Деление псалмов по содержанию

 

Поскольку Псалтирь представляет произведение многих авторов, то и содержание её отличается таким обилие мыслей и чувств, что строгое и точное деление псалмов, составляющих Псалтирь, по содержанию на определённые группы является невозможным. Каждый псалом написан по определённому историческому поводу и содержит в себе раскрытие мыслей и отображение чувств, вызванных и пережитых автором при данных обстоятельствах. Эти мысли и чувства изложены не всегда в строгой логической последовательности. В одном и том же псалме мы наблюдаем переходы от одного предмета к другому. Многопредметность, обилие мыслей, разнообразие способов построения и выражения их, а также разнообразность стиля и характера изображения сходных предметов в следствии множества авторов Псалтири, делает весьма затруднительным деление псалмов на определённые группы. Поэтому их принято делить по признаку преобладающего содержания. Различают псалмы:

1) хвалебно-благодарственные;

2) молитвенные;

3) учительные;

4) мессианские.

К первой группе принадлежат псалмы, в которых выражается благоговение перд Богом и благодарение за Его дары.

Молитвенные псалмы выражают обращение к Богу с прошениями. Внешним отличием их служат молитвенные воззвания: «Господи, помилуй», «Господи, спаси», «вонми», «услыши» и т. д.

Учительными псалмами называются такие, преобладающим содержанием которых являются размышления по поводу обстоятельств личной жизни писателя или жизни народа, а также – о божественной славе и величии. К этим псалмам принадлежат все с надписанием «разума» или «в разум».

Мессианскими псалмами называются те, в которых содержатся пророчества о временах новозаветных и, преимущественно, об Иисусе Христе. Таковыми псалмами считаются следующие 23 псалма 2, 8, 15, 19, 21, 39, 40, 44, 46, 50, 67, 71 , 88, 77, 94, 96, 101, 109, 117, 118, 129, 131, 142. Эти псалмы составляют, собственно, подгруппу, находясь в 3-х основных (предшествовавших) группах. Поэтому их основное (преимущественное) содержание может быть и не мессианским. Мессианские псалмы по способу изображения будущих времен делятся на пророческие и прообразовательные. Когда псалмопевцем изображаются будущие времена в простом изложении откровения, такие псалмы называются пророческими. Когда же события будущего излагаются в чертах исторических, уже бывших фактов, такие псалмы называются прообразовательными. Например, псалом ХХI – пророческий. VIII-й (с воспоминанием хвалы младенцев по переходе через Чермное море) – прообразовательный.