое стирается. Открываются новые "кредитные книг

Доверие духовнику
— Геронда, если духовник отругает человека за какой-то грех и тот, сильно расстроившись от этого, впадет в печаль, в этом есть эгоизм? — Да уж конечно, тут не обходится без эгоизма. Если у

Правильная связь с духовником
Духовный человек, желая кому-то помочь, старается связать его не с самим собой, а со Христом. Если ему удалось это сделать, то он радуется, а тот, кого он связал со Христом, подвизается ради Христа

Необходимость в хороших духовниках
Нынешние люди устали; грехом и эгоизмом они доведены до одурения и помрачения. Поэтому сейчас — больше чем в какую-либо другую эпоху — мы испытываем необходимость в хороших и опытных духовниках, ко

Рассуждение и опыт духовника
— Геронда, как Вы считаете, в нашу эпоху, когда в мир вошло столько греха, не является ли духовническое служение подчас нелегким? — Да, является. Поэтому хорошо, если вначале духовник стар

То, как часто верующий причащается, определяет его духовник
— Геронда, апостол Павел пишет: "Яды́й бо́ и пия́й недосто́йне, су́д себе́ я́ст и пие́т, не разсужда́я Те́ла Госпо́дня"[144].

Разрешительная молитва
Некоторые духовники имеют следующий "типикон": в случаях, когда исповедовавшемуся нельзя причащаться, они не читают над ним разрешительную молитву. Некоторые духовники даже говорят. "

Умение обращаться с душой — дело тонкое
— Геронда, как можно помочь людям, обладающим трудным, неподатливым, "кособоким" характером? — Будучи плотником, я работали с перекошенными, "кособокими" досками и брус

Не будем давать человеку успокаиваться в своих страстях
— Геронда, если какая-то женщина скажет нам: "Мой духовник меня не понял", что следует ей ответить? — Ответьте ей: "Может быть, это ты сама не дала духовнику тебя понять? Мо

Как относиться к людям, впавшим в отчаяние
Как-то раз ко мне пришел один взбудораженный юноша и сказал: "Геронда, я не в состоянии исправиться. Мой духовник сказал мне: "Это все у тебя наследственное..."" От таких слов ю

К бесстыдным нужно относиться строго, к любочестным — снисходительно
Если человек, имея благое произволение, не получил помощь в детском возрасте, то сказать ему о том добром, что ты видишь в нем [что-то доброе], не будет угодничеством и лестью. Ведь от этого челове

Доброта вредит нераскаянному человеку
— Геронда, помню, как-то Вы меня так отругали... — Если понадобится, я тебя еще раз отругаю, чтобы мы все вместе пошли в Рай. Но уж на этот раз я приму драконовые меры!.. Ведь у меня какой

Уважение к чужой свободе
— Геронда, возможно ли, чтобы человек сознательно скрывал свое падение от духовника? — Да, такое возможно, но и в том случае, если духовник знает или догадывается о его падении, нет смысла

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги