Псалом I

 

В Библии еврейской, греческой и латинской этот псалом не надписан именем Давида. В русском издании Библии он надписывается именем Давида. Его можно разделить на части следующим образом:

1. Судьба праведника: стихи 1–3.

2. Судьба грешника: стихи 4–5.

3. Заключение – вывод: стих 6.

 

Содержание псалма говорит о судьбе праведных и нечестивых.

Стихи: 1-2: «Блажен муж, иже не идее на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седее, но в законе Господне воля его и в законе Его поучится день и нощи».

Блаженным (счастливым) псалмопевец называет того, кто всегда следует закону Божию. «Имя же блаженного, - говорит Е.Зигабен, - есть плод совершенства в добродетели». Совет-желание. По Е. Зигабену, «корень действий, совершаемых телом, есть желание сердца, как и Господь говорит, что внутри находящееся оскверняет человека». (Мф. 15, 18). Нечистивыми у псалмопевца называются язычники, а грешниками хотя и верующие но ведущие жизнь беззаконную. Губителями названы те, которые не только сами грешат, но и других развращают. Далее псалмопевец ублажает не стоящих с грешниками во зле. Наконец,блажен не только тот, кто не участвовал ни в чём вышесказанном, но и согласовывал свою волю с законом Господним, желая только того и размышляя только о том, что внушает закон, и согласно с эти м располагал свою жизнь» (он же).

Стих 3. «И будет яко древо, насажденное при исходящих вод, еже плод свой даст во время свое и лист его не отпадет, а вся, елика аще творит, успеет».

В этом стихе говорится, что «ведущий себя, как насажденный при потоке Божественных слов и напояемый учением их, зеленеет и возрастает и, подобно древу насажденному при источнике вод, приносит плод добродетели в надлежащее время и не сбрасывает листьев, т.е. (не оставляет) смиренномудрия, которое прикрывает и сохраняет добродетели» (Е. Зигабен). Под плодом можно понимать «от трудов собираемое духовное богатство, а под листьями – согревающую надежду спасения…». Божественные глагола сравниваются также с водами, ибо они наполняют и оживотворяют души, как воды растения.

Стихи 4-6: Совсем в ином положении оказываются нечестивые. Их положение неустойчиво и не прочно. «Как налетевший ветер уносит пыль и рассеивает её, так и противодышущие демоны уносят нечистивых». (Е.Зигабен)