Природа Творца

 

Для начала нужно понять, что Творец – это абсолютное добро. Невозможно, чтобы Он причинил кому-либо какое-то зло, и это воспринимается нами как главный закон.

 

Это превыше всего. Природа Высшей силы или Творца – это абсолютное добро, потому что у Него нет недостатков[47]. Поэтому, если существует кто-то, помимо Него, то есть, если есть творение, то Его отношение к нему проявляется как абсолютно доброе. Однако о самом Творце, о Его сути невозможно сказать, что Он добр, потому что свойство доброты означает уже действие, направленное наружу. Он не может быть просто добрым. Доброта возможна лишь по отношению к кому-либо. Название «абсолютно добр» дает каббалист, который открывает в себе Высшую силу и таким образом ощущает Его отношение к себе. Это происходит по закону подобия свойств[48], когда каббалист на определенном этапе своего развития начинает относиться к Высшей силе как к абсолютно доброй.

Почему это добро абсолютно? Ответ на этот вопрос мы получаем в статье Бааль Сулама «Предисловие к Учению Десяти Сфирот» и, вообще, в науке каббала. Человек может дать Творцу определение «абсолютный» только тогда, когда испытал на себе отношение этой Высшей силы и исследовал его разными методами, в различных ситуациях и на протяжении всего времени своих с ней взаимоотношений. Каббалист проверил это также относительно всех остальных людей на протяжении всей истории во всех состояниях, через которые они прошли, и удостоверился на сто процентов, что никогда и ни к кому Творец не относился плохо. Только опираясь на такое исследование, каббалист устанавливает, что Творец абсолютно добр. Поэтому Бааль Сулам говорит, что если мы достигнем правильного осознания Высшей силы, мы сможем достичь этого ощущения. Здесь встает другой вопрос: если Он так добр, то почему же нам тогда так плохо?