Что изучает каббала - раздел Религия, Исследование мироздания Основной Предмет Исследований Данной Науки – Взаимопроникновение И Вза...
Основной предмет исследований данной науки – взаимопроникновение и взаимосвязь всех частей мироздания. Каббала изучает, как управляемые единым законом природы составляющие огромной действительности всех миров[2] включаются друг в друга, пока не образуют абсолютного единства, где все части соединены в одно целое.
Из последовательного усвоения научного материала мы узнаем, что создание творения[3] началось с единой мысли – Замысла Творения, которая определяется как «желание Творца[4] насладить свои творения». Насладить их можно лишь существующим в Нем совершенством – иначе наслаждение будет неполным, а неполное, несовершенное действие Творец совершить не в состоянии.
Рисунок 1(1). Создание творения.
Исследуя, каким образом все исходит из единого действия Творца, из Его единой мысли – Замысла Творения, мы познаем развитие творения: его распространение, расширение, удаление от Замысла Творца – вплоть до состояния, когда оно становится противоположным Ему.
Творение приобретает формы абсолютно противоположные Творцу и не имеющие никакой связи с первоначальными. Затем, благодаря собственным усилиям, свободному выбору и добровольному участию в созидании, творение вновь воссоединяется и возвращается к единой мысли, Замыслу, цели, которая называется «желанием Творца насладить свои творения».
Распространение и отдаление от первоначального Замысла, вплоть до форм ему противоположных, называется «распространением миров сверху вниз» – удалением от Одного, Единого, Единственного, объединяющего в Себе все противоположности.
Даже такое состояние творения, когда оно отдаляется настолько, что становится абсолютно противоположным Творцу, является особенным, желательным, необходимым, ибо, начиная с него и далее, творение обретает исключительное свойство, называемое свободой воли, свободой желания, свободой выражения.
Рисунок 2(1). Развитие творения.
1.1.2. В чем заключается свобода воли?
Только достигнув нижней точки при распространении миров сверху вниз, и оказавшись в состоянии полной противоположности Творцу, творение способно начать постигать эту противоположность. Исходя из своего положения, оно может для себя определить: каково его желание.
Пользуясь свободой выбора, творение приходит к выводу, что единственным желательным состоянием должно стать для него слияние с Творцом, то есть, возврат в ту единственную мысль, Замысел Творения, где все соединено между собой без всякого различия.
Отсюда следует, что все наше существование, все наши ощущения, мысли, поступки, решения должны быть очень точно направлены. В начале любого действия необходимо осознать свое состояние как порочное, ущербное, противоположное слиянию с Творцом и сделать выбор в пользу единственно правильного из всех возможных – возвращения в положение единства.
Не важно, каким способом воплощает человек свое действие, с помощью каких именно средств, в каких земных образах он будет переходить от одного состояния к другому, к третьему, пока не достигнет раскрытия целостности мироздания, Единого Творца. Это будет единственно правильным действием, совершенным в условиях свободы воли.
В каком бы направлении мы ни прилагали усилия, они, в итоге, продемонстрируют лишь нашу ущербность, если наши действия не направлены на раскрытие единства Творца, на включение в Него, на возврат к точке, в которой все соединяется. Это точка слияния с Ним, где мы, Он, все действия, все мироздание объединены в одно целое, и нам покажут необходимость того, чтобы мы своей свободой воли и правильным осознанием раскрыли это единство. К такому выводу, постигая на себе и обобщая собственный опыт, приходит исследователь мироздания – каббалист[5].
Предметом изучения науки каббала является взаимопроникновение всех частей действительности, их объединение, управление ими при помощи всеобщего закона для достижения состояния соединения в одно целое. В результате исследования данной науки человек осознает, что всё казавшееся ранее взаимоисключающим, взаимоуничтожающим, включается, впитывается в единство Творца без всякого антагонизма, противоречий и напряжения.
Именно приближение к единству и создает само это единство, увеличивает и определяет его, потому что даже самые крайние противоположности соединяются в нем, дополняя друг друга.
Все темы данного раздела:
Словарь
Пресветлый, с вершин излучающий!
Там, за завесою экрана –
Тайны праведников открываются,
Светят вместе и свет, и тьма.
Как прекра
Познание в современной науке
Существуют четыре вида познания:
· Познание материи
· Познание формы материи
· Познание абстрактной формы
· Познание сути
Поскольку в окружающей нас дей
Познание материи
Раздел науки, изучающий свойства материи, существующей в действительности (как чистую материю без ее формы, так и материю и ее форму вместе), относится к познанию материи. Например, изучая человека
Познание формы, абстрагированной от материи
Другой раздел науки рассматривает только форму, абстрагированную от материи и не имеющую с ней никакой связи. Скажем, формы «правда» и «ложь» абстрагируются от материи, то есть, от людей, являющихс
Ложность теоретического исследования
К категории абстрактного знания относится и философия. Давая определение науке, ученые ставят в качестве необходимого условия непосредственное наличие в ней эксперимента, так как дискуссии, построе
Постижение материи в науке каббала
Каббала также подразделяется на две вышеупомянутые части: познание материи и познание формы. Однако по сравнению с классической наукой, в ней даже познание формы целиком построено н
В действительности существуют только силы
Каббала поможет человечеству обнаружить, что материи, как таковой, не существует. Уже сегодня ученые в своих исследованиях приходят к выводу: материя существует только относительно
Единая сила
В действительности существует лишь единственная сила, представленная в наших ощущениях разложенной на бесконечное множество частных сил, которые воспринимаются нами в большей или меньшей степени, в
Метод исследования в каббале
Постижение Высшего мира происходит в созданном каббалистом дополнительном органе чувств, который называется душа[12]. То, что воспринимается в нем, называется духовным постижением[13]
Восприятие в каббале
Любая наука имеет определенный диапазон исследования, определяемый чувствительностью естественных органов восприятия. Несколько повысить их возможности позволяют приборы, но и они имеют предел.
Постижение в каббале
Раскрывая в себе дополнительные ощущения, человек начинает входить внутрь той части мироздания, которую раньше не воспринимал, и работать в ней так же, как и в открытой части мироздания, которую ощ
Вопросы и ответы
Вопрос 1: Чем обусловлена разница между изучением и постижением? Почему мы осуществляем изучение сверху вниз?
Поче
Почему исследование формы, не облаченной в материю, является
ошибочным?
а. – отсутствует проверка опытом;
б. – исследование очень трудно;
в. – исследование не ошибочно;
г. – исследуется только суть.
В мире Асия мы постигаем материю
Материя – это желание насладиться, созданное светом и противоположное ему. Используя это желание, можно постичь свет, отразившийся в нем как противоположность. Отсюда: постижение той или иной проти
Форма материи постигается в мире Ецира
Когда материя постигается полностью, начинает возникать ее форма. Форма материи – это отдача.
В мире Асия человек совершенно нейтрализовал себя и все свои желания. Теперь все его действия
Средства, которыми обеспечивается существование материи и формы в мирах Асия и Ецира, постигаются в мирах Брия и Ацилут
После того как в мире Асия в состоянии убар человек уже приобрел желание к Творцу, а в мире Ецира получил форму на эти желания, то есть, экран, он, работая одновременно с формо
Вопросы и ответы
Вопрос 1: Чем исследование каббалиста отличается от исследования ученого?
Каббалист выявляет иную причину.
Я не изучаю, как одна молекула приводит к возникновению
Дополнительный материал
Комментарии д-ра М. Лайтмана на статью Бааль Сулама «Предисловие к книге «Уста мудрого»
(«Предисловие к книге «Уста мудрого», над которым начал работать Б
Раскрытие
3.1. Выявление Замысла – в достижении цели
Известно, что завершение действия и его результат присутствуют уже в первоначальном замысле. Доп
Ступени постижения
Ступени включают в себя как распространение света сверху вниз (то есть, все скрытое в этих ступенях), так и раскрытие снизу вверх (то есть, все, что раскрывает человек, восходящий по этим ступеням)
Подъем по ступеням
Для человека, постигающего ступень за ступенью, уже сами они представляют собой условия раскрытия и скрытия, поскольку материалом, из которого он создан, является желание получать[51]
Два аспекта силы, воздействующей на человека
Две силы приводят нас в действие – положительная и отрицательная. Отрицательная сила – естественная, природная, действующая на нас неосознанно. Мы, собственно, не используем ее, а п
Скрытие и раскрытие Творца
Чем глубже мы проникаем в природу, тем более удаляемся от материи. Над материей находится энергия, над ней – информация, и в результате мы приходим к понятию «сила».
В естественной природе
Раскрытие ощущений зависит от намерения
Мы желаем подняться в пространство духовных сил, ощутить себя там, хотя, на самом деле, мы там существуем, только не ощущаем этого. Раскрытие нашего истинного состояния возможно лишь в той мере, в
Существование в намерении
Нужно совершенно перестать заботиться о своих мыслях и желаниях, потому что они поступают свыше. Мысли – это духовные гены, которые проявляются внутри нас и постоянно развиваются. Нет надобности ко
Работа с намерением
Однако почему так сложно бывает удержать даже эгоистическое намерение, не говоря уже о намерении ради Творца? Это происходит потому, что, тем самым, человек приподнимается над животным. У животного
Качественная и количественная оценка в намерении
Ни в коем случае не следует думать, что в том состоянии, в котором мы находимся, с нами что-то произойдет. Выход в духовный мир – силовой прорыв, он может осуществиться только посредством серьезных
Разница между двойным и простым скрытием
Бааль Сулам говорит об этом очень ясно. Если я оцениваю отношение Творца ко мне так, будто Его, практически, не существует (Он не управляет миром, и мир плохой), – это двойное скрытие. При
Создание намерения
Само кли создано Творцом. Если мы желаем быть равными Творцу, мы выращиваем себя только как намерение. Человек должен думать о себе как о намерении. Мое «я» – это не желание, не свойство, это лишь
Вопросы и ответы
1. Вопрос: Как я должен относиться к происходящему в мире?
Все происходящее в мире человек сопоставляет с различными причинами. При этом
Дополнительный материал
Комментарий к статье Бааль Сулама «Скрытие и раскрытие Творца»
Каковы условия нашего мироощущения? Ощущение мира формируется в наших желаниях. Если желания
Двойное скрытие Творца (скрытие в скрытии)
Что именно от нас скрывается: природа Творца, Его свойства, Его намерение, Его желание относительно нас, Его прямые и косвенные воздействия? Может быть, скрывается то, каким образом Он нас подталки
Простое скрытие Творца
Творец скрыт, то есть, проявляется не как абсолютно добрый, а напротив, как приносящий страдания. Существует явная связь между мной и Творцом, но она является обратной. Однако возможно ли, чтобы не
Раскрытие
В состоянии скрытия вера в то, что Творец управляет всем миром, приводит человека к каббалистическим книгам, от которых он получает исправляющий свет (ор макиф) и понимание, как укрепиться в своей
Четыре ступени развития желания
Комментарии д-ра М.Лайтмана на статью Б. Ашлага «Предисловие к книге «Древо жизни»
Творец создал желание наслаждаться. Он не сотворил ничего, кроме желания получать насла
Строение желания
В созданном Творцом желании мы различаем пять ступеней, которые условно обозначаем как:
· начало буквы «юд»,
· буква «юд», י
· буква «хей», ה
· буква
Исправление человека
Для исправления человека создано Сокращение[85] и ограничение уровней, от мира Бесконечности до нашего мира – реального облачения души в материальное тело. Пребывая в нем, занимаясь и
Два вида управления
Все творение в целом и любая его часть состоит из 10 сфирот, в которых различаются две противоположности:
· девять первых сфирот – свойство отдачи, наполнены светом;
· малхут – св
Взаимодействие ступеней
В мироздании есть только Творец и Его главное творение – человек, поэтому все, что ощущает последний – это только Творец, ведь кроме Него перед человеком нет более ничего. Если человек ощущает не с
Два вида анализа
Мы можем производить два вида анализа обстоятельств:
– анализ хорошего и плохого («сладкого и горького»);
– анализ истины и лжи.
Чтобы заставить творение развиваться и де
Вопросы и ответы
Вопрос: Если каббалисты достигли одной и той же ступени в каком-либо мире, будет ли одинаковым их постижение?
Они постигают одно и то же
Дополнительный материал
Постижение единства мироздания
4.9.1. Цель творения
Если Высшая сила создала нас, значит, у нее была совершенно конкретная цель, то
Подъем по духовным ступеням
Свойство отдачи обретается человеком поэтапно: он словно поднимается по лестнице, преодолевая одну ступень за другой, пока не достигнет своей цели. Количество и кач
Путь страданий и путь каббалы
Здравый смысл явно подсказывает нам, что основанием для совершения всех плохих поступков является эгоизм, «желание получать наслаждение для себя» (сокращенно
Замысел Творения
Высшая управляющая сила имеет свойство абсолютного добра и управляет нами целенаправленно, исходя из своего совершенства, блага, без всякой примеси зла. В силу закона
Восприятие мира
Почему я не могу с легкостью сопоставить проявление окружающего мира с отсутствием отдачи во мне? Мне это вовсе не представляется закономерностью. Я вижу огромный мир, а Твор
Условие подъема в духовный мир
Оценка эгоизма разными душами неодинакова. Духовно неразвитый человек не считает эгоизм дурным качеством, и поэтому открыто, без всякого стыда им пользуется. Более развит
Словарь
[1] Иегуда Ашлаг (1885-1954) – основоположник современной каббалы. Основной труд – «Учение Десяти Сфирот». Он создал обширный комментарий «Сулам» («Лестница») на «К
Новости и инфо для студентов