CCAn 080398

Вопрос: Когда Шри Чайтанйа Махапрабху сказал Пратапарудру Махараджу, что он самый милостивый то, что это означало на самом деле? Пратапарудра Махарадж был домохозяин и жил на одном месте, а ничего особенного не проповедовал. Почему ему было сказано, что он самый милостивый?

Ответ: Царь пропел ему эти стихи Шримад-Бхагаватам и он как бы вдохновил Чайтанйю Махапрабху и поэтому Чайтанйей это было воспринято как проповедь. То есть Чайтанйа Махапрабху подумал "Царь дает мне любовь и он дает мне Кришну", а давать Кришну, давать любовь к Кришне - это самая большая щедрость. Поэтому он и сказал ему так. Независимо от того ездит человек по всему миру или нет, суть не в этом. Кто то может быть путешествует, а кто то сидит в одном месте. Прабхупада сказал, что обязанность санйаси это проповедовать и путешествовать из города в город. Проводить киртаны, раздавать прасад, и проповедовать разными способами. И тот кто проповедует сознание Кришны, он самый щедрый.

Вопрос: На одной из лекций по Шримад-Бхагаватам один преданный сказал, что преданный должен быть очень осторожен в своих материальных желаниях, так как когда преданный выполняет какое то служение Кришне то Кришна как бы остается в долгу перед преданным и для того чтобы снять этот долг Кришна может выполнить такое его желание. Я хотела бы уточнить так ли это и может ли материальное желание аннулировать таким образом какое то духовное благо?

Ответ: Довольно интересное утверждение и я под таким углом никогда не слышал никаких утверждений. Без сомнения материальные желания могут наполнить наше сердце и они могут даже потушить огонь преданного служения. В Чайтанйа Чаритамрите сказано, что по милости гуру и Кришны человек получает семя преданного служения и он должен стать садовником для того чтобы ухаживать за этим семенем через процесс слушания и воспевания. Это растение развивается и растет в его сердце, но когда молодое растение растет и его поливают, то вокруг него также и начинают расти различные сорняки и эти сорняки могут задушить молодое растение. Поэтому молодой преданный который является садовником должен вырывать сорняки этих материальных желаний. Эти сорняки - это нечистоты и разного рода анартхи в сердце. Их можно охарактеризовать как оскорбления, как материальные желания или как реакции за прошлые греховные действия. Все эти сорняки могут задушить растение преданности и поэтому преданный должен быть очень внимателен и осторожен. Также может случиться и так, что если у человека есть какое то сильное материальное желание, но он продолжает свое преданное служение то Кришна может позволить ему осуществить свое материальное желание. Таким образом это может даже как то приостановить преданного и он может слишком увлечься этими своими материальными желаниями и его преданное служение замедлится. В нашем сознании и в нашем сердце могут возникать такие желания и мы не можем одновременно контролировать все и материальное и духовное. На самом деле процесс должен быть таким, что материальные желания должны уходить так как невозможно найти в сердце место для всего и для духовного и для материального и мы неизбежно запутаемся в этом. Поэтому самое лучшее когда мы позволяем в своем сердце вовсю расцвести этому растению преданности и находим свое убежище у стоп Кришны. Но даже если у преданного и остаются какие то материальные желания то он не должен прекращать свое преданное служение, он должен продолжать его. Он должен стараться совершать служения как можно больше, воспевать как можно чище, как можно больше находиться в обществе преданных. Он должен постоянно пробиваться вперед даже если он и обременен какими то материальными желаниями. Можно надеяться, что с течением времени эти материальные желания ослабеют по мере того как преданный поймет, что они не приносят ему настоящего удовлетворения, а духовные желания при этом будут становиться все сильнее и сильнее, потому что преданный будет получать от духовной деятельности все более высокий вкус. В любом случае мы должны быть действительно очень осторожными с материальными желаниями. Мы должны быть очень осторожны в своем уме, потому что если в уме мы слишком заняты материальными желаниями и стремимся к ним внутри то потом это может повлечь за собой какие то внешние действия такого рода и если мы слишком увлечемся этим то это может увести нас с пути преданного служения.. вот почему мы советуем всем следовать регулирующим принципам, уделять специальное время на воспевание Харе Кришна, чтение Бхагаватам, преданное служение. Для того чтобы как можно меньше было шансов пробудиться материальным желаниям и расцвести им в нашем сердце. Нам нужно стараться свести к минимуму всякую материалистическую деятельность. Также я как то читал разговор Прабхупады с одним христианином и Прабхупада объяснял как преданные следуют садхане, как они совершают прогресс и христианин спросил его "А если они только внешне выполняют все это, а внутри у них много всяких материальных желаний? То тогда какой во всем этом смысл?" и Прабхупада ему сказал "В любом случае это приносит благо, даже если у них внутри и есть материальные желания. Тем не менее если человек занимает себя в процессе преданного служения, то тогда он не дает этим желаниям проявляться вовне". Как мы знаем в Кали-югу есть особая поблажка для людей, что за греховные желания не приходят реакции, так же как за действия. Но все таки если человек будет постоянно решать этих вещей то с течением времени это вылезет наружу. Однако если преданный будет постоянно останавливать эти материальные желания и будет постоянно заниматься преданным служением, тогда он будет постоянно получать плоды преданного служения и таким образом он будет усиливать свою духовную позицию. И я читал недавно один такой хороший пример. Прабхупада говорил, что даже чистый преданный может заметить что то такое внешне привлекательное, например красивую женщину, но что он делает по поводу этого? И Прабхупада говорит "Ничего не делает!". И как раз в это время зашла какая то очень красивая женщина и Прабхупада сказал "Вот смотрите, зашла прекрасная женщина! Вот она красивая у нас в комнате" и женщина немного обеспокоилась о том что о ней вдруг стали говорить, а Прабхупада продолжал "Что мы теперь будем с ней делать?" и закончил "Ничего! Ничего не будем делать!" и тогда женщина почувствовала облегчение. В этом суть. Итак человек может привлечься чем то в материальном мире и у него может возникнуть какое то желание в сердце, но он ничего не делает, он просто занимается преданным служением. И тогда он будет получать благо от преданного служения и его духовное положение будет все сильнее и сильнее. Это постепенный процесс и не так все просто, но тем не менее мы должны быть решительными для того чтобы выполнять его.

Вопрос: Матаджи задала вопрос из которого следует, что Кришна как бы становится зависимым от нас и у Него появляются какие то долги перед нами. Как это понимать?

Ответ: В каком то смысле Кришна всегда независим, но поскольку Он любит Своих преданных, то поэтому Он иногда ведет себя так как будто Он обязан преданным. Как например Чайтанйа Махапрабху делал вид, что Он зависим от этого царя и что царь дал Ему сознание Кришны. То есть Он как бы адекватно реагирует на поведение преданных для того чтобы было все понятно. Но как Верховный Господь естественно Он ни от кого не зависим. Естественно, что преданные больше зависимы от Него, а не Он зависим от преданных. Это просто Его форма взаимодействия с преданными, что Он ведет Себя как обязанный им.

Вопрос: Известно что Шри Чайтанйа Махапрабху не очень хотел общаться с Пратапарудрой Махараджем потому что тот занимался какой то экономикой, политикой, деньгами. Преданные также имеют дело с деньгами. Мы тоже собираем лакшми, пожертвования. И в этом тоже для нас есть какая то опасность. Объясните пожалуйста.

Ответ: Мы следуем по стопам Шрилы Прабхупады и однажды Шрила Прабхупада сказал, что деньги - это мед и он вдохновлял преданных чтобы они как можно больше приносили денег и использовали в преданном служении. Мы не во всех случаях действуем как Чайтанйа Махапрабху потому что Он действовал на очень высоком уровне, Он был очень строгим. Например Шри Чайтанйа Махапрабху выгнал из Своего общества Кала Кришну даса и Он выгнал из Своего общества младшего Харидаса. Прабхупада сказал, что "Чайтанйа Махапрабху - это Верховный Господь и Он может позволить себе такие вещи, но я не могу позволить себе выгонять кого то и мне нужны все преданные". И если кто то как то может помочь, то пожалуйста! Даже если человек пал то его все равно стараются задействовать в преданном служении. То есть даже если человек и совершает какую то ошибку, то это не повод выгонять его из ИСККОН и говорить ему "Никогда не возвращайся!". Конечно если кто то совершает действительно какое то очень ужасное преступление, то тогда другое дело. А если человек совершает такой проступок как например Харидас младший или Кала Кришна дас. Что например сделал младший Харидас и в чем была его ошибка? Он просто обратился к женщине за рисом и она ему дала его. Что нам надо теперь каждого преданного выгонять из ИСККОНа какого то брахмачари или санйаси за то что он попросил у женщины что то? Мы не можем так позволить себя вести. У нас не такой стандарт и мы полиберальнее в этом плане. Прабхупада вдохновлял преданных собирать лакшми для служения Господу. Пока мы заняты проповеднической миссией и пока мы помним о главной свое цели, проповедовании сознания Кришны, то до этих пор все будет нормально. И в современную эпоху мы должны делать так! Мы должны показать людям как следует использовать лакшми. В западном мире все стремятся к деньгам и если они видят, что преданные такие "бабаджи" и очень отреченные, то ни не очень то поймут все эти вещи. Но если им показать как преданные могут использовать лакшми, машины, компьютеры и все прочее, то тогда они смогут это понять. Конечно в этом не суть нашей деятельности. Джайа Адвайта Махарадж говорил на днях в лекции, что один преданный встречает другого и тут же спрашивает его сколько у него мегабайтов в компьютере какая у тебя в нем память. Нужно знать баланс всего этого и не слишком углубляться в это. И правильный баланс можно поддерживать тогда когда у нас хорошая садхана. Когда у нас хорошая духовная сторона то тогда можно иметь дело и с деньгами и с техникой, это уже не имеет значения и не страшно, чтобы это не сбивало нас.

Вопрос: Говорится, что преданные не интересуются политикой, социологией или чем то подобным, они как правило интересуются лишь только Кришна-катхой. Однако мы все чаще обсуждаем эти темы между собой и на лекциях в том числе.

Ответ: Суть в том, что это не самая главная тема нашего обсуждения. Не просто мы говорим о политике. Мы можем коснуться политики, например мы читаем статью Прабхупады в "Бэк ту Годхед" и там какое то эссе например и он говорит там например о положении в мире об опасности войны и так далее. Также мы можем приводить какие то примеры во время класса если все это в правильном контексте сознания Кришны, а не так что мы просто весь день говорим о политике и так далее. Кто там например станет президентом и так далее. Мы можем коснуться этого потому что это может оказаться важным для нас. Нам важно кто станет следующим премьер министром Индии потому что мы хотим чтобы это был человек благосклонно настроенный к сознанию Кришны, но это не главное в нашем настроении и не главный наш интерес. Поэтому все это нужно держать как бы в балансе и мы конечно до определенного момента должны знать, что происходит в мире. Что значит, что чистый преданный вообще об этом не говорит? Прабхупада иногда говорил на эту тему и иногда он говорил о разных правительствах, о правительстве Индии например и иногда он даже о Гитлере говорил, о Черчиле и о разных других людях, о мистере Глэдстоуне он говорил. Прабхупада приводил пример с этим мистером Глэдстоуном, вы знаете этот пример, да? Как один важный человек пришел повидать этого мистера Глэдстоуна и он долго ждал того чтобы получить даршан этого мистера Глэдстоуна и потом он через щелочку увидел как этот мистер Глэдстоун ползает по полу, а его внук сидит у него на спине. Прабхупада привел этот пример чтобы показать что Кришне больше нравятся личностные взаимоотношения, чем официальные взаимоотношения и поэтому он взял в качестве примера этот случай. И Прабхупада также другие примеры приводил используя таких личностей, чистый преданный может использовать все. И также Прабхупада также иногда встречался с Ганди и встречался с другими. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура также встречался с вице-президентом Индии и с многими высокими английскими чиновниками. Много примеров этого.

Вопрос: Расскажите пожалуйста про Шри Гададхару и его трансцендентное положение.

Ответ: Гададхара известен как проявление энергии Шримати Радхарани, таково его положение. Поскольку он был очень привязан к Господу и был Его близким спутником, то он без сомнения хотел пойти с Господом. Он принял обет кшетра-санйасы, то есть он должен был оставаться в Джаганнатха Пури. Господь Чайтанйа уходил во Вриндаван и Гададхара пошел за Ним. То есть он нарушил свой обет и вышел за границы Пури и Господь Чайтанйа отругал его и сказал ему чтобы он возвращался обратно и жил в Пури, но это было просто проявление его трансцендентной привязанности к Господу Чайтанйе. Конечно можно сказать, что в этом смысле он был как Радхарани которая привязана к Кришне и он почувствовал такую разлуку.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: Я думаю что лучше использовать Бхагавад-Гиту, но и Шримад-Бхагаватам также есть стихи которые можно брать в качестве примера и они также будут актуальны. Но нужно конечно выбирать соответствующие стихи которые могут быть поняты и которые мы можем использовать в проповеди. И конечно же прихожане также бывают разные и некоторые из них более продвинутые, и если они более продвинуты то с ними можно на более глубокие темы говорить и нужно смотреть конкретно кому вы проповедуете.