рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ - раздел Религия, Иерей ...

Иерей

Олег Давыденков

ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

Москва

Правосланый Свято-Тихоновский

богословский институт


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3

Раздел I

 

ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ КАК НАУКА

1. Понятие о догматическом богословии…………………………..………14

 

1.1. Предмет догматического богословия. Понятие о догматах………….14

1.2. Свойства догматов………………………………………………………15

 

1.2.1. Теологичность (вероучительность)…………………………….................15

1.2.2. Богооткровенность…………………………………………………………15

1.2.3. Церковность…………………………………………………………………16

1.2.4. Законообязательность (общеобязательность)…………………………….17

 

1.3. Догматы и богословские мнения………………………………………..18

1.4. Догматы и догматические формулы и богословские термины……….20

1.5. Доматические системы (исторический обзор)………………………....21

1.6. Причины появления догматов…………………………………………..24

1.7. Основные принципы раскрытия содержания догматических истин…24

1.8. Назначение догматов…………………………………………………….25

1.9. Усвоение догматических истин человеческим сознанием.....................25

 

2. Развитие догматической науки……………………………………….…...27

 

2.1. Полнота новозаветного Откровения и развитие догматической науки27

2.2. Теория «догматического развития»…………………………………….29

2.3. Православный взгляд на развитие догматической науки……………..29

2.4. Задачи и метод богословской догматической науки…………………..31

 

Раздел II

 

СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ

 

1. Священное Писание о Священном Предании……………………………34

2. Понятие о Священном Предании…………………………………………34

2.1. Соотношение Священного Писания и Священного Предания……….36

2.2. Понимание Священного Предания в современном православном

богословии………………………………………………………………..39

2.3. Формальное предание................................................................................41

2.3.1. Древние символы и исповедания веры………………………….……42

ВВЕДЕНИЕ

 

Прежде чем приступить к изучению курса догматического богословия, полезно задаться вопросом: что такое богословие? Каким образом Священное Писание и отцы Церкви понима­ют сущность и назначение богословия?

Слова «богослов», «богословие», «богословствовать» — встре­чаются ли они в тексте Священного Писания? — Нет. Замеча­тельный факт: с одной стороны мы говорим о том, что источ­ником нашего вероучения является Священное Писание, и в то же время сами эти термины — «богослов», «богословие», «бо­гословствовать» — не встречаются ни в Ветхом Завете, ни в Завете Новом.

Сам термин «богословие» — это античный греческий тер­мин, греки называли богословами тех, кто учил о богах.

В христианстве возможно двоякое осмысление термина «бо­гословие». Во-первых, богословие можно понимать как слово Бога о Самом Себе, а также и о сотворенном Им мире. В та­ком случае богословие оказывается по содержанию тождествен­ным Божественному Откровению. Второе, более распространен­ное, значение этого слова — учение Церкви или какого-то от­дельного богослова о Боге. По существу, такое учение является ни чем иным, как свидетельством об осмыслении тем или иным автором Божественного Откровения.

В древней Церкви собственно богословием называлось уче­ние о Пресвятой Троице. Остальные части вероучения (о тво­рения мира, о воплощении Бога Слова, о спасении, о Церкви, о Втором Пришествии и т.д.) относились к области Божествен­ного домостроительства или Божественной икономии (с греч. — искусство управления домом; «ойкос»; — дом, «номос» — закон), т.е. деятельности Бога в творении, Промысле и спасе­нии мира.

Сегодня под богословием понимается совокупность рели­гиозных наук, среди которых различают основное, сравнитель­ное, нравственное, пастырское, но богословием в собственном смысле этого слова является догматическое богословие.

Несколько слов о самом термине «богослов». Насколько было почетно наименование «богослов» в древности, говорит тот факт, что среди сонма святых Православной Церкви только три угодника Божиих удостоены этого высокого звания.

Во-первых, это Иоанн Богослов, автор четвертого Евангелия, который заложил основы учения о Пресвятой Троице и явился тем звеном, которое связует Божественное Откровение со святоотеческим богословием.

Во-вторых, это святитель Григорий Богослов, который за­щищал православное учение о Святой Троице во время ожес­точенных тринитарных споров IV столетия и воспел Пресвя­тую Троицу в своих поэтических произведениях.

И, наконец, Симеон Новый Богослов, подвижник, живший на рубеже X-XI веков, который на основании личного опыта воспел в своих «Божественных гимнах» соединение человека с Триединым Божеством.

Таким образом, в богословии не слишком много богосло­вов. Само слово «богословие» в христианском лексиконе появ­ляется не сразу. Еще мужи апостольские и апологеты второго столетия относились к нему настороженно, поскольку оно на­поминало им о философских спекуляциях языческих мысли­телей. Первым слово «богословие» ввел в христианский лек­сикон апологет второй половины II века Афинагор Афинский. Этим термином он обозначил учение о Святой Троице. Окон­чательно закрепилось это слово в христианском словаре не­сколько позднее, в основном благодаря александрийской бого­словской школе, таким ее представителям как Климент Алек­сандрийский и, в особенности, Ориген (1,1).

Однако святые отцы, пользуясь термином «богословие», ча­сто употребляли его в значении, заметно отличающемся от того, в каком мы понимаем его сегодня. Например, Евагрий Понтийский, автор IV века, пишет: «Если ты богослов, то будешь молиться истинно, а если истинно молишься — то ты бого­слов» [2, 83].

Святой Диадох Фотикийский (V век) говорил, что богосло­вие «сообщает душе величайший из даров, соединяя ее с Богом неразрушимым союзом» [1,1-2].

У некоторых святых отцов можно найти настоящие гимны богословию, например, Петр Дамаскин называет богословие наи­высшей из восьми степеней духовного созерцания, эсхатологи­ческой реальностью будущего века, которая позволяет нам выйти из самих себя в экстатическом восхищении [1,2].

Таким образом, для святых отцов богословие значит нечто большее, чем оно означает для нас. Хотя святые отцы и не были чужды современного понимания этого слова, то есть по­нимания под богословием систематического изложения христианского вероучения с использованием способностей челове­ческого разума, поскольку разум есть дар Божий и отрицать его не следует, но такое понимание было вторичным.

Прежде всего, богословие понималось как видение Бога Трои­цы, что предполагает не только работу человеческого ума, но и всецелое участие человеческой личности. Следовательно, оно должно включать и способность интуитивного духовного по­стижения, того, что на святоотеческом языке называется гре­ческим словом «nouz» («ум»), и участие человеческого сердца, естественно, в библейском и святоотеческом, а не в анатомическом смысле этого слова. Можно сказать, что у свя­тых отцов «теология» практически является сино­нимом слова «теория», созерцание, что предполагает непосредственное общение с живым Богом, а, значит и нераз­рывную связь с молитвой.

Другой существенный момент святоотеческого учения о бо­гословии: богословие обязательно должно являться составной частью всецелого служения человека Богу. Подлинное бого­словие — это не умозрительные схемы и учебники, подлинное богословие — всегда живо, поэтому оно всегда литургично, ми­стично, доксологично.

Современный греческий автор Христос Яннарас, обобщая опыт отцов греческой Церкви, пишет о богословии:

«Это есть дар Божий, плод внутренней чистоты духовной жизни христианина. Богословие отождествляется с видением Бога, с непосред-ственным видением личного Бога, личным опытом преображения твари нетварной благодатью. Богосло­вие не есть теория мира, метафизическая система, но выраже­ние и формулирование опыта Церкви, не интеллек-туальная дисциплина, а опытное общение причастие» (Цит. по [1, 2]).

Хотя в Священном Писании слово «богословие» и не встре­чается, тем не менее, мы можем найти в Библии немало мест, где говорится о природе богословия. Остановимся на пяти биб­лейских текстах, которые позволяют нам отчасти понять, в чем же состоит сущность богословия.

1. Ин. 1,18: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил».

2. Гал. 4, 9: «Ныне же, познавши Бога, или лучше, получив познание от Бога».

3. 1 Кор. 13,12: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно».

