CC ANL 3 Vop

вопрос: Господь Будда говорит об ахимсе – не насилии, но является ли это Его основным принципом или Его основной принцип – это мокша, достижение освобождения от самсары?

Ответ: Откровенно говоря принципы которые проповедует Господь Будда, они не очень возвышены и очень просты. Самсара – это круговорот рождения и смерти. Мокша – это освобождение из этого круговорота. Это не слишком возвышенные принципы, но Он не объяснял подробно как сделать это. Он просто говорил следовать за Ним и таким образом достичь нирваны. Но что такое нирвана? Это такая очень непонятная пустота и это не очень реалистический подход. Мы вечные живые существа и мы всегда должны заниматься какой то деятельностью, но представлять себе, что мы превратимся в “ничто” и перестанем существовать – это фикция. Это все очень искусственно . Господь Будда не объяснял всей целостности картины и Он просто пытался убедить людей прекратить свою греховную деятельность и стать хотя бы благочестивыми. Он говорил: “Делайте добро и не делайте зла. Говорите правду и не говорите лжи” Это очень простые принципы. Иногда эти буддистские принципы называют принципами предшествующими религиозным. Шрила Прабхупада говорил, что: “ Настоящая религия – это развитие любви к Богу и этого можно достичь только путем преданного служения”.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: Шесть рук у этой формы Господа - это руки Господа Чайтанйи, Господа Кришны и Господа Рамачандры. Поэтому у Него в руках флейта Господа Кришны, затем лук и стрела Господа Рамачандры, данда и сосуд для воды Господа Шри Чайтанйи Махапрабху. Эту форму Он проявил перед Сварвабхаумой Бхаттачарйей. И если вы поедете в Пури то вы увидите там дом Сарвабхаумы Бхаттачарйи и изображение Господа в Этой форме. Когда Господь Чайтанйа погружался в океан экстаза при повторении Святых Имен Господа, то иногда он исчезал с быстротой ума и преданные не могли понять куда Он девался. Однажды они таким образом искали Его и это было поздно ночью и они нашли какого то рыбака, а тот был совершенно напуган. Ему казалось. Что его преследуют призраки. Тогда преданные сказали, что Сварупа Дамодара на самом деле очень опытен в изгнании такого рода существ и они попросили рассказать его, что с ним произошло. Он сказал, что в его сети попала огромная рыба, но когда он посмотрел пристальнее то он увидел, что это другое существо. У него были очень длинные руки и ноги все суставы выглядели совершенно неестественно и это его очень напугало, потому что он решил. Что это призрак. Тогда Сварупа Дамодара стал повторять Святые Имена Кришны и еще какие то мантры и шлепнув рыбака по лицу сказал: “Все! Я изгнал этого демона, теперь покажи где все это было” Рыбак повел их туда и оказалось, что там Господь Чайтанйа Махапрабху. Все стали воспевать Святые Имена и Господь постепенно вернулся во внешнее сознание.

Вопрос: господь очень почтительно относится к брахманам и мы должны поступать также. Брахман – это тот, кто проявляет качества. И млеччхи и другие падшие существа могут стать брахманами. Однако в этом процессе становления брахмана бывает такая промежуточная стадия когда еще не совсем проявляются брахманические качества. Так что если преданному не удается достичь этого уровня и он не способен хорошо обращаться с другими и проявлять такие брахманические качества, то насколько это оскорбительно?

Ответ: Если кто-то еще неофит и пока лишь только обучается, то понятно, что у него не всегда проявляются лучшие качества. Например маленький ребенок может в период своего становления наделать много глупостей, но родители надеются исправить и поэтому прощают ему его ошибки. Таким же образом, если преданный ведет себя оскорбительно или неправильно, то тем не менее реакции на это не будут такими большими. Но когда преданный уже становится более серьезно духовно развит, то реакции на это могут быть более серьезными. Поэтому мы можем видеть, что чем более человек продвинут тем более серьезна его ответственность за проступки и оскорбления.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: Господь Чайтанйа в течение четырех месяцев обсуждал этот вопрос о том насколько лучше поклоняться Радхе-Кришне, чем Лакшми-Нарайане. Сначала Его оппонент спорил потому что он поклонялся Лакшми-Нарайане, но Господь Шри Чайтанйа Махапрабху убедил его своими аргументами. Шри Чайтанйа Махапрабху проповедовал также таттва-вади и Он сказал, что их самое хорошее качество это то, что они поклоняются Кришне, что они Ему преданны и в Южной Индии есть сампрадайа Мадха Ачарйи. Когда проходила дискуссия на эту тему то Господь Шри Чайтанйа привел множество аргументов, что поклонение Радхе-Кришне выше других.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: Возможно, что существуют такие места в Индии. Но факт, что проповедническая деятельность Шри сампрадайи преобладает в Южной Индии. Тем не менее мы можем понять из Чайтанйа Чаритамриты, что в то время проповедь Шри Чайтанйи Махапрабху преобладала. Когда появляется чистый преданный то очень быстро увеличивается сознание Кришны, а затем опять влияние Кали усиливается. Но тем не менее мы видим, что движение господа Чайтанйи расширяется все больше и больше. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал, что Южная Индия – это самое лучшее поле для проповеди. Он сам туда ездил проповедовать и утверждал там сознание Кришны. Люди там очень склонны к вайшнавской культуре, они очень благочестивы, очень восприимчивы и почтительны к гаудийа-вайшнавам.

Вопрос: Являются ли такие личности как Господь Брахма и Господь Шива чистыми преданными? Я читал, что когда у Шрилы Прабхупады спрашивали об этом то он сказал, что нет – это великие преданные.

Ответ: В этом вопросе возможны различные точки зрения. С одной стороны они – гуна-аватары и они относятся к этой категории. К тому же в нашей сампрадайе было столько чистых преданных, но Господь Брахма стоит во главе всех их. Также и Господа Шиву считают Бхагаваном. В Мадхурйа-кадамбине об этом объясняется. Там говорится о втором оскорблении в преданном служении и о том, что не следует считать полубогов равными Господу. Там обсуждается положение Брахмы, Шивы и Вишну и говорится, что существует два вида Бхагаванов. Один – это тот кто приходит в материальный мир, и тот, кто не приходит. Бхагаван который приходит, Он проявляется как раз как Господь Шива. Прабхупада приводит пример йогурта и молока. Йогурт получается из молока. Но превратить его обратно в молоко уже не удастся, так что между ними существует разница. Положение господа Шивы очень возвышенно и в “ Нектаре преданности” говорится, что у Господа Кришны 64 качества, у Господа Вишну 60 качеств, у джива-таттвы 50 качеств. У Господа Шивы их 55 и у Господа Брахмы тоже иногда может быть до 55 качеств. Так что положение Его очень велико. Но с другой стороны мы иногда видим как время от времени у них происходит падение. Как например Господа Брахму привлекла Его дочь. Также Он создал и какие то демонические личности с гомосексуальными наклонностями, которые напали на него. Однажды во время разговора преданные спросили у Шрилы Прабхупады “Брахма – это чистый преданный?”. Прабхупада ответил: “Он преданный” и все. На тему же чистых преданных Прабхупада сказал, что все преданные ИСККОНа – это чистые преданные. Таким образом все зависит от контекста в котором говорится об этом. В своем комментарии Прабхупада говорит, что чистый преданный это тот, кто повторяет шестнадцать кругов маха-мантры, следует четырем регулирующим принципам, проповедует сознание Кришны по всему миру. Но в других местах он давал иное определение. Так что все зависит от точки зрения. Они великие преданные и к тому же они чистые преданные. Можно найти этому подтверждение в различных местах Шастр. Господь Кришна прощает незначительные оскорбления совершенные чистым преданным, но кто-то спросит, каким образом чистый преданный может совершить оскорбление? Но похоже. Что это возможно и даже чистый преданный может совершить незначительные оскорбления. Господь Шива и Господь Брахма – это очень возвышенные личности находящиеся на высочайшем уровне. Господь Брахма к тому же еще и духовный учитель Нарады Муни и именно Брахма получил от Кришны эти четыре шлоки Бхагаватам и он расширил это знание передав его Нараде. Это самая существенная часть и говорится что Шримад-Бхагаватам совершенно лишен каких бы то ни было материалистических или иных мотивов. Он предназначен для тех преданных чьи сердца чисты и что те, кто говорит о Бхагаватам, они также должны быть чистыми. Таким образом Господь Брахма это один из самых главных проповедников Бхагаватам как и Господь Шива.

Вопрос: Расскажите о том, как Господь Чайтанйа принял роль такого наслаждающегося и о такой группе в Гауранга-Нагари которая желает чтобы Господь Чайтанйа наслаждался

Ответ: Наше служение имеет целью доставить наслаждение Господу Чайтанйе и Господу Кришне. Себя же мы видим и рассматриваем как слуг. Господь Чайтанйа взял на Себя роль преданного для того чтобы обучить нас каким образом можно стать преданным в этот век Кали. Поэтому Он играл роль слуги Кришны, Он всегда говорил, что Я даса даса анудаса, то есть слуга слуги слуги Кришны который поддерживает все. “ О мой Господь! Я не хочу ни последователей, ни богатств, ни прекрасных женщин. Я хочу просто беспричинного преданного служения Тебе”. Так что Он устанавливал правильное служение Кришне с одной стороны и был ачарйей в нашей парампаре. Он поклоняется Кришне и показывает нам как это делать, мы же следуем по Его стопам. При этом мы понимаем, что Господь Шри Чайтанйа ничем не отличается от Кришны, а Кришна – это Верховный наслаждающийся и поэтому Господь Шри Чайтанйа тоже Верховный наслаждающийся. Поэтому когда мы совершаем деятельность рекомендованную для нас Господом Шри Чайтанйей, то мы при этом поклоняемся Ему как и Господу Шри Кришне. мы поклоняемся Гаура-Нитай и предлагаем Им свое служение, так что в Господе Шри Чайтанйе присутствует и такой и такой дух. Мы видим и то и другое. Хотя Он и действовал как слуга и мы принимаем Его как слугу но при этом мы также понимаем, что Он является Господом Кришной, то есть – Верховным Господином.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: Господь Шри Чайтанйа всегда настаивал на том, чтобы люди придерживались своего ашрама и не позволял никому путь даже и внешне вести себя как гопи. Эти различные аппа-самрпадайи делают следующее: они одеваются в сари и играют как гопи. Существуют разные такие аппа-сампрадайи в которых существуют различные отклонения от строгих принципов Шри Чайтанйи в этом вопросе

 

 

9232 SB 1 19 36 Suharevskaya 13 04 92 Vop

вопрос: (не слышен).

Ответ: В этом мире мы пребываем в очень тупом состоянии жизни и в действительности мы не можем в полной степени оценить милость духовного учителя, милость Кришны. Поэтому рекомендуется чтобы вначале человек просто следовал правилам и предписаниям. У нас еще нет какой либо спонтанной привязанности к гуру или Кришне. поэтому “Нектар преданности” рекомендует, что в начале мы должны просто строго следовать правилам и предписаниям, даже если мы при этом и не чувствуем никакой привязанности к Господу. Но все равно при помощи следования этим правилам и предписаниям мы сумеем развить в себе привязанность к Кришне и постепенно мы таким образом достигнем положения из которого мы уже сможем в полной степени оценить милость Кришны и милость духовного учителя. Но в сердце преданного должно быть очень сильное желание доставить удовольствие гуру и Кришне и он должен молиться гуру и Кришне чтобы они дали ему силы заниматься преданным служением. Если преданный имеет такое искреннее молитвенное умонастроение то, то гуру и Кришна ответят ему и помогут ему. Если мы находимся в таком более тупом и запутанном положении, то мы не сможем ощутить этот ответ так легко. Но если у человека есть достаточное количество разума для того чтобы поддерживать общение с преданными и совершать преданное служение, то постепенно это чувство обязательно придет.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: Этот человек должен обсудить этот вопрос с авторитетами, с руководством и в особенности со свои духовным учителем. Сперва этот человек может раскрыть свое сердце президенту храма или какому то руководству местному. И если человек чувствует, что их не слишком волнуют его интересы то тогда он может обратиться к духовному учителю или же к какому либо старшему преданному для того чтобы попросить у него наставлений и помощи. И в действительности я вижу здесь два фактора: первый это естественные качества преданного, то есть его склонность выполнять то или иное служение. Но с другой стороны есть необходимость и фактор необходимости для движения санкиртаны и поэтому мы должны как то поддерживать отношения учитывая эти два фактора. Некоторые преданные могут быть более продвинутыми, некоторые менее продвинутыми. Поэтому для некоторых возникает необходимость в принятии такой аскезы, которая заключается в выполнении служения которое им не очень нравится, в то время как другие будут выполнять служение которое им нравится. Естественно, что мы стремимся занять преданных в служении к которому они более склонны так как это будет более продуктивно. А иногда бывает и другая ситуация когда преданный на самом деле имеет желание делать что-то, что не будет столь благоприятно для его духовного продвижения. Или же это не будет столь полезно для проповеди или иной конкретной работы которая делается в данное время. Здесь существует очень много факторов поэтому преданным советуют обратиться к руководству или авторитетам и спросить у них совета. Иногда действительно бывает, что когда Кришна вдохновляет преданного совершать какой то вид служения и преданный обращается с этим к руководству, то руководство идет ему навстречу. У меня у самого был такой опыт и я спрашивал у Прабхупады разрешения отправиться в те или иные страны для проведения там проповеди и он говорил: “Да пожалуйста! Это очень хорошо!”. В действительности мы конечно должны стремиться исполнять служение которое мы можем делать наиболее лучшим образом, но при этом мы не должны бояться подойти к авторитету и спросить об этом если мы делаем какой то иной вид служения. И что бы тогда авторитеты не решили для нас, то мы должны просто делать это. потому что в конце концов мы слуги и мы должны действовать под руководством духовного учителя, Господа или Его представителей.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: Это зависит от обстоятельств и конкретной личности. В действительности путешествующая санкиртана – это может быть очень удивительным и вдохновляющим служением. Это подобно тому как в армии, на переднем фронте. Те кто выступает на переднем фронте они принимают на себя больший и дополнительный риск, но иногда они принимают и большую дополнительную милость. И то, и другое хорошо, но конечно в этих путешествующих группах санкиртаны все служение должно быть урегулировано. То есть в таком случае у преданных будет гораздо больше сил если они будут строго следовать этой урегулированной программе. И вчера ко мне подходили преданные из такой группы путешествующей санкиртаны и они мне говорили, что иногда они не встают утром до восьми часов. Это не очень хорошо и более того, это совсем не хорошо. Конечно если мы распространяем книги в каких то отелях или домах, то мы возможно должны бодрствовать допоздна. Но я сказал им, что даже если вам и приходится бодрствовать допоздна, то все равно вы должны вставать утром не позднее пяти часов, проводить все утренние программы, а потом вы можете еще немного отдохнуть. Так что такой группе путешествующей санкиртаны необходимо иметь надлежащую духовную программу. Вы должны следовать указаниям президента храма или руководства храма потому что некоторые преданные будут проповедовать в городе в котором есть храм, а некоторым придется уезжать в другие города и проповедовать там.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: Я не думаю, что мы можем действовать таким вот отрицательным образом, то есть что нам нужно отвергнуть кого то. Качества и квалификацию духовного учителя мы можем найти и в Шастрах. При условии, что какие то старшие вайшнавы в нашем движении удовлетворяют этой квалификации, то любого из них можно принять как истинного духовного учителя. Так чтобы все преданные в движении могли слушать их. И мы должны действовать положительным образом, то есть мы должны признавать любого преданного который достаточно авторитетен и который принят Джи-Би-Си как соответствующий по качествам духовному учителю. И мы не собираемся никого отвергать, но с очевидностью, что каждому человеку необходимо принять какую то конкретную личность как духовного учителя и это будет зависеть от того кем они лично вдохновлены и таким образом можно сделать свой выбор.

Вопрос: Может ли быть такое как несовместимость ученика и духовного учителя?

Ответ: Это не следует воспринимать как брак, когда люди бывают совместимы или несовместимы. Но несмотря на это я уже говорил, что каких то конкретных преданных будут привлекать какие то конкретные качества, конкретного духовного учителя. И возможно, что он и найдет что стиль какого то конкретного духовного учителя не слишком привлекателен для него. Но в любом случае следует понимать, что кого бы вы не приняли в качестве конкретного духовного учителя, он дает вам сознание Кришны и он дает вам духовные наставления. Это является самым главным принципом.

Вопрос: Некоторые преданные избирают себе духовного учителя читают ему некоторое время пранаму, но потом они желают выбрать другого духовного учителя. Является ли это оскорблением?

Ответ: В действительности это не так оскорбительно при условии если вы попросили разрешения и попросили прощения у этого конкретного учителя. Это часто так случается, что преданный бывает очень вдохновлен какой то личностью и выбирает эту личность в качестве своего духовного учителя, но потом он неожиданно встречает другую личность от которой он получает еще большее вдохновение. И при условии что вы попросили прощения и разрешения и при условии, что если вы уже не инициированы, то нет ничего плохого в том чтобы принять другого духовного учителя. Именно по этой причине Джи-Би-Си устроил так, что если преданный просит об инициации существует еще определенный период в течение которого ему нужно ждать. Одна из причин этого также является той, что духовный учитель может еще посмотреть за это время как совершается прогресс. В то же время и ученику необходимо время для того чтобы убедиться, что он не хочет изменить своего выбора, то есть ученик также должен утвердить в своем уме, что он хочет принять эту конкретную личность в качестве своего духовного учителя. Действительно бывают такие случаи. И конечно же если человек со всем смирением попросит разрешения и извинится, то конечно же духовный учитель даст ему все благословения на то чтобы принять в качестве учителя другую достойную личность в ИСККОНе.

Вопрос: Скажите пожалуйста был ли удовлетворен Шукадева Госвами поведав Шримад-Бхагаватам и что с ним было после этого?

Ответ: конечно же он был очень удовлетворен. Он выразил свою глубокую признательность и очень высоко оценил вопросы Махараджи Парикшита за то, что тот дал ему возможность говорить о Кришне. Что с ним произошло потом этого Шрила Прабхупада нигде не описывает. Так что я не могу ничего сказать на эту тему и я не знаю, может быть в каких то Шастрах это и упоминается но я не знаю об этом. Мы можем только предположить то, что он продолжал проповедовать сознание Кришны.

Вопрос: Скажите пожалуйста, говорится что в то время когда Махараджа Парикшит начал свой трехдневный пост, то к этому месту собралось много великих личностей и в том числе и Шрила Вйасадева. Почему тогда не мог сам Вйасадева объяснить ему Шримад-Бхагаватам или это следует понимать как особую милость Кришны к Шукадеве Госвами?

Ответ: Да конечно же это была особая милость Кришны и также это были и благословения всех собравшихся там мудрецов. Они решили, что Шукадева Госвами является достойной личностью для пересказа Шримад-Бхагаватам.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: Это Кришна-дуты(смех). То есть когда они приходят и забирают человека в обитель Господа. я просто не знаю как попонятнее это представить вам. В особенности к примеру Вишну-дуты, они могут быть посланы для того чтобы заботиться о какой то конкретной личности. В противном случае я просто не знаю, потому что в Бхагаватам нет никакого обсуждения ангелов.

Вопрос: Духовный учитель дает наставления в регулируемом преданном служении, но в “Нектаре преданности” описывается другой вид служения. Это любовный вид преданного служения. Скажите а если преданный больше привязан именно к этому виду служения?

Ответ: Человеку для этого нужно быть очень сильно продвинутым. Это спонтанная любовь и она называется рагануга-бхакти. Но урегулированное преданное служение называется вайдйа-бхакти, то есть на самом деле это уже бхакти, это уже любовь но она имеет место согласно правилам и предписаниям. Просто из-за того что она регулируемая, это еще не означает, что здесь нет любви. Но рагануга-бхакти – это спонтанная любовь и это очень высокий уровень преданного служения. Мы не можем просто взять и запрыгнуть на эту платформу. Шрила Прабхупада был очень строг с теми преданными которые пытались выставить себя за очень продвинутых личностей. На самом деле в Индии в Бенгалии это огромная проблема с сахаджийами. На самом деле это неофиты которые думают, что они находятся на платформе спонтанной любви и потому они считают, что им не нужно придерживаться строго соблюдения правил и предписаний. Прабхупада всегда подчеркивал. Что необходимо строго следовать правилам и предписаниям для того чтобы очистить свое сердце, точно так же как и больному необходимо принимать лекарства чтобы излечиться. Но однако несмотря на это, это бхакти и это преданность Кришне. Таким же образом существуют и любовные взаимоотношения между бхактами.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: Шрила Прабхупада настойчиво подчеркивает, что мы должны строго следовать Шриле Рупе Госвами и поэтому преданных называют еще “рупанугами”. И именно книги Шрилы Рупы Госвами Прабхупада выбрал для своего перевода – это “Нектар наставлений” и “Нектар преданности”. Потому что Джива Госвами считался в каком то смысле величайшим философом он был действительно очень и очень опытен и искусен. Но на самом деле все Госвами очень важны. Но Шрила Рупа Госвами принимается как лидер всех Госвами. Поэтому мы “рупануги”.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: В “Источнике вечного наслаждения” Шрила Прабхупада упоминает имя Шримати Радхарани очень часто, но на самом деле в санскрите ее имя не упоминается. Там говорится только как о “некоей” особой гопи. Но для того чтобы сделать это более ясным и доступным Шрила Прабхупада упоминает имя Радхарани.