Значение веры и добрых дел в устроении спасения - раздел Религия, О БОГЕ СПАСИТЕЛЕ И ОСОБЕННОМ ОТНОШЕНИИ ЕГО К РОДУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ Вопрос О Соотношении Добрых Дел И Веры В Устроении Спасения Есть Частный Мом...
Вопрос о соотношении добрых дел и веры в устроении спасения есть частный момент учения о соотношении благодати и свободы. На нем не стоило бы заострять внимание, если бы вопрос этот не был предметом спекуляций протестантских проповедников, утверждающих, что человек оправдывается только верой, вне зависимости от дел. Протестанты при изложении своего учения пытаются опереться на авторитет ап. Павла. Отметим цитаты, на которые они обычно ссылаются:
"Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься; потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению" (Рим. 10, 9-10).
"Благодатью вы спасены чрез веру" (Еф. 2, 8).
"Без веры угодить Богу невозможно" (Евр. 11, 6).
Слова прор. Аввакума: "Праведный верою жив будет", которые дважды приводит ап. Павел (Рим. 1, 17; Гал. 3, 11).
Обычно ошибки еретиков состоят в том, что одна из сторон Откровения вырывается из контекста и абсолютизируется. Это и происходит в протестантском учении об оправдании и спасении только верой. Ап. Павел ничуть не меньше, чем об оправдании верой, говорит о добрых делах и о их необходимости для спасения.
В Рим. 2, 6-8 сказано, что Господь "воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине... ярость и гнев".
"Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое" (2 Кор. 5, 10).
О служителях сатаны, которые принимают вид служителей правды, ап. Павел говорит: "Конец их будет по делам их" (2 Кор. 11,15).
"Каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал" (Еф.6,8).
"А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде" (Кол. 3, 25).
Эти два ряда высказываний, на первый взгляд, представляются взаимно исключающими: одни говорят о достаточности для спасения одной только веры, в то время как другие указывают на необходимость для спасения также и добрых дел. Очевидно, дело здесь в том, что ап. Павел говорит о дедах в тоу специфическом смысле, в каком добрые дела понимались в современном ему иудействе. Для иудеев было характерно наемническое отношение к Богу. В основе этого отношения лежали понятия договора и заслуги, сам закон рассматривался, иудеями как величайшее благодеяние Бога по отношению к богоизбранному народу, потому что благодаря закону иудеи имели возможность добиваться перед Богом заслуг через исполнение заповедей. А через приобретение заслуг чувствовали себя имеющими право на вознаграждение. Иначе говоря, праведность в иудаизме понималась как соотношение между богоугодными и греховными деяниями. Тот, у кого этот баланс оказывался положительным, считался пред Богом праведным. Очевидно, что при таких установках не остается места для личного отношения к Богу и спасение мыслится в таком случае как нечто внешнее по отношению к человеку. Жизнь по закону самого человека внутренне не изменяет. У протестантов, которые любят ссылаться на ап. Павла в подтверждение своего учения об оправдании одной только верой, отношение к Богу также законническое. Добрые дела ими рассматриваются как заслуги и отрицаются как необходимые для спасения потому, что, с точки зрения протестантов, если признать за нашими добрыми делами значение заслуг, то тем самым умаляются заслуги Христовы, которых вполне достаточно для спасения всего человечества.
Впрочем, добрые дела как таковые протестантами не отрицаются, но рассматриваются лишь как иллюстрация и свидетельство того, что человек обладает истинной верой. Как же мыслят соотношение между верой и добрыми делами ал. Павел и другие апостолы, которые оставили свои книги в корпусе Нового Завета? Прежде всего, по ап. Павлу, спасает не вера сама по себе и не дела сами по себе. Спасение совершает Бог Своею благодатию. Вот как мыслит ап. Павел соотношение между верой и благодатию: "Верою получили мы доступ к той благодати" (Рим. 5, 2), т. е. вера — это условие получения благодати.
Для того чтобы быть понятным своим современникам, ап. Павел обращается к Свщ. Писанию, к примеру праотца Авраама, который иудеями рассматривается как отец всех верующих, как величайший образец для подражания в религиозной жизни. Апостол цитирует Быт. (15,6): "Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность" (Рим. 4,3). Иудеи рассматривали веру как одно из добрых дел, как одну из заслуг наряду с другими заслугами, и ап. Павел показывает, что мнение современных ему раввинов не согласно со Свщ. Писанием. Авраам стал праведником после того, как он уверовал в Бога, еще до того, как совершил какие-либо дела. И именно вера явилась основанием его праведного поведения.
Вселение Христа в наши сердца также осуществляется по вере (Еф. 3,17). Но благодать — это не безличная сила, которая может быть отчуждена от Бога, подобно тому как свет может быть отделен от своего источника; благодать в своем исхожде-нии от Бога никогда от Него не отделяется, т.е. присутствие благодати есть всегда личное присутствие Самого Бога. "Благодать — это присутствие в нас Бога, и оно требует с нашей стороны непрестанных усилий" (В.Н. Лосский Очерк..., стр. 149). Поэтому недостаточно только получить по вере благодатный дар, необходимо этот дар принять и усвоить, иначе сообщение благодати может оказаться тщетным. О том, что сообщение благодати может оказаться таковым, ап. Павел говорит в 2 Кор. 6, 1. Вспомним, как учил о цели христианской жизни прп. Серафим Саровский: "Истинная цель жизни нашей христианской, — говорит он в беседе с Мотовиловым, — есть стяжание Духа Святаго Божия, пост же, бдение, молитвы, милостыня, и всякое Христа ради делаемое добро суть средства для стяжания Святаго Духа Божия". Доброделанием, подвигом благодать усваивается. О необходимости подвига со стороны человека ап. Павел говорит неоднократно. Так, он говорит о необходимости сораспяться Христу (Гал. 2, 19), "распять свою плоть со страстями и похотями" (Гал. 5, 24), "сражаться до крови, подвизаясь против греха" (Евр. 12,4). Как же в таком случае понимать слова апостола о том, что "человек оправдывается верою, независимо отдел закона?" (Рим. 3,28).
Несомненно, эти слова ап. Павла относятся к таинству вступления человека в христианскую жизнь, т.е. ко Крещению. Действительно, в Крещении мы получаем оправдание исключительно по нашей вере, вне зависимости от того, кто какую жизнь из нас вел до Крещения. Спасение во Христе не зависит от дел закона, поскольку человек обращается ко Христу и получает в Крещении оправдание вне зависимости от того, в какой степени он до Крещения соблюдал закон. Не исполнение закона приводит ко Христу, а вера во Христа, которая от дел закона никак не зависит. Эти слова апостола можно понимать и шире. Дела не нужны в качестве внешнего по отношению к вере придатка, того, что лежит вне области веры, что ею не вдохновлено, ибо доброе дело не есть заслуга, которая дает человеку право на получение благодатных даров.
Кроме того, по учению апостола, вера не является постоянной величиной. Известно, что всякий орган без упражнения неизбежно атрофируется, отмирает. И вера не есть исключение. Мы знаем, что она может возрастать (2 Фес. 1,3), она может ослабевать и даже полностью исчезать, в 1 Тим. (1, 18) aп. Павел говорит о людях, которые потерпели "кораблекрушение в вере", т.е. полностью утратили веру. Чем возможно укреплять, упражнять веру? Естественно, ничем иным, как делами в соответствии с верой. Об этом говорит ап. Иаков: "Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе" (Иак. 2,17). Иными словами, добрые дела и вера связаны между собой по принципу обратной связи, вера вдохновляет человека на добрые дела, а дела укрепляют и углубляют веру.
О праотце Аврааме ап. Иаков говорит: "Вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства, поэтому, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва" (Иак. 2, 26).
Если обратиться к Евангелию, то станет очевидно, что учение ап. Павла находится в полном соответствии с учением Самого Господа Иисуса Христа. Господь так же говорит о необходимости веры для спасения. Например: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет, и кто не будет веровать, осужден будет" (Мк. 16,16).
"Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал" (Ин. 6, 29). Но Господь говорит и о недостаточности только веры, о необходимости для спасения также и добрых дел.
"Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! Войдет в Царствие Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Мф. 7,21).
"Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам" (Ин.8,15).
О необходимости подвига в христианской жизни Христос говорит совершенно определенно: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною" (Мф. 16, 24).
По учению Свщ. Писания, вера сама по себе, не подтверждаемая добрыми делами, не ведет к совершенству. Но в то же время и дела без веры не являются, в строгом смысле, спасительными. Вот что говорит об этом прп. Серафим Саровский: "Заметьте, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Духа Святого. Все же не ради Христа делаемое, благодати Божией не дает". Эти слова прп. Серафима. В. Н. Лосский комментирует следующим образом (Очерк..., стр. 149): "Для христианина не существует автономного добра, доброе дело хорошо лишь постольку, поскольку оно служит нашему соединению с Богом, поскольку оно способствует стяжанию благодати, добродетели — не цель, а средство". Конечно, доброе дело, кем бы оно ни совершалось, заслуживает нашего уважения. Ап. Павел говорит, что во всяком народе человек, поступающий на правде, приятен Господу (Деян. 10, 34-35), и мы можем молиться и надеяться, что добрые дела, совершаемые нехристианами, не пропадут даром и не будут "забыты" у Бога. Но в то же время дела, которые совершаются не по вере, вне сознания искупительного подвига Христа Спасителя, не сообщают человеку освящающей благодати, т. е. не приближают его к Богу, не соединяют с Богом внутренней связью и не ведут человека путем святости.
Все темы данного раздела:
Участие лиц Пресвятой Троицы в спасении человека
Священное Писание (Быт. 1,26) говорит, что созданию человека предшествовало некое таинственное совещание Божественных Лиц. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по под
Учение о Лице нашего Спасителя или о таинстве Воплощения
Наиболее важным вероучительным документом по данному вопросу является орос IV Вселенского собора (451 г): "Итак, последуя святым отцам, все согласно поучаем исповедывать одног
Свидетельства Откровения о человечестве Иисуса Христа
Никео-Цареградский Символ веры называет Сына Божия воплотив-шимся и вочеловечившимся. На человеческую природу Спасителя указывается уже в Ветхом Завете. В Быт. (12,2-3; 22,18) о грядущем Мессии го
Докетизм
В истории богословской мысли существовали ереси, связанные с отрицанием или специфическим пониманием человеческой природы Христа. Одной из самых первых по времени появления христологических ерес
А) Материальный докетизм
По сообщению блж. Феодорита Киррского, материальный докетизм имел несколько разновидностей. Первоначально — это учение о призрачности человечества Христа, т.е. никакого человечества в действительно
Б) Формальный докетизм
Если материальный докетизм подвергает сомнению тождество качественных определений человеческой природы Спасителя с нашим человечеством, то формальный докетизм отрицает полноту воспринятой Христо
А) Господь Иисус Христос родился по человечеству
сверхъестественным образом
Со времен Адама все люди рождаются зараженными грехом, все подвержены власти первородного греха. Первородный грех, как порча человеческой прир
Б) Иисус Христос есть человек безгрешный
Фактически это отличие Христа от нас по человечеству является следствием первого, ибо безгрешность Спасителя есть следствие сверхъестественного образа Его рождения. Человечество Спасителя получил
Краткая история догмата
Церковь с самого начала своего существования утверждала, что Христос есть и истинный Бог, и истинный человек, реально различая во Христе две совершенные природы. Но в то же время Церковь исповедов
А) Учение Нестория
Серьезным этапом в развитии христологии явились несторианские споры, которые начинаются в конце 20-х годов V столетия.
Архиепископ Константинопольский Несторий был выучеником Антиохийско
Б) Учение свт. Кирилла Александрийского
Эти проповеди вызвали резкое противодействие Несторию, прежде всего со стороны свт. Кирилла, архиепископа Александрийского. В учении Нестория он увидел реальную опасность рассечения единого Христа
В) Полемика с монофизитством в V-VI вв.
III Вселенский Собор, на котором святитель Кирилл был председателем, защитили Церковь от опасности ереси Нестория, но не дали положительного учения о Лице Искупителя.
Халкидонский Собор 45
Во Христе
Разрешение этого вопроса оказалось возможным только во второй четверти VI столетия благодаря терминологическому нововведению. В христологии появился новый термин: "воипостасный" ("в
Образ ипостасного соединения во Христе двух естеств
Апостол Павел говорит нам, что явление Бога во плоти есть "велия благочестия Тайна". Сам по себе этот образ соединения недоступен нашему пониманию, поэтому выразить эту Тайну мы можем тол
И Богом и человеком
При этом свойства человеческие приписываются Христу как Богу. Например, "Распяли Господа славы" (1 Кор. 2,8). "Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстите
Б) Обожеиие человеческого естества в Иисусе Христе
Человеческая природа Господа Иисуса Христа через соединение с Божеством приобщилась свойств Божественных и обогатилась ими, т. е. пришла в состояние обожения. Человеческая плоть, соединившись во
По отношению к Пресвятой Троице
Воплотилось именно Второе Лицо Троицы: св. апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит: "Слово стало плотью" (Ин. 1, 14). Не Божество, а именно Слово. Слово в богословском языке св. Иоанн
По отношению к Деве Марии
а) Дева Мария именуется Богородицей (по-гречески QsotdKoc)
Это наименование является следствием учения об ипостасном единстве природ во Христе и об общении свойств, com
Понятие об Искуплении в свете данных Священного Писания
В Свщ. Писании о спасении говорится двояким образом. Приведем две цитаты из апостола Павла: "Вы спасены, и сие не от вас, Божий дар" (Еф. 2,8). Здесь о спасении говорится как о чем-то уже
Необходимость Искупления для спасения человека
Искупление совершенно необходимо для нашего спасения. Для спасения недостаточно одного только учения Господа Иисуса Христа и примера Его личной жизни. Вид здорового человека и пример здорового обра
Цель Искупления
Искупление имеет как бы два измерения: положительное и отрицательное. О положительном измерении Искупления В.Н.Лосский пишет (стр. 280): "Искупление — самое средоточие домостроительства Сына
Б)проклятие
Свт. Филарет Московский (Катихизис) дает следующее определение проклятия: "Проклятие — это осуждение греха праведным судом Божиим". Вслед за грехопадением следует изгнание первых людей
Вследствие Искупления
Ап. Павел говорит: "Бог во Христе примирил с Собою мир" (2 Кор. 5, 19). После грехопадения люди стали врагами Божиими, чадами гнева Божия по естеству, поэтому было необходимо изменение от
Библейские и святоотеческие образы Искупления
Посредством образов отцы Церкви пытались приоткрыть нам тайну Искупления. Прежде всего это образ юридический, что вполне естественно, так как само слово "искупление" заимствовано из юрид
Юридическая теория Искупления
Отцом этой теории является западный схоласт Ансельм Кентерберийский (1033-1109). Нельзя сказать, что он создал свою теорию на пустом месте, ибо тенденции истолковывать тайну
Положительные стороны юридической теории
Во-первых, в этой теории однозначно заявляется невозможность для человека спастись своими собственными силами. Во-вторых, указывается, что для спасения человека от греха и смерти необходимо радик
Недостатки юридической теории
Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что фундаментальные понятия, на которых основывается эта теория — "оскорбление", "удовлетворение", "заслуга" и пр.,
Нравственная теория Искупления
Реакцией на крайность юридической теории явилась так называемая нравственная теория Искупления. Само это название возникло относительно недавно; первым ввел его в употребление профессор Казанског
Положительные стороны нравственной теории Искупления
Прежде всего, это критика крайностей юридической теории. Представители этого направления богословской мысли убедительно показали, что основные термины, на которых основывается юридическая теория
Недостатки нравственной теории Искупления
Для объективной оценки нравственной теории Искупления вновь предоставим слово архиепископу Гурию: "Нравственная теория Искупления, появившаяся в результате критики юридической теории и в прот
Учение об Искуплении современных православных богословов
В XX столетии осознание ограниченности как юридической, так и нравственной теории Искупления привело некоторых богословов к непосредственному обращению к святоотеческому наследию, на основании кот
Связано для Него с величайшим подвигом
Исцеление и восстановление человечества во Христе не могло совершиться механически, с насилием над человеческой природой, потому что соединение Божества и человечества во Христе — это архетип со
С идеей Божественной правды и справедливости
В искупительном подвиге Христа Спасителя открылись и Божественное правосудие, с одной стороны, и любовь и милость Божия к человеку — с другой. Любовь и милость открываются в том, что Христос, говор
Боговоплощение
Боговоплощение есть начало и основание восстановления теснейшего союза человека с Богом; через Боговоплощение устраняется грех и, следовательно, та пропасть, которая разделила человека и Бога с мо
Учение Господа нашего Иисуса Христа
Учение Христа — это также составляющая того, что называется Искуплением. Помимо принесения Крестной жертвы, Воскресения и Вознесения Христова, необходимо бы также научить людей, чтобы они понимали
А) Закон веры
Закон веры — это истинное боговедение открытое Господом человечеству, которого не имели ни язычники, религиозные взгляды которых характеризуются политеизмом (многобожием) и натурализмом, т.е. об
Закон деятельности, или закон жизни и благочестия
Суть этого закона наилучшим образом выражена в следующих словах Христа Спасителя: "Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам" (Мф. 6, 33).
Согласно уч
Пророчества Иисуса Христа
В Своем пророческом служении Господь является продолжателем и исполнителем традиции ветхозаветных пророков. Однако между служением пророков и служением Христа есть и существенная разница. Ап. Паве
Чудеса Спасителя
Господь во время Своей земной жизни не только учил словом, но еще и творил чудеса. В греческом тексте Нового Завета для обозначения чудес, совершаемых Иисусом Христом, используется два слова — &q
Цели, для которых Иисус Христос совершал чудотворения
Во-первых, чудеса Самим Спасителем рассматриваются как свидетельства о Его Божественном посланничестве и Божественном достоинстве (например, Преображение) перед учениками. В беседе с иудеями после
А) Крестная смерть как Жертва
Вся земная жизнь Христа Спасителя имеет искупительное значение, служит примирению человека с Богом. Но Крестная смерть занимает совершенно особое место. В прощальной беседе с учениками Господь гов
Б) Крестная Жертва — центральное событие Искупления
Почему именно Голгофа, смерть на Кресте, является кульминационным моментом всего служения Христова, Его искупительного подвига? Рационально во всей глубине понять эту тайну мы, конечно, не можем;
Сошествие Иисуса Христа во ад и победа над адом
О сошествии во ад сообщает ап. Павел: "Он и нисходил прежде в преисподние места земли" (Еф. 4,9), а также и ап. Петр: "...Он и находящимся в темнице духам, сошед проповедал" (1
А) Значение события Воскресения в деле Искупления
С древнейших времен именно Воскресение Христово переживалось Церковью как важнейшее из событий, составляющих в совокупности то, что мы называем Искуплением. Ап. Павел Говорит: "а если Христос
Б) Действительность Воскресения Христова
Воскресение Иисуса Христа из мертвых — событие настолько не укладывающееся в рамки человеческого сознания, что поверить в него было трудно даже Его ученикам и апостолам, которых Господь Сам в тече
А) Значение этого события в деле Искупления
В Свщ. Писании о Вознесении говорится у ев. Марка: "Господь, после беседования с ними вознесся на небо" (Мк. 16,19).
Подробнее других о событии Вознесения говорит ев. Лука: &quo
Б) Действительность Вознесения Христова
В арсенале противников христианской веры имеются две гипотезы, посредством которых пытались в различные времена оспорить действительность Вознесения Иисуса Христа.
Первая гипотеза — иудей
Вечное царствование Иисуса Христа по Вознесении на небо
Евангелист Марк говорит, что по Вознесении Господь "воссел одесную Бога" (Мк. 16,19). Архидиакон и первомученик Стефан свое предсмертное видение описывает такими словами: "Я вижу н
Очищение от грехов
Каким образом Бог может простить человека? Ведь для человека важно не просто избежать наказания за грех — необходимо перестать быть грешным, в противном случае Бог никак не может освободить нас о
Примирение с Богом
Следствием прощения и освобождения от грехов является примирение людей с Богом и восстановление союза между ними. О восстановлении этого союза говорит ап. Павел: "Оправдавшись верою, м
По отношению к следствиям падения
Рассмотрим всеобъемлющее значение искупительного подвига по отношению к следствиям падения. Грехопадение имеет четыре следствия, являющиеся преградами между Богом и человеком: грех, проклят
Дарование полноты благ
Дарование полноты благ означает возможность в церковной жизни получать освящающую нас благодать, причем эта благодать изливается на человека неограниченно, "ибо не мерою дает Бог Духа" (
ВО ХРИСТЕ И ХРИСТОМ СПАСЕНИЯ
Человек не может спастись своими собственными силами. Природа его вследствие грехопадения повредилась до такой степени, что своими силами выправить ее он не в состоянии. Поэтому чел
Понятие о благодати в свете Свщ. Писания
Слову "благодать" соответствует в греческом языке слово •^dptc,, в латинском — слово gratia. Древние греки и римляне этими словами выражали понятия о приятных свойствах лица
Участие Лиц Святой Троицы в раздаянии благодати
Благодать, вне зависимости от того, рассматривается ли она как свойство естества Божия или как сила, энергия, направленнаю от Бога на тварный мир, есть атрибут Божественной природы, т.е. является
Виды благодати
Стремление классифицировать виды благодати не свойственно богословию Восточной Церкви. У свв. отцов мы не находим попыток такой классификации. Подобного рода классификации появляются на Западе в
Всеобщая благодать
Всеобщую благодать в богословской литературе часто называют "благодатью предваряющей" или "благодатью просвещающей". В Послании Восточных Патриархов о Православной вере (3 чл.
Оправдывающая благодать
В Послании Восточных патриархов (чл. 3) о ней сказано:
"Содействуя, укрепляя и постепенно совершенствуя (верующих) в любви Божией, оправдывает их и делает предрасположенными ко спасе
Благодать сохраняющая и возрождающая духовную жизнь
Каковы действия этой благодати?
а) споспешествование в борьбе с грехом, укрепление нашей личной воли в ее направленности к добру.
б) усвоение нами праведности и святости Христовых
Пелагианство
Споры об отношении благодати к свободе впервые возникли в первой трети V века в связи с учением Пелагия. Пелагий — британский монах (по другим сведениям — мирянин-аскет в начале V века прибыл в Рим
Учение блаженного Августина
К числу односторонних учений о благодати относятся и такие учения, в которых благодать рассматривается как сила, внешняя по отношению к человеку и устраняющая его свободу. Впервые эти тенденции о
Православное учение об отношении благодати к свободе
Каков православный взгляд на соотношение благодати и свободы? Преданием Восточной Церкви всегда утверждалась синэргия Божественной благодати и свободы человека: «Мы соработники (cruvepyot) у Бога»
О Церкви как посреднице в деле освящения
Нуждается ли человек для спасения в каком-то внешнем посредстве или его спасение может быть совершенно непосредственно, основываясь исключительно на его личных отношениях с Богом? Для разрешения
Понятие о Церкви Христовой
Слово "церковь" (греч. ЬскЛ.т^сла), происходит от глагола "эккалео" (еккоЛАв), что означает "собирать, вызывать". В древних Афинах "экклесией" называли город
Понятие о Церкви Христовой на земле
Пространный Катихизис (гл. 9) говорит, что "Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами". Сущест
Основание Церкви Господом Иисусом Христом
Иисуса Христа называют Основателем Церкви, но это наименование прилагается к Спасителю совершенно не в том смысле, в каком оно употребляется по отношению к основателям других религиозных обществ.
Цель и назначение Церкви
Евангелие говорит, что Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, был послан в этот мир Отцом, чтобы "взыскать и спасти погибшее". Так говорит о цели Своего служения Сам Господь (Мф. 18,
Христологический и пневматологический аспект Церкви
Экклезиологическое сознание современного христианина хри-стоцентрично. В современной богословской литературе о Церкви говорится главным образом как о Теле Христовом, все остальное обычно забывает
Святой Дух в жизни Церкви
Святой Дух действует в Церкви двояким образом. Из Свщ. Писания мы видим, что имели место два различных сообщения Святого Духа Церкви. О первом говорится в Ин. 20, 21-22:
"Иисус же ска
Христологический аспект Церкви
Первое сообщение Св. Духа относится к Церкви в целом как к единому Телу. В данном случае Святой Дух преподается не каждому из апостолов в отдельности, а всей совокупности апостолов как единому цело
Пневматологический аспект Церкви
Мы знаем, что Церковь есть Тело Христово, как бы заключенное в Ипостаси Христа, но при этом, как правило, не обращаем внимания на то, что Церковь есть еще и образ Пресвятой Троицы. Троица есть мно
В их единстве
Христологический аспект Церкви связан с присутствием благодати в таинствах, священнодействиях, иерархии, церковной власти, священных символах. В этом аспекте благодать имеет характер предопределен
Существенные свойства истинной Церкви Христовой
Существенные свойства того или иного предмета — это те свойства, без которых предмет перестает быть самим собой. Существенные свойства следует отличать от свойств случайных, акциденций. Таким обра
Единство Церкви
В количественном отношении Господь Иисус Христос создал только одну Церковь: "...Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16, 18). Своей целью Господь называет создание Церк
Святость Церкви
Святость — одно из свойств Божеского естества. Святость как свойство Божие означает, что Бог чист от греха и не может согрешить, любит в тварях добро и ненавидит зло, в Своих стремлениях определяет
Соборность, или кафоличность Церкви
В Пространном Катихизисе говорится, что "Церковь именуется соборной и кафоличной потому, что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующи
Апостольство Церкви
Свщ. Писание говорит о служении Господа Иисуса Христа как о служении апостольском. Ап. Павел пишет: "...Бог послал (греч., ^cx'rcfcn'eiAev) Сына Своего (Единородного), Который родился от жены
Богоучрежденная церковная иерархия
По мнению протестантов, иерархия есть не более чем церковное представительство, достаточно выбрать наиболее достойных людей и доверить им служение учительства, священнодействия и управления. Прот
Апостолы
Об апостольском служении воскресший Господь говорит во время явления Своим ученикам в Галилее: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать в
Епископы
Епископы являются непосредственными преемниками и продолжателями служения апостолов. На тесную связь апостольского и епископского служения указывает тот факт, что Сам Господь Иисус Христос в Свщ.
Пресвитеры
В первенствующей Церкви пресвитеры, как это видно из Свщ. Писания, поставлялись на служение либо апостолами (Деян. 14,23), либо епископами, что следует из 1 и 2 Тим. и Тит. Практически во всех книг
Диаконы
Впервые о диаконах говорится в книге Деяний (гл. 6). Точнее, там говорится о "семи мужах", которые были избраны для того, чтобы служить практическим потребностям Церкви. Сами они в книге
Необходимость принадлежать к Церкви для спасения
Свщ. Писание прямо говорит, что спасение возможно только во Христе (Деян. 4, 12): "ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись". Без соединения
Союз между Церковью земною и Церковью небесной
Православная экклезиология проводит различие между Церковью странствующей и Церковью торжествующей, которые различны по формам бытия своих членов, но, вопреки протестантскому мнению, не изолирова
Ходатайства святых за верующих, живущих на земле
Церковь созидается "на основании Апостолов и пророков" (Еф. 2, 20). Но пророки и апостолы не только были, но и остаются основаниями Церкви. Все достигшие святости занимают в Церкви особо
Почитание святых
О святых мы говорим как о ходатаях и посредниках между Богом и человеком. Между тем в Священном Писании как о Ходатае и Посреднике говорится о Самом Иисусе Христе. Например, в Послании Евреям Госпо
Почитание мощей святых угодников Божиих
Основанием для христианского почитания мощей является Боговоплощение. Восприняв в Боговоплощении человеческую природу во всей полноте, Господь тем самым утвердил навеки достоинство человеческой тел
Почитание святых икон
Священные изображения в христианской Церкви имели место уже во времена апостольские. Известно, что город Помпея в Италии был уничтожен извержением вулкана в 79 году по Р. X., т. е. еще в апостольс
Евхаристия как таинство
Евхаристия есть таинство, в котором хлеб и вино прелагаются Духом Святым в истинное Тело и в истинную Кровь Господа Иисуса Христа, а затем верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Хрис
Преложение хлеба и вина в таинстве Евхаристии
Прежде чем говорить о том, как святые отцы понимали Преложение хлеба и вина в таинстве Евхаристии, рассмотрим, как понимается Преложение в католицизме и протестантизме.
Католики для обозна
Образ пребывания Господа Иисуса Христа в Святых Дарах
Господь Иисус Христос в евхаристических Дарах присутствует всем Своим существом, т. е. и телом, и душою человечества, и Божеством.
Весь Христос присутствует в каждой части евхаристически
Отношение Евхаристии к Голгофской Жертве
Евхаристия не есть повторение Крестной Жертвы, а принесение жертвенных Тела и Крови, однажды вознесенных Искупителем на Крест, "всегда ядомых и николиже иждиваемых". Поэтому Голгофская
Евхаристия как Жертва
1) Евхаристия есть Жертва благодарения, представляющая собой прославление и благодарение Бога за все великие дела Божий, в том числе Творение, Промышление о мире и человеке и Искупление.
2
Телесная смерть и бессмертие души
Идея бессмертия души есть идея исключительно христианская. За пределами христианской традиции она не встречается. Когда говорят о том, что в религиях, которые не являются религиями Откровения, пр
Частный суд
Частным судом называется суд, который проходит каждый человек индивидуально после телесной смерти. В Свщ. Писании Ветхого Завета в Сир. (11,26-27) о частном суде говорится: "Легко для Господ
Мздовоздаяние после частного суда
Православная Церковь различает два разных состояния после частного суда — для праведников и для грешников, которым соответствуют два места нахождения — рай и ад. У римо-католиков различается три с
Состояние душ праведных после частного суда
В Свщ. Писании само место пребывания праведников после частного суда называется "раем" (Лк. 23, 43, 2 Кор. 12, 4); "Царством небесным" (Мф. 8, 11; о, 3; 5, 10); "Царством Б
Состояние душ грешников после частного суда
Об этом нам очень мало известно. Место пребывания грешников после частного суда Евангелие называет, во-первых, "адом" (Лк. 16, 23, Деян. 2, 51). "Ад" (греч. — a'i5r|c) буквальн
Молитвы Церкви за усопших
Мздовоздаяние после частного суда не есть окончательное, это лишь состояние предвкушения блаженства или мучения и, следовательно, возможно изменение участи тех, кто умер в покаянии, но не принес д
Римо-католическое учение о чистилище
Это учение неразрывно связано с римо-католической сотериологией вообще. Католическое богословие различает в каждом греховном деянии два момента: вину греха и наказание за грех. При этом грехи у ка
Неизвестность времени Второго пришествия
О неизвестности этого события говорит Сам Господь Иисус Христос: "О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один" (Мф. 24, 36); "...бодрствуйте, пото
Явление пророка Илии
"...Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня..." (Мал. 4, 5). Господь подтвердил это пророчество:
"...правда, Илия должен придти прежде и устроить вс
Падение нравственности
"...по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь" (Мф. 24, 12); "...друг друга будут предавать и возненавидят друг друга" (Мф. 24, 10). Ненависть и разделение про
Священного Писания и Священного Предания
Сама приставка "dEvii" в греческом языке может иметь два значения: "против" и "вместо". По отношению к антихристу оба эти значения правомочны, потому что антихрист, со
Поражение его от Господа
По словам св. Иоанна Дамаскина (Точное изложение... кн. 4, гл. 26), "антихрист будет воспитан тайно, потом внезапно восстанет, возмутится и воцарится". Он будет бороться против всех религ
Второе пришествие Христово
Греческое название Второго пришествия—"яа.роиеа"; соответствующее латинское наование "adventus". Второе пришествие Спасителя, в отличие от Его Первого пришествия на Землю, буд
Воскресение мертвых, его действительность
Пространный Катихизис (чл. 11) таким образом определяет, что есть воскресение: "... действие могущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединяясь опять с их душами, оживут и б
Вопросы для самостоятельного изучения
1) Всеобщность воскресения умерших.
2) Одновременность воскресения умерших. Хилиазм (учение о 1000-летнем Царстве Христовом на земле), его ложность. Благодатное царство Хр
Новости и инфо для студентов