рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Слова огласительные, VI, 2 и VII, 11—РО 33, col, 540 et 617. « LXX, 7 et 8. PQ 42, coll. 349—353.

Слова огласительные, VI, 2 и VII, 11—РО 33, col, 540 et 617. « LXX, 7 et 8. PQ 42, coll. 349—353. - раздел Религия, БОГОСЛОВЫ СИРИИСКО-ПАЛЕСТИНСКОЙ ШКОЛЫ (Ая^т], Скздцатютое, Aowoeros), Никогда Не Является Объектом Видения. Ес...


(ая^т], скздцатютое, aowOeros), никогда не является объектом видения. Если бы Исайя, Иезекииль и другие пророки действи­тельно видели природу Бога, они бы не видели ее по-разному. Бог сказал Осии: «Аз видения умножих, и в руках пророческих уподобихся» (12. 10). Это означает: «Я не явил самую сущность Свою, но (в видении) Я снисхожу к слабости тех, кто видит Меня»3. Всякое видение Бога относится к Его снисхождению и не есть видение Его чистой сущности (on лаута e%eiva оиуката-($aoe(Lig t]v, ovx aim]g TT)g ouoicig 'yup.v^g oipig) 4. Что такое это снисхождение ( cruYxaTdpaoig) ? Это явление Бога, когда Он показывает Себя «не таким, какой Он есть, но таким, каким видящий Его способен Его увидеть, сообразуя видение с немо­щью (сктбеукх) тех, кто видит» 5. И так обстоит не только с людьми, которые познают на этом свете «отчасти», «в зеркале и загадках», но и с ангелами, имеющими видение Бога лицом к лицу. Даже совершенное видение соотнесено с восприимчиво­стью твари, даже па небе Бог являет Себя в снисхождении, и ангельские силы отворачивают глаза, не будучи в состоянии пе­реносить это схождение (оурштссрскпу), являющее Бога6. То, что для нас значит видение (opacng), для бестелесных духов есть знание (yvtoffig). Тем не менее ни ангелы, ни архангелы не знают сущности Бога. Они даже не пытаются познать, как Евномий, что есть Бог в Его сущности, но славят Его и покло­няются Ему непрестанно7.

Это домостроительное снисхождение Бога, недоступного по Своей природе, соответствует у св. Иоанна Златоуста прояв­ляющимся действием или энергиям, нисходящим к нам, которые мы встретили у св. Василия Великого и св. Григория Нисского. Более моралист, чем богослов, св. Иоанн Златоуст придает этим проявлениям Бога, этому исходу во вне Его сущности, нюанс психологический: милостивая воля снисходит к низшему состоя­нию созданных существ. Кажется, что для св. Иоанна Златоу­ста это милосердное снисхождение в итоге сводится к вопло­щению Сына. Будучи совершенным образом невидимого Бога, Сын также невидим: иначе Он не был бы образом Отца. Являя Себя во плоти, Он стал видим также и ангелам. Именно таким образом Златоуст объясняет слова ап. Павла (1 Тим. 3, 16) «Бог явился во плоти... показал себя ангелам». До воплоще­ния—схождения Сына к тварным существам—ангелы видели

8 О непостижимом существе Божием / Против аномеев, V, 4. PQ 48,col.740.

* Беседа на Иоанна 15-я, 1. PG. 59, col. 98. в О непостижимом, III, 3. PG 48, col. 722 e Там же, I, 6. col. 707. 7 Беседа на Иоанна 15-я, 1. PG 59, col. 98.


Бога только мысленно (хата fliavoiciv o^ig), воображая Его ((ptovTa^ovrai) в своей чистой и неусыпной природе8. Таким об­разом, видение Бога обусловленно для тварных существ Его воплощением: совершенным выражением его снисхождения, (Луухатсфаок; ипостасного. Сын один только имеет знание о Боге, которое есть хата^-п^к;, совершенное созерцание, посколь­ку Он в лоне Отца. Он явил нам Бога. Златоуст понимает выра­жение св. Иоанна е^т)ут)(гато в его прямом значении—объяс­нять, пояснять, повествовать. Своими чудесами, Своим приме­ром и Своим учением Христос открыл нам Бога, и это открове­ние имеет прежде всего нравственный характер. Являя Бога в Своем воплощении, Сын («образ невидимый») остается сокры­тым в Своем Божестве. Даже в преображении Он являет толь­ко свет, примененный к зрению смертных; это все еще видение «в зеркале и загадках», «неясный образ будущих благ»9, той божественной славы Христа, которая будет созерцаема глазами бессмертных в жизни вечной.

Итак, резюмируя мысль св. Иоанна Златоуста о видении Бога, можно сказать, что Бог, невидимый и непознаваемый в своей сущности, дает познать Себя, является, выходя, так ска­зать, из собственной природы, снисходя к тварным существам, и это снисхождение (спуухатарскпс;), дело воли, есть воплощение Сына и посредством воплощения Слово, невидимый образ Бога, становится видимым как ангелам, так и людям. В будущем веке Христа узрят облеченного божественной славой, и это будет ви­дение Бога «лицом к лицу». Бог явил Себя став человеком, вот почему узрят Бога в человечестве Христа.

Эта концепция—общая для всей антиохийской школы, при­лежное благочестие которой привержено конкретной личности Евангельского Христа. Более выраженная у Феодора Мопсуе-стийского и Феодорита, этих отцов несторианства, она ограничи­вает видение Бога только восприятием человеческой природы Христа. Если для св. Иоанна Златоуста Личность Сына была «невидимым образом», а в воплощении становится образом ви­димым, то для Феодора Мопсуестийского (350—428) единствен­но человек Иисус есть образ невидимого Божества 10.

» * *

Феодорит Киррский (393—-453) в диалогах «Нищий или Не­постоянство», известных также под названием «О неизменном», защищая неизменность божественного Слова в воплощении, ут-

| —————

8 Беседа на Иоанна 15-я, 2. PG 59, col. 100.

9 К Феодору падшему вещание1-е, 11. PG 61,col. 292.

10 Толкованиена Послание к галатам, I, 15. PQ 66, col. 928 ВС.


верждает абсолютную невидимость Бога даже для ангелов ". Тварные существа (люди и ангелы) могут увидеть Бога только в откровениях, соразмеренных с их способностью восприятия, «подобиях», которые не являют саму природу Бога, так же как изображения императоров на монетах лишь отдаленно напоми­нают оригинал 12. Ангелы, созерцающие лицо Отца, не видят Божественной сущности, бесконечной (алерь-уралтоу), непозна­ваемой (але.рЛглт:оу), непостижимой (anepivor)Tov), всеобъем­лющей (лер1^т)лт1%т]у t(ov oXcov), но всего лишь некую славу, соразмеренную с их природой (ai^a 6o§av Tivatt) aimov<pwei(TUHp,eTpou(ievT)v) 3.

Какова природа этой славы? Вероятно, что для Фео­дорита это не божественные энергии, но тварное действие, по­средством которого Бог проявляет Свое присутствие, так как Феодорит употребляет преимущественно библейское (Иез. 2, 1) выражение «подобие славы». В воплощении Бог явился анге­лам, в то же время что и людям, уже не в «подобии славы», но используя «в качестве покрова» человеческую плоть настоящую и живую 14. Природа невидимая проявилась через природу ви­димую, совершая чудеса, обнаруживая присущую ей силу (tt]v oixeicrv 6uvauiv). Что такое эта видимая природа? Феодорит о ней сказал так: Божественная природа невидима, но плоть ви­дима 15. Господь открыл силу своей божественной природы че­рез чудеса. Это несторианский параллелизм: божественное Лицо Сына остается сокрытым в человечестве Иисуса. Тело Христа стало невидимым после вознесения, но Оно доступно восприя­тию в символах, в таинствах 16. В будущем веке Господь Сам будет видимым «лицом к лицу», или, точнее, «верные, как и не­верные увидят природу, которую Он взял от нас, поклоняемую всею тварью» 17. Это видение человечества Христа, ничего бо­лее. Божество остается сокрытым. Всякий энергийный момент, всякая «перихореза» чужда этой теологической мысли, которая, акцентируя конкретный характер видения Бога в Христе — Че­ловеке, доводя до крайности тенденции антиохийской школы, не признает всякое видение Бога как таковое, всякое непосред­ственное богообщение, а также всякую возможность обожения, в истинном смысле этого слова, тварных существ. Здесь, не­сомненно, крайность, противоположная той, какую мы отметили

" PG 83, col. 45.

12 Там же, col. 49.

13 Там же, col. 52.

14 Там же.

15 Там же, col. 48.

1е Толкование на 1 Коринф. XIII. PG 82, coll. 336 — 337.

17 Толкование на Послание к ефесянам, 2. PG 82, col.521.


в александрийской школе у Климента и Оригена, где интеллек­туальный гносис, созерцание божественной сущности заменяет личную встречу с Христом, внутреннее общение с Богом Живым.

В V веке александрийское богословие находит свое наиболее полное и наиболее православное выражение в мысли св. Кирил­ла Александрийского (370—444), мысли, где главенствовала идея обожения как высшей цели созданных существ. Это тра­диция св. Афанасия, обогащенная богословским вкладом трех великих каппадокийцев: александрийское богословие обожения, освобождение от всякого следа оригенизма и его спиритуали­стического идеала бегства в созерцание.

Это чистое богословие, богословие Святой Троицы, где нет никакого места Богу философов, Единому (ev) неоплатонизма, духовной монаде. Для св. Кирилла имя Отца выше имени Бога. «Он назван Отцом, говорит он, по причине Сына, наилучшего и наидостойнейшего. Он назван Богом по причине рабов, т. е. наименьших, так велика дистанция между Господином и рабом, Создателем и созданием». Как слово Отец соотносится с Сыном, так слово Бог соотносится с рабами и со всеми теми, кто не од­ной природы с Богом, какой бы она ни была» 18.

Всякая созданная природа, духовная или телесная, равно уда­лена от несозданной природы Бога. Тем не менее все призваны стать по слову св. ап. Петра «причастниками Божеского естест­ва». Только Слово есть Сын по природе, но по причине Его Вопло­щения мы становимся «сынами по причастию» (uefte|ig). Участво­вать в Божестве Сына, в общем Божестве Троицы, значит быть обоженным, быть пронизанным Божеством, подобно тому как раскаленное железо бывает охвачено жаром огня, что делает нас носителями сияния красоты невыразимой природы Троицы 19. Мы обожены Святым Духом, который делает нас подобными Сыну, совершенному образу Отца 20. Мы становимся подобны­ми Сыну — «сынами по причастию» — будучи причастны боже­ственной природе, соединяясь с Богом в Святом Духе21. Мы обожены Сыном в Святом Духе. «Если бы невозможным обра­зом нам случилось быть лишенными Духа Святого, мы бы даже и не догадались, что Бог был в нас» 22. Святой Дух не только

18 Thesaurus de Trinitate, 5. PG 75, col. 65—68.

19 Там же, col. 189 В.

20 Толкование на Иоанна. PG 74, col. 541.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

БОГОСЛОВЫ СИРИИСКО-ПАЛЕСТИНСКОЙ ШКОЛЫ

На сайте allrefs.net читайте: "БОГОСЛОВЫ СИРИИСКО-ПАЛЕСТИНСКОЙ ШКОЛЫ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Слова огласительные, VI, 2 и VII, 11—РО 33, col, 540 et 617. « LXX, 7 et 8. PQ 42, coll. 349—353.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

БОГОСЛОВЫ СИРИИСКО-ПАЛЕСТИНСКОЙ ШКОЛЫ И СВ. КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
Говоря о реакции на рационализм Евномия в познании. Бога, мы прежде всего остановились на трех великих каппадо-кийцах — св. Василии Великом, св. Григории Нисском и св. Григории Богослове. Каппадоки

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги