Совершенство творения

Согласно Божественному Откровению, мир, созданный Бо­гом, является совершенным. "И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма" (Быт. 1, 31).

Эти слова "хорошо весьма" (славянское "добро зело") явля­ются вечной характеристикой творения. Мир со всеми силами и законами, которые ему присущи, целиком и полностью отве­чает тем целям и задачам, ради которых он был создан. Даже после грехопадения мир сохраняет свою ценность в очах Бо-жиих, и эта характеристика остается в силе. Свщ. Писание говорит, что мир после грехопадения лежит во зле, однако, сам мир не является злом, поскольку всякое творение по природе своей благо, даже если по какой-то причине способ существова­ния твари изменился и пришел в противоречие с тем способом, которым изначально был задан ей Творцом. Это видно из слов ап. Павла: "Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предо­судительно, если принимается с благодарением, потому что ос­вящается словом Божиим и молитвою" (1 Тим. 4, 4).

Очевидно, что речь здесь идет о мире в его падшем состоя­нии. Говоря о том, что мир, в котором мы существуем, является совершенным и благим, христианство не считает, что этот мир есть лучший из миров, лучше которого, в принципе, быть не может. Подобные взгляды высказывались такими философа­ми, как Лейбниц, Вольф и др.

Наш мир, конечно, не является лучшим из миров, потому что если бы это действительно было так, то в этом мире невоз­можен был бы никакой нравственный прогресс, нравственное совершенствование, к которому призван человек ("Будьте совер­шенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5, 48), было бы невозможно. Кроме того, сам искупительный подвиг Спасителя, который и имеет своей целью совершенствование человека, а через него и всего мира, был бы лишен смысла.

Ап. Петр говорит, что христиане ожидают "нового неба и новрй земли, на которых обитает правда" (2 Пет. 3, 13). Иными словами, по обетованию Вожию на смену настоящему состоя­нию мира придет новое состояние, более совершенное.