рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

То, на что монах имеет право, Христос сберегает для жизни иной

То, на что монах имеет право, Христос сберегает для жизни иной - раздел Религия, Духовная борьба — Геронда, Что Значит "иметь Право" На Что-Либо? — "и...

— Геронда, что значит "иметь право" на что-либо?

— "Иметь право" — это мирская логика. Чем больше в человеке мирского, тем больше "прав" он имеет. Чем больше в нем духовного, тем меньшими он обладает правами. Особенно монах — у него есть одни лишь обязанности, он не имеет права ни на что. Я хочу сказать, что монах не должен иметь ни к кому никаких притязаний. Ради Христовой любви монах отказался от всего, поэтому, если он стремится иметь в этой жизни какие-то права, это полная ошибка. Ведя себя таким образом, монах оскорбляет Христа, оскорбляет монашество. Люди мира сего "имеют право" на многое — на то они и мирские. Но то, на что имеет право монах — да и просто человек духовный, — сберегает для будущей жизни Христос.

Тенденция "имею право" видна сегодня не только почти во всей [мирской] молодежи, но и среди молодых монахов. Некоторые из них не знают ни того, зачем они стали монахами, ни того, что такое монашество вообще. Поэтому они и носят в себе это "имею право", обладают мирским, духом, [духовно] необъяснимой логикой, человеческой справедливостью — по отношению ко всему. Эта человеческая справедливость, начавшаяся с европейского духа, проникла уже и в монашество.

В нынешнюю эпоху в монашестве нередко можно встретить такой дух: "Я не делаю своему ближнему никаких неприятностей и не хочу, чтобы он доставлял неприятности мне. Я ведь его не обижаю, у меня все в порядке". Или как говорят некоторые монахи: "Я свою работу сделал: где должен был помочь — помог, все, что надо было закончить, — закончил. У меня все в порядке. А что другая работа? Она не моя. Я ухожу — иду в келью совершать свое монашеское правило". Такие люди не задумываются о том, что их брат немощен или у него болит голова, и поэтому он не может выполнить какую-то работу или же работает меньше, потому что был на всенощном бдении и вернулся сильно уставшим. Или же говорят так: "Это моя порция пищи. Я имею на нее право", не думая о том, что их ближний более слаб или же его организм потребляет больше энергии и он нуждается в усиленном питании. В результате всего этого, [телесно] находясь в духовной среде, они доходят до того, что имеют мирской образ мышления и становятся безупречными людьми... мира сего. Знаете, каково видеть людей духовных, но относящихся ко всему по-мирски? То есть я заметил, что многие из монахов — кто больше, кто меньше, — постясь, молясь, ходя на службу, исполняя положенное послушание, нося монашеские одежды, живя по монашескому распорядку, относятся ко всему не духовно, а по-мирски. Они следят, как бы им не сказали обидного слова, как бы к ним не отнеслись несправедливо. То есть эти монахи находятся в рамках мирской справедливости, некоторые не дорастают даже до нее. И вот попробуй-ка теперь прийти с ними к духовному взаимопониманию! Эти монахи стараются устроить все так, чтобы в будущем облегчить Христу бухгалтерские расчеты с собой [чтобы Он не остался у них в долгу]! Притом, что Христос смотрит на степень несправедливости, которую претерпевает каждый человек, и на степень его жертвенности для того, чтобы воздать ему соответствующую мзду, эти люди желают сами произвести [для Христа] расчеты [своих заслуг].

Я возмущен вообще тем образом мыслей, который вижу у некоторых современных монахов. Ну совершенно человеческая справедливость! Однако как человеческая справедливость укладывается в жизнь духовную? На человеческой правде далеко не уедешь, даже в жизни мирской — что уж говорить о жизни духовной! Когда я жил в общежительном монастыре, все тамошние насельники то и дело старались пойти на какую-нибудь жертву. Этот дух царил везде: за работой, на трапезе. Думали сначала о своем ближнем и поэтому жили, словно в Раю. К примеру, сидя за трапезой, монах старался съесть поменьше, чтобы другому досталось побольше. Даже если сам он не отличался богатырским здоровьем, то не придавал этому значения. Такого монаха не заботило, здоров или немощен его ближний. Монах [просто] жертвовал собой. Он не пользовался даже своей способностью к суждению и не говорил: "Если брат съест больше нормы, ему это повредит". Однако с той самой минуты, когда монаха начинает заботить то, как бы его не обидели, как бы ему не перетрудиться, как бы не пропал его труд, — он словно перестает верить в то, что есть Бог, что существует жизнь иная, что каждого ждет грядущий Суд и божественное воздаяние. Да хотя бы он потрудился немного больше [других] — этот труд тоже не будет напрасным. Напрасным бывает лишь труд животных. Но даже и эти несчастные создания жертвуют собой ради нас! И это несмотря на то, что мучаются они по нашей вине. Ведь после преступления праотцев природа стонет вместе с человеком, сострадает ему. Как это страшно! Посмотрите, как мучаются дикие животные, которых ранят охотники! Искалеченные, с поломанными ногами, они не могут убежать от крупных хищных зверей, которые их терзают и пожирают. И при этом несчастные не имеют ни малейшего воздаяния! Если человек не понимает этого, то он не человек. Бог дал ему разум как раз для этого: чтобы он совершал им правильную работу и находил свой путь. Я говорю сейчас не о том, чтобы вы выжимали из себя последние соки, но о том, чтобы вы имели любочестие.

— То есть, Геронда, Вы хотите, чтобы наши сердца трепетали от горячего желания принести ближнему облегчение и успокоение...

— Да, потому что, стараясь облегчить участь ближнего, доставить ему покой и при этом всецело предавая себя в руки Божии, ты не выбиваешься из сил. Но вот если, выбившись из сил, ты скажешь об этом [другим], то все твои труды идут насмарку. Что, думаешь, Христос наградит тебя за то, что ты жалуешься на свою горькую участь? [Если и "наградит", то] разве что оплеухой.

Насколько возможно, старайтесь совершать ту работу, о которой я говорю. Это и есть то духовное делание, которым вы должны заниматься. Для того, кто не совершает этого делания, не будет пользы даже от аскетических подвигов, потому что его радиостанция работает не на той частоте, что радиостанция Бога. А коли так, то и все остальное идет насмарку: и поклоны, и посты... Я не говорю, что всего этого делать не нужно, но не следует думать, что, если мы выполняем все эти подвиги, у нас все в порядке.

 

Люди создали себе другое "евангелие"

— Геронда, в каком случае человек может называться справедливым?

— С мирской точки зрения справедлив тот человек, суждение которого основано на человеческой справедливости. Однако совершенен человек, который справедлив не по [законам] человеческой справедливости, но по Божественной правде. В этом случае его благословляет Бог. Никогда не примешивая к своим действиям своего "я" и собственной выгоды, я, можно сказать, вынуждаю Бога ниспослать мне Божественную Благодать.

Любая, даже самая совершенная человеческая правда всегда имеет в себе человеческие начала. И пока в человеке духовном жива правда человеческая, Дух старается исторгнуть из него эту правду — как чужеродное тело, а человек бьется, то побеждая, то побеждаясь, и душевно выбивается из сил. Однако, стяжав Божественную правду, человек очищается[57] и приемлет Божественное просвещение.

— Геронда, если я скажу человеку, который утверждает, что его несправедливо обидели, о том, что существует Божественная справедливость, помогут ли ему эти слова?

— Нет, лучше скажи ему так: "Взгляни на происходящее духовно, как заповедует Евангелие". Ведь если ты скажешь ему о том, что существует Божественная справедливость, то он и вправду поверит, что другие его обидели, тогда как на самом деле, возможно, он сам обидел их.

Нет, правда, у меня болит душа. Я был знаком с человеком, который регулярно ходил в храм, постился, выполнял другие положенные христианину действия и думал о себе, что живет духовно. Притом, что у него было пять квартир, две зарплаты и ни одного ребенка, он не давал бедным ни драхмы милостыни. "Ну ладно, — сказал я ему, — ведь у тебя столько неимущих родственников. Почему же ты не поможешь им? Что ты будешь делать с такой уймой денег? Раздай их вдовам, сиротам..." И знаете, что он мне на это ответил? "Так что же, — говорит, — раз моя сестра вдова, то получается, я не должен брать с нее денег за квартиру?" Когда я это услышал, у меня кровь прихлынула к голове! Вот она — правда мира сего! "Раз дети, которым нечего есть, не мои, а чужие, — думает человек такого склада, — то я за них ответственности не несу. Я никого не обижаю. Да Боже меня упаси, чтобы я кого-то обидел!" Такие люди находят способ успокаивать свой помысл, однако они не имеют настоящего успокоения. Руководствуясь человеческой логикой, мирской справедливостью, эти люди остаются равнодушными — в то время как на их глазах творится что-то серьезное [требующее их участия]. Как же они почувствуют после этого что-то духовное? Есть люди, которые могут пожертвовать кому-то целый дом, но в то же время, если кто-то задолжает им плату за квартиру, они подают на него в суд. Как вы это можете объяснить?

— Геронда, это объясняется правдой человеческой?

— Это даже и не правда человеческая. У таких людей и человеческой-то правды — кот наплакал. С одной стороны, жертвуют кому-то сто тысяч драхм, а с другой — из-за тысячи драхм торгуются с таксистом и тащат его в полицию. Ну как вы это объясните?

— Может быть, Геронда, у них не все в порядке с головой?

— Нет, с головой у них как раз все в порядке.

— Может быть, Геронда, они дают милостыню с гордостью, чтобы испытать от этого удовлетворение собой?

— Ага, вот в этом-то все и дело! Они жертвуют много с гордостью и делают это не во славу Божию, а для того, чтобы прославиться самим. Такие люди могут пожертвовать другим даже все, что у них есть, однако любви они не имеют.

Сегодня [среди людей] есть некий порочный дух. Даже духовные люди стремятся к юридической справедливости и при этом еще утверждают, что веруют в Бога. "Ты имеешь право на то, я имею право на се..." О, если бы среди людей не было этого "евангелия здравого смысла", чудовищного "здравого смысла"! "Пусть меня не считают за дурачка", — говорят такие люди. Вы знаете, что христиане доходят до того, что подают [друг на друга] в суд? Они не должны были бы обращаться в суд, даже если бы правда была на их стороне, — тем паче, если они не правы! Вот поэтому некоторые и теряют веру — по вине таких христиан. Люди видят, что кто-то ни в церковь не ходит, ни бдений не совершает, а, тем не менее, не доходит до такого, как какой-нибудь христианин, который посещает храм, бывает на всенощных бдениях, совершает все, что положено, и при этом тащит в суд какого-нибудь бедняка за то, что тот должен ему немного денег. И делает это только и только для того, чтобы "отстоять свои права". Я спросил одного человека, который собирался подать в суд на того, кто задолжал ему некую сумму: "Ты что, терпишь нужду? Или у тебя больше детей [чем у твоего должника]? Или, может быть, твоя жена настаивает на том, чтобы ты подавал в суд, и поэтому ты находишься в затруднительном положении?" — "Нет, — отвечает, — я делаю это для того, чтобы добиться справедливости".

Что тут скажешь! Конечно, сыграло свою роль и то воспитание, которое некоторые получили в детстве в определенных околоцерковных кругах. Вот уже много лет у меня из памяти не выходит такой случай. В одном Доме ребенка несли послушание сестер милосердия девушки из одного христианского сестричества, в котором давали обет не выходить замуж. Как-то один малыш заболел, и ему понадобилось сделать обследование, связанное с радиационным облучением. Врач попросил сестер прийти ему помочь, однако ни одна из сестричества даже не пошелохнулась — побоялись радиации. Но начнем с того, что раз они дали обет не выходить замуж, то вопрос вообще не требовал обсуждения. Если бы они собирались замуж, то еще ладно, страх был бы как-то оправдан. Но ведь они были людьми духовными, и поэтому им следовало проявить жертвенность даже в том случае, если бы они собирались создавать семьи. Было бы [духовно] правильно, если бы эти сестры поругались, отстаивая свое право пожертвовать собой. Но тогда дело кончилось тем, что на помощь врачу поспешила другая медсестра — не из сестричества. Эта девушка не только не жила жизнью духовной, но и собиралась замуж, однако ей стало жаль малыша.

И хуже всего то, что таких людей не мучает совесть за подобное, поскольку они говорят: "Все это [самопожертвование] не для нас. Мы живем для духовных занятий". У них может даже возникнуть и такой помысл: "Ну что же: кому-то по душе жертвовать собой, а мне вот больше нравится спокойная безмятежная жизнь...". Иногда они даже могут осуждать того, кто приносит себя в жертву, и говорить, что он не достиг духовного состояния. Но Христос почивает там, где благородство и великодушие, там, где дух жертвенности, неброскость и желание оставаться в безвестности.

— Геронда, если видишь человека в затруднительном положении, то разве не нужно спешить ему на помощь — независимо от того, устал ли ты сам или болен?

— Да, конечно! Но, знаете, я заметил, что многие духовные люди взрастили в себе мирское мудрование. Они создали свое собственное мирское "евангелие" — "евангелие", сшитое по их меркам. "Христианин, — говорят такие люди, — должен иметь чувство собственного достоинства, ему нельзя ударить в грязь лицом, нельзя показаться дурачком". То есть такие люди ко всему относятся с мирской логикой и правдой. "Я имею на это право! — говорит такой человек. — Я его не обижаю и не хочу, чтобы он обижал меня!" И при этом помысл успокаивает его тем, что он прав. В таком человеке видны все проявления правды мирской. Любочестия у него нет, жертвенности у него нет — ничего у него нет. Он создал свое собственное "евангелие" и не имеет с Богом ни малейшего родства. Э, ну так разве может его после всего этого осенить Божественная Благодать?

Когда я служил в армии, один радист с военного аэродрома приходил к нам в часть за позывными[58], и мы с ним общались. В миру он получил богословское образование, а в части даже произносил [перед сослуживцами] проповеди. Однако все звали его "Иезуит"[59], потому что он не только ни в чем не жертвовал собой, но не хотел просто помочь другому даже малостью. Иногда я его просил: "Ты ведь все равно идешь на аэродром, будь добр, захвати вот эти позывные для такого-то радиста". Но он ни в какую не соглашался. "Нет, — говорил, — я ходил за своими позывными, а он пусть идет за своими". Он успокаивал свой помысл тем, что не поступает в отношении другого несправедливо. Но ведь Христос говорит, что надо идти с кем-то два поприща, если тебя не просто просят, но и принуждают к тому, чтобы пройти одно[60]. Он не говорит: "Если кто-то просто попросит у тебя рубашку, то отдай ему и верхнюю одежду", но заповедует: "Кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, то отдай ему и верхнюю одежду"[61]. Христос дает нам такую заповедь, а человек, считающий себя духовным, говорит: "Я сходил за своими, а он пусть идет за своими"? То есть он все равно что говорит: "Нашли дурачка! Меня просят об одной версте, а я что, должен идти целых две?" Ну так что же, как после этого Благодать Божия приблизится к такому человеку? А вот если кто-то [действительно] применяет к себе эту евангельскую заповедь и, в то время как его принуждают пройти одно поприще, идет больше, то потом начинает работать Христос. И тот, кто заставлял этого человека идти [вместе с ним], духовно изменяется и с удивлением чешет в затылке: "Ну, — говорит, — дела! Я-то его припряг только на одну версту, а он гляди в какую даль унесся! Вот это доброта!"

Если бы у Христа была та мирская логика, которая присутствует сегодня у многих "духовных" людей, то Он не оставил бы Своего Небесного Престола, чтобы снизойти на землю, пострадать и претерпеть распятие от нас — окаянных людей. Однако в этом — по человечеству — "неуспехе" Христа была сокрыта тайна спасения всех людей. Ведь чего только Он не перенес ради нашего спасения! Он умалил Себя до такой степени, что люди заушали Его и говорили: "Прореки, кто ударил Тебя?" То есть евреи нашли себе забаву, издеваясь над Христом! Знаешь, как мне было горько, когда, будучи маленьким, я видел, как другие ребята играют в чижа? И евреи затеяли ту же игру... со Христом! "Прорцы́, кто́ е́сть ударе́й Тя́?"[62]. О, как это страшно! А мы стремимся к христианству без распятия, к "христианству сиюминутного воскресения". Мы переделываем христианство, монашество так, как нам хочется. Мы не желаем ни в чем себя ограничивать.

 

Однако, для того чтобы пережить сверхъестественное, мы должны жить сверх естества.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Духовная борьба

На сайте allrefs.net читайте: "Духовная борьба"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: То, на что монах имеет право, Христос сберегает для жизни иной

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сила доброго помысла
— Геронда, в Ветхом Завете, в Четвертой Книге Маккавейской, говорится следующее: "Благочестивый помысл не искоренитель страстей, а их противник"[2]. Что это значит? — Смотри: стр

Помыслы "слева" — величайшая болезнь
— Геронда, когда мне предстоит упорядочить какую-нибудь проблему, я сильно беспокоюсь и не могу уснуть. — Твоя основная проблема — это многие помыслы. Если бы этих многих помыслов у тебя н

Добрые помыслы приносят человеку духовное здравие
— Геронда, каковы отличительные особенности слабого помысла? — Что ты имеешь в виду? Впервые слышу [о слабом помысле]. — Вы говорили, что, принимая помысл "слева" и обиж

Тот, кто имеет добрые помыслы, все видит добрым
Когда некоторые говорили мне, что соблазняются, видя в Церкви много неподобающего, я отвечал им так: "Если спросить муху, есть ли здесь в окрестностях цветы, то она ответит: "[Насчет цвет

Помыслы о святившегося человека и помыслы человека лукавого
— Геронда, понимает ли человек, который имеет святость, кто лукав [а кто нет]? — Да, он понимает как человека лукавого, так и человека святого. Он видит совершаемое кем-то зло, но одноврем

Помыслы человека — показатель его духовного состояния
— Геронда, отчего два человека на одну и ту же вещь смотрят неодинаково? — А разве все глаза видят одинаково ясно? Чтобы видеть ясно, чисто, надо иметь очень здоровые очи души. Ведь, если

Какие помыслы являются хульными
— Геронда, я не понимаю, когда помысл является хульным... — Когда нам на ум приходят скверные картины о Христе, Матери Божией, Святых, о чем-то божественном и святом или даже о нашем духов

Откуда происходят хульные помыслы
— Геронда, не могли бы Вы рассказать нам что-нибудь о добром равнодушии? — Доброе равнодушие необходимо человеку чрезмерно чувствительному, которого мучает разными помыслами тангалашка[16]

В каких случаях мы виновны в хульных помыслах сами
— Геронда, когда я испытываю приражение хульного помысла, но без сосложения с ним[20], то ложится ли на меня вина? — Если ты огорчаешься и не принимаешь этого помысла, то вины нет.

Доверие помыслу — начало прелести
— Геронда, я, когда рассержусь, становлюсь как бурный поток — не могу себя удержать. — А почему ты не можешь себя удержать? — Потому что верю своему помыслу. — Ну, раз та

Доверие помыслу приводит к душевным болезням
— Геронда, если человек мучается помыслом, что все вокруг якобы только им одним и заняты, то как ему этот помысл прогнать? — Этот помысл от лукавого, который стремится сделать человека бол

Причуды начинаются с помысла
— Геронда, откуда появляется брезгливость? — А чем ты брезгуешь? — Да всем чем угодно. — Ну, тогда тебе и будет попадаться все что угодно. И червячки в яблоках, и жучки в

Больные собственным воображением
Самая страшная болезнь — это когда человек поверил своему помыслу о том, что он чем-то болен. Этот помысл душит человека тревогой, расстраивает его, лишает аппетита и сна, заставляет принимать лека

Послушанием преодолевается все
— Геронда, как помочь человеку, который безосновательно подозревает, будто он чем-то болен? — Чтобы такой человек получил помощь, он должен иметь духовника, доверять ему и оказывать ему по

Возделывание добрых помыслов
— Геронда, добрые помыслы приходят сами собой или их нужно возделывать? — Их нужно возделывать. Надо следить за собой, контролировать себя, когда враг приносит тебе плохие, злые помыслы, н

Очищение ума и сердца
— Геронда, как приходит очищение ума и сердца? — Я уже говорил вам о том, что для того, чтобы ум и сердце очистились, человек должен не принимать тех лукавых помыслов, которые приносит ему

Ставьте вопросительные знаки после помыслов подозрительности
— Геронда, что поможет мне прогнать помыслы подозрительности? — [А ты уверена, что] все действительно обстоит так, как тебе это представляется? Раз ты обычно видишь во всем плохое, то посл

Собеседование с помыслами
— Геронда, когда ко мне приходит гордый помысл, я испытываю мучение. — Ты что, удерживаешь этот помысл в себе? — Да. — Зачем же ты его держишь? Закрывай перед ним дверь.

Сосложение с помыслом
— Геронда, почему в монастыре меня осаждают раз личные плохие помыслы, тогда как в миру со мной такого не происходило? Я что, сама попускаю им это? — Да нет же, глупенькая! Пускай себе при

Надо правильно расположить себя по отношению к несправедливости
— Геронда, когда со мной поступают несправедливо, мое сердце ожесточается. — Чтобы оно не ожесточалось, никогда не думай ни о том, что виноват тот, кто поступает с тобой несправедливо, ни

Радость от принятия несправедливости
— Геронда, чиста ли та радость, которую я испытываю, когда меня распекают за какую-нибудь мою вину? — Смотри, без ропота, но с радостью и словами: "Слава Тебе, Боже, так мне и надо!&q

Принятие несправедливости — прибыльное дело
— Геронда, бывает, что какая-нибудь сестра возводит на меня напраслину, а я не могу перенести этого [как должно] и охладеваю по отношению к ней. — Погоди немного! Чему учит нас Церковь? Ка

Вклад в небесную сокровищницу
— Геронда, я расстраиваюсь, что у других не складывается хорошего мнения обо мне. — Как хорошо, что ты мне об этом сказала! Начиная с сегодняшнего дня я буду молиться о том, чтобы у других

Святое притворство
— Геронда, сколько на Святой Горе отшельников?[41] — Не знаю. Говорят, что семь[42]. В последние годы найти тихое, безмолвное место для подвижничества стало очень нелегко. Поэтому, пока на

Самооправдание препятствует духовному преуспеянию
— Геронда, что имеют в виду, когда говорят, что в Священном Писании не встретишь самооправдания? — То, что самооправданию, некоторым образом, не находится оправдания. — А я, Герон

Причиной того, что человек оправдывает себя, является его эгоизм
— Геронда, если я не нахожу оправдания поступкам других, значит, у меня жестокое сердце? — Не находишь оправдания другим и находишь себе? Но тогда очень скоро и Христос не найдет для тебя

Тот, кто оправдывается, не может получить духовной помощи
Я заметил, что сегодня все — от мала до велика — оправдывают все с помощью какого-то сатанинского помысла. Диавол для них перетолковывает все на свой лад, и таким образом, эти люди выпадают из реал

Если ты не оправдываешь себя, тебя Бог оправдает
— Геронда, часто, когда мне делают замечание, я, думая, что нужно дать какие-то объяснения, начинаю: "Да, это так, однако не знаю, то ли вы подумали..." — Да зачем тебе все эти &

Кто исследует себя правильно, тот себя не оправдывает
— Геронда, отчего, даже чувствуя, понимая свою [духовную] слабость, я все равно оправдываюсь? — Ты оправдываешься как раз потому, что еще не почувствовала своей слабости. Если бы почувство

Самооправдание не приносит покоя душе
Душа того, кто оправдывает себя, не находит покоя. Такой человек лишен утешения. Сам-то он оправдывает свое "я", но вот оправдывает ли это "я" его самого? Его "я", его

Правосудие Божие
— Геронда, что такое правосудие Божие? — Правосудие Божие — это долготерпение, которое имеет в себе также смирение и любовь. Бог весьма справедлив, но Он и весьма сострадателен[56], и Его

Очищение сердца
— Геронда, Христос способен вместиться в сердце любого человека? — Христос-то вместиться способен, только вот люди не способны Его вместить, потому что не стараются исправиться. Чтобы Хрис

Избавление от греховной тьмы
— Геронда, если человек запачкает себя [грехами] после Святого Крещения, то это очень тяжко? — Зависит от того, насколько он себя запачкает. Один измажется весь с головы до ног, другой — з

Грехи по произволению
Нам следует быть очень внимательными к грехам по произволению, потому что наше произволение — это и есть то, на что обратит Свое внимание Бог [когда станет нас судить]. Грехи, которые мы совершили

Будем делать добро от любви ко Христу
— Геронда, когда я думаю о грядущих трудных годах, мной овладевает страх. — Чего ты боишься? Может быть, ты боишься попасть в ад и мучаться вместе с тангалашками? Я понимаю, если ты говори

Искушения в нашей жизни
Бог попускает искушения соответственно нашему духовному состоянию. В одном случае Он попускает нам совершить некую ошибку, к примеру, проявить небольшую невнимательность в чем-то, чтобы в следующий

У грешников есть много исходного материала для смирения
Те, кто прежде жили греховной жизнью, а впоследствии, покаявшись, начали жить духовно, должны с радостью принимать случающиеся с ними уничижения и скорби, потому что, принимая их, они расплачиваютс

Будем испытывать свою совесть
Благий Бог даровал первозданным людям совесть — первый божественный закон. Бог глубоко начертал совесть в человеческих сердцах, и с тех пор каждый наследует совесть от родителей. Если человек в чем

Заглушенная совесть
— Геронда, бывает, что мне говорят: "Это похотение сидит у тебя в подсознании, но ты его не осознаешь". Как мне его осознать? — Приглядевшись к себе, ты поймешь, что, даже говоря

Искаженная совесть
— Геронда, Вы часто говорите, что человек должен быть внимателен, чтобы не испортить, не исказить свою совесть. Каким образом совесть становится искаженной? — Успокаивая свой помысл, челов

Ложное не приносит человеку покоя
— Геронда, может ли помочь человеку молитва других, если, веря своему помыслу, он создал свой собственный мир? — Раз он создал свой собственный мир, то что ему за нужда в помощи... Человек

Неиспорченная совесть дает неложное извещение
Для человека нет ничего важнее, чем спокойная совесть. Если твоя совесть не обличает тебя в том, что ты мог сделать что-то еще и не сделал, то это великое дело. В этом случае человек имеет постоянн

Исследование себя
В армии, в Войсках Связи, у нас была сеть радиослежения, а у радистов были таблицы распознания [своих и чужих радиостанций]. Мы следили за радиостанциями и понимали, какая из них чужая, а какая — н

Опыт от наших падений
В исследовании самих себя вам будет очень полезно время от времени рассматривать свою жизнь: шаг за шагом, начиная с детского возраста. Это необходимо для того, чтобы видеть, где вы находились рань

Надо приковывать врага к одному месту и наносить ему удар
— Геронда, я еще не полюбила смирение, жертвенность, принятие несправедливости... — Дело обстоит не совсем так, как ты говоришь. Я [за тебя] не тревожусь, потому что вижу, что в тебе появи

Надо смотреться в других, как в зеркало
Человек видит себя лучше, когда он смотрится в других, как в зеркало. Каждого Бог наделил дарованием, необходимым для того, чтобы получить пользу, — независимо от того, использует человек это даров

Тот, кто познает себя по-настоящему, имеет смирение
— Геронда, я обычно обнаруживаю свою гордость задним числом, уже после того, как впадаю в этот грех. — Задача в том, чтобы ты увидела ее до падения. Если тебе говорят, что ты сделала что-т

Нам надо узнать, чем мы больны
— Геронда, я часто вижу недостатки других людей и осуждаю их. — А знаешь ли ты свою собственную болезнь? — Нет. — Вот потому-то ты и знаешь болезни других. Если бы ты вед

Признание своей ошибки
— Геронда, Авва Исаак говорит, что в молитве надо чувствовать себя подобно ребенку[75]. — Да, надо чувствовать себя ребенком, но ребенком непослушным. Надо осознавать, что ты огорчил своег

Осознание греховности и преуспеяние в борьбе
— Геронда, если человек не преуспевает в своей духовной борьбе, то правильно ли, если он говорит себе: "Какой ты есть, таким ты и останешься. Ничего лучшего я от тебя не жду". —

Надо смиренно просить милости Божией для нашего исправления
— Геронда, когда святые отцы говорят, что покаяние заключается в том, что человек принимает решение не повторять предшествующих грехов и скорбит о них, то это значит, что мы должны помнить о соверш

Печаль за наши согрешения
— Геронда, как человек может помочь себе не повторять совершенный им проступок? — Если человеку станет по-настоящему больно за свой проступок, то он его не повторит. Для того чтобы человек

Нам следует самоукорение, а не отчаяние
— Геронда, но разве легко глубоко осознать свою греховность, находясь в начале духовного пути? — Когда мы находимся в начале нашей духовной жизни, Бог по Своей любви не попускает нам осозн

Духовное делание с увеличительным стеклом
— Геронда, каким образом человек может постоянно видеть себя грешным? — Человек может видеть себя грешным, если он испытывает себя со вниманием. Чем с большим вниманием испытывает себя чел

Слезы покаяния
Покаяние — это крещение слезами. Каясь, человек проходит через новое крещение, возрождается. Апостол Петр своим отречением, в какой-то степени, предал Христа. Однако он "пла́кася го

Бесконечное рукоделие покаяния
— Геронда, что такое радостнотворный плач? — Радостнотворный плач — это радость, которая происходит оттого, что мы печалимся за какой-то сделанный нами грех. В радостнотворном плаче присут

Изменение жизни
Для того чтобы прекратить впадать в грех, человек должен стараться избегать всего того, что провоцирует его на этот грех. К примеру, если пьяница хочет получить помощь и бросить пить, то он не долж

Вынужденное покаяние
— Геронда, авва Исаак пишет: "Всякое покаяние, совершаемое без произволения, не содержит в себе радости, а также не считается достойным воздаяния"[95]. Каким образом человек может каяться

Покаяние приносит человеку божественное утешение
— Геронда, что такое божественное утешение? — Что такое божественное утешение? Чтобы вы лучше поняли это, приведу один пример. Скажем, ребенок портит недорогую вещь, к примеру, ломает како

Те, кто занимаются колдовством, придумывают и много лжи
— Геронда, получают ли колдуны какие-то откровения о человеке, о происходящих событиях и т.п.? — Бывает, что они узнают о чем-то от диавола, однако и сами выдумывают много различной лжи. Т

Бесовские колдовские действия
— Геронда, что Вы сказали школьникам, которые приходили сегодня и рассказывали Вам, что они вызывали духа? — Что им было говорить? Первым делом я задал им хорошую взбучку! Ведь все то, что

Диавол никогда не может сделать добра
— Геронда, а может ли колдун исцелить больного? — Чтобы колдун исцелил больного? Человека, которого мучает бес, колдун может "исцелить" — посылая этого беса к другому человеку. В

В каком случае колдовство имеет силу
— Геронда, в каком случае колдовство имеет силу? — Раз колдовство подействовало, значит, человек дал диаволу права над собой. То есть он дал диаволу какой-то серьезный повод и потом не упо

Каким образом может быть разрушено колдовство
— Геронда, если колдовство подействовало на человека, возымело над ним силу, то как от него освободиться? — Освободиться от колдовства можно с помощью покаяния и исповеди. Потому что прежд

Сотрудничество колдунов и бесов
— Геронда, а разве человек, имеющий святость, не может помочь какому-то колдуну? — Да как же он ему поможет? Тут вон говоришь человеку, у которого есть немного страха Божиего, чтобы он был

Имея диаволъскую гордость, человек может стать одержимым
Тот, у кого много гордости, — человек помраченный Его голова затуманена, словно задымлена выхлопными газами. Он совершает грубые грехи и не понимает этого "Я, — заявил мне один такой человек,

Бесноватый реагирует на любую святыню
— Геронда, а как можно понять, что с человеком: беснование или душевное заболевание? — Это может понять даже простой благоговейный врач. Люди, страдающие от беса, приближаясь к святыне, во

Не придавайте значения словам бесноватого человека
— Геронда, на что нужно обращать внимание, беседуя с бесноватым? — Нужно творить Иисусову молитву и вести себя с таким человеком по-доброму. — Геронда, а помнят ли бесноватые то,

Помощь бесноватым
— Геронда, где-то написано, что диавол вселяется в сердце бесноватого человека, однако не хочет, чтобы тот знал об этом и начал бороться с ним с помощью Иисусовой молитвы. Это действительно так?

Об отчитке
— Геронда, сегодня к нам в монастырь привезли бесноватую женщину и попросили позвать священника, чтобы он прочитал над ней заклинательные молитвы. Что нам надо было делать? — В этом случае

У бесноватых мученическая жизнь
Что ни говори, а те, кто имеют в себе беса, очень страдают. Ведь такие люди смиряются, однако и мучаются от диавола! Однажды в монастыре Ставроникита я встретил двадцатитрехлетнего парня, одержимог

Подвижничество и прелесть
— Геронда, я боюсь прелести. — Правильно делаешь. Тот, кто боится прелести, не впадает в прелесть, потому что такой человек, будучи внимательным, исповедует [Старцу] все свои помыслы. Он н

Внимание к воображению
— Геронда, Вы говорили, что во время молитвы нашему уму следует избегать различных картин из жизни Христа и тому подобного. Для чего таких картин должно избегать? — Для того, чтобы диавол

Диавол является в виде ангела света
Если человек, не испытавший высшей райской радости, — то есть не имеющий духовного опыта [божественных посещений] — невнимателен, то он может легко впасть в прелесть. Диавол лукав. Он слегка раздра

Сны лживы
— Геронда, меня мучают грязные сны... — Увидев грязный сон, никогда не нужно вспоминать, что и как ты видела. Ведь если лукавый не смог искусить тебя днем, он придет ночью. Иногда и Бог по

Внимание к видениям
— Геронда, что отвечать людям, которые рассказывают нам о бывших им видениях, о том, что они видели такого-то святого, или о чем-то подобном? — Лучше советуйте таким людям быть осторожными

Отличительные черты прельщенного человека
— Геронда, а как можно понять, что человек находится в прелести? — Это можно понять даже по его внешнему виду. Человек прельщенный внешне облачен в некое ложное "бесстрастие". Он

Прелесть и сумасшествие
— Геронда, человек, находящийся в прелести, болен и какой-то душевной болезнью? — Не всегда. Прелесть — это одно; душевное заболевание — другое. Некоторые люди просто впадают в прелесть. Д

Надо быть внимательным с прельщенными
[В миру] есть два-три духовника, у которых небольшое благоговение сочетается с непорядком в голове. Эти духовники морочат людям голову. И всем-то они ставят диагноз беснования. Они никого не слушаю

Дешевые дарования прельщенных
— Геронда, а почему, имея какую-то проблему, люди часто прибегают к прельщенным? — Потому, что дарования диавола дешевы и их легко приобрести. Ведь прельщенные не требуют от тех, кто к ним

Исправление прельщенного
— Геронда, а что поможет человеку, имеющему какие-то прельщенные идеи, вернуться в нормальное состояние? — Ему поможет осознание своего никуда не годного состояния, исповедование духовнику

Индуизм причинил много зла
Индийцы — народ умный. Они [не удовлетворяются земным], их беспокоит то, что лежит за пределами естества. И они наделены богатым сердцем. Но, несмотря на это, они занимаются якобы философией, преле

Как обольщаются люди
— Геронда, когда перед Вторым Пришествием на Землю придут пророки Илья и Енох для проповеди покаяния, то поймет ли мир их проповедь, придет ли он в чувство? — Те, у кого есть доброе распол

Возвращение в Православие
Нынешние странные люди находят удовлетворение в том, что странно, а не в том, что правильно. К примеру, они едут в Индию, которая находится на другом краю земли и которая известна своим колдовством

С помощью исповеди человек освобождается
— Геронда, в первые годы христианства все члены Церкви совершали исповедь прилюдно. Есть ли польза от такой прилюдной исповеди? — Первые годы христианства — это одно, а наши с вами годы —

Бог хочет, чтобы человек исправлялся посредством человека
— Геронда, когда я сталкиваюсь с каким-то затруднением и молюсь о том, чтобы оно разрешилось, как мне понять, в чем состоит воля Божия? — Воля Божия подобным образом не отыскивается. Лучше

В духовной жизни необходим духовный руководитель
Сегодня самое необходимое для людей — это найти духовника, исповедоваться ему, доверять ему и советоваться с ним. Если, имея духовника, люди устраивают свою жизнь так, чтобы в ней находилось место

Посылайте людей к духовнику
— Геронда, часто люди, которые приходят к нам в монастырь, видят, что мы одеты в рясы, и это располагает их говорить нам о своей боли, о своих проблемах — даже исповедоваться. Как нам относиться к

Духовник в семье
— Геронда, какие книги способны помочь супругам? — Супругам поможет вот что: ни один из них не должен себя оправдывать. Если каждый из супругов оправдывает себя, то — сколько бы духовных к

Смена духовника
— Геронда, если человек по какой-то причине вынужден сменить духовника, то ему снова нужно исповедовать новому духовнику те грехи, которые он ранее исповедовал старому? — Хорошо, если чело

Надо перебинтовывать свою рану
— Геронда, когда в моей духовной борьбе случаются падения, я начинаю паниковать. — Не бойся. Борьба есть борьба. И раны в этой борьбе тоже будут. Эти раны исцеляются исповедью. Ведь солдат

Необходимость исповеди
— Геронда, преподобный Марк Подвижник говорит: "Знаток дела, познавший истину, исповедуется Богу не воспоминанием о том, что наделано, а терпением того, что постигает его"[138]. Что он им

Правильная исповедь
— Почему иногда мы не совершаем необходимой борьбы для того, чтобы исправиться, несмотря на то что нас обличает совесть? — Это может случиться и от какого-то душевного надлома. Если челове

Оправдывая себя во время исповеди, мы отяжеляем свою совесть
— Геронда, если во время исповеди кающийся не чувствует той боли, которую он ощущал, совершив грех, значит, у него нет действительного покаяния? — Если с того момента, как он совершил этот

После исповеди
— Геронда, оправдано ли после исповеди ощущать на душе какую-то тяжесть? — Зачем ощущать какую-то тяжесть? Правильной исповедью все старое стирается. Открываются новые "кредитные книг

Доверие духовнику
— Геронда, если духовник отругает человека за какой-то грех и тот, сильно расстроившись от этого, впадет в печаль, в этом есть эгоизм? — Да уж конечно, тут не обходится без эгоизма. Если у

Правильная связь с духовником
Духовный человек, желая кому-то помочь, старается связать его не с самим собой, а со Христом. Если ему удалось это сделать, то он радуется, а тот, кого он связал со Христом, подвизается ради Христа

Необходимость в хороших духовниках
Нынешние люди устали; грехом и эгоизмом они доведены до одурения и помрачения. Поэтому сейчас — больше чем в какую-либо другую эпоху — мы испытываем необходимость в хороших и опытных духовниках, ко

Рассуждение и опыт духовника
— Геронда, как Вы считаете, в нашу эпоху, когда в мир вошло столько греха, не является ли духовническое служение подчас нелегким? — Да, является. Поэтому хорошо, если вначале духовник стар

То, как часто верующий причащается, определяет его духовник
— Геронда, апостол Павел пишет: "Яды́й бо́ и пия́й недосто́йне, су́д себе́ я́ст и пие́т, не разсужда́я Те́ла Госпо́дня"[144].

Разрешительная молитва
Некоторые духовники имеют следующий "типикон": в случаях, когда исповедовавшемуся нельзя причащаться, они не читают над ним разрешительную молитву. Некоторые духовники даже говорят. "

Умение обращаться с душой — дело тонкое
— Геронда, как можно помочь людям, обладающим трудным, неподатливым, "кособоким" характером? — Будучи плотником, я работали с перекошенными, "кособокими" досками и брус

Не будем давать человеку успокаиваться в своих страстях
— Геронда, если какая-то женщина скажет нам: "Мой духовник меня не понял", что следует ей ответить? — Ответьте ей: "Может быть, это ты сама не дала духовнику тебя понять? Мо

Как относиться к людям, впавшим в отчаяние
Как-то раз ко мне пришел один взбудораженный юноша и сказал: "Геронда, я не в состоянии исправиться. Мой духовник сказал мне: "Это все у тебя наследственное..."" От таких слов ю

К бесстыдным нужно относиться строго, к любочестным — снисходительно
Если человек, имея благое произволение, не получил помощь в детском возрасте, то сказать ему о том добром, что ты видишь в нем [что-то доброе], не будет угодничеством и лестью. Ведь от этого челове

Доброта вредит нераскаянному человеку
— Геронда, помню, как-то Вы меня так отругали... — Если понадобится, я тебя еще раз отругаю, чтобы мы все вместе пошли в Рай. Но уж на этот раз я приму драконовые меры!.. Ведь у меня какой

Уважение к чужой свободе
— Геронда, возможно ли, чтобы человек сознательно скрывал свое падение от духовника? — Да, такое возможно, но и в том случае, если духовник знает или догадывается о его падении, нет смысла

Любовь духовника к исповедующемуся
Благодатный духовник любит душу и болеет за нее, потому что ему известно ее великое достоинство. Он помогает душе в покаянии, облегчает ее посредством исповеди, освобождает ее от душевной тревоги и

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги