Реферат Курсовая Конспект
Суть науки каббала - раздел Религия, Курс №1: Суть Н...
|
Курс №1: Суть науки каббала
Первый и основополагающий курс, который раскрывает основные законы и понятия науки каббала. Здесь дается четкое определение науки каббала и раскрывается ее предназначение, рассматриваются пути постижения законов природы и их воздействие на человека. Большое внимание уделяется каббалистическим терминам и понятиям – особому языку, созданному для описания неощущаемого нами Высшего мира, языку, на котором писались каббалистические книги, и на протяжении нескольких тысячелетий передавались от учителя к ученику каббалистические знания.
Содержание
Предисловие
Урок № 1. Предмет науки каббала
Введение
1.2. Предмет науки каббала
Закон общего и частного
Урок № 2. Пути достижения человеком Высшей цели
Множественный характер проявления первопричины
2.2. Два пути: сверху вниз и снизу вверх
Вопросы и ответы
Урок № 3. Каббала описывает только реальную действительность
Абстрактные названия
Реальность, заключенная в науке каббала
Вопросы и ответы
Урок № 4. Закон корня и ветви
4.1. Трудность выражения высшего постижения
4.2. Закон корня и ветви в мирах
Урок № 5. Язык каббалы – язык ветвей
5.1. Язык каббалистов – это язык ветвей
Передача знаний от учителя к ученику
5.3. «Грубые» названия в каббале
Дополнительный материал
Словарь
Предисловие
Для того, чтобы подойти к изучению каббалы как источника всех наук, мы должны в достаточной мере выяснить сущность самой этой науки. В противном случае изучение связей каббалы с другими областями знаний будет фрагментарным и лишенным основы. Сущность этой науки необычайно глубока. Мы надеемся, что в рамках данной темы нам удалось сформулировать основные ее положения в доступной форме и сформировать у изучающего истинное представление о ней, которое предохранит его от ошибок в процессе дальнейшего изучения.
Как известно, необходимыми моментами в изучении основ любой науки является создание верного представления о трех вещах, к которым относятся: предмет данной науки; специфический, присущий лишь ей, метод и аппарат терминов, используемый этой наукой для изучения ее предмета.
Данная тема основана на статье «Суть науки каббала» великого каббалиста 20-го века Бааль Сулама и обработана преподавателями Института исследования каббалы имени Й. Ашлага по материалам лекций д-ра М. Лайтмана.
Урок № 1
Предмет науки каббалы
Введение
1.2. Предмет науки каббала
Закон общего и частного
Введение
Творец сотворил желание. Он, Сам по Себе, называемый «Ацмуто», непостижим. Он не доступен никакой науке. Творец сотворил желание и производит по отношению к нему определенные действия. Именно действия Творца по отношению к творению мы и изучаем, они и составляют предмет науки каббала, которая изучает все, что вне Творца, поскольку Сам Творец непостижим.
Его мысль рождает творение – желание, а затем действует в этом творении, преображая его и придавая ему всевозможные формы: от начального состояния – точки в свете Творца – до развития этого желания в самом эгоистическом виде, а затем его исправления до наивысшего альтруистического уровня – полного подобия Творцу.
Рисунок 1.1.1.
Все, что происходит с творением в мысли, исходящей из Творца, исследуется в науке каббала. Абсолютно все, что не Творец – все, кроме Творца, принадлежит к тому, что Он создал.
Наука каббала включает в себя все отношение Творца к творению. Каббала – это мысль Творца, которую Он реализует. Наука каббала изучает цель создания и функционирование творений, а также структуру Высших миров, включая наш материальный мир.
Получается, что она включает в себя абсолютно все, кроме Творца. Мы, естественно, изучаем ее в той мере, какую способны постичь. Однако в итоге нашего развития мы должны постичь всю науку каббала.
Мы должны настраиваться только на одно – на свет Творца, который развивает и исправляет нас. Если мы будем стремиться испытать на себе его влияние, будем подставлять себя под этот свет, он произведет над нами свое действие. В духовном нет насилия: исправление происходит только в той мере, в какой человек его желает. Причем это желание должно быть желанием искренним, не фальшивым, не «одно – в сердце, другое – на устах».
Мы применяем для себя из науки каббала только ту часть, тот аспект, который может наилучшим образом подействовать на нас, исправить нас, подтянуть нас через все пути, через все ступени к нашей цели – слиянию с Творцом.
1.2. Предмет науки каббала
Наука каббала представляет собой раскрытие причинно-следственного порядка нисхождения Высших сил,подчиняющегосяпостоянным и абсолютным законам.Эти законы связаны между собой и направлены на раскрытие Высшей управляющей силы –Творца.
Итак, каббала изучает то, каким образом эти силы нисходят от наивысшей, общей, совершенной и вечной силы – Творца, и как они в своем нисхождении трансформируются по отношению к нам.
Законы, по которым это происходит, сами по себе не меняются, подобно тому, как не меняются законы, действующие в нашем мире. Мы можем по-разному их применять, но сам закон остается неизменным.
Силы нисходят сверху вниз и, в соответствии с абсолютными и строгими законами, воздействуют на человека, чтобы поднять его или (что одно и то же) постепенно раскрыть ему Творца в период пребывания человека в этом мире.
Наука каббала изучает все, что создано мыслью Творца, исходящей из Него, из Абсолюта: каким образом эта мысль облачается в силы, как эти силы строят материю, желание наслаждаться, из которого затем возникает человек; как человек постепенно, с помощью этих сил, оставаясь в низшей точке, в нашем мире, одновременно достигает наивысшей точки – слияния с Творцом, замыкая на себе две противоположные стороны мироздания; каким образом все это действует – все эти процессы изучает каббала. Она включает в себя абсолютно все, ничего не упуская из мироздания. Любые мысли, действия, проявления чувств во всех мирах, включая наш мир, – все это является предметом науки каббала.
1.3. Закон общего и частного
Закон общего состоит в том, что все человечество в конце своего развития неизбежно должно прийти к раскрытию Высшей управляющей силы и полностью постичь ее. Закон частного состоит в том, что и до достижения этого совершенного состояния всем человечеством (всеми душами) в каждом поколении есть также отдельные личности, способные самостоятельно достичь такого состояния.
Таков общий замысел исходящей из Творца силы: все творение создано для того, чтобы по определенным законам развития неизбежно достичь подобия Творцу, слияния с Ним, постижения Его, равенства Ему. Это общий закон мироздания.
Ни одна сила, ни одно действие, ни одна мысль, исходящая от Творца или происходящая изнутри творения, не выходит за рамки этого общего закона. Ему подчинено все. «Общий» - значит «охватывающий все без исключения». Это замысел-мысль, затем сила, затем действие, которые полностью охватывают структуру мироздания.
Сколько бы нам ни казалось, что есть что-то порочное, плохое, не входящее в этот замысел, противоположное ему, этого быть не может. Все происходящее в желании, в мысли, в действии является непосредственной частью общего закона, необходимости приведения творения к наивысшему состоянию. Мы, со своей ограниченной точки зрения, естественно, можем не понимать, что происходит, но закон остается законом, и он таков.
Общий закон утверждает, что все человечество неизбежно достигнет своей цели. Частный закон говорит, что в каждом поколении вдобавок есть единицы, достигающие Цели не вместе со всеми, а гораздо раньше. Если мы все равно движемся в этом направлении, зачем еще и просить Творца, зачем прикладывать усилия? Будем спокойно сидеть у костра в пещере или в современной квартире у телевизора – просто сидеть в бездействии и ждать, когда на нас начнут действовать эти законы.
Дело в том, что эти законы действуют на нас, притягивают нас к цели только в той мере, в какой мы содействуем им, только в той мере, в какой мы согласны с направлением, целью и самим этим действием. Человек, состоящий из мысли, желания и действия, обязан уподобить свою мысль, желание и действие мысли, желанию и воздействию на него Творца, ибо закон, приближающий его к цели, действует на него в той мере, в какой они совпадают.
Если человек сам не устремляется к цели, предназначенной для него Творцом, если он стоит на месте и не движется, отрицательные впечатления продолжают накапливаться до тех пор, пока человек не осознает, что надо двигаться к цели.
Однако накопление отрицательных впечатлений, ощущений, осознания собственного зла (почему я стою на месте и не хочу двигаться, в чем заключается моя природа, почему она против движения к Творцу, к альтруизму, к отдаче) – это накопление отрицательных впечатлений само по себе не движет нас вперед. Нам кажется, что это прогресс, но это не прогресс – это только накопление отрицательного потенциала, достаточного для пробуждения в нас настоящего желания «хоть на миллиметр придвинуться к цели». И тогда эта притягивающая нас сила, свет, возвращающий к Источнику, оказывает на нас свое действие, и мы приближаемся к Нему на этот миллиметр.
Вот почему человечество, прошедшее огромный, страшный путь испытаний и страданий за многие тысячелетия своей истории, до сих пор так и не двинулось вперед, к Творцу. Оно отчасти осознало свое зло, но только отчасти. К тому же это осознание все еще остается беспредметным и несвязанным с Источником. Как только человечество достигнет подлинного осознания, в нем пробудится истинное желание к достижению цели, и со своей ступени, самой низкой ступени, из нашего мира оно поднимется на следующую ступень к началу Высшего мира. Наш мир – всего лишь низшая ступень, в нашем мире нет других ступеней.
Что значит «начало Высшего мира»? Это начало уподобления Творцу, появление некоего желания, подобного желанию Творца.
Закон частного гласит, что такой переход может совершить и один человек или маленькая группа людей, а не все человечество в целом, тогда как закон общего утверждает, что в итоге все человечество в целом непременно придет к этой же цели.
Из этого следует, что мы можем изучать взаимодействие общего и частного, выяснять степень их взаимного сдерживания или, наоборот, поощрения и помощи. Помогает ли все человечество мне или я помогаю ему? Можем ли мы действовать вместе, группой? Есть ли в этом какой-то смысл, или каждый из нас должен действовать в одиночку? В конечном счете, все равно существуют индивидуальные силы воздействия на каждого отдельного человека и общие силы, воздействующие на все человечество и влекущие его за собой.
При этом следует понимать, что все человечество по структуре составляющих его душ подобно пирамиде. 90% всех душ (нижняя часть пирамиды) относятся к разряду слабого желания.
Рисунок 1.3.1
Сами по себе они не осознают свое предназначение достаточно отчетливо. Они могут, в конце концов, постичь свою миссию, свою цель, возвышение и наполнение, только посредством взаимного включения друг в друга. Лишь небольшая доля людей, несколько процентов от всего человечества, сознательно движется к цели, а остальные – лишь благодаря включению в них.
Это нисколько не умаляет душу отдельного человека, принадлежащего к большинству: ведь такова его изначальная структура, он таким создан. Если человек на 100% правильно себя реализует, он входит в состояние вечности, бесконечности и совершенства точно так же, как и все остальные. В конечном счете, когда вся конструкция полностью достигнет своего предназначения, никакого различия между душами не останется.
Возникает вопрос: «Если все человечество создано одновременно, хотя каждый сейчас находится на своем уровне желания (на нулевой, первой, второй, третьей, четвертой стадии желания, которые мы называем неживым, растительным, животным, человеческим и духовным уровнями), то, в принципе, все человечество должно было бы устремляться к Цели пропорционально – каждый согласно своему уровню желания. Почему же это происходит не совсем так и даже наоборот?»
Рисунок 1.3.2
Мы видим, что на протяжении истории человечества стремление к Цели возникает лишь у некоторых личностей: философов, ученых, религиозных деятелей и просто отдельных людей, устремляющихся к поиску смысла жизни, а остальным это совершенно неинтересно. Если мы посмотрим на все человечество не каббалистическим, а нейтральным, обычным взглядом, сколько мы увидим людей, задающихся вопросом о смысле жизни? У большинства этот вопрос сводится к простым понятиям: нет счастья в жизни, если нет денег, нет счастья в жизни, если нет власти, нет почета и так далее.
Устремление к тому, что находится выше нашей жизни, – это устремление единиц. Почему оно, вообще, возникает, почему этот закон, кроме прямого воздействия на все человечество, воздействует еще на отдельные души, почему он разделяется на общий и частный? Был бы общим для всех - зачем выделять каких-то особых людей? Может быть, это говорит о некоем недостатке закона? Ведь человечество – это, в конце концов, единый организм.
Дело в том, что исправление человечества зависит от его желания достичь цели. Чтобы в наше эгоистическое желание были вкраплены желания, чуждые эгоизму, альтруистические, неестественные для нас желания, Творец совершает целенаправленное исправление и духовное возвышение в некоторых душах, а затем, с их помощью производит работу над всеми остальными.
Урок № 2
Пути достижения человеком высшей цели
Множественный характер проявления первопричины
2.2. Два пути: сверху вниз и снизу вверх
Вопросы и ответы
Рисунок 2.2.1.
По первому пути (сверху вниз) нисходят и постепенно раскрываются Высшие корни. Поэтому такой путь называется в каббале «порядком нисхождения миров, сфирот и парцуфим». Под нисхождением понимается все большее раскрытие относительно человека, удаление от Творца, материализация.
Второй путь (снизу вверх) называется в каббале постижением Высшей силы, Творца. На этом пути в нашем движении снизу вверх мы должны уподобиться каждой ступени, образованной в движении сверху вниз. Мы постигаем Высшую идеальную силу, Творца порционно: поднимаясь по 125 ступеням нисхождения Высшей силы, которые для нас становятся ступенями восхождения.
Постигающий Высшую силу обязан идти снизу вверх тем же путем, постигая каждую деталь и каждую ступень в полном соответствии с законами, установленными при нисхождении Высшей силы сверху вниз.
Мы не создаем при этом ничего нового: ни себя, ни высшие ступени, ни методы уподобления этим ступеням. Единственное, что мы делаем, – это прикладываем свое желание им уподобиться. Если я, находясь на ступени М, хочу подняться на ступень М+1, я поднимаюсь на нее лишь при условии, что во мне действительно возникло такое желание.
Как, находясь на нижней ступени, захотеть оказаться на верхней? Это возможно благодаря присутствию во мне части высшей ступени. Она-то и дает мне ее ощущение, ощущение разницы между ступенями – того, чего мне нужно достичь, чтобы подняться к высшей ступени.
Рисунок 2.2.2.
Мне подвластно лишь желание подняться. Свойства низшей ступени и свойства высшей, как и преобразования, которые я должен вызвать в себе, уже зафиксированы и заданы нисхождением сверху вниз. От меня зависит только одно: желать. Однако, это желание складывается из знания моего нынешнего состояния (его оценки как абсолютно порочного, такого, в котором я не могу находиться) и знания следующего состояния.
В качестве примера можно привести онкологического больного. В нем действует сила, которая его убивает. Он отдал бы все, чтобы удалить ее из себя, но не представляет, как это можно сделать. Он чувствует, что эта сила в нем живет, а как избавиться от того, что находится внутри, не знает.
По меньшей мере, такое чувство должно быть у нас, чтобы мы могли освободиться от нашей ступени, подняться с нее на высшую. Соответственно, высшая ступень должна олицетворять для нас совершенство, жизнь, мир, наслаждение – все то, без чего мы больше не можем жить. Когда возникает такое напряжение между ступенями М и М+1, человек проходит барьер между ними и поднимается на следующую ступень. Законы и условия на каждой из ступеней заранее заданы и определены нисхождением сверху вниз.
Полное постижение Высшей управляющей силы, Творца, происходит постепенно, проявляется в ощущениях человека в течение определенного времени, в зависимости от того, с какой скоростью он очищается от эгоизма. Процесс продолжается до тех пор, пока человек не постигнет всех свойств, всего множества ступеней, нисходящих сверху вниз.
Нам требуется адаптация, привыкание, осознание, выработка новых определений в себе, сопоставление, сравнение всех факторов. Вот почему этот процесс растягивается во времени. Здесь очень многое зависит от окружения, от того, насколько человек прилагает усилия, чтобы адаптироваться к новой ситуации, с какой интенсивностью в течение дня он об этом думает, а главное – где он берет силы, чтобы об этом думать, чтобы постоянно поддерживать это желание.
Когда у нас где-то болит, мы постоянно об этом думаем – никуда не денешься, болит. Как сделать так, чтобы не болело? Вот самое главное, что может заставить нас постоянно думать об этом и стремиться вверх.
Сказано: «зависть, страсть и почести выводят человека из этого мира» (Авот, часть 4:28) . Вроде бы о них сказано в отрицательном контексте: якобы, наличие у человека этих трех свойств умерщвляет его. Но в каббале никогда ни о чем не говорится в отрицательном контексте, потому что ничего отрицательного нет. Просто надо правильно пользоваться завистью, страстью и стремлением к почету, чтобы вывести себя из этого мира, с той ступени, на которой ты находишься, на более высокую ступень. Это достигается правильной реализацией зависти, страсти и стремления к почету.
Глядя на остальных, я завидую им, я желаю приобрести почет в их глазах, я желаю насладиться наивысшим наслаждением – Творцом, я впитываю все в мере обладания этими свойствами – вроде бы отрицательными, но позволяющими черпать от других стремление к цели. Я желаю быть таким, как они, выше, чем они, и это увлекает меня вперед, это начинает жечь меня, лишая покоя. Тогда во мне появляются силы, чтобы устремиться вперед, и, желая того или нет, я все время думаю, каким образом мне стать лучше, выше всех остальных. В этом заключается возможность перехода с одной ступени на другую.
Запомните эту фразу. Весь мир трактует ее отрицательно, но на самом деле она положительна: «зависть, страсть и почести выводят человека из этого мира» (Авот, часть 4:28). «Из этого мира»: с той ступени, на которой он находится.
Эти свойства созданы в нас не зря, они нужны для подъема с низшей ступени на более высокую, где эти пагубные, казалось бы, страсти и стремления станут еще сильнее. Однако именно они и помогут нам взойти с этой ступени на высшую. Все, что создано в нас, создано ни для чего иного, как для продвижения.
Последовательное постижение всех ступеней предопределено, и каждое последующее постижение выше предыдущего: мы шаг за шагом поднимаемся по этим ступеням. Это не просто более высокое постижение: человек меняется совершенно, как бы раздуваясь изнутри в постижении, в его глубине. Вся разница между ступенями – в глубине их постижения.
Мы и сейчас находимся в мире Бесконечности и ощущаем его, но лишь в самом мизерном проявлении, называемом «этот мир». Кроме мира Бесконечности и нас в действительности ничего нет. Все остальное – фильтры, стоящие на наших органах чувств.
Рисунок 2.2.3.
Самые сильные фильтры, имеющиеся в нас сейчас и ослабляющие восприятие мира Бесконечности, называются «этот мир». Преодолеваяих, мы восходим наболее высокую ступень.
Что значит «более высокую»? Сквозь этот мир мы видим следующую часть, следующий слой мира Бесконечности, который, раскрываясь чуть-чуть больше, называется уже миром Асия, и так далее. Мы продвигаемся вглубь материи, мысли, чувства, Замысла.
Урок № 3
Предмет описания каббалы – только реальная действительность
Абстрактные названия
Реальность, заключенная в науке каббала
Рисунок 3.1.1.
Любое кли должно состоять из всех пяти частей. Нулевая часть, точка выступает по отношению ко всему кли как представитель Творца, малхут – это получающая часть, а остальные три части (хохма, бина, ЗА) – это посредники, промежуточные свойства между Творцом и творением.
Свет, который передается от Творца к творению, включая и обратный свет, идущий от творения к Творцу, является наполнением кли. Наполнение кли плюс его жесткая конструкция «юд-кей-вав-кей», абсолютно одинаковая у всех нас, и дают имя объекту.
Рисунок 3.1.2.
Суть любого объекта определяется светом, который он в себе в каждый конкретный момент может проявить, аккумулировать, осознать, ощутить. Это и есть его имя. Сначала каббалисты постигают своим кли, своим желанием, скелетом юд-кей-вав-кей какое-то духовное состояние, ощущают его в себе, осознают в себе это наполнение, измеряют его и дают названия всем объектам и действиям в духовном мире.
Отсюда принцип: «только то, что постигаем, можем определить словами и дать этому имя» (РАБАШ, «Шамати», статья №3). Иначе откуда взяться имени? Если ты не постигаешь, значит, этого для тебя не существует. Мы не можем видеть или чувствовать то, чего не видим или не чувствуем. Поэтому в каббале не может быть абстрактных объектов, понятий, определений: все они являются следствием постижения, причем каббалист всегда указывает, на какой глубине он постигает то или иное духовное свойство, объект, состояние.
Восприятие мира ребенком существенно отличается от постижений, знаний о нем взрослого человека. Так же и на каждой духовной ступени: можно на нее взойти и быть ребенком, а можно на ней же пребывать уже взрослым человеком. Проход на следующую ступень возможен лишь тогда, когда ты постигаешь данную ступень с абсолютной полнотой, и она становится для тебя предпосылкой рождения на следующей ступени. Ты постигаешь ее настолько, что понимаешь, каким образом из нее зарождается следующее твое состояние. Это и называется последовательной причинно-следственной связью. Следующее состояние полностью обусловлено предыдущим, вытекает из предыдущего, порождается им по закону отрицания отрицания.
Каббалисты постигают каждую ступень абсолютно – без этого они не могут подняться на следующую. Поэтому в каждом состоянии совершается духовное постижение до полной глубины – в разуме и чувствах, слитых воедино. Это и есть то единственное, что мы называем постижением.
3.2. Реальность, заключенная в науке каббала
В материальной действительности, предстающей в наших ощущениях, также существуют реальные явления, суть которых нам не дано постичь даже в воображении. Такие явления, например, как электричество и магнетизм. Существует множество сил, о существовании которых мы догадываемся, которые мы отчасти улавливаем, отчасти можем с ними взаимодействовать, управлять ими, приспосабливать для себя. Но вокруг нас есть и силы, которых мы еще не ощущаем. Когда мы их ощутим – неизвестно, нам даже кажется, что, может быть, и никогда.
Эти силы вроде бы реальны, ведь мы пользуемся ими. Допустим, электричество: кто его видит? Мы ощущаем на себе только результат его проявления. Самого электричества я не чувствую, не ощущаю, не обоняю, не могу попробовать на вкус. Я могу только обнаружить его с помощью приборов или ощутить на себе электрический удар, я ощущаю только проявление магнитной силы или радиации и так далее. Чем силы мощнее, тем они менее заметны, тем в большей степени они ускользают от нас. Однако мы воспринимаем их по их воздействию – иногда и негативному.
Однако кто скажет, что они не реальны? Знания об их проявлениях нас абсолютно удовлетворяют, и нам совершенно не важно, что мы не имеем ни малейшего представления об их сути. Их названия так реальны и близки нам, будто мы действительно их ощущаем – настолько, что даже маленьким детям слово «электричество» знакомо так же хорошо, как слова «хлеб» и «сахар».
Мы живем среди этих сил, ощущая лишь их следствия, в основном положительные – те, которые желаем для себя раскрыть. Мы никогда не постигаем сам предмет, а только его воздействие на нас, только взаимодействие с нашими органами чувств. Я не могу сказать, какой вид имеет этот стакан на самом деле, существует ли он на самом деле. В действительности он может быть чем-то совершенно невообразимым, хотя моим органам чувств он представляется привычным образом. Я совершенно не могу знать, какова на самом деле его суть.
Вопрос есть, но ответа на него нет, потому что без указания субъекта, ощущающего тот или иной предмет, бессмысленно говорить, что этот предмет собой представляет. Нужно знать, кто его воспринимает и каким образом он его определяет.
Итак, о любом объекте, свойстве, мысли, действии – материальном или духовном – мы можем говорить только в связи с постигающим, а вне постигающего никаких объектов не существует. Существует только сила, называемая Творцом. Почему она существует? Она существует, потому что определенным образом проявляется в моих ощущениях. А если не проявляется? Если не проявляется, то и не существует.
Итак, все наши суждения исходят из одного закона: «Для нас существует лишь то, что мы постигаем. Только это мы можем именовать и определить по свойствам, причем только относительно себя» (Барух Ашлаг, «Шамати», статья 3). Этот закон надо очень четко уяснить и привыкнуть к нему, потому что его несоблюдение ввергает человека во всевозможные иллюзии. Мы можем говорить только о том, что мы постигаем научным методом в нашем или в духовном мире. Только на это мы можем опираться, только этого должны придерживаться. Все остальное нужно вычеркивать – этого не существует.
Так же мы относимся к всевозможным верованиям и к их наставлениям. С этой точки зрения, мы – абсолютные материалисты, объективисты (или же, по сравнению с наукой, субъективисты). Для нас существует только то, что мы постигаем. Поэтому и в духовном плане мы стремимся исключительно к духовному постижению. Постижение является последней, наивысшей ступенью познания, когда ты познаешь не только сам объект, но и то, откуда и почему он произошел, для чего он существует и в какую форму обратится в будущем, то есть абсолютно все, что можно относительно него определить.
Однако как не дано нам постичь суть Высшей управляющей силы, точно так же нам не дано постичь и суть созданных ею творений. Материальные вещи, которые мы можем пощупать руками (это самое простое из доступных нам исследований), мы постигаем лишь на основании впечатления, которое получаем в результате взаимодействия наших органов чувств с этими вещами. И это нас полностью удовлетворяет, несмотря на то, что у нас нет никакого представления о самой их сути.
Нам достаточно ощущать некий объект и складывать свои представления о нем по нашим ощущениям, не постигая его сути. Этого нам хватает, хотя мы и понимаем, что постигаем не сам объект, а только его влияние на наши органы чувств, или, точнее, реакцию наших органов чувств на этот объект. Так же нам не дано постичь и сути самих себя: все, что нам известно о себе, – лишь результат действий, исходящих из нашей сути.
В действительности нет ничего, кроме Творца, Высшей силы. Поэтому сказано: «нет никого, кроме Него» (Дварим 4:35). Мы же в наших ощущениях постигаем лишь то, что в них проявляется от сути Творца. Такое постижение проявления сути Творца и есть для нас постижение самих себя и, якобы, существующего вокруг нас мира. Затем мы постигаем, что не существует ни мира, ни нас самих в сегодняшней форме, есть лишь состояние, возможность сказать, что мы это постигаем.
Поэтому, все названия и термины, встречающиеся в каббалистических книгах, реальны, несмотря на то, что мы не постигаем их сути. Изучающие их испытывают полное удовлетворение от завершенного знания. Правда, это всего лишь постижение проявлений, возникших в результате взаимодействия Высшей управляющей силы с постигающим ее человеком. Однако, этого знания нам вполне достаточно, у нас не возникает ощущения неполноценного знания. Так же, как не возникает у нас потребности в шестом пальце на руке, поскольку нам вполне достаточно пяти.
Мы такими созданы. Можем ли мы представить себя существующими в другом виде, как будто у нас действительно шесть пальцев? Что мы могли бы найти, определить и ощутить, имея шестой палец? Этого мы не знаем. У нас нет желания, направленного на это. Наше желание подстать нашим пяти органам чувств, не более того. Оно может повести нас вглубь только тогда, когда эти пять органов чувств преобразуются в пять сфирот и далее – до пяти наивысших частей прямого света.
Рисунок 3.2.1.
Урок № 4
Закон корня и ветви
4.1. Трудность выражения Высшего постижения
4.2. Закон корня и ветви в мирах
«Каббалистический подход к Библии — это герменевтика, которая отвечает в убедительной форме самостоятельности, чудесной оригинальности, многогранности, всеобъятности, неизмеримости ее содержания».
И. В. Гете, «Материалы к истории
Рисунок 4.2.1.
Я определенным образом ощущаю мир, затем я ощущаю его шире и глубже, затем еще шире и еще глубже и так далее. Я ощущаю духовный мир или Творца, но во все более отчетливых и проявленных деталях. При этом, духовный мир, Творец изменяется только относительно меня, в зависимости от состояния моих органов чувств, от моего экрана. На самом деле он уже абсолютно открыт мне, я уже нахожусь в нем, только я этого не ощущаю, поскольку мои органы восприятия несовершенны. И мне надо исправлять их, повышать чувствительность, настраивать определенным образом. Это и называется подъемом по духовным ступеням.
Единственный объект ощущения – это Творец. Мера ощущения Творца определяет меру духовного раскрытия или ступень духовного мира, на которую я поднялся. Мера сокрытия Творца от меня – это те ступени, которые располагаются от меня и выше до мира Бесконечности. Мир Бесконечности – самая последняя ступень, где я воспринимаю Творца полностью, таким, как Он есть, без ограничений, поскольку уподобился Ему своими свойствами, полностью исправил их.
Между мирами, то есть ступенями постижения Творца, нет никакого отличия, кроме как в качестве материала (иначе говоря, кроме как во мне). Качество материала определяется тем, насколько мой первоначальный, первородный эгоизм (желание насладиться) исправлен, уподоблен Творцу.
Качество материала определяет высоту ступени каждого из миров. Материал наивысшего мира наиболее «тонок» по сравнению со всеми низшими. Материал второго мира грубее материала первого мира, но тоньше, чем на всех низших по отношению к нему ступенях. И такой порядок – сверху вниз – сохраняется до нашего мира, где материал проявления реальности грубее и темнее, чем во всех предшествующих мирах.
Что значит «материал»? Мы говорим, что не существует ничего, кроме света, нисходящего сверху вниз, желания, которое этот свет создает, и экрана с отраженным светом, который создается совместно желанием и экраном. Больше ничего нет. Есть свет (Творец), есть творение (желание наполниться, насладиться) и есть экран – уподобление творения Творцу, когда творение желает стать таким, как Творец.
Материалом называется наш эгоизм, наше желание насладиться. Мера его просветления или огрубления определяет величину экрана: более сильного или более слабого. Именно на этом экране, в зависимости от его силы, я ощущаю, вижу Творца: Его свойства, Его качества по отношению ко мне.
В то же время объекты и формы во всех мирах одинаковы как по количеству, так и по качеству. Это можно сравнить с печатью и оттиском, когда мельчайшие детали печати полностью переходят на оттиск. Так и с мирами: низший мир является оттиском высшего, и все формы, существующие в Высшем мире, полностью отпечатаны в низшем.
Почему так происходит? Потому что свет, исходящий из Творца, из Ацмуто, из сути Творца, строит кли в пяти стадиях (или четыре стадии плюс корневая), и поэтому кли (сосуд, желание, творение) состоит из пяти частей, и только в них оно ощущает свет. Как этот свет в нем ощущается? Как наполнитель.
Все наши ощущения, определения, языки, понимание, знания, вся наша жизнь – все, о чем мы только можем подумать и что можем себе представить, – все это является не более, чем ощущением света, то есть Творца, внутри нас написано: «Нет никого, кроме Него». (Дварим, часть 4:35).
Кли, творение всегда состоит из пяти частей, но измеряется величиной своего желания насладиться. Могут быть большие пять частей, могут быть маленькие пять частей. Так же и экран может быть большим (на большие пять частей) или маленьким – на маленькие пять частей. Таким образом, мы всегда воспринимаем картину окружающего мира, состоящую из пяти частей, но воспринимаем либо эгоистически, через наши пять органов чувств, либо альтруистически.
Неважно, воспринимаем ли мы ее альтруистически, через экран, или эгоистически: картина мира постоянна. Она отличается только по своему качеству: в духовном мире – как большее или меньшее постижение, а в нашем мире, в связи с нашим эгоизмом, – как более приятное или менее приятное ощущение.
Следовательно, отличие между ступенями лишь в качестве изображения Творца. Поэтому, мы посредством своих органов чувств не воспринимаем Творца, а ощущаем меру исправленности, меру подобия наших органов чувств Творцу. Так радиоприемник улавливает радиоволны, потому что в нем находится генератор, создающий подобные волны и воспринимающий внешнее воздействие благодаря эффекту резонанса. Приемник фактически ловит сам себя, свое подобие воздействию извне. Так же устроено ухо: вокруг меня существует множество вибраций, но ухо воспринимает только некоторые из них. Оно способно вибрировать, генерируя определенные, естественные для меня колебания, и поэтому только такие же колебания оно ощущает снаружи.
Итак, я всегда воспринимаю не окружающее меня как таковое, а меру своего подобия тому, что находится вне меня. Если я генерирую в себе небольшой диапазон колебаний, то улавливаю лишь малую часть окружающего мира. Если мой диапазон увеличивается, то расширяется и картина окружающего мира, которую я воспринимаю.
Что происходит, если человек глохнет? Его барабанная перепонка не может вибрировать так, как раньше, и ему кажется, что снаружи ничего нет: остаются лишь какие-то сильные звуки, удары, а все остальное исчезает. Так и мы: вокруг нас существуют миллиарды всевозможных воздействий, но мы ощущаем лишь то, к чему наши органы чувств привыкли, для чего они были созданы, на что они способны. Если у меня лопнет барабанная перепонка, я перестану слышать. Вокруг меня, тем не менее, будут по-прежнему звучать разнообразные звуки, но я не смогу ощутить их.
То же самое с духовными ощущениями. Только в той мере, в какой мой экран может генерировать обратный свет, подобный прямому воздействию Творца на меня, я смогу ощутить меру своей исправленности. Эта мера моей исправленности, во всем ее объеме, всех моих ощущениях, всех моих свойствах, и будет для меня образом Творца.
Я не воспринимаю самого Творца, Ацмуто, Его суть – я воспринимаю лишь то, что могу в себе воспроизвести. Поэтому такое воспроизведение и называется картиной Творца. Бааль Сулам в своем стихе «Мигдаль Оз» пишет: «И то, что вы увидите, – увидите вы и никто другой».
Вся картина субъективна, она рисуется исправленными свойствами человека. Поскольку исправленные свойства в какой-то мере подобны Творцу, мы свои собственные исправленные свойства называем образом Творца. Поэтому сказано: «Создал человека по Своему образу и подобию» Тора, Берешит, часть 1:26). К этому «образу и подобию» мы должны прийти сами, изменив свои свойства и уподобив их свойствам Творца.
В низшем мире нет ни одной детали и ни одного явления, которые не являлись бы отображением Высшего мира. Явление подобия низшего высшему, эгоистического мира – альтруистическому, называется соответствием корня и ветви.
В постижении Творца существует 125 ступеней, нижняя из которых – махсом. Под ней находится наш мир, то есть ощущение Творца в обратных Ему, эгоистических свойствах. Люди, стоящие на разных ступенях в Высших мирах над махсомом или на разных ступенях в нашем мире под махсомом, могут свободно общаться друг с другом. Но как, на каком языке мы можем объясняться с находящимися над махсомом, чтобы они передавали нам информацию, и мы, находясь под махсомом, понимали бы ее?
Допустим, мой товарищ перешел масхом, у него уже иное восприятие, он по-другому понимает законы мироздания, их причинно-следственные цепочки. Я ничего этого не воспринимаю. Я, как маленький глупый ребенок, хочу все-таки что-нибудь понять, а он хочет мне все это объяснить. Может ли он каким-то образом передать мне это?
Возможность такого общения определяется связью корня и ветви. Все, что находится над махсомом, называется корнем, а все, что находится под махсомом, называется ветвью. Каждая деталь, находящаяся в низшем мире, является ветвью, то есть отображает свой источник, находящийся в Высшем мире. Этот источник является ее корнем.
Это происходит каким-то непонятным для меня образом; я не понимаю и не знаю, как именно это происходит, но ветвь со своим корнем связана. Почему то, что находится в Высшем мире, называется корнем? Потому что оттуда все нисходит к нам. Там это называется корнем, источником, у нас – следствием, ветвью или копией.
Корень, называемый судьбой, заставляет свою ветвь, свою копию расти как количественно, так и качественно. Этот закон корня и ветви действует в каждом мире, во всех проявлениях реальности и остается незыблемым.
Существует Творец, из Него исходит свет. Этот свет создает творение, состоящее из пяти частей, обладающее пятью основными качествами. Творение ощущает свет в виде пяти проявлений, которые называются кэтер, хохма, бина, зэир анпин и малхут. Или можно сказать так: мы воспринимаем свет как пять воздействий – НАРАНХАЙ (нефеш, руах, нешама, хая, ехида). В конечном счете, мы можем говорить только об этом.
Рисунок 4.2.2.
Затем эти воздействия развиваются, разделяются на множество составляющих, которые комбинируются, соединяясь между собой и образуя множество включенных друг в друга причин и следствий, желаний и ощущений. Таким образом, наша картина мира расширяется, и в итоге мы представляем себе наш мир как бесконечное множество всевозможных объектов и их свойств.
И это – все те же пять основных свойств, которые дробятся и соединяются друг с другом, из них все и исходит. В итоге, если мы исследуем любое из наших ощущений, то обнаружим в нем всего лишь пять частей, келим – КАХАБ ЗОН (кетэр, хохма, бина, ЗА и нуква или малхут) и НАРАНХАЙ – свет.
Нам, находящимся в этом мире, интересно понять, каким образом мы существуем под воздействием Высшего корня. Я вместе с окружающим меня миром являюсь следствием, оттиском более высокой ступени, Высшего мира. Я существую и на той ступени, и на более высокой, и на еще более высокой, и в связи со мной существует мой мир.
Все 125 ступеней над махсомом и наш мир под махсомом существуют одновременно. Я представляю себе это так: изменяя свои свойства, изменяя свои возможности ощущения пятью органами чувств, изменяя качество этого ощущения, я могу, как в лифте, перемещаться по всем 125 ступеням.
Меня интересует, каким образом ступени связаны друг с другом, как я могу по ним перемещаться. В основном меня интересует, каким образом я могу подняться по этим ступеням к наивысшему, наилучшему, вечному, совершенному состоянию – миру Бесконечности. Ради этого мы изучаем каббалу, ради этого пытаемся понять, что каббалисты хотят нам передать, какую информацию мы должны от них получить, чтобы самим начать подниматься со ступеньки на ступень.
Они не могут нас подтянуть, они не могут взять нас, как маленьких детей, на руки и поднять. Они могут только передать нам знание о том, каким образом они сами это сделали, чтобы мы проделали то же самое. Поэтому, нам так важно изучить язык ветвей.
Язык ветвей, закон, по которому ветвь поднимается к своему корню, – это то, что они нам хотят объяснить, то, что содержится в языке. Ни для чего больше этот язык не нужен. Каббалисты не сообщают нам какие-то ненужные факты. Они объясняют лишь о том, как подняться выше своей эгоистической природы, ограниченной временем, скоростью и пространством.
Каббалистический язык не просто повествует о Высшем мире или о том, что там происходит, чтобы удовлетворить нашу любознательность. Он направлен на то, чтобы показать человеку, как подниматься. Тот, кто не настраивает себя на исправление, этого языка не слышит. Язык тоже действует в той мере, в какой слышащий ему уподобляется.
Говорящий и пишущий на каббалистическом языке хочет лишь передать нам метод исправления, подъема снизу вверх. Если я тоже руководствуюсь только этим желанием, хочу услышать именно это, я начинаю его слышать. Иначе я могу читать каббалистические книги, но они не произведут на меня нужного впечатления и не дадут мне ни энергии, ни знания как подняться. Потому, что я не желаю этого, я ищу другого: как гадать, как менять свою судьбу, каким образом использовать этот мир, приспособить его для себя.
Таким образом, только в той мере, в какой я желаю отдавать, уподобиться Творцу, я начинаю слышать и видеть то, что мне передают каббалисты, и тогда это знание на меня воздействует. Поэтому, вы можете и двадцать, и тридцать лет изучать то, что написано в книгах, но этот язык на вас не подействует, потому что вы на него не настроены, вы не воспринимаете его внутреннюю частоту и содержащуюся в нем информацию.
Поэтому и говорится: «Есть изучающие хохма, и есть изучающие каббалу» – есть изучающие ради знания (хохма), а есть изучающие ради уподобления свету.
Урок № 5
Язык каббалы – язык ветвей
5.1. Язык каббалистов – это язык ветвей
Заключение
У нас нет слов, пригодных для выражения духовных понятий, несвязанных временем, местом, движением, поскольку наш словарь ограничен восприятием нашего мира. Очень трудно подобрать слова и объяснить пережитые чувства человеку, не испытавшему их.
Как выразить неуловимое для наших органов чувств, точно описать и передать друг другу в верном смысле? Ведь, если хоть одно понятие не найдет себе точного соответствия в слове, пропадет и точный смысл всей науки.
Любой объект и действие в нашем мире берут начало из соответствующего объекта в духовном мире. Каббалисты нашли верный путь передачи информации и знаний друг другу, взяв за основу название предметов и действий (ветвей) материального мира для описания соответствующих им предметов и действий (корней) в духовном мире.
Язык этот был разработан людьми, достигшими духовных миров еще при жизни в нашем мире и потому точно знавшими эти соответствия. Каббалисты назвали его языком ветвей. Язык этот очень точен, так как есть точное и однозначное соответствие между корнем и его ветвью, поскольку создатели языка находились одновременно в двух мирах. Поэтому нельзя заменить одно слово другим, каким бы нелепым оно ни казалось: ветвь должна точно соответствовать корню.
Понятия, противоположные у нас, имеют в духовном мире один корень. Понять это можно на примере манны небесной. Она включала в себя все противоположные свойства одновременно, и тот, кто хотел чувствовать вкус сладкого – для тех она была сладкой, вкус горького – горькой и т.д. Объяснение этого состоит в том, что человек воспринимает от духовного предмета лишь то, что он хочет выделить из бесконечного множества свойств, тогда как сам духовный предмет включает в себя одновременно все возможные в нашем мире формы и свойства.
По мере работы над собой у духовно возвышенных людей открываются глаза, они начинают ощущать другие миры, и так – еще при жизни в этом мире – становятся обладателями всех миров. Кажущийся нелепым язык каббалы становится для них языком действий, мыслей, чувств, а противоположные в нашем мире понятия объединяются в едином корне.
– Конец работы –
Используемые теги: Суть, науки, Каббала0.059
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Суть науки каббала
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов