рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

По отношению к Деве Марии

По отношению к Деве Марии - раздел Религия, О БОГЕ СПАСИТЕЛЕ И ОСОБЕННОМ ОТНОШЕНИИ ЕГО К РОДУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ А) Дева Мария Именуется Богородицей (По-Гречески Qsotdkoc)...

а) Дева Мария именуется Богородицей (по-гречески QsotdKoc)

Это наименование является следствием учения об ипостасном единстве природ во Христе и об общении свойств, communicatio idiomatum. Конечно, нужно иметь в виду, когда мы говорим, что Дева Мария родила Христа, мы утверждаем, что Она родила не Божество, не Божественную природу саму по себе, потому что Божественная природа вечна и никакого рождения во времени претерпеть не могла. Она родила Бога Слова по человечеству. Это значит, что мы именуем Божию Матерь Бого­родицей, поскольку субъектом рождения являлся именно Сын Божий. Именно Сын Божий был субъектом бессеменного зача­тия и девственного рождения, потому что во Христе, в силу единства Лица, единства Ипостаси, нет никого другого, кто мог бы родиться от Нее. Рождается не "что", а "Кто", не природа, а Ипостась. Прп. Анастасий Синаит ("Путеводитель") пишет, что "рождение в собственном смысле слова есть добавление ипоста­си", и единственной Ипостасью, которую родила Дева Мария, была Ипостась Бога Слова, родившегося по человечеству, т. е. воспринявшего в единство Своего Лица совершенную челове­ческую природу.

Проблема, связанная с усвоением Преданием самого наи­менования Эеотокос, аналогична проблеме, поднятой во время теопасхистских споров. Действие, совершаемое Христом, можно рассматривать с двух точек зрения: с точки зрения двойства природ и с точки зрения единой ипостаси. Вследствие этого можно говорить и об общении свойств. Поскольку свойства двух различных природ относятся к единой Божественной Ипо­стаси, можно говорить о рождении или о смерти Бога.

В силу того, что человечество Спасителя никогда, никакую долю времени не существовало отдельно, самостоятельно, но са­мое свое бытие получило в Ипостаси Бога Слова, оно с самого момента Воплощения сделалось свойственным Сыну Божию и поэтому изначально было обожено. Св. Иоанн Дамаскин пи­шет (кн. 3, гл. 12): "Святая Дева мыслится и называется Бого­родицей не только по причине Божеского естества Слова, но и по причине обожествления Его человеческой природы".

Само наименование, "Богородица" является боговдохновен-ным. Святая праведная Елисавета исповедала Пресвятую Деву Матерью Господа (Лк. 1,43), причем сделала это не по собственному разумению, а "исполнившись Духа Святого" (Лк. 1, 41).

Термин "Богородица" возник, по всей вероятности, в Алек­сандрийской школе. Церковный историк Сократ (кн. 7 "Цер­ковной истории") связывает появление этого термина с именем Оригена и указывает, что это слово встречается в томе I Ориге-новых толкований на Послание к Римлянам, которые, к сожа­лению, не сохранились. Из дошедших до нас памятников этот термин содержится в Послании собора александрийских епис­копов под председательством свт. Дионисия Александрийского к Павлу Самосатскому (середина III в.). В этом Послании о Христе говорится как о воплотившемся от Святой Девы Бого­родицы Марии.

Если сам термин "Богородица" появляется вряд ли раньше III столетия, то о чудесном рождении Христа от Девы, конечно, говорилось значительно раньше. Уже апостол Павел говорит, что "Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены" (Гал. 4, 4). Несколько позже, на рубеже I-II вв., свщмч. Игнатий Богоносец в Послании к Ефесянам (гл. 18) пишет:

"Бог наш Иисус Христос был во чреве Марии, по устроению Божию от семени Давида, но вместе и от Духа Святого". Уче­ние о Пресвятой Деве как о Богородице догматически было закреплено на III Вселенском соборе. Свт. Кирилл Александ­рийский в Согласительным исповедании 433 г., которое по су­ществу является итогом, оросом III Вселенского собора, испо­ведует: "Сообразно с этой мыслью о неслиянном единении мы исповедуем Святую Деву Богородицу, и это потому, что вопло­тился и вочеловечился Бог Логос, и от Ее зачатия соединил с Собой воспринятый от Нее храм". В православном богословии наименование "Богородица" уже в IV в., т. е. задолго до III Вселенского собора, являлось критерием правой веры. Прп. Еф­рем Сирин писал: "Кто отрицает, что Мария родила Бога, тот не увидит славы Божества Его" (Слово на Преображение). Свт. Григорий Богослов: "Если кто не признает Марию Богороди­цею, то он отлучен от Божества". Почему такое большое вни­мание уделяется этому термину? Отказ употреблять этот тер­мин в строго догматическом смысле, ведет к отрицанию реаль­ности Боговоплощения и фактически означает впадение в не-сторианство. Если мы отказываемся именовать Деву Марию Богородицей, то тем самым субъектом Воплощения и рожде­ния признаем не Бога Слова, а кого-то от Него отличного, некоего отдельного, самоипостасного человека, разрушая тем самым таинство Боговоплощения, ипостасного соединения.

б) Пресвятая Дева Мария является "Приснодевой"(AeiTCo.pQevoc)

Исповедание Марии Приснодевой означает, что Она была Девой прежде Рождества, пребыла истинною Девою в Рожде­стве, родив Иисуса Христа безболезненно, без нарушения дев­ства, и осталась чистою Девою и по Рождестве, не познав во всю жизнь мужа.

О девственном рождении уже в Ветхом Завете говорится в Ис. 7, 14. Непосредственно о Боговоплощении повествуется в Евангелии (Мф. 1 гл., Лк. 1 гл.). Церковь с древнейших времен исповедует Марию Девой. Так, свщмч. Ириней Лионский (III кн. "Против ересей") пишет: "Для того, чтобы возглавить в Себе Адама, Бог Слово Сам родился от девственной Марии".

В связи с вопросом о приснодевстве Марии возникает про­блема так называемых братьев и сестер Господних, о которых сообщается в Евангелии. В Мф. (13, 55-56) упоминаются четы­ре брата: Иаков, Иосий, Симон и Иуда, а также сестры. Из православных авторов никто никогда не считал этих братьев и сестер родными братьями и сестрами Иисуса Христа, т.е. деть­ми Марии. На Западе под этими братьями обычно понимались двоюродные или троюродные братья и сестры, на Востоке свод­ные, т. е. сыновья и дочери Иосифа от первого брака, а по некоторым толкованиям даже внуки Иосифа.

X. Яннарас пишет о подвиге Божией Матери ("Вера Церк­ви", стр. 149-150): «Воплощаясь, Бог не насилует наше есте­ство, не использует его как инертный материал для осуществ­ления Своей воли. Человеческая природа в результате свобод­ного личного выбора дает свое согласие послужить вочеловече­нию Бога. Она предает себя Богу всецело, в неповторимой лич­ности конкретного человека, ибо природа только и может су­ществовать в личностной ипостаси. Речь идет о Деве Марии, свободно избравшей послушание воле Божией. Таким обра­зом Ее согласие сделало возможным встречу человеческой воли с Божественной в акте воплощения Слова: "Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему". В этих словах выражение са­моотдачи и самозабвения, принятие Божественной воли и абсо­лютное доверие к Его любви. Никакого эгоизма, никакого стрем­ления к личной выгоде. Мария соглашается зачать и родить Христа из одного лишь послушания Богу. Она отдает себя исполнению Божественной воли, и потому зачатие Христа не обус­ловлено никакой естественной необходимостью или целесооб­разностью, никаким вожделением, страстностью, эгоистическим стремлением к наслаждению или инстинктом продолжения рода. Из автономного биологического процесса материнство превращается в событие личностного порядка, связанное с доб­ровольным согласием, с добровольным послушанием Богу и упованием на Провидение Божие. Именно благодаря свободе по отношению к естественной необходимости Пресвятая Бого­родица остается Девой и после рождения Иисуса».

Таким образом, само приснодевство Божией Матери ставит­ся современным греческим богословом в прямую зависимость от степени Ее духовно-нравственного совершенства, от Ее лич­ного подвига. Почитание Божией Матери имеет очень давние корни в христианской традиции, по крайней мере, древнейшие изображения Божией Матери на стенах христианских катакомб и молитвенных домов датируются началом II в. По словам св. Иоанна Дамаскина, наименование "Богородица" содержит в себе "всю историю Божественного домостроительства в мире". Весь Ветхий Завет являлся лишь приуготовлением появления Той, Которая была способна и достойна принять в Себя Божествен­ное Слово. Особая близость Пресвятой Девы к Богу, открывша­яся в богоматеринстве, по учению Церкви, несравненно превос­ходит близость к Богу даже высших ангелов. Эта мысль впер­вые была высказана прп. Ефремом Сириным в одном из его "Слов" и уже значительно позже, в VIII столетии, получила ху­дожественное воплощение в известном гимне прп. Косьмы Ма-юмского "Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим". Прот. Сергий Булгаков говорит, что "почитание Бо­гоматери есть душа православного благочестия, сердце его со­гревающая и оживляющая тело. Любовь ко Христу нераздель­на от любви к Богоматери. Кто не почитает Марию, тот не знает Иисуса. Вера во Христа, не включающая в себя поклоне­ние Богоматери, есть иная вера, иное христианство в сравнении с церковным". ("Православие", стр. 253—254).

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

О БОГЕ СПАСИТЕЛЕ И ОСОБЕННОМ ОТНОШЕНИИ ЕГО К РОДУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ

На сайте allrefs.net читайте: "О БОГЕ СПАСИТЕЛЕ И ОСОБЕННОМ ОТНОШЕНИИ ЕГО К РОДУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: По отношению к Деве Марии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Участие лиц Пресвятой Троицы в спасении человека
  Священное Писание (Быт. 1,26) говорит, что созданию человека предшествовало некое таинственное совещание Божественных Лиц. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по под

Учение о Лице нашего Спасителя или о таинстве Воплощения
  Наиболее важным вероучительным документом по данно­му вопросу является орос IV Вселенского собора (451 г): "Итак, последуя святым отцам, все согласно поучаем исповедывать одног

Свидетельства Откровения о человечестве Иисуса Христа
Никео-Цареградский Символ веры называет Сына Божия воплотив-шимся и вочеловечившимся. На человеческую при­роду Спасителя указывается уже в Ветхом Завете. В Быт. (12,2-3; 22,18) о грядущем Мессии го

Докетизм
В истории богословской мысли существовали ереси, связан­ные с отрицанием или специфическим пониманием человечес­кой природы Христа. Одной из самых первых по времени по­явления христологических ерес

А) Материальный докетизм
По сообщению блж. Феодорита Киррского, материальный докетизм имел несколько разновидностей. Первоначально — это учение о призрачности человечества Христа, т.е. никакого человечества в действительно

Б) Формальный докетизм
Если материальный докетизм подвергает сомнению тожде­ство качественных определений человеческой природы Спаси­теля с нашим человечеством, то формальный докетизм отрица­ет полноту воспринятой Христо

А) Господь Иисус Христос родился по человечеству
сверхъе­стественным образом Со времен Адама все люди рождаются зараженными гре­хом, все подвержены власти первородного греха. Первородный грех, как порча человеческой прир

Б) Иисус Христос есть человек безгрешный
Фактически это отличие Христа от нас по человечеству яв­ляется следствием первого, ибо безгрешность Спасителя есть следствие сверхъестественного образа Его рождения. Челове­чество Спасителя получил

Краткая история догмата
Церковь с самого начала своего существования утверждала, что Христос есть и истинный Бог, и истинный человек, реально различая во Христе две совершенные природы. Но в то же вре­мя Церковь исповедов

А) Учение Нестория
Серьезным этапом в развитии христологии явились несторианские споры, которые начинаются в конце 20-х годов V сто­летия. Архиепископ Константинопольский Несторий был выуче­ником Антиохийско

Б) Учение свт. Кирилла Александрийского
Эти проповеди вызвали резкое противодействие Несторию, прежде всего со стороны свт. Кирилла, архиепископа Александ­рийского. В учении Нестория он увидел реальную опасность рассечения единого Христа

В) Полемика с монофизитством в V-VI вв.
III Вселенский Собор, на котором святитель Кирилл был председателем, защитили Церковь от опасности ереси Нестория, но не дали положительного учения о Лице Искупителя. Халкидонский Собор 45

Во Христе
Разрешение этого вопроса оказалось возможным только во второй четверти VI столетия благодаря терминологическому но­вовведению. В христологии появился новый термин: "воипостасный" ("в

Образ ипостасного соединения во Христе двух естеств
Апостол Павел говорит нам, что явление Бога во плоти есть "велия благочестия Тайна". Сам по себе этот образ соединения недоступен нашему пониманию, поэтому выразить эту Тайну мы можем тол

И Богом и человеком
При этом свойства человеческие приписываются Христу как Богу. Например, "Распяли Господа славы" (1 Кор. 2,8). "Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстите

Б) Обожеиие человеческого естества в Иисусе Христе
Человеческая природа Господа Иисуса Христа через соеди­нение с Божеством приобщилась свойств Божественных и обо­гатилась ими, т. е. пришла в состояние обожения. Человечес­кая плоть, соединившись во

По отношению к Пресвятой Троице
Воплотилось именно Второе Лицо Троицы: св. апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит: "Слово стало плотью" (Ин. 1, 14). Не Божество, а именно Слово. Слово в богословском языке св. Иоанн

Понятие об Искуплении в свете данных Священного Писания
В Свщ. Писании о спасении говорится двояким образом. Приведем две цитаты из апостола Павла: "Вы спасены, и сие не от вас, Божий дар" (Еф. 2,8). Здесь о спасении говорится как о чем-то уже

Необходимость Искупления для спасения человека
Искупление совершенно необходимо для нашего спасения. Для спасения недостаточно одного только учения Господа Иисуса Христа и примера Его личной жизни. Вид здорового человека и пример здорового обра

Цель Искупления
Искупление имеет как бы два измерения: положительное и отрицательное. О положительном измерении Искупления В.Н.Лосский пишет (стр. 280): "Искупление — самое средото­чие домостроительства Сына

Б)проклятие
Свт. Филарет Московский (Катихизис) дает следующее оп­ределение проклятия: "Проклятие — это осуждение греха пра­ведным судом Божиим". Вслед за грехопадением следует из­гнание первых людей

Вследствие Искупления
Ап. Павел говорит: "Бог во Христе примирил с Собою мир" (2 Кор. 5, 19). После грехопадения люди стали врагами Божиими, чадами гнева Божия по естеству, поэтому было необходимо изменение от

Библейские и святоотеческие образы Искупления
Посредством образов отцы Церкви пытались приоткрыть нам тайну Искупления. Прежде всего это образ юридический, что вполне естественно, так как само слово "искупление" заим­ствовано из юрид

Юридическая теория Искупления
Отцом этой теории является западный схоласт Ансельм Кентерберийский (1033-1109). Нельзя сказать, что он создал свою теорию на пустом месте, ибо тенденции истолковывать тайну

Положительные стороны юридической теории
Во-первых, в этой теории однозначно заявляется невозмож­ность для человека спастись своими собственными силами. Во-вторых, указывается, что для спасения человека от греха и смер­ти необходимо радик

Недостатки юридической теории
Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что фун­даментальные понятия, на которых основывается эта теория — "оскорбление", "удовлетворение", "заслуга" и пр.,

Нравственная теория Искупления
Реакцией на крайность юридической теории явилась так называемая нравственная теория Искупления. Само это назва­ние возникло относительно недавно; первым ввел его в упот­ребление профессор Казанског

Положительные стороны нравственной теории Искупления
Прежде всего, это критика крайностей юридической теории. Представители этого направления богословской мысли убеди­тельно показали, что основные термины, на которых основыва­ется юридическая теория

Недостатки нравственной теории Искупления
Для объективной оценки нравственной теории Искупления вновь предоставим слово архиепископу Гурию: "Нравственная теория Искупления, появившаяся в результате критики юри­дической теории и в прот

Учение об Искуплении современных православных богословов
В XX столетии осознание ограниченности как юридической, так и нравственной теории Искупления привело некоторых бо­гословов к непосредственному обращению к святоотеческому наследию, на основании кот

Связано для Него с величайшим подвигом
Исцеление и восстановление человечества во Христе не мог­ло совершиться механически, с насилием над человеческой при­родой, потому что соединение Божества и человечества во Хри­сте — это архетип со

С идеей Божественной правды и справедливости
В искупительном подвиге Христа Спасителя открылись и Божественное правосудие, с одной стороны, и любовь и милость Божия к человеку — с другой. Любовь и милость открываются в том, что Христос, говор

