рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Единство Лица Господа Иисуса Христа

Единство Лица Господа Иисуса Христа - раздел Религия, Катехизис   Сущность Воплощения Состоит В Том, Что Сам Сын Божий, Не Пере...

 

Сущность воплощения состоит в том, что Сам Сын Божий, не переставая быть тем, чем Он был от вечности, то есть истинным Богом, становится, сверхъестественно родившись по человечеству от Пресвятой Девы Марии, тем, чем Он не был, то есть истинным человеком. Св. Иоанн Дамаскин описывает это величайшее чудо следующим образом:

“Тогда осенил ее (Деву Марию. — О. Д.) как бы божественное семя Сын Божий, ипостасная премудрость и сила всевышнего Бога, единосущная Отцу, из непорочных и чистейших ее кровей образовал Себе начаток нашего состава, плоть, оживленную душою мыслящею и разумною, не через оплодотворение семени, но творчески через Святого Духа”31.

Это значит, что в силу сверхъестественного зачатия, человечество Спасителя никогда не существовало отдельно от Божества как отдельная человеческая особь.

“Если кто говорит, что в Деве образовался человек, потом уступил место Богу, то он осужден”,32 —

утверждает свт. Григорий Богослов.

Таким образом, вследствие Воплощения Бог Слово пребывает в таком же отношении к воспринятой Им человеческой природе, в каком личность каждого человека находится в отношении своего тела. По словам свт. Кирилла Александрийского, с момента воплощения человечество

“поистине собственно Слову все животворящему, собственно так, как если бы случилось кому-нибудь из нас называть свое тело собственным”33.

“Само Слово сделалось для плоти Ипостасью. Следовательно, одновременно с тем, как образовалась плоть, она была уже плотью Бога — Слова” 34, —

разъясняет св. Иоанн Дамаскин.

Это значит, что человечество Спасителя ни одного мгновения не существовало до Воплощения, но самое бытие свое получило в Ипостаси Бога Слова, став с момента зачатия собственным человечеством Бога, Сына Божия. С этого мгновения вся жизнь воспринятого человечества, душевная и телесная, становится содержанием Божественной Личности, второго Лица Пресвятой Троицы. Следовательно, во Христе нет отдельной человеческой ипостаси, особого человеческого лица, отличного от Лица Сына Божия.

“Христос не обладает некоей человеческой ипостасью, которая обособлена подобно нашей. Но Ипостась Слова является общей, неотделимой как от Его человеческой, так и от Его Божественной природы”35.

“… во Христе Иисусе есть единое Лицо Бога Слова, единое “Я”, единично сознающее Себя в двойстве естеств и управляющее всеми явлениями и обнаружениями в жизни человека”36.

Иными словами, во Христе есть истинная человеческая природа, включающая и тело, и душу с их естественными свойствами и способностями. Однако Тот, Кто обладает этой природой как своей собственной, Тот, Кто живет и действует через эту природу и осознает Себя через нее, есть Бог — Второе Лицо Пресвятой Троицы.

Тем самым Христос есть единая Ипостась, единое Лицо, единое “Я”, личностно тождественное Второму Лицу Пресвятой Троицы, Сыну Божию. Бог Слово есть единый Субъект всех действий и состояний Богочеловека, как по Божеству, так и по человечеству.

Слово “воплощение” означает восприятие плоти вообще и не является достаточным для указания на полноту воспринятой человеческой природы. Поэтому в текст Символа веры включено слово “вочеловечивыйся”. Исторически это связано с заблуждением Аполлинария Лаодикийского (сер. IV в.). Пытаясь рационально объяснить тайну соединения во Христе двух природ, Аполлинарий пришел к выводу, что Бог не мог воспринять человеческую природу во всей полноте, поскольку два свободных разумных существа не могут соединиться воедино. Исходя из платонистской антропологической схемы, согласно которой человек состоит из тела, души и духа (ума), Аполлинарий считал, что во Христе было лишь человеческое тело и человеческая неразумная душа, оживляющая тело, однако ума, являющегося источником самоопределения человека, во Христе не было, его заменил Божественный Логос. Таким образом, по мнению лаодикианина, можно говорить только о воплощении, а не о вочеловечении Слова, поскольку Христос не является истинным, совершенным человеком37.

В полемике с Аполлинарием свв. отцы сформулировали сотериологический принцип: “невоспринятое не уврачевано”. Господь воплотился, чтобы спасти, исцелить поврежденную грехом человеческую природу; поэтому то, что Господь воспринял в единство Своей Ипостаси, то и исцелено, и напротив, если бы нечто не было воспринято, то осталось бы в падшем состоянии. Исходя из этого принципа, свт. Григорий Богослов писал:

“Ум в Адаме не только пал, но первый был поражен, ибо что приняло заповедь, то и не соблюло заповеди, то отважилось и на преступление, и что преступило, то наиболее имело нужду в спасении, а что имело нужду в спасении, то и воспринято. Следовательно, воспринят ум”38.


2.4. Образ соединения двух природ во Христе
(понятие о ересях несторианства и монофизитства)

 

Образ соединения двух естеств можно мыслить трояким образом.

1) Соединение естеств является чисто внешним соприкосновением, при котором естества полностью сохраняют свою самотождественность и самостоятельность.

В христологии такое понимание соединения естеств имело место в несторианстве. Ересиарх Несторий, в противовес Аполлинарию, столь сильно акцентировал внимание на полноте воспринятой Словом человеческой природы, что человечество Спасителя рассматривалось им как отдельный самостоятельный человек, соединенный с Божеством некоторой благодатной внешней связью. Образ мысли Нестория свидетельствует, что он признавал во Христе отдельный человеческий личностный центр, отличный от Лица Бога Слова. Таким образом, единство Божества и человечества во Христе оказывается чисто внешним, это единство власти, чести, силы и благоволения. Но в таком случае невозможно понять, чем же собственно соединение человечества и Божества во Христе принципиально отличается от соединения Бога с ветхозаветными праведниками. Получается, что отличие Христа от праведников Ветхого Завета состоит лишь в степени, но не является отличием качественным39.

2) Единение естеств является физическим соединением, вследствие которого возникает новое естество, качественно отличное от исходных элементов. При этом соединяющиеся природы утрачивают свою самотождественность.

Выразить тайну соединения Божества и человечества во Христе в категориях природы пытались монофизиты (movnoV — один и juvsiV — природа). Монофизиты учат, что во Христе Божество и человечество составили “единую сложную природу”. Но при этом они вынуждены были жертвовать полнотой воспринятого Богом Словом человечества; человечество во Христе, с их точки зрения, не является полноценным, активным, живым началом. В монофизитских христологических системах всегда присутствует момент ассимиляции человечества Божеством.

“Как бы ни были многочисленны оттенки внутри монофизитства, одно всегда оставалось общим для всех монофизитов: Христос — истинный Бог, но не истинный человек; в конечном пределе человеческое во Христе — только видимость …”40, —

пишет В. Н. Лосский.

Но если Христос Сам не есть истинный человек, если Его человечество ущербно, то каким образом Он может соделать совершенными приходящих к Нему41?

3) Согласно православному учению, во Христе имеет место ипостасное соединение естеств, единство по ипостаси, при котором соединяющиеся начала, полностью сохраняя свою природную самотождественность, теряют независимое, самостоятельное бытие, образуя единое существо, характеризующееся единством жизни, единое лицо.

Наиболее совершенной иллюстрацией ипостасного соединения свв. отцы считали антропологический пример: в человеке душа и тело, будучи различными природами, составляют одного человека, одну особь, одно лицо.

“Всякий человек вообще состоит из души и тела, а Спаситель состоит из Божества и человечества”,42 —

писал Леонтий Иерусалимский.

Ап. Павел говорит, что явление Бога во плоти есть “великая благочестия тайна” (1 Тим. 3, 16). Образ соединения естеств во Христе недоступен нашему пониманию, потому выразить эту тайну мы можем только в отрицательных (апофатических) терминах. В оросе IV Вселенского Собора содержатся четыре термина, посредством которых описывается образ соединения Божественной и человеческой природ в едином Лице Сына Божия.

Неслитно.Природы в результате соединения не слились между собою так, чтобы составилось из них новое естество, отличное от исходных. Оба естества пребывают в Лице Спасителя как два различных естества.

Неизменно (непреложно).В результате соединения ни Божеское естество не изменилось в человеческое, ни человеческое не преложилось в Божеское, но то и другое остается целым в Лице Спасителя, сохраняя тождественность своих качественных определений.

Нераздельно.Хотя два естества во Христе пребывают совершенно целыми и различными по своим свойствам, они тем не менее не существуют отдельно, не составляют двух особых лиц, соединенных только нравственно, а соединены в единую Ипостась воплотившегося Бога Слова.

Неразлучно.Соединившись в единую Ипостась с момента зачатия Спасителя в утробе Пресвятой Девы, два естества никогда не разлучались и не разлучатся. Таким образом, имеет место непрерывное соединение43.

Терминами “неслитно” и “неизменно” совершенно ниспровергается ересь монофизитства; терминами “нераздельно” и “неразлучно” — несторианство.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Катехизис

На сайте allrefs.net читайте: "Катехизис"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Единство Лица Господа Иисуса Христа

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

КАТИХИЗИС
Курс лекций   Москва   Предлагаемый курс лекций представляет собой расшифровку магнитофонной записи и предназначен, в первую очередь, с

Понятие о Православном Катихизисе
1.1. Значение слова “катихизис”   Слово “катихизис” происходит от греческого глагола kathcevw, что значит “говорить кому-то”, “устно наставлять”, “оглашать”.

