Понятие об учительных книгах Ветхого Завета

 

Учительные книги Ветхого Завета содержат учение Ветхозаветной Церкви о предметах веры и благочестия. Они написаны богодухновенными мужами Ветхого Завета. Всего учительных книг Ветхого Завета в составе Библии перевода LXX имеется семь. Из них 5 книг – канонических: Иова, Псалтырь, Притчей, Екклезиаста и Песнь Песней; и две: Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова – неканонические.

Особенность учительных книг Ветхого Завета по содержанию и по форме изложения состоит в том, что предметом их учения являются преимущественно истины нравоучительные, определяющие религиозно-нравственное поведение ветхозаветного человека, и редко – чисто догматическое. Если же в них излагается догматическое учение, то оно опять-таки имеет уклон практический, т.е. преследует нравственную цель. Сама мудрость или знание (богословское ведение), согласно учительным книгам Ветхого Завета, может быть обретена в подвигах святой богоугодной жизни. «Се благочестие есть премудрость, а еже удаляется от зла, есть ведение», - говорится в книге Иова (28, 28). Основным его началом богословского ведения является внутреннее, духовное чувство, страх Господень: «Начало премудрости – страх Господень» (Притч. 1,7). Таким образом, благоговейный страх является основным началом в богословствовании ветхозаветных писателей.

Особенность учительных книг Ветхого Завета по форме литератур-ного выражения содержащегося в них учения состоит в том, что учение в них излагается в поэтических действиях и образах стихотворным языком. Существенное отличие поэтических произведений Ветхого Завета от поэтических произведений светской литературы состоит в том, что содержание первых есть плод не только творческого ума и таланта писателей, но, прежде всего – результат Божественного откровения (вдохновления). Таким образом, учительная письменность Ветхого Завета является произведением творческого действия Святого Духа и всегда носит религиозный характер.

По своему языку эти книги являются лучшими памятниками поэтического творческого гения еврейского народа. Большая часть учительных книг Ветхого Завета (Иов, большая часть Псалтыри, книга Притчей, Екклезиаст и Песнь Песней) своим происхождением обязана эпохе Давида и Соломона. Время жизни этих ветхозаветных царей в истории священной еврейской литературы по справедливости может быть названо золотым веком как по количеству литературных памятников, так и по силе поэтического проникновения в глубину человеческой души. Творческий гений писателей того времени был настолько сильным и оригинальным, что он оставил глубокий след на все последующие времена и явился таким образом для подражания.

Поэтические священные произведения Ветхого Завета разделяются на два главных вида: на песнь и на притчу (по-еврейски - «машал»).

Песнью называется такой вид поэтических произведений, в котором образно выражены религиозные чувства священного писателя, вызванные созерцанием явлений природы и событий нравственного характера. Форма таких гимнов – краткое стихотворение, предназначенное для церковно-богослужебного употребления. Их пение сопровождалось аккомпанемен-том музыкального инструмента (например, псалмы). Этот вид священной поэзии можно назвать священной лирикой.

Притчей же называется такой вид священных поэтических произведений, в которых нравоучительная мысль выражается в форме пословиц, поговорок, загадок, аллегорий (например, псалом 29, 9 – 17 о винограднике Божием, или Екклезиаст, 12, 1–7). Форма притчи – посло-вицы особенно развита и обработана в книгах Притчей Соломона, Еккле-зиаста, Иисуса, сына Сирахова. Подобный вид священных литературных произведений можно назвать священной дидактической поэзией. Оба эти общеупотребительные вида священной поэзии особенно достигли своего совершенства в двух великих произведениях Ветхого Завета: притчи с историческим сюжетом явились основой для высоко-торжественной исторической поэмы книги «Иова», а песни с пророческим характером – для книги «Песнь Песней».

Главным содержанием законоположительных книг Ветхого Завета является изложение того закона, который был дан еврейскому народу Богом для устройства им своей жизни согласно общим и частным предписаниям. Изложение этого закона со всеми его многочисленными правилами устройства религиозно-нравственной общественной, семейной и политической жизни составляет главный предмет содержания этих книг. Главным действующим лицом в них является Бог и Его Закон.

Исторические книги Ветхого Завета заключают в себе внешнюю историю жизни еврейского народа со времени выхода его из Египта. Они посвящают свое содержание изложению фактов политической, семейной и общественной жизни евреев. Главным действующим лицом здесь является весь народ, его типичные представители.

Исторические книги дополняются пророческими. В исторических книгах жизнь еврейского народа изображается с внешней стороны, в пророческих же – с внутренней, со стороны высоты чистоты его религиозно – нравственных воззрений. В тех и других книгах жизнь еврейского народа рассматривается со стороны соответствия её тому закону, который был дан Богом .

Учительные книги значительно отличаются от законоположитель-ных, исторических и пророческих. Тот же самый Божественный Закон, который лежит в основании содержания законоположительных, истори-ческих и пророческих книг, находится и в содержании учительных книг. Но там он даётся от Бога, как непреложная истина для уяснения и выполнения её людьми, здесь же истина является как бы плодом человеческих колебаний, рассуждений человеческого ума и духа. Та же истина в первых книгах является аксиомой, априорным положением, а здесь – как искомое, как вывод, основанный на многообразных наблю-дениях над жизнью и природой (например, книга Иова и Екклезиаста).

Учительные книги очень подробно знакомят читателя с внутренним миром мыслей, чувств и желаний их писателей; авторское начало имеет здесь более яркое и полное выражение, сравнительно с предыдущими. Учительные книги Ветхого Завета отличаются так же от других ветхозаветных книг своим общечеловеческим характером: они одинаково понятны всем людям, а не одним лишь евреям. Их содержание наполнено общим ходом и развитием духовной жизни, совершаемым по одним и тем же основным законам, общим всем людям, и то, о чём повествует писатель учительной книги, доступно в одинаковой мере всякому читателю, к какой бы нации не принадлежал. Содержанием учительных книг Ветхого Завета являются общие положения веро – и нравоучения, они одинаково интересны и занимают внимание всякого мыслящего человека.