Псалом ХIV

ХIV псалом написан Давидом по поводу перенесения Кивота Завета из дома Аведдарова во вновь устроенную скинию на Сионе. Во время нахождения Кивота в доме Аведдара Давид думал, что Господь не благоволит к нему. Когда же на дом Аведдара стали изливаться милости Господни, это наполнило сердце Давида такой радостью, что он в чувстве благоговейного ликования составил этот дивный гимн-обет.

Стихи 1-2: «Господи, кто обитает в жилище Твоём? Или кто вселится во святую гору Твою? Ходяй непорочен и делай правду, глаголя истину в сердце своём».

«При слове жилище Божие и гора святая, - говорит Е. Зигабен, - иудей тот час обыкновенно переносился мыслью к храму иерусалимскому и к соседней с ней горе Сиону». А поскольку обитателем обычно называется тот, кто временно поселяется в том или ином жилище, а также поскольку наше тело является обиталищем души, то псалмопевец и спрашивает: «кто же именно, быстро пробежавши поприще настоящей жизни, поселится в небесных и вечных жилищах?» «Говорит же: «в Твоём жилище» для того, чтобы показать, что это жилище создано Богом-Словом и назначено им для обитания души» (Е. Зигабен). По словам святителя Афанасия, «жилище», «гора святая» - означают небесные селения.

На поставленный вопрос псалмопевец даёт ответ: небесное жилище предназначено человеку, проникнутому добродетелью владеющего совершенствами, описываемыми в стихах со 2 по 5. «Под непорочным же должно подразумевать человека, достигшего совершенства в созерцании ибо через него ум наш возвысится в созерцании, к небу. Под делающим же правду разумеется человек, достигший совершенства в нравственной деятельности; ибо делание составляет принадлежность того, кто действует, но не созерцанием занимается». Но поскольку жизнь праздника разнообразна в своих проявлениях, то псалмопевец назвал её обобщающее «правдою», ибо «правда проникает все добродетели».

В последующих стихах псалма описывается в чём состоит правда.

«Глаголяй истину в сердце своём», т.е. тот, кто сохраняет истину в своём сердце и исповедует её устами.

Стих 3: «Иже не ульсти языком своим», т.е. блажен тот, кто не льстит, а говорит истину, «кто содержит истину в себе и говорит её перед другими» (Е. Зигабен). «И не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя». «Все мы, - говорит Е. Зигабен, - искренние между собою, или по приррде человечесокй, или по единству веры, или по связи родства». Ближний же тот, кто и искренний. Поношение это осмеяние.

Стих 4: «Уничижен есть перед ним лукавнуяй, бояшия же ся Господа славит, кленыйся искреннему своему и не отметаяся». Здесь говорится, что тот будет обитать в бесных селениях, кто считает жалким нечестивого человека и, напротив, превозносит богобоязненных. Клятва – подтверждение истины.

Стих 5: «Сребра своего не даде в лихву и мзды на неповинных не пият», т.е. кто серебра своего не отдает в рост и не принимает незаконных даров. «Творяй сия не подвижиться во век», т.к. он исполняет все сказанное и не поколеблется ни в настоящей жизни, ни в будущей, ибо выражение «во век» употреблено здесь вместо «никогда».