Предмет настоящего курса
  Когда мы определяем катихизис как наставление в вере, то понимаем под этим обзор основных истин христианского учения. Истины веры можно разделить на три группы: а) истины в

Значение разума в религиозной жизни
  Почему знание основ христианского вероучения необходимо “всякому христианину”? Разве для нормального протекания духовной жизни не достаточно ограничиться только областью личного бла

Что необходимо для спасения
  Целью жизни падшего человека является достижение спасения. “Пространный Катихизис” учит, что “для благоугождения Богу и для спасения души” необходимы5: а) “познание

Понятие о богословии, догматическое сознание
  Богопознание, жизнь с Богом — опытный процесс, но духовный опыт по мере накопления становится знанием, а знание, в свою очередь, требует систематизации. Таким образом возникает наук

Догматическое сознание и ересь
  Искажение вероучения в христианском богословии получило наименование “ереси”. По своей сущности ересь (от греч. ai{resiV — выбор, предпочтение) представляет собой предпочтение части

Значение вероучительных истин в жизни христианина
  Христианство чуждо какого-либо гностицизма, приобретение богословских знаний никогда не рассматривалось Церковью как самоцель, ибо знание вероучения, даже самое точное и глубокое, с

Пути богопознания
  Естественнонаучные знания человек получает через исследование природы путем наблюдения и эксперимента, исторические знания приобретаются посредством изучения исторических памятников

Два пути естественного богопознания
  Различают два пути естественного богопознания. а) Путь космологического умозаключения, когда человек через созерцание тварного космоса восходит к уразумению того, что видим

Познание Бога из Божественного Откровения
  Естественное богопознание представляет собой лишь начальный и весьма несовершенный способ богопознания, поскольку такое богопознание, во-первых, может привести только к самым общим

Откровения во Христе
  Поскольку “по греховной нечистоте и немощи духа и тела" не все способны общаться с Богом “лицом к лицу”, то и “не все человеки способны непосредственно принять Откровение от Бо

Универсальный характер новозаветного Откровения
  Откровение Бога во Христе предназначено “для всех человеков, как для всех нужное и спасительное”12, потому что Бог хочет, чтобы “все люди спаслись и достигли познания истины” (1 Тим

Полнота новозаветного Откровения
  Во Христе мы имеем Божественное Откровение во всей полноте, потому что Господь сообщил нам все необходимое для спасения. Ветхозаветные пророки говорили “многократно и многообразно”

Священное Предание
  “Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и

Принцип единства Священного Предания
  Хотя в Новом Завете (2 Фес. 2, 15) и в творениях свв. отцов8 иногда говорится о “преданиях” во множественном числе, Предание нельзя рассматривать как совокупность отдельных истин ве

Три уровня Священного Предания
  Священное Предание не может быть сведено к некоторому преемственно передаваемому учению или к набору материальных памятников, в которых это учение зафиксировано. Предание есть нечто

Понятие о Священном Писании. Библия
  Наименование Священное или Божественное Писание взято из самого Священного Писания. Ап. Павел писал своему ученику Тимофею: “ты из детства знаешь священные писания” (1 Тим. 3, 15).

Богодухновенность Священного Писания
  Отличительным видовым признаком книг Священного Писания является их богодухновенность (2 Тим. 3, 16), то есть единственным подлинным автором этих книг является Сам Бог. Нео

Канон книг Священного Писания
  Слово “канон (kavnono")” по-гречески буквально означает “тростник”. В древности из тростника делали мерные палки, которые использовались при землемерных работах. Со временем эт

Священные книги Ветхого Завета
  Ветхий Завет есть “древний союз Бога с человеком”, сущность которого состоит “в том, что Бог обещал человекам Божественного Спасителя и приготовлял их к принятию Его через постепенн

Священные книги Нового Завета
  Новый Завет есть “новый союз Бога с человеками”, сущность которого состоит “в том, что Бог действительно даровал человекам Божественного Спасителя, Единородного Сына Своего

Признаки того, что Священное Писание есть истинное слово Божие
  “Пространный Катихизис” указывает пять таких признаков33: а) “Высота сего учения, свидетельствующая, что оно не могло быть изобретено разумом человеческим”. б) “Чи

Б) силы
“Если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись” (Мф. 11, 12); “Апостолы с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иис

Правила чтения Священного Писания
  “Пространный Катихизис” указывает три основных правила, которым необходимо следовать при чтении священных книг38. а) “… должно читать оное с благоговением, как слово Божие,

И Священного Писания
  Очевидно, что Священное Предание древнее, чем Священное Писание, Предание есть “древнейший и первоначальный способ распространения Откровения Божия… От Адама до Моисея не б

Священное Писание как форма Священного Предания
  Сущность изменения воззрений на соотношение Писания и Предания, произошедшего в православном богословии в середине XX в., состоит в том, что Священное Писание стало рассматриваться

Другие формы Священного Предания
  Первоначально Священное Предание существовало в форме устной апостольской проповеди, на основании которой и было создано Священное Писание. Однако Священное Писание никогда не являл

Правило веры
  Правило веры, историческое связанное с совершением таинства крещения, изначально являлось общим выражением самосознания Церкви в области веры. Указания на существование в Ц

Литургическое предание
  Богослужение и таинства — это легкие и сердце церковной жизни; именно в богослужении, таинствах Церковь является тем, что она есть по существу. Литургическая жизнь Церкви — это то т

Наиважнейшая из форм Священного Предания
  Таким образом, Священное Писание, Правило веры и литургическое предание суть не взаимодополняющие друг друга части Священного Предания, а неразрывно связанные между собой формы един

Почему должно соблюдать Священное Предание и тогда,
когда мы имеем Священное Писание?   Необходимость держать Предание даже тогда, когда мы обладаем Священным Писанием, обусловлена тремя причинами. а)

Божественное Откровение и Церковь
  Адресатом Священного Предания является Церковь. Апостолы, получившие от Христа Богооткровенную Истину, не сообщали ее отдельным индивидуумам, но вверили Церкви. Сщмч. Ирине

Истолковательница Священного Писания
  Будучи верным хранилищем Священного Предания, Церковь, естественно, является единственной верной хранительницей и истолковательницей Священного Писания. В “Послании Восточных Патриа

Понятие о Символе веры
  “Символ веры есть в кратких, но точных словах изложенное учение о том, во что должны веровать Христиане”1. Слово “символ” происходит от греческого глагола sumbavllw, что оз

Понятие о Вселенских Соборах
  “Пространный Катихизис” дает следующее определение Вселенского Собора: “Собрание пастырей и учителей Христианской Кафолической Церкви, по возможности, со всей вселенной, дл

Исповедание веры
  Символ веры начинается со слова “верую“. Таким образом, произнесение Символа веры является исповеданием нашей веры. “… вера — всегда личностна. Каждый должен веровать сам,

О единстве существа Божия
  “Пространный Катихизис” говорит, что в Символе веры в исповедании веры в Бога добавлены слова "во единого” “для того, чтобы отвергнуть ложное учение язычников, которые

Непознаваемость Божественной сущности
  “Пространный Катихизис” утверждает совершенную недоступность Божественной сущности для познания, существо Божие “выше всякого познания не только человеков, но и Ангелов”11.

Возможность познания Бога по Его действованиям
  Хотя Божественная сущность непознаваема, тем не менее, некоторое объективное знание о Боге мы можем иметь и даже пытаемся нечто более или менее определенно о Боге утверждать. В прот

Нетварный характер Божественных энергий
  Разработанное Каппадокийцами учение получило дальнейшее развитие ровно через 1000 лет. В учении Каппадокийцев имела место некоторая недосказанность: какова природа Божественных энер

Бог есть Дух
  Господь Иисус Христос в беседе с самарянкой открывает нам истину о Боге: “Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” (Ин. 4, 24). Что эт

Понятие об онтологических и духовных свойствах Божих28
  Онтологические свойства характеризуют совершенства Божественного существа. Но Божественная природа абсолютна, и человеческий язык не способен выразить полноту Божественного совершен

Вечность
  Этим свойством отрицается зависимость Бога от условий времени как формы изменчивого тварного бытия. Для Бога время не существует так, как, например, оно существует для нас. Будучи С

Вездесущие (вездеприсутствие)
  Этим свойством за Богом отрицается зависимость от пространства как формы существования изменчивого бытия. “Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли

Неизменяемость
  Этим свойством за Божественной природой отрицаются видоизменения, являющиеся признаком относительного несовершенства. “Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь” (Мал. 3, 6).

Всеведение
  Свойство всеведения означает, что “Бог… знает все” (1 Ин. 3, 20). Божественное всеведение включает в себя: 1) совершенное самосознание, знание Самого Себя, Своей природы:

Всемогущество
  Это свойство означает, что Бог приводит в исполнение все угодное Ему без всякого затруднения и препятствия, никакая сторонняя сила не может удерживать или стеснять Его действия.

Всеблаженство
  Жизнь Бога есть гармоническое единство, деятельность всех сил Божиих находится в гармонии, и ни одна из сил не превышает другую, ибо каждая имеет признак беспредельности. Собственно

Благость
  Будучи всеблаженным, Бог открывает Себя и вовне существом всеблагим и любящим, дарует тварям столько благ, сколько нужно для их блаженства, сколько они могут принять по природе и со

Антропоморфизмы Священного Писания
  Хотя Библия учит, что Бог есть Дух, тем не менее в Священном Писании содержится множество так называемых антропоморфизмов (от греч. a[nqrwpoV — человек и morjhv — форма). Антропомор

Догмат о Пресвятой Троице — основание христианской религии
  Вера в единого Бога не является специфической особенностью христианства, в единого Бога веруют также мусульмане и иудеи. В Символе веры рядом со словом “Бог” стоит собственное имя “

Учение Ветхого Завета
  Учение о Троице в Ветхом Завете не было выражено с достаточной ясностью. Свт. Григорий Богослов писал: “Небезопасно было прежде, нежели исповедано божество Отца, ясно пропо

Учение Нового Завета
  Указанием на троичность Лиц в Боге могут служить события Крещения и Преображения Господня. Они в равной степени являются явным Откровением человечеству о Троичности Божества. В. Н.

Краткая предыстория догмата о Пресвятой Троице
  В то, что Бог есть един по существу, но троичен в Лицах, Церковь верила всегда. Однако одно дело — исповедывать, что Бог “одновременно” есть и Троица, и Единица, и совсем другое — с

Динамизм, или адопцианство54
  Динамисты учили о Боге в духе философии Аристотеля как о едином абсолютном существе, чистой самодеятельной мысли, бесстрастной и неизменной. В такой философской системе для Логоса,

Модализм55
  Если динамисты не признавали Христа Богом, то модалисты, напротив, ставили целью обосновать Божественное достоинство Спасителя. Они рассуждали следующим образом: Христос, несомненно

Арианство56
  Основоположником этой ереси является александрийский пресвитер Арий (1-я половина IV в.). Схема рассуждений Ария, который не был удовлетворен современным ему состоянием троичного бо

Учение великих Каппадокийцев о единосущии Лиц Пресвятой Троицы
  В 325 году император Константин Великий созвал I Вселенский Собор, на котором Арий и его единомышленники были осуждены. Отцы Собора составили Символ веры в семи членах. В текст Симв

Понятие личности; личность и природа
  Отождествив понятия “ипостаси” и “лица”, Каппадокийцы явились создателями нового понятия, которого не знал античный мир. Это понятие — “личность”61. Божественные Ипостаси о

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам
  Божественные Ипостаси обладают единой общей природой. Естественно, возникает вопрос: каким образом выразить различие между Ними? Божественные свойства, как онтологические, так и дух

Личные (ипостасные) свойства
  В соответствии с отношениями предвечного рождения и предвечного исхождения определяются ипостасные свойства Божественных Лиц. С конца IV века установилась общепринятая терминология,

Как правильно мыслить отношения Божественных Лиц
  Для свв. отцов Православной Церкви характерен апофатизм в подходе к тайне отношений Божественных Лиц. Св. Иоанн Дамаскин говорит, что “образ рождения и образ исхождения пре

Бог как Творец и Промыслитель мира
  Мир, в котором мы существуем, конечен и несамостоятелен. В мире все ограничено, ничто в мире не может быть объяснено из самого себя. Законы природы ограничивают мир в его свободе. Б

Нехристианские концепции происхождения мира
  “Православное учение о творении говорит, что один Бог — нетварен и существует вечно, а все остальное было Им сотворено”74. “В начале сотворил Бог небо и землю” (Быт.

Дуализм
  Дуализм (от лат. dualis — двойственный) существует в двух основных формах: а) дуализм греческой античной философии (Платон), понимающий происхождение мира как результат воз

Пантеизм
  Пантеизм (от греч. Pan — все и QeovV — Бог) — учение, сущность которого в отождествлении мира и Бога; пантеизм либо растворяет Бога в природе, либо, наоборот, мир в Боге. Пантеистич

Побуждение и цель творения мира
  На вопрос о побуждении к творению мира в Священном Писании и в творениях свв. отцов мы находим два различных ответа. Первый состоит в том, что побуждением и целью творения

Мир духовный или ангельский
  “Пространный Катихизис” говорит, что “под именем невидимых” должно разуметь “невидимый или духовный мир, к которому принадлежат ангелы”85. Это достаточно осторожна

Сотворение Ангелов Богом, время их сотворения
  Священное Писание прямо говорит, что Ангелы сотворены Богом: “Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их” (Неем. 9, 6). Строго опираясь на д

Ангельская иерархия91
  Ангельский мир имеет иерархическую структуру. Согласно Corpus Areopagiticum (нач. VI в.), ангельский мир насчитывает 9 чинов, которые разделяются на 3 триады (лика): Серафи

Ангелы Хранители
  Целью бытия Ангелов является достижение совершенства и блаженства. Этой цели они достигают двумя способами: прямым путем, непосредственным предстоянием Богу (Ис. 6, 2–3), и косвенны

Падение злых духов
  В “Пространном Катихизисе” о злых духах сказано, что “они сотворены добрыми, но нарушили долг совершенного повиновения Богу, и таким образом отпали от Него, и впали в самол

Отношение Бога к деятельности падших духов
  Гордость обрекает личность на тотальное одиночество. “У самого изобретателя зла пустота и холод одиночества обернулись завистью. Неистребимое в живом существе желание любви

Творение вещественного мира
  Очевидно, что свидетелей того, как творился мир, не было, поэтому наше знание о сотворении мира основано на вере, на доверии словам Божественного Откровения: “Верою познаем

Природа человека
  Согласно повествованию первой и второй глав книги Бытия, природа человека двусоставна. Сотворив тело человека, Бог “вдунул в лице его дыхание жизни” (Быт. 2, 7). Должно ли различать

Образ и подобие Божие в человеке
  Античные философы называли человека “микрокосм”, то есть малый мир. Свв. отцы были согласны с таким наименованием, свт. Григорий Нисский писал, что человек — это “некий мал

Назначение человека
  “Пространный Катихизис” говорит, что Бог создал человека, “чтобы он познавал Бога, любил и прославлял Его, и через то вечно блаженствовал”130. Блаженство возможно для человека через

Предопределение Божие
  В “Пространном Катихизисе” сказано, что “изволение Божие о назначении человека к вечному блаженству… именуется предопределением Божиим”. Далее говорится, что

Состояние первозданного человека
  Как и все творение Божие, человек был создан совершенным: “И я нашел, что Бог сотворил человека правым” (Еккл. 7, 29). Это значит, что человек со всеми силами и сп

Действительность Промысла Божия
  Учение о Промысле Божием основывается на Божественном Откровении. В Библии говорится, что Бог “почил в день седьмый от всех дел Своих” (Быт. 2, 2). Это, конечно, не означает, что по

Действия Промысла Божия
  Методологически в едином промыслительном Божественном действии можно различать две составляющих: а) мирохранение, то есть поддержание всего существующего в

Виды Промысла Божия
  Предметами Божественного Промысла являются как весь мир в совокупности, так и каждая его мельчайшая частица. Афинагор Афинский (сер. II в.) писал: “надобно знать, что ни на

Образы Божественного Промысла
  Различают два образаБожественного промышления о мире: а) естественный, когда бытие и силы тварей поддерживаются в бытии Богом посредством

Учение Символа веры о Лице Господа Иисуса Христа
1.1. Почему Иисус назван “Христом”   Имя “Иисус” (евр. Иегошуа) буквально означает “Бог мое спасение”1, “Спаситель”. Это имя было дано Господу при рождении ч

Иисус Христос — истинный Сын Божий
  Наименованием Иисуса Христа Сыном Божиим устанавливается личностная самотождественность Иисуса Христа со вторым Лицом Пресвятой Троицы. “Сыном Божиим называется второе Лицо

Предвечное рождение Сына Божия
  На особый характер богосыновства Иисуса Христа указывают слова Символа: “Единороднаго, иже от Отца рожденнаго… рожденна, не сотворенна”. Прежде всего это значит, что Сын не есть тва

Иисус Христос есть Господь
  На Божественное достоинство Иисуса Христа указывает также и наименование Его Господом.В Септуагинте наименованием Kuvrio" (Господь) передается имя “Иегова”, од

Образ Откровения Пресвятой Троицы в мире
  Слова Символа “Имже вся быша” заимствованы из Ин. 1, 3: “Вся тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть”. В Священном Писании о Сыне Божием говорится как о неко

Состояние человека до грехопадения
  До грехопадения человек стремился к добру, не колеблясь в выборе между добром и злом, но это не означает, что первые люди пребывали в состоянии блаженного младенческого неведения. С

Сущность грехопадения
  По факту грехопадение есть преслушание, нарушение запрещающей заповеди (Рим. 5, 19). При этом возникает вопрос о соответствии тяжести преступления и строгости последовавшего за ним

Последствия грехопадения, проклятие
  Последствия падения прародителей имеют общее наименование проклятия. По определению “Пространного Катихизиса”, проклятие есть “осуждение греха праведным судом Божиим, а от

Между Богом и человеком
  До грехопадения отношение человека к Богу было отношением всецелого и радостного послушания. Человек находился в непосредственном общении с Богом. Божественная благодать, укорененна

Последствия грехопадения в природе человека
  В нравственном плане в человеческом естестве можно различать три составляющих — дух, душу и тело, между которыми до грехопадения имели место отношения строгого соподчинения. Дух был

Последствия грехопадения в отношениях между людьми
  Грех не только извратил человеческую природу, нарушив иерархическую соподчиненность ее составляющих, но также и атомизировал ее. По замыслу Творца человек изначально представлял соб

Последствия грехопадения во внешнем мире и в отношениях между миром и человеком
  В силу особого‚ центрального, положения человека в мире грехопадение оказалось не только его “частным делом”‚ но явилось поистине космической катастрофой. Свв. отцы учат‚ что челове

Первородный грех
  Православноебогословиенедопускаетмысли‚ что потомки первых людей несут персональную ответственность за грех Адама и Евы. Грех прародителей есть их личный грех‚ который был предметом

О Лице Господа нашего Иисуса Христа
2.1. Господь Иисус Христос — “посредник между Богом и человеками” (1 Тим. 2, 5)   После изгнания первых людей из Рая Бог, по милосердию Своему, дал им надежд

Свидетельства Священного Писания об истинности человеческого естества Господа Иисуса Христа
  На человеческое естество Спасителя указывается уже в Ветхом Завете. Моисей говорит о грядущем Мессии как о семени Авраама (Быт. 12, 2–3), Исаака (Быт. 26, 4) и Иакова (Быт. 28, 14).

Господь Иисус Христос родился по человечеству сверхъестественным образом
  Прикровенное указание на сверхъестественный характер рождения Спасителя содержится уже в словах о “семени жены” (Быт. 3, 15). Более конкретный характер имеет пророчество Ис

Господь Иисус Христос есть человек безгрешный
  Это отличие Господа Иисуса Христа от нас по человечеству является следствием Его сверхъестественного рождения. Вследствие грехопадения прародителей все рождающиеся люди находятся по

Следствия ипостасного соединения во Христе двух естеств
2.5.1. “Общение свойств”   Одно и то же Лицо Бога Слова может именоваться и Богом и человеком. При этом свойства человеческие приписываются Христу как Богу:

Обожение человеческого естества во Христе
  Человеческая природа Господа Иисуса Христа через соединение с Божеством приобщилась свойств Божественных и таким образом пребывает таинственно обоженной. “Плоть же Господа,

В Господе Иисусе Христе две воли и два действования
  Учение о двух волях и действованиях во Христе было разработано в православном богословии в VII веке в контексте борьбы с ересью монофелитства (от movnoV — единый, qevlhma — воля). В

О лице Пресвятой Девы Марии, послужившей таинству Воплощения Сына Божия
  Дева Мария происходила “из племени Авраама и Давида, из племени которых надлежало произойти Спасителю, по обетованию Божию, обрученная Иосифу из того же племени, дабы он бы

Цель Искупления и его необходимость
  В деле Искупления можно различать два измерения: положительное и отрицательное. Положительное измерение Искупления совпадает с целью творения мира: “Искупление… нельзя отде

Что необходимо для спасения
  Согласно “Пространному Катихизису”, Господь совершил спасение наше “учением Своим, жизнию Своею, смертию Своею и воскресением”5. Прежде всего было необходимо сообщ

Юридическая теория Искупления, ее отражение
в “Пространном Православном Катихизисе”   Изложение учения об Искуплении представляет собой наименее удачную часть “Пространного Катихизиса”. Именно в этой ч

Иисусом Христом нашего спасения
  Для святоотеческого богословия свойственно говорить о грехе и спасении не в юридических терминах, а в категориях природы. Грех в православном понимании — это не преступление или оск

Центральное событие Искупления
  Вся земная жизнь Спасителя имеет искупительное значение, служит примирению человека с Богом, но крестная смерть занимает совершенно особое место. Прообразом Крестной смерти в Ветхом

Каким образом пострадал Сын Божий
  В Символе веры сказано, что Христос не только был распят, но и пострадал. По объяснению “Пространного Катихизиса”, это сделано для того, “дабы показать, что распятие Его бы

Каким образом мы можем воспользоваться спасительными плодами искупительной Жертвы
  Христос “принес Себя в жертву точно за всех, и всем приобрел благодать и спасение; но пользуются сим те из нас, которые с своей стороны добровольно приемлют участие в страд

Сошествие Иисуса Христа во ад
  Состояние, в котором был Иисус Христос после Своей смерти и прежде Воскресения, изображает церковная песнь: “Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойн

Значение события Воскресения в деле Искупления
  Христианская вера изначально есть вера в факт Воскресение Христа из мертвых. Апостольская проповедь была прежде всего проповедью Воскресения. Ап. Павел говорит, обращаясь к коринфск

Предсказания Ветхого Завета о Воскресении
  Слова Символа веры “воскресшаго в третий день по писанием” заимствованы из 1 Кор. 15, 4: “… Он погребен был и… воскрес в третий день, по Писанию”. Словами “по писа

Действительность Воскресения Христова
  Воскресение Иисуса Христа — событие настолько не укладывающееся в рамки человеческого сознания, что поверить в него было трудно даже Его ученикам, которых Сам Господь несколько лет

Свидетельство Священного Писания о Вознесении Господа
  Вознесение Христово было предсказано в Ветхом Завете: “И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицем Иерусалима к востоку” (Зах. 14, 4). Об ис

Значение события Вознесения в деле Искупления
  Вознесение, конечно, означает не телесное переселение Господа в какие-то сферы видимого неба, а возведение Спасителем человеческого естества в состояние непосредственной близости к

Неизвестность времени Второго пришествия
  О неизвестности времени Своего Второго пришествия неоднократно говорил Сам Господь Иисус Христос: “О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой

Пришествие антихриста
  Непосредственно перед пришествием Христовым диавол воздвигает особое орудие зла — антихриста. Приставка “ajnti” в греческом языке может иметь два значения: “против” и “вмес

Образ Второго пришествия Христова
  Второе пришествие Спасителя будет чувственным, в человеческой плоти. После Вознесения Христова Ангелы говорят апостолам: “Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таки

И бесконечное Царствие Христово
  “Царствие Христово есть, во-первых, весь мир, во-вторых, все верующие на земле, в третьих, все блаженные на небеси”5. Эти три составляющие Царствия Христова соответственно

О Божественном достоинстве Святого Духа
  В “Пространном Катихизисе” говорится, что Дух Святой называется Господом в таком же смысле, как и “Сын Божий, то есть: как истинный Бог”2. О Божественном достоинстве Святог

Личное свойство Святого Духа
  В Ветхом Завете Святой Дух не проявлялся ипостасно, лично, но действовал как безличная Божественная Сила. В Новом Завете Дух Святой открывается как самостоятельное Божеское лицо.

Всем истинным христианам
  Святой Дух есть “везде сый и вся исполняяй”, но особым местом Его присутствия и действия является Церковь. Святой Дух пребывает в Церкви и животворит ее со дня Пятидесятницы, когда

Понятие о Церкви Христовой
  Совершив дело нашего Искупления, Господь Иисус Христос предусмотрел также и способ нашего приобщения к плодам искупительного подвига. С этой целью Им была основана Церковь.

Понятие о Церкви Христовой на земле
  “Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами”5. Эта катихизическая формулировка не

Единство — принцип бытия Церкви
Сам Господь полагал целью Своего служения создание только одной в количественном отношении Церкви: “Я создам Церковь Мою…” (Мф. 16, 18). Ап. Павел также мыслил Церковь как нечто н

Внешнее выражение единства Церкви
  Внутреннее единство Церкви имеет и свои внешние проявления: а) единство православной веры, исповедание одного и того же Символа веры; б) единство таинств и богослу

Единство Церкви земной и Церкви небесной
  Единство Церкви не нарушается также разделением Церкви на земную и небесную, которые хотя и различны по формам бытия своих членов, тем не менее не изолированы одна от другой полност

Почитание и молитвенное призывание святых в Церкви земной
  Священное Писание неоднократно говорит о необходимости почитания святых и вменяет нам в обязанность а) чтить память святых: “Память праведника пребудет благословен

Ходатайства святых за верующих, живущих на земле
  Отрицание практики молитвенного призывания святых было бы оправдано, если бы святые были полностью изолированы от своих собратий на земле, не были посвящены в события земной истории

Молитвы Церкви за усопших
  Православная Церковь с древнейших времен верует, что возможно изменение загробной участи тех, кто умер в покаянии, но не принес достойных плодов покаяния. Уже в ветхозаветн

Святость Церкви
  Святость — одно из свойств Божеского естества. По отношению к тварным существам это свойство означает свободу от зла и греха вплоть до невозможности согрешить, с одной стороны, и пр

Соборность (кафоличность) Церкви
  Церковь ветхозаветная была ограничена и пространством, и временем, и народом. Церковь Христова не ограничена местом, апостолам Господь сказал: “идите по всему миру и пропов

Апостольство Церкви
  Будучи Сам послан в мир Отцом, Господь послал на служение Своих учеников, назвав их апостолами, то есть посланниками. Церковь послана в мир, чтобы привести мир ко Христу. Прежде все

Апостольское предание
  Во-первых, должно сохраняться в Церкви переданное апостолами учение, или апостольское Предание. Символ веры, называя Церковь апостольской, “научает твердо держаться учения

Апостольское преемство и богоучрежденная церковная иерархия
  Во-вторых, должны сохраняться благодатные дары Духа Святого, которые Церковь в лице апостолов получила в день Пятидесятницы. Это преемство даров Святого Духа передается через священ

К Церкви для спасения
  Священное Писание говорит, что спасение возможно только во Христе: “ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись” (Деян. 4, 12).

Понятие о церковных таинствах
  В Символе веры говорится о Крещении, “потому что вера запечатлевается Крещением и прочими Таинствами…” ”Таинство есть священное действие, чрез которое тайным образом действ

Крещение
  “Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрожд

Миропомазание
  “Миропомазание есть Таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни дух

Понятие о таинстве Евхаристии
  Евхаристия есть таинство, в котором а) хлеб и вино Духом Святым прелагаются в истинное Тело и в истинную Кровь Господа Иисуса Христа; б) верующие приобщаются их дл

Установление таинства Евхаристии
  Таинство Евхаристии было установлено Господом Иисусом Христом на Тайной вечере. “И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: при

Преложение хлеба и вина в таинстве Евхаристии
  Православное богословие, в отличие от латинского, не считает возможным рационалистически объяснить сущность этого таинства. Латинская богословская мысль для объяснения изменения, пр

Необходимость и спасительность причащения Святых Таин
  О необходимости для спасения причащаться Свв. Таин говорит Сам Господь Иисус Христос: “Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Челов

Таинство покаяния
  “Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом”17. Таинство

Таинство священства
  “Священство есть таинство, в котором Дух Святый правильно избранного чрез рукоположение святительское поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово”19. Незадолго до

Таинство брака
  “Брак есть Таинство, в котором, при свободном пред Священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ

Елеосвящение
  “Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные”27. Это таинство ведет свое

Учение о воскресении мертвых в Священном Писании
  Учение о воскресении мертвых присутствует уже в Ветхом Завете: “А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во пл

Всеобщность и одновременность воскресения мертвых
  Воскресение умерших будет иметь всеобщий характер: “Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут” (1 Кор. 15, 22). При этом воскресение совершится одновременн

Кончина мира
Воскресение произойдет “при конце сего видимого мира”4. Мир, существующий во времени и пространстве, движется к определенной цели и будет иметь конец. Небо и земля “погибнут” (Пс.

До дня всеобщего воскресения
  До дня всеобщего воскресения души умерших находятся в различном состоянии: “Души праведных во свете, покое и предначатии вечного блаженства; а души грешных в противоположно

Вечное блаженство праведников
  Для праведных это будет жизнь “столь блаженная, что мы теперь сего блаженства и вообразить не можем”2, ибо “не видел того глаз, не слышало ухо, и не прихо

Вечные мучения грешников
  Беззаконники “будут преданы вечной смерти, или иначе сказать, вечному огню, вечному мучению, вместе с диаволом”5. Грешники не увидят жизни, “но гнев Божий пребывае

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги