рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Протоиерей Иоанн Кронштадтский - Начало и конец нашего земного мира

Протоиерей Иоанн Кронштадтский - Начало и конец нашего земного мира - раздел Религия,   Глава 3 Святой Григорий Богослов Св. Григорий Богосл...

 

Глава 3 святой григорий богослов

Св. Григорий Богослов (Назианзен) родился около 330 г. в Арианзе, недалеко от города Назианза в Каппадокии, от которого он и получил прозвание Назианзен. Его отец был епископом назианз-ским, мать Нонна — очень благочестивой христианкой. Родители дали Григорию блестящее воспитание. Он учился сначала в Кесарии Каппадокийской. а потом в Кесарии Палестинской, где все еще суще­ствовала школа, основанная Оригеном. Свое образование он продол­жил в Александрии и. наконец, в Афинах, где Григорий встретился и на всю жизнь подружился с Василием Великим. В своей речи на смерть-друга он .с большим чувством вспоминает годы совместного

учения в Афинах:

Когда же по прошествии некоторого времени открыли мы друг другу желания свои и предмет их — любомудрие, тогда уже мы стали друг для друга все — и товарищи, и сотрапез­ники. и родные; одну имея цель, мы непрестанно возрастали в пламенной любви друг к другу. В таком расположении про­стирались мы вперед, имея содейственниками Бога и свою любовь. Нами водили равные надежды и в деле самом завид­ном — в учении. Но далека была от нас зависть, усердней шими же делало нас соревнование... Казалось, что одна душа в обоих поддерживает два тела. У обоих нас одно было упражнение — добродетель, и одно усилие — до отшсствия отсюда, отрешась от здешнего, жить для будущих надежд... Нам известны были две дороги: одна — это первая и превос­ходнейшая, вела к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая — это вторая и неравного достоинства с первой, вела к наставникам наук внешних. У других бывают иные прозвания, или отцовские или свои, по роду собствен­ного звания и занятия, но у нас одно великое дело и имя —

быть и именоваться христианами... («Слово надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппа­докийской»)

Григорий крестился, вернувшись домой по окончании своего учс ния в Афинах. Тогда же он решил предаться аскетическому образу


жизни. Вместе с Василием они попытались создать полумонашескую интеллектуальную общину в имении отца Василия. В общину входил также и Евагрий Понтик, ставший впоследствии знаменитым аскетом в Египте.

Григорий был утонченным и интеллигентным молодым челове­ком. Он писал стихи и даже написал свою стихотворную автобиогра­фию. Обладая слабым и несколько капризным характером, он был способен на непоследовательные поступки. Когда в 361 году отец призвал его, чтобы поставить пресвитером, Григорий яростно про­тестовал. Потом он поддался на уговоры и прш-»'л рукоположение, но на следующий же день убежал в горы. В бытность свою пресви­тером он прославился по всей Малой Азии как прекрасный оратор м богослов.

Тем временем его друг Василий сделался архиепископом Кеса-рия Каппадокийской и начал борьбу с арианством. Чтобы обеспечить себе поддержку в борьбе с префектом Модестом, который, покрови­тельствуя арианам, исключил из его юрисдикции часть Каппадокии. Василий назначил епископами в различных городах области двух своих братьев и всех друзей-единомышленников. Итак, около 370 г. Василий призвал Григория и предложил ему сделаться епископом. На этот раз Григорий не сопротивлялся и был рукоположен в епископа города Сасимы. Согласно правилу, епископ должен был жить в том месте, епископом которого он назначен, и Григорий отправился в Са­симы. но немедленно оттуда уехал. По-видимому, это было действи­тельно весьма непривлекательное место, особенно для такого утон­ченного интеллектуала. Вот как он описывает Сасимы в своей авто­биографии:

На большой дороге, пролегающей через Каппадокию. есть ме­сто обычной остановки проезжих, с которого одна дорога де­лится на три. место безводное, не произращающее и былинки. лишенное всех удобств, селение ужасно скучное и тесное. Там всегда пыль, стук от повозок, слезы, рыдания, собиратели на­логов, орудия пытки, цепи: а жители — чужеземцы и бродяги. Такова была церковь" в моих Сасимах! («Стихотворение, в котором св. Григорий пересказывает жизнь свою»)

Такого рода подробности показывают нам наших святых отцов в их человеческом облике, с их слабостями и недостатками. Если их терпел


Господь и даже прославил за их исгинные таланты и добродетели. то. может быть. Он и нам простит наши слабости!

Убежав из Сасим. св. Григорий вернулся к своему отцу. который был уже стар и нуждался в помощи для управления епархией. Но уже через гол непоседливый молодой человек уехал в Селевкию Исаврий скую, где он намеревался уединиться в монашеском подвиге. Но и тут он пробыл не очень долго. В 378/9 г. друзья призвали его в Константинополь. Хотя в столице в то время преобладало ариан­ство, все же там сохранился оплот православия - небольшая цер­ковь Воскресения -в частном доме, где собиралась маленькая право­славная община, уцелевшая от гонений арианских императоров. Уже незадолго до своей смерти (в 379 г.) Василий написал Григорию, что эта община нуждается в хорошем, красноречивом пастыре. Григо­рий принял приглашение и именно там. в скромном храме св. Анаста­сии (св. Воскресения), прочитал свои знаменитые пять «Слов о бого­словии». в которых изложены основы учения каппадокийцев о

св. Троице.

В 381 году к власти пришел император Феодосии I. восстановив­ший православие и собравший Второй Вселенский собор. Григорий. уже осевший в столипе, был признан архиепископом константино­польским. Новая ответственность преобразила его: он неожиданно развивает бурную деятельность, принимает активное участие в цер­ковной жизни и становится одним из ведущих организаторов Все­ленского собора. При этом ему пришлось вступить в борьбу с при­верженцами староникейской веры (единосущие без трех ипостасей), претендовавшими на главенствующую роль в восстановлении право­славия на Востоке. Одним из его основных соперников был епископ Петр Александрийский, племянник св. Афанасия Великого и убеж­денный сторонник никейской веры в ее «старой» формулировке, ут­вержденной на Первом Вселенском соборе (единосущие без трех ипостасей). Петр считал себя единственно православным и упрекал каппадокийское богословие в компромиссности.

От Антиохии на собор был приглашен епископ Мелетий. друг каппадокийских отцов, разделявший их богословские взгляды. Но в той же Антиохии была староникейская партия, не признавшая Ме-ле1 ия и возглавляемая епископом Павлином. Петр Александрийский и папа Римский Дамас признавали только Павлина, которого когда-то рукоположил во епископа неразумный ревнитель староникейства западный епископ Люцифер Каглиарский.


Григорий предложил избрать председателем собора Мелетия, и это предложение было исполнено императором. Последовал взрыв не­годования со стороны Петра, который не признавал ни Мелетия. ни даже самого Григория. Петр самовластно посвятил другого епископа константинопольского, Максима Циника, разделявшего его взгляды (Циником он прозывался из-за его бороды). Таким образом, несмотря на общую победу над арианством, возник раскол между православны­ми.

Положение усложнялось тем, что правительство было на стороне каппадокийцев и новоникейской веры. Император Феодосии выслал Максима Циника из Константинополя, и тот нашел себе прибежище в Риме. Нужно заметить, что Второй Вселенский Собор проходил без участия римских представителей. Западные богословы вообще не признавали учения каппадокийцев и предпочитали старую никейскую формулировку. (Как уже обсуждалось, их понимание учения о трех ипостасях затруднялось тем. что «ипостась» переводилась на латынь как «suhstiinii.i», что в свою очередь мало чем отличалось от «csscnii.i», т.е. «сущность». В латинском переводе учение каппадокийцев выгля­дело как учение о трех сущностях, т.е. трех богах.)

Во время собора Мелетий Антиохийский неожиданно умер. Вме­сто него было предложено назначить председателем св. Григория. Все же оставалось решить вопрос, кого считать законным епископом ан-тиохийским. Ради установления мира, преемником Мелетия было бы естественно стать Павлину, и именно такой выход был предложен св. Григорием, однако, антиохийцы выбрали другого епископа. Тщетно старался Григорий примирить враждующие партии — на соборе ца­рили нескончаемые раздоры и неразбериха. Некоторые епископы са­мого Григория стали обвинять в том, что он незаконно присвоил себе константинопольскую кафедру: ведь он был рукоположен в Сасимы, а перемещение епископов с кафедры на кафедру почиталось тогда не­возможным. Наконец, св. Григорию все это надоело, и он, исполнив­шись отвращения, покинул собор и уехализ Константинополя. Со­хранились его письма, в которых он выражает негодование и возмуще­ние по поводу безответственного поведения восточного епископата.

Григорий удалился на покой на родину в Каппадокию, где умер в 390 г.


Творения св. Григория Богослова

1. 45 проповедей, из которых наиболее важны №№ 27-31. изве­стные под названием «Слова о богословии». В них обсуждаются про­блемы богопознания и… 2. Поэтические произведения, среди которых мы находим авто­биографию св.… 3. Из 243-х писем ;в. Григория важны для нас два его письма к Кледонию (№№ 101.102). в которых обсуждается природа…

Богословские взгляды св. Григория

В вопросе о богопознании Григорий, вместе со свв. Василием Ве­ликим и Григорием Нисским, доказывал абсолютную недоступность божественной сущности человеческому pa3y.vi>. Как уже обсуждалось выше.… Этому еретическому учению )тцы-каппадокийиы противопоста­вили свое апофатическое (отрицательное) богословие и учение о…

Познаются только как-бы спекулятивно.

Необходимо также принимать во внимание другой важный мо-менг. В наше время использование философской терминологии для нроповсли христианства может… достичь этого мы можем, только если сами хорошо понимаемсйя- й»з»

– Конец работы –

Используемые теги: Протоиерей, ИОАНН, Кронштадтский, Начало, конец, наш, земного, мира0.108

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Протоиерей Иоанн Кронштадтский - Начало и конец нашего земного мира

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Протоиерей Иоанн Кронштадтский - Начало и конец нашего земного мира
На сайте allrefs.net читайте: "Протоиерей Иоанн Кронштадтский - Начало и конец нашего земного мира"

Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии.
На сайте allrefs.net читайте: Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии....

Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии.
На сайте allrefs.net читайте: Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии....

Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии.
На сайте allrefs.net читайте: Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии....

Круговороты подземных вод в земной коре
Постарались сделать это и мы. Количество химически связанной воды структурной, содержащейся в осадочном чехле и других оболочках земной коры,… Был использован обширный фактический материал, полученный при бурении на… Более сложна оценка количества воды в гранитной и базальтовой оболочках.Для решения проблемы были привлечены…

Начало и конец Вселенной
Че¬ловеку трудно представить себе необъятные просторы Вселенной, протекающие в ней сложные и мощные процессы приводят нас в трепет. Свет от некоторых видимых объектов шел к Земле миллионы лет, а ведь расстояние… Но это не так. Все в этом мире изменяется и Вселенная не исключение. Но было ли у Вселенной начало и будет ли конец?…

Экономика стран мира в годы Второй мировой войны
Поэтому демократические страны проводили свою внешнюю политику, стремясь столкнуть два тоталитарных режима фашистский и коммунистический.… Такая политика проводилась и во время войны. В систему экономического… В сельском хозяйстве немцы опирались на помещиков и богатых крестьян, хозяйств которых были главным источником…

Структура мирового хозяйства. Центропериферическое строение мирового хозяйства
Субъектами мировых хозяйственных отношений являются: Государства, Транснациональные корпорации (ТНК) и их долгосрочные альянсы, Международные… Отсталость, хроническая нехватка инвестиционных ресурсов, односторонняя… Государственный сектор создавался, прежде всего, путем расширения его позиций за счет нового строительства в…

История России конец XVIII века - начало XIX века
Русская армия под командованием С.Д. Салтыкова 28 сентября 1760 г. заняла Берлин.Пруссия стояла перед катастрофой, и Фридрих II готов был на любых… Это решение чрезвычайно осложнило всю международную обстановку, усилило… После вступления на престол Екатерины II была сделана попытка изменить направление внешней политики. Во главе Коллегии…

Государство и право Франции в новое время конец XVIII начало ХХ вв.
Реакционной идеологии просветители противопоставляли новое политическое мировоззрение. Они доказывали необходимость серьезных государственных… Начались народные волнения. В этих условиях правительство вынуждено было… Так началась Великая французская буржуазная революция. 1. Формирование буржуазного государства Франции в XVIII-XIX…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Подготовка и начало Второй Мировой войны Войны, революции беспрестанно охватывают все пункты земного шара бури, едва отвращённые, возрождаются из своего пепла точно так же, как головы гидры… Мир - лишь проблеск, лишь сновидение на несколько мгновений - Ш. Фурье. И… XX век вошёл в историю как эпоха, породившая две мировые войны, в которых участвовали десятки стран и миллионы людей.…
  • Мировое хозяйство и его эволюция. Место России во всемирном мировом хозяйстве Мировая экономика, или мировое хозяйство это совокупность национальных хозяйств, находящихся в постоянной динамике, в движении, обладающих растущими… Идеология недавнего прошлого привносила во все сферы познания непременные… В связи с этим, традиционно в литературе по проблемам международных экономических отношений фигурировало понятие…
  • Наше восприятие мира Наш мир состоит из определенных материальных элементов камень это камень, дерево это дерево, кошка это кошка. Нам кажется, что иначе и быть не… Для некоторых животных реальность состоит в основном из запахов, большей… Человеческое ухо не способно улавливать слишком высокие для него звуки, тогда как эти ультразвуки легко слышит собака,…
  • Борьба за выход России из Первой мировой войны. Брестский мир Цель моей работы - по возможности окрасить эти пятна. Российская история уникальна своими загадками. Отчасти это связано с политикой… Предметом исследования моей работы является политическая обстановка в России и за ее пределами в период с конца 1917…
  • Философия символического мира человека, человек в мире культуры Использование знаков (символов) вполне возможно и по отношению к мнимым предметам, к тем представлениям людей, которые возникают у них благодаря… Что касается языка научного познания, то он также формируется под воздействием… Язык для них посредник. Благодаря языку осуществляется коммуникация между людьми. Еще одна тема философии языка…