рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

О божественных именах», XTI, 3. col. 981 А.

О божественных именах», XTI, 3. col. 981 А. - раздел Религия, СВЯТОЙ ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ И СВЯТОЙ МАКСИМ ИСПОВЕДНИК 7 Там Же, Ii, 5, Col.641. 8...

7 Там же, II, 5, col.641.

8 Там же, II, 11, col. 649 D (автором здесь неточно указана col. 652.-•-Прим. перев.)

9 Там же. col. 649. •J,; ..•'-


Здесь мы узнаем то же самое различение, что уже ранее" наблюдали у св. Василия Великого и у св. Григория Нисско­го, — различение между непознаваемой ouoia (сущностью) и теми проявляющимися энергиями, которым и соответствуют бо­жественные имена. У Дионисия это различение есть основа всего его богомыслия. Если (как слишком часто случалось) пренебрегать этим учением, преимущественно разработанным во второй главе трактата «О божественных именах», то мы ни­когда не сможем уловить основного «нерва» дионисиевского образа мысли; неизбежно это учение тогда станут интерпрети­ровать в неоплатоническом смысле, который ему чужд или, вернее, которому оно как раз и противостоит. Дионисиевские 6uva(ieig (или энергии) — не умаленные эманации Божествен­ной природы, которые нисходят «в истощевании», имея своим началом единство этой природы, вплоть до самых последних степеней тварного. Дионисий настаивает на целостной полноте божественных исхождений, на каждом уровне сопричастности им; поэтому он чаще всего и называет их—и единственном чи­сле—сверхсущностным лучом божественного мрака. Божест­во (то есть Божественная Сущность. — Перев.) полностью явля­ет Себя, всецело присутствует в 6uvap,eig (силах), но тварные существа причастны Ему в силу пропорционального соотноше­ния, или «аналогии», свойственной каждому из них; отсюда иерархическое устроение вселенной, раскрывающееся в соответ­ствии с последовательно убывающими «сопричастностями», или «аналогиями» тварных существ. Иерархия Дионисия ни в коем случае не ограничивает полноты единства; на каждой ступени этой лестницы единение с Богом осуществляется во всей своей полноте; причем эта полнота соединения не равномерно-едино­образна, но персоналистична, личцостна. В «аналогии» каждой сотворенной природы присутствует некая встреча, некая синер-гия двух волений: свобода твари — и предопределение (лроо-piouog), идея (napa6eiy!ia), или Божественная воля, обращен­ная к каждому существу. Здесь присутствует некое двойное движение, охватывающее эту иерархическую вселенную: Бог являет Себя Своими 6vvapeie во всем сущем, «умножаясь без утраты единства», а тварное возводится к оббжению, превосхо­дя проявления Божий в Его творении — эти иерархические оза­рения,—для того чтобы войти во мрак, чтобы достичь соедине­ния с Богом, превосходящего voug (разум),—за гранью всяко­го ведения, как и всякого чувственного или умопостигаемого проявления Божия.

Два пути познания у Дионисия — богословие «положитель­ное», или созерцательное (умозрительное), и богословие «от­рицательное», или апофатическое, соответствуют этому прони-


зывающему творение двойному потоку. Они (эти пути) имеют своим основанием таинственное различение в Самом Боге— между проявляющими Его Самого ouvapeis (силами) и ovoia, или непостижимой «сверхсущностыо» (илероиоютлс;), иначе го­воря, движение к многоразличию и одновременно к единству. Но то, что является динамичным движением в существах твар-ных, то остается стабильным, устойчивым в Боге, в Котором дви­жение в то же время есть покой (лог/ю), ибо в Лицах Святой Троицы единства и различия тождественны 10.

Для богопознания необходимы оба богословских пути. Но путь отрицательный—совершенней. В символическом позна­нии как пути утвердительном («положительном) Дионисий отдает предпочтение именам, берущим свое начало от матери­альных объектов, как менее способных вводить в заблуждение тех, кто устремляется ввысь, к созерцанию Бога. Ведь значи­тельно труднее сравнивать Бога с камнем или огнем, нежели устремляться к отождествлению неименуемой природы с Умом, Благом или Бытием. Даже по отношению к воплощению Слова путь отрицательный полностью остается в силе, поскольку «в человечестве Христа, — говорит Дионисий, — Сверхсущий явля­ется в сущности человеческой, неизменно пребывая сокрытым после этого явления или, выражаясь более «божественным» образом,—в самом этом явлении»".

Даже в видении Бога блаженными совершенная теофания не исключает «отрицательного пути» — этого соединения в не­велении: «Тогда,—говорит Дионисий,—когда мы станем нет­ленными и бессмертными, достигшими состояния блаженства, и уподобившись Христу (%pi(TToei6oug), мы, согласно словам Пи­сания, всегда с Господом будем, наслаждаясь Его видимым Бо­гоявлением,—в чистейшем созерцании (тцс, pev opcn-ng avxov Oeorpaveidg cv navayvoig 6e(opiaig алол^т)роиц8У(п), озаренные Его ослепительными лучами, подобно ученикам Его во время божественного Преображения. При этом нашим бесстрастным и невещественным умом мы будем причащаться Его умопостигае­мого озарения (уо^тт^с; avrou фсотобоою?), а также превосходяще­го ум единения — в сиянии Его пресветлых лучей, в состоянии, сходном с состоянием небесных духов. Ибо, как говорит слово Истины, мы будем подобны ангелам и сынами Божиими, будучи сынами Воскресения» 12.

Этот текст содержит синтез всего того, что мы до сих пор находили у Св. Отцов первых пяти веков на тему боговйдения. Никакого следа оригеновского спиритуализма: весь человек це-

10 Там же, II, 4, col. 641; II, 5, col. 644.

" Псевдо-Дионисий Ареопагит.Письмо III. PG 3, col. 1069 В.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СВЯТОЙ ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ И СВЯТОЙ МАКСИМ ИСПОВЕДНИК

На сайте allrefs.net читайте: "СВЯТОЙ ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ И СВЯТОЙ МАКСИМ ИСПОВЕДНИК"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: О божественных именах», XTI, 3. col. 981 А.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

О божественных именах»,I, 4, col.592.
ликом, а не только его дух, ум (vovg), входит в общение с Бо­гом. Здесь как и у св. Иоанна Златоуста и отцов-антиохийцев,— это есть видение воплотившегося Сына. Но у Дионисия учение о духовных

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги