Толкование XXI псалма

Надписание: «В конец, о заступлении утреннем, псалом Давиду» толковники объясняют различно. В обычном смысле, по мнению толковников, «заступление утреннее» - это рассвет дня, раннее утро. Но Отцы видят здесь указание на пришествие Спасителя. «Псалом сей, - говорит блаженный Феодорит, - предвещает страдание и воскресение Владыки Христа, призвание язычнико в и спасение вселенной; потому что заступление утреннее есть пришествие нашего Спасителя, наподобие утра воссиявшего сидящим во тьме». В предлагаемом псалме, - говорит святитель Афанасий Александрийский, - поётся о заступлении утреннем, то есть о том, что Единородное Слово Божие, по писанному «Восток свыше» (Лк. 1, 78), воссияв, освободило нас от нощи и темноты диавольской; или заступлением утренним именует и время воскресения Спасителева, ибо Христос восстал «зело рано» (Лк. 21, 3).

Стих 2: «Боже, Боже мой, воньми ми, вскую оставил мя еси? Далече от спасения моего словеса грехопадений моих».

За исключением слов «воньми ми», тех которых нет в еврейском тексте, и , как можно думать, внесены в перевод 70-ти в виде пояснения, в этом стихе приведены слова, которые Господь Иисус Христос произнёс на кресте: «Или! Или! Лима савахфани?» - «Боже Мой, Боже Мой! Почто Ты Меня оставил?» (Мф. 27, 46). «Говорит это Спаситель от лица человечества, - замечаетАфанасий Александрийский, - то есть по что оставил мою человеческую природу без помощи, или по что предал ты её на страдания?» «Оставлением, - говорит блаженны Феодорит, - называет не отлучение соединённого Божества, как полагали некоторые, но попущение совершится страданию… Изрекает сие Владыка Христос, как человек».

Дальнейшие слова: «Далече от спасения моего словеса грехопадений моих» ещё в древние времена смущали толкователей. Но позднейшие толкователи считают, что эти слова могли быть произнесены Христом Спасителем. Иисус Христос, по объяснению блаженного Феодорита, «будучи источником правды, воспринял на Себя наш грех и, будучи морем благословения, принял на Себя возложенную на нас клятву «и крест претерпе, о срамоте не радив» (Евр. 12, 2): так за нас и произнес сии слова… Не взирай, говорит, на прегдешения естества, но даруй спасение за Мои страдания».

Итак, смысл произведённых слов таков: Грехи людей, которые Я взял на Себя добровольно и соделал как бы Своими, удаляют Меня от спасения, препятствуют освабодиться от страданий, которые Я решился понести за эти грехи».

Стих 3: «Боже мой, воззову во дни, и не услышиши, и в нощи, и не в безумие мне» (в неразумие мне).

Господь молился об избавлении Его от чаши страданий, но как бы не был услышан. Значит ли это, что молитва Его была бесплодной? «Спаситель, - говорит святитель Афанасий, - показывает нам. Что плод молитвы не бесполезен, ибо сказано: «не в безумие мне». Блаженный Феодорит поясняет эти слова: «День и ночь взывал я непрестанно и не мог умолчать, а Ты не услышал, но предал страданию. Впрочем знаю тайну сего домостроительства. Ибо сие выражают слова: «И не в безумие мне». Уразумел Я, что не напрасно отлагал Ты исполнение прошения, но домостроительствуя в страдании нечто великое и спасительное».

Стих 4: «Ты же во Святем живеши, хвало Израилева».

«Во Святем живеши», - то есть в святом теле, как поясняет блаженны Фелдорит. Здесь пророк Давид приводит уже свои слова, обращённые к соединённому с Отцом по Существу Богу-Слову, Который был соединён лично с воспринятым Им человечеством. «Всего же необычайнее то, - продолжает тот же толкователь от лица Давида, - что совершается страдание тогда, как Ты обитаешь во святом теле Сам. Хвалою же Израелевою именует Его пророк, как восхваляемого и песнесловимого собственными служителями: Свят, Свят, Свят, указывая этим на Божество Спасителя».

Стих 5: «На Тя уповаша отцы наши, уповаша и избавил еси я» - это продолжение слов пророка.

Стих 6: «К Тебе воззваша, и спасошася; на Тя уповаша, и не постыдешася» - это тоже говориться от лица Давида.

Стих 7: «Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей», т.е. я уничижен, как червь. Толкователи относят это к Спасителю. «Подобно червю, казался Я малозначительным и соделался прдметом посмеяния», - поясняет блаженный Феодорит. Святитель Афанасий усматривает здесь поношение и уничижение Иисуса Христа во время распятия Его на кресте.

Стих 8: «Вся видящи мя поругаша ми ся, глаголаша устнами, покиваша главою».

Стих 9: «Упова на Господа, да избавит его да спасет его, яко хощет его.

Все это исполнилось на Иисусе Христе при распятии и засвидетельствовано Евангелистами (см. Мф. 27, 39–47, Лк. 23, 35). «Удивительно чрезмерное неразумие иудеев, - говорит один из толкователей, - как они, читая эти слова, произносимые против них от лица Христова, не поняли, видя Христа распятого на кресте, и этого пророчества, столь согласно с событиями представляющего их дерзости» (см. «Толковая Псалтирь» Е. Зигабена).

Стих 10: «Яко Ты еси исторгий мя из чрева, упование мое от сосцу матере Моея». Здесь говорится о чудесном рождении Иисуса Христа. Он родился не по закону естества, а Сам Бог извел Его. Блаженный Феодорит так излагает этот стих: «Ты создал Меня в утробе и потом извлёк из неё, и не питаясь ещё млеком, припадая к матерним сосцам, надежды твои возвергал Я на Твою попечительность», потому что, как говорит другой толкователь (Е. Зигабен), «с этого времени Я познал надежду Мою, был вразумлён соединившимся со Мною в одно лицо Божеством, как и евангелист Лука сказал: «Отроча же растяше и крепляшеся духом, исполняяся премудрости, и благодать Божия бе на Нем» (Лк. II, 40).

Стих 11: «К Тебе привержен есьм от лежесн, от чрева матерее моея Бог мой еси Ты».

Стих 12: «да не отступише от мене, яко скорбь близ, яко несть помогай ми».

Слова 11 и 12 стихов относятся также к человеческой природе Иисуса Христа. О скорби и оставленности Иисуса Христа говорят евангелисты (Мф. 26, 37, 56 и Мр. 14, 33).

Стих 13: «Обыдоша мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя». «Тельцами, - говорит блаженный Феодорит, - называет пророков, священников и книжников … , а юнцами – подчинённых им». Святитель Афанасий разумеет вообще правителей еврейского народа.

Стих 14: «Отверзоша на мя уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй». Жестокость и свирепость иудеев уподобляется ярости голодного льва. Соответствующее по немилосердии место встречаем в Евангелии (Ин. 19, 15), когда иудеи взывали «возьми, возьми, распни Его».

Стих 15 «Яко вода излияхся, и разсыпашася вся кости моя, бысть сердце мое яко воск, таяй посреде чрева моего».

Стих 16: «Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой. И язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти све л мя еси».

Сказанное в стихах 15 и 16 выражает страшные страдания Спасителя, от которых пречистое тело Его уподобилось воде, то есть потеряло твёрдость, рассыпались кости Его, сердце потеряло свою крепость и, как воск от огня, растаяло «посреде чрева», то есть в душе. Блаженный Феодорит в наименовании костей усматривает святых апостолов. Церковь – тело, крепость тела – кости, а крепость Церкви – святые апостолы, которые во время страдания Спасителя рассеялись и, подобно войне, разлитой на равнине, бежали от Него.

Стих 17: «Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых содержаша мя, ископаша руце мои и нозе мои».

«Пси мнози» - по святителю Афанвсию, - народные иудейские правители; по блаженному Феодориту – язычники, как нечистые по закону и бесстыдные, как псы. И Господь Иисус Христос употребил слово «псы» в ответе Хананеянке, как язычнице. «несть добро отъяти хлеба чадом и поврещи псом» ( Мф. ХV,26). Впрочем, бывшие прежде псами, по вере вступили в чин сынов и пользовавшиеся древле попечительностию, как сыны (т.е. евреи), приняли наименование псов, потому что, подобно псам возъярились на Владыку.

«Ископаша руце мои и нозе мои» - с еврейского: «пронзили руки мои и ноги мои».

Стих 18: «Исчетоша вся кости моя, тии же смотриша и презреша мя».

Блаженный Феодорит так излагает этот стих: «Пригвождавшие так напрягли тело Мое, что, если бы кто пожелал, не трудно было бы ему узнать число костей». Тии же смотриши и презреша мя», то есть смотрели на Мои страдания и смеялись надо Мною. Здесь имеются ввиду насмешки над Иисусом Христом во время предкрестных и крестных страданий.

Стих 19: «Разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий».

Святой Иоанн богослов приводит эти слова, ак пророчество и показывает, что оно по распятии Господа, когда войны взяли одежды Его и разделили на 4 части, а о тканном хитоне метали жребий (Ин. 19, 23).

Стих 20: «Ты же. Господи, не удали помощь Твою от мене; на заступление моё воньми» (т. е. помоги мне).

Стих 21: «Избави от оружия душу мою, и из руки песни единородную мою».

«Оружием, - говорит Афанасий Александрийский, - песиею, устами Львовыми и рогами единорожими (см. ст. 22) изображает злобу и безумие иудеев. Оружием можно назвать и Диавола, который всегда старается уязвить. «И из руки песии единородную мою», т. е. спаси мою одинокую. Всеми оставленную душу от врагов, кои, как злые псы, напали на меня. «Душу же свою, - говорит тот же толкователь, - называет единородную, потому что она оставлена. Отлучена от прочих душ (ибо все души познали грех, а она не познала греха), а ещё и потому, что она одна вместе с плотию имеет ипостасное единение с Богом-Словом».

Стих 22: «Спаси мя от уст Львовых, и от рог единорожь смирение мое».

Под львом и единорогом разумеются распинатели, враги Христовы, жестокие, как эти звери. «Смирение» - уничижение. Спаси Меня уничиженного, страждущего.

Стих 23: «Повем имя Твое братии моей, посреде Церкви воспою Тя». С 23-го стиха начинается другая часть псалма. Ранее речь была о страданиях Спасителя, теперь - о славе Его и воскресении, о призвании язычников. Поведать имя Божие, значит прославить Его, Его божественные свойства: благость, премудрость, всемогущество и др. Эти свойства с особенною силою выразились в воскресении и по воскресении Спасителя. Когда Я воскресну, - говорит Господь, - тогда Я возвещу, прославлю имя Твое в церкви братиям Моим, то есть святым аплостолам, ученикам моим и последователям Моим (Они называются братьями Христовыми, Ин. 20, 17; Рим. 8, 29).

Стих 24: «Боящиися Господа, восхвалите Его, всё семя Иаковле, прославите Его, да убоиться же от Него всё семя Израилево».

«Поелику церковь состоит из иудеев и язычников, - говорят святые Афанасий и Феодорит, - то тех и других возбуждает к песнословию, называя Иаковом и Израилем – одних по прародителю, а других (язычников) – по добродетели, которая способна также украсить, как и род».

Стих 25: «Яко не уничижи, ниже негодова молитвы нищаго, ниже отврати лицо Свое от мене, и егда воззвах к Нему, услыша мя».

Блаженный Феодорит так передаёт смысл этого стиха, как бы словами Господа: «Воспойте, - говорит он, - соделавшегося для вас Виновником спасения, Который не восхотел презреть уничиженнейшего естества вашего, и Иоим воскресением соделал ваше спасение».

Стих 26: «От Тебе похвала моя, в церкви велицей исповемся Тебе, молитвы моя воздам пред очами Его».

«Как Я делаю Тебя ведомым для человека, так и Ты научаешь всех человеков воздавать Мне ту же честь …Церковию великою назвал Цнрковь, простирающуюся до пределов земли» (блаженный Феодорит). «Молитвы моя воздам пред боящимися Его». «Молитвы» здесь – обеты. Так и в еврейском тексте. Какие обеты Спасителя? Святитель Афанасий разумеет исполнение обета или обещания, данного Сыном Божиим Богу Отцу спасти род человеческий. По смыслу толкования блаженного Феодорита: «Я обещал вознести Тебе хвалу через верующих и священнодействующих в Церкви Моей, и это исполню».

Далее – об обращении язычников.

Стих 27: «Ядят убозии и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его, жива будут сердца их в век века».

«Этим, - говорит Афанасий Александрийский, - выражается провозглашение о призвании язычников», то есть насытятся от трапезы Христовой язычники, которые были убоги, когда были порабощены убожеству неведения и издревле не имели богатства благочестия. «И восхвалят Господа взыскающии Его». Насытятся не все, но алчущие и жаждущие правды, которые, сказано, насытятся Христовой снеди – учения, божественной вечери, благодати и т. п. «Жива будут сердца их в век века», то есть души верующих, до обращения своего бывшие мёртвыми, по уверовании, питаясь небесною пищею, будут жить истиною жизнью и получат вечную жизнь. Господь в евангелии говорит: «Аз есьм хлеб животный» и «аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки» (Ин. 11, 48, 51).

Стих 28: «помянутся и обратятся ко Господу вси концы земли, и поклонятся перед Ним вся отечествия язык».

Народы земли забывшие Бога, вспомянутся Им, призовутся ко спасению через Евангелие, тогда они и обратятся ко Господу, войдут в Церковь. С еврейского: «вспомнят и обратятся ко Господу все концы земли». Значит: все народы земли уверуют, познают и обратятся к Нему.

Стих 29: «Яко Господне есть царствие, и Той обладает языки».

Причина, почему не одни иудеи, а все народы земли войдут в Церковь Христову и поклонятся Богу истинному – та, что Бог есть Бог не только иудеев, но и всех народов, Творец человеческого естества, следовательно, обо всех заботится, всем одинаково желает спасения (Рим. 3, 29).

Стих 30: «Ядоша и поклонишася вси тучнии земли, перед Ним припадут вси низходящии в жемлю, и душа моя тому живёт».

Здесь прошедшее время употреблено вместо будущего. Будут вкушать от божественной трапезы, насытятся благ, которые уготовал Господь верующим во имя Его и поклонятся Ему «вси тучнии земли», - то есть богатые, обоготившиеся благочестием и добродетелями. «Вси низходящии в землю» - то есть все смертные; по блаженному Феодориту – умершие которые по воскресении своём, одни добровольно, а другие невольно, из страха, поклонятся Богу (Фил. 2, 10, 11). «Душа моя тому живет», - то есть Богу Отцу, для Него живёт, Ему повинуется.

Стих 31: «И семя моё поработает Ему, возвестит Господеви род грядущий». «Семя мое» - верующие. «Возвестит Господеви род грядущий» - Господь Иисус Христос возвестит или сделает известными, угодными Богу верующих, имеющих родится от Святого Духа.

Стих 32: «И возвестят правду Его людям рождшымся (родиться имущим), яже сотвори Господь». Это святые апостолы, пастыри Церкви, возвестят правду Божию (оправдание через веру во Христа) людям, имеющим родиться свыше через Таинство святого Крещения.