4. Мф. 5,8: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога уз­рят».

5. Пс. 45,11: «Остановитесь и познайте, что Я — Бог».

В этих пяти библейских текстах мы можем выделить че­тыре ключевых слова, которые и постараемся последовательно рассмотреть в течение сегодняшней лекции. Эти слова суть следующие:

charisma — дар, дарование от Бога;

mysterion — тайна или таинство (возможен двоя­кий перевод);

katharsis — очищение;

hesychia — покой, молчание, отрешенность.

1. Charisma. В VII веке святой Фалассий Ливийский писал о «желании всех желаний, о благодати богословия» [1,3], т.е. о том, что богословие не есть некое человеческое исследование Божественной жизни, но прежде всего наш ответ на Божествен­ное Откровение. Об этом говорит нам Пролог Евангелия от Иоанна: источник богословия находится в Боге. Поэтому бого­словие — это не столько наши попытки познать Бога, сколько взыскание и испытание Богом нас. Особенностью богословия является то, что в отличие от других наук, которые имеют дело с неким пассивным объектом, «предметом» богословской на­уки является Сам Бог, Который никогда не есть пассивный объект богопознания, но всегда активный Субъект его.

Для святых отцов было характерно ощущение того, что ис­точник богословия находится не в человеческом уме, не в че­ловеческом сознании, а в Боге. Так, Ориген говорил, что бого­словие есть «дыхание», «излияние» и «сияние окрест» Бога. Другой представитель александрийской школы, Дидим Сле­пец, называет богословие «силой», «славой» и «энергией» Боже­ства [1,4].

Подлинное богословие стало возможно только благодаря Боговопло-щению, пришествию на Землю Сына Божия, который открыл нам истинное ведение о Боге. Поэтому святые отцы называют Господа Иисуса Христа богословом, например, свт. Григорий Палама говорил, что Бог не только нас ради вопло­тился, но и стал богословом (3,7). И мы можем быть богосло­вами только в силу полученной от Него харизмы. Подлинный богослов всегда есть, по слову отцов, обу­янный Богом, а не только наученный от людей или хотя бы даже и от Писаний.

Ориген так пишет о Христе: «Он есть Тот, Кто богослов­ия, открывает истины о Боге Своим верным ученикам; а мы, пользуясь следами, которые они оставили после себя в сво­их писаниях, обретаем таким образом исходную точку, оттал­киваясь от которой сами принимаемся за богословие» (Цит. по [1,4]).

Поскольку богословие есть дар Божий, оно требует от чело­века прежде всего доверия Богу и веры в Него. Хотя разум в деле богопознания и имеет существенное значение, правильно развиваться он может только в пределах веры. Поэтому для каждого человека, приступающего к изучению богословия, не­обходимо всегда держать в уме формулу Ансельма Кентерберийского «credo ut intelligam» («верю, чтобы понимать»), а не наоборот. Об этом же говорит и святой апостол Павел: «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим»... (Евр. 11,3). Вера, доверие Богу, является необходимым «инструментом» богопоз­нания.

2. Mysterion. У великих Каппадокийцев мы можем встре­титься со странным на первый взгляд выражением: «тайна богословия».

Что здесь имеется в виду? Почему богословие называется тайной? Тайна — это не просто совокупность каких-то неразре­шимых проблем и головоломок. Это есть нечто такое, что дей­ствительно открывается нашему пониманию, хотя и не может никогда быть открыто нам без остатка по той причине, что это нечто простирается в божественную бесконечность.

Святой Фалассий объясняет это следующим образом. Бого­словие есть тайна потому, что «оно превосходит наше разуме­ние», наши попытки выразить человеческим языком то, что далеко выходит за пределы человеческого понимания.

Поэтому протопресвитер Иоанн Мейендорф говорит о сущ­ности богословия, что оно есть «одновременно и созерцание Бога и выражение Невыразимого».

Аналогичную мысль высказывал в IV веке святитель Васи­лий Великий: «Любое богословское утверждение не достигает цели по причине понимания говорящего. Наше понимание немощно, а язык наш еще менее совершен» (Цит. по [1, 4-5]).

Если мы забываем об этой ограниченности нашего понима­ния и пытаемся подменить неизреченное Божественное Слово человеческой логикой, тогда наше слово перестает быть теоло­гией, и, как говорили святые отцы, понижается до уровня «тех­нологии», то есть, буквально, «работы ремесленника».

Именно поэтому богословское выражение, по слову апостола Павла, всегда должно быть «гадательно» (1 Кор. 13,12). Богословие вынуждено пользоваться антиномиями, парадоксами именно потому, что оно простирает свой язык за свойственные ему пре­делы. И поскольку областью богословия является Божествен­ная тайна, то богословское мышление должно быть одновре­менно и отрицательным и положительным. Именно сочетание апофатики и катафатики делает возможным некоторое пред­ставление о Боге, позволяет нам соприкоснуться с божествен­ной тайной.

Вот несколько примеров подобного рода выражений. Corpus Areopagiticum, рубеж V-VI века: «Сверхсуществен­ным образом Он существует и познается сверх всякого пости­жения, лишь как совершенно непознаваемый и вовсе не суще­ствующий. Именно это совершенное незнание в лучшем смыс­ле слова и образует истинное знание Того, Кто превосходит вся­кое знание» (Письмо 1, Послание к Гаю) (Цит. по [4,31]).

Ambiqua, преподобный Максим Исповедник: «Бесконечность — это несомненно нечто, имеющее отношение к Богу, но не Сам Бог, который бесконечно выше самой бесконечности» (Цит. по [4, 32]).

Таких примеров в святоотеческих текстах можно привести великое множество, и для человека, чуждого патриотической традиции, эти высказывания представляются не более, чем иг­рой слов. Действительно, они и будут казаться нам подобного рода игрой, если мы упустим из виду, что подлинное богосло­вие невозможно без катарсиса.

3. Katharsis. С одной стороны, богословие есть дар, но с другой — оно требует от человека соработничества, синергии человеческой и божественной воли. «Ибо мы соработники у Бога». (1 Кор. 3, 9).

Подлинное богословие всегда богочеловечно. Если источ­ник богословия всегда находится в Боге, то в чем должно вы­ражаться человеческое соработничество? Прежде всего, в обра­щенности, открытости человеческого сердца к божественной любви, в преображении всей жизни человека через вселение Святого Духа. Поэтому богословие — это не просто ученое за­нятие, которому можно предаваться несколько часов в неделю, а всеобъемлющий образ жизни. Не может быть подлинного богословия без стремления к совершенству. Поэтому, по едино­душному мнению святых отцов, подлинные богословы — это, несомненно, святые.

Следует отметить, что наименование богословия наукой по­рождает некую двусмысленность. И в самом деле: можем ли мы назвать богословие наукой наряду, например, с геологией, ботаникой, математикой и т. п.? Очевидно, что нет, потому что во всех естественных науках от ученого требуется прежде все­го собрать факты с максимально возможной точностью, затем с бесстрастной строгостью их проанализировать и сделать неко­торые выводы. При этом нравственная жизнь ученого прин­ципиального значения не имеет.

Богословие, конечно, тоже научно. Оно научно в том смыс­ле, что стремится к точности и интеллектуальной строгости, но само по себе это не составляет сущности богословия.

Вот, например, что говорит преподобный Иоанн Кассиан: «Проник­нуть в основание и сердцевину небесных слов, созерцать в них глубокие и сокрытые тайны очищенным взглядом сердца — этого не достигнет ни человеческая наука, ни мирская образо­ванность, но только чистота души через просвещение Святым Духом» (Собеседования [14,9]) (Цит. по [4,98]).

В отличие от других наук богословие всегда требует лично­стного отношения к Богу. Оно охватывает человека во всей его полноте и не просто охватывает и увлекает, но еще и требует от человека внутреннего преображения.

У Евагрия Понтийского мы находим замечательный образ того, что есть подлинное богословие. Евагрий уподобляет бого­слова возлюбленному ученику Спасителя, который на Тайной Вечери возлежал на груди Своего Спасителя. Он говорит:

«Грудь Господня есть ведение Бога, и припадающий к ней станет богословом» (Зерцало иноков и инокинь, 120) [2, 136].

Без такого теснейшего личного общения с Богом богосло­вие неизбежно вырождается в псевдобогословие. Св. Диадох сказал, что «нет ничего более скудного и бедного, чем философствующий о Боге ум, сам находящийся вне Бога» (Цит. по [1,6]).

Каждый богослов призван вступить на этот путь самоочи­щения, путь катарсиса. Что включает в себя этот путь? Во-пер­вых, конечно, покаяние, что означает не только изменение ума (буквальное значение греческого слова «metanoia»), но и кри­зис, суд человека над собой, приводящий к полной переориен­тации личности, ее радикальному обновлению.

Преподобный Иоанн Лествичник учит, что «покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни» [5,70].

Это говорит о том, что покаяние не может быть, как полага­ют протестанты, однократным мгновенным актом. Покаяние, с одной стороны, действительно есть акт обращения, но с другой — это непрерывный процесс, это и исходный пункт нашего движения к Богу, но и нечто такое, что должно присутствовать в человеке в течение всей его земной жизни, чего человек не может оставить до последнего своего вздоха.

Человек, желающий заниматься богословием, должен стре­миться уподобиться авве Сисою, который, несмотря на свою очевидную для окружающих святость, умирая, сказал: «Не знаю, положил ли я хотя бы начало покаянию» (Цит. по [1,7]).

Богословие невозможно не только без покаяния, но и без Того, что в святоотеческой литературе именуется словом «аскезис» т.е. непрестанного аскетического усилия в самом широ­ком смысле этого слова.

Занятие богословием предполагает работу человека над собой. Святители, Григорий Назианзин учит:

«Желаешь ли со временем стать богословом... — соблюди заповеди и не выступай из повеления, ибо дела, как ступени, ведут к созерцанию» (Цит. по [6, 103]).

А его современник» святитель Григорий Нисский, говорит, что если мыхотим заниматься богословием, наша жизнь дол­жна соответствовать нашей вере; ибо не может быть «право­славия» без «праводелания» [1,8].

В чем смысл вообще любой аскетической практики? В том, чтобы привести человека к отказу от эгоцентризма, к обрете­нию того, что на традиционном церковном языке называется смирением. Без смирения невозможна жизнь в сообществе, ос­нованном на таинствах Крещения и Евхаристии. Значение аскезы в деле богопознания состоит в том, чтобы расчистить сердцевину человеческой личности от всех греховных наслое­ний, которые скрывают от человека свет Божества, не позволя­ют ему стать причастником Святого Духа. Преподобный Максим Ис­поведник говорит:

«Переходящий от аскезы к внутренней свободе стяжает со­зерцание в Духе Святом истины существ и вещей» (Ambiqua) (Цит. по[4,131]).

Наконец, подлинного богословия не может быть без молит­вы. По учению практически всех отцов Церкви богословие и молитва самым тесным образом связаны между собой. Всем нам хорошо известны слова благоразумного разбойника, которые он произнес на кресте: «Помяни меня. Господи, когда приидешь в Царствие Твое» (Лк. 28,42). Эти слова у нас, наверное, никогда не ассоциировались с богословием.

Но вот святой Модест Иерусалимский (VII век) эти слова благоразумного разбойника прямо называет богословием, теологией. Подлинное богословие всегда тесно связано с молит­вой, прославлением Бога, желанием человека самому стать гимном во Славу Божию.

Поэтому свт. Григорий Нисский считает, что богословие со­единяет нас с ангелами, назначение которых есть по преимуще­ству славословие, а святой Диадох говорит, что богословие де­лает душу соучастницей ангельской Литургии [1,9].

Еще две цитаты по этой же теме. Преподобный Исаак Сирии (73-й аскетический трактат):

«Никогда не приближайся к содержащимся в Писании сло­вам таинства без того, чтобы помолиться и попросить помощи у Бога, но говори: Господи, дай мне ощутить могущество Писа­ния. Считай молитву ключом, открывающим его подлинный смысл» (Цит. по [4,99]).

Ориген, Письмо к святителю Григорию Чудотворцу: «Итак, вложи все твое усердие в чтение Писания с верой и с искрен­ним прилежанием, угодным Богу. Недостаточно стучать и ис­кать, но чтобы стяжать понимание Божественных вещей преж­де всего потребна молитва» (Цит. по [4, 98]).

Очевидно, что язык святых отцов весьма отличен от языка современного христианина. Нередко можно услышать, как че­ловек, обнаруживший свое невежество в вопросах богословия, после сделанного ему замечания едва ли не с гордостью заяв­ляет: «Я, знаете ли, не богослов». Но богослов есть тот, кто мо­лится. Эта мысль Евагрия должна предостерегать христиан от подобного рода высказываний, ибо в действительности они го­ворят тем самым: «Я не молюсь и не стремлюсь к этому».

4. Hesychina. Святые отцы говорят, что не может быть под­линного богословия без внутреннего безмолвия и сердечной тишины. В Пс. 45,11, о котором мы говорили, слову «останови­тесь» в греческом тексте соответствует глагол «столайстате». Это слово употреблялось в древности в различных смыслах, средипрочего оно могло иметь следующее значение: прово­дить время вбеседах с учеными и философами,быть слушате­леми учеником [7, 3, col.1210-1211].

Действительно, подлинное богословие — это не только разговор о Боге, но и слушание Бога, которое предполагает безмол­вие. Святитель Григорий Богослов задается вопросом: «Когда же можно?» Имеется в виду возможность заниматься богосло­вием. И отвечает на него: «Когда мы бываем свободны от внеш­ней тины и мятежа... Ибо действительно нужно упраздниться, чтобы разуметь Бога» (Пс. 45, 11) [8, 386].

Подобного рода мысли могут показаться искусительными. Мы привыкли считать, что богословие — это именно некоторое теоретическое занятие, нечто сродни философии, а исихазм ас­социируется у нас с христианской мистикой, с высочайшими вершинами ее. Но в действительности в традиции Восточной Церкви противопоставления богословия и мистики никогда не существовало.

«Богословие и мистика отнюдь не противополагаются; на­против, они поддерживают и дополняют друг друга. Первое невозможно без второй: если мистический опыт есть личност­ное проявление общей веры, то богословие есть общее выраже­ние того, что может быть опытно познано каждым. Вне истины, хранимой всей Церковью, личный опыт был бы лишен всякой достоверности, всякой объективности; это было бы смесью ис­тинного и ложного, реального и иллюзорного, это был бы «ми­стицизм» в дурном смысле этого слова. С другой стороны, уче­ние Церкви не имело бы никакого воздействия на душу чело­века, если бы оно как-то не выражало внутреннего опыта исти­ны, данного в различной «мере» каждому верующему. Итак, нет христианской мистики без богословия и, что существеннее, нет богословия без мистики» [9,9-10].

Если все, что было сказано выше о богословии, соответству­ет действительности, можно задаться вопросом: «Кто из нас имеет смелость заниматься богословием или называть себя богословом?» Можно поставить вопрос и по-другому: «Может ли в таком случае богословие быть учебной дисциплиной, пре­подаваемой в академии и в богословском институте и можно ли вообще устраивать экзамены по богословию, оценивать зна­ния учащихся, выставляя им пятерки, четверки и даже иногда двойки?»

Действительно, вопрос не праздный, потому что занятия бо­гословием требует от человека большой ответственности. Осо­бенно это касается тех, кто не только изучает богословие, но кому предстоит богословие преподавать.

Святитель Григорий Богослов так предостерегает тех, кто вступает на этот небезопасный путь:

«Любомудрствовать о Боге можно не всякому, — да! не вся­кому. — Это приобретается не дешево и не пресмыкающимися по земле! Присовокуплю еще: можно любомудрствовать не все­гда, не перед всяким и не всего касаясь, но должно знать: ког­да, перед кем, и сколько. Любомудрствовать о Боге можно не всем, потому что способны к сему люди испытавшие себя, кото­рые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере очищают, и душу и тело. Для нечистого же, мо­жет быть, небезопасно и прикоснуться к чистому, как для сла­бого зрения к солнечному лучу» [8,386].

Поскольку я, например, не соответствую ни одному из вы­шеназванных требований, то единственным утешением для меня может быть следующая схема, представленная другим святителем Григорием — Григорием Паламой. Схема эта сле­дующая: всех желающих быть богословами святитель Григо­рий разделяет на три категории. Первая — это святые, то есть те, кто достиг полноты личного опыта богообщения, это бого­словы в подлинном смысле слова. Ко второй относятся те, кто не имеют такой полноты, но доверяют опыту святых. Такие люди также могут быть хорошими богословами, так сказать, богословами второго уровня. Наконец, к третьей святитель Гри­горий относит тех, кто и опыта не имеют, и опыту святых не доверяют. Они являются плохими богословами или, попросту говоря, не богословами вообще.

И хотя большинство из нас далеки от святости, ничто не мешает нам к святости стремиться и быть богословами во втором значении этого слова. Мы можем доверять святым и сви­детельствовать о том, как они жили и как они говорили. Вот именно такое богословие, на втором уровне, возможно и в Бого­словском институте.

В чем же цель существования такого богословия в обще­принятом смысле слова? Святые отцы, которых мы считаем своими учителями в богословии, часто начинали богословствовать не по доброй воле, а под влиянием внешних обстоятельств. Практически все, святые отцы Православной Церкви — это аскеты, подвижники, которые ставили перед собой практичес­кие жизненные цели, в планы которых обычно не входило на­писание учебников и систематических научных трудов. У свя­тых отцов встречается мнение о том, что богословствовать, на­ходясь на высотах духа, невозможно. Заниматься собственно богословием можно только тогда, когда человеку присуща сред­няя мера «в возбуждении духовном» (Св. Диадох) [3,12].

Иеромонах, впоследствии архимандрит, Софроний Сахаров так передает нам слова преподобного Силуана Афонского, своего учите­ля:

«Можно с уверенностью сказать, что никто из святых не стал бы искать словесного выражения своего духовного опыта и навсегда пребыл бы в молчании, если бы не стояла перед ним задача научить ближнего, если бы любовь не порождала на­дежды, что хоть кто-нибудь, хотя бы одна душа услышит слово и, восприняв покаяние, спасется» [10, 82].

Кроме задачи научить ближнего есть и другая задача, кото­рая в наши дни является даже более актуальной — не только научить другого, передать ему свой опыт, но и защитить опыт Церкви от различного рода искажений. Как мы видим, обе эти задачи, научение ближнего и защита опыта Церкви, являются практическими. Богословие существует не длятого, чтобы при­умножать богословское знание, а для решения вполне конкрет­ных задач духовной жизни.

«В противоположность гносису, где познание само по себе является целью гностика, христианское богословие в конечном счете всегда только средство, только некая совокупность знаний, долженствующая служить той цели, что превосходит всякое знание. Эта конечная цель есть соединение с Богом или обожение, о котором говорят восточные отцы. Мы приходим, таким образом, к заключению, которое может показаться пара­доксальным: христианская теория имеет значение в высшей степени практическое, и чем мистичнее эта теория, чем непос­редственнее устремляется она к высшей своей цели — к едине­нию с Богом, тем она и «практичнее» [9,10].

Действительно, богословие не может быть сведено к тео­рии. Хотя богословие и использует теоретическое рассужде­ние, оно им ни в коей мере не ограничивается, ибо конечная цель богословия — не просто приобретение некоей суммы зна­ний о Боге, хотя, конечно, не надо делать вывод, что приобрете­ние этих знаний вообще не обязательно, а в том, чтобы привес­ти человека к живому общению с Богом, к той полноте виде­ния, где слова становятся излишними.

Конечно, у тех, кто только приступает к изучению богосло­вия, имеется масса различного рода недоумении и вопросов на богословские темы. Естественно, эти вопросы необходимо сни­мать, искать на них ответы. Потому что, как говорит апостол Иаков, «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех пу­тях своих» (Иак. 1,8). Невозможно учиться духовной жизни с расколотым сознанием. Однако нужно всегда иметь в виду, что на путях чисто логического, рационального знания богословс­кие вопросы никогда не смогут быть разрешены, потому что падший человеческий ум устроен таким образом, что сколько бы мы ни отвечали на его вопрошания, он будет все время ста­вить перед нами новые и новые вопросы, требуя от нас все боль­шего и большего уточнения нашей веры, все более точных фор­мулировок для богооткровенной истины, таким образом уводя нас от подлинной духовной жизни, превращая ее в чисто ин­теллектуальное упражнение.

Поэтомубыло бы уместно закончить первую лекцию слова­ми Спасителя:

«...Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чем» (Ин.16, 22-23).

Очень хорошо было бы, если бы к моменту окончания ин­ститута все вы достигли той полноты ведения, такого духовно­го состояния, о котором говорится в этих евангельских сти­хах.


Раздел I

 

ДОГМАТИЧЕСКОЕ

БОГОСЛОВИЕ КАК НАУКА


ПОНЯТИЕ О ДОГМАТИЧЕСКОМ БОГОСЛОВИИ

 

Предмет догматического богословия. Понятие о догматах

Православное догматическое богословие есть наука, в сис­тематическом порядке раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин… Рассмотрим эволюцию самого понятия догмата. Само сло­во «догмат» происходит от… Сам термин «догмат» имеет дохристианскую историю, он использовался в античной греческой философии, где под поня­тием…

Свойства догматов

Теологичность (вероучительность)

Итак, первое свойство догматов — этотеологичность («ве­роучитель-ность»). Это свойство догматов по содержанию. Оно означает, что догмат содержит в себе учение о Боге и Его… Именно этим догматы отличаются от других истин хрис­тианства, т.е. истин нравоучительных, литургических, канони­ческих…

Богооткровенность

Поэтому следующим свойством догматов являетсяБого­откровен-ность, которая есть свойство догматов по способу их получения, т. е. догмат не есть плод… Именно этим догматы в принципе отличаются от любых научных или философских… Апостол Павел в Послании к Галатам (Гал. 1,11-12) так и говорит:

Церковность

Число вероучительных истин весьма велико, в то же время вероучительных истин, которые мы называем догматами, не так уж и много. «С чем это связано?… Оно означает, что только Вселенская Церковь на своих Со­борах может признать… В самом деле, вне Церкви не может быть догматов, потому, что догматы основываются на предпосылках, заимствованных из…

Догматы и богословские мнения

Однако, помимо догматов в Божественном Откровении со­держится много таинственного и не вполне ясного. Наличие этой области таинственного в… Богословское мнение — это суждения по вопросам веры, которые могут быть… Однако не следует это понимать в том смысле, что в догма­тическом богословии возможен произвол, безответственная…

Догматы, догматические формулы и богословские термины

Когда мы говорим о догматах, мы должны четко различать собственно догмат по его содержанию от догматической фор­мулы. Собственно догмат — это содержание, сама онтологическая истина, которая… Например, II Вселенский Собор дополнил и переработал Символ, который был принят на I Вселенском Соборе, само…

Догматические системы (исторический обзор)

Это способ изложения, в котором все отдельные истины и положения представляют собой части, связанные в единое це­лое. К догматическим системам… Во-первых, отсутствие внутренних противоречий (догмати­ческая система не… Во-вторых, проведение четкой границы в процессе изложе­ния между собственно догматами и богословскими мнениями. Это не…

Причины появления догматов

Когда и по какой причине появляются догматы? Они появ­ляются по причине возникновения ересей с целью защиты цер­ковного учения от еретических…  

Основные принципы раскрытия содержания догматических истин

Следующий вопрос — это проблемаистолкования догма­тов. Ясно, что догматы должны быть человеком так или иначе осмыслены. Догмат не есть магическая… Блаженный Августин так формулировал задачу истолкования дог­матов: «познать в… Истолкование догматов предполагает некоторую внутрен­нюю работу человека и на этом пути необходимы определен­ные…

Назначение догматов

Приведем две цитаты по данному вопросу. Первая — это А. Карташев: «оросы» Вселенских Соборов не есть могильные плиты,… «Богословские системы... можно рассматривать в их самом непосредственном отношении с жизненной целью, достижению…

Усвоение догматических истин человеческим сознанием

Рационального постижения человеческим умом догмата быть не может, по этому поводу хорошо высказался митропо­лит (впоследствии Патриарх) Сергий… «Всякий догмат потому и составляет предмет веры, а не знания, что не все в… Неслучайно отец Павел Флоренский называл христианс­кие догматы «крестом для разума», потому что падший чело­веческий…

Развитие догматической науки

 

Полнота новозаветного Откровения

И развитие догматической науки

Божественное Откровение есть «то, что Сам Бог открыл че­ловекам, чтобы они могли право и спасительно веровать в него и достойно чтить его» [8,5]. … Именно из Божественного Откровения почерпается все уче­ние Православной… В Новом Завете мы имеем завершение и исполнение вет­хозаветного Откровения в лице Господа Иисуса Христа. Апос­тол…

Православный взгляд на развитие догматической науки

Протоиерей Георгий Флоровский так об этом говорит: «Дог­мат ни в коем случае не новое откровение. Догмат — это толь­ко свидетельство. Весь смысл… Церковь с самого начала своего существования не сомнева­лась, что Бог — един… То же самое мы увидим, если рассмотрим христологическое учение Церкви. Церковь никогда не сомневалась, что Хри­стос…

Задачи и метод богословской догматической науки

Задача, что называется стратегическая, догматической на­уки — служить единению человека с Богом, приобщать челове­ка к вечности. Вторая, не менее важная, тактическая задача догматичес­кой науки — это задача… Что касается научного метода догматики, то он состоит в систематическом раскрытии основных православных вероучительных…

Литература

 

1. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточ­ной Церкви.

Догматическое богословие. – М., 2005.

2. Иером. Софроний. Старец Силуан. – Париж, 1952.

3. Архим. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Исайя (Белов).

Догматическое богословие: Курс лекций. Свято-Тро­ицкая Сергиева

Лавра, 2005.

4. Яннарас X. Вера Церкви. М., 1992 (Пер. с новогреческо­го).

5. Иерей Борис Левшенко. Догматическое богословие. Курс лекций. –

ПСТБИ, 1996.

6. Карташев А.В. Вселенские Соборы. – М., 1994.

7. Митр. Московский Филарет. Слова и речи. М., 1882, т. 4.

8. Митр. Филарет. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Белосток, 1990.

9. Св. Ириней Лионский. Против ересей, кн. 5, гл. 20, § 1. Сочинения.

СПб., 1990.

10. Прот. Г. Флоровский. Богословские отрывки. Вестник РСХД.

Париж, 1981, № 105-108.

 


 

Раздел II

СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ

 


Священное Писание о Священном Предании

Священное Предание — это общая форма сохранения и рас­пространения Церковью своего учения. Или другая формули­ровка — сохранения и распространения… В книгах Нового Завета мы можем найти целый ряд мест, которые указывают на… Во-первых, это 2 Фес. 2,15: «...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим».

Понятие о Священном Предании

Буквально греческое слово «предание» озна­чает преемственную передачу, например, передачу по наслед­ству, а также и сам механизм передачи от одного… Св. Викентий Лиринский задает вопрос: «Что такое преда­ние»? — и сам же на… Такой механизм преемственного распространения Боже­ственного Откровения также имеет свое основание в Священ­ном…

Соотношение Священного Писания и Священного Предания

Если мы посмотрим дореволюционные учебники догмати­ческого богословия или катихизисы, то увидим, что в них Свя­щенное Писание и Священное Предание… Например, «Катихизис» святителя Филарета называет Священное Писание и… Митрополит Макарий (Булгаков) говорит, что «под именем Священного Предания разумеется Слово Божие, не заключен­ное в…

Понимание Священного Предания

В современном православном богословии

Второе — Священное Предание как источник вероучения. Такой взгляд на Священное Предание является вполне оправ­данным, однако при условии, что при… Западные конфессии решили этот вопрос по-разному. Про­тестанты просто отвергли… В каком положении оказались православные, которые и Папы не имеют и Предания не отвергают? Для Православия само это…

Формальное предание

Существует термин, с которым можно встретиться в бого­словской литературе: формальное предание — это все истори­ческие источники и способы истинного… Какие формы мы можем выделить? 1) древние символы и исповедания веры;

Древние символы и исповедания веры

С древнейших времен Крещение в Церкви не совершалось без того, чтобы крещаемый не исповедал свою веру. Эта вера исповедовалась посредством… Символов веры в древности было много, по существу в каж­дой поместной Церкви… Например, Евсевий Кесарийский, известный церковный ис­торик, когда представлял свой проект символа веры на I…

Соборные вероопределения

Существуют только четыре вероопределения, которые были приняты на Вселенских Соборах. III Вселенский Собор — не вносить изменений и дополне­ний в существующий… IV Вселенский Собор — орос о модусе соединения 2-х при­род во Христе;

РАЗДЕЛ III

 

ПОНЯТИЕ О БОГОПОЗНАНИИ И ЕГО ГРАНИЦЫ


БОГОПОЗНАНИЕ В ЖИЗНИ ХРИСТИАНИНА.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ И СВЕРХЕСТЕСТВЕННЫЙ

ПУТЬ БОГОПОЗНАНИЯ

Существует большое количество различны?: отраслей зна­ния, наименование которых включают в себя слова "знание" или "ведение":… Очевидно, что богопознание или боговедение не может быть поставлено с этими… Однако в богословии все совсем не так. Согласно Священ­ному Писанию знать — значит испытать нечто на личном опыте,…

Естественное богопознание (естественное Откровение)

В Священном Писании можно найти много свидетельств того, что Бога можно познать через Его творения. Например, Пс. 18, 2: "Небеса проповедуют… Св. Иоанн Дамаскин в первой книге "Точного изложения Православной… Святитель Василий Великий в первой беседе на Шестоднев утверждает, что "не познать Творца из созерцания мира —…

Сверхестественное богопознание

Святые отцы усматривают в сверхъестественном богопоз-нании две последовательных ступени. Первая ступень харак­терна для Ветхого Завета,… Второй уровень сверхъестественного богопознания возмо­жен только в Новом… Это молитвенные созерцания, откровения, которые совер­шатся внутри человеческой души. Во время таких откровений Бог не…

ХАРАКТЕР И ГРАНИЦЫ БОГОПОЗНАНИЯ

Споры о характере и границах богопознания в IV веке

В 356 году в Александрии выступил Аэций (Аэтий) с про­поведью "аномейства" (аномейство буквально означает "непо-добничество").… Затем Аэций перебрался в Антиохию, где и развернул свою проповедь. Церковный… Таким образом, догматика превращалась для Аэция в не­кую игру и диалектику понятий, и он, в своем тщеславии дохо­дил…

Евномианская доктрина

Он утверждал, что "истинная цель человека и единственное содержание веры... заключается в познании Бога, и притом чисто теоретическом". … В контексте тринитарных споров конца IV века был по- ставлен очень важный и принципиальный для богословия воп­рос: "Как вообще возможно богопознание?"

Доктрина Варлаама Калабрийского

Как большинство западных богословов того времени, Вар­лаам находился под сильным влиянием блаженного Августи­на. Блаженный Августин был первым… В этом отношении Августин оказался даже ниже своих языческих учителей, по… между сущностью и энергиями проводил.

Учение святителя Григория Паламы о различии в Боге сущности и энергии

Во-первых, святитель Григорий исходит из того, что Бога нельзя отождествлять с философским понятием "сущности". При этом святитель… Далее святитель Григорий обосновывает вечность божествен­ных энергий. Его… если бы Бог не имел энергий (под энергиями святитель Григо­рий понимает ведение, мудрость, творчество, славу, свет и…

ПОНЯТИЕ ОБ АПОФАТИЧЕСКОМ И КАТАФАТИЧЕСКОМ БОГОСЛОВИИ

Согласно православному учению Бог является одновремен­но и трансцендентным и имманентным. У В.Н.Лосского есть такие красивые слова: "в… В силу этого существуют два тесно взаимосвязанных пути богопознания. Еще… Иначе говоря, опыт богопознания в своем пределе неизъяс­ним. А, следовательно, законным является путь отрицания, путь…

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

О БОГЕ В САМОМ СЕБЕ


 

РАЗДЕЛ I О БОГЕ, ЕДИНОМ В СУЩЕСТВЕ

ИСТИНА БЫТИЯ БОЖИЯ

  Истина бытия Божия — это первая и основная истина вся­кой религии. В Евр. 11,… Идея о Боге является прирожденной идеей для человека. Это подтверждается тем фактом, что история не знает…

УЧЕНИЕ О СУЩЕСТВЕ БОЖИЕМ

Содержание учения о существе Божием

Мы знаем, что сущность Божия для человеческого позна­ния недоступна и, следовательно, содержанием этого учения является не сущность Божества, а свойства существа Божия. Причем не просто свойства Божий, а существенные свойства Божий.

Что такое существенные свойства? Это те свойства, которые принадлежат самому существу Божию и отличают Его от всех прочих существ, т. е. свойства, общие всем Лицам Св. Троицы. Существенные свойства следует отличать от личных или ипос-тасных свойств.

В Исх. 3, 14 Господь открывает Свое имя как "Сущий", по-


славянски "Сый". Вот как толкует значение этого имени свя­титель Григорий Богослов (цитата эта встречается в двух сло­вах святителя Григория, 38 и 45):

"Сим именем — пишет св. Григорий, — именует Он (Бог) Сам Себя, беседуя с Моисеем на горе, потому что сосредоточи­вает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится".

Из этих слов мы заключаем, что Бог, во-первых, является Личностью и, во-вторых, заключает в Себе безграничную пол­ноту бытия. Эти две истины обусловливают деление боже­ственных свойств на две большие группы:

— первая группа свойств обусловлена тем, что Бог обладает полнотой бытия, обладает абсолютной сущностью. Свойства, которые относятся к совершенствам Его бытия в современном православном богословии называются апофатическими. В до­революционных учебниках и пособиях обычно их называют онтологическими;

— вторая группа свойств обусловлена тем, что Бог есть ду­ховно-разумное существо, или Личность, которая благоволит открыть Себя людям. Свойства, которые характеризуют Бога как Личность, как духовно-разумное существо, называются ка-тафатическими, или, опять же, по несколько устаревшей терми­нологии — духовными свойствами.

Понятие об апофатических (онтологических) свойствах Божиих

Наш язык, все наши понятия сформировались в процессе изучения тварных вещей, а тварные вещи с абсолютной сущ­ностью несоизмеримы. Поэтому говорить о… Апофатические свойства — это свойства, получаемые пу­тем отрицания недостатков…

Самобытность

Свидетельства Священного Писания о самобытности Бога: Ис. 43, 10: "прежде Меня не было Бога и после Меня не будет". Ин. 5, 26: "как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе".

Неизменяемость

По существу, неизменяемость, как свойство, является след­ствием самобытности и означает, что Бог есть один и тот же и в существе Своем, и в Своих… В Священном Писании мы можем найти много свидетельств о неизменяемости… Числ. 23, 19: "Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы Ему изменяться".

Вечность

В Священном Писании можно найти много свидетельств о вечности Божества и его независимости от условий времени. Например, в Пс. 54, 20 Бог называется… Пс. 89, 3: "Прежде, нежели родились горы, и Ты образовал землю и… Плач. 5, 19: "Ты, Господи, пребываешь во веки".

Неизмеримость и вездеприсутствие

• Священное Писание много говорит о вездеприсутствии, вез­десущии Бога. Пс. 138, 7-10: "Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?… моря: и там рука Твоя поведет меня".

Понятие о катафатических (духовных) свойствах Божиих

Сами имена Божий (катафатические имена) можно разде­лить на две группы: — первая группа имен означает вечные силы и действия Бога, например, такие… — вторая группа имен характеризует отношение Бога к миру и человеку, например, "Творец",…

Отношение приписываемых существу

Божию свойств к Самому Его существу

Святитель Григорий Богослов писал: "Божественная при­рода по своей сущности единопроста, единовидна и несложна". Эту же мысль повторяет и св. Иоанн Дамаскин, — "Боже­ство, — говорит он,… "Божеское просияние и действие, будучи едино, просто и нераздельно пребывает простым и тогда, когда…

Истинность наших представлений о Боге

Вопрос о достоверности наших представлений о Боге — это в сущности вопрос не теоретический. Прежде всего это вопрос веры или, точнее сказать, вопрос… Кроме того, в Священном Писании о многих именах и свой­ ствах Божиих мы узнаем из уст Самого Бога и странно было бы предположить, что Божество зачем-то вводит нас в…

Катафатические свойства Божий

Разум, Премудрость и Всеведение

В Священном Писании эти два свойства являются взаимо­заменяемыми. Например, В Притч. 8, 1: "Не премудрость ли взывает? И не разум ли возвышает… Апостол Павел (Рим. 11, 33) говорит, что "Богу присуща глубина… О Божественном разуме в силу нашей ограниченночти мы можем мыслить только по аналогии с разумом человеческим и,…

Святость и Свет

Слово "Снятый", как имя Бога, в Священном Писании встре­чается неоднократно, например, в Исх. 31, 13, в Евр. 2, 11. Про­рок Исаия в… Требование святости от твари (1 Пет. 1, 16): "...будьте свя­ты, потому… Само слово "святый" — по-еврейски "калош" — буквально означает отделенный, несоизмеримый, т. е.…

Всемогущество

Свидетельства Священного Писания о всемогуществе Бо­жества. В Быт. 17, 1 Бог говорит Аврааму: "Я Бог Всемогу­щий; ходи предо Мною и будь… Говоря о всемогуществе Божием нужно иметь в виду один важный момент, который… Как говорит Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение Пра­вославной веры, кн. 2, гл. II), Бог "творит мыслью", т.…

Всеблаженство

Что такое блаженство или всеблаженство Бога? Жизнь Бога есть гармоничное единство, деятельность всех сил Божиих на­ходится в гармонии, и ни одна из…

Благость, Любовь и Милость

О том, что тварь может стать причастницей Божественного блаженства нам говорит пятая глава Евангелия от Матфея (за­поведи блаженства). Благость… Три свойства: благость, любовь и милость — очень тесно связаны между собой и,… Когда речь идет об отношении Бога к миру вообще и к миру безличному, то говорят о благости, когда же — об отноше­нии к…

Правда Божия

В правде Божией можно различать два действия — правду законодательную и правду мздовоздаятельную. Об этих двух действиях говорит святой апостол… Законодательное действие правды Божией выражается в том, что Бог даровал… 2, 14-15): "ибо когда язычники, не имеющие закона, по приро­де законное делают, то, не имея закона, они сами себе…

Любовь и Правда Божий в их соотношении

лее позднее время у богомилов и т. д. Какова суть их аргументов? Невозможно сочетание в Боге свойств любви и… Бог свят и, следовательно, требуя совершенства от тварей, Он не может быть равнодушен к добру и злу. Именно поэтому Он…

Антропоморфизмы Священного Писания

"Что Бог по природе бестелесен, это ясно. Ибо как может быть тело то, что бесконечно и беспредельно, не имеет образа, не подлежит осязанию,… Но в то же время в Священном Писании мы видим множе­ство мест, где о Боге… телесных органов, чувств, сил, и способностей.

РАЗДЕЛ II О БОГЕ, ТРОИЧНОМ В ЛИЦАХ

ДОГМАТ О ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ — ОСНОВАНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ

Само слово "Троица" (Tpidg) небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом… Догмат о Пресвятой Троиценепостижим, это таинственный догмат, непостижимый на… Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Свя­той Троице "крестом для человеческой мысли". Для того,…

АНАЛОГИИ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ В МИРЕ

Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источ­ник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают… "Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим… Однако все зти аналогии являются весьма несовершенны­ми. Если возьмем первую аналогию — солнце, исходящие лучи и…

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ДОГМАТА О ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ

Учение о Троице в христианстве всегда было связано с уче­нием о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под… В самом деле, учение о Троице стало возможным благода­ря Боговоплощению. Как…

Доникейский период в истории троичного богословия.

Согласно этому учению Логос — истинный и совершенный Бог, но в то же время, утверждают апологеты, Бог един и один, и тогда у людей, рационально… "Много любящих Бога и Ему искренно предавшихся сму­щает, что учение об… Когда мы говорим об обстоятельствах тринитарных споров II и III века, мы должны иметь в виду, что в то время эгзегеза…

Монархианство.

Приверженцы этого учения заявляли "raonarchiam tenemus", т. е. "мы чтим монархию". Монархианство существовало в двух видах.

Динамизм или адопцианство.

Современники свидетельствуют о них, что это были люди ученые, которые "прилежно занимались геометрией Евклида, дивились философии… ставителем динамизма был епископ Самосатский Павел (епис­копом он был в… Феодотиане, как говорили о них современники, в частности, Тертуллиан, из всякого текста Писания старались сделать…

Модализм

Затем центр его перемещается в Рим, где проповедниками его стали Праксей, а затем пресвитер римский Савеллий, по имени которого эта ересь иногда еще… Ноэт учил, что Христос есть Сам Отец, Сам Отец рожден и пострадал. Сущность… "Свое и полнейшее выражение и завершение", по словам В.В.Болотова, модализм получил у'римского пресвитера…

Учение Оригена о Троице

Учение Оригена о Троице имеет как свои сильные, так и слабые стороны, что предопределено основными предпосылка­ми его философии и его богословия.… Надо отметить, что Ориген был первым, кто постарался ус­тановить различие… Ориген первым провел четкую границу: термин "сущность" стал употреблять для обозначения единства в Боге, а…

Тринитарные споры IV столетия

Предпосылки возникновения арианства. Лукиан Самосатский

Однако профессор В.В.Болотов в своих "Лекциях по исто­рии древней церкви", и в своих работах "Учение Оригена о Троице"… Пожалуй, точка зрения Болотова в данном вопросе более обоснованна.… Наиболее сильное влияние на Ария, по всей видимости, ока­зал Лукиан Самосатский, единомышленник Павла Самосатско-го.…

Доктрина Ария

Схема рассуждений Ария следующая: если Сын сотвореь не из ничего, не из не сущих, следовательно, он сотворен иг сущности Отца, а если Он еще и… Кроме того, происхождение Сына из сущности Отца обяза­тельно должно… Около 310 года Арий переехал из Антиохии в Александрию и около 318 года выступил с проповедью своего учения, основ­ные…

Полемика с арианством в IV столетии

Святитель Афанасий ставил вопрос перед арианами: "для чего, собственно говоря, нужен Сын посредник?" Ариане отве­чали буквально следующее:… Святитель Афанасий указывал на всю глупость подобного рода'рассужяений,… Можно сказать, что само наличие Сына в системе Ария, фун­кционально необоснованно, т. е. Арий отводит ему место в…

Духоборчество

Другое название духоборчества — македонианство, по име­ни архиепископа Константинопольского Македония, умершего в 360 году. Насколько сам Македонии… В полемике против духоборцев святитель Афанасий Алек­сандрийский и великие… Поскольку, именно Дух Святой усвояет людям искупительные -заеду ги^Здаеитвля,-то, если Он Сам не является Богом, то Он…

Тринитарные заблуждения после II Вселенского Собора

Тритеистьгутверждали, что вЪоге три Лица и три сущнос­ти, а единство по отношению к Богу не более чем родовое по-«ятие. В ртддчие от них… Наконец, тринитарным заблуждением является "филиок-ве", окончательно… У шведского мистика XVIII века Эммануила Сведенборга возрождено патрипассианство, т. е. учение о страдании Отца.…

СВИДЕТЕЛЬСТВА ОТКРОВЕНИЯ О ТРОИЧНОСТИ ЛИЦ В БОГЕ

Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом Завете

Об этой множественности говорится уже в первом стихе Библии (Быт. 1, I): "Вначале сотворил Бог небо и землю". Гла­гол "барра"… "В сем месте еврейского текста слово "элогим", собственно Боги,… Быт. 1, 26: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему".…

Указания иа Лицо Сына Божия с разлхчемием Его от Лкца Бога Отца.

Во-первых, это так называемый "Ангел Иеговы". В Ветхом». Завете об Амгеле Иеговы говорится при описании некоторых теофаиий. Это явления… Пророк Исаия (Ис. 63, 8-10) говорит: "Он (т. е. Господь) был для них… Другим указанием на Сына Божия в Ветхом Завете явля­ется Божественная Премудрость. В книге Премудростей Соло­мона…

Указания на Лицо Святого Духа с различением Его от Отца и Сына

Святитель Василий Великий говорит, что Дух Святый как бы "насиживал", "оживотворял" первобытные воды, подобно тому, как птица… Ис. 63, 10: "Они возмутились и огорчили Святого Духа Его". Ис. 48,…

Свидетельства Нового Завета

Указания на троичность Лиц без указания Их различия

Далее, заповедь о крещении, которую дает Господь Своим ученикам по Воскресении (Мф. 28, 19): "Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца… Здесь слово "имя" стоит в единственном числе, хотя отно­сится оно не… 2 Кор. 13, 13: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и

Указания на различие Божественных Лиц и на Божественные Лица в отдельности

"В первых же стихах Пролога Отец именуется Богом, Хри­стос — Словом, и Слово в этом Начале, которое здесь носит не временной, а онтологический… Еще указания на различие Божественных Лиц. Мф. 11, 27: "Все предано Мне Отцем Моим, и никто не зна­ет Сына кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына и…

ВЕРОВАНИЕ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ В ТРОИЧНОСТЬ БОЖЕСТВА

Например, мчн. Иустин Философ (середина II века) (Пер­вая апология, 13 глава): "Отца и Того, Кто пришел от Него — Сына и Духа пророческого чтим… Литургическая практика также об этом свидетельствует. Например, малое… Другим литургическим памятником может служить гимн, вошедший в состав вечерни, "Свете тихий.".., Предание…

СВИДЕТЕЛЬСТВА ОТКРОВЕНИЯ О БОЖЕСТВЕННОМ ДОСТОИНСТВЕ И РАВЕНСТВЕ БОЖЕСТВЕННЫХ ЛИЦ

Когда говорят о трех Божественных Лицах, может возник­нуть такой вопрос: все ли они суть Боги в подлинном смысле слова? Ведь слово Бог может употребляться и в переносном смысле. В Ветхом Завете, например, "богами" называются су­дьи израилевы. Апостол Павел (2 Кор. 4, 4) самого сатану на­зывает "богом века сего".

Божественное достоинство Бога-Отца

Ограничимся двумя ссылками. В Ин. 17, 3 Господь Иисус Христос называет Своего Отца "единым истинным Богом". 1 Кор. 8, 6: "У нас один…

Свидетельства Откровения о Божественном достоинстве Сына и Его равенстве с Отцом

Когда мы называем Сына Божия Богом, то мы имеем в виду, что Он есть Бог в собственном смысле слова (в метафизи­ческом смысле), что Он есть Бог по естеству, а не в смысле переносном (по усыновлению).


Свидетельства Самого Господа Иисуса Христа

Фарисеи, услышав это высказывание Христа, вознегодова­ли на Него, поскольку Он Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. При этом Христос не… В той же беседе после исцеления расслабленного (Ин. 5, 19-20) Господь говорит:… Лк. 5, 20-21 — исцеление расслабленного в Капернауме. Когда расслабленного принесли на одре и спустили к ногам Иисуса…

Свидетельства апостолов о Божественном достоинстве Сына и Его равенстве с Отцом

Апостол Фома (Ин. 20, 28), в ответ на предложение Спасите­ля вложить персты в гвоздиные язвы восклицает "Господь мой и Бог мой". Иуд. 4:…

Свидетельства апостола Иоанна

В Откр. 19, 13 тоже говорится о Слове Божием. Ап. Иоанн описывает видение Верного и Истинного, который праведно судит и воинствует. Этот Верный и… В 1 Ин. 5, 20 Иисус Христос прямо называется Богом: "Сей есть истинный… Ап. Иоанн также указывает на единство жизни Отца и Сына. 1 Ин. 5,11-12: "Бог даровал нам жизнь вечную, и сия…

Свидетельства апостола Павла

Деян. 20, 28, эпизод, когда апостол Павел на пути в Иеруса­лим прощается в Мелите с эфесскими пресвитерами. Он гово­рит о "Церкви Господа и… В Кол. 2, 9, апостол Павел утверждает, что в Нем, т. е. во Христе,… В Евр. 1, 3, апостол называет Сына "сиянием славы и обра­зом ипостаси Его", очевидно, что слово…

Верование древней Церкви в Божественное достоинство Сына Божия и Его равенство с Отцом

"Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего. Гос­пода желаю, Сына истинного Бога и Отца Иисуса Христа — Его ищу", т. е. прямо… Не только у древних христианских писателей есть свиде­тельства о том, что… как Бога. Такие свидетельства имеются и у языческих авто­ров. Например, в письме Плиния младшего (который был…

Основные возражения против Божественного достоинства Святого Духа и Его равенства с Отцом и Сыном

Святитель Григорий Богослов так разъясняет это место (Сло­во 31): "У Евангелиста не сказано просто "все", а все, что стало быть,… Иногда ссылаются на то, что Дух Святый в перечислении Божественных Лиц в Свщ. Писании всегда поставляется на…

РАЗЛИЧИЕ БОЖЕСТВЕННЫХ ЛИЦ ПО ИПОСТАСНЫМ СВОЙСТВАМ

Все божественные свойства, и апофатические и катафати-ческие, относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе… Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и… Именно это мы видим в Священном Писании, где пред­ставление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между…

Свидетельства Откровения об отношениях Божественных Лиц

Отношения между Отцом и Сыном

Кол. 1, 15 сказано, что Сын есть "образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари". Пролог Евангелия от Иоанна: "Слово было у Бога". В гре­ческом тексте… "Это выражение указывает на движение, на динамическую близость, можно было бы перевести скорее "к", чем…

Тоинитарное положение Святого Духа

Ин. 14, 16: "И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешите­ля, да пребудет с вами вовек". Ин. 14, 26: "Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя… Из этих двух стихов видно, что Святой Дух, Утешитель от­личен от Сына, Он есть другой Утешитель, но в то же время…

Личные (ипостасные) свойства

Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остаю­щиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц.… Святой Иоанн Дамаскин пишет: "Нерождаемость, рождение и исхождение — только этими ипостасными свойствами и различаются между собой три Свя­тые…

ТРОИЧНОСТЬ БОЖЕСТВЕННЫХ ЛИЦ И КАТЕГОРИЯ ЧИСЛА (КОЛИЧЕСТВА)

"Отношения для каждой ипостаси тройственны, невозмож­но ввести одну из ипостасей в диаду, невозможно представить себе одну из них без того,… Отказ от противопоставления Божественных Лиц, т. е. от­каз от того, чтобы… Василий Великий об этом пишет: "Мы не ведем счет пере­ходя от одного до множественности путем прибавления,…

КАК ПРАВИЛЬНО МЫСЛИТЬ ОТНОШЕНИЯ БОЖЕСТВЕННЫХ ЛИЦ, ОБРАЗ ПРЕДВЕЧНОГО РОЖДЕНИЯ И ПРЕДВЕЧНОГО ИСХОЖДЕНИЯ

Троица есть некая первичная данность, которая ниоткуда не выводится, нельзя найти какой-то принцип, которым мож­но было бы обосновать троичность… Поскольку отношения Божественных Лиц являются трой­ственными для каждой… Когда святые отцы Восточной Церкви говорят, что ипостас-ньпуг свойством Отца является нерождеяность, они тем самым…

УЧЕНИЕ О МОНАРХИИ ОТЦА

Единоначалие Отца ни в коей степени не умаляет Боже­ственного достоинства Сына и Духа. Сын и Святый Дух по природе обладают всем, что присуще Отцу, за исключением… Св. Иоанн Дамаскин об этом говорит: "Все, что имеет Отец, имеет и Сын, и Дух, кроме нерожденности, которая…

РИМО-КАТОЛИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ФИЛИОКВЕ

Вследствие этого между Сыном и Святым Духом вводится дополнительное отношение, которое также определяется как исхождение. В результате точка… Таким образом, бытие Божие отождествляется с Божествен­ной сущностью, а… Все это имеет непосредственное отношение к духовной жизни. Так, в католичестве существует мистика безличной…

ЕДИНОСУЩИЕ ЛИЦ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ

Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми бо­жественными совершенствами, но это… В Священном Писании слово "единосущный" не встреча­ется, хотя сама… Прежде всего в Евангелии от Иоанна, где говорится об от­ношениях Отца и Сына. Ин. 10, 30: "Я и Отец — одно",…

ОБРАЗ ОТКРОВЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ В МИРЕ

Святитель Григорий Нисский объясняет, каким образом Лица Пресвятой Троицы относятся к Божественным действи­ям: "Всякое действование, от Бога простирающееся на тварь, от Отца исходит,… Подобного рода высказываний можно найти у многих от­цов Церкви. Обычно для пояснения этой мысли они обраща­ются к…

– Конец работы –

Используемые теги: Догматическое, богословие0.047

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ. Учебное пособие для студентов 2 класса
На сайте allrefs.net читайте: "ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ. Учебное пособие для студентов 2 класса"

Догматическое богословие
Иудеи уповали на букву Закона, как на источник вечной жизни, но Писание лишь указывает на этот источник, который есть Христос Ин. 5 39 , способный… Сущность и ипостась были известны уже Оригену и св. Дионисию Александрийскому,… Восточные отцы IV века. Второе издание, М. 1992. стр.74 Во времена становления троического богословия термины…

Догматическое богословие 3 курс КДА
Александрийское богословие Кирилл Александрийский и его Христология Святитель Кирилл еще раз... Гностицизм... течения гностицизма...

Догматическое богословие
Иудеи уповали на букву Закона, как на источник вечной жизни, но Писание лишь указывает на этот источник, который есть Христос (Ин. 5: 39) ,… В IV в. появилась острая необходимость нарождающимся лжеучениям… И появление троичной терминологии послужило отправной точкой для развития христологического учения, а значит и решения…

Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету Догматическое Богословие
Й курс заочный сектор КДА... Билет Значение догматического богословия в деле спасения человека...

Догматическое богословие
Большинство догматических положений Церкви возникло в ответ на различные еретические богословские суждения. Поэтому, чтобы вникнуть в… Модалисты или савелиане как раз и сливали Ипостаси, отвергая реальное… Не вмещающееся в разум противоречие постулированного единобожия и в тоже время Его Троичности ариане заменяли более…

ОСНОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ
Введение в богословие то ли естественное богословие апологетика Основное... ВАРИАНТЫ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К БОГУ...

ОТВЕТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ БОГОСЛОВОВ НА ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Во имя Аллаха Милостивого Милосердного... ОТВЕТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ...

Основное богословие и апологетика 3 курс КДА Билет 1
Билет... Определение метафизики Происхождение термина метафизика Слово метафизика...

Нравственное Богословие как Дисциплина
Естественный Нравственный Закон... Реальность естественного нравственного... Содержание естественного нравственного закона...

0.056
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам