Слава Божия, как цель творения мира

"Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его веща­ет твердь" (Пс. 18, 2). Тертуллиан пишет: "Из ничего создал Бог мир, для прославления Своего величия". Слова Тертуллиа-на и сходные с ними по смыслу тексты Свщ. Писания не стоит понимать буквально, потому что Бог не нуждается в каком-либо восхвалении, вообще, не требует служения рук человечес­ких" (Деян. 17,25). Господь Иисус Христос в Первосвященни-ческой молитве говорит, что Он имел у Отца славу еще "прежде бытия мира" (Ин. 17, 5). Сам Бог, Пресвятая Троица, есть Бог славы, и каждая из Ипостасей Троицы в Свщ. Писании назы­вается Богом славы. Бог Отец назван "Богом славы" (Еф. 1, 17), Сын Божий — "сиянием славы" (Евр. 1, 3), а Дух Святой — "Духом славы" (1 Пет. 4, 14).

У святых отцов, говоривших, что мир создан ради славы БоЖией, имеются предостережения против буквального понима­ния этих слов. Так, блж. Феодорит Киррский говорит: "Гос­подь Бог не имеет надобности в восхваляющем".

В действительности между двумя ответами, существует вза­имосвязь. Свт. Филарет Московский говорит:

"По бесконечной благости и любви Своей Бог желает иметь благодатных причастников славы Своей. Слава даруется от Него, приемлется причастниками, возвращается к Нему, и в этом, так сказать, круговращении славы Божией, состоит блаженство, жизнь и благобытие твари".

Примерно то же самое сказано в "Православном исповеда­нии" (часть 1, вопр. 8):

"Должно веровать, что Бог будучи благ и преблаг, хотя Сам в Себе пресовершен и преславен, сотворил из ничего мир на тот конец, дабы и другие существа прославляя Его, участвовали в Его благодати".