Период Авраама

Авраам жил в одном из сеннаарских городов, Уре Халдейском. Каждый город в Месопотамии с окружающей его маленькой областью был фактически независимым и имел собственных местных богов, которые считались его настоящими хозяевами. Боги жили в храмах или на вершине зиккурата – ступенчатой башни, которую традиционно венчал жертвенник.

Терах, (в русской транскрипции – Фарра) отец Авраама, был язычником и поклонялся множеству богов, олицетворявших разнообразные силы природы. Книга «Мидраш Раба» сообщает, что он занимался изготовлением глиняных идолов и продавал их своим соплеменникам. Идолам приписывалась власть над теми или иными сферами жизни. Авраам также занимался «семейным бизнесом» и до 37 лет был идолопоклонником.

На определенном этапе Авраам пришел к осознанию того, что существует лишь одна Высшая сила, что она добра и не содержит никакого зла. Это принципиальнейший момент в истории человеческой мысли. До сих пор каждый человек в отдельности и все человечество в целом носят в себе древние верования, полагая, что в мире действуют две разные, отделенные друг от друга силы – хорошая и плохая. Люди ищут удачу, полагая, будто хорошая сила противостоит плохой, пытаются избежать зла, сглаза и прочих напастей, не понимая, что всё исходит от одной силы. Эта сила воздействует на нас с тем, чтобы привести к благу, а мы внутри нее делим ее доброе воздействие на «хорошее» и «плохое» – согласно степени своей исправленности, своего понимания происходящего или, наоборот, своей испорченности, по выражению Бааль Сулама, «не каждый разум способен вытерпеть единственность Творца»

 

Итак, Авраам был первым, кто раскрыл, что всё исходит из одного Источника, что в Высшей сфере множества не существует. Авраам впервые раскрыл Божественность в абсолютном и верном виде, применив к тому же систематический подход. Он обнаружил, как эта Высшая сила воздействует на нас и как можно установить с ней связь. Авраам передал свою методику раскрытия, исправления и правильного восприятия реальности своим детям и ученикам. Тем самым он положил начало новому этапу в развитии человечества.

Авраам существеннейшим образом раскрыл Замысел Творения[17]. Он основал методику налаживания связи с Высшим управлением и методику исправления человека. Именно поэтому он зовется «отцом народа» (на ивр. «ав» - отец, «ам» - народ) – будущего народа, который будет представлять собой объединенные части Адам Ришон[18]. Авраам написал «Книгу Создания» («Сэфер Ецира»).

Науку о постижении и раскрытии единой силы, стоящей за множеством различных сил, воздействие которых ощущает на себе человек, он назвал наукой каббала. Авраам заложил основы науки, позволяющей человеку постичь свой корень и выйти в состояние полной свободы, совершенства и вечности.

Авраам и его ученики развивались уже в рамках монотеизма, или единобожия. Они знали, что существует единая Высшая сила, действующая во всей реальности. Эта сила абсолютно добра, а зло вытекает из нашего противостояния ей в мировосприятии, из того, что мы противоположны ей. Исходящее от этой силы противно нашему эго и поэтому представляется нам плохим.

У Авраама было множество последователей, из которых постепенно образовалась первая каббалистическая группа. Некоторые из учеников, восприняв лишь часть учения, отдалились от основной группы и продолжали свой путь самостоятельно (Писание сообщает о «детях Ктуры», второй жены Авраама, которых он отправил на Восток). Вероятно, эта часть учеников и возглавила воинственное племя ариев, спустившихся с Иранского плоскогорья и двинувшихся на юг, через Гималаи в Индию.

В XVIII в. до н.э., т.е. около четырех тысяч лет назад, арии завоевывают северную Индию и приносят туда свое учение, которое в дальнейшем было записано под названием «веды» («веда» – ведение, знание). Можно проследить связь между санскритским словом «веды» и ивритским словом «ידע»(йеда), знание. В дальнейшем древние веды легли в основу сборника «Упанишады», ставшего теоретической базой индийского брахманизма. За всеми вопросами «Упанишад» скрывается главный: в чем смысл нашего существования? А это, как известно, основной вопрос, на который отвечает наука каббала.

В ведах можно обнаружить остатки первоначальной веры в Единого Бога, хотя к тому времени, когда они были записаны, от первоначальной идеи почти ничего не осталось; в Индии, как впрочем и везде в древнем мире, победило многобожие.

От арийских племен, возглавляемых, по всей вероятности, учениками Авраама, происходит и древняя иранская религия зороастризм, которая к началу нашей эры (вплоть до прихода ислама) была широко распространена не только на Востоке, но и в Римской империи. Название «иранской библии», Авеста означает то же, что веды – «знание» (естественно, речь идет о духовном знании). Основной чертой, объединяющей веру иранцев и веру индо-ариев, является сохранение культа верховного Бога наряду с многобожием. В основе культа лежит огнепоклонство. Неугасимый огонь был в Иране и в сопредельных областях священным символом, который унаследовали в том числе и древние германцы. Верховный жрец именовался Заратустрой. На этом фоне в Иране возникает мощное религиозное движение, которое впоследствии, претерпев различные изменения, становится государственным культом персов и проникает в религию римлян.

Вернемся к соплеменникам Авраама. Основная их масса оказалась неспособной воспринять идею Единого Бога. Авраам с небольшой группой своих приверженцев, захватив с собой семьи, имущество, а также стада коз и овец, двинулись на запад, в землю Ханаанскую (Бытие 14:14). В древнем Ханаане, впервые в мировой истории появляется точка, где исповедуют религию Единого Бога, и внутренним содержанием этой религии стала наука каббала.