рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

О БОГЕ СПАСИТЕЛЕ И ОСОБЕННОМ ОТНОШЕНИИ ЕГО К РОДУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ

О БОГЕ СПАСИТЕЛЕ И ОСОБЕННОМ ОТНОШЕНИИ ЕГО К РОДУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ - раздел Религия, Иерей ...

Иерей

Олег Давыденков

ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

ПСТБИ

 

Москва

РАЗДЕЛ II

 

О БОГЕ СПАСИТЕЛЕ И ОСОБЕННОМ ОТНОШЕНИИ ЕГО К РОДУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ

 

 


 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕНИЯ О БОГЕ СПАСИТЕЛЕ

 

Бог, будучи премудр и всеблаг, после грехопадения не оста­вил человека на безвозвратную гибель, но предопределил спас­ти его от осуждения. Совокупность благодатных действий Бога как Спасителя людей от греха, проклятия и смерти, т.е. Ис­купление со всеми его предварительными действиями и со все­ми его последствиями, называется Божественным домострои­тельством (греч. "о'1коуо^{а" — искусство управления домом, правила управления домом). Слово имеет библейское проис­хождение, встречается, в частности, в Еф. 1, 10; 3, 2-9 и в Кол. 1,25.

Тайна Божественного домостроительства во всей полноте для человеческого сознания недоступна, но Слово Божие от­крывает нам ее в той мере, в которой это для нас необходимо и спасительно. По Своей любви к человеку Бог от вечности бла­говолил избрать чрезвычайное средство спасения падшего че­ловека через Единородного Своего Сына и Животворящего Духа Святого. Обетование в этом было дано прародителям сразу же после грехопадения в словах о семени жены, которое сотрет главу змия (Быт. 3,15).

В течение многих веков Бог приготовлял людей к принятию Искупителя. И когда пришла полнота времен, Единородный Сын Божий, воплотившись от Святого Духа и Марии Девы, воспринял в единстве Своей Ипостаси человеческое естество. Воплотившись, Господь совершает дело Искупления человечес­кого рода от осуждения на вечную смерть, сообщая тем самым людям возможность быть чадами Божиими и наследниками Его Царства.

Святый Дух, в свою очередь, Своею силою прилагает и усвояет людям спасительные плоды Искупления, совершенного Сыном Божиим. Для этой цели основана Церковь, которой да­рованы все необходимые к освящению людей благодатные сред­ства, в первую очередь таинства. Завершение тайны домострои­тельства последует во Второе Пришествие Христово, после кон­чины мира и всеобщего воскресения мертвых.


ПРЕДВЕЧНЫЙ СОВЕТ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ

О СПАСЕНИИ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

Участие лиц Пресвятой Троицы в спасении человека

Священное Писание (Быт. 1,26) говорит, что созданию человека предшествовало некое таинственное совещание Божественных Лиц. «И сказал Бог: сотворим… Бог создал человека свободным существом, которое способ­но злоупотребить своей… Суть Совета состоит в добровольном согласии Второго Лица Пресвятой Троицы принести Себя в искупительную жертву ради…

УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ О ХРИСТЕ СПАСИТЕЛЕ

Учение о Лице нашего Спасителя или о таинстве Воплощения

Наиболее важным вероучительным документом по данно­му вопросу является орос IV Вселенского собора (451 г): "Итак, последуя святым отцам, все…

Господь Иисус Христос есть истинный Бог

По данному вопросу см. Часть вторая, Раздел II, п. 6.2. (стр. 135)

Господь Иисус Христос есть истинный человек

Свидетельства Откровения о человечестве Иисуса Христа

В книге пророка Иеремии Мессия назван потомком Давида (23, 5, 6). В Новом Завете в Евангелии от Луки (3 гл.) и Евангелии от Матфея (1 гл.)… Свщ. Писание совершенно недвусмысленно говорит нам о реальности человеческой… Кроме того, Спасителю усвояются различные части тела, как, например, глава, руки, ноги, голень, персты, ребра, а также…

Заблуждения относительно человечества Иисуса Христа.

Докетизм

А) Материальный докетизм

Согласно блж. Феодориту, подобных взглядов придержива­лись: Симон Волхв, персонаж книги Деяний апостольских, Минандр, Сатурнин. По сообщениям св. Епифания Кипрского, докетом был Василид, а по сообщению… Согласно этим авторам (все они — представители различ­ных гностических школ), Христос прошел через утробу Девы как…

Б) Формальный докетизм

Учение Аполлинария было уже в IV веке подвергнуто рез­кой критике со стороны таких отцов Церкви, как свтт. Григо­рий Назианзин и Григорий Нисский.… Поэтому, как говорит святитель Кирилл Иерусалимский, если "вочеловечение…  

Отличие Иисуса Христа от нас по человечеству

А) Господь Иисус Христос родился по человечеству

Со времен Адама все люди рождаются зараженными гре­хом, все подвержены власти первородного греха. Первородный грех, как порча человеческой природы,… Кроме того, если бы Христос родился естественным образом, то Он также… В Евангелии об исполнении этого пророчества рассказыва­ется у Матфея (гл.1) и у Луки (гл. 1). О том, каким образом…

Б) Иисус Христос есть человек безгрешный

Из Свщ. Писания мы видим, что для Христа было харак­терно сознание личной безгрешности. Например, в Ин. (8, 46) Он спрашивает иудеев: "Кто из… О безгрешности Господа говорится как в Ветхом Завете, так и в Завете Новом. В… "Он... не сделал греха, и не было лжи в устах Его". Эти слова относятся к Мессии. Апостол Петр говорит:…

Православное учение о Лице Искупителя

Краткая история догмата

В период тринитарных споров самым сложным для бого­словов было найти терминологические средства, позволяющие выразить одновременно и веру в…  

А) Учение Нестория

Архиепископ Константинопольский Несторий был выуче­ником Антиохийской богословской школы, христология кото­рой в основном сложилась как антитеза… Главным недостатком христологии Антиохийской школы, а впоследствии и… Несторианские споры начинаются после того, как Несто­рий был приглашен императором Феодосием II возглавить цер­ковь в…

Б) Учение свт. Кирилла Александрийского

Сам Несторий, пытаясь объяснить свою позицию, создал учение о так называемом "лице единения" (тгрбсяояоу ^усйоеюс). Несторий в своем… Таким образом, получалось, что Сын Божий и Сын Марии личностно разделены,… В противоположность Несторию, свт. Кирилл Александрий­ский предложил учение об ипостасном, или о физическом един­стве.…

В) Полемика с монофизитством в V-VI вв.

Халкидонский Собор 451 года также не решил этот вопрос до конца. В оросе Собора имеется некоторая недоказанность. С одной стороны, здесь… Эта недосказанность сделала возможным интерпретировать Халкидонский орос в… Примерно в течение 80 лет после окончания Собора среди сторонников Халкидона не было ясности по этому вопросу. К…

Г) Православное учение о воипостасности человеческой природы

Во Христе

Христологическое приложение этого учения очевидно. Во Христе Божественное и человеческое естество соединены по об­разу того, как соединены душа и… Леонтий Иерусалимский писал: "Христос не обладает неко­ей человеческой… Таким образом, человечество Спасителя получает свое бы­тие не в человеческой ипостаси, как в случае каждого из нас, а…

Образ ипостасного соединения во Христе двух естеств

НЕСЛИТНО ("йетиу^^тсо^"). Это значит, что в результате соединения природы не слились между собою так, чтобы соста­вилось из них новое… НЕИЗМЕННО илиНЕПРЕЛОЖНО ("йтрйлтш^"). Это зна­чит, что в результате… НЕРАЗДЕЛЬНО ("о(.5их1рйт(В(;"). Хотя два естества во Хри­сте пребывают совершенно целыми и различными по…

Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе

По отношению к Нему Самому

 

А) Одно и то же Лицо Бога Слова может именоваться

И Богом и человеком

Например; "Никто не восходил на небо, как только сшед­ший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах" (Ин. 3,13). В богословии это учение… После Халкидонского Собора многие православные (в Кон­стантинополе это были… В 20-е годы VI века с требованием признания теопасхистс-ких выражений как критерия правой веры выступили скифские…

Б) Обожеиие человеческого естества в Иисусе Христе

С какого момента плоть Христа обожена? Преподобный Максим Исповедник различает два усвоения человечества Сло­вом — природное и домостроительное, или… В.Н. Лосский пишет (стр. 112-113): "Обоженное Боже­ственными энергиями… Следует иметь в виду, что когда мы приписываем Христу различные Божеские свойства — такие, как всеведение,…

Подобает единое нераздельное Божеское поклонение, потому что

Обе природы соединены в Нем нераздельно

Девятый анафематизм V Вселенского Собора гласит: "Если кто говорит, что в Иисусе Христе должна быть поклоняема каждая из Его природ, так что этим вводит два поклонения, особое Богу Слову и особое человеку, и не поклоняется единым поклонением Слову, воплощенному в человеческой природе, сде­лавшейся Ему Своею собственной, как всегда верила и призна­вала это Церковь на основании непрерывного Предания, тот да будет анафема".

В Ин. (5, 22-23) Сам Господь говорит, что необходимо чтить Сына так же, как чтут Отца, т. е. "Сын" есть наименование не природы, а Личности, Ипостаси. Поклонение всегда относится к лицам, а не к безличной природе. Поскольку во Христе еди­ное Лицо, то этому Лицу и воздается поклонение, а не каждой из природ в отдельности.

Уместно сказать о римо-католической практике, например, о культе "сердца Иисусова", что с точки зрения Православия яв­ляется весьма сомнительным, потому что поклонение Хрис­ту должно быть всецело обращено к Его Лицу, а не относиться к каким-то частям Его существа. Даже если принять католи­ческое толкование, согласно которому культ сердца Иисусова не есть поклонение анатомическому органу, так как под серд­цем должно понимать любовь Христову, тем не менее следует отметить, что нигде ни в Ветхом Завете, ни в Новом мы не видим никаких следов практики поклонения Божественным свойствам — любви, премудрости, творческим способностям, промыслительной деятельности и т. п. Всегда поклонение об­ращено к Лицам Пресвятой Троицы.

Г) В Иисусе Христе две воли и два действования

Учение о двух волях и действованиях во Христе было раз­работано в православном богословии в VII веке в контексте борьбы с монофелитской ересью (юуос — единый и Эй^тщо — воля). В отличие от предыдущих ересей — таких, как несторианство или монофизитство, — монофелитство, по сути являю­щееся разновидностью монофизитства, было не столько резуль­татом искреннего заблуждения, сколько искусственной ересью, сконструированной в политических целях. Вступившему на пре­стол в начале VII в. императору Ираклию необходимо было противостоять наступлению персов, а затем и арабов, он нуж­дался в консолидации империи, которая была раздираема внутренними противоречиями: шла борьба между православ­ными и монофизитами. Монофизитство к тому времени стало национальной религией народов, населявших окраины импе­рии — коптов в Египте, сирийцев и армян на Востоке. Необхо­дим был поиск компромисса, который позволил бы этим двум религиозным партиям достичь согласия.

Принять Халкидонский орос монофизитам было очень слож­но. Сложности были даже не столько доктринального, сколько психологического характера, поскольку у монофизитов был иной религиозный идеал, который прот. Георгий Флоровский оха­рактеризовал как "антропологический минимализм", т. е. взгляд на человека как существо низменное и порочное. Отсюда про­истекает и своеобразная практика: цель христианского дела­ния, аскезы, не в том, чтобы преобразить и исцелить человече­ство, а в конечном счете в том, чтобы преодолеть человеческое как таковое, заместить человеческое Божественным.

На VI Вселенском Соборе главный защитник монофелитс­кой ереси, патриарх Антиохийский Анастасий, прямо заявил, что Адам до грехопадения не имел человеческой воли, что чело­веческая воля — следствие грехопадения.

Халкидонский орос подчеркивает активность, самодвижность человеческой природы во Христе. Монофизитам это казалось неблагочестивым и вызывало подозрение в несторианстве. В качестве компромисса патриархом Константинопольским Сер­гием было предложено учение о единой воле и единой энергии. Патриарх Сергий — незаурядная личность, друг и сподвижник императора Ираклия, сам происходил из монофизитской семьи, перешел в Православие уже в сознательном возрасте, и его ин­терес к проблеме воссоединения монофизитов с Православием был очень острым. Согласно предложенному учению, во Христе две реально различных природы, но при этом единое действование и единая воля. Буква Халкидонского ороса при этом со­храняется, в него не нужно вносить никаких изменений, авто­ритет Собора сохраняется.

Таким образом подчеркивается единство субъекта во Хрис­те и устраняется подозрение в несторианстве. Какие возникают вопросы в связи с учением о единой воле и едином действии? Первый вопрос философского порядка: чему последует воля: природе или ипостаси? Второй вопрос сотериологический. Если мы принимаем учение о единой воле, то каково в таком образе качество человеческой природы во Христе? Действительно ли Христос в таком случае есть истинный человек?

На первый вопрос монофелиты могли бы дать только один ответ. С их точки зрения, воля и действование — атрибуты лица. Во Христе две природы, но одно Лицо и одна воля. При­род две, Лицо одно, воля одна, следовательно, волю надо отнести к единому Лицу, ибо не может одна воля исходить от двух различных природ.

Это учение, во-первых, противоречит традиционной христи­анской антропологии. Предыдущие отцы, например блж. Авгус­тин, подчеркивали, что воля есть атрибут природы. Во-вторых, противоречит учению о Прев. Троице, поскольку в Боге мы раз­личаем три Лица, но тем не менее признаем единую волю как атрибут единой Божественной природы. Именно на эти несооб­разности и указывали православные полемисты против моно-фелитства, прежде всего патриарх Иерусалимский Софроний, римский папа Мартин Исповедник и прп. Максим Исповедник, которые показывали, что признание единой воли во Христе ло­гично приводит к троебожию, т.е. различению в Троице трех различных богов.

В контексте этих споров преподобным Максимом было раз­работано учение о двух волях — воле гномической и воле фи­зической. По словам преподобного Максима, "никто не дей­ствует как некто по ипостаси, но как нечто по природе", — т. е. действование, воля берут свое начало в природе. Каждый чело­век действует именно по-человечески, а не по-павловски или по-петровски. Также и ангелы действуют по-ангельски, а не по-михаиловски или по-гаврииловски. Действование и воля отно­сятся к естеству, а лицу принадлежит принятие решения, сво­бодное самоопределение по отношении к тому или иному жела­нию природы. Желание пить, потребление жидкости есть дей­ствие естества, которое обще всем людям. Но каждый человек на это проявление естественной воли накладывает свое личное решение: пить или отказаться от этого желанья, что пить, в каком количестве. Это зависит от личного самоопределения.

Патриарх Сергий и его единомышленники выдвинули уче­ние о так называемом богомужнем действии или богомужней энергии во Христе, в которой даже теоретически нельзя разли­чать двух составляющих, она совершенно проста.

Какова же эта энергия — Божественная, человеческая или составившаяся из двух? Ответ, который единственно могли дать монофелиты, состоял в том, что эта энергия является Боже­ственной. Сложность ее проявляется лишь в действиях, произ­веденных энергией, или результатах, которые можно отнести к двум порядкам: Божественному и человеческому. Можно раз­личать во Христе Божественные и человеческие действия, но и те, и другие совершаются единой Божественной энергией. Боже­ственная энергия преломляется в человечестве подобно свету, проходящему сквозь стеклянную призму, и порождает челове­ческие действия, но совершаются они не человеческой энергией Христа, а Божественной энергией Слова. Таким образом, чело­вечество во Христе оказывается лишенным собственной актив­ности, оно не является фактором, не является самодвижным, представляя собой пассивное орудие Божества. В этом сродство монофелитства во всех его формах с учением Аполлинария: непонимание того, что две совершенные и самодвижные приро­ды могут соединиться воедино.

Очевидно, что существо, которое не обладает человеческой волей и энергией, невозможно назвать совершенным челове­ком. Если Христос по Своему человечеству не совершенен, то, естественно, Он не может сделать совершенными других.

Х.Яннарас пишет: "Природа вне энергии есть просто абст­ракция, просто отвлеченная сущность, не существующая реаль­но. Если во Христе действуют только Божественная воля и энергия, значит Его человечество в действительности не ипос-тазировано, тогда Он всего лишь призрак человека, не обладаю­щий реальным бытием. Тогда человеческая природа не может считаться ни воспринятой, ни исцеленной Божеством".

VI Вселенский Собор следующим образом сформулировал учение о двух волях и действованиях во Христе: "Проповедуем также по учению святых отцов, что в Нем и две естественные воли или хотения, и два естественных действия, нераздельно, неизменно, неразлучно, неслиянно, и два естественных хотения непротивоположны одно другому, как говорили нечестивые ере­тики — да не будет. Но Его человеческое хотение не противо­речит (буквально не стоит в противоположности), и не проти­воборствует, а следует, или лучше сказать, подчиняется Его Бо­жественному и всемогущему хотению" (В. Болотов. Лекции ... т.IV,стр. 498-499).

Свщ. Писание указывает на две воли и два действования во Христе. Например, Ин. (6, 38): "Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца". Какая может быть во Христе воля, отличная от воли Отца? По Божеству у Отца и Сына одна и та же общая воля, следователь­но, речь идет о человеческой воле. Мф. (26, 39): "Впрочем, не как Я хочу, но как Ты". Указание на различие хотения между Отцом и Сыном. По Божеству у Них одно хотение, так как в Троице единая воля, значит, здесь говорится о хотении челове­ческом. Лк. (22, 42): "Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня. Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет".

Святитель Афанасий Александрийский так комментирует эти слова: "Здесь являет Господь две воли — человеческую, свойственную плоти, и Божескую, свойственную Богу. Челове­ческая по немощи плоти молит отклонить страдания, а Божес­кая желает страдания". ("О воплощении и против ариан", 24).

По отношению к Пресвятой Троице

Эти свойства являются вечными: как свойства Божии, они не могут изменяться. Поэтому догматически важно показать, что после Воплощения отношения…

По отношению к Деве Марии

Это наименование является следствием учения об ипостасном единстве природ во Христе и об общении свойств, communicatio idiomatum. Конечно, нужно… Проблема, связанная с усвоением Преданием самого наи­менования Эеотокос,… В силу того, что человечество Спасителя никогда, никакую долю времени не существовало отдельно, самостоятельно, но…

Учение о совершении Господом Иисусом Христом нашего спасения,

Или о таинстве Искупления

Понятие об Искуплении в свете данных Священного Писания

Само понятие "спасение" имеет две стороны: объективную и субъективную. Объективная сторона — это все то, что сдела­но ради нашего спасения…

Необходимость Искупления для спасения человека

3.2.1.2. Этимология слова "искупление" Это слово многократно встречается в Свщ. Писании. "Сын Человеческий не… "Христос искупил (й,т1уор(хстеу) нас" (Гал. 3,13). Это слово буквально означает "покупать на…

Цель Искупления

Отрицательное измерение Искупления состоит в устране­нии тех преград, которые с определенного момента отделяют человека от Бога. Таких преград…   а) грех

Б)проклятие

В) диавол

Отпав от Бога, человек оказывается во власти падших анге­лов. Диавол через свою власть над человеком становится "кня­зем мира сего".

Г)смерть

Находясь в состоянии отчужденности от Бога и во власти диарола, человек не имеет возможности своими силами выйти из этого состояния и таким образом оказывается обреченным на духовную смерть.


Изменение отношений между Богом и человеком

Вследствие Искупления

3.2.1.5. Искупление – Откровение Божественной любви к человеку Евангелист Иоанн (Ин. 3,16) говорит: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал…

Библейские и святоотеческие образы Искупления

Образ пастырский, образ доброго пастыря, взыскующего и находящего заблудшую овцу. Образ крепкого мужа, побеждающего разбойника или врага и отнимающего у него… Воинский образ, образ воина или полководца, разрушающе­го вражескую крепость, врата адовы, и связывающего…

Существующие теории Искупления

Юридическая теория Искупления

Суть ее сводится к следующему. Первородный грех есть преступление справедливого порядка, установленного Богом, и следовательно, представляет собой… В протестантизме это учение получило дальнейшее разви­тие. Лютер и Кальвин… В русской богословской науке эта теория утвердилась и по­лучила широкое распространение в XIX столетии благодаря…

Положительные стороны юридической теории

В русской богословской школе наиболее видными предста­вителями юридической теории были: профессор догматики Казанской Духовной Академии Будрин,… В догматических системах прот. Николая Малиновского и епископа Сильвестра…

Недостатки юридической теории

При таких отношениях между Богом и свойствами Его природы Бог оказывается "заложником" Своих собственных свойств, тем самым в Божественной… В святоотеческом богословии и в Свщ. Писании много раз­личных образов, которые… В.Н. Лосский пишет (стр. 281): "Юридические образы... не должны застывать в нашем сознании: это значило бы…

Нравственная теория Искупления

В искупительном подвиге Христа Спасителя основное вни­мание здесь обращается на этическую сторону — через преодо­ление всех искушений, через… Догмат Искупления митрополит Антоний излагает следую­щим образом:…

Положительные стороны нравственной теории Искупления

Недостатки нравственной теории Искупления

Учение об Искуплении современных православных богословов

Наименование "органическая" уместно потому, что это сло­во хорошо выражает православное понимание фундаменталь­ных сотериологических… Представители этого третьего направления в учении об Ис­куплении исходят из… «Ансельм Кентерберийский с его трактатом "Cur Deus homo" несомненно первым попытался развить догмат об…

Почему дело Искупления, совершенное Христом Спасителем,

Связано для Него с величайшим подвигом

Падение Адама состояло в преслушании: Адам нарушил Божественную волю, что выразилось прежде всего в рассогласо­вании воли человеческой с волей… Согласно прот. Г.Флоровскому, нетление воли имеет своим следствием нетление…

Как примирить учение о Божественном милосердии

С идеей Божественной правды и справедливости

 

Составляющие Искупления

Боговоплощение

Учение о Христе как истинном Боге и истинном человеке с большим трудом усваивалось человеческим сознанием, по­рождало различные ереси, среди которых…

Учение Господа нашего Иисуса Христа

Здесь говорится об особом учительстве и наставничестве, которые являет Христос. Слово "учитель" употребляется в раз­личных смыслах. В… Учение Христа, Его слово, обращенное к народу, оказывало на слушателей особое… В Свщ. Писании Нового Завета общее наименование уче­ния Христова — Евангелие, что в переводе значит благая или…

А) Закон веры

Кроме этого, Господь открыл во всей доступной для челове­ка полноте тайну Пресвятой Троицы, учение о Сыне Божием, о Его пришествии в мир ради… Также Господь сообщил новое и совершеннейшее понятие о существе Божием. Из… Само по себе слово "отец" означает того, кто подает жизнь. Христиане веруют, что источником всякой жизни…

Закон деятельности, или закон жизни и благочестия

Согласно учению Спасителя, в Царство Божие призываются все люди без исключения. Но тот, кто желает в это Царство войти, должен покаяться, т. е.… Господь Иисус Христос не только преподал совершенное учение о вере и… Нравственное учение Христа Спасителя, так же как и Его учение в целом, неотделимо от Его Личности. Господь, посылая…

Пророчества Иисуса Христа

Во-первых, это пророчества Господа Иисуса Христа о Са­мом Себе, например, о предательстве ученика, о крестной смер­ти, о Воскресении из мертвых в… Во-вторых, пророчества, которые были даны Господом во время Его земной жизни,… В-третьих, — это пророчества, относящиеся к конечным судьбам мира и человека, которые до сих пор ждут своего…

Чудеса Спасителя

Цели, для которых Иисус Христос совершал чудотворения

Во-вторых, в некоторых случаях чудеса являются поясне­нием учения. Например, исцеление слепорожденного является наглядным пояснением учения Христа о… В-третьих, чудеса являются своеобразными обетованиями. В них преодолевается… Не стоит полагать, что чудеса совершаются лишь в утили­тарных целях, т. е. чтобы доказать, пояснить, убедить и т. д.…

Крестная смерть

А) Крестная смерть как Жертва

Прообразы Крестной смерти мы встречаем в Ветхом Заве­те — это все кровавые жертвы Ветхого Завета, которые так или иначе прообразовали искупительную… Прообразом Крестной смерти было, конечно, Пасхальное жертвоприношение,… Свщ. Писание говорит, что жертва Христова является Жер­твой искупительной (Мф. 20, 28). Сам Господь сказал, что Он…

Б) Крестная Жертва — центральное событие Искупления

Во-первых, именно на Кресте во всей полноте открывается любовь Божия к человеку. Так учит ап. Павел: "Но Бог свою любовь к нам доказывает тем,… О Крестной смерти как об откровении Божественной любви говорит и святитель… Крестная смерть — это завершение кеносиса, т. е. истощания и самоуничижения Божества. "Он, будучи образом Божиим,…

Г) Почему искупительная Жертва была принесена

Госпо­дом Иисусом Христом именно на Кресте?

Почему именно крест, а не что-либо иное, был избран оруди­ем смерти? Во всей полноте ответить на этот вопрос невозмож­но, это тайна воли Божией. Возможно потому, что в те времена смерть на кресте была самой позорной и мучительной. У отцов Церкви мы встречаем главным образом символические объяс­нения, например у свт. Афанасия Александрийского (Слово о Воплощении, гл. 25): "Если пришел Он принести на Себе клят­ву, на нас бывшую, то как бы иначе стал клятвою, если бы не принял смерть, бывшую под клятвою". Но это крест, ибо так написано: "Проклят всякий, висяй на древе" (Втор. 21, 23). У св. Иоанна Дамаскина ("Точное изложение" кн. 4, гл. 2): "Че­стный Крест прообразовал древо жизни, насажденное Богом в раю, поелику через древо вошла смерть, то и надлежало, чтобы чрез древо же дарованы были жизнь и воскресение". Встреча­ются и другие символические объяснения. По мнению свт. Афанасия Александрийского, крест знаменует победу над диаволом. Поскольку диавол есть дух, блуждающий в воздухе, то и победа над ним совершается на кресте, т.е. между небом и землей. Свт. Василий Великий говорит, что крест своими 4-мя концами знаменует привлечение людей со всех 4-х концов света. По толкованию свт. Григория Нисского, 4 конца креста обознача­ют высоту, глубину, ширину и долготу, иными словами, указы­вает на космическое измерение совершившегося на кресте Ис­купления. К любым символическим толкованиям нужно от­носиться с известной долей осторожности.

С древнейших времен Крест есть преимущественный символ Церкви.

Х.Яннарас пишет: "Христиане осеняют себя крестным зна­мением, выражая таким образом добровольный отказ от инди­видуальной самодостаточности и жертвенное предание своей жизни в руки Отца и Бога". У прп. Максима Исповедника ("Бо­гословские главы") есть такие слова: "Все чувственные вещи должны пройти через крест, и все умопостигаемые вещи долж­ны пройти через погребение". Это значит, что все, что живет для себя, оказывается в конечном счете духовно бесплодным, и, напротив, то, что прошло через крест, обретает истинную жизнь в Боге. Поэтому мы призваны отречься от всего, чем обладаем, в том числе и от самой жизни, как от средства индивидуально­го эгоистического самоутверждения, и преобразовать все наше обладание в средство для всецелого служения Богу и ближ­ним. Именно такой смысл заключается в словах Самого Хрис­та Спасителя: "...если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода" (Ин. 12, 24). Эти слова — основной закон духовной жизни. Поэто­му, по словам X. Яннараса: "Крест — это не просто сентимен­тальное или морально-педагогическое напоминание о событи­ях прошлого, но символ и знак принятия образа бытия Христо­ва, которое есть жизнь. Поэтому Крест как проявление жизни, той жизни, на которой зиждется Церковь и упование верую­щих, не случайно ставится на могилах усопших, удостоверяя таким образом вхождение их в Царство живых".

Сошествие Иисуса Христа во ад и победа над адом

Эти свидетельства Свщ. Писания совершенно исключают протестантское толкование, согласно которому Иисус Христос во ад не сходил, но вывел оттуда… Свт. Иоанн Златоуст (Слово на Святую Пасху) говорит: "Ад пленен сошедшим… Кого вывел Иисус Христос из ада? В Пространном Катихизисе сказано, что освобождены были "с верою ожидавшие Его…

Воскресение Господа Иисуса Христа

А) Значение события Воскресения в деле Искупления

Событие Воскресения Христова имеет непосредственное от­ношение к нашей судьбе, к образу бытия нашей природы. Во дни Своей земной жизни Господь… X. Яннарас пишет: "Не будь Воскресения и победы над смер­тью, было бы не… После Воскресения Христова изменяется самый способ су­ществования человеческого естества. Господь после Воскресе­ния…

Б) Действительность Воскресения Христова

Каковы доказательства реальности Воскресения? Прежде всего — пустота гроба. Сразу после погребения иудейские пер­восвященники приходят к Пилату и… В прошлом столетии либеральная критика пыталась объяс­нить эти факты… Существует и другая попытка объяснения явлений Воскрес­шего, в основу которой кладется такое явление, как массовые…

Вознесение Господа Иисуса Христа на небо

А) Значение этого события в деле Искупления

Подробнее других о событии Вознесения говорит ев. Лука: "И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо" (Лк.… Второе значение Вознесения — это прославление челове­ческого естества. Во…

Б) Действительность Вознесения Христова

Первая гипотеза — иудейская, согласно которой Вознесе­ние есть выдумка учеников. После того как ученики украли тело из гроба, они, согласно… Вторая гипотеза — мифологическая, которая в советское время активно… "Увидите Сына Человеческого, восходящего туда, где был преж­де" (Ин. 6,62). Апокалипсис, авторство которого…

Вечное царствование Иисуса Христа по Вознесении на небо

В чем именно состоит царское служение Иисуса Христа после Вознесения? По Вознесении на небо Господь является Ходатаем за нас, предстательствует за… Кроме того, Господь Иисус Христос обещал по Вознесении испросить у Отца и… Сидя одесную Отца, Господь имеет в Своей Божественной власти все средства направлять события мира, защищать и…

Спасительные плоды искупительного подвига Иисуса Христа

Говорить о плодах искупительного подвига во множествен­ном числе можно лишь с достаточной степенью условности, поскольку искупительный подвиг в конечном счете имеет один плод — спасение, обожение человеческого естества. Однако ус­ловно можно выделить несколько следствий.

Освобождение от наказания

Свободно претерпев наказание, которое мы должны были нести за грех, Господь освободил нас от наказания. Вследствие искупительного подвига Христа изменяются отношения меж­ду Богом и человеком, Бог прощает человека, люди перестают быть, как говорит ап. Павел, "по природе чадами гнева" (Еф. 2,3) Божия. Иными словами, искупительный подвиг Спасителя возвращает людям милость Божию. Поэтому искупительная Жертва называется также умилостивительной жертвой.

Очищение от грехов

"Кровь Христа …очистит совесть нашу от мертвых дел" (Евр. 9, 14). Ап. Иоанн Богослов учит, что Господь "очищает нас от всякого…

Примирение с Богом

 

Плоды искупительного подвига

По отношению к следствиям падения

Дарование полноты благ

Всеобъемлющим следствием Искупления является беско­нечный ряд даров любви от возрождения в Крещении до бла­женства в вечности. Вследствие…

РАЗДЕЛ III

О БОГЕ - ОСВЯТИТЕЛЕ


НЕОБХОДИМОСТЬ БОЖЕСТВЕННОЙ ПОМОЩИ

ДЛЯ УСВОЕНИЯ ЛЮДЬМИ ДАРУЕМОГО ИМ

ВО ХРИСТЕ И ХРИСТОМ СПАСЕНИЯ

Человек не может спастись своими собственными силами. Природа его вследствие грехопадения повредилась до такой степени, что своими силами выправить… Однако у человека может возникнуть вопрос: какое отно­шение все эти события… Он говорит, что Бог нас "мертвых по преступлениям, ожи­вотворил со Христом... и воскресил с Ним, и посадил на…

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕНИЯ О БОГЕ - ОСВЯТИТЕЛЕ

 

За Искуплением человека Сыном Божиим следует приви­тие искупленного человечества к Искупителю силой Духа Свя­того или, иначе, усвоение плодов искупительного подвига Иису­са Христа человеку благодатию Святого Духа. Говоря более традиционным языком, благодатное оправдание и освящение человека, ибо по слову ап. Павла, "если начаток свят, то и це­лое; и если корень свят, то и ветви" (Рим. 11, 16).

Учение о Боге – Освятителе состоит из следующих частей:

- Учение о благодати как о силе, нас освящающей;

- Учение о богоучрежденном видимом устройстве спосо­бов воздействия спасающей благодати на человека примени­тельно к его духовно-чувственной природе;

- О Церкви и ее иерархии, через которую совершается освя­щение человека;

- О таинствах церковных как средствах освящения.

УЧЕНИЕ О БЛАГОДАТИ КАК О СИЛЕ, НАС ОСВЯЩАЮЩЕЙ

Понятие о благодати в свете Свщ. Писания

В 2 Кор. (8,7) ап. Павел, перечисляя добродетели, которыми обладают коринфские христиане, напоминает им о необходи­мости жертвовать бедствующим… Чаще всего в Новом Завете слово "благодать" используется для… Во-первых, это слово может употребляться в значении Боже­ственного свойства. В этом случае благодать трудно отличить…

Участие Лиц Святой Троицы в раздаянии благодати

Бог Отец является источником нашего освящения благода­тью, освя-щение осуществляется по Его благоволению, именно Он посылает Святого Духа, Который… О том, что Святой Дух ниспосылается именно Отцом, гово­рят и другие места Свщ.… Сын Божий "заслужил" для нас благодатные дары Святого Духа, благодаря Его подвигу стало возможно наше…

Виды благодати

В общем можно выделить два основных вида благодати: благодать всеобщую и благодать чисто церковную.

Всеобщая благодать

Сами понятия Промысла Божия и предваряющей благода­ти достаточно трудно разделить. Предваряющая благодать есть частный аспект Промысла Божия вообще.… Каковы действия предваряющей благодати на человека? Первое действие — это… И проповедь Иоанна Предтечи, и евангельская проповедь Самого Господа Иисуса Христа начинается с призыва к покая­нию:…

Собственно церковная благодать

Различают два вида собственно церковной благодати.

Оправдывающая благодать

"Содействуя, укрепляя и постепенно совершенствуя (верующих) в любви Божией, оправдывает их и делает предрасположенны­ми ко спасению".… Термин "оправдание" часто понимается в латинском, юри­дическом духе,… Собственно церковная благодать не исчерпывается только благодатью оправдывающей. Мы веруем, что Крещение есть рождение…

Благодать сохраняющая и возрождающая духовную жизнь

а) споспешествование в борьбе с грехом, укрепление нашей личной воли в ее направленности к добру. б) усвоение нами праведности и святости Христовых, полу­ченных в Крещении. Действие этой благодати необходимо, так как мы не знаем, каким образом праведность Христова нам усвояется и дела­ется…

Отношение благодати к свободе

Ложные учения об отношении благодати к свободе

Пелагианство

Основываясь на своем личном опыте, Пелагий сделал вы­вод, что учение о первородном грехе является нравственно по­рочным, поскольку фактически… 1. Пелагий отрицал реальность первородного греха и по­вреждение человеческой… 2. Опорой нравственной энергии христианина, по Пелагию, должно быть учение о свободной воле. Это учение Пелагий…

Учение блаженного Августина

Такой образ мыслей был совершенно чужд Восточным отцам. Согласно восточной святоотеческой традиции, образ Бо­жий в человеке после грехопадения… О крайностях учения как Пелагия, так и Августина В.Н. Лосский пишет:…

Православное учение об отношении благодати к свободе

Ключ к правильному пониманию соотношения благодати и свободы — орос IV Вселенского Собора. Во Христе Божествен­ная природа преобладала над… Для лучшего понимания проблемы соотношения благодати и свободы необходимо… В чем состоят субъективные условия спасения, и какова роль человеческой свободы в устроении спасения? Направлен­ность…

Значение веры и добрых дел в устроении спасения

"Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Госпо­дом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мер­твых, то спасешься; потому что… "Благодатью вы спасены чрез веру" (Еф. 2, 8). "Без веры угодить Богу невозможно" (Евр. 11, 6).

О ЦЕРКВИ КАК ОРУДИИ, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ

ГОСПОДЬ СОВЕРШАЕТ НАШЕ СПАСЕНИЕ

О Церкви как посреднице в деле освящения

1. Каким образом благодать сообщается человеку: чисто внутренне, независимо от внешних видимых посредств, или в зависимости от них? 2. Может ли в душе человека вера возникнуть, созреть и принести плод… Для того чтобы приобщиться искупительным плодам Жертвы Господней, человеку необходимо присоединиться к Гос­поду Иисусу…

Понятие о Церкви Христовой

В христианстве изначально под Церковью понималось со­брание призванных в общество Господне лиц, услышавших при­зыв Господа ко спасению и… Возможно ли дать определение Церкви? Скорее всего, не­возможно. Мы не ставим… Первая попытка представить свое сочинение была сделана Аквилоновым в 1894 г. Работа была посвящена святоотечес-кому…

Понятие о Церкви Христовой на земле

По существу эта формулировка не может считаться опреде­лением Церкви даже в ее земном аспекте, в ней дается лишь внешнее описание того, что есть… - образ виноградной лозы и ее ветвей (Ин. 15, 1-8); - образ пастыря и стада (Ин. 10, 1-16);

Основание Церкви Господом Иисусом Христом

Свщ. Писание говорит, что Господь приобрел Себе Церковь "Кровию Своею" (Деян. 20, 28). Христианская Церковь созида­ется не учением, не… Именно в этом состоит принципиальное, коренное отличие христианства от всех… В силу этого христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по своему…

Цель и назначение Церкви

Говорить о цели бытия Церкви можно двояким образом. С одной стороны, есть стратегическая цель, которая состоит в достижении полноты церковного тела,… С другой стороны, можно выделить тактические цели, кото­рые являются… Вторая тактическая цель — это качественный, или духовный рост Церкви. Недостаточно только привести людей в Цер­ковь,…

Иисус Христос — Глава Церкви, и Святый Дух — Параклит.

Христологический и пневматологический аспект Церкви

Миссия Двух Лиц Пресвятой Троицы, Сына и Духа Святого, различна, хотя Они и совершают на земле одно и то же дело — созидают Церковь. И чтобы уяснить…

Господь Иисус Христос — Глава Церкви

Господь Иисус Христос Сам невидимо пребывает в Церкви (Мф. 28,20). Он не только ее Основатель, но и Источник новой жизни, которую верующие получают от Него, как от нового Адама — родоначальника нового человечества. Он есть Лоза, по отношению к которой верующие суть ветви, питающиеся Его благодатными соками (Ин. 15, 1-6). Он есть "путь, и исти­на, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Него" (Ин. 14, 6).

Плоть Христова, по словам ап. Павла, есть завеса, через ко­торую мы входим в небесное святилище (Евр. 10, 20). По отношению к Церкви Он есть Глава, а Церковь — Его духовное Тело, в котором действуют силы Христовы. В силу этого на верующих лежит обязанность, чтобы они, говоря словами ап. Павла, "истинною любовью все возвращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и сово­купляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает прираще­ние для созидания самого себя в любви" (Еф. 4, 15-16).

Таким образом, Христос есть прежде всего Основатель и Архитектор Церкви, Он определяет законы жизни Церкви и ее внутреннюю структуру. В Свщ. Писании отмечается, что раз­личные существующие в Церкви служения возникают не толь­ко из практических нужд церковного общества, но имеют Боже­ственное установление, существуют по воле Самого Христа: "И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Еван­гелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служению, для созидания Тела Христова, доко­ле все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф. 4, 11-13).

Аналогичным образом учили о месте Христа в Церкви и свв. отцы. Например, у блж. Феодорита Киррского сказано: "Владыка Христос, яко глава, разделяет духовные дарования, через то сочетывает члены Тела в единое стройное Тело». Та же мысль встречается и у св. Иоанна Дамаскина: "Христос, главенствуя над нами, преподает нам Себя и через то сочетавает нас с Собою и друг с другом, вследствие чего мы имеем вза­имное сгармонирование".

Святой Дух в жизни Церкви

"Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого".… В чём различие между этими двумя сообщениями Духа Святого Церкви?

Христологический аспект Церкви

Христос есть Источник жизни Церкви, приобщение к этому Источнику совершается силою Святого Духа. О таинстве Кре­щения, вводящем человека в Церковь,…

Пневматологический аспект Церкви

С одной стороны, Церковь — это единое тело, организм. Об этом говорит свт. Иоанн Златоуст: "Единое тело мы бываем, и уды его от плоти Его и… Свв. отцы определяют цель жизни человека в Церкви как обожение или стяжание… Какие следствия это имеет для учения о спасении? "Если бы мы не исповедывали ипостасной независимости Святого…

Христологический и пневматологический аспекты Церкви

В их единстве

В пневматологическом аспекте присутствие благодати яв­ляется "субъективным", лучше сказать, обоснованным избран­ничеством. Примеры такого… Церковь — это не только единое Тело в Божественной Ипо­стаси Христа, но также… С этими двумя аспектами бытия Церкви человек встречает­ся с самого момента вхождения в Церковь: в таинствах Креще­ния…

Существенные свойства истинной Церкви Христовой

Конечно, можно говорить и о других свойствах Церкви, но они, даже если действительно Церкви принадлежат, являются производными от этих четырех.… а) Чистое проповедание слова Божия. По существу для них это свойство является… б) Правильное (со стороны произносимых слов и совершае­мых действий) совершение таинств.

Единство Церкви

Однако единство Церкви есть нечто большее, чем нумерическое единство. Церковь не просто одна, она едина, единство — это принцип ее бытия. Церковь не… Церковь не есть просто общество единомышленников, не есть некая идеальная… Внутреннее единство имеет и внешние проявления:

Святость Церкви

Когда речь идет о святости тварных вещей, то под ней пони­мают причастность святости Божией. По отношению к тварным существам это свойство означает… Церковь свята прежде всего потому, что свят ее Глава, Гос­подь Иисус Христос.… Ап. Павел свидетельствует, что Господь имел Своей целью создание именно святой Церкви: "...Христос возлюбил…

Соборность, или кафоличность Церкви

— по пространству, поскольку она не ограничивается никаким местом; — по времени, поскольку она будет существовать до сконча­ния века; — по своему устройству, так как:

Апостольство Церкви

Церковь утверждена на основании апостолов (Еф. 2,20). В книге Откровения Иоанна Богослова (21,14) евангелист и тайнозритель созерцает Церковь в ее… Чтобы выполнить свое апостольское назначение. Церковь и по самому своему… Во-первых, это учение, переданное апостолами или апостольское Предание. В апостольских Посланиях много говорится о…

Богоучрежденная церковная иерархия

1. Согласно протестантскому учению, иерархия есть не Боже­ственное учреждение, а человеческое и существует только для удобства. Иерархии может и не… 2. Служители Церкви избираются и поставляются людьми. 3. Рукоположение, т. е. возведение человека на иерархичес­кую степень, — это только видимый знак поставления на…

Апостолы

Согласно этим словам Господа, апостольское служение пред­полагает: учительство ("научите"), священнодействие ("крес­тя") и… Христианское учительство и проповедь — это дары Духа Святого, потому что… Кроме даров учительства и проповеди, апостолами были по­лучены власть и сила совершать установленные Господом…

Епископы

Несомненно, образ служения апостолов и епископов разли­чен: апостолы совершают свое служение в масштабах Вселен­ской Церкви, в то время как служение… О том, что служение епископов есть действительно служе­ние пастырское, говорит… Благодатные дары передавались апостолами епископам через рукоположение:

Пресвитеры

Права пресвитеров ограничены по сравнению с правами епис­копов. Новый Завет не дает никаких оснований считать, что пресвитеры, т.е. представители… В своих действиях пресвитеры не вполне самостоятельны, они действуют под… Учение. Ап. Павел в 1 Тим. (5, 17) говорит о пресвитерах, "...которые трудятся в слове и учении".

Диаконы

Изначально диаконы выступают как помощники апосто­лов в практической прикладной деятельности. Однако, очевид­но, что их служение не ограничивалось… В середине II века мч. Иустин Философ так описывает слу­жение диаконов:… Служение диаконов не есть пастырство. Они прежде всего помощники апостолов, затем епископов. Так, послание Флп.…

Необходимость принадлежать к Церкви для спасения

Кого или что спасает Господь? Апостол Павел говорит: "...Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела" (Еф. 5, 23). О… "Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел,…

Союз между Церковью земною и Церковью небесной

Ходатайства святых за верующих, живущих на земле

О предстательстве святых за живущих на земле в Новом Завете не говорится. Но это никак не может служить основа­нием, как полагают протестанты, для… В Ветхом Завете многократно сообщается о предстатель­стве святых за живущих на… "...видел, что он (Ония), простирая руки, молтся за весь народ Иудейский" (2 Мак. 15,12). Ония обращается к…

Почитание святых

О необходимости почитания угодников Божиих в Свщ. Пи­сании говорится неоднократно. Например, Божия Матерь вос­клицает: "...ибо отныне будут… Именно поэтому мы благоговейно вспоминаем подвиги свя­тых, подражаем их делам,… Смысл православного почитания святых излагает св. Иоанн Дамаскин (Слово 3-е "Об иконах"):…

Почитание мощей святых угодников Божиих

Это уважение выражается: — в благоговейном собирании и хранении мощей; — в торжественном открытии и перенесении их;

Почитание святых икон

Действительно, в Ветхом Завете существовал запрет на со­здание и почитание изображений. Это было исторически обус­ловлено условиями жизни… Изначально слово "святой" относилось исключительно к Богу, но затем… Если бы протестанты были последовательными, то они дол­жны были бы записать в язычники, например, пророка Исаию,…

ПОНЯТИЕ О ТАИНСТВАХ

КАК СРЕДСТВАХ ОСВЯЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Поскольку о таинствах многое говорилось в курсе Литур­гического Предания, мы рассмотрим только одно таинство — таинство Евхаристии. Самостоятельно следует изучить следу­ющие разделы:

— Богоустановленность церковных таинств;

— Действительность и действенность таинств;

— Отличие таинств от прочих священнодействий;

— Установление таинств; их видимая и невидимая сторо­на.

Таинство Евхаристии

 

Установление таинства Евхаристии

Таинство Евхаристии было установлено Господом Иисусом Христом на Тайной Вечере (Мф. 26,26-28, Лк. 22,19-20). В качестве предустановления таинства можно указать на слова Спасителя из Его беседы о хлебе небесном, которые были про­изнесены в капернаумской синагоге (Ин. 6,51,53-56).

Евхаристия как таинство

Преложение хлеба и вина в таинстве Евхаристии

Католики для обозначения того изменения, которое проис­ходит со Св. Дарами в таинстве Евхаристии, используют тер­мин "пресуществление"… Следствием такого учения является вполне естественное желание… Протестантизм отверг учение о пресуществлении, и протес­танты рассматривают хлеб и вино только как символ, образ и…

Образ пребывания Господа Иисуса Христа в Святых Дарах

Весь Христос присутствует в каждой части евхаристических Даров. В молитве на раздробление Св. Агнца говорится: "Раз­дробляется и разделяется… Один и тот же Христос пребывает во всех храмах верных. По освящении и преложении Дары суть одно и то же с Телом, сущим на небесах.

Отношение Евхаристии к Голгофской Жертве

Существует богословская проблема, которая помогает луч­ше понять соотношение между Евхаристией и Голгофской Жер­твой: это вопрос о месте… Еп. Кассиан пишет: «В каждом жертвоприношении надо различать две стороны —… Еп. Кассиан продолжает: "В нашем сослужении небесному Первосвященнику, сослужении не только чаемом, но и данном,…

Евхаристия как Жертва

2) Жертва умилостивительная. О самих Теле и Крови в молитве Евхаристического канона сказано как о Теле ломи­мом и Крови, изливаемой во оставление… 3) Жертва, соединяющая всех верных в единое Тело во Хри­сте — всех живых,… 4) Жертва просительная, т.к. она совершается "о всех и за вся" — о всех, требующих Божественной помощи.

Выводы литургического характера

а) Причащение Святых Христовых Тайн должно совершаться под двумя видами (Мф. 26, 27, 1 Кор. 11, 27).

б) Причащение должно совершаться от единого хлеба (1 Кор. 11, 23). Должен быть единый Хлеб, который прелагается в Евхаристической Жертве, потом причащают от этого единого Хлеба, который предварительно раздробляется, так же как и Христос на Тайной Вечере, взяв один хлеб, преломил его и раз­дал Своим ученикам. У католиков и протестантов существует практика причащения от многих хлебов, когда заготавливает­ся большое количество хостий и они все вместе предлагаются на престоле.

в) Евхаристия должна совершаться на квасном хлебе, по­скольку все евангелисты говорят именно о квасном хлебе. В греческом языке очень четко различаются термины "Дрто<;", что означает хлеб квасной, и слово "&Сщоу", что означает хлеб пресный, опреснок. Все евангелисты и ап. Павел (1 Кор. 11), говоря о Евхаристии, употребляют именно слово "артос". Древ­няя Церковь не знала причащения пресным хлебом, эта прак­тика возникает на Западе достаточно поздно и закрепляется благодаря учению о пресуществлении.

Необходимость и спасительность причащения Святых Тайн

О необходимости причащения сказано в Ин. (6, 53-54). Спасительные плоды или действия причащения суть:

- теснейшее соединение с Господом (Ин. 6, 55-56).

- возрастание в духовной жизни и обретение жизни истин­ной (Ин. 6,57).

- залог будущего воскресения и вечной жизни (Ин. 6,58). Но это справедливо только по отношению к тем, кто приступа­ет к причащению достойно; недостойным причащение прино­сит большое осуждение (1 Кор. 11, 29).


РАЗДЕЛ IV

О БОГЕ КАК СУДИИ И МЗДОВОЗДАЯТЕЛЕ


О БОГЕ КАК СУДИИ И МЗДОВОЗДАЯТЕЛЕ

ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА В ЧАСТНОСТИ

Телесная смерть и бессмертие души

В Свщ. Писании о телесной смерти говорится как о перехо­де человека из одного состояния в другое, из одной формы бы­тия в другую. Апостол Петр… В Свщ. Писании говорится о невозможности уничтожения души, например: "не… Вышеприведенные цитаты, а также известная притча о бо­гатом и Лазаре (Лк. 16, 9-31) являются убедительным…

Частный суд

Что такое суд? Когда говорят о суде, то обычно имеют в виду некоторый процесс, который состоит из двух частей: 1) исследование правоты или виновности подсудимого; 2) произнесение над ним приговора.

Мздовоздаяние после частного суда

Состояние душ праведных после частного суда

В Первосвященнической молитве Господь говорит: "...хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою" (Ин. 17, 24). Aп. Павел… Это состояние праведников в Свщ. Писании рассматрива­ется как получение… Состояние святых есть пребывание в славе (Откр. 4, 4; 6, 9-11; 7, 9).

Состояние душ грешников после частного суда

Как описывает это состояние Свщ. Писание? Прежде всего, это состояние удаления от Бога. Господь говорит грешникам: "...отойдите от Меня,… Грешники в аду также общаются между собой и друг друга узнают. Например, в Ис.…

Молитвы Церкви за усопших

Христос имеет "ключи ада и смерти" (Откр. 1,18). Он же говорит о возможности отпущения грехов в будущей жизни: "...если же кто скажет… Поминовение усопших имело место уже в ветхозаветные времена, например во Втор.… Иуда Маккавей о воинах, которые присвоили себе вещи, по­священные Иамнийским идолам, и по причине этого погибли,…

Загробная участь младенцев

В Свщ. Писании конкретно о загробной участи младенцев ничего не говорится. Что касается Церковного Предания, то по поводу участи младенцев крещеных сомнений никаких нет:

"Блаженная участь тех, которые омыты водою и Духом в кре­щении и приняли Св. Духа в Миропомазании" (Послание Вост. Патриархов, чл. 16). Никто и никогда не сомневался в том, что крещеные младенцы наследуют Царство Небесное. Правда, су­ществует ложное и довольно распространенное мнение, что умершие в младенчестве сподобляются особой, наивысшей сте­пени блаженства. Эта мысль ложная, оснований в святоотеческом учении она не имеет: блаженство умерших младенцев, ес­тественно, меньше, чем то блаженство, которого достигают люди через свободное самоопределение и личный подвиг. Младенцы являются безгрешными, но в то же время они не имеют "поло­жительного наполнения", поскольку через собственную свобод­ную волю они никаких добродетелей не стяжали.

Различные мнения имеют место относительно того, какова участь младенцев некрещеных. Некоторые свв. отцы — напри­мер, свт. Григорий Нисский — смотрели на этот вопрос слиш­ком оптимистично: души младенцев, похищаемых смертью, мо­гут достигнуть полной меры блаженства. Здесь видна некото­рая недооценка силы наследственного греха. Блж. Августин занимал прямо противоположную позицию: "никакого вечного спасения, помимо вечного спасения Христова, пусть не обещает­ся младенцам. Не обещается оно им и Свщ. Писанием, которое должно быть предпочитаемо всяким рассуждениям человека". В этом высказывании чувствуется некоторый формализм, и са­мый дух его мало согласуется с представлениями о милости и человеколюбии Творца.

Наиболее точно церковное мнение по этому вопросу выра­жает свт. Григорий Богослов: "Иные даже не имеют возможно­сти принять дары крещения или по малолетству, или по како­му-либо не зависящему от них стечению обстоятельств, по ко­торому не сподобляются благодати. Последние не будут у пра­ведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя не запечатлены, однако же и не худы и больше сами потерпели, нежели сделали вреда, ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести".

Свт. Григорий предполагает, что младенцы находятся в ка­ком-то третьем неопределенном состоянии, которое отлично как от состояния осуждения, так и от состояния прославления. Догматически точно этот вопрос не решен, тем не менее Цер­ковь не разделяет крайностей блж. Августина, считавшего, что некрещеные младенцы неизбежно направляются в ад.

Римо-католическое учение о чистилище

Чистилище у католиков оказывается неким средним мес­том, промежуточной инстанцией между раем и адом, в кото­рую попадают те, кто покаялся, но не… Основания учения о чистилище. "Ибо никто не может по­ложить другого… Как бы ни толковать этот весьма сложный отрывок, огонь здесь все же выступает как испытание, а не наказание в…

О БОГЕ КАК СУДИИ И МЗДОВОЗДАЯТЕЛЕ

ДЛЯ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА

 

 

Одна из важнейших частей Откровения — это учение о Вто­ром пришествии, а также о кончине мира и всеобщем суде, которые должны непосредственно последовать за Вторым при­шествием. День Второго пришествия в Свщ. Писании называ­ется Последним днем, днем кончины века и мира, днем, уста­новленным от Бога, когда Он будет праведно судить Вселен­ную, Великим днем, днем Судным, днем Господним, днем Хри­стовым и днем Господа нашего Иисуса Христа.


Неизвестность времени Второго пришествия

Пришествие Христово будет для большинства людей нео­жиданным, день Господень "...придет, как тать ночью" (1 Фес. 5, 2). Аналогичное место…

Признаки Второго пришествия

Свщ. Писание говорит о следующих признаках.

Распространение Евангелия во всем мире

Кончина мира последует не прежде, чем "...проповедано бу­дет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетель­ство всем народам; и тогда придет конец" (Мф. 24, 14).

Обращение Израиля ко Христу

В Рим. (11, 25-27) говорится, что Израиль спасется, обра­тится ко Христу. Из той же главы следует, что это обращение будет в последние времена: "...если отвержение их — примире­ние мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?" (Рим. 11, 15), то есть если отвержение Израиля послужило при­мирению с Богом остального человечества, то возвращение Из­раиля ко Христу будет означать скорое воскресение умерших.

Явление пророка Илии

"...правда, Илия должен придти прежде и устроить все" (Мф. 17, 11; см. также Мк. 9, 12). Как Иоанн Креститель предварял Первое Христово…

Усиление зла

Речь идет прежде всего о безбожии и антихристианстве. Нечестие последних времен ап. Павел называет тайной безза­кония и отступления (греч. (хяоеттасто1) (2 Фес. 2, 3 и 7).

Черты усиления зла:

Появление лжехристов и лжепророков,

Распространение ложных учений

"...многие придут под именем Моим и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят" (Мф. 24, 5); "и многие лжепро­роки восстанут и прельстят многих" (Мф. 24, 11); "...в после­дние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским" (1 Тим. 4, 1); "...будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху" (2 Тим. 4, 3).

Падение нравственности

Господствующими состояниями духа в эти времена будут уныние, недоумение и страх (Лк. 21, 25-26), а также состояние скорби (Мф. 24, 29). An. Павел в…   2.2.4.3. Общественные бедствия и войны

Природные бедствия

Помимо общественных бедствий, проявятся и различные при­родные катаклизмы: "...будут глады, моры и землетрясения по местам" (Мф. 24, 7), также "...будут знамения в солнце и луне и звездах,... море восшумит и возмутится" (Лк. 21, 25).

Непосредственно перед пришествием Христовым диавол воздвигнет особое орудие лжи и зла — антихриста, при кото­ром отступления и различные бедствия достигнут полной силы.

Антихрист и время его пришествия

Представление об антихристе в свете

Священного Писания и Священного Предания

В истории имели место мнения, что антихрист не есть лич­ность, а просто некая боговраждебная сила. Такое мнение выс­казывал, например, Мартин Лютер;… "...иной придет во имя свое, его примете" (Ин. 5, 43). Апостол Павел… По преданию, антихрист произойдет из народа иудейского и будет являться потомком Дана, одного из 12 сыновей Иако­ва.…

Брань антихриста с царством Христовым и

Поражение его от Господа

Согласно Апокалипсису, характерной чертой антихриста будет богохульство: "И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно... И отверз он… В своей борьбе против христианства и всех своих противни­ков антихрист будет… Антихрист будет обладать огромной силой. Сатана даст ему "...силу свою и престол свой и великую власть"…

Второе пришествие Христово

В тот день, т. е. в день Второго пришествия, явится знаме­ние сына Человеческого на небе (Мф. 24, 30). Свщ. Писание не уточняет, что это за… Aп. Павел сравнивает пришествие Христово с трубным созыванием войска или…

Отношение людей ко Второму пришествию будет различно

"Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и под­нимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше" (Лк. 21,28). Верными это пришествие будет воспринято как избавление, однако для внешних, для тех, кто не суть Хри­стовы, пришествие Его ничего хорошего предвещать не будет, и поэтому "...восплачутся все племена земные..." (Мф. 24, 30).

Воскресение мертвых, его действительность

Со всей ясностью о воскресении говорится в пророческих книгах. Пророк Исаия восклицает: "Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!.."… Всеобщность этой веры в дни земной жизни Господа под­тверждается словами… В Новом Завете вера в воскресение выражена совершенно явно: "...наступает время, и настало уже, когда мертвые…

Вопросы для самостоятельного изучения

1) Всеобщность воскресения умерших. 2) Одновременность воскресения умерших. Хилиазм (уче­ние о 1000-летнем Царстве… 3) Изменение живых при воскресении умерших.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ О БОГЕ В ОТНОШЕНИИ ЕГО К МИРУ И ЧЕЛОВЕКУ......3

 

РАЗДЕЛ I БОГ КАК ТВОРЕЦ И ПРОМЫСЛИТЕЛЬ МИРА.............................5

 

1. БОГ КАК ТВОРЕЦ МИРА ................................................................................5

 

1.1. Нехристианские концепции происхождения мира.......................................5

1.1.1. Дуализм.....................................................................................................................5

1.1.2. Пантеизм...................................................................................................................7

1.2. Сущность христианского учения о происхождении мира.

Творение "из ничего"....................................................................................8

1.3. Основные возражения против учения о творении мира из ничего……...13

1.4. Вечность Божественного замысла о мире…………....................................14

1.5. Творческие Божественные идеи, их отношение к Богу и к миру………..15

1.6. Творение и время……………………………………………………………16

1.7. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения..............................17

1.8. Побуждение и цель творения .......................................................................19

1.8.1. Почему Бог сотворил мир?...................................................................................19

1.8.2. Для чего Бог сотворил мир?.................................................................................20

1.8.2.1. Блаженство твари, как цель творения мира.....................................................21

1.8.2.2. Слава Божия, как цель творения мира………………………………………..21

1.9. Совершенство творения.................................................................................22

 

2. БОГ КАК ПРОМЫСЛИТЕЛЬ МИРА .............................................................23

 

2.1. Понятие о Промысле Божием ......................................................................23

2.2. Действительность Промысла Божия ...........................................................23

2.3. Основные возражения против действительности Промысла....................24

2.4. Ложные учения о Промысле………………………….................................26

2.5. Действия Промысла Божия ..........................................................................27

2.5.1. Мирохранение .......................................................................................................27

2.5.2. Мироправление .....................................................................................................28

2.6. Предметы Божественного Промысла и виды Промысла ..........................28

2.7. Образы Божественного промышления о мире…………………………....30

2.7.1. Естественный образ промышления .....................................................................30

2.7.2. Сверхъестественный образ промышления .........................................................30

2.8. Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла ...................................31

2.9. О возможности познания Промысла Божия человеком ............................32

 

3. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТВОРЕНИЙ БОЖИИХ……………………………….33

 

3.1. Мир духовный или ангельский………………………….............................33

3.1.1. Ангелы в Священном Писании ...........................................................................33

3.1.2. Возражения против бытия ангелов .....................................................................34

3.1.3. Сотворение ангелов Богом ..................................................................................35

3.1.4. Время сотворения ангелов……………................................................................35

3.1.5. Природа ангелов....................................................................................................36

3.1.6. Свойства ангельской природы ............................................................................37

3.1.6.1. Духовность и бестелесность .............................................................................37

3.1.6.2. Отношение ангелов к пространству и времени...............................................38

3.1.6.3. Бессмертие ..........................................................................................................39

3.1.7. Совершенство ангельской природы....................................................................40

3.1.8. Число ангелов ........................................................................................................42

3.1.9. Небесная иерархия ................................................................................................43

3.1.10. Архангелы ...........................................................................................................46

3.1.11. Промысл Божий о мире духовном ....................................................................48

3.1.11.1. Промысл Божий о добрых ангелах ................................................................48

3.1.11.2. Промысл Божий в отношении злых духов ....................................................50

3.2. Человек ...........................................................................................................57

3.2.1. Сотворение человека Богом ................................................................................57

3.2.2. Двуединство человеческой природы. Брак.

Богоустановленный способ размножения людей…….......................................60

3.2.3. Происхождение от Адама и Евы всего рода человеческого.

Преадамизм и полигенизм.....................................................................................67

3.2.4. Состав человеческой природы: дихотомия и трихотомия ................................70

3.2.5. Значение тела в составе человеческой природы ................................................71

3.2.6. Мнения о происхождении человеческих душ..............................74

3.2.6.1. Мнение о предсуществовании человеческих душ ............74

3.2.6.2. Мнение о творении человеческих душ ......... 76

3.2.6.3. Мнение о рождении человеческих душ ........78

3.2.7. Свойства человеческой души ...............................80

3.2.7.1. Духовность ....................................................... 80

3.2.7.2. Самостоятельность .......................................... 80

3.2.7.3. Разумность и сознательность ........................81

3.2.7.4. Бессмертие ....................................................... 81

3.2.7.5. Свобода ............................................................. 82

3.2.8. Отличие души человеческой от душ животных 84

3.2.9. Образ и подобие Божие в человеке .....................84

3.2.10. Назначение человека ..........................................91

3.2.10.1. Назначение человека по отношению к Богу .................................................91

3.2.10.2. Назначение человека по отношению к самому себе ....................................91

3.2.10.3. Назначение человека по отношению к безличному творению....................92

3.2.11. Состояние человека до грехопадения ...............................................................93

3.2.11.1. Совершенство человеческой природы до грехопадения..............................93

3.2.11.2.Попечение Божие о человеке до грехопадения и его необходимость..........95

3.2.11.3. Был ли Адам до грехопадения бессмертен?...................................................97

3.2.11.4. Различал ли Адам добро и зло до грехопадения? .........................................98

 

РАЗДЕЛ II. О БОГЕ СПАСИТЕЛЕ И ОСОБЕННОМ ОТНОШЕНИИ ЕГО

К РОДУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ.......................................................100

 

1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕНИЯ О БОГЕ СПАСИТЕЛЕ......................................100

2. ПРЕДВЕЧНЫЙ СОВЕТ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ О СПАСЕНИИ

РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО. УЧАСТИЕ ЛИЦ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ

В СПАСЕНИИ ЧЕЛОВЕКА ..........................................................................101

3. УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ О ХРИСТЕ СПАСИТЕЛЕ…………………………….103

 

3.1. Учение о Лице нашего Спасителя или о таинстве Воплощения.............103

3.1.1. Господь Иисус Христос есть истинный Бог ....................................................103

3.1.2. Господь Иисус Христос есть истинный человек..............................................103

3.1.2.1. Свидетельства Откровения о человечестве Иисуса Христа ........................103

3.1.2.2. Заблуждения относительно человечества Иисуса Христа. Докетизм ........105

3.1.2.3. Отличие Иисуса Христа от нас по человечеству...........................................108

3.1.3. Православное учение о Лице Искупителя ........................................................113

3.1.3.1. Краткая история догмата ................................................................................113

3.1.3.2. Образ ипостасного соединения во Христе двух естеств..............................121

3.1.4. Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе...............123

3.1.4.1. По отношению к Нему Самому ......................................................................123

3.1.4.2. Следствие ипостасного соединения двух естеств в Иисусе Христе

по отношению к Пресвятой Троице ...............................................................130

3.1.4.3. Следствие илостасного единства по отношению к Деве Марии.................132

3.2. Учение о совершении Господом Иисусом Христом нашего спасения

или о таинстве Искупления ........................................................................136

3.2.1. Понятие об Искуплении в свете данных Священного Писания ....................136

3.2.1.1. Необходимость Искупления для спасения человека ....................................137

3.2.1.2. Этимология слова "искупление".....................................................................137

3.2.1.3. Цель Искупления .............................................................................................138

3.2.1.4. Изменение отношений между Богом и человеком вследствие

Искупления .......................................................................................................139

3.2.1.5. Искупление - Откровение Божественной любви к человеку.......................139

3.2.1.6. Библейские и святоотеческие образы Искупления ......................................139

3.2.2. Существующие теории Искупления…………………………………………..140

3.2.2.1. Юридическая теория Искупления ..................................................................140

3.2.2.2. Нравственная теория Искупления ..................................................................145

3.2.2.3. Учение об Искуплении современных православных богословов................147

3.2.3. Почему дело Искупления, совершенное Христом Спасителем,

связано для Него с величайшим подвигом ......................................................150

3.2.4. Как примирить учение о Божественном милосердии с идеей

Божественной правды и справедливости..........................................................151

3.2.5. Составляющие Искупления................................................................................152

3.2.5.1. Боговоплощение. .............................................................................................152

3.2.5.2. Учение Господа нашего Иисуса Христа .......................................................153

3.2.5.3. Чудеса Спасителя ............................................................................................160

3.2.5.4. Крестная смерть ...............................................................................................161

3.2.5.5. Сошествие Иисуса Христа во ад и победа над адом ....................................169

3.2.5.6. Воскресение Господа Иисуса Христа ............................................................169

3.2.5.7. Вознесение Господа Иисуса Христа на небо.................................................173

3.2.5.8. Вечное царствование Иисуса Христа по Вознесении на небо.....................176

3.2.6. Спасительные плоды искупительного подвига Иисуса Христа ....................178

3.2.6.1. Освобождение от наказания. ..........................................................................178

3.2.6.2. Очищение от грехов ........................................................................................178

3.2.6.3. Примирение с Богом .......................................................................................179

3.2.6.4. Плоды искупительного подвига по отношению к следствиям падения….179

3.2.6.5. Дарование полноты благ..................................................................................180


РАЗДЕЛ III О БОГЕ – ОСВЯТИТЕЛЕ..............................................................181

 

1. Необходимость Божественной помощи для усвоения людьми

даруемого им во Христе и Христом спасения .................................................181

2. Содержание учения о Боге – Освятителе…………………………………..184

3. Учение о благодати как о силе нас освящающей.........................................184

3.1. Понятие о благодати в свете Священного Писания .........................................184

3.2. Участие Лиц Святой Троицы в раздаянии благодати.......................................186

3.3. Виды благодати ..................................................... 188

3.3.1. Всеобщая благодать ............................................ 189

3.3.2. Собственно церковная благодать ...................... 191

3.3.2.1. Оправдывающая благодать ......................... 191

3.3.2.2. Благодать сохраняющая и возрождающая духовную жизнь…………….194

3.3.2.3. Особые дарования благодати (^ар1стца'[а)………………………………..194

3.4. Отношение благодати к свободе ......................... 195

3.4.1. Ложные учения об отношении благодати к свободе.....................................195

3.4.1.1. Пелагианство ..................................................................................................195

3.4.1.2. Учение блж. Августина .................................................................................198

3.4.2. Православное учение об отношении благодати к свободе ...........................199

3.4.3. Значение веры и добрых дел в устроении спасения .....................................202

 

4. О Церкви как орудии, через которое господь совершает наше спасение..207

4.1. О Церкви, как посреднице в деле освящения………................................207

4.2. Понятие о Церкви Христовой ....................................................................209

4.3. Понятие о Церкви Христовой на земле .....................................................212

4.4. Основание Церкви Господом Иисусом Христом .....................................215

4.5. Цель и назначение Церкви...........................................................................217

4.6. Иисус Христос — Глава Церкви и Святый Дух — Параклит.

Христологический и пневматологический аспект Церкви .....................218

4.6.1. Господь Иисус Христос — Глава Церкви…………………...........................218

4.6.2. Святой Дух в жизни Церкви ............................................................................219

4.6.2.1. Христологический аспект Церкви ...............................................................220

4.6.2.2. Пневматологический аспект Церкви…………………………………........221

4.6.2.3. Христологический и пневматологический аспекты Церкви

в их единстве...................................................................................................223

4.7. Существенные свойства истинной Церкви Христовой............................225

4.7.1. Единство Церкви. .............................................................................................226

4.7.2. Святость Церкви................................................................................................228

4.7.3. Соборность или кафоличность Церкви...........................................................230

4.7.4. Апостольство Церкви .......................................................................................234

4.8. Богоучрежденная церковная иерархия ......................................................235

4.8.1. Апостолы............................................................................................................236

4.8.2. Епископы............................................................................................................238

4.8.3. Пресвитеры .......................................................................................................241

4.8.4. Диаконы..............................................................................................................242

4.9. Необходимость принадлежать к Церкви для спасения............................244

4.10. Союз между Церковью земною и Церковью небесной .........................247

4.10.1. Ходатайства святых за верующих, живущих на земле ...............................248

4.10.2. Почитание святых ...........................................................................................249

4.10.3. Почитание мощей святых угодников Божиих .............................................251

4.11. Почитание святых икон ............................................................................252

 

5. Понятие о таинствах как средствах освящения человека ...........................256

 

5.1. Таинство Евхаристии ..................................................................................256

5.1.1. Установление таинства Евхаристии………………………............................256

5.1.2. Евхаристия как таинство……………………………......................................257

5.1.3. Преложение хлеба и вина в таинстве Евхаристии.........................................257

5.1.4. Образ пребывания Господа Иисуса Христа в Святых Дарах .......................260

5.1.5. Отношение Евхаристии к Голгофской Жертве..............................................260

5.1.6. Евхаристия как Жертва ....................................................................................262

5.1.7. Выводы литургического характера .................................................................262

5.1.8. Необходимость и спасительность причащения Святых Тайн .....................263

 

РАЗДЕЛ IV. О БОГЕ КАК СУДИИ И МЗДОВОЗДАЯТЕЛЕ ........................264

 

1. О Боге как Судии и Мздовоздаятеле для каждого человека в частности..264

 

1.1. Телесная смерть и бессмертие души..........................................................264

1.2. Частный суд .................................................................................................265

1.3. Мздовоздаяние после частного суда .........................................................266

1.3.1. Состояние душ праведных после частного суда .............................................267

1.3.2. Состояние душ грешников после частного суда..............................................268

1.4. Молитвы Церкви за усопших......................................................................269

1.5. Загробная участь младенцев .......................................................................276

1.6. Римо-католическое учение о чистилище………………………………...273

 

2. О Боге как Судии и Мздовоздаятеле для всего человеческого рода ........275

 

2.1. Неизвестность времени Второго пришествия…………………………...275

2.2. Признаки Второго пришествия ..................................................................275

2.2.1. Распространение Евангелия во всем мире……………………………………275

2.2.2. Обращение Израиля ко Христу………………………………..........................276

2.2.3. Явление пророка Илии………………………....................................................276

2.2.4. Усиление зла .......................................................................................................276

2.2.4.1. Появление лжехристов и лжепророков, распространение

ложных учении .................................................................................................276

2.2.4.2. Падение нравственности .................................................................................276

2.2.4.3. Общественные бедствия и воины…………………………………………...277

2.2.4.4. Природные бедствия .......................................................................................277

2.2.5. Антихрист и время его пришествия ..................................................................277

2.2.5.1. Представление об антихристе в свете Священного Писания

и Священного Предания..................................................................................277

2.2.5.2. Брань антихриста с царством Христовым и поражение его от Господа ....279

2.2.6. Второе пришествие Христово ...........................................................................281

2.2.7. Воскресение мертвых, его действительность………………………………...282

 

– Конец работы –

Используемые теги: Боге, спасителе, особенном, отношении, роду, человеческому0.089

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: О БОГЕ СПАСИТЕЛЕ И ОСОБЕННОМ ОТНОШЕНИИ ЕГО К РОДУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Понятие, система и задачи Особенной части уголовного права РФ. Принцип организационного строения Особенной части УК РФ. Структура Особенной части. Разделы Особенной части УК РФ и их содержание
Понятие особенной части уголовного права это единство и целостность норм исчерпывающим образом определяющих все существующие преступления... В особенной части в соответствии с принципом законности определяется... Задачи...

Экономические отношения как основа человеческой деятельности. Структура и закономерности развития эконом. отношений
Акционерная соб ть образуется в рез те выпуска акций и их продажи членам учредителям ЗАО и всем желающим ОАО... Арендная соб ть возн в рез те аренды трудовых коллективом имущ ва... Народная соб ть образ в рез те перехода всего им ва гос предп я в руки трудового коллектива или выкупа арендованного...

15. Формула Гріна. 17. Поверхневий інтеграл I роду; Обчислити його. 18.Криволінійний інтеграл 2 роду; обчислення. 19.Теорема про рівність нулеві криволінійного інтеграла 2 роду по простому замкненому контуру.
Формула Гріна... Формула Гріна встановлює зв язок між подвійним інтегралом і криволінійним інтегралом роду...

Экономические отношения как основа человеческой деятельности. Структура и закономерности развития эконом. отношений
К экономическим агентам относят домашние хозяйства отдельных лиц и семей... Отличительная черта экономических агентов принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности...

Экономические отношения как основа человеческой деятельности. Структура и закономерности развития эконом. отношений
Потребности осознанные желания и или нужды людей приобрести разнообразные товары и услуги которые доставляют им не только полезность но и... Ресурсы это Средства имеющиеся в наличии но к которым обращаются лишь при... Блага то что служит удовлетворению потребностей человека дает материальный достаок доставляет удовольствие...

"Близость к Богу" бывает разная. Во-первых, это сходство с Богом. Господь, мне кажется, дал сходство с Собою в
На сайте allrefs.net читайте: "Близость к Богу" бывает разная. Во-первых, это сходство с Богом. Господь, мне кажется, дал сходство с Собою в...

Система Тейлора и концепция человеческих отношений. Этатистская и деэтатисткая тенденции в развитии
Основу организационных теорий этой школы составляет идея рационализации всех компонентов организации, другими словами, ориентация всех структурных… Очевидно, что создание системы такого контроля возможно только при условии… Основными принципами тейлоризма считают: • применение научного подхода к каждому элементу деятельности любого члена…

школа человеческих отношений
Следовательно, хотя авторы научного управления и классического подхода признавали значение человеческого фактора, дискуссии их ограничивались такими… Поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школа… Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя.

Всякий Род обязан чтить своих Богов и Предков
СОДЕРЖАНИЕ не составлено... Начало Урока... Всякий Род обязан чтить своих Богов и...

Эволюционное происхождение человеческого рода
Эта теория вызвала бурную полемику, и большинство ведущих ученых того времени выступили против нее. Теперь же, однако, нам говорят, что это уже не… Преподавание географии заражено эволюционными взглядами современной геологии.… Многие ученые и философы верили в нее задолго до него. Впервые она возникла у древних греков Анаксимандр учил, что…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам