SB 1 3 40 Moscow 18 07 92 Vop

вопрос: Ваше Святейшество! В “Нектаре преданности” на 96 странице упоминается, что господу Нрисимхадеву следует поклоняться через Его преданного Ганапати. Расскажите пожалуйста об этом подробнее. Хотелось бы узнать побольше о Ганапати.

Ответ: Однажды один преданный спросил у Шрилы Прабхупады может ли он поклоняться Ганеше Ганупати? И тот ответил: “Да ты можешь давать мне сто тысяч долларов в месяц и тогда ты можешь поклоняться Ганупати”. И поэтому мы можем понять из этого, что поклонение Ганупати не так важно, что мы должны поклоняться Господу Чайтанйе, Господу Кришне. И конечно же рекомендуется поклоняться Господу Нарасимхе. Но мы поклоняемся и повторяем молитву “Намас те Нарасимхайа”. И эта молитва описывается в Шри Чайтанйа-Чаритамрите где говорится, что когда Господь Шри Чайтанйа Махапрабху посещал Джаганатха Пури, то он в первую очередь предлагал свои поклоны Божеству Нарасимхе, который находился у ворот храма Джаганатха Пури и повторял эту мантру: “Намас те Нарасимхайа”.

Вопрос: Как быть когда уровень назначенного авторитета низок и он пытается не следовать правилам и предписаниям?

Ответ: В любой ситуации в какой бы ни оказался преданный прежде всего он сам должен строго следовать правилам и предписаниям, регулирующим принципам и повторять Харе Кришна мантру. Если человек находится в положении авторитета в сознании Кришны, то он несомненно должен следовать правилам и предписаниям. Если же у вас возникают какие то проблемы и вам кажется, что авторитет ведет себя не должным образом то вы должны обратиться к более вышестоящему авторитету в вашем регионе в котором вы живете к старшему преданному. И конечно же может быть в каких то очень отдаленных частях страны могут быть люди которые только начинают повторять мантру Харе Кришна, только пытаются следовать регулирующим принципам. У них может быть еще не все получается но по крайней мере они стараются повторять Харе Кришна и следовать этому пути. И это конечно же лучше чем вообще не воспринимать Святое Имя. Но по мере того как преданный будет становится все более и более опытным, будет читать больше книг то постепенно он начинает сознавать, что я должен быть во всем примером для других и потому должен строго следовать всем принципам и предписаниям. Если кто-то занимает положение авторитета, то он должен воодушевлять и в должной степени следовать всем правилам и предписаниям. Лучшим способ воодушевить всех является следование очень строго самому всем правилам и этим мы будем примером для них.

Вопрос: Скажите пожалуйста меняется ли взаимоотношение с Кришной после того как мы приходим вновь в духовный мир. Либо они такими остаются вечно и постоянно?

Ответ: Наши вечные взаимоотношения с Кришной остаются вечно одними и теми же. Но природа духовного мира такова, что любые самые нектарные и прекрасные игры там могут происходить лишь только по желанию Кришны. В “Нектаре преданности” например говорится, что преданный может находиться на Вайкунтха как вечный слуга Вишну. Но может быть и вознесен на планету Голока Вриндавана.

Вопрос: Описан ли в Шримад-Бхагаватам приход Господа Чайтанйи и если да то в каком томе?

Ответ: В 11-ом томе Шримад-Бхагаватам описывается, что люди наделенные достаточным разумом будут поклоняться Господу совершая Харинаму-санкиртану, Который явится в форме золотого цвета.

Вопрос: В Шримад-Бхагаватам описывается, что Шукадева Госвами был великим преданным монистом, что это значит?

Ответ: Это значит, что он был осознавшим Брахман. Говорится, что когда он еще пребывал в утробе матери то тогда уже он достиг осознания Брахмана и поэтому он думал: “Что в утробе, что вне утробы, какая разница? И зачем тогда выходить из нее?” Когда же его отец Шрила Вйасадева начал читать Шримад-Бхагаватам, то тогда Шукадева Госвами очень вдохновился этим и потому решил выйти из утробы. Когда же он вышел, то он стал великим преданным Господа. Причиной этого поступка и целью его была проповедь.

Вопрос: Что является праджалпой? Являются ли разговоры в служении праджалпой?

Ответ: Праджалпа – это означает разговор который не связан никаким образом с Кришной и не имеет никакой ценности в сознании Кришны. Разговоры в сознании Кришны если они связаны с Кришной – это уже не праджалпа.

Вопрос: Уважаемый Прабхавишну Свами! Если личность каждый день служит Бхагаватам, то равносильно ли это служению личности Бхагавата если преданный не может как то физически выполнять служение?

Ответ: Когда человек желает служить личности Бхагаватам, то нет необходимости в личном присутствии. Рекомендуется, что каждый должен принимать духовного учителя. У духовного учителя есть два вида присутствия, это вани и вапу. Вани имеется в виду представление о духовному учителе в форме его наставлений, а вапу – его физическое присутствие. И более важным является служение наставлениям духовного учителя нежели физическое непосредственное служение. Если же человек желает получить в своем служении какие то особые наставления, то он может их получить от авторитетов в храме. Ибо авторитеты являются представителями гуру. Есть такие указания как например воспевание шестнадцати кругов Маха-мантры, посещение всех программ, служение в храме, слушание Шримад-Бхагаватам и особенно сотрудничество с преданными. И в любом случае у каждого должны быть возможности служить личности Бхагаватам. Либо лично. Либо через выполнение его указаний. Если же человек еще духовно не вырос до таких принципов как выполнение наставлений своего духовного учителя в точности и со смирением, то он может служить Бхагаватам читая его каждый день и таким образом постепенно совершать прогресс в преданном служении. Кришна говорит об этом в двенадцатой главе Бхагавад-Гиты. Кришна говорит: “Лучше всего если у тебя есть спонтанная любовь ко Мне и ты служишь Мне с полным вниманием. Таким образом ты легко будешь освобожден из океана рождения и смерти. Если ты не находишься в таком сосредоточении. То следуй регулирующим принципам бхакти-йоги. Если же ты не можешь делать и это, то тогда работай для меня и отдавай мне все плоды своей деятельности. Если же ты не можешь делать и этого, то по крайней мере культивируй знание обо Мне”. Слушание – это первый шаг в духовной жизни. Если вы служите Бхагаватам слушая Бхагаватам, читая его или совершая личное служение чистому преданному то тогда вы постепенно будете прогрессировать и таким образом очистите свое сознание.

Вопрос: Что называется практическим способом и как ему можно следовать в нашей личной жизни?

Ответ: Чтобы предаться Кришне, мы должны предаться преданному Кришны. Кришна говорит: “Тот, кто утверждает что он Мой преданный, на самом деле не является Моим преданным. Но тот кто считает себя преданным Моего преданного, тот и есть на самом деле Мой преданный”. Точно так же как если бы вы хотели попасть на прием к президенту или премьер-министру, то вы не можете просто вбежать к нему в кабинет. Вы сначала должны пройти через секретарей и если они сочтут что вы достойны этой аудиенции, то они вас допустят к нему. И таким же образом для того чтобы приблизиться к Кришне необходимо вначале приблизиться к Его чистому преданному. Это как раз и есть практическое применение процесса сознания Кришны. Мы должны общаться с преданными Кришны в нашем маленьком городке. Вместе с ними мы должны воспевать Святое Имя и изучать книги Шрилы Прабхупады. В конце концов мы можем приблизиться к духовному учителю и получать наставления непосредственно от него. В соответствии с его указаниями и указаниями тех местных авторитетов в том месте где мы живем, мы можем совершать практическое служение и прогрессировать таким образом в духовной жизни.. это служения является нашей связью с Кришной и оно дано нам по милости Его представителей, для того чтобы мы могли связаться с Ним. Шрила Рупа Госвами также говорит, что преданное служение на самом деле очень редко дается и очень трудно достижимо ибо с помощью такого служения можно завоевать Самого Кришну. Кришна – это “аджита”, что означает непобедимый, но Он тут же становится “джита” – то есть побежденным любовью Своего преданного. Итак если нам дается какое то служение то мы не должны капризно его отвергать, мы должны смиренно принимать его и с верой его выполнять. Конечно могут быть трудности на пути выполнения этого служения. Но это и есть испытание нашей решимости и нашей веры в Кришну. И Кришна говорит в Бхагавад-Гите: “ Если ты предашься Мне полностью, то преодолеешь все препятствия материального мира по Моей милости”. Таким образом мы должны схватиться за то служение которое нам было дано и любыми средствами выполнять его насколько возможно лучше. Если мы будем делать это к нам будет приходить все больше силы и решимости в нашей духовной жизни. И наша вера в Кришну будет становиться все сильнее и все более развитой. Это все и означает смысл слова: “преданность Кришне в практической жизни”.

Вопрос: как избавиться от спекуляций и уныния в нашем уме, так как по этой причине плохо уходят книги, а то и вовсе не уходят.

Ответ: Как я уже сказал преданный должен быть в любом случае тверд в преданном служении несмотря на временные взлеты и падения. В Бхагавад-Гите мы можем узнать, что на самом деле Кришна является высшим наслаждающимся и совершая действия таким образом мы можем действовать во имя Его удовлетворения. И в конечном счете все зависит от Кришны приведет ли наше усилие к успеху или к поражению. Главное чего ждет от нас Кришна – это чтобы мы прилагали усилия с искренностью и преданностью. Как например был великий преданный Господа Рамы в по имени Джитайу. Когда Равана похитил Ситу, то Джитайу пытался остановить его. Между ними состоялась схватка и крыло у Джитайу было отрублено и он упал. Он уже умирал на земле когда пришел Господь Рама. И несмотря на то, что Джитайу потерпел поражение в этой схватке тем не менее Господь Рама был доволен его служением. И Шрила Прабхупада говорил, что: “ Мы должны сражаться за Кришну несмотря даже и на то, что мы можем терпеть поражение”. Несомненно, что мы хотим видеть как сознание Кришны одержит победу. Но Шрила Прабхупада также говорил, что это война с майей и несомненно, что некоторые из наших солдат будут падать наземь в этой войне. Однако в любом случае даже если преданный и упал, то он все равно должен встать и продолжать сражаться. То же самое и на санкиртане. Преданный может не испытывать особенного желания или чувствовать какое то уныние. Или книги будут плохо уходить, или станет возникать множество препятствий, но несмотря на все это преданный должен идти и распространять книги не взирая ни на что. Если преданный невзирая ни на что будет упорно трудиться и прилагать усилия распространяя книги то тогда Кришна будет доволен им и Он благословит его и даст ему успех в его действиях. Но если вы еще не очень опытны в таких внутренних усилиях то тогда я могу посоветовать приехать в храм где есть опытные преданные и общаться с ними учась у них опыту вдохновения или пригласить опытных преданных санкиртаны к себе в город. Чтобы они помогли вам и передали свой опыт в распространении книг. Потому что несомненно, что в вашей стране люди очень интересуются духовной жизнью. Основная масса людей желает получить духовное знание и потому необходимо иметь только решимость и некоторый опыт в технике распространения. У нас должно быть желание выходить и распространять сознание Кришны до конца своих дней, то есть до самого момента своей смерти. И Шрила Прабхупада говорил, что когда на поле боя у воина отрубают голову, то его руки с мечом продолжают двигаться и он некоторое время еще машет им в стороны надеясь в последний момент еще кого поразить из своих противников и Прабхупада говорил, что: “ Я вот таким же образом хочу сражаться до последнего момента своей жизни проповедуя”.

Вопрос: Объясните пожалуйста, что значит принять духовного учителя?

Ответ: Принятие духовного учителя, это означает – принятие авторитета и указаний духовного учителя. И это означает также принятие духовного учителя как представителя Верховной Личности Бога Шри Кришны. Таким образом преданный может видеть своего духовного учителя как свою связь с Кришной. Есть разные аспекты церемонии инициации: