SB 4.28.15 Samara 140797

вопрос: (Не слышен).

Ответ: Речь идет об относящихся к Господу с почтением. Они попадают на планеты Вайкунтхи, потому что там царит атмосфера почтения – варчатанйа. Но если кто-то практикует сознание Кришны в духе любви то только тогда он может достичь Голока Вриндавана. Отношение к Господу с почтением это также является проявлением бхакти, но бхакти скорее формального. Отношение же к Господу с любовью – это проявление бхакти более возвышенного. Те кто находится в мадхурйа-расе имеют с Кришной наиболее близкие взаимоотношения. В этом как раз и заключается разница между вайдйа-бхакти и рагануга-бхакти.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: Нужно с энтузиазмом продолжать следовать этому процессу. Необходимо накрепко прилепиться к этому процессу и даже если приходят трудности никогда не следует оставлять его. Продолжайте во что бы то ни стало практиковать его, продолжайте воспевать. Таков метод достижения прогресса.

Вопрос: Насколько сильно влияет на нас посещение Святой дхамы? Говорится, что каждый член ИСККОН должен посетить Святую дхаму хотя бы раз в жизни, но если это ему не удалось то как отразится это на его духовном прогрессе?

Ответ: Да, членам ИСККОНа необходимо посещать Святые дхамы, иначе зачем тогда Шрила Прабхупада открывал центры в Майапуре, Вриндаване и так далее? Политика ИСККОН в этом отношении такова, что храмовые авторитеты создают все необходимые условия для того чтобы преданные живущие в храмах время от времени могли посещать Святые дхамы. Что же касается постоянного жительства в Святой дхаме, то если преданный четко представляет себе каким служением он мог бы заниматься в Святой дхаме то он может это осуществить. Он может посоветоваться по этому вопросу со своими авторитетами, и мы можем видеть как преданные со всего мира живут там и занимаются там служением, потому что там также нужны преданные которые занимались бы там служением. Или например кто то уже состарился и он приезжает туда для того чтобы оставить там свое тело. Это все зависит от различных ситуаций складывающихся в жизни разных преданных. Конечно же очень благоприятно обратиться за советом к авторитетам или гуру в этом вопросе.

Вопрос: Если к преданному из года в год приходят одни и те же проблемы означает ли это то, что Кришна преподносит ему таким образом урок и как преданный может поступить наилучшим образом для того чтобы усвоить этот урок?

Ответ: Существуют разные типы людей. Есть первоклассные люди которые слушают Шастры и принимают сразу что им следует делать, а что им делать не следует. Есть второсортные люди которые также знают Шастры, но все равно совершают ошибки и не имеют достаточной веры в Шастры, гуру и Кришну. Однако они получают горькие уроки из жизни, учатся на этих уроках и больше их не повторяют. И есть наконец третьесортные люди которые так или иначе слышали Шастры. Знают что необходимо делать , но не следуют этому, получают вследствие своего такого поведения горькие уроки страдают, но все равно упрямо не следуют наставлениям. Такие третьесортные люди конечно же не самый лучший вариант. Обычно они создают проблемы как себе так и другим. Окружающие его разумные личности постоянно напоминают такому человеку чтобы он больше не совершал этих ошибок, но тем не менее он все продолжает и продолжает их совершать. Таким образом он бездарно растрачивает свою жизненную энергию и заставляет также окружающих растрачивать ее. Такому человеку просто необходимо поднять хотя бы до платформы второго уровня. Если действительно хочешь чему то научиться то получив урок не следует повторять ту же самую ошибку! Если такой человек причиняет слишком много беспокойств в храме, то мы как правило просим жить его вне храма.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: тот же самый ответ: оставайся с преданными, следуй процессу, читай книги.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: Если какое то очень нестабильное место и они постоянно меняют эти места то это очень сложно. Однако если хотя бы какое то время они могут оставаться на одном месте, то можно установить Божества. Так же это касается и храма. Если мы хотим иметь стабильное место поклонения, то следует закрепится на одном месте и не переезжать все время. Конечно есть санйаси которые имеют свои Божества и возят их с собой, но у них очень простой стандарт поклонения. Также у них есть какие то специальные сумки чтобы Божества во время переездов не чувствовали себя как то неудобно.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: Я могу сказать, что для грихастх во все смыслах как во имя удобства для Божеств, также и для стабильности его семьи просто необходимо иметь постоянное место жительства. И если грихастха постоянно меняет свои места жительства и свои ситуации, то для семьи это очень неблагоприятно. Они не санйаси, это санйаси путешествуют туда-сюда, а грихастха должен иметь какое то постоянное положение. В противном случае дети у него вырастают очень беспокойными.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: Есть разные грихастхи, но в основном им нужно иметь постоянное место для жительства и каку то постоянную работу для того чтобы были средства для поддержания семьи. И некоторые грихастхи могут где то работать на кармической работе и тем поддерживать существование своей семьи, а некоторые могут быть заняты в деятельности ИСККОНа если их служение является очень ценным для ИСККОН. Некоторые грихастхи являются очень отреченными и жена с мужем может жить отдельно в ашрамах, но это очень редкие случаи. Иногда это бывает когда они только поженились и живут отдельно некоторое время или например когда они уже в возрасте и переходят уже в ашрам ванапрастхи. Но в основном грихастхи живут совместно с женами, работают или в ИСККОНе или где то еще и поддерживают существование своей семьи ведя регулируемый образ семейной жизни. если они живут вне храма и работают вне ИСККОНа, то они должны приходить в храм и оказывать поддержку храму.

Вопрос: Имеет ли смысл грихастхе заводить семью если он не предполагает иметь детей?

Ответ: Есть такие семьи которые хотят быть постоянно занятыми интенсивным служением Кришне и потому они не имеют детей для того чтобы эти проблемы не отвлекали их от служения. Есть такие преданные занимающие достаточно высокое положение в ИСККОНе. Они удовлетворены таким положением вещей и не хотят обзаводиться детьми.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: Какой это храм в котором не соблюдается садхана и не читаются книги? Если даже и не приходит какое то количество преданных на программы, но программы тем не менее проводятся, то нельзя сказать что нет садханы. Садхана есть! Зато наверное все посещают программу принятия прасада, да? Для сведения: на последнем заседании национального совета в Москве было принято решение, что дин день в неделю будет посвящаться образовательным программам. Эти программы будут направлены в основном на прихожан и предполагается, что это будет суббота, но и преданные храма также смогут проходить там какое то обучение на этих программах. Это делается для того также чтобы подчеркнуть важность изучения Шастр. Поэтому я думаю, что не стоит занимать какую то негативную позицию и иметь подобное умонастроение и выражаться в духе: «нет садханы, нет чтения» – это на самом деле преувеличение. Есть и садхана и есть чтение, но только можно это улучшить.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: Да необходимо в этом возрасте обратиться к гуру и если возраст уже большой, то больше нужно воспевать и готовиться к смерти.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: В какой то мере ученик может постичь настроение гуру, не полностью конечно, но в какой то мере может постичь.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: Естественное положение души – это нахождение ее в духовном мире и лишь только по причине того, что души ложно используют свою независимость они приходят в материальный мир. Каждый имеет в какой то мере какую то независимость. Вы можете выбрать поход в бар, выпивку и курение или пойти на футбольный матч, или у вас есть выбор прийти сюда и повторять Харе Кришна. До какой то степени у вас всегда остается выбор и вы можете сделать то или другое. И соответственно, что в той мере в какой вы используете свою независимость в той мере к вам придут и результаты. Вы например принимаете наркотики и становитесь больным и ленивым. Или вы например питаетесь здоровой пищей и у вас прекрасное здоровье. И разные люди пользуются своей независимостью различным образом. Кто то является преступником и создает беспокойства для других людей, а кто то благочестив и делает добро другим. И по всему миру это мы можем видеть как люди тем или иным образом используют свою независимость. Это наверное не так уж и сложно понять.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: Существует определенный уровень независимости, так же как и существует определенный уровень зависимости потому что все люди индивидуальны. Но в семейной жизни все таки должна быть какая то взаимозависимость. Если ты хочешь быть независимым, то какой смысл жениться? И в семейной жизни если кто то полностью зависит от другого, то он автоматически становится обузой для этого человека. Поэтому и должен быть какой то баланс между зависимостью и независимостью, иначе говоря взаимозависимость. В семье не нужны какие то крайности и должно присутствовать сотрудничество на разумной основе. И это должно быть не только в семейной жизни но также и должно быть между людьми в их взаимоотношениях этот баланс между зависимостью и независимостью.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: Иногда все равно надо приезжать в храм. Может быть и не каждый день, но иногда. И если уже это совсем невозможно то что то предпринимать дома, петь ведь можно и не только в храме. А может быть вы можете и открыть нама-хату где могли бы собираться люди интересующиеся сознанием Кришны, а иногда приезжать в храм.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: Лучше всего свои решения основывать на том, что удовлетворяет авторитетов, таким образом вы покажете свое смирение и будете полезны для других преданных. Авторитеты хотели бы видеть вокруг себя преданных ответственных и способных, умеющих взять на себя ответственность за что то. Это же не так , что авторитеты хотят чтобы каждые несколько минут к ним приходили преданные и просили позволения на то или на это, и полностью при этом были от них зависимы. Такая ситуация на самом деле всегда вызывает слишком большое беспокойство. Также как и дети бывают в определенном возрасте полностью зависимы от родителей, но все таки родители хотят чтобы дети постепенно учились брать на свои плечи ответственность и приобрели таким образом независимость. Конечно же это не значит также, что они хотят чтобы их дети стали таким образом какими то правонарушителями, а напротив чтобы они умели также и заботиться о благе других.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: Да можно, но то что полезно и продуктивно, а не то что впустую.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: Быть смиренным, слушать советы старших преданных и особенно они имеют привязанность к воспеванию Харе Кришна, читать книги Прабхупады. Основное, что он должен сделать – это принять авторитет Кришны и авторитет гуру-парампары, авторитет книг Прабхупады. Поэтому нужно читать книги Прабхупады и нужно стараться понять их. Таким образом вы уже в определенной степени принимаете шикша-гуру и применяете эти наставления в своей жизни. что же касается инициируещего гуру, то некуда торопиться. Шрила Прабхупада получил инициацию только через одиннадцать лет и поэтому у вас еще много времени. Самое основное и правильное – это то, что вы следуете процессу и даже если вы инициированы то вы все равно должны продолжать. Что лучше инициированный и не следующий или неинициированный и следующий процессу? Суть состоит в том чтобы принять указания гуру и следовать им, и суть дикши также заключается в этом. И это можно делать принимая шикшу от Прабхупады и старших преданных. А дикша это как бы официальное подтверждение что вы принимаете этот процесс.

Вопрос: ( не слышен).

Ответ: Это совсем нехорошо и в таком случае можно только сказать что они преданные. Но если они занимаются праджалпой то это оскверняет их сознание. Лучше всего когда предметом обсуждения преданных является какая то духовная а не материальная вещь. Если они не могут говорить о Кришне, то по крайней мере они могли бы говорить о том как лучше совершить служение Кришне, о чем то связанном с ИСККОНом и духовной жизнью, а не разговоры о футболе или чем то подобном.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: С Брахма-самхитой как раз все нормально и Прабхупада дал нам Брахма-самхиту, но о Шива-самхите я не слышал ничего. Но в четвертой песни Бхагаватам есть молитвы Господу Шиве и они о Кришне. и лучше всего в таком случае повторять Харе Кришна и те мантры которые дает Шрила Прабхупада и те которые мы можем найти в Бхагаватам. Но нужно быть внимательным чтобы не начинать пение Агни-пуджи или Чандра-пуджи, это не для преданных.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: Я не могу предсказать, что случится с каждым человеком индивидуально. Кто то может быть очень горд, но несмотря на это с полной решимостью продолжает свое преданное служение и с течением времени он сможет преодолеть эту свою гордость. А кто то может быть наоборот очень смиренным, но развивать различные виды материальных привязанностей и впоследствии уйти из ИСККОНа.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: Оказывайте почтение, но слишком близко не общайтесь.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: Существуют различные точки зрения по этому вопросу. Мы конечно можем сказать, что Кришна самоудовлетворен и ему не нужно наше преданное служение. С другой стороны мы также можем сказать, что Кришна любит своих преданных и любит иметь с ними различные взаимоотношения, расы. На самом деле он занят этими расами сам, но он не может сам с собой наслаждаться расами и потому он создал такое великое множество живых существ. И на самом деле ему нужны эти преданные с которыми он наслаждается этими расами. В этом смысле можно сказать, что Кришна иногда зависит от любви преданных. И это может быть и непостижимо, но с одной стороны он как бы зависит от любви преданных, а с другой как бы и не зависит. И преданные могут предлагать служение для удовлетворения Кришны. Потому что Кришна хочет быть удовлетворенным служением преданных и он сам также любит удовлетворять своих преданных.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: Если они могут что то сделать в сознании Кришны, то это будет на благо им. С самого начала нам трудно ожидать от людей такого уж сильного желания служения Кришне, ведь они не знают так много о нем. И преданный для того чтобы помочь им старается так или иначе занять их в преданном служении. Но постепенно через такие действия желание возникнет в сердце этого человека. Безусловно лучше если этот человек сам стремился бы исполнять преданное служение. И если человек занят в какой то деятельности приносящей вред ему, а преданный способен задействовать его в преданном служении, то безусловно это будет благоприятно для этого человека. Возьмем к примеру ребенка который играет с лезвием, ему может быть и хочется играть с лезвием, но родители знают что это опасно. И они могут отнять у него это лезвие даже и силой взамен дав что то более безопасное. И сначала он может быть и недоволен, но постепенно он оценивает вновь приобретенное и может заиграться, и впоследствии ему это даже понравится. Если люди даже и не хотят заниматься преданным служением, но преданный так или иначе способен поменять это их умонастроение, то для них это будет благо.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: Это еще три категории. Третья категория – это тот преданный которому нужно объяснять, что нужно делать. То есть это преданный который занимается только тем служением которое он любит выполнять и которое ему нравится и если его попросить что то сделать тяжелое, то он скорее всего откажется. Вторая категория это когда он из чувства долга выполняет все о чем его попросят авторитеты или гуру. Первоклассный преданный сам понимает миссию возложенную на него гуру и ему не надо говорить что ему надо делать. Это три основные категории на которые делятся преданные.