CCM 7.135 Mayapur

 

вопрос: Гуру Махарадж! Скажите пожалуйста отличается ли чем ни будь чистота сердца от чистоты ума?

Ответ: Нет разницы нет! Они связаны друг с другом и когда мы говорим о сердце, то мы имеем в виду сознание. Ум является одним из главных органов которым оперирует живое существо. Что же касается сознания, то оно исходит из души непосредственно. Сознание проявляется как через тело, так и через ум и разум. И если любой из этих элементов загрязнен, то это обозначает, что сознание также загрязнено. Если ум, разум или тело осквернено то это обозначает, что сознание также осквернено. Мы проявляем свою активность на уровне тела, на уровне ума и на уровне речи. И мы должны быть сознающими Кришну на всех этих уровнях. Мы должны физически заниматься служением. Мы должны использовать свою силу речи, иначе говоря постоянно повторять Харе Кришна для того чтобы все это было в духе сознания Кришны. И мы должны также дисциплинировать свой ум, чтобы он также думал о Кришне или думал о преданном служении Кришне. Если какое то осквернение просачивается внутрь, то мы должны выталкивать его оттуда и конечно же самый лучший способ это сделать – это воспевать Харе Кришна. Это непостижимо могущественный способ очищения сознания. Этот способ обладает моментальным эффектом.

Вопрос: Нужно постичь духовного учителя и тогда мы в экстазе сможем петь Святое Имя Господа. Как понять слово «постичь»?

Ответ: Постичь духовного учителя это обозначает понять его жизнь и его пример. Мы должны увидеть как духовный учитель предан служению своему духовному учителю. Мы должны видеть как он постоянно погружен в преданное служение Господу. На самом деле с одной стороны все очень просто хотя и с другой стороны это очень глубокая тема. Мы должны понять формулу духовного успеха и мы узнаем эту формулу из наставлений духовного учителя. И когда мы применяем эти наставления в своей жизни и начинаем это практиковать то наша преданность становится все глубже и глубже. Наше погружение в сознание Кришны становится все более и более полным, одновременно с этим все сильнее и сильнее становится наша связь с гуру и Кришной. Эту связь уже не может порвать никакое внешнее влияние. И если мы будем очень крепко держаться за лотосные стопы гуру и Кришны, то тогда нас вытянут обратно к Богу. Как мы уже обсуждали духовный учитель может представать в двух видах вани и вапу и из этих двух вани, то есть в виде наставлений, является наиболее важным. Итак мы должны быть постоянно погружены в наставления духовного учителя и в служение миссии духовного учителя. Таков путь постижения духовного учителя.

Вопрос: Гуру Махарадж! Вы описали каким могущественным эффектом обладает пение Харе Кришна, а культивирование знания обладает таким же эффектом или каким то другим?

Ответ: Одновременно это подобно друг другу и в то же время есть разница. Это подобно друг другу в том смысле, что мы обретаем знание о Кришне и таким образом сознание направляется на Кришну, но это различается потому что это иначе нас делает сознающими Кришну. Как бы с другой стороны. Эта философия очень научна и есть множество тонких аспектов духовного прогресса. На пути духовного прогресса есть множество ловушек и культивирование знания позволяет нам понять, что это за ловушки и как их можно избежать. Конечно же эти книги полны описаний игр Кришны и мы из них так много узнаем о качествах Кришны и играх Кришны. Это конечно же привлекает наш ум к Кришне. Так же там много историй о великих преданных Кришны. Там есть описания как они преодолевали множество препятствий на пути к духовной жизни. И пример этих великих преданных также дает нам силу. Цель одна и эффект соответственно тот же самый, в том смысле, что он делает нас также сознающими Кришну, но просто это немножко другой аспект. Например когда мы видим Божества, то мы привлекаемся Ими. Или когда мы общаемся с преданными вайшнавами то они нам также напоминают о Кришне.

Вопрос: Все мы должны в этой жизни вернуться к Богу и это наша цель. Но с другой стороны Господь Шри Чайтанйа Махапрабху говорит, что каждый должен стать гуру. Но тогда появляется противоречие. Если у гуру есть ученики и они не достигли окончательного прогресса то человек должен родиться в следующей жизни, чтобы помочь ему.

Ответ: В любом случае в Кришне разрешаются все противоречия. Мы должны исполнить оба этих наставления и самое главное это обрести полное сознание Кришны в этой жизни. Делайте то служение которое вам дано. А если вам придется вернуться и проповедовать сознание Кришны, то возвращайтесь и проповедуйте. Если вы обладаете сознанием Кришны, то это то же самое, что быть в духовном мире.

Вопрос: Есть совместное воспевание джапы и индивидуальное воспевание джапы. Когда мы воспеваем совместно, то у нас больше вкуса, а когда мы воспеваем индивидуально, то вкуса меньше. Почему так происходит?

Ответ: Это не сентиментальная вещь. Это полностью духовный процесс. Это происходит потому что вы чувствуете силу от присутствия многих преданных. Внешняя энергия исходящая от преданных входит в вас. Такое ощущение, что нас поймала могучая волна, захлестнула нас в киртане и унесла, в то время как во время джапы вы должны вырабатывать эту энергию самостоятельно. Но тем не менее это очень могущественный процесс. Если мы будем повторять внимательно все свои круги каждый день, то это принесет очень-очень большой эффект. Мы конечно зависимы от общения с другими вайшнавами, но мы также должны выработать силу и решимость внутри себя. И если мы становимся очень сильно зависимыми от общения, то когда мы попадем в ситуацию одиночества и рядом не будет других вайшнавов, то мы можем очень быстро таким образом оказаться под воздействием майи. Это конечно же не обозначает, что мы хотим быть независимыми от других и зависеть лишь от собственной практики садханы, но при этом должно быть сочетание того и другого. Должен быть баланс между зависимостью от других вайшнавов и своей собственной силы и решимости.

Вопрос: если преданный проповедует в каких то критических местах и он видит что эти люди желают принять сознание Кришны, то значит ли это, что он принимает на себя груз кармических реакций этих людей или этот груз достается духовному учителю? Если это достается духовному учителю, то как сделать так чтобы он не попадал на него?

Ответ: Если вы нормально проповедуете и делаете все в сознании Кришны то тогда все греховные реакции сгорают в огне преданного служения.

Харе Кришна!

 

9637 CC ML 7.92 Madhavendra Puri. Mayapur

вопрос: В ваших лекциях проходит красной нитью мысль о том, что мы ни в коем случае не должны совершать вайшнава-аппарадх. Сегодня я слышал в другой лекции что существует три вида аппарадх – это вайшнава-аппарадха, нама-аппарадха и сева-аппарадха. В нама-аппарадхе существует десять оскорблений Святого Имени и там есть также и вайшнава-аппарадха. Получается, что нама-аппарадха стоит выше хотя и из ваших лекций можно понять, что выше стоит вайшнава-аппарадха.

Ответ: Как вы можете заметить среди нама-аппарадх, вайшнава-аппарадха идет первым номером. Это так потому что она самая опасная среди всех оскорблений Святого Имени. Для того чтобы правильно воспевать Святое Имя мы должны общаться с вайшнавами. Если же мы не будем с ними общаться, то мы не найдем в себе силы воспевать Святое Имя Господа. Вот почему эта аппарадха проходит первым номером, а потом она еще и выделяется как отдельная для того чтобы подчеркнуть насколько она серьезна. Если мы можем так или иначе поддерживать правильное отношение к вайшнавам. То они смогут помочь нам преодолеть все остальные виды аппарадх, а это в свою очередь даст нам силы для преодоления всех проблем. Если мы просто поддерживаем хорошие отношения с вайшнавами то это даст нам силы преодолеть все наши греховные желания, но если у нас нет общения с вайшнавами или оно оскорбительно, то соответственно мы не сможем этого сделать и неизбежно падем. Принять прибежище в общении с вайшнавами – это самый главный аспект в духовной жизни. В «Нектаре преданности» говорится, что самая первая ступень – это принятие прибежища у духовного учителя, но духовного учителя невозможно понять без общения с вайшнавами. Шрила Бхактивинода Тхакур поет «Кришна твой и у тебя есть сила дать Его мне, я же просто бегу за тобой и зову Кришна-хе Кришна-хе. Я сам по себе очень слаб и потому могу лишь бежать за тобой и звать Кришна-хе, Кришна-хе!». Вот по какой причине вайшнава-аппарадха является тяжелым оскорблением которое может разрушить всю нашу духовную жизнь и поэтому она еще называется «оскорбление бешенного слона». Если мы сможем избежать этой вайшнава-аппарадхи, то тогда мы найдем в себе силы избежать и всех остальных аппарадх.

Вопрос: Повод для сомнения в преданных и их критике приходит ко всем или только к слабым преданным?

Ответ: Возвышенный преданный если видит какие то недостатки в действиях какой то личности, то он может иметь сомнения в нем и даже покритиковать или поругать такого человека, но таким способом который поможет этому человеку измениться в лучшую сторону и осознать свои ошибки. То есть возвышенный преданный способен сделать это позитивным образом и именно для помощи такому человеку, а не из слабости или зависти. Тот же кто еще не особенно утвердился в духовной жизни и не находится на твердой платформе духовной жизни, он может иметь сомнения вследствие своих материальных привязаностей. И из за этих же привязаностей он может чувствоать ревность и зависть по отношению к другим и потому критиковать их. Возвышенный преданный также может критиковать кого то подобно тому как гуру может иногда поругать своего ученика ради его же собственного блага, но это совсем другое. Если человек слаб в духовной жизни и в нем при этом живут сомнения в других преданных, а также зависть по отношению к другим преданным, тогда это огромное препятствие для него. Но если он идет со всем этим к какому то старшему вайшнаву и открывает ему все эти свои сомнения и просит дать ему наставления, то тогда это нормальное отношение. Действуя таким образом он может получить помощь и очиститься от всех своих сомнений. Получая от старших вайшнавов разумные ответы на все свои сомнения такой преданный может наконец то оставить их и продолжать свое служение самым серьезным образом. Но иногда мы видим как люди полные сомнений получают наставления на эту тему. Они задают вопросы и получают разумные ответы на них, но несмотря на это они продолжают сомневаться и критиковать. В конце концов такие люди просто покидают преданное служение. Поэтому следует принимать наставления и таким образом расставаться со всеми этими сомнениями. Кришна говорит в Бхагавад-Гите «Все эти сомнения возникли у тебя из-за слабости и они должны быть разбиты острым мечом знания». Поэтому слушая садху и слушая Шастры мы можем выкинуть все эти сомнения из нашего сознания. В целом все эти сомнения ничто иное, как признак слабости.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: Господь Чайтанйа Сам не ходил на холм Говардхана, но Мадхавендра Пури поднялся на холм и установил там Божества. Это означает, что он поднялся на сам холм Говардхана. Он очень возвышенный вайшнав и он был вдохновлен Кришной на это и Кришна позволил ему сделать это. Что же касается Шри Чайтанйи Махапрабху, то Он чтобы показать пример другим сам не поднимался на холм. Он сделал это для того, чтобы мы следовали Его примеру. На самом же деле Господь Чайтанйа неотличен от Говардханы. Как я уже говорил ранее, Господь иногда следует моральным принципам, а иногда нет. Шри Чайтанйа Махапрабху был очень строг в том, что касалось практики преданного служения, но иногда великие преданные в состоянии экстатичной любви могут переступать строгие правила и предписания. Шри Мадхавендра Пури всегда находился на высочайшей стадии экстатической любви к Кришне и потому мы не должны видеть в нем никаких недостатков.

Вопрос: Возможно ли, что Мадхавендра Пури был всегда погружен в состояние экстатической любви к Кришне, но когда пришел Сам Кришна, то Мадхавендра Пури не узнал Его?

Ответ: Это действие йога майи, духовной энергии Господа.

Вопрос: На инициации Господа Чайтанйи Ишварой Пури в Гайе он везде ходил очень гордый и ученый. Как нам следует понять это умонастроение Господа?

Ответ: Это на самом деле была просто игра Господа. Он не проявлял Себя полностью в Своих играх до инициации. Мы должны понимать, что все это было сделано для того чтобы прославить Ишвару Пури, чтобы все смогли увидеть, что лишь только через его действия Господь Чайтанйа смог проявить Свои игры.

Вопрос: Господь Чайтанйа проявлял Себя как великий ученый и этим он показал, что вайшнавы также могут быть очень учеными?

Ответ: Конечно Господь Чайтанйа не обязан был так Себя показывать, но и позже он также проявлял себя как ученый во время своей проповеди. Самое главное что мы должны понять, так это то что он таким образом прославлял Ишвару Пури.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: если мы видим что кто-то совершает какую то глупость, то мы не должны этого терпеть и нам следует обращаться к старшим вайшнавам для того чтобы они помогли исправить это. Иногда мы даже должны дойти вплоть до Джи-Би-Си если нам потребуется исправить кого то кто неправильно действует. Если же в нас есть сомнения по поводу правильности чьих то действий, то мы можем обратиться к старшим преданным.

Вопрос: (не слышен).

Ответ: Прабхупада говорил «Я могу критиковать своих братьев в Боге, но вы не должны этого делать. Вы должны быть уважительны по отношению к моим братьям в Боге. Но однако близко с ними вы не должны общаться». И если такое происходит то обратитесь к старшим вайшнавам и они помогут вам решить эти проблемы.

Харе Кришна!