Прообразовательный смысл истории Иова

 

На прообразовательное значение жизни Иова указывает Святая Православная Церковь тем, что полагает в первые пять дней Страстной седьмицы паремии из книги Иова о судьбе и страданиях этого праведника, как образах страданий Христовых, воспоминаемых Церковью в то время. Паремии эти берутся из следующих мест книги: в понедельник – 1,1-12; во вторник – 1,13-22; в среду – 11,1-10; в четверг – 37, 1-21 и 42, 1-6; в пятницу – 42, 12-17. Книга Иова читается в православных храмах в то время, когда в сознании верующих проходят страдания Спасителя. Иов, по мысли Церкви, является прообразом Христа Спасителя, безвинно страдающего праведника. «Иов, - говорит священномученик Зенон, - три раза был искушаем диаволом, подобным образом, по свидетельству Евангелиста (Мф. 4, 1-11), трижды же искушал Диавол и Господа нашего». Тройственность искушений в жизни Иова: в лишении имения, в погибели детей и в болезни. При этом праведный Иов, как и Христос, страдал безвинно, не за свои грехи.

В страшной смертельной болезни Иов был всеми оставлен и все, даже друзья его, пренебрегали и гнушались им, как грешником (12, 4; 16, 13-20). Так и во время крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа все ближние Его и ученики Его убежали, а враги ругались над ним. В 16-й главе книги Иова мы читаем пророческие слова: «Разинули на меня пасть свою; ругаясь бьют маня по щекам: все сговорились против меня. Предал маня Бог беззаконнику и в руки нечестивым бросил меня» (стихи 10-11). Хотя Иова никто не бил по щекам, и никто не отдавал его на произвол беззаконникам, однако, он пророчески говорит те слова, которые потом Апостолы целиком применили к страданиям Богочеловека и которые исторически в точности исполнились и считаются одним из библейских пророчеств о Христе Спасителе.

Но многострадальный Иов был прообразом униженного состояния и страдания Христа Спасителя не по внешним только телесным страданиям и унижению перед людьми, а главное – по тому духовному состоянию отвержения Богом, в каком считал себя Иов по отнятии у него земного счастья и поражения срашною болезнью (3, 23-25; 19, 10-11 и др.). Подобное состояние оставленности Богом ощущал и Христос, когда. Умирая на кресте за грехи мира, сказал: «Боже Мой, Боже Мой, вскую мя еси оставил?» (Мф. 27, 46).

Прообразуя Богочеловека своими страданиями, Иов прообразовал Его и своим прoславлением. После своего великого искушения Иов как бы воскрес из мёртвых и превознесён был Богом выше прежнего своего состояния. Бог явил тогда же в Иове образ Иисуса Христа, как прославленного Первосвященника на небесах, потому только ради молитвенного ходатайства и жертвоприношения Иова Он помиловал его согрешивших друзей-собеседников (17, 7-10). Подобно этому Бог прощает грешников, ради ходатайства и крестного жертвоприношения Христа Спасителя.