Учение о добрых и злых ангелах

 

Имея веру в существование высших разумных духов, собеседники Иова говорят о природе ангелов, что они святы, и название «святой» усвояется им как имя собственное (5,1 и 15, 15), но что и в их природе, по сравнению с Божественною чистотою, находится нечто «стропотное» и «нечистое» (4, 18 и 15,15). Из книги мы узнаем и о служении Ангелов, что они сохраняют жизнь человека, руководят им на пути добродетели, являются заступниками за него пред Богом (33, 23-24) и иногда являются ему (4, 13-16). Из речи Господа к Иову видно, что ангелы сотворены прежде видимого мира (38, 6-7) и что они являются по мановению Божию укротителями всякой злой воли (15, 6; 14; 16, 24). Кроме того, есть указание на ангелов смерти (33, 22-23 и 36, 14). В прологе книги ангелы ясно представляются приближенными слугами Божиими, предстоящими пред Богом, чтобы дать отчет Ему и быть готовыми исполнять волю Его (1,6 и 2, 1).

Здесь же выводится дух злобы, сатана, или диавол, как клеветник на добродетельного Иова и как причина бедствий и страданий праведных на земле. Областию действий сатаны представляется земля с своею воздушною сферою («поднебесною» - 1, 7 и 2, 2), где он могущественно распоряжается злыми людьми и даже стихиями (1, 15-19).