Книга притчей

 

В еврейской Библии эта книга называется Мишле Шеломо, в греческом переводе LXX - …………………, в славянском – Притчи Соломона. Название книги отражает ее содержание и способ изложения. Книга содержит несколько надписаний со словом «притчи» (1, 1; 10, 1; 25, 1) и состоит из кратких, часто образных изречений, называемых притчами, в которых излагается ветхозаветное нравоучение в применении его к разным положениям в жизни человека. Писатель так определяет цель своей книги и мудрования: дать читателям познание мудрости и наставления, изречений разума, правил благоразумия, правосудия, суда и правоты (1, 2, 3). Вообще, здесь всякому возрасту, положению и образу жизни людей предписываются законы и нормы поведения, угодного Богу и полезного для сей и будущей жизни. Эти истины изложены в форме мудрых кратких изречений, в сопоставлении мудрого и глупого человека, мудрости и глупости, и их проявлений в жизни практической.

О происхождении книги Притчей иудейское придание говорило довольно глухо. Согласно повествованию (25, 1), признавалось, что ее издало общество друзей Иудейского царя Езекии. Отцы Церкви и средневековые богословы приписали всю книгу Притчей Соломону. Она надписывается именем Соломона подобно тому, как Псалтирь – именем Давида. Авторство Соломона подтверждается словами Третьей Книги Царств (4, 32): «глагола Соломон три тысячи притчей». Согласно этому свидетельству, а также трижды повторяемому изречению «притчи Соломона» в самой книге Притчей писателем или автором ее считается в христианской Церкви Соломон.

Глава 30 принадлежит Агуру, 31 – Лемуилу. Кто были эти лица – точно неизвестно. Есть предположение, что под Лемуилом (Лемуил – преданный Богу) следует разуметь царя Езекию, человека благочестивого и преданного Богу, а под Агуром – одного из друзей Езекии. По другому предположению, Агур и Лемуил – символические наименования самого Соломона. Главы 30 и 31 отличаются от остальных как по форме изложения, так и по своему содержанию.

Что касается окончательной редакции и состава книги Притчей, то общий вывод должен быть такой: из всего множества Соломоновых изречений первоначальную редакцию мог составить сам Соломон и заключить их в 1–24 главы. Затем этот сборник был пополнен друзьями Езекии – обществом образованных лиц, занимавшихся собранием, изучением и хранением священных ветхозаветных книг. Итак, книга Притчей окончательно сформирована и издана в нынешнем виде друзьями Езекии, т.е. спустя около 400 лет после смерти Соломона. Книга Притчей как и Псалтирь довольно рано вошла в состав богослужения. По имени этой книги получили название паримий и все чтения из Ветхого Завета, употребляемого при богослужении.

Имея в виду нравоучительное содержание книги, святые отцы установили брать из нее избранные чтения в святую Четыредесятницу, во врнмя покаяния и приготовления к достойной встрече Господа. Кроме того, на службах в честь святителей паримии составляются из отдельных мест различных глав книги Притчей. Они показывают как воплощены в святых добродетели, изображенные в книге Притчей. Самым же замечательным и известным паримийным чтением из книги Притчей должно считать паримию из 9 главы (1–2 стихи), которая читается во све богородичные праздники, где Богоматерь справедливо изображается домом Ипостасной Премудрости.