VP-1 SB 7.14.17 Moscow 220997

вопрос: (не слышен).

Ответ: Сам Господь Чайтанйа объяснил в Шикшаштаке сказав «О мой Господь! Одно твое Святое Имя способно даровать все благословения всем живым существам и потому у тебя сотни миллионов таких имен как Кришна и Говинда. В эти Святые Имена ты вложил все свои трансцендентные энергии и не существует никаких строгих правил для воспевания твоих Святых Имен. По бесконечной доброте своей ты дал нам возможность приблизиться к тебе легко воспевая твои Святые Имена. Но я настолько неудачлив, что не привлекаюсь этими Именами». В этом состоит наша неудачливость, что у нас нет привязанности к Святым Именам Господа, но мы должны стремиться к тому чтобы обрести эту удачу. Мы должны стремиться во чтобы то ни стало обрести эту привязанность и это возможно осуществить благодаря постоянному воспеванию. Даже если иногда мы и не чувствуем какого то вкуса и не чувствуем присутствия Кришны, но тем не менее мы должны продолжать воспевать. И таким образом продолжая воспевать несмотря ни на что мы иногда можем почувствовать вдруг отблески Святого Имени. В «Шри Харинама-Чинтамани» объясняется, что когда солнце всходит рано утром, то первые его лучи бывают тусклыми и бледными и требуется некоторое время для того чтобы солнце полностью утвердилось в небе. Но если в небе есть облака, то иногда через облака пробиваются солнечные лучи, а иногда солнца не видно вовсе. Однако когда солнце достигает своего зенита, то тогда мы чувствуем всю силу солнечного света. И процесс развития сознания Кришны подобен солнечному восходу. Вследствие того, что мы слишком долго общались с низшими гунами материальной природы то требуется время для того чтобы наше сердце полностью очистилось. Иногда мы чувствуем энтузиазм и очищение, а иногда мы чувствуем на себе давление гун материальной природы. Однако Шастры вдохновляют нас на постоянное воспевание Святого Имени, и чем больше мы его воспеваем тем больше мы очищаемся и тем быстрее мы сможем почувствовать присутствие Кришны в его Святом Имени, ибо он не отличен от своего Имени. В этом стихе говорится, что Святое Имя подобно волшебному камню «Чинтамани». Святое Имя является источником всех трансцендентных вкусов, рас и оно не отлично от Кришны. И никогда ни при каких обстоятельствах Святое Имя не является какой то мирской звуковой вибрацией. Подобно тому как Кришна полностью духовен, так и его Святое Имя полностью духовно. Поэтому это очень хорошая тема для медитации думать о том, что Кришна и его Святое Имя не отличны друг от друга. Но самое главное – это слушать трансцендентное Имя Кришны насколько это возможно внимательно.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: На самом деле Кришна очень любит слушать когда его прославляют. Прабхупада привел пример «Если вы сидите дома в комнате и вдруг слышите, что о вас что-то говорят на кухне, то вы тут же прислушаетесь чтобы узнать, что такого там говорят о вас?». Точно также и Кришна любит слушать когда его прославляют. Конечно мы не должны пытаться это имитировать. Кришна – это Верховная Личность Бога и он нормально воспринимает прославление в свой адрес и также это воспевание и прославление обладает очень благоприятным эффектом для его преданных. Но если мы будем постоянно слушать как прославляют нас то это нам не принесет большого блага и это не очень хорошая ситуация для нас. Обычно преданные не любят когда их сильно прославляют. Обычно они очень смиренны и скромны по своей природе. Конечно это очень правильно замечать хорошие качества преданных и хвалить их за это и Господь Чайтанйа иногда прославлял своих преданных. Например в случае с Санатаной Госвами Господь Чайтанйа часто хвалил его и он даже обнимал его несмотря на то, что тело Санатаны Госвами было поражено болезнью. Санатана Госвами при этом чувствовал себя очень смущенным и он даже хотел совершить самоубийство, потому что он думал, что таким образом он совершает оскорбления позволяя Господу обнимать себя и прославлять себя. Но Господь Чайтанйа не позволил ему совершить самоубийство. И был даже случай когда Господь отчитал Джагадананду Пандита за то, что тот посмел дать совет Санатане Госвами. И тогда Санатана Госвами сказал Господу Чайтанйе, что «Ты заставляешь меня пить яд похвалы, а Джагадананду заставляешь пить нектар критики». И тогда Господь Чайтанйа ответил «На самом деле я прославляю тебя ради своего собственного очищения. Не думай пожалуйста, что это какая то лесть и пустые слова. Все, что я говорю это на самом деле так». Поэтому Господь Чайтанйа очень любил отмечать хорошие качества своих преданных. Поэтому мы поступаем правильно когда замечаем и прославляем хорошие качества преданных. Но мы ни в коем случае не должны тратить попусту время льстя кому то. Наша главная задача – это прославлять Кришну и воспевать его Святое Имя как можно больше и как можно дольше. Это предписанный процесс ведущий к самоосознанию. Это тот способ при помощи которого мы можем достичь Кришну. И если Кришна видит, что мы с искренностью и преданностью следуем его наставлениям, то он конечно же будет удовлетворен. Есть такая история когда Валлабхачарйа пришел на встречу к Господу Чайтанйе и его преданным и он сказал, что «Целомудренная и верная жена никогда даже не произносит вслух имени своего мужа». В Индии именно так и поступают. Жена никогда даже не называет по имени мужа и обращается к нему со словом «прабху». Не только в Индии но и во многих азиатских странах существует такой обычай. В Индонезии например, а также в других странах. Дети там также не обращаются к своим родителям по именам, а только «мама» и «папа». И в вашей стране тоже также да?. Если вдруг ребенок обратится по имени к своему отцу то у вас это также считается не очень хорошим? И Валлабхачарйа стал критиковать преданных за то, что они постоянно воспевают Святое Имя и он сказал «Кришна – это Верховный Супруг для всех живых существ. Так почему же преданные постоянно так громко воспевают Имя своего Господина?». И тогда Господь Чайтанйа объяснил, что первой обязанность добропорядочной женя является следование во всем наставлениям своего мужа и приказ Господа Кришны таков, что мы все должны петь его Святое Имя. Поэтому преданные поступают правильно. Это является самым главным наставлением – «Следовать словам которые сказал Господь Кришна». Итак это его наставление и если мы будем исполнять его наставления, то мы без сомнения удовлетворим его.

Вопрос: Гуру Махарадж! Как вы развивали в себе сосредоточенность и решительность?

Ответ: Я не могу претендовать на то, что у меня какие то особые способности. Если у меня и есть какие то качества то все это пришло только благодаря попыткам следовать наставлениям моего духовного учителя. Шрила Прабхупада сам всегда говорил таким образом. Однажды я был в комнате у Шрилы Прабхупады в «Бхактиведанта менори» и он сказал «У меня нет никаких хороших качеств. Моя единственная квалификация заключается в том, что я пытаюсь следовать наставлениям моего духовного учителя». В конце концов Кришна является источником всех трансцендентных качеств и эти качества нисходят к нам через парампару. Мы должны служить духовному учителю, вайшнавам и таким образом мы служим парампаре. Благодаря последовательности и твердости в этом служении наше сердце и сознание начинает обретать все хорошие качества. И несмотря на все трудности, несмотря на слабое сердце и несмотря на беспокойства причиняемые другими живыми существами, мы должны пробиваться к лотосным стопам гуру и Кришны.

Харе Кришна!

 

 

9754 VP-2 CCM 19.166-169 Moscow 220997

вопрос: (не слышен).

Ответ: Может быть это несколько огульное утверждение, что брахмачари считает, что это будто бы не служение? Я думаю, что все таки многие брахмачари придерживаются такого мнения, что все таки ответственный домохозяин придерживающийся ограничительных принципов и регулярно делающий пожертвования все таки совершает преданное служение. Однако могут конечно быть и другие преданные которые недостаточно зрелы для того чтобы понять это. Но мы должны правильно понимать эти вещи. Домохозяин несет ответственность по поддержанию своей семьи. Например когда Прабхупада был домохозяином то он работал для того чтобы поддерживать свою семью. В то же самое время он проявлял активность для того чтобы помочь движению сознания Кришны.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: Как правило Прабхупада рекомендовал чтобы преданные работали под руководством президента храма или Джи-Би-Си. Поэтому мы должны проконсультироваться с местными старшими преданными по поводу преданного служения, чтобы они дали нам что то. Я думаю что в России уже достаточно старших преданных которые могли бы руководить и оказывать шефство над младшими преданными. Даже если и служение обязывает нас поехать в какое то удаленное место, то все равно мы должны постоянно помнить о служении которое нам дали старшие преданные. Просто строго следуя этим наставлениям мы можем удовлетворить гуру и Кришну. Однако если есть какая то неопределенность или неувереность то прконсультируйтесь со старшими преданными и особенно с теми кто направляет вас в служении.

Вопрос: Гуру Махарадж! Поясните пожалуйста что такое псевдо-служение и относится ли к нему служение через силу или без преданности? Большое спасибо. Харе Кришна!

Ответ: Не обязательно так. Даже если порой нам не хочется делать преданное служение и не хочется воспевать, но мы заставляем себя делать это, то это принесет нам благо. В Шримад-Бхагаватам сказано, что «Человек либо лишенный желания, либо полный желания, либо желающий освобождения в любом случае должен заниматься любовным служением Верховному Господу, если это человек широкого разума». Поэтому любое преданное служение принесет благо. Лучше всего так или иначе быть занятым в преданном служении. Даже если это преданное служение и не является таким уж чистым или в нашем служении не хватает концентрации. Конечно лучше если мы можем полностью сконцентрироваться, но даже если преданное служения не является глубоким и оно скорее поверхностное, тем не менее оно принесет благо. В одном из комментариев Шрила Прабхупада говорит о преданных которые поют различные неавторитетные мантры, хотя он и критикует их за то что это неавторитетное воспевание и мы можем даже сказать, что это и относится к категории псевдо-воспевания или псевдо-служения. Тем не менее Прабхупада говорит, что даже и такое воспевание в перспективе и далеком будущем им поможет и это лучше чем вообще не воспевать. Однако еще лучше конечно – это воспевать правильно.

Вопрос: Дорогой гуру Махарадж! В Бхагавад-Гите говорится, что душа не совершает действий и не создает плодов действий, но потом говорится, что существует пять составляющих любой деятельности. Вопрос в том, какую роль играет душа в деятельности например когда она прилагает усилия и как практически понять утверждение «Я не действующий»?

Ответ: Без сомнения, что энергия при помощи которой совершаются какие либо действия исходит из души. Потому что Кришна говорит, что живые существа борются внутри этой материальной природы и так поддерживают материальную вселенную. Но наряду с этим существует также и множество факторов оказывающих влияние на душу. Также и гуны материальной природы взаимодействуют друг с другом различными путями. И в конечном итоге все в этом мире происходит и вращается по воле Верховного Господа. И когда Кришна рассказывает нам об этих вещах то он хочет подчеркнуть, что хотя у нас часто и складывается впечатление что мы обладаем каким то контролем над ситуацией или предпринимаем какие то действия, в действительности есть много других факторов несравнимо более могущественных чем мы сами, которые заставляют нас действовать так или иначе и оказывают влияние на всю ситуацию в целом. И потому практически все то, что происходит с нами почти вне нашего контроля и все таки в определенной степени мы все таки обладаем возможностью как то влиять на ситуацию и как то ее контролировать, но в очень маленькой степени. То есть мы обладаем маленькой долей независимости. И если мы правильным образом используем эту свою независимость, то тогда мы получим огромную поддержку от Кришны и от энергии Кришны. Господь устроит все таким образом чтобы его энергия действовала на нас улучшая наше духовное положение и помогая нашему духовному прогрессу. Вот так мы сможем предаться желанию и воле Господа. И в этой ситуации мы можем быть абсолютно уверены, что Кришна и его энергии помогут нам. Таким образом мы можем полностью поместить всю свою веру в Кришну и отдать все на волю Кришне. Прабхупада приводит пример с котенком который находится в зубах у кошки и этот котенок чувствует себя в полной безопасности. Таким образом мы должны поручить себя полностью Кришне и ввериться ему целиком. И мы должны положиться на него во всех ситуациях и полностью верить в его помощь. И таким образом мы станем инструментом в его руках и он будет действовать через нас.

Вопрос: Объясните насколько в преданном служении важна дружба между преданными и если наш друг в сознании Кришны попадает под влияние майи, то как мы можем его спасти?

Ответ: Дружба между преданными важна. Дружба между преданными – это дружба особого качества, потому что эта дружба во многом основана на служении Кришне. мы видим, что с одной стороны преданные могут быть очень близкими друзьями, а с другой стороны и не очень привязанными друг к другу. Потому что главный их интерес – это служить гуру и Кришне. например преданные вместе служат где то и являются очень близкими друзьями, но с течением времени они могут разъехаться для исполнения преданного служения в разные места. Они там очень быстро заводят новых друзей и полностью погружаются в служение. Потому что в этой дружбе всегда присутствует этот главный и общий элемент – служение гуру и Кришне. и потому самым главным является, чтобы наши отношения строились на служении и взаимном уважении. И мы должны общаться с преданными которые очень серьезны и строги в своем служении. Если мы видим, что кто то из наших друзей попал под воздействие майи, то мы должны сказать ему об этом насколько это вообще возможно. Однако если мы видим, что несмотря на наши усилия он не хочет менять своего положения, то мы не должны следовать за ним в майю. Мы должны оставаться твердыми в преданном служении, даже если это и обозначает, что мы будем вынуждены оставить общение с таким человеком. Конечно же мы не хотим видеть, чтобы кто то уходил из сознания Кришны, но иногда все таки такое случается. Мы конечно же не хотим чтобы кто то уходил из сознания Кришны, но все таки самым главным для нас является оставаться решительными в преданном служении и если человек не хочет меняться то путь тогда уж он лучше идет. Пусть он уходит, а мы должны остаться и у нас будут новые друзья ведь самым главным для нас является оставаться твердыми в сознании Кришны. Через некоторое время этот человек может понять насколько ценным является сознание Кришны и вернуться опять. Настоящие друзья это те, кто серьезно относится к сознанию Кришны. Мы должны быть привязаны к таким друзьям и всегда стараться общаться с ними.

Вопрос: Дорогой гуру Махарадж почему некоторые преданные сначала выполняют огромный объем преданного служения, а потом спустя некоторое время они уже становятся неспособными вообще ни на что? Теряют энтузиазм и так далее, почему так происходит? Харе Кришна! Спасибо!

Ответ: Как правило это происходит потому что они позволяют майе воздействовать на них. Они не очень серьезно относятся к своей духовной практике и они позволяют материальным желаниям развиться в их сердце. Таким образом эти материальные желания могут стать очень сильными и задушить этот росток преданного служения. Это конечно не очень удачная ситуация и мы должны как то постараться вдохновить этих преданных быть более строгими в духовной жизни. в жизни преданного бывают взлеты и падения и он проходит через различные периоды таким образом. В особенности это может происходить тогда когда человек принимает ашрам грихастхи и ему нужно интенсивно трудиться для того чтобы поддерживать свою семью. И может быть в этот период он уже не может так много отдавать времени преданному служению, но тем не менее мы должны вдохновлять всех на воспевание и поддерживание контакта с преданными. Если таке преданные попавшие в трудную ситуацию увидят, что другие преданные поддерживают их в служении и сохраняют с ними контакты то это очень вдохновит их и поддержит в служении. И постепенно когда ситуация у них нормализуется они смогут быстро восстановиться и опять служить в полную силу. И потому мы не должны как то огульно осуждать преданных высказывать в их адрес какие то суждения и критиковать их, тогда когда они проходят через какие то сложные периоды в своей жизни. мы должны вдохновлять таки преданных поддерживать такой стандарт сознания Кришны какой возможен в их конкретной ситуации, для того чтобы сохранился шанс, что в будущем этот преданный опять проникнется энтузиазмом и опять сможет совершать много преданного служения.

Харе Кришна!

 

9755 VP-3 SB 9.4.68 Moscow 230997

вопрос: Что является показателем того, что мы правильно служим преданным?

Ответ: Первое это то, что вайшнавы без сомнения будут довольны нашим поведением и мы сами будем чувствовать удовлетворение в сердце. Если же человек не уважает вайшнавов или плохо к ним относится, то в своем сердце он будет испытывать беспокойство. Если же преданный правильно относится к вайшнавам, то он будет чувствовать покой и радость в сердце. Я думаю что на эти критерии мы должны ориентироваться.

Вопрос: Мы все знаем, что если мы оскорбили вайшнава грубо и на внешнем плане, то мы должны просить его прощения и служить ему до тех пор пока он не простит нас. Но если мы совершаем оскорбление в уме и вайшнав не знает об этом, то как нам следует тогда снимать это оскорбление?

Ответ: Самое главное – это изменить свое умонастроение. Нужно постараться положить конец этому критическому умонастроению. Нужно искать в человеке хорошие качества. Что же касается конкретной ситуации, то нужно извиниться перед этим преданным и сказать что вы неправильно относились к нему. Конечно если человек делал что то неправильное и мы видели неправильные его действия, то вполне оправдано, что у нас может возникнуть к нему какое то критическое умонастроение. Однако мы можем подойти к нему и сказать прямо по какой причине у вас появилось к нему такое настроение и порекомендовать ему измениться к лучшему. Если мы видим что кто то ведет себя неправильно то мы должны помогать ему на основе искреннего желания как то стать человеку на верный путь и следовать наставлениям духовного учителя и Кришны. Если мы ведем себя таким образом то это не является оскорблением. Наоборот это будет наша деятельность в роли доброжелателя.

Вопрос: Дорогой гуру Махарадж! Скажите пожалуйста, можно ли иметь неустановленные Божества Радхи и Кришны, а служение совершать изображению Шри-Шри Панча-Таттвы?

Ответ: В этом нет ничего страшного. Если бы было поклонение не установленным Божествам, то это была бы несколько странная ситуация. Но лучше все таки установить Божества и помолиться Им попросив прощения за то, что вы не сможете предложить Им высокий стандарт поклонения. Но с течением времени вы постараетесь повысить свой стандарт. Потому что в конце концов мы же хотим видеть, чтобы Кришна проявился в Божестве и поэтому перед тем как начать поклонение мы приглашаем Кришну, чтобы он вошел в Божество. Даже если вы и не проводите какой то официальной церемонии установки Божеств, то просто поклоняясь Кришне и воспевая Святое Имя вы уже обращаетесь к Кришне и просите чтобы он присутствовал здесь. То есть если поклонение идет то мы должны считать, что Божество уже установлено. Поэтому лучше провести какую то официальную церемонию установки и во время этой установки пообещать Божеству какой то определенный стандарт поклонения и сказать, что если потом будет возможность то можно будет его улучшить. Поскольку стандарт поклонения Божествам Радхи-Кришны очень высок то мы как правило советуем преданным устанавливать Божества Гаура-Нитай или поклоняться Шри-Шри Панча-Таттве и иногда в некоторых случаях поклоняться Господу Джаганатхе.

Вопрос: Ваша Божественная Милость говорится, что если человек беспокоит вайшнавов то он не получит духовного блага. Но дело в том что я занимаюсь административной деятельностью в храме и мне приходится постоянно заслуженно, а может быть и не всегда беспокоить преданных. Какие последствия я приобрету вследствие такой деятельности?

Ответ: Если менеджер должен кого то поругать то наверное есть какая то причина и основание для этого. Он не должен никого ругать просто без всякой причины только потому что он менеджер. Бывают такие ситуации когда он вынужден отругать какого то преданного, но он должен это делать в доброжелательном духе и он также должен это делать ради поддержания хорошего стандарта в храме, а также ради защиты других преданных и тогда в его действиях не будет ошибки. В таком случае преданный просто исполняет свой долг.

Вопрос: Дорогой гуру Махарадж! В этом стихе говорится, что садху находится в сердце Господа. Означает ли это что садху знает все желания Господа?

Ответ: Нельзя сказать что кто то знает все о Кришне или знает все желания Господа. Потому что никто и никогда не сможет в полной мере понять Господа. Но без сомнения, что садху лучше чем другой знает в чем состоит желание Господа.

Вопрос: Дорогой гуру Махарадж объясните каким образом можно вдохновлять преданных санкиртаны на распространение книг, чтобы они не оставляли это служение?

Ответ: Мы должны проводить какие то встречи или семинары посвященные важности санкиртаны или распространения книг. Мы можем зачитывать цитаты Шрилы Прабхупады, гуру ИСККОН, каких то старших преданных о важности санкиртаны. Также в храме должны проводиться хорошие программы когда преданные читают и обсуждают книги Прабхупады и воспевают вместе Харе Кришна . мы можем вдохновить преданных на распространение книг через лучшее оценивание этих книг и более глубокое проникновение в их содержание. Также мы можем приглашать в свои храмы опытных преданных санкиртаны. Чтобы они попроповедовали. Дали хорошие лекции и продемонстрировали на практике, что такое распространение книг. Есть также прекрасная книга которая называется «Нектар распространения книг». Читая эту книгу мы получаем большое вдохновение в области распространения книг.

Вопрос: Дорогой гуру Махарадж! При каких условиях может развиться хорошее сотрудничество?

Ответ: Я думаю, что основой этого являются хорошие программы, много киртанов, совместное обсуждение Шастр. В английском языке есть хорошая поговорка «Та, семья которая молится вместе и остается вместе». И однажды когда в Англии возникли какие то разногласия между преданными то Прабхупада сказал, что причина тому, что они мало поют киртанов и нужно петь больше совместных киртанов. Слушание и воспевание является основой преданного служения и потому если есть хорошее слушание и воспевание, то тогда соответственно есть и хорошая основа для сотрудничества. Прабхупада сказал, что если мы будем сильны духовно, то тогда все управление будет осуществляться кончиками пальцев.

Вопрос: Дорогой гуру Махарадж! От чего зависит неспособность принять милость духовного учителя?

Ответ: Слишком много материальных желаний или слишком много умственных измышлений.

Вопрос: Дорогой гуру Махарадж! Пожалуйста объясните насколько важно в преданном служении изучение Священных Писаний и если это важно то как это нам делать?

Ответ: Это очень и очень важно и лучший способ делать это, это ходить на все лекции. По этой причине Прабхупада организовал все так, что каждый день в храме проходят лекции. Прабхупада сказал, что простое слушание в обществе преданных даже еще более важно чем индивидуальное чтение. Поэтому участие в лекциях является главным способом изучения Писаний. Также неплохо когда преданные дают классы по очереди, чтобы все учились и развивали в себе эти навыки проповеди. Также существуют и специальные курсы например Бхакти-Шастры и во Вриндаване институт высшего вайшнавского образования проводит специальные курсы и они хороши для углубленного изучения Писаний. В добавок к этому мы также должны учить стихи из Писаний, повторять их и заучивать и читать книги когда у нас есть время. Вот так существует множество путей для изучения книг Шрилы Прабхупады.

Вопрос: Объясните пожалуйста каким образом можно обжаловать решение руководства если мы с ним не согласны и что делать если руководство плохо относится к другим ссылаясь на то, что это милость Кришны или карма виновата?

Ответ: Если у нас возникают такого рода трудности то мы можем обратиться к каким то другим старшим вайшнавам, но иногда бывает и так, что сам человек виноват, а лидер на самом деле прав. Часто лидеры оказываются правыми. Но если какие то трудности тем не менее возникают, то можно обратиться к старшему преданному и он может разобраться в этом деле. Он увидит, что нужно сделать и в конце концов мы должны будем удовлетвориться тем решением которое будет им принято. Если нам трудно смириться с таким решением, то может быть нам стоит поехать в другой храм где мы могли бы принять еще чье то лидерство и руководство. Но я думаю, что каждый преданный должен в первую очередь заглянуть в себя и попытаться понять как он может измениться в лучшую сторону и что он может сделать для исправления ситуации. Если он сам хорошо следует процессу преданного служения то тогда он поймет руководство и поймет, что оно делает. Как правило лидеры – это более опытные преданные но иногда они также могут совершать ошибки. Также мы должны быть более терпимы и более терпеливы и должны понимать, что нужно учиться работать вместе для создания лучшей атмосферы в храмах.

Вопрос: Если преданный несмотря на то, что Кришна руководит всеми нами изнутри все равно совершает ошибки, как к этому относиться, особенно если это старший преданный?

Ответ: Как я уже говорил, все преданные стараются продвигаться в духовной жизни, но время от времени они могут совершать ошибки. Потому что в конце концов мы находимся в материальном мире и поэтому в первую очередь мы должны постараться улучшить свое состояние и своим примером показывать правильное поведение. Если мы видим, что кто то делает неправильные вещи, то тогда мы можем обсудить с ними это и указать на какие то ошибки. И как я уже говорил ранее мы можем обратиться в случае необходимости к каким то более высоким авторитетам. Есть разные пути благодаря которым мы можем как то улучшить ситуацию. Однако следует быть поосторожнее с этим умонастроением когда мы просто обвиняем других в каких то проблемах, потому что на самом деле проблема может заключаться не в них, а в нас и поэтому исправлять нужно начинать с самого себя.

Вопрос: Дорогой гуру Махарадж! Можно ли проповедовать если это приносит проблемы и пропадает вкус к преданному служению и если у меня есть свое грихастха-служение – забота о детях?

Ответ: Да, если вам нужно заботиться о детях то пожалуйста позаботьтесь о них хорошо. Если вы сделаете так, что ваши дети обретут сознание Кришны то это само по себе будет очень хорошая проповедь и очень хороший пример. и не нужно проповедовать так чтобы результатом этого было какое то беспокойство. Нужно проповедовать так чтобы люди вдохновлялись и желали принять сознание Кришны и поэтому нужно научиться этой эффективной проповеди. Если вы не можете делать это эффективно, то тогда лучше не беспокоить людей. Лучше самому обрести сознание Кришны и выполнять свои семейные обязанности и этот хороший пример также является до определенной степени проповедью.

Вопрос: Гуру Махарадж! Скажите пожалуйста можно ли выполнять служение в таком умонастроении чтобы спастись от влияния майи на той стадии когда у нас нет еще преданности и как вырабатывать в себе чистый мотив служения?

Ответ: Это нормальный мотив когда на начальном этапе совершается служение чтобы избавиться от воздействия майи. Внимательно и регулярно выполняя преданное служение следуя предписанному стандарту вы непременно разовьете в себе любовь к Кришне. в «Нектаре преданности» говорится, что человек начинает преданное служение соответственно правилам и предписаниям и понимает, что это благоприятный для него процесс. Благодаря такому регулируемому служению в рамках правил и предписаний служение становится спонтанным и у человека развивается любовь к Богу и это уже ступень рагануга-бхакти.

Харе Кришна!