рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Методика изучения каббалы

Методика изучения каббалы - раздел Религия, Вводный Курс ...

Вводный курс

«В течение всего своего существования человечество пытается понять и определить место и предназначение человека в этом мире. На эти попытки ушли тонны чернил и типографской краски. Из века в век цивилизованные общества безропотно оплачивают, казалось бы, непроизводительный труд философов, ощущая подсознательно, что именно они (неважно, с каким результатом) занимаются единственно важным делом.

Все, что человек сумел узнать и понять о себе и о мире, о своих отношениях с окружающей средой, о цели своего существования и путях ее реализации в масштабах индивидуума и всего человечества, собрано в многочисленных томах философских трудов.

Задолго до появления философии развивалась наука каббала, изучавшая устройство мироздания и место в нем человека. В последнее время это древнее знание, ставшее самой современной наукой, раскрывается и становится доступным каждому, кого интересуют глобальные вопросы познания и существования мира.

Каббала раскрывается уже не в трактовках и описаниях историков и философов, а сама представляет себя всем заинтересованным как практическая наука. Подобно естественным наукам, она показывает возможности практического раскрытия мира и сущности человека».

М. Лайтман

Содержание

Для чего нужна каббала

Цель обучения

Основные разделы науки каббала

Исторический аспект каббалы

Каббала как методика достижения подобия природе

Суть каббалы

Предмет изучения каббалы

Пути достижения высшей цели

Две системы: нисхождение и подъем

Основные элементы мироздания

На каких данных основана каббала

Проблема реальности в каббале

Абстрактные названия

Основы терминологии в каббале

Язык ветвей

Дополнительный материал

Человек познает мир с помощью пяти органов чувств. Он подобен черному ящику[1], который воспринимает только то, что поступает в него извне.… Окружающая действительность постоянно оказывает на нас воздействие, которое на… Все существующие технические приспособления лишь несколько расширяют диапазон наших возможностей, но не позволяют…

Дополнительный материал

В дополнение предлагается интервью ученого-каббалиста доктора М. Лайтмана журналисту ВладимируКючарьянцу (Телемост Москва-Израиль. 11 августа 2005… Эта беседа с более чем двадцатью вопросами и ответами, поможет вам…  

Доктор Лайтман, в представлении большинства людей каббала – это некое тайное учение иудаизма, которое обычно связывают с оккультным знанием. Как Вы сами определяете для нас, непосвященных, что такое каббала?

 

«Каббала» в переводе с иврита означает «получение» – получение особого знания, которое каждый человек имеет возможность обрести. Эта наука была тайной, она зародилась на территории Междуречья в Древнем Шумере четыре тысячи лет тому назад в Вавилонский период. Основатель каббалы – древний шумер Авраам, открывший возможность постичь ту часть мироздания, которая нам в восприятии наших пяти органов чувств недоступна. Он сумел овладеть этой наукой и передать знания о скрытой от нас части мира своим ученикам. Авраам собрал группу приверженцев, и с тех пор это тайное знание переходит из поколения в поколение посредством очень незначительного, ограниченного числа последователей.

Передавалось оно, действительно, всегда тайно. Во все времена, вплоть до нашего века, существовал очень узкий круг каббалистов. В настоящее время каббала, наоборот, раскрывается, у человечества появляется желание узнать о ней, изучить ее, потому что знания эти могут быть нам очень полезны, особенно сейчас, когда мир близок к всеобщему кризису.

Доктор Лайтман, Вы начинали как ученый-биокибернетик, то есть на стыке двух самых перспективных наук. Что заставило Вас уйти из науки?

 

Меня заставило уйти из науки то, что она не дает ответа на вопрос о смысле жизни. Я же надеялся в биокибернетике или иной области, а может быть, на стыке нескольких наук, найти для себя этот ответ.

 

Вы называете каббалу наукой, но в основе всех наук – сомнение, и как его следствие – эксперимент, повторяемость результатов, дальнейшее развитие. Но если каббала – все же древнее учение, то ее, как любое учение, надо принимать на веру, или у нее, все же, есть экспериментальный метод, и она развивается?

 

Каббала абсолютно противоположна вере, она не имеет никакого отношения ни к религиям, ни к любого рода верованиям – это чистый эксперимент.

Человек осваивает наш мир с помощью пяти органов чувств и приборов, которые расширяют диапазон их возможностей. Для того чтобы исследовать тот мир, который нам в пяти органах чувств не раскрывается, надо просто развить в себе дополнительно шестой орган чувств.

С помощью этого органа, человек начинает ощущать скрытую часть мироздания и, соответственно, изучает ее совершенно по тем же законам и правилам, что и в науке. Существует и повторяемость опытов, и способ передачи знания от одного к другому. Эти опыты можно проверить, многократно повторить, чтобы убедиться в результатах. Абсолютно все то же самое, что и в любой другой естественной науке, только ученый-каббалист должен предварительно развить в себе шестой орган чувств.

 

 

 

Рисунок 1.

 

У Микеланджело есть строки: «Гармонию мира способен ли смертный постичь, чей приход и уход и ему самому не понятен». Вам, как человеку, искавшему смысл жизни, и человеку, для которого, в отличие от нас, простых смертных, уже открыт Высший мир и Высшие знания, очевидно, уже известно, в чем смысл появления человека в мироздании, с какой целью его создал Творец?

Творец или Природа, что абсолютно одно и то же – есть закон, единственный общий закон, охватывающий все мироздание: как скрытое от нас, так и явленное нам. Человек создан природой для того, чтобы достичь наивысшего уровня своего развития, наивысшего уровня самой Природы – ведь она, самим своим воздействием на него, подталкивает человека к этому.

 

Согласно каббале, главный дар человеку – его эгоизм. Это его основное свойство, его движущая сила и, одновременно, источник всех зол на земле. Стоило ли Природе трудиться и создавать человека таким, лишь для того, чтобы тот занялся исправлением самого себя, своего эгоизма? Почему нельзя было сразу наделить его альтруизмом?

Действительно, общий закон природы – это закон абсолютного альтруизма. Таким образом устроено в окружающем мире все. Если мы будем правильно его читать, видеть, наблюдать, то обнаружим, что, исключая ту область, которая относится к внутреннему миру (я имею в виду человека в человеке), действительно, человек – абсолютный эгоист. Это – наша материя, наша форма, наши свойства.

Для чего это сделано? Для того чтобы человек из своего противоположного состояния смог постичь всю природу. Изменяя себя, он научился бы у нее общему закону и, поняв, каким образом устроена природа, смог бы подняться, вследствие этого, на самый высший ее уровень.

Получи мы это свойство изначально, мы находились бы на самом примитивном уровне. Может быть, мы и были бы исправленными: вместо того, чтобы пытаться захватить, получить, использовать друг друга, мы, напротив, отдавали бы (как это делают клетки в теле, где каждая существует только для того, чтобы обеспечить существование всего организма), но, при этом, мы не вышли бы за пределы механически запрограммированного альтруистического, примитивного действия.

 

Природа чрезвычайно гармонична. Разве нельзя было заложить ту же гармонию на таком же высоком уровне и в человека?

 

Конечно, все можно было сделать. Но тогда человек не стал бы самостоятельным, самопостигающим, развивающимся, адаптирующим к себе природу и себя к ней, и не развил бы в себе знания, огромное чувствование, не овладел бы природой, словом, не достиг бы всего того, чем обладает сейчас.

Сегодня мир стремительно меняется, он, как бы, на некоем переломе переживает фазовый переход. Я однажды беседовал с профессором Капицей. Он считает, что мы попали в неожиданный процесс сжатия истории, который вызывает резкий сдвиг в развитии и столь же резкую смену условий жизни людей. Последствия этого сжатия неожиданны, формы дальнейшего развития ученым трудно предсказать. Нам сегодня надо понять, что нас ожидает. Знает ли каббала ответ на этот вопрос?

 

Да. Каббала говорит, что все наше существование, вся история, вся эволюция в течение тысячелетий – есть развитие эгоизма в нас. Цель развития эгоизма состоит в том, чтобы привести человека к осознанию, что его эгоистическая природа зла и порочна, довести его до такого состояния, чтобы он убедился в этой порочности и пожелал от нее избавиться. Заменяя в себе эгоизм на противоположное ему свойство – альтруизм, человек смог бы понять и механизм всей природы на всех ее уровнях: неживой, растительной, животной и своей, человеческой.

Каббала говорит, что именно этот процесс осознания зла эгоистической природы начинает сейчас проявляться в человечестве. На протяжении тысячелетий мы прошли следующие этапы развития:

· сначала получение плотских наслаждений – пища, кров, секс;

· затем наслаждений общественных – богатство, слава, власть;

· затем наступил самый последний этап – желание приобрести, накопить знания.

 

Рисунок 2.

 

Сколько человек ни пытался найти в себе силы, чтобы наполниться, продвинуться вперед, устроить свою жизнь, сделав ее максимально удобной, комфортной, он всегда убеждался, что у него нет никакой возможности для достижения устойчивого состояния, и приходил к выводу, что эгоизм является причиной всех его бед и невзгод.

Все люди на земле согласны с тем, что будь мы изначально альтруистами, всем было бы удобно и хорошо. Сейчас мы наблюдаем разрушение семьи, разводы, мир, который захлестывают наркотики, самоубийства, появилась прямая угроза уничтожения человечества, нарушен экологический баланс, наметился кризис в науке, культуре, общественных отношениях. Все это вынудит человека начать себя изменять. Однакос одной стороны проблема замалчивается, а с другой – мы не обнаруживаем в себе для этого никаких сил к изменениям.

Именно в такой момент каббала, которая была скрыта в течение тысячелетий, начинает открываться человечеству. Причина ее сокрытия состояла в том, что человечество в ней не нуждалось, каббала могла только испортить его продвижение к максимальному эгоизму. А теперь она постепенно раскрывается, чтобы дать всем людям возможность, орудие, средство для изменения себя.

 

Путь технологической цивилизации, по которому человечество уверенно шагало последние четыре века, привел к таким стереотипам сознания, к такому падению нравственности, что с ними просто не выжить. По мнению некоторых ученых, XXI век войдет в историю, как эпоха великого отказа от многих привычных вещей – как в сфере технологии, так и в области морали, представлений о человеке. Вы согласны с этим?

 

Я думаю, что XXI век будет действительно эрой внутренней духовной перестройки человека, смены его ценностей. Его отношение к миру, к себе коренным образом изменится. Человек может все, и в то же время не получает взамен ничего, поэтому, теперь самый главный, остро стоящий перед ним, вопрос – это вопрос о смысле существования, о смысле жизни. Скоро станет ясно, что наши общественные проблемы, наркотики, распад семьи, террор, войны, ненависть меж людьми, между народами, разлад с самим собой – все это будет перестроено, пересмотрено и приведет к тому, что жизнь станет намного проще, сделается намного более понятной человеку. Все общественные отношения, конечно же, изменятся. У нас нет здесь большого выбора: или последующие общественные формации и государственные структуры приобретут нацистский характер, или они станут альтруистическими – одно из двух.

 

Вы считаете, что каббала является единственным инструментом для исправления духовной природы человека? Вы отказываете в этом христианству, исламу или буддизму? Хотя эти религии определили путь всей нашей цивилизации и дали начало культуре, а значит и духовному развитию людей? Мир, правда, не стал от этого намного лучше, но почему вы считаете, что каббала станет долгожданным откровением для христианского мира, или, тем более, для мусульманского?

 

И для иудейского тоже.

Я не делаю никаких различий между религиями. Они все для меня находятся абсолютно на одном уровне – они все не имеют ни малейшего отношения к каббале. Каббала, поскольку она раскрывает нам именно внутреннее, дополнительное, скрытое от нас устройство мира, и может служить средством исправления человека. Посмотрите, как мы действуем в нашем мире: мы раскрываем наш мир, постигаем его законы – природные законы мира. В результате мы можем полнее использовать его, наслаждаться им, подчинять его себе, приспосабливать себя к нему.

Мы должны изучить законы, которые управляют миром на общественном уровне, на уровне наших мыслей, на уровне наших желаний. Ведь наши желания и мысли – это силы, только нами не улавливаемые, не взвешиваемые. Мы их не можем определить, однако, они тоже воздействуют на мир.

Если мы точно будем знать, каким образом каждый из нас влияет на мир своим внутренним «я», почему мир так жесток к нам, плох, почему мы не можем с ним гармонично взаимодействовать, то мы обнаружим множество общественных, внутри-человеческих законов, хотя, по сути, это один закон – закон всеобщего альтруизма. В конце концов, мы его увидим, ощутим его влияние на нас, как мы чувствуем закон всемирного тяготения, законы электростатики, магнетизма, законы квантовой механики – неважно какие еще, но известные нам законы, которые мы можем правильно применять, понимая, каким образом, с их помощью можно взаимодействовать с природой.

Каббала же позволяет нам видеть, раскрывать для себя потаенную область мироздания – ту, где мы обычными человеческими свойствами, нашим разумом, мыслями, взаимоотношениями влияем на природу. Таким образом, мы осознаем, что наше плохое отношение к окружающим, к природе, делает мир плохим и, в конечном счете, возвращается в силу обратной связи, тысячекратно увеличенным злом. Наше зло возвращается к нам преумноженным. Если человек явно увидит это, то не сможет поступать плохо. Поэтому, каббала является очень четким, я бы сказал, жестким, быстродействующим средством для исправления человека. Она просто раскрывает ему глаза: в данный момент ты поступаешь плохо, мыслишь плохо, плохо относишься к другим.

Религии в этом отношении ничем не могут помочь человечеству: никакие религии – ни иудейская, ни те, которые от нее произошли, потому что они выдуманы человеком для того, чтобы хоть как-то ответить на вопрос, для чего он существует. А каббала раскрывает это явно. Каббала – это наука, в которой нет места вере.

Мы беседуем в расчете на то, чтобы о каббале узнали россияне. Хотим мы этого или нет, мы вынуждены учитывать, что духовность русской цивилизации, ее культура складывалась под влиянием православия, которое, как и все остальные ветви христианства, изначально внушало человеку: «не убей», «не укради», «возлюби ближнего своего». Однако почти на целый век Россия была отлучена от этих нравственных заповедей, а полтора последних десятилетия исповедовала прямо противоположные. Сегодня мы имеем то, что имеем: социальную и духовную нищету, бездушие и жестокость государства к людям, и людей друг к другу.

Вы думаете, в этих условиях, пусть очень глубокое, но все же древнееврейское учение о наслаждении поможет? Вы представляете себе российскую глубинку, погруженную в изучение каббалы, ну, скажем где-нибудь на станции «Ерофей Павлович»? Не лучше ли россиянам попытаться вернуться к собственным нравственным ценностям? Называйте это религией или чем угодно, но все же эти заповеди «не убей», «не укради», «возлюби ближнего» и другие составляли основу культуры, которой мы сегодня лишились.

 

Этим заповедям уже три тысячи лет. На ранних этапах человеческого развития, в определенных условиях, они всего лишь отчасти, в малой доле действительно были в состоянии удержать человека от проявления зла и эгоизма. Однакоэгоизм растет из поколения в поколение, и в наше время никакая религия, никакие заповеди уже не могут удержать людей. Они являются всеобщими, всечеловеческими, потому, как имеют единый источник. Это заповеди, полученные на горе Синай: «не убей», «не укради», «не прелюбодействуй», и т.д. Но кто их сегодня соблюдает?

Кто может их теперь соблюдать при том эгоизме, при том зле, которое раскрывается сегодня в человеке? Мы видим, что это абсолютно невозможно. Действенно только знание, только явное видение того, что перед тобой: если ты поступишь плохо, последует немедленная обратная реакция со стороны природы, причем во много раз увеличенная. Зло за зло – лишь это может удержать человека. Только явное знание, которое дает каббала человеку, может его удержать, а называется ли это каббалой или древнееврейским учением – нет никакой разницы по отношению к первоисточнику. Можете называть это раскрытием тайной части мироздания, которая сегодня должна быть проявлена.

Кстати говоря, каббала – это не еврейское учение. Она происходит из Древнего Вавилона. Авраам – тоже не еврей, а вавилонский житель. Если у человечества еще существуют на сегодняшний день всевозможные предубеждения, то после знакомства с каббалой они исчезают. У меня есть ученики по всему миру, которые изучают, понимают, сразу же начинают раскрывать суть каббалы и видят, что она не имеет никакого отношения ни к религиям, и ни к определенной нации, ни к какому-либо этносу – это общечеловеческое достояние. Древний Вавилон – колыбель человеческой цивилизации, и оттуда к нам пришло это знание.

 

Согласен. Поговорим о наслаждении, одной из центральных идей каббалы. На этой же идее построена и психология потребительства, которая, собственно, является двигателем нынешней цивилизации: желание получить все больше наслаждений. Во многих случаях эти наслаждения получают за счет страданий других людей; эта психология уже подвела мир к опасной черте. Как тут не усмотреть противоречия с утверждением каббалы о наслаждении, разве не усугубляет оно духовный кризис?

 

Дело в том, что желание насладиться, наполниться знанием, властью, славой, комфортом, покоем является нашей природой. От этого никуда не деться. Мы можем рассуждать на эту тему сколько угодно, но, когда мы говорим о том, что это является нашей природой, мы должны понимать, что с этим ничего не поделаешь. Мы не можем от этого отмахнуться, просто сказав, что это плохо. Что значит «плохо»? Я все равно не смогу перепрыгнуть через самого себя.

Посмотрите, как вы сидите. Ваше тело занимает самое удобное, в данных условиях, положение. Вы пересели, подвинулись, вот сейчас вы поддерживаете голову. Вы автоматически все время стремитесь устроиться поудобней, то есть максимально насладиться. Это закон, на котором базируются все наши функции: клетки, мозг, разум, механизм принятия решений – словом, все. Так мы устроены, и потому должны знать точный закон, по которому следует действовать в этой области наших знаний о природе и о себе.

Следует понимать свои отношения с окружающим, с обществом, с природой, свои желания. Наше тело функционирует по данному закону, хотим мы этого или не хотим, на неживом, на животном, на растительном уровне. Только на человеческом уровне нам надо найти способ правильно входить в контакт между своим «я» и всем окружающим.

Если человек осознает, что он абсолютный эгоист, и что в соответствии с этим работает его сердце, желание, разум, мысли, то это уже огромное достижение, это уже огромное постижение – он уже знает правду о себе. Теперь, после постижения этой правды, остается только спросить: «Хорошо, я полный эгоист. Что дальше?». А дальше надо увидеть, что это природное проявление, это явно эгоистическое отношение к окружающему приносит мне огромный вред, и тогда мой эгоизм сам скажет: «Нет, нет, не надо».

Допустим, мы с вами курим и хотели бы от этого отвыкнуть, но не можем найти в себе достаточно сил. Если бы мы увидели, что прямо тут, сейчас, в результате курения, начинаем заболевать страшнейшей болезнью, и эта болезнь уже в нас, мы ее явственно видим, словно она уже начала действовать, то мы не смогли бы взять в рот сигарету. Наш эгоизм сработал бы мгновенно и не позволил бы совершать это вредное действие.

Мы должны раскрыть для себя мир настолько, чтобы автоматически, свободно, спокойно не совершать плохих поступков. Получается, что сам же эгоизм приведет человека к альтруизму.

 

Каббала адресует людей к Высшим сферам мироздания. Однако большинство сегодня озабочено проблемой физического выживания. Но если суть мироздания – альтруизм, то почему бы каббале, владеющей этими сокровенными знаниями, не помочь людям, не облегчить их страдания в нашем земном мире? Если она уже четыре тысячи лет знает ответ на главный вопрос, то почему она держала их столько времени за семью печатями вместо того, чтобы улучшить природу и человека и общества?

 

Каббала действительно раскрыта человечеству уже четыре тысячи лет, и все это время существовали люди, которым было известно устройство Высшего мира. Почему они не могли рассказать об этом другим? Потому что за ненадобностью никто бы их не услышал. Заговори вы об альтруизме пятьсот лет назад, вас приняли бы за сумасшедшего и подняли на смех: еще один Кампанелла, еще один утопист! Даже двести, сто лет назад, даже сегодня. Каббала ждала, когда человечество окончательно дозреет, чтобы можно было ему объяснить, показать ее. Когда люди внутренне подготовлены к тому, чтобы услышать, они слышат.

О каббале слышат те, кто желает. Вы говорите: «Сегодня человек не может в своей жизни найти никакого порядка, ему бы, главное, устроиться хоть как-то, чтобы выжить». Когда люди ведут жалкое, ущербное существование, когда буквально на каждом шагу их жизни грозит опасность, когда они находятся буквально под угрозой уничтожения, тогда, именно в таких страшных условиях, они и начинают задумываться о смысле жизни.

Сегодня каббала говорит человеку о том, как ему в этой жизни стать счастливым, каким образом получать от природы не удары, а хорошее отношение. Она обращается на самом простом, доступном языке, ко всему человечеству, не призывая постигать Высшие миры, взмывать к ним в поисках абстрактного интереса. Нет. Она обращается к человеку и говорит: «Я тебе помогу устроить твою собственную маленькую жизнь таким образом, что ты будешь в самое ближайшее время ощущать вечность и совершенство. Для тебя не будет перехода жизнь–смерть, ты будешь чувствовать в себе вечное течение жизни. Ты настолько почувствуешь свою связь со всем мирозданием, с общим законом природы, что для тебя не будет границы – этот мир или будущий, твое сегодняшнее состояние в теле или вне тела. Для тебя все станет одним миром, я тебе раскрою вторую часть». Каббала обращается к человеку и говорит с ним о жизни, а не о каких-то далеких потусторонних или мистических уровнях. Каббала – очень реальная наука.

 

Сегодня изучением каббалы занимаются люди самых разных профессий и родов занятий. Могут ли бизнесмены использовать знания, которые дает им каббала, для успешного продвижения своего бизнеса, своих дел в нашем земном мире?

 

К сожалению, нет.

Я являюсь представителем классической каббалы. Не той бульварной каббалы, которую продают на каждом углу и от ее имени торгуют всякими талисманами, красными нитками, святой водой, сулят человеку успех в бизнесе, обретение спутника жизни, всевозможное преуспевание. Занимаясь истинной каббалой по тем источникам, которые существуют у человечества уже тысячи лет, вы не получите рецепта, как преуспеть в обыденной жизни, используя наши эгоистические свойства, наши эгоистические желания.

Каббала не обещает человеку никаких заманчивых результатов в его обычной эгоистической жизни, где он желает получше устроиться на работу, выгоднее жениться или выйти замуж, поскорее обогатиться, начать властвовать, получить «хлебную» должность. И крепкого здоровья она не обещает. В ответ на ваше занятие каббалой, эгоистического наполнения вы не получите. Каббала ждет, когда человечество поймет, что внутри него нет никаких средств, чтобы чудесным образом взять и сделать для себя что-нибудь невероятное, волшебное. Чудес на свете не бывает.

Если ты действительно захочешь понять смысл жизни, увидеть, как правильно поступать, то взамен ты обретешь вечность, совершенство. У тебя будет все это, но только в том случае, если ты не спрашиваешь: «Как же я могу урвать от этого мира?», а начинаешь думать на более высоком уровне: «Что я могу ему дать?». И когда ты начнешь ему давать, тогда ты будешь счастлив. К этому человечество придет, хотя это кажется очень фантастическим и несбыточным, но именно эгоизм нас к этому приведет.

 

Спасибо. Вы развеяли давно сложившийся стереотип о каббале. Ваши последние слова напомнили мне высказывание Джона Кеннеди: «Не спрашивай, что Америка может сделать для тебя, а спроси себя, что ты можешь сделать для Америки». Мы говорили о том, что из тайной науки каббала сегодня стремится к широкой открытости: создаются центры, издаются книги, читаются лекции, открываются сайты в интернете. Что-то изменилось? Настал некий, указанный в ней день икс?

 

Да.

Когда я начал заниматься каббалой (в 77-м – 78-м годах), я не верил, что придет время и произойдет то, о чем указано в каббалистических источниках: с конца XX века, даже точнее – с 1995-го года каббала начнет раскрываться всему миру, появится огромное количество людей, которых это будет интересовать. Мне было тридцать три года, я, в принципе, много знал о мире, но хотел узнать еще больше. Я пытался с помощью этих знаний привлечь к себе других людей, но никого не было. В ответ я слышал: «А зачем нам это надо?».

В «Книге Зоар», написанной в 120-м году нашей эры, сказано, что в 1995 году (причем точно указан год), каббала начнет раскрываться миру без всяких ограничений. До этого срока она будет постоянно втайне развиваться, каждый раз приспосабливаясь к своему времени, и в этом развитии примут участие каббалисты каждого поколения. Когда наступит конец XX века, каббала сразу, каким-то образом, раскроет себя, а у человечества проявится к ее постижению встречное желание.

Мне не верилось, потому что еще до 92-го–93-го года это было совершенно незаметно. У меня появлялись ученики, товарищи, с которыми можно было заниматься вместе, но это были единицы, всего несколько десятков человек.

Сегодня, в рамках нашей Академии Каббалы обучаются 700-800 тысяч желающих постичь эту науку. Они представляют свыше сорока стран мира – мексиканцы, индийцы, японцы, кого только нет. Наш сайт в интернете работает на двадцати двух языках мира, на девяти языках издаются мои книги. Мы проводим конгрессы во всех странах земного шара: в Литве, в России, в Германии, в Австрии, в США, в Японии, в Чили. У нас везде существуют большие группы людей, которые занимаются и понимают, что каббала – это наука о достижении мира, счастья, равновесия с природой, которая делает человеку огромный подарок – возможность стать вечным, совершенным, каков он внутренне и есть.

 

Тем не менее, несмотря на такое огромное количество людей, увлеченных каббалой, понимающих ее значение для раскрытия своего духовного мира и, вообще, постижения природы, Вы не можете не согласиться с тем, что мир сегодня расколот, разделен, как минимум, двумя системами ценностей: ислама и христианства. Нам от этого никуда не деться. Мы видим проявление этого столкновения цивилизаций и религий в виде глобального терроризма. Каково отношение каббалистов к этому конфликту? И, коль скоро Вы сами сказали, что «Книга Зоар» указывала еще в давние времена на девяносто пятый год, значит, она знала о будущем. Есть ли в каббале какие-либо указания насчет этого конфликта? Чем это закончится, что нас ждет?

 

Вопрос очень сложный. В каббале есть много сочинений, статей, появившихся по большей части в двадцатом веке, где анализируется все, что прошла Россия, Германия, остальные страны, как они подошли сегодня к противостоянию с мусульманским миром, вернее, я бы даже не говорил о мусульманстве, потому что ничего подобного в его основе не заложено. Это террор, и он творится от безысходности. Это тот же эгоистический всплеск, когда ты желаешь завладеть всем миром, а в итоге чувствуешь свое бессилие.

Каббала описывает будущие состояния двояко, потому что здесь все зависит от поведения человека. Начиная с нашего времени и далее, перед нами вырисовываются два пути. До нашего времени весь мир развивался просто: плотских удовольствий (пища, семья, кров) было достаточно, чтобы удовлетворить желания к наслаждениям. Соответственно этому и информация была общественная, политическая. Затем, следующее состояние: стремление к богатству. Здесь появляется и соответствующая информация, и тяга человечества к этому. Затем – жажда славы, власти. И в последние приблизительно триста лет отчетливо проявляется тяготение к знаниям.

Когда эти основные человеческие стремления исчерпываются, реализуются, человек видит, что на протяжении всей истории он так ничего и не получил. Каким образом он это видит? Мы приходим в этот мир все в новых и новых кругооборотах жизней, в процессе которых в нас накапливается информация, она находится внутри нас. Поэтому, с каждым поколением мы умнее, с каждым поколением мы опытней.

Сегодня мы пришли к такому состоянию, когда ни власть, ни слава, ни знания ничего человечеству не дают. Однако это ощущение бессилия наполниться хоть чем-то, подталкивает различные группы людей и целые государства на безрассудные поступки. В этом и состоит причина террора. Если мы не преуспеем в изучении и распространении каббалы, то вероятно возникновение нацистских режимов в основных странах мира, причем, в развитых странах.

Таким образом: с одной стороны – это будет ислам, с его жаждой господства, причем не сам ислам, а именно террористический ислам, радикальная его часть; а с другой стороны – это будет нацизм, который проявится во всей своей мощи, в самых развитых странах Европы, в Америке, а, возможно, и в России.

Если человечество не изыщет средств для достижения нормальной жизни, если оно не увидит, не убедится явно, воочию, какие законы действуют в мире, если не поймет, что наносимый себе вред настолько очевиден, что невозможно и дальше поступать так же дурно, то оно скатится в страшную пропасть.

Каббала свидетельствует о возможности такого хода развития, об этом сказано еще у древних пророков. И это значит, что возможна и третья, и четвертая мировая ядерная война, после которой от человечества останется буквально несколько миллионов, но они все равно выполнят программу творения. Эти люди включат в себя все души. Дело не в наших телах, не в их количестве, а в душах, которые должны достичь наивысшего уровня существования, запрограммированного природой. Повторяю: человечество к этому придет.

Каббала говорит о том, что конец предопределен, он – абсолютно добрый, хороший. Однако, путь к нему, именно в настоящий момент, на этом этапе, когда человечество вышло на нынешний уровень развития, когда оно может выбирать, продвигаться ли ему добрым путем или злым, зависит исключительно от воли самих людей. Поэтому, распространение каббалы на сегодня (так, по крайней мере, считают каббалисты) – это самая главная задача во имя того, чтобы, возможно, хоть как-то сократить, улучшить, смягчить тот период, который нас ждет.

 

Мировая история хранит много сюжетов о роли разного рода «тайных обществ», начиная от тамплиеров, масонов, розенкрейцеров до «Золотой Зари» или обществ «Тулия» и «Анэнербо» в Третьем Рейхе. Сегодня у многих людей все чаще возникает вопрос, кто на самом деле определяет порядок вещей в этом мире? Не раз уже звучала идея о некоем тайном всемирном правительстве, дергающем нити и определяющем ход событий тех или иных международных политических и прочих кризисов, причем так, что основная масса людей, насмотревшись этого спектакля, уходит, так и не поняв, кто же был режиссером. Как вы относитесь к подобным предположениям?

 

Я бы сказал так: каббалу в мир должны принести каббалисты. Так сложилось, что внутри еврейского народа всегда существовала небольшая группа людей, занимающихся ею, хотя сегодня это уже не так. Каббалисты, как правило, находились в конфликте с официальными религиозными кругами и в противостоянии с народом. На данный момент ситуация нисколько не изменилась.

У всех остальных народов существует подсознательное чувство, что каббала дана только еврейскому народу, и он ее скрывает от остального человечества. Подсознательно человек чувствует: там есть нечто, что может меня наполнить, но где и чем – неизвестно. Желание наполниться Высшим знанием заложено в самой природе человека. Люди и вправду думают, что у евреев есть некая тайна, и что они скрывают ее от мира. В этом и заключается источник антисемитизма, он совершенно естественный. Каббала объясняет, что антисемитизм может исчезнуть только с раскрытием этого знания всему миру.

Ничего тайного никогда не было в мире – никакого общества, никакого правления, хотя бы потому, что из нашего мира невозможно управлять. Мы сегодня видим, насколько беспомощны все правители. Так было всегда. Они никогда не могли ничего сделать. Они всегда поступали и поступают, так или иначе, только в силу необходимости. Человечество ведут вперед законы природы, и от правительства ничего не зависит.

Эти законы природы существуют и управляют нами. Наша задача – полностью их раскрыть и правильно использовать в жизни, а кто у власти – Буш или Путин, не имеет значения. Каббала говорит о том, что ни один человек в мире вообще ничем не управляет. Он может оказать влияние на мир в единственном случае: если сможет влиять положительно согласно духовным законам, тем Высшим законам, которые на нас нисходят. Только законы природы управляют всем.

 

Как вы считаете, во Вселенной существуют иные обитаемые миры или мы безнадежно одиноки?

Каббала говорит о том, что кроме неживой, растительной, животной и человеческой природы ничего больше во Вселенной нет. Вся Вселенная представляет…  

А что же в таком случае НЛО?

Я считаю, что этого не существует.

 

Мировые константы и все мироздание таковы, какие они есть, потому что существует человек? Я говорю об антропоморфном принципе.

Мы существуем в неком замкнутом пространстве, которое ощущаем нашими пятью органами чувств. Если мы раскроем с помощью шестого органа чувств еще и… Мы поймем, почему сегодня с нашими возможностями, мыслями мы неверно…  

Религия дает человеку надежду, что с нашим уходом не все еще закончено, что там, за чертой, мы еще встретим дорогих нам ушедших людей, родителей и любимых. А что об этом говорит каббала?

 

Конечно, жизнь человека не заключается лишь в белковом существовании на видимом нами уровне. Человек существует в своих пяти органах чувств и через них ощущает окружающее пространство, ощущает внутри этих органов чувств. Мы представляем собой закрытый ящик, который реагирует на нечто, поступающее извне. Наши органы чувств построены на равновесии, чтобы улавливать определенную часть окружающего нас мира.

После того, как наше тело с этими пятью органами чувств перестает функционировать, у нас остается дополнительный шестой орган, так называемая душа. С его помощью мы ощущаем все остальное мироздание в его истинном виде.

Человек проходит кругообороты, то есть, выходит за пределы ощущений нашего мира, и возвращается в ощущения только нашего мира. Эти кругообороты каждый из нас проходит постоянно.

Что происходит, когда человек выходит за пределы нашего мира? Если он выходит за пределы нашего мира как каббалист, обретя этот шестой орган чувств, тогда, уже в период текущей жизни, он ощущает все мироздание и эти незримые силы. Он ощущает как нечто совершенно естественное, всех живущих в нашем мире и существующих вне тела, так называемые души, информационную часть человека. Для каббалиста, между ними нет, практически, никакого различия. Он и в живущих людях видит их внутреннюю энергетическую часть, разумную, чувствующую, не умирающую вместе с человеком.

Где находятся наши желания? Они не находятся в теле. Мы можем удалять части тела, делать пересадки органов, а что будет с нашими желаниями? Куда они денутся? Я могу заменить печень, сердце, кровь, но ничего не изменится. Внутри нас существует информационная часть, которая от тела не зависит.

Если каббалист выходит на такой уровень, когда он может ощущать эту внутреннюю часть и работать с ней, тогда он чувствует общее течение всего мироздания и себя во всех этих кругооборотах. Для него не существует перехода от жизни к смерти. Что же человек чувствует, когда он переходит в иное энергетическое состояние? Он чувствует то же самое, что чувствует каббалист.

Он начинает действительно понимать, что мир устроен альтруистически, что в нем существуют совершенно другие законы, к соблюдению которых надо стремиться. Для этого он и нисходит снова в наш мир, чтобы достичь в следующем своем земном кругообороте духовного постижения. Так происходит в течение всех кругооборотов.

Рано или поздно, каждый из нас в каком-то из своих кругооборотов достигнет состояния, когда он сможет полностью отождествить себя со своей вечной частью, с душой. Вот тогда и можно будет сказать, что человек достиг совершенства и вечности. Любой из нас может это сделать. Причем, если в этой жизни – сейчас, сегодня – вы слышите о такой возможности, значит, каким-то образом, Высшее управление уже подвело вас к ней, и вы можете этого достичь.

 

Вы допускаете и согласны с идеей реинкарнации и бесконечного кругооборота душ. Но сохраняется ли в этой энергетической консистенции ощущение личности человека, когда его душа уходит из этого мира в иной мир, более высокий, тонкий?

 

Конечно. Именно в ней она и находится. Ведь, что такое наше тело? Оно является лишь производным души. Имеющиеся в душе параметры при нисхождении определяют тело: каким образом родиться, где, с какими качествами, в каком обществе, состоянии, какое образование получить, как и кем вырасти. Все это определяется именно душой. Знай мы душу человека, нам было бы понятно, почему он такой, а не иной. Мы бы знали, в том числе, каким образом помочь ему исправиться, дать правильное воспитание и так далее. Проблема воспитания, взросления – самая главная у человечества.

 

В мире происходит много необъяснимого. Меня, например, всегда удивляло, что фильмы, книги, картины – все, что рождено человеческой фантазией, – странным образом моделируют реальность, реализуются в ней, а потом общество вдруг вспоминает о странных совпадениях. Или взять роли актеров. Существует масса примеров того, как роль налагала свой роковой отпечаток на судьбу актера, словно повторилась в ней. Как Вы считаете, способна ли человеческая мысль воздействовать на материю, или это просто способность человеческого мозга получать информацию о будущих событиях из некоего единого энергоинформационного поля? Ну, хотите, назовем это термином Вернадского «ноосфера».

 

Прекрасные вопросы. Догадки академика Вернадского верны.

Дело в том, что вне тела все души, на самом деле, представляют собой единый организм: одну Всеобщую душу, являющуюся единым желанием и единой мыслью. Эта Единая душа всех существующих и управляет нами с той целью, чтобы нас, разрозненных, разделенных в этом мире нашими телами, нашим эгоизмом, привести к такому состоянию, в котором мы существуем во внешней сфере, где и заложены все наши мысли, желания, наши будущие состояния – полная информация.

Оттуда нисходят силы управления, поднимающие нас на тот уровень, где мы сливаемся друг с другом в одно целое своими альтруистическими желаниями. Мы представляем собой, по сути дела, единый организм. Живая и неживая природа, растительная, животная – все ее виды, представляют собой единый организм, пронизанный одной альтруистической силой.

Есть теория английского физика Дэвида Бома, который говорит о Вселенной, как о единой ткани. Если мир – это единая ткань, где все связано со всем, все пронизывает все, то значит и наша беседа с Вами может странным образом повлиять, к примеру, на идущий к нам из Скандинавии циклон, на стоимость барреля нефти или исход предстоящей кому-то операции. Или я перегибаю палку?

Вы абсолютно верно говорите.

 

Скоро даже слова и мысли реализуются вовне?

Нет ни одного действия, мысли, желания на любом уровне – неживом, растительном, животном или человеческом, которое не было бы задействовано в единой… Нет ничего случайного. Случайность – это то, что недоступно видению. Чем… Мы видим: в одном месте земного шара мы делаем что-то, в другом – получаем реакцию. Только мы еще не осознаем на нашем…

Если каббала признает, что человеку дана свобода воли, значит, она не допускает предопределенности. Я не подозреваю каббалистов, скажем, в склонности к предсказаниям, астрологии и так далее, но разве они не просчитывают судьбу?

 

Никто не может просчитать заранее путь, по которому сейчас пойдет человечество, потому что это определяется его свободной волей. Ни один каббалист заранее ничего не может сказать. Каббалисты говорят о вариантах, возможных при том или ином нашем воздействии на природу. Однако выбор пути неизвестен, его спрогнозировать невозможно.

Единственное, что известно, начиная с давних веков и до нашего времени, – это то, каким образом развивалось человечество, и в каббале это расписано. Сначала развивались наши телесные желания, затем появились стремления к деньгам, к славе, к знаниям, и, наконец, мы начинаем задумываться о смысле жизни. Это – скорее подсознательный вопрос о Высшем мироздании, о том, где мы на самом деле существуем, в каком мире. Двадцатый век – это время сплошных вопросов. И Вернадский, будучи великим ученым, задавался подобным вопросом, и многие другие.

В течение пяти тысяч лет сознательного существования, каббалисты совершенно определенно говорили, какие формации пройдет человечество – то, что эгоизм должен развиться до максимального уровня, было предопределено. Начиная с этого момента, люди стали задаваться вопросом о Высшем мире: «Как существовать дальше? Я не могу больше жить в рамках своего эгоизма» – здесь уже начинается свобода воли, и здесь предсказаний быть не может.

Есть только одно: цель всего человечества – достичь полной гармонии со всеобщим альтруистическим законом природы. Но как? Здесь перед нами встает проблема выбора: какой путь развития избрать, хороший или плохой. Наказывать человечество, как ребенка, пока оно не захочет сделать разумный выбор, или ждать, когда оно само поумнеет, увидев систему, по которой существует, и поймет, что деваться некуда, надо развиваться правильно.

Каббалисты говорят об этих двух возможностях, и, к сожалению, плохая тоже не исключается.

 

Мы говорим о каббале, о ее возрасте, и о том, что она была дана как готовое знание высочайшего уровня пять тысяч лет назад. Между тем, есть удивительный факт, сообщенный Геродоту жрецами Мемфиса о том, что у них есть записи истории за одиннадцать тысяч лет. Они говорили ему об островном государстве Атлантида, обладавшем высочайшими знаниями и технологиями. Другие предания рассказывают о высокоразвитой цивилизации в Азии, существовавшей сорок тысяч лет назад. И в том, и в другом случае, все это было сметено природными катаклизмами. Если мы за какие-то несколько тысяч лет записанной истории достигли такого уровня, разве нельзя допустить, что мы лишь повторяем уже однажды пройденный путь? И в этом случае готовые знания в той же каббале обретают более древний адрес, нежели она говорит.

 

Чтобы ответить на этот вопрос, мне надо сначала пояснить Вам, что значит мир, который мы ощущаем.

Если мы достигаем уровня, о котором говорит каббала – вечности и совершенства, то, что при этом происходит с нами на земле? Возвратимся ли мы снова в наши тела и продолжим свое земное существование? Будем опять претерпевать кризисы, катаклизмы, вроде всемирного потопа, прерывающие жизнь, начнем развитие нового цикла, возможно, повторяя прошлое существование, или нет?

Дело обстоит так: если мы достигаем, а мы обязаны достичь за ближайшие две сотни лет или раньше, наивысшего уровня существования, то наш мир исчезает. Мы перестаем его ощущать.

Что значит «наш мир»? Наш мир – это то, что ощущается нами в наших органах чувств. Он не существует вне нас и не существует в том виде, в котором мы его ощущаем. Имей мы другие органы чувств, мы бы по-иному чувствовали окружающий нас мир. Если их, этих органов чувств нет вообще, то мы совершенно не ощущаем мироздание, которое видится нам сегодня.

Если мы выходим на уровень восприятия мироздания с помощью нашей души, то мы перестаем ощущать наш мир, как таковой. Потому что пять органов чувств исчезают, они нам больше не нужны, они подавляются ощущением шестого – всеобщего, огромного органа чувств, и переживаемого им. В этом случае, наш мир, который представляется нам существующим, просто исчезает из наших ощущений. Потому говорить о том, что будет происходить в нем дальше, не имеет смысла. Ничего не будет происходить.

Дальнейшее наше существование будет осуществляться на Высшем уровне, где нет материи: животной, растительной, неживой, человеческой в том виде, в котором мы их себе представляем, и это будет существование в совершенно ином объеме, совершенно в ином измерении. Так говорит каббала.

Повторения не будет. Возможно, действительно, в прошлом были эти повторения на нашей маленькой Земле, исчезали великие и малые цивилизации. Каббала очень скупо упоминает об этом. Хотя в истории и говорится о великих цивилизациях, но не духовных, которые достигали подобного уровня и исправляли себя настолько, что переходили в духовное состояние. Тут речь идет просто о периодах расцвета и падения какой-нибудь человеческой цивилизации. Да, это есть и было.

Я имел в виду, не является ли каббала, как наука, как знание, наследием вот тех древних знаний?

Мы об этом не знаем. Первую книгу по каббале написал человек по имени Адам, живший 5764 года назад. Она называется «Тайные Силы» или «Тайный Ангел»… Откуда у них эти знания? Адам описывает некую способность, возможность… Именно благодаря этому огромному желанию, Авраам и получил способность видеть сквозь материю, чувствовать сквозь нее,…

Расскажите, пожалуйста, о времени. Физики сегодня рассматривают время как нечто целостное, простирающееся подобно ландшафту, на котором располагаются прошлые и будущие события. Как рассматривает время каббала?

 

Поскольку мы говорим о силах, воздействующих на все мироздание, мы оперируем понятиями «разум», «желание», «информация» и не имеем в виду тела. Таким образом, нам сразу же следует договориться, что каббала не упоминает ни о том, что находится в пространстве, ни о самом пространстве: все вне пространства. Пространства, как такового, не существует. Оно является производной наших пяти органов чувств. Представьте себе нашу Вселенную, уберите из нее все неживое, растительное, животное и посмотрите, что останется? Что означает это пространство, в котором находится все, наполняющее его?

Повторяю, каббала говорит о том, что пространства, как такового, не существует. Если его не существует, то нет и движения в том виде, в каком мы его понимаем. Если не существует движения, то нет перемещения и, следовательно, нет времени. То есть, все, что мы изучаем в каббале, находится над понятиями пространства, времени и движения – понятия чисто человеческие.

Это мы так устроены, что внутри нас есть ощущение времени, пространства, движения. Подобным образом мы воспринимаем воздействие на нас силы, осознаваемой нами как наше мироздание, наша Вселенная, которая перемещается, и определенным образом взаимодействует с нами. Она является производным от нашего внутреннего устройства, от наших пяти органов чувств. Когда человек выходит из области ощущений этих пяти органов чувств и входит в шестой, он понимает, что ни времени, ни пространства, ни движения не существует. Существует совершенно иной объем, где есть только силы, информация и желания.

 

Поскольку ощущение времени дано нам в наших органах чувств и в наших собственных ощущениях, мое личное ощущение сейчас, что я бы продолжал этот разговор бесконечно, потому что он для меня чрезвычайно интересен. Тем не менее, есть ощущение, что нет ничего продолжительнее времени, и ощущение, что все равно его не хватит на бесконечные вопросы, которые я Вам задаю. И я вынужден просто поблагодарить Вас за то время, которое Вы мне уделили и то терпение, с которым Вы разъяснили мне, может быть, простые для Вас, но сложные для меня вопросы. Спасибо, доктор Лайтман!

 


[1] «черный ящик» (кибернетика) - система, в которой исследователю доступна лишь входная и выходная информация этой системы, а внутреннее устройство может быть неизвестно.

[2] Духовный мир – мир, существующий по законам свойства отдачи; в котором находятся и действуют только силы и чувства без материальных облачений.

[3] Нисхождение = удаление от первоначального состояния.

[4] Миры – меры, степени скрытия Творца

[5] Душа- духовный орган, который постепенно рождается в человеке, находящемся в нашем мире. Рождение души означает постепенное развитие ощущения воздействия духовных сил, возникновение минимального восприятия Творца.

[6] Бытие,11,1-9

[7] Иосиф Флавий. Иудейские древности. Соч. в 2 т. Т.1, книга первая, гл.4. М.:Ладомир : АСТ, 2003.

[8] Альтруизм = (альтруистические желания) – желание отдавать, действия с намерением ради Творца

[9] Парцуф (мн. ч. парцуфим) = «духовное тело» – желание наслаждаться Творцом, снабжённое экраном (то есть, способное получить свет).

[10] Сфира (мн. ч сфирот)– различные свойства, которые принял на себя Творец относительно творений. Всего их 10 – Кетер, Хохма, Бина, Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Ход, Есод, Малхут.

[11] Мир Бесконечности – состояние, когда все желания удовлетворены полностью, без ограничения, то есть, творение (желание наслаждаться) не ограничивает распространение света (наслаждения).

[12] Ашлаг Й. Суть науки каббала // Дарование Торы. Иерусалим, 1995 (иврит).

– Конец работы –

Используемые теги: Методика, изучения, каббалы0.058

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Методика изучения каббалы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Методика изучения темы «Проводники и диэлектрики в электростатическом поле»
Кратко об истории «электродинамики» можно сказать, что в 1832 году английский физик Майкл Фарадей теоретически предсказал существование… В середине XX века была создана квантовая электродинамика — одна из наиболее… Решение общеобразовательных задач в основном сводится к тому, что в данном разделе должно быть введено основное для…

Преступность и методика ее изучения
М Изд. Московского университета, 1994, с.с.40-94 Криминология, М Юридическая литература, 1988, с.с.17-46, 63-85, 112-158 Аванесов Г.А. Криминология,… Сб. статей Криминология и уголовная политика, М Институт государства и права,… Науке - немногим более века. Это наводит на вполне оправданный вопрос.Почему Может сложиться впечатление, что люди не…

Методика изучения высших чувств
Можно сказать даже, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются. Эмоции - постоянный спутник человека, оказывающим постоянное влияние на все… У людей с нарушенной или ослабленной способностью эффективного самоконтроля, эмоциональные проблемы проявляются с…

Методика изучения высших чувств
Можно сказать даже, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются. Эмоции - постоянный спутник человека, оказывающим постоянное влияние на все… У людей с нарушенной или ослабленной способностью эффективного самоконтроля, эмоциональные проблемы проявляются с…

Методика изучения и оценки элементов гидрографии командиром роты по топографическим картам и описаниям местности при подготовке к форсированию
Целью данного реферата является показать методику изучения и оценки элементов гидрографии командиром роты по топографическим картам и описаниям… Их изучение является одной из сложных задач военной топографии во всех видах… В зависимости от условий тактической обстановки, характера водной преграды, наличия переправочных средств…

Краткий курс механики в качестве программы и методических указаний по изучению курса Физика Краткий курс механики: Программа и методические указания по изучению курса Физика / С
Федеральное агентство железнодорожного транспорта... Омский государственный университет путей сообщения...

Состав слова и методика его изучения на уроках русского языка в начальной школе
Во-вторых, указанная задача продиктована трудностями, с которыми сталкиваются младшие школьники при изучении однокоренных слов и морфем. Цель работы рассмотреть морфемный состав слова и методику изучения в начальных… Предмет исследования методика изучения состава слова в начальной школе, на уроках русского языка.Методы исследования…

Методика изучения степени загрязнения окружающей среды по лишайникам
Тем не менее в условиях экологического кризиса эти растения могут оказать неоценимую услугу, как показатели загрязнения окружающей среды. Цель… Практическая значимость: заключается в том, что данное исследование может… Слоевище накипного лишайника представляет собой корочку, прочно сросшуюся с субстратом – корой дерева, древесной,…

Научные основы школьного курса химии. Методика изучения растворов
Оценка Подпись рецензента.Дата 2001 г. М.П. Содержание Введение I. Научные основы преподавания химии. Часть 1. Формирование химического языка при… То есть наука - это главным образом сокровищница накопленных знаний, и… Но в тоже время, накопленные знания - это продукт духовной деятельности, органично включающий в себя нечто живое…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам