рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Евномианская доктрина

Евномианская доктрина - раздел Религия, ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ У Аэция Были Ученики, Среди Которых Был Некто Евномий, Родом Каппадокиец, Зан...

У Аэция были ученики, среди которых был некто Евномий, родом каппадокиец, занимавший епископскую кафедру в Ки-зике. Именно Евномий придал диалектике Аэция логическую стройность и законченность.

Он утверждал, что "истинная цель человека и единственное содержание веры... заключается в познании Бога, и притом чисто теоретическом".

В контексте тринитарных споров конца IV века был по-


ставлен очень важный и принципиальный для богословия воп­рос: "Как вообще возможно богопознание?"

Для православных ответить на этот вопрос не составляло большой трудности, так как православная теория богопозна-ния обоснована идеей единосущия, вспомним слова апостола Филиппа на Тайной вечери: "Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас". И Господь ему отвечает: "Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца... Разве ты не веришь, что Я во Отце, и Отец во Мне?" (Ин. 14,8-10).

Таким образом, для православных полнота богопознания возможна во Христе в силу единосущия Отца и Сына. Есте­ственно, что аномеи, бывшие крайними арианами, не могли при­нять такой гносеологии и вынуждены были создавать собствен­ную теорию познания. За детальную разработку этой арианс-кой теории познания и принялся Евномий.

Теория Евномия получила наименование "теории имен". Он утверждал, что все понятия, которыми пользуются люди, можно разделить на два класса. Первые — это понятия, имено­ванные людьми или понятия "по примышлению". С точки зре­ния Евномия эти понятия суть некие логические фикции, ко­торые только условно указывают на вещи, по существу это не­кие клички вещей, которые ничего не говорят о природе пред­метов и никакого объективного знания не содержат.

Этим логическим фикциям Евномий противопоставляет "предметные" имена. Эти имена указывают на самую сущность вещи. Они неразрывно с вещами связаны и являются как бы энергиями вещей. В этих именах открывается премудрость Божия, соответственно и приращенно приспособившая назва­ния каждому сотворенному предмету. Именно эти предметные или софийные имена разложимы в понятия и признаки, они и дают нам объективное знание о мире.

Вот учение Евномия в изложении Л.П.Карсавина: "Бог... .проявляет Себя в этом мире плодами Своей деятельности, сви­детельствующими о Нем. .. Бог создал и отношение, и действие и соответствие вещей друг другу; Он согласовал название (имя) с каждой из именуемых вещей сообразно с законами их", то есть, с их сущностью. Таким образом основные понятия, арис-тотелевы категории, "имена" нам даны; и состоящее из поня­тий наше знание, не измышление наше, но знание по проис­хождению своему откровенное. Когда, например. Бог повелел


возникнуть из ничего земле, он произнес имя "земля", и земля появилась как осуществление этого имени. Его же насадил Бог и в нашу душу. Следовательно, исходя из имен или понятий, можно построить логически выражаемую систему и добиться полной ясности".

Иначе говоря, теория имен предполагает изначальное со­гласование, Богом установленное, между миром вещей и струк­турой человеческого познающего разума. Все вещи творятся в соответствии с определенными категориями, и эти же катего­рии являются врожденными человеческому уму. Цель позна­ния состоит только в том, чтобы установить соответствие меж­ду понятиями объективного мира и человеческим умом.

Естественно, что Евномий на этом не останавливается, по­скольку споры о способах и границах познания в IV веке были прежде всего связаны с вопросом о богопознании.

Наряду с именами чувственных вещей имеются также име­на вещей умопостигаемых, тоже заключающих в себе самое точное воспроизведение именуемого. В частности, имеются име­на Божий, а если это так, то можно знать Бога не хуже, чем Он Сам знает Себя.

Нам нужно иметь в виду, что в некоторых учебниках, изла­гающих данный предмет, говорится, что Евномий утверждал, что Божественная сущность познаваема, но это не совсем так, в действительности у Евномия нет мнения, что Божественная сущность познаваема. Он говорит об именах, которые наиболее полно и адекватно выражают сущность, но не говорит о позна­нии сущности как таковой.

По Евнонию цель человека как субъекта познания, состоит в том, чтобы из всего множества Божественных имен найти такое имя, которое в наибольшей бы степени соответствовало природе Божества. Повторяя своего учителя Аэция, Евномий говорит, что таким именем, которое применимо только к Богу и неприменимо к твари является имя "нерожденный". Именно это слово является наиболее полным выражением Божествен­ной сущности.

2.1.2. Укение о богопознании великих Каптгадокийцев и святого Иоанна Златоуста

Критика евномианской теории имен и положительное рас­крытие православного учения о познании принадлежат вели­ким Каппадокийцам Василию Великому, Григорию Богослову,


Григорию Нисскому, а также святителю Иоанну Златоусту. Прежде всего отцы Каппадокийцы отвергли, как недопусти­мый антропоморфизм, представление Евномия о том, что Бог в каких-либо произносимых именах нарекал сущность предме­тов.

В противовес Евномию они утверждали, что Бог творит Сво­ей всемогущей волей и не нуждается, подобно человеку, в ка­ких-то слышимых словах. В этом смысле именование вещей, т. е. сочетание звуков, посредством которых означается та или иная вещь есть продукт рассудка и имеет случайный харак­тер. )

При этом святые отцы утверждали, что не существует та­кого понятия, которое могло 6bi наиболее точно выражать бо­жественную сущность. Нельзя редуцировать наше знание о Боге к какому-либо одному понятию. Святитель Григорий Богослов писал (Слово 38 // Твор. ч. 3, с. 196):

"Божественная природа есть как бы море Сущности, нео­пределенное и бесконечное простирающееся за пределы всяко­го понятия о времени и природе".

Наиболее глубокую критику евномианства дал святитель Василий Великий. Святитель Василий отверг разделение имен или понятий на онтологически значимые и пустые. В самом деле, все понятия и имена, которыми пользуются люди, суще­ствуют не просто так, они создаются людьми с определенной целью.

Если эти понятия позволяют человеку так или "иначе по­знавать окружающий мир, ориентироваться в этом мире, если они позволяют человеку анализировать окружающую действи­тельность (а это действительно так — без понятий мы не мо­жем логически рационально выразить свой опыт), то эти поня­тия не являются пустыми, они несут на себе определенную смыс­ловую нагрузку, и в силу этого никаких абсолютно пустых по­нятий, которые бы не давали нам никакого знания, просто не существует. Точно так же, как не существует пустых, ничего не значащих понятий, невозможно принять и теорию так называ­емых софийных имен, т. е. некоторых понятий, которые зак­лючали бы в себе наиболее точное выражение сущности ве­щей.

По существу, как справедливо замечает святитель Василий, учение Евномия ведет к отрицанию в деле познания, в том числе и богопознания, человеческой активности. Получается,


что познание — это пассивный процесс, который заключен ис­ключительно в установлении соответствия между вечными именами-понятиями, которые изначально насаждены в челове­ческой душе, и вещами, человека окружающими.

Учение Евномия полностью игнорирует опыт. В сущности, Евномий ничего не говорит о том, что всякое познание предпо­лагает личный опыт, тем более это справедливо по отношению к богопознанию.

С одной стороны, наш опыт может быть значим для нас только в том случае, если он рационально выражен посред­ством понятий, но, с другой стороны, сами понятия предполага­ют опыт и возможны только через опыт и в опыте.

В самом деле, если сказать человеку о некоторой вещи, ко­торую он никогда не видел и никогда ничего о ней не слышал, то само название вещи останется для человека пустым звуком, никакого знания она ему не сообщит, поскольку все человечес­кие понятия возникают из опыта и опыт предполагают. Одна­ко, опыт ни в коей мере не может быть сведен к понятиям. Анализ действительности предполагает созерцание, но никогда созерцание не исчерпывает.

Всегда в нашем опыте остается некоторый иррациональ­ный остаток, неразложимый на признаки. Это означает, что вещи, в том числе и тварные вещи, в своей последней сущности явля­ются для нас непостижимыми. Тем более, справедливо это по отношению к Божественной реальности. Святитель Василий говорит, что:

"Нет ни одного имени, которое обнимало бы все естество Божие и было бы достаточно для того, чтобы выразить его впол­не".

Кроме того, имена существуют не сами по себе. Имена все­гда связаны с познающим, то есть связаны с субъектом позна­ния, и они говорят не о вещах вообще — они говорят о предме­те познания, т. е. они говорят о познаваемом для познающего.

Имена как бы устанавливают мерило наших суждений о предметах, и в этом смысле имена всегда суть "после вещей", т. е. они логически последуют вещам. Применительно к Богу это означает, что Бог познается постольку, поскольку Он открывает Себя в мире.

Святитель Григорий Богослов говорит: "Представлять себя знающим что есть Бог есть повреждение ума". Бог познается "не в рассуждении того, что есть в Нем Самом, но что окрест


Его."..

В 28 "Слове о богословии" (Слово 28, О богословии, ч. III, с. 27, 1846 ) святитель Григорий объясняет, почему невозможно" знать, что есть Бог?

"Божество, — говорит святитель Григорий, — необходимо будет ограничено, если Оно постигается мыслью. Ибо и поня­тие сие есть вид ограничения".

В самом деле, понятийное познание всегда связано с огра­ничением, дать определение чему-либо — это всегда означает подвести нечто конкретное к общему знаменателю, унифици­ровать, отбросив индивидуальные качества и свойства предме­та.

Однако, если святитель Григорий Назианзин и святитель Василий Великий дали блестящую критику евномианства, то положительная разработка православного учения о богопозна-нии принадлежит в большей части святителю Григорию Нис­скому.

Свт. Григорий Нисский отмечает, что для Евномия позна­ние есть "искусство слова", само богословие Евиомий превра­тил в логический и философский анализ высказанных поня­тий. Однако, Божество, по святителю Григорию, находится "там, куда не восходит понятие".

Поэтому, попытки Евномия представляются святителю Гри­горию не только теоретически несостоятельными, но и духовно вредными. Он усматривает в построениях Евномия своего рода интеллектуальное идолопоклонство:

"Всякое понятие, составляемое по естественному уразуме­нию и предположению, согласно с каким-нибудь удобопостига-емым представлением, созидает Божий кумир, и не возвещает о самом Боге", так как "естество неопределимое не может быть объято никаким именем".

Бог настолько превосходит всякое понятие, настолько пре­восходит все сотворенное, что познание его недоступно не толь­ко для человека, но также и для умных сил, т. е. для мира ангельского.

"Бог не может быть охвачен ни именем, ни понятием, не иной какой постигающей силою ума,... Он пребывает выше всякого не только человеческого, но даже ангельского и пре-мирного постижения".

Однако для святителя Григория Нисского, также как и для всех Каппадокийцев, непостижимость Божественной сущности


вовсе не означает невозможность или недоступность Богопоз-нания:

"Невидимый по естеству делается видимым в действиях, усматриваемых в чем-нибудь из того, что окрест Его".

Это учение о богопознании получило название учения о непознаваемости Божественной сущности и о познаваемости Бога в Его действиях или энергиях.

Сущность этого учения точно передана в следующих сло­вах святителя Василия Великого:

"Мы утверждаем, что познаем Бога нашего по действиям, но не даем обещания приблизиться к самой сущности. Дей­ствия Его к нам нисходят, но сущность Его остается неприс­тупною".

Однако, учение о непознаваемости Божественной сущности, с точки зрения Каппадокийцев, вовсе не означает, что челове­ческое богопознание является ущербным. Конечно, знать Бога во всей полноте кроме Бога никто не может, но тем не менее, даже при познании Бога в его действованиях или энергиях мы вполне можем получить знание о Нем, достаточное для спасе­ния, для правильной организации духовной жизни.

Вот слова святителя Григория Нисского (Против Евномия, кн. XII, гл. 2, ч. VI, с. 304-305):

"Естество Божие, само по себе, по своей сущности, выше вся­кого постигающего мышления: оно недоступно и неуловимо ни для каких рассудочных приемов мысли, и в людях не от­крыто еще никакой силы, способной постигнуть непостижимое и не придумано никакого средства уразуметь неизъяснимое". Но в то же время "Божество, как совершенно непостижимое и ни с чем не сравнимое, познается по одной только деятельнос­ти. Нет сомнения, что в сущность Божию разум проникать не может, но зато он постигнет деятельность Божию и на основа­нии этой деятельности получает такое познание о Боге, кото­рое вполне достаточно для его слабых сил".

Непостижимость божественной сущности не полагает бого-познанию никаких пределов. Богопознание также неограниче­но, как неограничен путь восхождения человека к духовному совершенству, т. е. богопознание так же бесконечно, как и Сам Бог.

Последнюю точку в полемике с евномианством поставил святитель Иоанн Златоуст, который полемизировал уже не столько с самим Евномием (это было уже на рубеже IV-V столетия), сколько с его последователями.

Примером того, каким образом движется мысль святите­ля Иоанна Златоуста, являются его слова из третьей Беседы против аномеев, представляющие собой толкование на 1 Тим. 6, 16. Стих этот звучит следующим образом:

"Единый, имеющий бессмертие, Который обитает в неприс­тупном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может".

Вот слова свт. Иоанна Златоуста (Против аномеев. Бес. 111,2):

"Обрати внимание на точность выражения Павла. Не ска­зал он "сущий светом неприступным", но: "во свете живый неприступнем", дабы ты знал, что если жилище неприступно, то гораздо более живущий в нем Бог... Притом не сказал: "в свете живый непостижимом", но "неприступнем", что гораздо более непостижимости. Непостижимым называется то, что хотя бы исследовано и найдено, но остается непонятным для ищу­щих его, а неприступное — то, что не допускает и начала иссле­дования, к чему никто не может приблизиться".

2.2.-Споры о характере и границах ббгопознания вXIV веке

После окончания евномианского спора вопросы, связанные с гносеологией, т. е. с теорией познания, в христианском бого­словии не поднимались практически 1000 лет. Ровно через 1000 лет вновь возникает спор о границах и характере нашего по­знания о Боге. Этот спор связан с именами святителя Григория Паламы и его главного оппонента — калабрийского монаха Варлаама.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

На сайте allrefs.net читайте: "ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Евномианская доктрина

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет догматического богословия. Понятие о догматах
  Православное догматическое богословие есть наука, в сис­тематическом порядке раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин (догматов), принимае

Теологичность (вероучительность)
  Итак, первое свойство догматов — этотеологичность («ве­роучитель-ность»). Это свойство догматов по содержанию. Оно означает, что догмат содержит в себе уче

Богооткровенность
  Поэтому следующим свойством догматов являетсяБого­откровен-ность, которая есть свойство догматов по способу их получения, т. е. догмат не есть плод деятельности ест

Церковность
  Число вероучительных истин весьма велико, в то же время вероучительных истин, которые мы называем догматами, не так уж и много. «С чем это связано? Это связано с третьим свойством д

Догматы и богословские мнения
Следует отметить, что Церковь никогда не догматизировала только ради того, чтобы нечто догматизировать, по крайней мере, Православная Церковь. У католиков проявляется противопо­ложная тенденция — д

Догматы, догматические формулы и богословские термины
  Когда мы говорим о догматах, мы должны четко различать собственно догмат по его содержанию от догматической фор­мулы. Собственно догмат — это содержание, сама онтологическа

Догматические системы (исторический обзор)
  Это способ изложения, в котором все отдельные истины и положения представляют собой части, связанные в единое це­лое. К догматическим системам предъявляются следующие требования.

Причины появления догматов
  Когда и по какой причине появляются догматы? Они появ­ляются по причине возникновения ересей с целью защиты цер­ковного учения от еретических искажений. Само значение слова, которым

Основные принципы раскрытия содержания догматических истин
  Следующий вопрос — это проблемаистолкования догма­тов. Ясно, что догматы должны быть человеком так или иначе осмыслены. Догмат не есть магическая формула, повторяя

Назначение догматов
  Приведем две цитаты по данному вопросу. Первая — это А. Карташев: «оросы» Вселенских Соборов не есть могильные плиты, приваленные к дверям запечатанно­го гроба навек закрис

Усвоение догматических истин человеческим сознанием
  Рационального постижения человеческим умом догмата быть не может, по этому поводу хорошо высказался митропо­лит (впоследствии Патриарх) Сергий (Страгородский): «Всякий догм

И развитие догматической науки
  Божественное Откровение есть «то, что Сам Бог открыл че­ловекам, чтобы они могли право и спасительно веровать в него и достойно чтить его» [8,5]. Именно из Божественного От

Православный взгляд на развитие догматической науки
Естественно, что с такой постановкой вопроса согласиться нельзя. Однако, очевидно, что догматическая наука действи­тельно развивается. Но в каком смысле развивается? Развитие догматической науки ес

Задачи и метод богословской догматической науки
  Задача, что называется стратегическая, догматической на­уки — служить единению человека с Богом, приобщать челове­ка к вечности. Вторая, не менее важная, тактическая задача

Священное Писание о Священном Предании
  Священное Предание — это общая форма сохранения и рас­пространения Церковью своего учения. Или другая формули­ровка — сохранения и распространения Божественного Откро­вения. Сама эт

Понятие о Священном Предании
  Буквально греческое слово «предание» озна­чает преемственную передачу, например, передачу по наслед­ству, а также и сам механизм передачи от одного человека к другому, от одного пок

Соотношение Священного Писания и Священного Предания
  Если мы посмотрим дореволюционные учебники догмати­ческого богословия или катихизисы, то увидим, что в них Свя­щенное Писание и Священное Предание обычно противопос­тавляются.

В современном православном богословии
Первое, — понимание в смысле самого механизма передачи богооткровенной истины. Второе — Священное Предание как источник вероучения. Такой взгляд на Священное Предание является вполне оправ

Формальное предание
Одной из форм Священного Предания является Священ­ное Писание, но Предание не исчерпывается Священным Пи­санием, включает в себя другие формы. Существует термин, с которым можно встретитьс

Древние символы и исповедания веры
  С древнейших времен Крещение в Церкви не совершалось без того, чтобы крещаемый не исповедал свою веру. Эта вера исповедовалась посредством некоторого символа. Для нас осо­бое значен

Соборные вероопределения
  Существуют только четыре вероопределения, которые были приняты на Вселенских Соборах. III Вселенский Собор — не вносить изменений и дополне­ний в существующий Символ веры;

ПУТЬ БОГОПОЗНАНИЯ
  Существует большое количество различны?: отраслей зна­ния, наименование которых включают в себя слова "знание" или "ведение": языкознание, правоведение и т. д.

Естественное богопознание (естественное Откровение)
Для христианина, который верует в то, что весь мир сотво­рен творческим Божественным Словом, вселенная открывает­ся как Откровение вечных божественных идей. Следовательно, возможно познание Бога че

Сверхестественное богопознание
Подлинным богопознанием, или богопознанием в подлин­ном смысле слова, может называться только сверхъестествен­ное богопознание. Оно дается человеку только в опыте, при непос

Споры о характере и границах богопознания в IV веке
Впервые в христианском богословии вопрос'о характере и о границах богопознания был поставлен в контексте тринитар-ных споров IV столетия. В 356 году в Александрии выступил Аэций (Аэтий) с

Доктрина Варлаама Калабрийского
Варлаам, грек по национальности, ученый человек, происхо­дил из Калабрии (Калабрия — историческая область в Ита­лии). Он был православного исповедания. Будучи националис­тически настроен, он пересе

Учение святителя Григория Паламы о различии в Боге сущности и энергии
Святитель Григорий Палама подверг учение Варлаама ос­новательной критике. Во-первых, святитель Григорий исходит из того, что Бога нельзя отождествлять с философским понятием "сущности

ПОНЯТИЕ ОБ АПОФАТИЧЕСКОМ И КАТАФАТИЧЕСКОМ БОГОСЛОВИИ
  Согласно православному учению Бог является одновремен­но и трансцендентным и имманентным. У В.Н.Лосского есть такие красивые слова: "в имманентности ОткровенияБог

ИСТИНА БЫТИЯ БОЖИЯ
    Истина бытия Божия — это первая и основная истина вся­кой религии. В Евр. 11, 6 апостол Павел говорит: "Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и

Понятие об апофатических (онтологических) свойствах Божиих
Эти свойства характеризуют совершенство Божественной природы, совершенство Божественного бытия. Но божествен­ная природа абсолютна и человеческий язык, наш понятийный аппарат не способны выразить э

Самобытность
Этим свойством за Богом отрицаются ограниченность по началу и причине своего бытия. Это свойство означает, что Бог не происходит ни от чего другого, и не зависит ни от какого другого бытия, но прич

Неизменяемость
Этим свойством за божественной природой отрицаются по­стоянные видоизменения, которые являются признаком отно­сительного несовершенства. По существу, неизменяемость, как свойство, является

Вечность
Этим свойством отрицается зависимость Бога от условий времени, оно означает, что Бог не зависит от условий времени, как формы изменчивого бытия. Такие понятия, как "прежде", "после&q

Неизмеримость и вездеприсутствие
Этими двумя свойствами, очень близкими по смыслу, за Богом отрицается зависимость от пространства, как формы существования изменчивого бытия. • Священное Писание много говорит о вездепрису

Понятие о катафатических (духовных) свойствах Божиих
Св. Иоанна Дамаскин (кн. I, Точное изложение Православ­ной веры, гл. IV): "что говорим о Боге утвердительно, показы­вает нам не естество Его, но то, что относится к естеству", т. е. Бог п

Божию свойств к Самому Его существу
т Святитель Григорий Богослов писал: "Божественная при­рода по своей сущности единопроста, единовидна и несложна". Эту же мысль повторяет и св. Иоанн Дамаскин, — "Б

Истинность наших представлений о Боге
К этому вопросу существуют два различных подхода: пер­вый более характерен для западного богословия. Западная схо­ластика исходят из того, что Бог — существо абсолютно транс­цендентное миру, и чело

Разум, Премудрость и Всеведение
Рассматривать свойства Божий лучше группами, поскольку границы между различными свойствами четко провести не всегда оказывается возможным, и многие свойства оказывают­ся как бы некими гранями, аспе

Святость и Свет
Что означает святость как свойство Божие? Святость озна­чает, что Бог в Своих стремлениях определяется и руководству­ется представлениями об одном высочайшем добре. Так как Бог чист от греха и не м

Всемогущество
Это свойство означает, что Бог приводит в исполнение все угодное ему без всякого затруднения и препятствия. Никакая сторонняя сила не может удерживать или стеснять Его дей­ствия. Свид

Всеблаженство
В Пс. 15, 11 есть обращение к Богу: "блаженство в деснице Твоей вовек". Блаженным называет Бога и святой апостол Па­вел в 1 Тим. 1, 11; 6,15. Что такое блаженство или всеблаженст

Благость, Любовь и Милость
Будучи всеблаженным, Бог открывает Себя и во вне суще­ством всеблагим и любящим, дарует тварям столько благ и совершенств, сколько нужно для их блаженства, сколько они могут принять по природе и со

Правда Божия
Правда Божия является следствием свойства святости, по­скольку Бог свят, то Он требует святости или совершенства от Своего творения, а для достижения этого совершенства дается нравственный закон, в

Любовь и Правда Божий в их соотношении
В истории Церкви возникали заблуждения, для которых было характерно противопоставление этих свойств Божествен­ной природы — любви и правды. Например, у гностиков, в бо­ лее позднее вр

Антропоморфизмы Священного Писания
Св. Иоанн Дамаскин ("Точное изложение Православной веры" Кн. 1, гл. XI) пишет: "Что Бог по природе бестелесен, это ясно. Ибо как может быть тело то, что бесконечно и беспред

ДОГМАТ О ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ — ОСНОВАНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ
Формулировка: Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераз­дельная. Само слово "Троица" (Tpidg) небиблейского происхождения,

АНАЛОГИИ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ В МИРЕ
Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались раз­личного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного. Например, солнце

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ДОГМАТА О ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ
В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пре­святой Троице создавалось постепенно, обычно, в связи с воз­никновением различно

Доникейский период в истории троичного богословия.
Во II веке христианские апологеты, желая сделать христи­анское вероучение понятным для греческой интеллигенции, сближают учение о Христе с философским эллинским учени­ем о логосе. Создается учение

Динамизм или адопцианство.
Динамистов-адопциан еще называли "феодотиане". Дело в том, что среди, идеологов этого направления было два человека по имени Феодот, это некий Феодот Кожевник, выступивший с проповедью в

Модализм
Модалисты исходили из следующих предпосылок: Хрис­тос, несомненно, Бог, а чтобы не было двубожия, следует некото­рым образом отождествить Его с Отцом. Возникает это движе­ние в Малой Азии, в городе

Учение Оригена о Троице
Чтобы понять дальнейшую историю развития троического богословия, необходимо иметь общее представление об учении о Троице Оригена, поскольку подавляющее большинство дони-кейских отцов по своим трини

Предпосылки возникновения арианства. Лукиан Самосатский
Совершенно особое место в истории троичного богословия занимает арианский спор. Существуют различные мнения от­носительно того, как соотносятся между собой троичное уче­ние Оригена и учение Ария. В

Доктрина Ария
Учеником Лукиана был Арий. Арий не был удовлетворен современным ему состоянием троичного богословия, которое было оригенистским. Схема рассуждений Ария следующая: если Сын сотвореь не из н

Полемика с арианством в IV столетии
Вести полемику с арианством в IV столетии пришлось мно­гим выдающимся православным богословам, отцам Церкви, среди которых особое место занимают святитель Афанасий Александрийский и великие Каппадо

Духоборчество
Следующей ересью, с которой пришлось иметь дело Церкви, было духоборчество. Очевидно, что духоборчество родилось из арианского источника. Суть этого заблуждения в том, что его приверженцы отрицали

Тринитарные заблуждения после II Вселенского Собора
После Второго Вселенского собора 381 года в лоне собственно Православной Церкви Тринитарные ереси более никогда не воз­рождались, они возникали только в еретической среде. В част­ности, в VI-VII ве

Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом Завете
В Ветхом Завете имеется достаточное количество указаний на троичность Лиц, а также прикровенные указания на множе­ственность лиц в Боге без указания конкретного числа. Об этой множественно

Указания иа Лицо Сына Божия с разлхчемием Его от Лкца Бога Отца.
Сын Божий открывается в Ветхом Завете различным об­разом и имеет несколькоимен. Во-первых, это так называемый "Ангел Иеговы". В Ветхом». Завете об Амгеле Иеговы

Указания на Лицо Святого Духа с различением Его от Отца и Сына
Быт. 1, 2: "Дух Божий носился над'водою". Слово "носил­ся" в русском переводе не соответствует смыслу еврейского текста, поскольку еврейское слово, которое здесь употреблено, оз

Указания на троичность Лиц без указания Их различия
Прежде всего — Крещение Господа Иисуса Христа в Иор­дане от Иоанна, которое получило в Церковном Предании наи­менование Богоявления. Это событие явилось первым явным Откровением человечеству о Трои

Указания на различие Божественных Лиц и на Божественные Лица в отдельности
Во-первых, Пролог Евангелия от Иоанна. У В.Н.Лосского дается следующий комментарий к этой части Иоаннова Еван­гелия: "В первых же стихах Пролога Отец именуется Богом, Хри­стос — Слово

ВЕРОВАНИЕ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ В ТРОИЧНОСТЬ БОЖЕСТВА
В советское время в атеистической литературе можно было встретить утверждение, что древняя Церковь в первые века своего существования не знала учения о Троице, что учение о Троице есть продукт разв

Божественное достоинство Бога-Отца
Что касается Божества Отца, то оно никогда не ставилось под сомнение даже еретиками. Если мы обратимся к Новому Завету, то увидим, что и Господь Иисус Христос, и апостолы представляют нам Отца Бого

Свидетельства Самого Господа Иисуса Христа
После того, как Господь исцелил расслабленного в купаль­не Вифезда, фарисеи обвиняют Его в нарушении субботы, на что Спаситель отвечает: "...Отец Мой доныне делает, и Я де­лаю" (Ин. 5, 17

Свидетельства апостолов о Божественном достоинстве Сына и Его равенстве с Отцом
Апостол Петр в своем исповедании (Мф. 16, 15-16) испове­дует Иисуса Христа "Сыном Бога Живого", при этом слово "Сын" в Евангелии употребляется с артиклем. Это означает, что слов

Свидетельства апостола Иоанна
Апостол Иоанн в своих творениях заложил основание цер­ковного учения о Сыне Божием как о Логосе, т. е. Божествен­ном Слове. В первых стихах своего Евангелия (Ин. 1, 1-5) Иоанн показывает Бога Слово

Свидетельства апостола Павла
1 Тим. 3, 16: "Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти". Здесь прямо Сын Божий называется Богом. То же са­мое в Рим. 8, 5, где сказано, что Христос есть "сущий над всем Бог, б

Верование древней Церкви в Божественное достоинство Сына Божия и Его равенство с Отцом
Один из древнейших памятников святоотеческой литера­туры — послания священномученника Игнатия Богоносца, да­тируемые примерно 107 годом. В послании к Римлянам, в 6 главе Свящ. мчн. Игнатий пишет:

Основные возражения против Божественного достоинства Святого Духа и Его равенства с Отцом и Сыном
Духоборцы ссылались на Пролог Евангелия от Иоанна (Ин. 1,3), потому что там сказано, что через Сына "Все ... начало быть."... Святитель Григорий Богослов так разъясняет это место

РАЗЛИЧИЕ БОЖЕСТВЕННЫХ ЛИЦ ПО ИПОСТАСНЫМ СВОЙСТВАМ
Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой приро­дой. Естественно, встает вопрос, каким образом их различать? Все божественн

Отношения между Отцом и Сыном
Ин. 1, 18: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил". Ин. 3, 16 "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного.".. Кол. 1,

Тоинитарное положение Святого Духа
" Ин. 14, 16: "И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешите­ля, да пребудет с вами вовек". Ин. 14, 26: "Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мо

Личные (ипостасные) свойства
В соответствии, в отношениями- предвечного рождения и предвечного исхождения определяются личные свойства Лиц Пресвятой Троицы. Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терми

ТРОИЧНОСТЬ БОЖЕСТВЕННЫХ ЛИЦ И КАТЕГОРИЯ ЧИСЛА (КОЛИЧЕСТВА)
Говоря, что Бог троичен, что в Боге есть три Лица, необходи­мо иметь в виду, что три в Боге не есть итог сложения, потому что отношения Божественных Лиц для каждой Ипостаси трой­ственны. В.Н.Лосски

КАК ПРАВИЛЬНО МЫСЛИТЬ ОТНОШЕНИЯ БОЖЕСТВЕННЫХ ЛИЦ, ОБРАЗ ПРЕДВЕЧНОГО РОЖДЕНИЯ И ПРЕДВЕЧНОГО ИСХОЖДЕНИЯ
Отношения Божественных Лиц, которые открываются нам в Священном Писании, только обозначают, но ни в коей мере не обосновывают ипостасного различия. Нельзя сказать, что в Боге три Ипостаси по причин

УЧЕНИЕ О МОНАРХИИ ОТЦА
Этот вопрос как бы подразделяется на два подвопроса: 1) не уничижаем ли мы вторую и третью Ипостась, утверждая монархию Отца?; и 2) почему учение о монархии Отца имеет такое принципиальное значение

РИМО-КАТОЛИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ФИЛИОКВЕ
Логика этого учения, основы которого были заложены бла­женным Августином, состоит в утверждении, что то, что в Боге не противопоставлено, то не может быть и различимо. Здесь видна тенденция мыслить

ЕДИНОСУЩИЕ ЛИЦ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Пресвятую Троицу мы исповедаем единосущной и нераз­дельной, что нашло закрепление и в литургической практике Церкви (начальный возглас утрени). Единосущие означает, что От

ОБРАЗ ОТКРОВЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ В МИРЕ
Из учения о единосущии Лиц Пресвятой Троицы, следует, что Божество обладает единым действием, но в то же время каждое из Лиц Пресвятой Троицы относится к этому действию особым образом, т. е. каждое

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги