Основные возражения против учения о творении мира из ничего.

Любое из таких возражений можно рассматривать как ва­риацию на тему одного из трех основных возражений.

Во-первых, это древняя латинская поговорка, которая гла­сит что ex nihilo nihil fit, "из ничего ничего не бывает". В дей­ствительности это древняя философская аксиома означает, что ничто не возникает без причины. Христианское учение вовсе не утверждает, что возникновение мира беспричинно. Мир имеет


причину, причем причину абсолютную, в Лице Самого Бога.

Во-вторых, это аргумент от несовершенства мира. Если Бог сотворил мир по Своей воле, из ничего, никакая сила не огра­ничивала Его творческого действия, то откуда же тогда в мире возникает зло? На это христианская теодицея (учение об оправ­дании Бога) отвечает, что Бог не есть творец зла.

Зло, имеющее место в мире, обусловлено двумя причинами. Во-первых, мир, как бытие тварное, является конечным и огра­ниченным, т. е. не обладает полнотой совершенства. Во-вторых, в мире имеют место свободные, разумные существа, а свобода в сочетании с ограниченностью заключает в себе возможность злоупотребления. Злоупотребление свободой со стороны разум­ных существ является причиной существования зла в мире.

Третье возражение характерно для позитивистов. Позити­визм настаивает на возможности повторения опыта, и признает истинным только то, что можно экспериментально проверить и воспроизвести. Очевидно, что требование проверки опытом мо­жет распространяться только на явления естественного поряд­ка, т. е. на явления, обусловленные естественной закономернос­тью. Творения же мира есть, говоря традиционным христиан­ским языком, чудо, никакой необходимостью, никакой естествен­ной закономерностью не обусловленное, а требование чудес в богоборческой установке абсурдно.