Боговоплощение
Боговоплощение есть начало и основание восстановления теснейшего союза человека с Богом; через Боговоплощение уст­раняется грех и, следовательно, та пропасть, которая разделила человека и Бога с мо

Учение Господа нашего Иисуса Христа
Учение Христа — это также составляющая того, что назы­вается Искуплением. Помимо принесения Крестной жертвы, Воскресения и Вознесения Христова, необходимо бы также научить людей, чтобы они понимали

А) Закон веры
Закон веры — это истинное боговедение открытое Госпо­дом человечеству, которого не имели ни язычники, религиоз­ные взгляды которых характеризуются политеизмом (много­божием) и натурализмом, т.е. об

Закон деятельности, или закон жизни и благочестия
Суть этого закона наилучшим образом выражена в следу­ющих словах Христа Спасителя: "Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам" (Мф. 6, 33). Согласно уч

Пророчества Иисуса Христа
В Своем пророческом служении Господь является продол­жателем и исполнителем традиции ветхозаветных пророков. Однако между служением пророков и служением Христа есть и существенная разница. Ап. Паве

Чудеса Спасителя
Господь во время Своей земной жизни не только учил сло­вом, но еще и творил чудеса. В греческом тексте Нового Завета для обозначения чудес, совершаемых Иисусом Христом, исполь­зуется два слова — &q

Цели, для которых Иисус Христос совершал чудотворения
Во-первых, чудеса Самим Спасителем рассматриваются как свидетельства о Его Божественном посланничестве и Божествен­ном достоинстве (например, Преображение) перед учениками. В беседе с иудеями после

А) Крестная смерть как Жертва
Вся земная жизнь Христа Спасителя имеет искупительное значение, служит примирению человека с Богом. Но Крестная смерть занимает совершенно особое место. В прощальной бесе­де с учениками Господь гов

Б) Крестная Жертва — центральное событие Искупления
Почему именно Голгофа, смерть на Кресте, является куль­минационным моментом всего служения Христова, Его иску­пительного подвига? Рационально во всей глубине понять эту тайну мы, конечно, не можем;

Сошествие Иисуса Христа во ад и победа над адом
О сошествии во ад сообщает ап. Павел: "Он и нисходил прежде в преисподние места земли" (Еф. 4,9), а также и ап. Петр: "...Он и находящимся в темнице духам, сошед пропове­дал" (1

А) Значение события Воскресения в деле Искупления
С древнейших времен именно Воскресение Христово пере­живалось Церковью как важнейшее из событий, составляющих в совокупности то, что мы называем Искуплением. Ап. Павел Говорит: "а если Христос

Б) Действительность Воскресения Христова
Воскресение Иисуса Христа из мертвых — событие настоль­ко не укладывающееся в рамки человеческого сознания, что поверить в него было трудно даже Его ученикам и апостолам, которых Господь Сам в тече

А) Значение этого события в деле Искупления
В Свщ. Писании о Вознесении говорится у ев. Марка: "Гос­подь, после беседования с ними вознесся на небо" (Мк. 16,19). Подробнее других о событии Вознесения говорит ев. Лука: &quo

Б) Действительность Вознесения Христова
В арсенале противников христианской веры имеются две гипотезы, посредством которых пытались в различные време­на оспорить действительность Вознесения Иисуса Христа. Первая гипотеза — иудей

Вечное царствование Иисуса Христа по Вознесении на небо
Евангелист Марк говорит, что по Вознесении Господь "вос­сел одесную Бога" (Мк. 16,19). Архидиакон и первомученик Стефан свое предсмертное видение описывает такими слова­ми: "Я вижу н

Очищение от грехов
Каким образом Бог может простить человека? Ведь для че­ловека важно не просто избежать наказания за грех — необхо­димо перестать быть грешным, в противном случае Бог никак не может освободить нас о

Примирение с Богом
Следствием прощения и освобождения от грехов является примирение людей с Богом и восстановление союза между ними. О восстановлении этого союза говорит ап. Павел: "Оправдав­шись верою, м

По отношению к следствиям падения
Рассмотрим всеобъемлющее значение искупительного подвига по отношению к следствиям падения. Грехопадение имеет четыре следствия, являющиеся преградами между Богом и че­ловеком: грех, проклят

Дарование полноты благ
Дарование полноты благ означает возможность в церковной жизни получать освящающую нас благодать, причем эта благо­дать изливается на человека неограниченно, "ибо не мерою дает Бог Духа" (

ВО ХРИСТЕ И ХРИСТОМ СПАСЕНИЯ
  Человек не может спастись своими собственными силами. Природа его вследствие грехопадения повредилась до такой степени, что своими силами выправить ее он не в состоянии. Поэтому чел

Понятие о благодати в свете Свщ. Писания
Слову "благодать" соответствует в греческом языке слово •^dptc,, в латинском — слово gratia. Древние греки и римляне этими словами выражали понятия о приятных свойствах лица

Участие Лиц Святой Троицы в раздаянии благодати
Благодать, вне зависимости от того, рассматривается ли она как свойство естества Божия или как сила, энергия, направленнаю от Бога на тварный мир, есть атрибут Божественной при­роды, т.е. является

Виды благодати
Стремление классифицировать виды благодати не свойствен­но богословию Восточной Церкви. У свв. отцов мы не находим попыток такой классификации. Подобного рода классифика­ции появляются на Западе в

Всеобщая благодать
Всеобщую благодать в богословской литературе часто назы­вают "благодатью предваряющей" или "благодатью просвеща­ющей". В Послании Восточных Патриархов о Православной вере (3 чл.

Оправдывающая благодать
В Послании Восточных патриархов (чл. 3) о ней сказано: "Содействуя, укрепляя и постепенно совершенствуя (верующих) в любви Божией, оправдывает их и делает предрасположенны­ми ко спасе

Благодать сохраняющая и возрождающая духовную жизнь
Каковы действия этой благодати? а) споспешествование в борьбе с грехом, укрепление нашей личной воли в ее направленности к добру. б) усвоение нами праведности и святости Христовых

Пелагианство
Споры об отношении благодати к свободе впервые возникли в первой трети V века в связи с учением Пелагия. Пелагий — британский монах (по другим сведениям — мирянин-аскет в начале V века прибыл в Рим

Учение блаженного Августина
К числу односторонних учений о благодати относятся и та­кие учения, в которых благодать рассматривается как сила, вне­шняя по отношению к человеку и устраняющая его свободу. Впервые эти тенденции о

Православное учение об отношении благодати к свободе
Каков православный взгляд на соотношение благодати и свободы? Преданием Восточной Церкви всегда утверждалась синэргия Божественной благодати и свободы человека: «Мы соработники (cruvepyot) у Бога»

Значение веры и добрых дел в устроении спасения
Вопрос о соотношении добрых дел и веры в устроении спа­сения есть частный момент учения о соотношении благодати и свободы. На нем не стоило бы заострять внимание, если бы вопрос этот не был предмет

О Церкви как посреднице в деле освящения
Нуждается ли человек для спасения в каком-то внешнем посредстве или его спасение может быть совершенно непосред­ственно, основываясь исключительно на его личных отноше­ниях с Богом? Для разрешения

Понятие о Церкви Христовой
Слово "церковь" (греч. ЬскЛ.т^сла), происходит от глагола "эккалео" (еккоЛАв), что означает "собирать, вызывать". В древних Афинах "экклесией" называли город

Понятие о Церкви Христовой на земле
Пространный Катихизис (гл. 9) говорит, что "Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных право­славною верою, законом Божиим, священноначалием и таин­ствами". Сущест

Основание Церкви Господом Иисусом Христом
Иисуса Христа называют Основателем Церкви, но это наи­менование прилагается к Спасителю совершенно не в том смыс­ле, в каком оно употребляется по отношению к основателям других религиозных обществ.

Цель и назначение Церкви
Евангелие говорит, что Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, был послан в этот мир Отцом, чтобы "взыскать и спа­сти погибшее". Так говорит о цели Своего служения Сам Гос­подь (Мф. 18,

Христологический и пневматологический аспект Церкви
Экклезиологическое сознание современного христианина хри-стоцентрично. В современной богословской литературе о Церк­ви говорится главным образом как о Теле Христовом, все ос­тальное обычно забывает

Святой Дух в жизни Церкви
Святой Дух действует в Церкви двояким образом. Из Свщ. Писания мы видим, что имели место два различных сообщения Святого Духа Церкви. О первом говорится в Ин. 20, 21-22: "Иисус же ска

Христологический аспект Церкви
Первое сообщение Св. Духа относится к Церкви в целом как к единому Телу. В данном случае Святой Дух преподается не каждому из апостолов в отдельности, а всей совокупности апостолов как единому цело

Пневматологический аспект Церкви
Мы знаем, что Церковь есть Тело Христово, как бы заключенное в Ипостаси Христа, но при этом, как правило, не обращаем внимания на то, что Церковь есть еще и образ Пресвятой Трои­цы. Троица есть мно

В их единстве
Христологический аспект Церкви связан с присутствием бла­годати в таинствах, священнодействиях, иерархии, церковной власти, священных символах. В этом аспекте благодать имеет характер предопределен

Существенные свойства истинной Церкви Христовой
Существенные свойства того или иного предмета — это те свойства, без которых предмет перестает быть самим собой. Существенные свойства следует отличать от свойств случай­ных, акциденций. Таким обра

Единство Церкви
В количественном отношении Господь Иисус Христос со­здал только одну Церковь: "...Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16, 18). Своей целью Господь называет создание Церк

Святость Церкви
Святость — одно из свойств Божеского естества. Святость как свойство Божие означает, что Бог чист от греха и не может согрешить, любит в тварях добро и ненавидит зло, в Своих стремлениях определяет

Соборность, или кафоличность Церкви
В Пространном Катихизисе говорится, что "Церковь имену­ется соборной и кафоличной потому, что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующи

Апостольство Церкви
Свщ. Писание говорит о служении Господа Иисуса Христа как о служении апостольском. Ап. Павел пишет: "...Бог по­слал (греч., ^cx'rcfcn'eiAev) Сына Своего (Единородного), Который родился от жены

Богоучрежденная церковная иерархия
По мнению протестантов, иерархия есть не более чем цер­ковное представительство, достаточно выбрать наиболее достойных людей и доверить им служение учительства, священно­действия и управления. Прот

Апостолы
Об апостольском служении воскресший Господь говорит во время явления Своим ученикам в Галилее: "Итак идите, на­учите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать в

Епископы
Епископы являются непосредственными преемниками и про­должателями служения апостолов. На тесную связь апостоль­ского и епископского служения указывает тот факт, что Сам Господь Иисус Христос в Свщ.

Пресвитеры
В первенствующей Церкви пресвитеры, как это видно из Свщ. Писания, поставлялись на служение либо апостолами (Деян. 14,23), либо епископами, что следует из 1 и 2 Тим. и Тит. Практически во всех книг

Диаконы
Впервые о диаконах говорится в книге Деяний (гл. 6). Точ­нее, там говорится о "семи мужах", которые были избраны для того, чтобы служить практическим потребностям Церкви. Сами они в книге

Необходимость принадлежать к Церкви для спасения
Свщ. Писание прямо говорит, что спасение возможно толь­ко во Христе (Деян. 4, 12): "ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись". Без соединения

Союз между Церковью земною и Церковью небесной
Православная экклезиология проводит различие между Цер­ковью странствующей и Церковью торжествующей, которые различны по формам бытия своих членов, но, вопреки протес­тантскому мнению, не изолирова

Ходатайства святых за верующих, живущих на земле
Церковь созидается "на основании Апостолов и пророков" (Еф. 2, 20). Но пророки и апостолы не только были, но и оста­ются основаниями Церкви. Все достигшие святости занимают в Церкви особо

Почитание святых
О святых мы говорим как о ходатаях и посредниках между Богом и человеком. Между тем в Священном Писании как о Ходатае и Посреднике говорится о Самом Иисусе Христе. Например, в Послании Евреям Госпо

Почитание мощей святых угодников Божиих
Основанием для христианского почитания мощей является Боговоплощение. Восприняв в Боговоплощении человеческую природу во всей полноте, Господь тем самым утвердил навеки достоинство человеческой тел

Почитание святых икон
Священные изображения в христианской Церкви имели ме­сто уже во времена апостольские. Известно, что город Помпея в Италии был уничтожен извержением вулкана в 79 году по Р. X., т. е. еще в апостольс

Евхаристия как таинство
Евхаристия есть таинство, в котором хлеб и вино прелага­ются Духом Святым в истинное Тело и в истинную Кровь Господа Иисуса Христа, а затем верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Хрис

Преложение хлеба и вина в таинстве Евхаристии
Прежде чем говорить о том, как святые отцы понимали Преложение хлеба и вина в таинстве Евхаристии, рассмотрим, как понимается Преложение в католицизме и протестантизме. Католики для обозна

Образ пребывания Господа Иисуса Христа в Святых Дарах
Господь Иисус Христос в евхаристических Дарах присут­ствует всем Своим существом, т. е. и телом, и душою человече­ства, и Божеством. Весь Христос присутствует в каждой части евхаристически

Отношение Евхаристии к Голгофской Жертве
Евхаристия не есть повторение Крестной Жертвы, а прине­сение жертвенных Тела и Крови, однажды вознесенных Иску­пителем на Крест, "всегда ядомых и николиже иждиваемых". Поэтому Голгофская

Евхаристия как Жертва
1) Евхаристия есть Жертва благодарения, представляющая собой прославление и благодарение Бога за все великие дела Божий, в том числе Творение, Промышление о мире и человеке и Искупление. 2

Телесная смерть и бессмертие души
Идея бессмертия души есть идея исключительно христианс­кая. За пределами христианской традиции она не встречается. Когда говорят о том, что в религиях, которые не являются ре­лигиями Откровения, пр

Частный суд
Частным судом называется суд, который проходит каждый человек индивидуально после телесной смерти. В Свщ. Писа­нии Ветхого Завета в Сир. (11,26-27) о частном суде говорит­ся: "Легко для Господ

Мздовоздаяние после частного суда
Православная Церковь различает два разных состояния после частного суда — для праведников и для грешников, ко­торым соответствуют два места нахождения — рай и ад. У римо-католиков различается три с

Состояние душ праведных после частного суда
В Свщ. Писании само место пребывания праведников после частного суда называется "раем" (Лк. 23, 43, 2 Кор. 12, 4); "Царством небесным" (Мф. 8, 11; о, 3; 5, 10); "Царством Б

Состояние душ грешников после частного суда
Об этом нам очень мало известно. Место пребывания греш­ников после частного суда Евангелие называет, во-первых, "адом" (Лк. 16, 23, Деян. 2, 51). "Ад" (греч. — a'i5r|c) буквальн

Молитвы Церкви за усопших
Мздовоздаяние после частного суда не есть окончательное, это лишь состояние предвкушения блаженства или мучения и, следовательно, возможно изменение участи тех, кто умер в по­каянии, но не принес д

Римо-католическое учение о чистилище
Это учение неразрывно связано с римо-католической сотериологией вообще. Католическое богословие различает в каж­дом греховном деянии два момента: вину греха и наказание за грех. При этом грехи у ка

Неизвестность времени Второго пришествия
О неизвестности этого события говорит Сам Господь Иисус Христос: "О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один" (Мф. 24, 36); "...бодрствуй­те, пото

Явление пророка Илии
"...Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня..." (Мал. 4, 5). Господь подтвердил это пророчество: "...правда, Илия должен придти прежде и устроить вс

Падение нравственности
"...по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь" (Мф. 24, 12); "...друг друга будут предавать и вознена­видят друг друга" (Мф. 24, 10). Ненависть и разделение про

Священного Писания и Священного Предания
Сама приставка "dEvii" в греческом языке может иметь два значения: "против" и "вместо". По отношению к антихристу оба эти значения правомочны, потому что антихрист, со

Поражение его от Господа
По словам св. Иоанна Дамаскина (Точное изложение... кн. 4, гл. 26), "антихрист будет воспитан тайно, потом внезапно восстанет, возмутится и воцарится". Он будет бороться против всех религ

Второе пришествие Христово
Греческое название Второго пришествия—"яа.роиеа"; соответствующее латинское наование "adventus". Второе прише­ствие Спасителя, в отличие от Его Первого пришествия на Зем­лю, буд

Воскресение мертвых, его действительность
Пространный Катихизис (чл. 11) таким образом определя­ет, что есть воскресение: "... действие могущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединяясь опять с их душами, оживут и б

Вопросы для самостоятельного изучения
  1) Всеобщность воскресения умерших. 2) Одновременность воскресения умерших. Хилиазм (уче­ние о 1000-летнем Царстве Христовом на земле), его ложность. Благодатное царство Хр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги