рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Нравственное учение книги Притчей Соломона

Нравственное учение книги Притчей Соломона - Лекция, раздел Религия, Курс лекций. Книга Притчей Соломона В Притчах Соломона Читатели Убеждаются Направить Стопы На Путь Праведности...

В притчах Соломона читатели убеждаются направить стопы на путь праведности и святости. Этот путь является единственно верным путем, ведущим к Богу. Человек, стремящийся к праведности и святости, еще здесь, на земле начинает получать воздаяние. «Стезя праведных, как светило лучезарное, которое более и более светлеется до полного дня» (Притч. 4, 18). «Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно» (Притч. 10, 9). Согласно учению книги Притчей путь к мудрости начинается с труда и воздержания во всем. Хозяйственность восхваляется как добродетель, а лень порицается. «Ленивец зимою не пашет: поищет летом – и нет ничего» (Притч. 20,4). «Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб» (Притч. 20,13). Читатель призывается к справедливости и к милосердию. «Всякий день он сильно алчет, - говорится про бедняка, - а праведник дает и не жалеет» (Притч. 21, 26). «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч 19, 17). Благотворить надо не только врагам, но и друзьям. «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, (делая сие), ты собираешь горящие уголья на голову его, и Господь воздаст тебе» (Притч. 26, 21-22). Это высказывание в сокращенном виде цитируется апостолом Павлом в Послании к Римлянам 20, 12: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты собираешь ему на голову горящие уголья». И далее следует комментарий Апостола: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».

 

Наставления о семейной жизни и воспитании детей

Значительное место уделяется в книге вопросам семейной жизни и воспитания детей. Особенно подчеркивается, что счастливый брак - дар Божий. «Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа» (Притч. 19, 14). Автор выступает против грехов, разрушающих семью, таких как пьянство и прелюбодеяние. «У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать (вина) приправленного» (Притч. 23, 29-30). «Блудница – глубокая пропасть, и чужая жена – тесный колодезь; она, как разбойник, сидит в засаде и умножает среди людей законопреступников» (Притч. 23, 27 – 28). «Не смотри на вино, как оно краснеет, как искрится в чаше ..., впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты» (Притч. 23, 31 – 34). Он рассматривает семью как залог благополучия на земле. Тех, кто не заботится о сохранении и упрочении семьи, автор усовещивает, указывая на страх перед Богом и человеческим осуждением.

В учение о семье органично вписываются предписания касательно воспитания детей. Одни наставления делаются родителям, другие детям. Дается совет заботится о воспитании юноши «при начале пути его».

«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22, 6).

Необходимой воспитательной мерой для блага ребенка и его родителей авторы притчей видят наказания.

«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13, 24).

«Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него» (Притч. 22, 15).

«Не оставляй юноши без наказания, если накажешь его розгою, он не умрет» (Притч. 23, 13).

«Розга и обличение дают мудрость, но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери. Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой и доставит радость душе своей» (Притч. 29, 15-17).

Наставлениями детям следует считать следующие высказывания: «Глупый пренебрегает наставлениями отца своего, а кто внимает обличениям, тот благоразумен» (Притч. 15, 5).

«Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою» (Притч. 15, 20).

«Глупый сын – горе для отца…, досада отцу своему и огорчение для матери своей» (Притч. 17, 21, 25).

«Глупый сын - сокрушение для отца своего» (Притч. 19, 13).

«Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны» (Притч. 30, 17).

«Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы» (Притч. 20, 20). То есть, злословящего родителей наказывает не только Бог, но такой человек и сам себя наказывает, потому что почитание родителям и следование их советам выручает из любой беды.

Правильное воспитание в семье приносит добрый плод родителям: умножение рода и почитание со стороны детей (Притч. 17, 6).

 

Наставления о дружбе и отношениях между друзьями

В книге Притчей Соломона встречается немало наставлений о дружбе и отношениях между друзьями.

«Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным, - и бывает друг, более привязанный, нежели брат» (Притч. 18, 25).

«Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастия» (Притч. 17, 17).

Вместе с тем, делается предостережение: «Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя» (Притч. 26, 17).

 

Наставления о власти и о качествах правителя

В книге Притчей уделяется внимание и учению о власти. Власть должна опираться на премудрость. «У меня совет и правда: Я разум, у меня сила. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду» (Притч. 8, 15 – 16), - говорится от имени Премудрости. Идеальная власть должна быть, по воззрениям автора, прежде всего справедливой.

«Кто говорит виновному: «ты прав», того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена» (Притч. 24, 24).

«Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Господом» (Притч. 17, 15).

Царь должен выслушивать правду из уст вельмож, даже, если она ему неприятна. «Нехорошо и обвинять правого и бить вельмож за правду» (Притч. 17, 26) Носитель власти есть защитник обездоленных. Характерно, что одно из имен Божиих, встречающихся в книге, - «Защитник сирот» (Притч. 23, 11).

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Курс лекций. Книга Притчей Соломона

На сайте allrefs.net читайте: "Курс лекций. Книга Притчей Соломона"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Нравственное учение книги Притчей Соломона

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Исагогика и обзор содержания книги Притчей Соломона
Еврейское название книги Притчей Соломона – «Мишле Шеломо, по ее начальным словам. Соломон по-еврейски Шеломо. Слово «мишле» - это форма множественного числа от слова «машал». Слово «машал» (в русс

Христа Спасителя
Если анализировать содержание книги Притчей Соломона, то это книга нравоучительная, здесь раскрывается учение о нравственности, житейская мудрость – хотя есть и притчи, где таинственно говорится о

Книга Притчей Соломона в русской библеистике
В русской библеистике исследованию книги Притчей посвящены труды А. Олесницкого, А. Глаголева, И. Якимова. Святитель Филарет Московский оставил академическую лекцию, посвященную этой книге. Отдельн

Учение книги Притчей Соломона о Боге и о Премудрости
Книга Притчей Соломона исповедует веру в единого Бога. В ней говорится о таких свойствах Божиих, как всемогущество, всеведение, ум и воля Божии. Очень развито в книге учение о Боге, как о Промыслит

Епископ Ириней (Орда) о мессианских местах в книге Притчей
Епископ Ириней касается анализа книги Притчей в своем «Руководстве к последовательному чтению учительных книг Ветхого Завета».[16] Он говорит о названии книги, ее значении, цели, сущности ее содерж

Дмитрий Афанасьев о мессианских местах в книге Притчей
Анализ книги Притчей Д.П. Афанасьев проводит в своем труде «Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги учительные Священного Писания Ветхого Завета».[20] Афанасьев приводит необходим

Притч. 1, 20-33 и 3, 19-20
Анализируя этот отрывок, Г.Троицкий пишет: «По содержанию этой речи нет необходимости видеть здесь прямое указание на саму ипостасную Премудрость и естественнее подразумевать ветхозаветных пророков

Притч. 8, 22-31
Г.Троицкий, анализируя отрывок 8, 22-31, справедливо и взвешенно отмечает: «Совершенно очевидно, что Премудрость представляется здесь как начало, существующее до сотворения мира и полагаемое Богом

Притч. 9, 1-6
Герман Троицкий отмечает, что в 9-й главе Притчей Соломона под Премудростью, созидающей дом, бесспорно, подразумевается также ипостасная Премудрость Божия, причем «дом Премудрости» и «семь столпов»

Работы, затрагивающие отдельные темы
Бежгу Г., свящ. Дружба по Священному Писанию. // Журнал Московской Патриархии. 1957. - № 12. – С.31-35.   Князев А., прот. Понятие и образ Божественной Премудрости в Ветхом З

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги