SB 3.25.43 St.-P. 220696

вопрос: Было сказано, что преданное служение существует в различных гунах материальной природы и что должно послужить стимулом для живого существа чтобы оно поднялось постепенно до высшего уровня по этим гунам. Или оно может сразу подняться до чистого преданного служения?

Ответ: Нет необходимости в постепенном преодолении всех этих стадий. Это не значит что мы должны сначала исполнять преданное служение в гуне невежества, а потом в гуне страсти и так далее. Если человек исполняет все правильно и действует по указаниям авторитетов, то у него нет необходимости находиться на низших уровнях и он сразу может перейти к высшим уровням. В "Нектаре преданности" говорится, что стимулом к исполнению любой деятельности является то удовлетворение которое мы извлекаем из этой деятельности. Если человек хорошо исполняет преданное служение, то он получает великое наслаждение от этой деятельности. И разумный преданный должен уметь хорошо различать различные виды преданного служения в соответствии с разными гунами. Потому что если он будет совершать преданное служение смешанное с гунами страсти и невежества, то он не будет получать от него такого наслаждения. Будет какое то наслаждение, но это будет смешанное чувство и это не будет являться таким высоким наслаждением. К примеру вы вкушаете сладкий рис и вдруг в нем попадается что то соленое. Также и если человек совершает преданное служение в гуне невежества то он может разгневаться, рассердиться на кого то и тогда чистый вкус преданного служения будет испорчен. Но если он совершает преданное служение в гуне благости или это чистое преданное служение, то тогда он будет испытывать наслаждение и это наслаждение будет являться стимулом для того чтобы поддерживать такое чистое преданное служение. И не только он будет испытывать удовлетворение, но также он будет видеть что его гуру и вайшнавы удовлетворены его служением и это будет для него еще большим стимулом.

Вопрос: Действительно ли то, что когда человек продвигается по пути преданного служения и минует постепенно низшие гуны такие как страсть и невежество, то с этим продвижением также меняется и характер человека. Или характер человека остается неизменным? Имеется в виду характер нашего обусловленного тела полученный при рождении.

Ответ: Да, несомненно что то остается тем же самым, а что то улучшается. Несомненно что природа человека в большей степени определяется его телом, умом и его происхождением. Несомненно что то остается тем же самым, но благодаря преданному служению происходит очищение и улучшение. В этом смысле происходит улучшение и изменение, но также сохраняется определенный стиль действий человека связанный с его телом.