Причина деструктивности

 

Здравый смысл явно подсказывает нам, что основанием для совершения плохих поступков является ничто иное, как желание получать[49]. Страстная погоня за собственным благополучием, вызванная желанием получать, является причиной причинения зла ближнему, так как желание получать стремится наполнить себя. Если бы творение не находило удовлетворения в собственном благополучии, в мире не было бы никого, кто причинял бы зло ближнему. И если иногда мы встречаем какое-то создание, причиняющее зло себе подобному, не из-за желания получать наслаждение для себя, то оно совершает это лишь в силу привычки, изначально сформированной желанием получать. Эта привычка является сейчас для него единственной причиной подобного отношения и освобождает от поиска иной.

Ощущая пустоту, человек стремится наполнить свое желание, но, не находя внутри себя никакого наполнения, он начинает искать его в обществе, среди подобных себе. Человек ищет способы использования других для своей выгоды. Получается, что желание насладиться ради своей выгоды – причина плохого отношения к другим. Именно оно толкает человека и каждое творение к связи с кем-то другим, чтобы взять у него и наполнить себя. В этом причина наших действий в отношении к окружающим. Желание может исходить не от природы, а быть результатом привычки. Когда человек привыкает что-то делать или с помощью привычки создает в себе желание к чему-либо (как, например, к курению или другим мелким наслаждениям), он впоследствии оказывается вынужденным его наполнять. Если бы у человека не было внутренней потребности к поиску наполнений, он оставался бы замкнутым в себе и не обращался бы к другому, чтобы взять у него и наполнить себя. Таким образом, желание получать, потребность и ощущение недостатка является причиной злых поступков в отношении к окружающим.

Возникает вопрос: идет ли здесь речь о простых взаимоотношениях между людьми? Скажем, если ребенок подходит и берет без разрешения что-то со стола, мы, как правило, не сердимся на него. Почему же его поступок не судят по тем же меркам, что и поступок взрослого? Потому что ребенок это делает, исходя исключительно из своего естественного порыва, над которым он не властен.

Иное дело, когда взрослый человек берет у другого. Взрослый обладает разумом, он знает, что берет у ближнего, желая наполнить свое естественное желание, то есть принимает в расчет свое желание. Бывает и так, что человеку хорошо от того, что у кого-то чего-то нет – даже не потому, что ему это надо, а просто потому, что он чувствует себя лучше, когда другому плохо.

Итак, мы принимаем во внимание уже не само естественное желание получать наслаждения, а рассматриваем причину приведения его в действие. Принимает ли он во внимание других, когда наслаждается от того, что крадет у них? – Только так необходимо рассматривать действия человека. Известно, что «краденая вода слаще». Если я просто так беру воду, стоящую около меня, и выпиваю – это одно наслаждение, но когда я беру ее, ущемляя при этом другого, появляется дополнительное наслаждение.