Принцип вознаграждения

Еще одним известным и бросающимся в глаза отличием, говорящим в пользу каббалистической методики, является то, что система этики руководствуется принципом приобретения благорасположения людей, что похоже на аренду, деньги за которую возвращают в конце. Привычка человека к такой работе не дает подняться даже по ступеням «мусар», так как он привык к окружению, которое платит за его добрые дела.

Занимающийся каббалой ради наслаждения Творца, без получения какого-либо вознаграждения, действительно поднимается по уровням морали, как то и требуется. На своем пути он не получает никакой оплаты, по крупицам собирая необходимое для оплаты великого счета, пока не приобретет другую природу – природу отдачи ближнему без всякого получения для себя, кроме как для поддержания собственного существования.

Человек своей работой намеревается лишь доставить удовольствие Творцу, т.е. любой ценой достичь любви к ближнему без личной выгоды, поскольку тем самым он сразу же становится тождественным Творцу. Эти три параметра: я, ближний и Творец – должны объединиться в одну картину, сконцентрироваться в одной точке, после чего действительно можно говорить о правильном продвижении. Только с помощью такого узкого и специфического взгляда на мир человек может достичь уровня морали (мусар). Иногда Бааль Сулам также называет «моралью» каббалистическую методику, но это уже Высшая, божественная мораль, то есть внутреннее исправление сердца, желаний человека. Вы видите, насколько запутанными могут быть определения, но это не имеет значения, так как знания в науке каббала приобретаются не умом, а усилием по изменению эгоистической природы творения на альтруистическую природу Творца.