Толкование VIII псалма

 

Стих 2: «Господи, Господь наш, яко (как) чудно имя твое по (на) всей земли».

Иисус Христос есть Господь не одних верующих, но и неверующих; Только Господом неверующих Он может быть назван единственно как их Творец. Для верующих же Он Господь вдвойне и как Творец их, и как Искупитель, поэтому имя Господне в приведённом выше месте повторено два раза. Это восклицают Церкви верующих. Имя Господне чудно и дивно по тем сверхъестественным действиям, которыми сопровождается Его призывание. Слова «чудно имя Твое по всей земли» отностится ко временам христианским. Чудно имя Господне, потому что, как говорит святой Иоан Златоуст, «этим именем разрушена смерть, связанны бесы, отверсто небо, открыты двери рая, ниспослан Дух».

«Яко взятся великолепие Твое превыше небес».

Пророк, желая показать нам беспредельное могущество божествен-ной природы, говорит: «Вознеслось великолепие Твоё превыше небес, так как земля не могла вместить этого великолепия.»Не люди только, но и Ангелы воспевают совершённое Тобою», - говорит святитель Иоанн Златоуст.

Стих 3: «Из уст младенец сущих совершил еси хвалу». Сам Господь Иисус Христос отнёс это место к еврейским детям, восклицавшим: «осанна сыну Давидову!» (Мф. 21, 15-16). «Чтобы кто под младенцами, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - не разумел людей незлобивых и простых, Давид прибавил: «и сущих, т. е. грудных детей, не могущих принимать твёрдой пищи, но ещё сосущих молоко матерей».

Таким образом, пророк предсказывает здесь хвалебную песнь детей, воспетую некогда ими в честь Господа. Из всех чудес и знамений, которые совершил Иисус Христос на земле, он указывает только на изумление детей при виде воплотившегося Бога, выразившееся в хвалебной песне, указывает на одно, как на особенно поразительное чудо. Действительно, и до Христа были чудеса, но грудных детей, внятно и громко воспевающих славу Божию, впервые раздался в то время на земле. Притом поющие были не просто дети, но, как говорит пророк, дети сосущие ещё молоко, т. е. грудные, а это явление – необычайное.

«Враг Твоих ради, еже разрушити (чтобы уничтожить) врига и местника (отмстителя)».

Пророк объясняет самую причину этого чуда. Это было сделано, - говорит он, - ради врагов Твоих, то есть иудеев, которые не верили Тебе, подозревали в обмане. В воспетой же песне младенцев, которые были детьми Его врагов, подобное подозрение не могло несомненно иметь места. Врагом назван весь народ иудейский, как враждующий против Сына Божия; отмстителем же (местником) назван он по мнимой ревности его о Законе, так как народ иудейский прикрывал свои злобные действия именем Бога-Отца, «гнал Спасителя под тем предлогом, что мстил за Отца Небесного» (блаженный Феодорит, святители Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст).

Под врагом и отмстителем можно разуметь здесь также и диавола, который, как говорит блаженный Феодорит, - «обольщая людей, ещё… подвергает их наказанию за обольщение, наказывает людей, мстит им за их заблуждения».

Стих 4: «Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звёзды, яже (которые) Ты основал еси».

Давид продолжает показывать, в чём Господь проявил ещё Свою силу. Кроме поражения врагов, Он проявил её в творении вселенной. Он не говорит «вижу небеса», «а узрю», - как бы от лица будущего верующего народа, который уже после узнал, что Господь Иисус Христос есть Творец вселенной. Он не сказал: «увижу дела рук, а перст Твоих», чтобы показать, - как говорит святитель Иоанн Златоуст, - что всё видимое есть лёгкое дело силы Его».

Стих 5: «Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечъ, яко посещаеши его?» Эти слова также относятся к вочеловечению Господа. Что такое есть человек, - как бы говорит пророк, - что Ты вытаскиваешь его, Боже, Своим милосердием. Слово «посещение» здесь имеет прямой смысл, потому что не ходатай. Не ангел, но Сам Господь пришёл, чтобы спасти нас. И это тем более удивительно, что когда пали ангелы, то Бог ничего подобного не сделал для них, но ради падшего человека Он принимает его природу и спасает его.

«Сын человечь» - то же, что и человек.

Стих 6: «Умалил еси его малым чим от ангел». Пророк вспоминает о древних благодеяниях Божиих, которые дарованы были Богом первому человеку на земле при его творении. Вышедший на свет из рук Творца первый человек обладал такими совершенствами природы, что только незначительно был умалён перед ангелами Божиими, именно – дарованием ему тела, и с ним всего того, что относится к телу.

«Славою и честию венчал его еси». Ты увенчал, - говорит пророк, - славою человека, сотворил его по Своему образу и подобию; увенчал его честью, даровав ему власть над всеми животными.

Стих 7: «И поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его». Святой Афанасий говорит: «Разумной пророде, как богоподобной, Бог даровал господство над всем. И человек. Принял силу в образе Божием, также поставлен владыкою всего на земле, как и Бог есть Царь всяческих». «Раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею», - сказал Господь нашим прародителям (Быт. 1, 28).

Все мысли псалма, относящиеся к человеку, толкователи относят и к человеческой природе Христа Спастеля. Господство, потерянное падением Адама, во всей силе возвращено человечеству Спасителем, так как Отец Небесный «вся покорил под нозе Его» (Евр. 2, 8; 1 Кор. 15, 27); люди получают это господство от Бога по мере веры, что доказывается чудесами, совершаемыми святыми – Именем Господа Иисуса. Ещё более проявится власть святых над природою в будущем веке, где они будут сонаследниками и соучастниками Спасителя во власти и славе в царстве Отца Небесного. Таким образом, слова псалмопевца в своей полноте относятся к Спасителю мира. Как об это говорит Апостол (Евр. 2), а частично – к истинно верующим.

Стихи 8-9: «Овцы и волы вся, ещё же и скоты польския, птицы небесныя, и рыбы морския, переходящия стези морския». Эти слова также, как и предшествующие, заимствованы из книги Бытия. «И обладайте рыбами морскими, - говориться там, - и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землёю» (Быт. I, 28).

Относя псалом к человечеству Христа Спасителя, слово «овцы» следует понимать как наименование уверовавших во Христа язычников, который добрый пастырь Христос собирает во двор Свой. «Волы» - это иудеи, несшие на себя тяжёлое иго закона Моисеева. А скоты - те, которые не приняли закона Моисеева, ни закона благодати, но служат идолам, блуждают без пастыря, не могут подняться на высоту духовной жизни. «Птицы небесные» - ангелы. «Рыбы морские» - демоны.

Стих 10: «Господи, Господь наш, яко чудно имя твое по всей земли». Слава имени Христа Спасителя наполнила небо и землю, и человек, восславленный благодатию Божиею, в лице Спасителя соединился с Божеством, сподобился великой чести и славы. Давид, провидев всё это пророческим духом, снова в изумлении восклицает: Господи, господь наш яко чудно имя твое по всей земле!