CCM 7.121 Mayapur

вопрос: Я читал, что Шрила Бхактивинода Тхакур сказал, что мы должны оставить семейную жизнь и оставить все материальные привязанности. Но здесь Шри Чайтанйа Махапрабху советует Курме не оставлять семейную жизнь. Как нам примирить эти противоречия?

Ответ: Идея состоит в том, что мы не должны ни с того ни с сего резко бросать семейную жизнь. Мы должны сделать членов своей семьи сознающими Кришну. То есть попытаться это осуществить насколько это вообще возможно. Если они хотя бы постепенно улучшаются, то будьте терпеливы. Суть состоит в этом. Прабхупада являлся совершенным примером этого. Его члены семьи не особенно стремились к сознанию Кришны, но он во всяком случае приложил для этого все силы и они благодаря его усилиям до определенной степени были преданными. Он очень хотел, чтобы они стали активными преданными. У него не совсем это получалось, но он терпел это и сделал все, что мог. Конечно если члены вашей семьи настроены к вам очень враждебно и совершенно не интересуются этим, то тогда лучше оставить все это, если нет никакого улучшения. Но самое первое это вы должны постараться сделать их преданными. Если преданный вдруг ни с того ни с сего бросает семью, то тогда это будет плохая проповедь и это неправильно. Попытайтесь следовать этому наставлению Шри Чайтанйи Махапрабху, а также примеру который показал Шрила Прабхупада в своей жизни. Конечно есть и другие места, где Прабхупада говорит, что если муж или жена являются падшими, то тогда следует их оставить, того или другого.

Вопрос: Чувственное наслаждение вызывает жжение в сердце. Пожалуйста объясните эту аналогию, что такое огонь жжения в сердце?

Ответ: суть в том, что когда у человека есть материальные желания и он пытается удовлетворить их, то они никак не удовлетворяются и только усиливаются. Они не несут никакого мира и удовлетворения. Они постоянно возбуждают его ум, сознание различными путями. И человек постоянно испытывает какое то стремление. Он не удовлетворен нынешним и он постоянно стремится к чувственному наслаждению и в этом смысле это сходно с ощущением жжения в сердце. Его чувства как бы воспалены гуной страсти из за такого постоянного похотливого желания и они горят этим огнем страсти. Лекарство состоит в том, чтобы следовать сознанию Кришны и принять убежище у Шри Чайтанйи Махапрабху. Шрила Прабхупада приводил пример, что жизнь в этом материальном мире подобна работе в очень жаркий день. Когда человек работает то он в такой день потеет и ему очень жарко и плохо, но когда приходит вечер то прохладная луна помогает ему прийти в себя давая такой охлаждающий эффект. Точно таким же образом и движение санкиртаны дает такой охлаждающий эффект. Материальная жизнь обжигает человека, но духовная жизнь дает как бы такое ослабление этого жара и создает такой прохладный и успокаивающий эффект, подобный тому который приносит вечером луна. Поэтому Господь Чайтанйа подобен такой благословенной луне. Он пришел и дал такое облегчение. Этот храм называется Майапур-Чандра-дойа-мандир. Иначе говоря это храм милостивой восходящей луны, луны Господа Чайтанйи.

Вопрос: Говорится, что брахман Курма страдал от необходимости обеспечивать свою семью. Но с другой стороны также говорится, что он был достаточно обеспеченным. То есть у него было высокое рождение и так далее. Тогда в чем же состоит его страдание если он был богат?

Ответ: Вы думаете, что только из за того, что человек богат он способен победить все свои страдания? Вы можете на своем собственном опыте показать это? Какова ваша реализация в этом вопросе? Если я отдам все свои деньги вам то тогда все хорошо? Несомненно если вы отдаете все свои деньги на сознание Кришны и при этом полностью погружаетесь в процесс повторения Харе Кришна, то тогда вы сможете стать свободными от всего. Но если вы пытаетесь использовать эти деньги для себя, то тогда вы не будете спокойны. Даже и очень богатые люди постоянно обеспокоены. Они постоянно пытаются защитить свое богатство различными путями. Они нанимают телохранителей и совершенствуют системы защиты, но беспокойство тем не менее не проходит. Одна женщина была очень богата, кажется ее звали Барбара и она была владелицей огромной сети магазинов. У нее сменилось семь мужей. Но при всем этом она так и не нашла счастья хотя и у нее было все казалось бы для этого необходимое. Или например король Англии Генри 8-ой. Он также имел в течение своей жизни восемь жен, но при этом так никогда и не достиг счастья. Каждый раз когда он женился он думал. Что на этот раз он обязательно станет счастлив. Но через год или два он уже не мог с ней жить, вот вам пример. Вы можете быть богатыми и можете быть известными, вы можете родится в возвышенной семье, но это все не принесет вам счастья. Царица Кунти говорит «О мой Господь! Тебя легко достичь тому кто уже разочарован в материи, те же кто пытается достичь материального богатства, лучшего рождения, высокого образования и красивой внешности для них нет возможности обратиться к Тебе с искренним чувством». Все эти материальные богатства являются на самом деле препятствиями в духовной жизни. Если человек все приобретает для себя и пытается наслаждаться этим, то он этим препятствует своему собственному прогрессу. Но если он отдает все Кришне то этим он помогает своему прогрессу. И поэтому джана-кула-дан, дана – это хорошее рождение, кула- это хорошая семья и богатство. И хотя все у Курмы из этого было, но тем не менее он был этим недоволен.

Вопрос: Дорогой Гурудев! Какая должна быть отчетность ученика перед духовным учителем в том случае если духовный учитель не приезжает в эту ятру и как понять доволен ли духовный учитель служением или нет.

Ответ: Прабхупада объяснял, что есть два вида общения с духовным учителем. Один называется вани – наставления, а другой вапу – физическое присутствие. М Прабхупада объяснил, что среди этих двух, вани является наиболее важным. И мы видим, что например ученики Прабхупады продолжают служить несмотря на то, что Прабхупада оставил эту планету почти уже 20 лет назад. Это вовсе не обозначает, что Прабхупада лично приходит и спрашивает «Расскажите-ка мне что вы делали? Отчитайтесь передо мной». Но тем не менее поскольку они служат его наставлениям они чувствуют, что Прабхупада удовлетворен. Конечно это можно понять и по реакции старших вайшнавов. Если старшие вайшнавы довольны нашим служением, то это следует понимать как то, что духовный учитель также доволен. И тогда сам преданный чувствует удовлетворение в сердце если он хорошо служит. Шрила Прабхупада говорил «Я никогда не чувствовал того, что мы расстались с духовным учителем и потому я всегда с ним. Я всегда медитирую на него, я всегда служу его наставлениям и всегда исполняю их. Таков принцип». Я не могу конечно сказать, что вы все избалованы, но у вас на самом деле очень большой доступ к вашим духовным учителям. Вы можете увидеть их постоянно даже если они и не приезжают к вам в храм. Вы можете написать им письмо. Вы можете также связаться через президента храма. Есть много путей для этого. Вы можете так или иначе связаться со своим духовным учителем и получить ответ от него. И потому я не думаю, что существует какая то очень серьезная проблема для преданных общаться с учителями которые присутствуют на планете. Как правило духовные учителя присутствуют там и сям, но хотя бы раз или два в году они приезжают в страну. Не так ли? А иногда даже три или четыре раза в год. Но так или иначе их всегда можно встретить. Но принцип состоит в том, что когда мы встречаем своего духовного учителя лично то это хорошо, но все таки самое главное это служить его наставлениям. А если он не дает вам никаких личеых наставлений, то тогда следуйте наставлениям президента храма и старших преданных которые являются представителями духовного учителя.

Вопрос: Гуру Махарадж! Не могли бы вы определить свою миссию в миссии ИСККОН?

Ответ: Моя миссия дана мне Шрилой Прабхупадой и Джи-Би-Си. У меня есть определенная зона на этой планете за которую я отвечаю. Это мои личные обязанности которые стоят передо мной. В это также входят различные проповеднические программы. Я слежу за тем чтобы все эти программы переводились на языки тех стран которые находятся в пределах моей зоны, чтобы развивались прихожане, чтобы проходили фестивали, чтобы правильно осуществлялось поклонение в храме и были качественные программы для прихожан. Также я обязан вдохновлять преданных на следование стандартам и занятие преданным служением. Такая мне была дана миссия. У меня огромное служение и для каждого существует также много служения. В целом можно сказать, что наша миссия общая, но у меня она такая. Я помню, что два раза Прабхупада сказал мне «Ты англичанин. Ты родился в Англии и англичане сумели распространить свое влияние во многих местах мира. Даже Америка была создана англичанами». Прабхупада часто говорил о Британской Империи и он говорил, что в Индии с одной стороны люди чувствовали себя не так уж и плохо из за того что они принадлежали к Британской Империи. Была даже поговорка, что солнце никогда не заходит над Британской Империей, потому что солнце всегда где то сверкает и настолько была велика эта империя. Англичане всегда были известны своими экспансиями и потому он мне сказал, что я также как и мои предки должен расширять экспансию, но это будет экспансия сознания Кришны. Он сказал мне «Делай это со смелостью англичанина и сердцем бенгальской матери». В этом и состоит моя миссия, так мне сказал Прабхупада.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: Я с самого детства любил путешествовать и мои родители возили меня по разным странам и перед тем как прийти в ИСККОН я путешествовал по многим странам мира. И после того как я присоединился к ИСККОН я пробыл всего три дня в Лондонском храме. А потом я с одним преданным поехал в Уэльс для того чтобы открыть там храм. Мы были с ним в комнате у Прабхупады и Прабхупада дал нам свои благословения. Он был очень доволен и сказал нам «Вы такие сияющие брахмачари и потому проповедуйте сознание Кришны». Он дал нам свою гирлянду и послал нас проповедовать. Спустя месяц жизни там, мы сделали целую кучу преданных. Но мы жили там в ужасных условиях и потому мы через месяц вернулись в Лондон чтобы больше подучиться. И пока я был в Лондоне приехали преданные из Франции и они узнали, что я говорю по французски и они меня взяли с собой в Париж. Уже в Париже я получил инициацию, а потом когда президент Уэльс кого храма попросил меня вернуться то я опять приехал в Уэльс. Потом приехал преданный из Сан-Франциско по имени Кешава. Вы о нем наверняка слышали из Прабхупада-лиламриты. Он был одним из самых сильных лидеров санкиртаны и распространял огромное количество книг. С ним также был Шридхара, нынешний Шридхара Махарадж, он тоже был большим распространителем книг и он был в нашей группе. Когда Кешава со своей группой приехал в Лондон, то все там прекрасно знали каким распространителем книг он был и все были очень довольны его приездом. Он предложил мне поехать с ним и я сразу же согласился. Я помню, что первый раз мы приехали в Оксфорд и у нас там были «Нектары преданности» и «Учение Господа Чайтанйи» в мягких переплетах. Я за первый день распространил всего пять книг, но для меня тогда это было не так уж и плохо. Постепенно эта группа развивалась и Джаянанда Прабху стал лидером этой группы, а в то время он был президентом храма. Мы купили автобус и путешествовали по многим местам. Но через некоторое время его родственники попросили его вернуться и он уехал оставив меня старшим этой группы. С того времени я стал путешествовать постоянно. У нас был большой автобус в котором было все необходимое для жизни. С нами был также и МахаВишну-Свами, он был членом этой группы и Джаянанда Прабху также принимал в этом участие. Он сейчас служит в Малайзии. Мы спали на коробках с книгами. Трое спали внизу, двое наверху. У нас был такой большой жесткий лист фанеры и мы его подвешивали наподобие гамака и двое брахмачари могли разместиться на нем, остальные трое спали внизу. Таким образом мы сооружали себе двухъярусные кровати, а днем мы это убирали. У нас также была газовая плитка и мы готовили на ней хотя и готовить на газу внутри автобуса была довольно таки опасная затея. Мы не хотели впустую тратить время на приготовление и потому это мы делали не часто, но зато постоянно у нас был киртан. Иногда случалось так, что мы прямо пока ехали по дороге готовили китри. Дороги в Англии конечно получше чем в России и потому китри на ходу там вполне можно приготовить. В России наверное это было бы тяжело так как можно облиться и потому я не рекомендую заниматься этим в России. Так что пожалуйста не берите пример с нас. У нас было такое умонастроение, чтобы больше ходить на санкиртану и о другом мы как то больше и не заботились. У нас был удивительный опыт и в конце каждой недели мы останавливались в каком то новом городе. У нас были адреса некоторых людей которые хотя бы немного интересовались сознанием Кришны. Мы проводили в домах таких людей программы, устраивали пиры и приглашали большое количество народа. Мы проповедовали разным людям и давали им приглашения, а потом в конце недели они приходили в такие квартиры и дома, и иногда приходило по 20-30 человек на воскресный пир и мы готовили очень роскошные пиры. Мы готовили часто халаву и преданные использовали мед и сливки для ее приготовления и это была очень шикарная халава. Сейчас многие пользуются только водой и сахаром, но в то время мы пользовались сливками и медом. Потом мы проводили мощнейшие киртаны, лекции и все преданные были опьянены всем этим. Это все было очень экстатично и очень многие люди после таких программ стали преданными. Каждые полтора-два месяца мы возвращались в храм для того чтобы повидать Шри-Шри-Лондон-Ишвару. Это очень экстатичные Божества. В этом время и заключался весь экстаз нашей жизни.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: Донецк это ужасное место. Там очень все грязно, угольная промышленность и так далее. Но однако там очень экстатичный храм. Там очень мощная санкиртана и в больших масштабах распространяются книги.

Вопрос: Я так понял что Шрила Прабхупада вам дал грандиозную миссию, фактически сделать империю Харе Кришна. И в связи с этим хотелось бы узнать какими вы хотели бы видеть своих учеников в этой миссии?

Ответ: Я хотел бы видеть чтобы мои ученики сотрудничали с учениками других гуру, а также чтобы они сотрудничали с авторитетами. Чтобы они распространяли сознание Кришны где бы они ни были. ИСККОН – это большая семья и у нас есть много братьев, сестер, дядей и тетей. Я не вижу свою миссию как то отдельно от миссии моих братье в в Боге и всех преданных. Эта миссия есть лишь часть одной огромной миссии, миссии ИСККОНа. Я хотел бы чтобы мои ученики также чувствовали себя частью этой великой миссии, миссии Прабхупады и миссии ИСККОНа. Каждый конкретный преданный имеет свою индивидуальную природу и чтобы они были заняты необходимой деятельностью в своих храмах и использовали все свои способности в сознании Кришны. В первую очередь они должны соблюдать строгую садхану и следовать всем принципам и таким образом они смогут находиться на очень крепком фундаменте сознания Кришны. Также они должны иметь желание проповедовать сознание Кришны всем. Даже если у них и есть в храме какое то конкретное служение, но тем не менее они должны выходить на харинаму и санкиртану. И когда у них есть возможность распространения книги то они должны использовать такую возможность. Они должны также участвовать в разных фестивалях. Также они должны быть очень активными преданными. Например когда люди приходят в храм то следует говорить с ними и вдохновлять их в сознании Кришны. Не нужно бояться говорить о Кришне. Таким образом я хотел бы чтобы мои ученики были очень активными в этом движении санкиртаны Господа Шри Чайтанйи Махапрабху.

Вопрос: Гуру Махарадж! Почему у вас нет пока титула как например Ачарйапад, Вишнупад и прочее?

Ответ: У меня нет комментариев по этому вопросу.

Вопрос: Если у преданного сильное желание служить миссии духовного учителя, то значит ли это, что он получит больше милости? И есть ли предел у преданного служения?

Ответ: У преданного служения нет предела.

Вопрос: Оскорбления других преданных происходят в уме и человек часто не желает их делать, но все таки делает так как не способен пока контролировать свой ум. Что можно сделать в такой ситуации?

Ответ: существуют разные виды оскорблений и Шастры описывают также и различные виды искуплений для этих оскорблений. Мы должны стараться изучить эти наставления и принимать соответственно ситуации. Например если человек критикует преданных, то ему рекомендуется их восхвалять тем же самым языком которым он их критикует. Если например человек плохо думает о преданных то он должен научиться думать о них хорошо видеть все их благоприятные и позитивные качества. Таким образом человек может свой негативный менталитет подавить позитивным менталитетом. Если вы серьезны при воспевании и общении с преданными, то тогда Кришна даст вам эту силу избавиться от этих оскорблений и нечистоты в своем сознании.