Отношение каббалы к цели творения

 

Мы видим, что Творец создал творения «испорченными», а не исправленными. Он создал нас такими не для того, чтобы мы просто уничтожили качества, заставляющие нас убивать друг друга. Он создал в нас эти свойства для того, чтобы, целенаправленно используя их, мы смогли достичь цели творения. Все, созданное Творцом, создано для обеспечения достижения цели.

Если использование человеком своих плохих качеств ограничивается лишь попытками стереть их, как если бы их вообще не существовало, тем самым отвергается целенаправленность сотворения мироздания. Человек будто бы пытается исправить действия Творца.

В отношении любого отрицательного свойства, раскрывающегося в человеке, нужно произвести проверку и взвесить: если человек чувствует в себе дурное свойство – собирается ли он уничтожить его потому, что ему плохо от того, что в нем это свойство есть? Если ответ будет утвердительным, это означает, что человек просто совершает эгоистическое действие. Альтернатива состоит в том, чтобы, сохраняя это свойство, понять, как на его основе выполнить противоположное, альтруистическое действие – и не для того, чтобы получить приятные ощущения в своих эгоистических чувствах, а чтобы это исправление стало рычагом для подъема, послужило причиной уподобления свойствам Творца.

Целью человека должна стать цель творения, то есть достижение слияния с Творцом. Цель творения заключается вовсе не в том, чтобы человек хорошо себя чувствовал в тех свойствах, которые сейчас доставляют ему неприятности. Этим он не выйдет из своего эгоизма, за пределы этого мира. Просто совершать добрые поступки в отношении друг друга – это не цель. Из истории мы видим, что сколько бы попыток ни предпринимало человечество ради построения основанного на добром отношении друг к другу общества, Творец всегда пресекает эти попытки и не дает их реализовать.

Сказанное справедливо и в отношении религии. Мы видим, что религия не способна обеспечить человеку счастья. В этом, в сущности, и заключается исправление: Творец не позволяет религиозному человеку достичь насыщения за счет исполнения религиозных обрядов, не дает за счет религии утолить свою жажду. Иначе человечество зашло бы в такой туман, в такое неопределенное состояние, из которого не смогло бы выбраться никогда.

В каббале изучение строения мироздания создает у человека четкое представление о Творце, находящегося своими свойствами на вершине лестницы духовных свойств, и о самом человеке, находящемся внизу этой лестницы. Ступенями лестницы являются ступени миров. Таким образом, цель творения состоит в самостоятельном подъеме и слиянии с Творцом.