рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Соотношение Священного Писания и Священного Предания

Соотношение Священного Писания и Священного Предания - раздел Религия, ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ   Если Мы Посмотрим Дореволюционные Учебники Догмати­ческого Бо...

 

Если мы посмотрим дореволюционные учебники догмати­ческого богословия или катихизисы, то увидим, что в них Свя­щенное Писание и Священное Предание обычно противопос­тавляются.

Например, «Катихизис» святителя Филарета называет Священное Писание и Священное Предание двумя различными способами распространения и сохранения Божественного Откровения.

Митрополит Макарий (Булгаков) говорит, что «под именем Священного Предания разумеется Слово Божие, не заключен­ное в письмена самими богодухновенными писателями, а устно переданное Церкви и с тех пор непрерывно в ней сохраняюще­еся».

Примерно то же самое мы видим в учебнике догматическо­го богословия протоиерея Михаила Помазанского, где прямо говорится, что Предание и Писание это два источника вероуче­ния, или два источника догматов.

Во всех этих определениях Священное Писание и Священ­ное Предание противопоставляются друг другу. Писание рас­сматривается как нечто внешнее по отношению к Преданию. Это связано, конечно, с латинским влиянием на православное богословие которое началось в период упадка образованности на Христианском Востоке. Это латинское схоластическое вли­яние в данном случае проявляется в характерной для латинс­кой мысли тенденции кодифицировать Предание в историчес­ких документах, памятниках, иначе говоря, рассматривать Пре­дание почти исключительно как некую сумму информации о Боге, о духовной жизни, в то время, как для Восточных отцов Предание — это всегда не только знание, не столько информа­ция, сколько именно живой опыт богопознания, опыт объемно­го видения богооткровенной истины, без которого подлинное знание оказывается невозможным. Преодоление такого пони­мания в православном богословии началось только с начала XX века. В чем суть латинского взгляда на соотношение Пре­дания и Писания?

Католическое учение о Священном Предании и соотноше­нии Предания и Писания возникает во время Реформации в Западной Европе, причем возникает по конкретному случаю. Когда Лютер поставил под сомнение католический догмат о папском примате, в Германию прибыли из Ватикана католи­ческие богословы, которые вступили с Лютером в спор. Они не могли обосновать примат папы и сослались на то, что им нуж­но съездить в Ватикан, поднять архивы, поработать в библиоте­ке, чтобы привести достаточные доказательства в свою пользу. И тогда Лютер торжественно объявил, что, в отличие от ка­толических богословов, ему никуда ехать не надо и он все свое учение вполне может обосновать и вывести из одного только Священного Писания.

Этот полемический прием, который один раз оказался ус­пешным, впоследствии получил широкое применение, и пре­вратился в своеобразный принцип, на котором и строилось протестантское учение.

В борьбе с протестантами, отрицающими авторитет Священ­ного Предания как источника вероучения, католики были вы­нуждены построить свое учение. Суть его состоит в том, что Священное Писание и Священное Предание — это два различ­ных параллельных источника вероучения.

Тут могут быть разные акценты. Эти два источника могут пониматься как равные по достоинству, могут пониматься как неравные по достоинству, скажем, Священное Писание может пониматься как некоторое смысловое ядро, а Предание — как некое, пусть и необходимое, но, все-таки, второстепенное допол­нение к Писанию.

Как бы там ни было, во-первых, Писание и Предание рас­сматриваются как нечто взаимодополняющее, и, во-вторых, ут­верждается, что, и Писание, и Предание по отдельности заклю­чают в себе не всю богооткровенную истину, а только некото­рую ее часть.

Такое понимание соотношения Предания и Писания не со­гласуется со святоотеческим пониманием. Скажем, для священномученика Иринея Лионского (II век по Р.Х.) Священное Предание по своему содержанию не есть нечто отличное от Священного Писания, а, наоборот, Предание по содержанию тождественно Новому Завету.

И у других отцов Церкви мы можем найти утверждение, что Священное Писание само по себе содержит все потребное для благочестия, т. е. заключает в себе не часть богооткровен­ной истины, а всю истину в ее полноте.

В начале XX века началось постепенное преодоление схо­ластического взгляда на соотношение Священного Писания и Предания. Известный церковный историк Михаил Поснов в 1906 году пишет на страницах журнала «Христианское чте­ние» (М. Поснов // Христианское чтение, 1906, Т. 2, с. 773):

«Одно из полученного от Христа Евангелия Церковь выра­зила Символом Веры... другое Церковь закрепила в таинствах... иное изложила в Священном Писании, как содержащем ука­зание на исторические факты спасения... другое Церковь вы­разила в Богослужении, песнопениях и молитвах; иное, нако­нец, воплотила в христианском устройстве жизни, в церковно-каноническом управлении, в обрядах, обычаях и т.д».

Какие положительные моменты мы можем отметить в этом определении? Здесь нет противопоставления Священного Пи­сания и Священного Предания, Священное Писание в целом рассматривается в контексте Предания. Отрицательный момент — это то, что все вышеперечисленные составляющие Священ­ного Предания мыслятся именно как части, каждая из кото­рых заключает в себе только часть Откровения.

Некий переворот во взглядах на соотношение Писания и Предания начинается с середины нашего столетия во многом благодаря работам архимандрита Софрония (Сахарова), учени­ка преподобного старца Силуана Афонского. Архимандрит Софроний при этом не излагал свое учение, а излагал взгляд на вопрос о соотношении Писания и Предания самого преп. Силу­ана.

Арх. Софроний пишет, что «...Предание объемлет собою всю жизнь Церкви настолько, что и самое Священное Писание является лишь одною из форм его».

Таким образом, Писание рассматривается не как часть Пре­дания, а как качественно отличная форма церковной жизни. В другом месте архимандрит Софроний так передает слова свое­го преподобного учителя:

«Священное Писание не глубже и не важнее Священного Предания, как сказано выше, одна из его форм: форма эта яв­ляется ценнейшей и по удобству сохранения ее и по удобству пользования ею; но изъятое из потока Священного Предания, Писание не может быть понято, как должно, никакими науч­ными исследованиями».

Еще в XIX столетии святитель Филарет Московский назы­вал Писание «упроченным видом Предания» и по этому пово­ду говорил следующее (Митрополит Филарет. Слова и речи, ч.4, с. 96):

«С тех пор, как учение христианское заключено в Священ­ные книги, Святая Церковь, для верного и неизменного сохра­нения сего учения, имеет обычай и правило, не только мысли сего учения на непреложном свидетельстве богодухновенного Писания утверждать, но и самые слова и выражения, для озна­чения важнейших предметов и частей заимствовать из того же чистого источника Писания».

Итак, когда мы говорим о соотношении Священного Писа­ния и Священного Предания, мы должны избегать двух соблазнов: во-первых, опасности противопоставления Священного Писания и Священного Предания и, во-вторых, опасности свес­ти Священное Предание к сумме некоторых знаний, к набору определенных памятников, в которых содержится это знание.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

На сайте allrefs.net читайте: "ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Соотношение Священного Писания и Священного Предания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет догматического богословия. Понятие о догматах
  Православное догматическое богословие есть наука, в сис­тематическом порядке раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин (догматов), принимае

Теологичность (вероучительность)
  Итак, первое свойство догматов — этотеологичность («ве­роучитель-ность»). Это свойство догматов по содержанию. Оно означает, что догмат содержит в себе уче

Богооткровенность
  Поэтому следующим свойством догматов являетсяБого­откровен-ность, которая есть свойство догматов по способу их получения, т. е. догмат не есть плод деятельности ест

Церковность
  Число вероучительных истин весьма велико, в то же время вероучительных истин, которые мы называем догматами, не так уж и много. «С чем это связано? Это связано с третьим свойством д

Догматы и богословские мнения
Следует отметить, что Церковь никогда не догматизировала только ради того, чтобы нечто догматизировать, по крайней мере, Православная Церковь. У католиков проявляется противопо­ложная тенденция — д

Догматы, догматические формулы и богословские термины
  Когда мы говорим о догматах, мы должны четко различать собственно догмат по его содержанию от догматической фор­мулы. Собственно догмат — это содержание, сама онтологическа

Догматические системы (исторический обзор)
  Это способ изложения, в котором все отдельные истины и положения представляют собой части, связанные в единое це­лое. К догматическим системам предъявляются следующие требования.

Причины появления догматов
  Когда и по какой причине появляются догматы? Они появ­ляются по причине возникновения ересей с целью защиты цер­ковного учения от еретических искажений. Само значение слова, которым

Основные принципы раскрытия содержания догматических истин
  Следующий вопрос — это проблемаистолкования догма­тов. Ясно, что догматы должны быть человеком так или иначе осмыслены. Догмат не есть магическая формула, повторяя

Назначение догматов
  Приведем две цитаты по данному вопросу. Первая — это А. Карташев: «оросы» Вселенских Соборов не есть могильные плиты, приваленные к дверям запечатанно­го гроба навек закрис

Усвоение догматических истин человеческим сознанием
  Рационального постижения человеческим умом догмата быть не может, по этому поводу хорошо высказался митропо­лит (впоследствии Патриарх) Сергий (Страгородский): «Всякий догм

И развитие догматической науки
  Божественное Откровение есть «то, что Сам Бог открыл че­ловекам, чтобы они могли право и спасительно веровать в него и достойно чтить его» [8,5]. Именно из Божественного От

Православный взгляд на развитие догматической науки
Естественно, что с такой постановкой вопроса согласиться нельзя. Однако, очевидно, что догматическая наука действи­тельно развивается. Но в каком смысле развивается? Развитие догматической науки ес

Задачи и метод богословской догматической науки
  Задача, что называется стратегическая, догматической на­уки — служить единению человека с Богом, приобщать челове­ка к вечности. Вторая, не менее важная, тактическая задача

Священное Писание о Священном Предании
  Священное Предание — это общая форма сохранения и рас­пространения Церковью своего учения. Или другая формули­ровка — сохранения и распространения Божественного Откро­вения. Сама эт

Понятие о Священном Предании
  Буквально греческое слово «предание» озна­чает преемственную передачу, например, передачу по наслед­ству, а также и сам механизм передачи от одного человека к другому, от одного пок

В современном православном богословии
Первое, — понимание в смысле самого механизма передачи богооткровенной истины. Второе — Священное Предание как источник вероучения. Такой взгляд на Священное Предание является вполне оправ

Формальное предание
Одной из форм Священного Предания является Священ­ное Писание, но Предание не исчерпывается Священным Пи­санием, включает в себя другие формы. Существует термин, с которым можно встретитьс

Древние символы и исповедания веры
  С древнейших времен Крещение в Церкви не совершалось без того, чтобы крещаемый не исповедал свою веру. Эта вера исповедовалась посредством некоторого символа. Для нас осо­бое значен

Соборные вероопределения
  Существуют только четыре вероопределения, которые были приняты на Вселенских Соборах. III Вселенский Собор — не вносить изменений и дополне­ний в существующий Символ веры;

ПУТЬ БОГОПОЗНАНИЯ
  Существует большое количество различны?: отраслей зна­ния, наименование которых включают в себя слова "знание" или "ведение": языкознание, правоведение и т. д.

Естественное богопознание (естественное Откровение)
Для христианина, который верует в то, что весь мир сотво­рен творческим Божественным Словом, вселенная открывает­ся как Откровение вечных божественных идей. Следовательно, возможно познание Бога че

Сверхестественное богопознание
Подлинным богопознанием, или богопознанием в подлин­ном смысле слова, может называться только сверхъестествен­ное богопознание. Оно дается человеку только в опыте, при непос

Споры о характере и границах богопознания в IV веке
Впервые в христианском богословии вопрос'о характере и о границах богопознания был поставлен в контексте тринитар-ных споров IV столетия. В 356 году в Александрии выступил Аэций (Аэтий) с

Евномианская доктрина
У Аэция были ученики, среди которых был некто Евномий, родом каппадокиец, занимавший епископскую кафедру в Ки-зике. Именно Евномий придал диалектике Аэция логическую стройность и законченность.

Доктрина Варлаама Калабрийского
Варлаам, грек по национальности, ученый человек, происхо­дил из Калабрии (Калабрия — историческая область в Ита­лии). Он был православного исповедания. Будучи националис­тически настроен, он пересе

Учение святителя Григория Паламы о различии в Боге сущности и энергии
Святитель Григорий Палама подверг учение Варлаама ос­новательной критике. Во-первых, святитель Григорий исходит из того, что Бога нельзя отождествлять с философским понятием "сущности

ПОНЯТИЕ ОБ АПОФАТИЧЕСКОМ И КАТАФАТИЧЕСКОМ БОГОСЛОВИИ
  Согласно православному учению Бог является одновремен­но и трансцендентным и имманентным. У В.Н.Лосского есть такие красивые слова: "в имманентности ОткровенияБог

ИСТИНА БЫТИЯ БОЖИЯ
    Истина бытия Божия — это первая и основная истина вся­кой религии. В Евр. 11, 6 апостол Павел говорит: "Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и

Понятие об апофатических (онтологических) свойствах Божиих
Эти свойства характеризуют совершенство Божественной природы, совершенство Божественного бытия. Но божествен­ная природа абсолютна и человеческий язык, наш понятийный аппарат не способны выразить э

Самобытность
Этим свойством за Богом отрицаются ограниченность по началу и причине своего бытия. Это свойство означает, что Бог не происходит ни от чего другого, и не зависит ни от какого другого бытия, но прич

Неизменяемость
Этим свойством за божественной природой отрицаются по­стоянные видоизменения, которые являются признаком отно­сительного несовершенства. По существу, неизменяемость, как свойство, является

Вечность
Этим свойством отрицается зависимость Бога от условий времени, оно означает, что Бог не зависит от условий времени, как формы изменчивого бытия. Такие понятия, как "прежде", "после&q

Неизмеримость и вездеприсутствие
Этими двумя свойствами, очень близкими по смыслу, за Богом отрицается зависимость от пространства, как формы существования изменчивого бытия. • Священное Писание много говорит о вездепрису

Понятие о катафатических (духовных) свойствах Божиих
Св. Иоанна Дамаскин (кн. I, Точное изложение Православ­ной веры, гл. IV): "что говорим о Боге утвердительно, показы­вает нам не естество Его, но то, что относится к естеству", т. е. Бог п

Божию свойств к Самому Его существу
т Святитель Григорий Богослов писал: "Божественная при­рода по своей сущности единопроста, единовидна и несложна". Эту же мысль повторяет и св. Иоанн Дамаскин, — "Б

Истинность наших представлений о Боге
К этому вопросу существуют два различных подхода: пер­вый более характерен для западного богословия. Западная схо­ластика исходят из того, что Бог — существо абсолютно транс­цендентное миру, и чело

Разум, Премудрость и Всеведение
Рассматривать свойства Божий лучше группами, поскольку границы между различными свойствами четко провести не всегда оказывается возможным, и многие свойства оказывают­ся как бы некими гранями, аспе

Святость и Свет
Что означает святость как свойство Божие? Святость озна­чает, что Бог в Своих стремлениях определяется и руководству­ется представлениями об одном высочайшем добре. Так как Бог чист от греха и не м

Всемогущество
Это свойство означает, что Бог приводит в исполнение все угодное ему без всякого затруднения и препятствия. Никакая сторонняя сила не может удерживать или стеснять Его дей­ствия. Свид

Всеблаженство
В Пс. 15, 11 есть обращение к Богу: "блаженство в деснице Твоей вовек". Блаженным называет Бога и святой апостол Па­вел в 1 Тим. 1, 11; 6,15. Что такое блаженство или всеблаженст

Благость, Любовь и Милость
Будучи всеблаженным, Бог открывает Себя и во вне суще­ством всеблагим и любящим, дарует тварям столько благ и совершенств, сколько нужно для их блаженства, сколько они могут принять по природе и со

Правда Божия
Правда Божия является следствием свойства святости, по­скольку Бог свят, то Он требует святости или совершенства от Своего творения, а для достижения этого совершенства дается нравственный закон, в

Любовь и Правда Божий в их соотношении
В истории Церкви возникали заблуждения, для которых было характерно противопоставление этих свойств Божествен­ной природы — любви и правды. Например, у гностиков, в бо­ лее позднее вр

Антропоморфизмы Священного Писания
Св. Иоанн Дамаскин ("Точное изложение Православной веры" Кн. 1, гл. XI) пишет: "Что Бог по природе бестелесен, это ясно. Ибо как может быть тело то, что бесконечно и беспред

ДОГМАТ О ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ — ОСНОВАНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ
Формулировка: Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераз­дельная. Само слово "Троица" (Tpidg) небиблейского происхождения,

АНАЛОГИИ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ В МИРЕ
Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались раз­личного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного. Например, солнце

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ДОГМАТА О ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ
В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пре­святой Троице создавалось постепенно, обычно, в связи с воз­никновением различно

Доникейский период в истории троичного богословия.
Во II веке христианские апологеты, желая сделать христи­анское вероучение понятным для греческой интеллигенции, сближают учение о Христе с философским эллинским учени­ем о логосе. Создается учение

Динамизм или адопцианство.
Динамистов-адопциан еще называли "феодотиане". Дело в том, что среди, идеологов этого направления было два человека по имени Феодот, это некий Феодот Кожевник, выступивший с проповедью в

Модализм
Модалисты исходили из следующих предпосылок: Хрис­тос, несомненно, Бог, а чтобы не было двубожия, следует некото­рым образом отождествить Его с Отцом. Возникает это движе­ние в Малой Азии, в городе

Учение Оригена о Троице
Чтобы понять дальнейшую историю развития троического богословия, необходимо иметь общее представление об учении о Троице Оригена, поскольку подавляющее большинство дони-кейских отцов по своим трини

Предпосылки возникновения арианства. Лукиан Самосатский
Совершенно особое место в истории троичного богословия занимает арианский спор. Существуют различные мнения от­носительно того, как соотносятся между собой троичное уче­ние Оригена и учение Ария. В

Доктрина Ария
Учеником Лукиана был Арий. Арий не был удовлетворен современным ему состоянием троичного богословия, которое было оригенистским. Схема рассуждений Ария следующая: если Сын сотвореь не из н

Полемика с арианством в IV столетии
Вести полемику с арианством в IV столетии пришлось мно­гим выдающимся православным богословам, отцам Церкви, среди которых особое место занимают святитель Афанасий Александрийский и великие Каппадо

Духоборчество
Следующей ересью, с которой пришлось иметь дело Церкви, было духоборчество. Очевидно, что духоборчество родилось из арианского источника. Суть этого заблуждения в том, что его приверженцы отрицали

Тринитарные заблуждения после II Вселенского Собора
После Второго Вселенского собора 381 года в лоне собственно Православной Церкви Тринитарные ереси более никогда не воз­рождались, они возникали только в еретической среде. В част­ности, в VI-VII ве

Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом Завете
В Ветхом Завете имеется достаточное количество указаний на троичность Лиц, а также прикровенные указания на множе­ственность лиц в Боге без указания конкретного числа. Об этой множественно

Указания иа Лицо Сына Божия с разлхчемием Его от Лкца Бога Отца.
Сын Божий открывается в Ветхом Завете различным об­разом и имеет несколькоимен. Во-первых, это так называемый "Ангел Иеговы". В Ветхом». Завете об Амгеле Иеговы

Указания на Лицо Святого Духа с различением Его от Отца и Сына
Быт. 1, 2: "Дух Божий носился над'водою". Слово "носил­ся" в русском переводе не соответствует смыслу еврейского текста, поскольку еврейское слово, которое здесь употреблено, оз

Указания на троичность Лиц без указания Их различия
Прежде всего — Крещение Господа Иисуса Христа в Иор­дане от Иоанна, которое получило в Церковном Предании наи­менование Богоявления. Это событие явилось первым явным Откровением человечеству о Трои

Указания на различие Божественных Лиц и на Божественные Лица в отдельности
Во-первых, Пролог Евангелия от Иоанна. У В.Н.Лосского дается следующий комментарий к этой части Иоаннова Еван­гелия: "В первых же стихах Пролога Отец именуется Богом, Хри­стос — Слово

ВЕРОВАНИЕ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ В ТРОИЧНОСТЬ БОЖЕСТВА
В советское время в атеистической литературе можно было встретить утверждение, что древняя Церковь в первые века своего существования не знала учения о Троице, что учение о Троице есть продукт разв

Божественное достоинство Бога-Отца
Что касается Божества Отца, то оно никогда не ставилось под сомнение даже еретиками. Если мы обратимся к Новому Завету, то увидим, что и Господь Иисус Христос, и апостолы представляют нам Отца Бого

Свидетельства Самого Господа Иисуса Христа
После того, как Господь исцелил расслабленного в купаль­не Вифезда, фарисеи обвиняют Его в нарушении субботы, на что Спаситель отвечает: "...Отец Мой доныне делает, и Я де­лаю" (Ин. 5, 17

Свидетельства апостолов о Божественном достоинстве Сына и Его равенстве с Отцом
Апостол Петр в своем исповедании (Мф. 16, 15-16) испове­дует Иисуса Христа "Сыном Бога Живого", при этом слово "Сын" в Евангелии употребляется с артиклем. Это означает, что слов

Свидетельства апостола Иоанна
Апостол Иоанн в своих творениях заложил основание цер­ковного учения о Сыне Божием как о Логосе, т. е. Божествен­ном Слове. В первых стихах своего Евангелия (Ин. 1, 1-5) Иоанн показывает Бога Слово

Свидетельства апостола Павла
1 Тим. 3, 16: "Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти". Здесь прямо Сын Божий называется Богом. То же са­мое в Рим. 8, 5, где сказано, что Христос есть "сущий над всем Бог, б

Верование древней Церкви в Божественное достоинство Сына Божия и Его равенство с Отцом
Один из древнейших памятников святоотеческой литера­туры — послания священномученника Игнатия Богоносца, да­тируемые примерно 107 годом. В послании к Римлянам, в 6 главе Свящ. мчн. Игнатий пишет:

Основные возражения против Божественного достоинства Святого Духа и Его равенства с Отцом и Сыном
Духоборцы ссылались на Пролог Евангелия от Иоанна (Ин. 1,3), потому что там сказано, что через Сына "Все ... начало быть."... Святитель Григорий Богослов так разъясняет это место

РАЗЛИЧИЕ БОЖЕСТВЕННЫХ ЛИЦ ПО ИПОСТАСНЫМ СВОЙСТВАМ
Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой приро­дой. Естественно, встает вопрос, каким образом их различать? Все божественн

Отношения между Отцом и Сыном
Ин. 1, 18: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил". Ин. 3, 16 "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного.".. Кол. 1,

Тоинитарное положение Святого Духа
" Ин. 14, 16: "И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешите­ля, да пребудет с вами вовек". Ин. 14, 26: "Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мо

Личные (ипостасные) свойства
В соответствии, в отношениями- предвечного рождения и предвечного исхождения определяются личные свойства Лиц Пресвятой Троицы. Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терми

ТРОИЧНОСТЬ БОЖЕСТВЕННЫХ ЛИЦ И КАТЕГОРИЯ ЧИСЛА (КОЛИЧЕСТВА)
Говоря, что Бог троичен, что в Боге есть три Лица, необходи­мо иметь в виду, что три в Боге не есть итог сложения, потому что отношения Божественных Лиц для каждой Ипостаси трой­ственны. В.Н.Лосски

КАК ПРАВИЛЬНО МЫСЛИТЬ ОТНОШЕНИЯ БОЖЕСТВЕННЫХ ЛИЦ, ОБРАЗ ПРЕДВЕЧНОГО РОЖДЕНИЯ И ПРЕДВЕЧНОГО ИСХОЖДЕНИЯ
Отношения Божественных Лиц, которые открываются нам в Священном Писании, только обозначают, но ни в коей мере не обосновывают ипостасного различия. Нельзя сказать, что в Боге три Ипостаси по причин

УЧЕНИЕ О МОНАРХИИ ОТЦА
Этот вопрос как бы подразделяется на два подвопроса: 1) не уничижаем ли мы вторую и третью Ипостась, утверждая монархию Отца?; и 2) почему учение о монархии Отца имеет такое принципиальное значение

РИМО-КАТОЛИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ФИЛИОКВЕ
Логика этого учения, основы которого были заложены бла­женным Августином, состоит в утверждении, что то, что в Боге не противопоставлено, то не может быть и различимо. Здесь видна тенденция мыслить

ЕДИНОСУЩИЕ ЛИЦ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Пресвятую Троицу мы исповедаем единосущной и нераз­дельной, что нашло закрепление и в литургической практике Церкви (начальный возглас утрени). Единосущие означает, что От

ОБРАЗ ОТКРОВЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ В МИРЕ
Из учения о единосущии Лиц Пресвятой Троицы, следует, что Божество обладает единым действием, но в то же время каждое из Лиц Пресвятой Троицы относится к этому действию особым образом, т. е. каждое

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги