(пророчество о крестных страданиях и смерти Иисуса Христа)
Псалом можно разделить на части следующим образом:
1. Вопль к Богу в оставленности: стихи 2-3.
2. Господь – Владыка отцов: стихи 4-6.
3. Плач о поношениях: стихи 7-9.
4. Господь – податель жизни: стихи 10-12.
5. Гонения и преследования врагов: стихи 13-19.
6. Моление об избавлении: стии 20-22.
7. Обещания похвалы: 23-26.
8. Обращение к Богу всего мира: стихи 27-30.
9. Похвала Богу от последующих поколений: стихи 31-32.
Изображение в этом псалме страданий праведных до того сходно с рассказом евангелистов о страдании и смерти Господа (ср. стих 19 с Мф. 27, 32 и Ин. 19, 23-24; стих 8 с Мф. 27, 39; стих 9 с Мф. 37, 43; стих 2 с Мф. 17, 46), что кажется, будто Давид писал свой псалом, стоя у подножия креста; поэтому-то болшинство богослужебных песнопений Великой Пятницы, когда вспоминают страдания Господа, составлены из слов XXI псалма, и псалом этот читается в день не однажды. Святой апостол Павел в Послании а Евреям прямо относит к Иисусу Христу(2, 12) изображённое в конце XXI псалма искупительное значение страданий праведника.
С 23-го стиха содержание псалма изменяется; ранее оно было скорбно-просительным, а теперь же становится благодарственно-хвалебным.
Всё испытанное Давидом в мыслях и чувствах и заложенное в первой части псалма, нашло полное выражение в страданиях Мессии – Христа, а потому эта часть должна быть названа прообразовательно-пророческой, также как и вторая часть псалма, где Давид рисует картину всеобщего обращения к Богу всех народов. Это последнее сделалось возможным только со времён мессианских, когда проповедь учения Иисуса Христа распространилась среди всех стран и народов.