рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Толкование VIII псалма

Толкование VIII псалма - раздел Религия, Учительные книги ветхого завета   Стих 2: «Господи, Господь Наш, Яко (Как) Чудно Имя Твое По (Н...

 

Стих 2: «Господи, Господь наш, яко (как) чудно имя твое по (на) всей земли».

Иисус Христос есть Господь не одних верующих, но и неверующих; Только Господом неверующих Он может быть назван единственно как их Творец. Для верующих же Он Господь вдвойне и как Творец их, и как Искупитель, поэтому имя Господне в приведённом выше месте повторено два раза. Это восклицают Церкви верующих. Имя Господне чудно и дивно по тем сверхъестественным действиям, которыми сопровождается Его призывание. Слова «чудно имя Твое по всей земли» отностится ко временам христианским. Чудно имя Господне, потому что, как говорит святой Иоан Златоуст, «этим именем разрушена смерть, связанны бесы, отверсто небо, открыты двери рая, ниспослан Дух».

«Яко взятся великолепие Твое превыше небес».

Пророк, желая показать нам беспредельное могущество божествен-ной природы, говорит: «Вознеслось великолепие Твоё превыше небес, так как земля не могла вместить этого великолепия.»Не люди только, но и Ангелы воспевают совершённое Тобою», - говорит святитель Иоанн Златоуст.

Стих 3: «Из уст младенец сущих совершил еси хвалу». Сам Господь Иисус Христос отнёс это место к еврейским детям, восклицавшим: «осанна сыну Давидову!» (Мф. 21, 15-16). «Чтобы кто под младенцами, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - не разумел людей незлобивых и простых, Давид прибавил: «и сущих, т. е. грудных детей, не могущих принимать твёрдой пищи, но ещё сосущих молоко матерей».

Таким образом, пророк предсказывает здесь хвалебную песнь детей, воспетую некогда ими в честь Господа. Из всех чудес и знамений, которые совершил Иисус Христос на земле, он указывает только на изумление детей при виде воплотившегося Бога, выразившееся в хвалебной песне, указывает на одно, как на особенно поразительное чудо. Действительно, и до Христа были чудеса, но грудных детей, внятно и громко воспевающих славу Божию, впервые раздался в то время на земле. Притом поющие были не просто дети, но, как говорит пророк, дети сосущие ещё молоко, т. е. грудные, а это явление – необычайное.

«Враг Твоих ради, еже разрушити (чтобы уничтожить) врига и местника (отмстителя)».

Пророк объясняет самую причину этого чуда. Это было сделано, - говорит он, - ради врагов Твоих, то есть иудеев, которые не верили Тебе, подозревали в обмане. В воспетой же песне младенцев, которые были детьми Его врагов, подобное подозрение не могло несомненно иметь места. Врагом назван весь народ иудейский, как враждующий против Сына Божия; отмстителем же (местником) назван он по мнимой ревности его о Законе, так как народ иудейский прикрывал свои злобные действия именем Бога-Отца, «гнал Спасителя под тем предлогом, что мстил за Отца Небесного» (блаженный Феодорит, святители Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст).

Под врагом и отмстителем можно разуметь здесь также и диавола, который, как говорит блаженный Феодорит, - «обольщая людей, ещё… подвергает их наказанию за обольщение, наказывает людей, мстит им за их заблуждения».

Стих 4: «Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звёзды, яже (которые) Ты основал еси».

Давид продолжает показывать, в чём Господь проявил ещё Свою силу. Кроме поражения врагов, Он проявил её в творении вселенной. Он не говорит «вижу небеса», «а узрю», - как бы от лица будущего верующего народа, который уже после узнал, что Господь Иисус Христос есть Творец вселенной. Он не сказал: «увижу дела рук, а перст Твоих», чтобы показать, - как говорит святитель Иоанн Златоуст, - что всё видимое есть лёгкое дело силы Его».

Стих 5: «Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечъ, яко посещаеши его?» Эти слова также относятся к вочеловечению Господа. Что такое есть человек, - как бы говорит пророк, - что Ты вытаскиваешь его, Боже, Своим милосердием. Слово «посещение» здесь имеет прямой смысл, потому что не ходатай. Не ангел, но Сам Господь пришёл, чтобы спасти нас. И это тем более удивительно, что когда пали ангелы, то Бог ничего подобного не сделал для них, но ради падшего человека Он принимает его природу и спасает его.

«Сын человечь» - то же, что и человек.

Стих 6: «Умалил еси его малым чим от ангел». Пророк вспоминает о древних благодеяниях Божиих, которые дарованы были Богом первому человеку на земле при его творении. Вышедший на свет из рук Творца первый человек обладал такими совершенствами природы, что только незначительно был умалён перед ангелами Божиими, именно – дарованием ему тела, и с ним всего того, что относится к телу.

«Славою и честию венчал его еси». Ты увенчал, - говорит пророк, - славою человека, сотворил его по Своему образу и подобию; увенчал его честью, даровав ему власть над всеми животными.

Стих 7: «И поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его». Святой Афанасий говорит: «Разумной пророде, как богоподобной, Бог даровал господство над всем. И человек. Принял силу в образе Божием, также поставлен владыкою всего на земле, как и Бог есть Царь всяческих». «Раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею», - сказал Господь нашим прародителям (Быт. 1, 28).

Все мысли псалма, относящиеся к человеку, толкователи относят и к человеческой природе Христа Спастеля. Господство, потерянное падением Адама, во всей силе возвращено человечеству Спасителем, так как Отец Небесный «вся покорил под нозе Его» (Евр. 2, 8; 1 Кор. 15, 27); люди получают это господство от Бога по мере веры, что доказывается чудесами, совершаемыми святыми – Именем Господа Иисуса. Ещё более проявится власть святых над природою в будущем веке, где они будут сонаследниками и соучастниками Спасителя во власти и славе в царстве Отца Небесного. Таким образом, слова псалмопевца в своей полноте относятся к Спасителю мира. Как об это говорит Апостол (Евр. 2), а частично – к истинно верующим.

Стихи 8-9: «Овцы и волы вся, ещё же и скоты польския, птицы небесныя, и рыбы морския, переходящия стези морския». Эти слова также, как и предшествующие, заимствованы из книги Бытия. «И обладайте рыбами морскими, - говориться там, - и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землёю» (Быт. I, 28).

Относя псалом к человечеству Христа Спасителя, слово «овцы» следует понимать как наименование уверовавших во Христа язычников, который добрый пастырь Христос собирает во двор Свой. «Волы» - это иудеи, несшие на себя тяжёлое иго закона Моисеева. А скоты - те, которые не приняли закона Моисеева, ни закона благодати, но служат идолам, блуждают без пастыря, не могут подняться на высоту духовной жизни. «Птицы небесные» - ангелы. «Рыбы морские» - демоны.

Стих 10: «Господи, Господь наш, яко чудно имя твое по всей земли». Слава имени Христа Спасителя наполнила небо и землю, и человек, восславленный благодатию Божиею, в лице Спасителя соединился с Божеством, сподобился великой чести и славы. Давид, провидев всё это пророческим духом, снова в изумлении восклицает: Господи, господь наш яко чудно имя твое по всей земле!

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Учительные книги ветхого завета

На сайте allrefs.net читайте: "Учительные книги ветхого завета"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Толкование VIII псалма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие об учительных книгах Ветхого Завета
  Учительные книги Ветхого Завета содержат учение Ветхозаветной Церкви о предметах веры и благочестия. Они написаны богодухновенными мужами Ветхого Завета. Всего

КНИГА ИОВА
  Свое название книга Иова получила от ее главного действующего лица, история страданий которого послужила темой для книги. Это историческая священная поэма. В ней автор излагает в ху

Основная идея книги и цель её написания
  Книга Иова касается важной, широко затрагивающей жизнь человека проблемы: как согласовать страдания праведника с Божественной Правдой? С одной стороны, весь закон есть свидетельство

Обзор содержания книги Иова
  Книга Иова разделяется на три главные части: в первой (1-3 главы) содержится изложение проблемы, подлежащей решению; во второй (4-36 главы) – различные решения этой проблемы тремя д

К достоинству человека
  Главный предмет (и вместе цель) книги Иова – раскрытие учения об отношении Бога к миру вообще и к явлениям зла в Особенности. Оба эти вопроса в разных частях книги и разными лицами,

Учение о добрых и злых ангелах
  Имея веру в существование высших разумных духов, собеседники Иова говорят о природе ангелов, что они святы, и название «святой» усвояется им как имя собственное (5,1 и 15, 15), но ч

Об искуплении грешного человека
  Пришествие Искупителя пророчески предчувствуется в ответе Иова на первую речь его друга Виллада (9,33). При различии природ Божеской и человеческой, при таком тяжелом положении прав

Прообразовательный смысл истории Иова
  На прообразовательное значение жизни Иова указывает Святая Православная Церковь тем, что полагает в первые пять дней Страстной седьмицы паремии из книги Иова о судьбе и страданиях э

Вопросы к пройденному материалу
  1. Кто является автором книги Иова и время её написания? 2. Время и место описываемых в книге событий. 3. Действующие лица и их нравы. 4. Главная мысль кн

Авторы и время написания псалмов
Существовало мнение, что Псалтирь принадлежит одному Давиду. Но оно не было всеобщим и в древности. Многие держались такого взгляда, что эта священная книга принадлежит нескольким писателям. Это мн

Первоначальные сборники псалмов и соединение их в одну книгу
В настоящем виде Псалтырь не могла появиться сразу. Время происхождения псалмов – от Моисея до Ездры и Неемии занимает около 1000 лет. Сначала у евреев существовали сборники некоторых псалмов, кото

Надписания псалмов
  Кроме цифровых обозначений псалмы имеют другие надписания, которые могут быть распределены на 5 групп: 1. Указывающие род псалма или характер его содержания: а) «М

Деление псалмов по содержанию
  Поскольку Псалтирь представляет произведение многих авторов, то и содержание её отличается таким обилие мыслей и чувств, что строгое и точное деление псалмов, составляющих Псалтирь,

Богослужебное употребление Псалтири
Начало общественно – церковному употреблению псалмов было положено самим пророком Давидом при его заботе о более торжественном устройстве богослужения. Им была устроена новая скиния в Иерусалиме, к

Избранные пророчески-мессианские псалмы
  Псалом II (наизусть) (пророчество о восстании язычников и иудеев на Иисуса Христа; о предвечном Его от Отца и о всемирном Его Царстве) Второй псалом не име

Псалом XXI
(пророчество о крестных страданиях и смерти Иисуса Христа) Псалом можно разделить на части следующим образом: 1. Вопль к Богу в оставленности: стихи 2-3.

Толкование XXI псалма
Надписание: «В конец, о заступлении утреннем, псалом Давиду» толковники объясняют различно. В обычном смысле, по мнению толковников, «заступление утреннее» - это рассвет дня, раннее утро. Но Отцы в

Псалом ХХХIХ (пророчество о замене ветхозаветных жертв единою
Христовою жертвою) Псалом можно разделить на части следующим образом: 1. Похвала Богу спасающему: стихи 2-6. 2. О постигших бедствиях: стихи 7-9.

Псалом CIX
Псалом можно разделить на следующие части: 1. Посаждение Царя в Сионе: стихи 1–2. 2. О Вечном от рождения Царе и Священнике: стихи 3–4. 3. Господь и Его слава: стихи 5–7.

Псалом I
  В Библии еврейской, греческой и латинской этот псалом не надписан именем Давида. В русском издании Библии он надписывается именем Давида. Его можно разделить на части следующим обра

Псалом ХIV
ХIV псалом написан Давидом по поводу перенесения Кивота Завета из дома Аведдарова во вновь устроенную скинию на Сионе. Во время нахождения Кивота в доме Аведдара Давид думал, что Господь не благово

Псалом ХC
Написание: «Хвала песни Давидовы, не написан у еврей» следует понимать как указание, что данный псалом составлен в подражание хвалебным песням Давида, в еврейской же Библии он не имеет указания на

Псалом CXXXVI
В еврейской Библии настоящий псалом не имеет надписания имени автора. В латинской греческой и русской указывается имя Давида. В славянской Библии имеется надпись: «Давиду и Иеремием». Содержание пс

Псалом L
«В конец, псалом Давиду, внегда внити к ему Нафану, пророку; егда вниди к Вирсавии, и её мужем Уриеве». Надписание указывает на повод написания Давидом даного псалма. Поводом было обличени

Псалом LXXXIX
  «Молитва Моисея человека Божия», то есть данный псалом принадлежит Моисею, законодателю и вождю еврейского народа. Псалом написан Моисеем в конце сорокалетнего странствия евреев по

Псалом XXXIII
  «Псалом Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом, и отпусти его и отъиде». Согласно надписи в еврейской, греческой и латинской Библии данный псалом принадлежит Давид

Краткий очерк жизни Соломона и его писаний
  За всю историю еврейского народа из его царей особенное внимание обращали и обращают на себя Давид и Соломон, пользовавшиеся как при жизни, так и по смерти широкой известностью.

Книга притчей
  В еврейской Библии эта книга называется Мишле Шеломо, в греческом переводе LXX - …………………, в славянском – Притчи Соломона. Название кн

Основные предметы учения в книге Притчей
  Первые девять глав имеют своим главным предметом выяснение идеи мудрости в сравнении с неразумием. Мысль о верности Иегове, послушании Его заповедям, как необходимом условии земного

Книга Екклезиаста
    Слово «Екклезиаста» в переводе с греческого означает «Церковный проповедник», по-еврейски – «когелет». Это наименование книги указывает на то, что ее писатель берет

Учение о суетности
  «Суета сует, - сказал Екклезиаст, - суета сует, - все суета!» - так начинает свою книгу Премудрый. Выражение «суета и томление духа» является в книге своеобразным рефреном (припевом

Учение о доброделании, о памятовании смерти и богобоязненности
  В последних двух главах автор делает вывод из всего, что он пережил и перечувствовал. Добродетель, обуздание страстей, мудрое пользование всеми благами, ниспосылаемыми от Бога, разу

Песнь песней
  В еврейской Библии эта книга называется так: «Шир гашширим ашер-ле Шоломо», а в греческой …………………………………………. И переводится: «Песнь Песней царя Соломона». По грамматическим особенност

Книга премудрости Соломона
  Наименование книги «Книга Премудрости Соломона» (иногда с добавлением: «сына Давидова») находится в списках LXX, а также в переводах: итальянском, сирийском, арабском, славянском, р

Учение о происхождении идолопоклонства
В 13 и 14 главах писатель книги говорит о сущности и происхождении идолопоклонства. При этом он различает отдельные формы и виды идолопоклонства: 1) обоготворение явлений и сил природы (политеизм н

Книга премудрости Иисуса, Сына Сирахова
  Наименование этой книги различны в разных списках Библии. В гречески: александрийском, синайском и Ефрема Сирина она надписывается: ……………………………………. – Премудрость Иисуса, сына Сирахо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги