SB 4.1.57 Ekaterinburg 290695

вопрос: Гуру Махарадж! Считается ли авторитетным воспевание таких мантр как например «Гаура Нитйананда бол! Харибол! Харибол!»? И как поступать в таких случаях когда приезжают проповедники из Индии или последователи и начинают воспевать таким образом, то есть именно так как поют в Индии?

Ответ: На самом деле Прабхупаду не вдохновляло такое воспевание. На самом деле в ИСККОНе можно иногда слышать такое пение, но Шрила Прабхупада вдохновлял петь пранама-мантру, Шри-Шри-Панча-Таттва мантру, «Хари Харайе Нама Кришна» и маха-мантру. Но в конце киртана можно петь и «Нитай Гаура Харибол!». Я слышал как преданные пели и Шрила Прабхупада не возражал против этого. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил, что преданные всего мира будут собираться вместе и будут петь «Джайа Шачи-Нандана». Это можно в киртане непродолжительное время так петь, но в основном нужно петь маха-мантру. Это не очень сильное отклонение, но лучше все таки строго следовать тому стандарту который дал Прабхупада, потому что даже если мы начнем отклоняться и немного то в конце концов это может закончиться очень сильным отклонением. Например в апа-сампрадаях совершают нама-бхасу то есть смешивают имена Шри-Шри-Панча-Таттва мантры и имена Харе Кришна маха-мантры. Также Прабхупада подчеркивал то, что преданные должны петь правильные мелодии. Например утром на мангала-арати они должны петь мелодию мангала-арати.

Вопрос: На санкиртане встречаешься с такой проблемой, что у людей уже достаточное количество книг, но так как проповедь была проведена некачественно то люди говорят, что они не понимают наших книг.

Ответ: Мы не можем ожидать, что все люди все сразу поймут. Даже если проповедует и первоклассный проповедник, но все равно люди могут не понять потому что они находятся в слишком большом невежестве. Вместе с качеством проповеди также следует поддерживать и количество распространения книг. Даже если человек который купил книгу и не будет ее читать, то может быть ее прочитает его родственник или например друг. Вообще сам факт наличия книги уже подразумевает, что ее кто то прочитает и потому также важно и количество распространенных книг. Также конечно важно и качество в том смысле что преданные должны вести себя должным образом, они должны быть аккуратны, честны и скромны. Преданные не должны вводить людей в заблуждение. Чтобы люди не подумали, что преданные их обманули и не расстраивались думая, что они сделали что то не то. Мы должны продолжать и если человек купил книгу, то это уже хороший шаг. У нас есть и другие программы например как распространение прасада, праздники, киртаны и публичные лекции. Эти программы дают людям шанс увеличить их контакт с Кришной. И может быть когда они купили книгу, то они не поняли ее. Но когда они встретили преданного и поговорили с ним, то от этого может быть возрастет их понимание книги. Поэтому преданные должны понимать книги и должны уметь объяснять философию. И потому у преданных должно быть хорошее осознание и высокое качество проповеди и они должны постоянно это совершенствовать, но количество распространенных книг не должно уменьшаться. Мы должны добиваться как можно большего распространения книг.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: изучение Шастр, общение с продвинутыми преданными, внимательное воспевание Святого Имени. Иными словами – это развитие сознания Кришны. Тогда Кришна говорит «Я дам разум». Ваш разум будет все более обостряться благодаря слушанию из должного источника.

Вопрос: Если в храм приходят психически больные люди, они повторяют маха-мантру, но при этом часто проявляют свою агрессию по отношению к преданным, как следует себя вести по отношению к таким людям?

Ответ: Их не нужно пускать в храм. Пусть он повторяет Харе Кришна дома и ведет себя правильно. Иногда можно и пускать кого то при наличии определенных ограничений. Но преданные милостивы и так или иначе они рады что кто то продвигается в духовной жизни. но если человек ведет себя оскорбительным образом и у него вызывающее отношение, то не следует подпускать его так близко. Кришна сам даже убивал личности которые вели себя очень оскорбительно и таким образом он действовал для их блага потому что благодаря этому они прогрессировали. Но мы конечно имитировать этого не сможем. Однако если мы кого то не пустим и таким образом он не сможет совершить оскорбления, то этом может быть даже и для их блага. Если они действительно искренние, то они это поймут и изменят свое поведение. Если они конечно слишком сумашедшие то они им конечно придется принять рождение снова, но благодаря тому что они некоторое время повторяют Харе Кришна то они смогут получить лучшее рождение, например стать преданным в следующей жизни. с некоторыми людьми может быть и так, что им нужно вновь родиться и в своей следующей жизни они смогут вести себя с преданными правильно. Но на самом деле всякая ситуация непохожа на другую и тут нужен индивидуальный подход.

Вопрос: Существуют ли в санскритской грамматике какие то особенности которые и позволяют этому языку передавать эту трансцендентную информацию?

Ответ: Есть грамматика санскрита написанная Дживой Госвами, она называется «Харинама амрита нйата» и она вся состоит из имен Кришны. Изучая ее вы продвигаетесь в преданном служении и одновременно изучаете санскритскую грамматику. Сам санскрит – это трансцендентный язык и там столько слов которые напоминают нам о Кришне. поэтому автоматически изучая санскрит возможно продвигаться в духовной жизни, но это конечно не значит, что все должны изучать санскрит. Можно например выучить несколько стихов и повторять Харе Кришна.