рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Каббалистическая антропология

Каббалистическая антропология - раздел Религия, Курс № 10: Каббалистическая Антропология &n...

Курс № 10: Каббалистическая антропология

 

В курсе рассматривается одна из самых спорных тем в мире – соотношение души и тела. В первом уроке разбираются наиболее распространенные теории души и тела, которые великий каббалист прошлого века, Бааль Сулам, объединил в три группы: теория веры, теория дуализма, теория отрицания. В зависимости от своего мировоззрения, каждый человек является приверженцем одной из этих теорий.

В последующих уроках даются определения души и тела, как каббалистических понятий, и разбираются этапы развития души. Предлагаются вопросы и ответы по теме, которые помогут правильно ориентироваться в дальнейшем материале. Вы узнаете, что представляет собой душа, разберетесь в ее устройстве и предназначении.

 

Содержание

Урок№1 Тело и душа

Теория веры

Теория дуализма

Теория отрицания

Тело и душа как научные понятия в каббале

Открытое и скрытое

Запрет на использование абстрактной философии

Критика теории отрицания

Выводы

Вопросы и ответы

Тест

Урок№2 Строение души

Условия развития души

2.2 Что значит иметь душу?

Три этапа развития души

Цель кругооборотов душ

Тест

Дополнительный материал

Урок№3 Душа Адама как духовная конструкция

Введение

Условия развития творения

Подобие свойств

Движущая сила развития человека

3.5 Строение общей души «Адам»

Процесс разбиения

Причина разбиения

Кругооборот изменения формы

Заключение

Тест

Дополнительный материал

Словарь

Урок №1

Тело и душа

Теория веры

Теория дуализма

Теория отрицания

Тело и душа как научные понятия в каббале

Открытое и скрытое

Запрет на использование абстрактной философии

Критика теории отрицания

Выводы

Вопросы и ответы

Тест

Примечание: Материал основан на лекциях доктора М. Лайтмана, прочитанных студентам Международной академии каббалы. Жирным шрифтом выделен перевод статьи Бааль Сулама «Тело и душа», а обычным даны комментарии М. Лайтмана в обработке преподавателей Института исследования каббалы имени Й. Ашлага.

 

Прежде чем приступить к разъяснению этой возвышенной темы, важно отметить следующее. Любому читателю кажется, что определить понятия тела и души можно лишь при помощи абстрактных философских теорий, обычных для такого рода объяснений. Однако с того дня, как я нашел смысл в науке каббала и посвятил себя ей, я удалился от абстрактной философии и всех ее атрибутов, и теперь я столь же далек от нее, как восток далек от запада. Всё, что я здесь напишу, будет излагаться с чисто научной точки зрения, с предельной точностью, согласно простому осознанию практических вещей. И хотя в дальнейшем я буду время от времени употреблять слова и термины абстрактной философии, я буду делать это лишь для того, чтобы показать разницу между тем, что может представить себе теоретизирующий человеческий разум, и тем, что раскрывается в науке каббала. Таким образом, я разъясню, что такое тело и душа в действительности, и они станут понятными для каждого, поскольку истина и здравый рассудок едины, и истина готова для любого человека. Я буду следовать лишь указаниям каббалистических источников, избегая употребления укоренившихся в массах искаженных понятий, взятых, в основном, из абстрактных методик.

 

«Тело» и «душа» - едва ли не самые волнующие для человеческого ума понятия. Человек думает о своём существовании, о том, кто его создал, как он устроен и что от него останется после смерти. Все имеющиеся по этому поводу мнения Бааль Сулам разделил на три основные группы: теория веры, теория дуализма и теория отрицания.

 

 

Теория веры

Теория веры утверждает, что нет ничего, кроме души или духа. По мнению сторонников этой теории, существуют духовные сущности, качественно отличные…   Такова первая теория, согласно которой душа является вечной, бессмертной сущностью, облачающейся в тело и оживляющей…

Теория дуализма

 

Эта теория представляет собой сочетание нескольких теорий. По мнению ее сторонников, верящих в двойственность (дуализм) сущности человека, тело является совершенным созданием, оно живет, питается и сохраняет свое существование, удовлетворяя все свои потребности. Тело ни в коей мере не нуждается в помощи какой бы то ни было духовной сущности.

 

 

Наблюдая естественные биологические процессы, сторонники этой теории видят, что телу не требуется душа, оно живёт само по себе. Клетки соединяются в целый организм – большой, сложный, состоящий из многих компонентов. Он не нуждается в каком-либо воплотившемся в нём духовном элементе.

Жизнь человека, по сути, является следствием существования и жизнедеятельности клеток его организма. Это обнаруживается при изучении природы.

 

Однако это тело не считается сутью человека.

  Суть человека – разумная душа, которая является духовной сущностью, как…  

Теория отрицания

 

Этой теории придерживаются исследователи, отрицающие наличие духовной реальности и признающие в теле только его материальность. Последователи этой теории отрицают наличие какой-либо абстрактной духовной сущности в теле человека. Они изначально убеждены, что разум человека также является ни чем иным, как плодом тела. Тело, в данном случае, уподобляется исправной электрической машине с проводами, тянущимися от отдельных органов к мозгу. Этот механизм приводится в действие вследствие контакта организма с внешними раздражителями, ощущения боли или наслаждения направляются в мозг, который, в свою очередь, дает определенному органу команду о том, какое произвести действие. Все управляется посредством нервов-проводов и жил, присоединенных к ним по программе отдаления органа от источника боли и приближения его к источнику наслаждения. Именно таким образом, утверждают сторонники теории отрицания, происходят в человеке осмысление и реакции на все жизненные ситуации.

Это вполне научное представление, так как наше тело действительно ни в чем не нуждается, если мы будем рассматривать его как машину, действующую в соответствии с программой, которую можно определить следующей формулой: «Получение максимального наслаждения при минимальных усилия». По такому принципу устроено желание получать, заложенное в основу творения.

Действительно, почему у тела должно быть еще что-то, кроме того, что описывает данная теория? На самом деле, единственное дополнение, которое можно сделать к сказанному, относится к программе. Можно добавить, что существует не только само биологическое тело, но еще и более возвышенные желания, мысли, которые подчиняются той же самой программе – жаждут наполнения. Весь вопрос в том, что является наполнением для этого желания. Можем ли мы управлять видом наслаждения, и таким образом произвести в себе какие-то изменения?

В соответствии с тем, что раскрывают физиология, медицина и биология, исследуя работу человеческого организма, мы обнаруживаем, что наше тело действительно представляет собой некую машину. Даже в той части человековедения, которая считается относящейся якобы к «душе», и занимается психологией человека, мы открываем действие жестких законов.

Выясняется, что склонности человека заданы его генами. Если у человека существует стремление к чему-либо (даже если мы не можем определить, откуда оно возникло и по каким принципам действует), в конечном итоге, обнаружится его скрытая предрасположенность к этому, и окажется, что все это уже изначально было заложено в нем. В поведении человека нет ничего, что не было бы заранее предопределено. Поэтому «теория отрицания» наиболее близка к правильному истолкованию понятий тела и души.

 

Наше ощущение разума и логики внутри мозга подобно снимку или отпечатку с того, что происходит внутри организма. Преимущество человека по сравнению с любым представителем животного мира состоит в том, что мозг его развит в такой мере, что все, происходящее в его организме, отражается в мозге как снимок, ощущаемый и воспринимаемый человеком, как результат работы его разума и логики. Разум человека и все его выводы, считают сторонники этой теории, есть ни что иное, как результат процессов, происходящих в организме.

Среди сторонников теории дуализма есть полностью согласные с теорией отрицания. Однако они все же добавляют к телу вечную духовную сущность, называемую «душой»: она-то и облачается, по их мнению, в механизм тела. Душа, утверждают они, является сутью человека, а механизм тела – лишь ее оболочкой.

Так, в общем виде, можно вкратце описать существовавшие до настоящего времени представления гуманитарной науки о теле и душе.

Описанные теории не основываются на ясном постижении духовного, и поэтому не способны установить, что означает само понятие «человек». Ведь что, в… Все, что нам нужно – это изучить человека, и тогда мы поймем устройство… В каббале мы постигаем, что не было создано ничего, кроме желания получать. Когда же мы смотрим со стороны,…

Тело и душа как научные понятия

Наука каббала призвана раскрыть для своих последователей Высший мир, причем раскрыть с той же явственностью и достоверностью, с какой естественные… Если человек действительно обладает абстрактным мышлением, он ходит по этому… В каббале действует тот же принцип, что и в науках, существующих в рамках нашего мира, где исследования проводятся с…

Открытое и сокрытое

Современная наука уже пришла к пониманию того, что в действительности нет ничего абсолютно очевидного. В каббале же издавна запрещено заниматься теоретизированием и пользоваться теоретическими выводами, даже как предположениями.

Ученые-каббалисты разделяют науку на две части: открытую и сокрытую.

Открытая часть науки включает все, что мы понимаем при простом осознании, когда изучение строится на практической основе, без какого-либо теоретизирования, а только из практических, опытных данных и выводов.

Скрытая часть науки включает знания, постигнутые нами самими или полученные из авторитетных источников, но постигнутые в мере, недостаточной для анализа с позиций здравого смысла и простого осознания.

 

Сокрытая часть науки – это также знание, которое нам, в итоге, раскроется, иначе бы мы не говорили, что оно скрыто. Я не могу просто так утверждать, что нечто от меня скрыто. Если я понимаю, что оно скрыто, это значит, что частично, в каком-то виде у меня есть относительно него раскрытие. Узнать, что нечто скрыто, уже означает в какой-то мере обнаружить наличие объекта. Однако это восприятие не позволяет с достаточной определенностью судить о свойствах объекта и его ценности.

Науку каббала часто называют тайной наукой. Но если человек вообще не понимает, о чем идет речь, то это знание не является для него скрытым – по отношению к нему оно просто не существует. Ощущение сокрытия означает, что я уже постиг часть из этого явления, и в какой-то степени оно мне понятно, но я не могу связать это в своем восприятии в общую картину, так как не знаю всех закономерностей. Таким образом, под «скрытым» подразумевается раскрытое в недостаточной степени.

 

Поэтому, эту часть знаний мы временно должны просто принять на веру и ни в коем случае не приближаться к ее исследованию, поскольку в таком случае оно будет строиться не на практической основе, а на теоретизировании.

 

Каббалистам точно известно, какая часть раскрыта, а какая скрыта, поэтому они опасаются исследовать относящееся к скрытой части, поскольку знают, что там существует возможность ошибиться, ведь это уже не является достоверным исследованием. В соответствии с этим, каббалисты четко разделяют реальность на скрытую и раскрытую. Раскрытая часть реальности – это то, где я располагаю всеми достоверными данными о рассматриваемом понятии или явлении. О скрытой части информации недостаточно, чтобы считать результаты исследований столь же достоверными, как в раскрытой части.

Эти две части, скрытая и раскрытая, все время изменяются. Изменяя свои келим, я делаю дополнительное исправление на свои желания, и в следующее мгновение какая-то часть ранее скрытых от меня явлений уже присоединится к раскрытой части. А в соответствии с этим мне раскроются еще большие келим, и я обнаружу еще нечто, скрытое от меня – то, о чем прежде не имел никакого представления, никак не воспринимал и не знал, что оно существует.

Следует принимать во внимание, что термины «открытая» и «скрытая» части науки указывают не на определенные виды знаний, а на осознание их человеком. Знания, которые человек раскрыл в реальной практике, называются «открытыми». Знания, еще не получившие такую степень постижения, определяются как «скрытые».

Таким образом, когда речь идет о нашей эгоистической природе и природе духовной, следует помнить, что, в конечном итоге, это свойства творения. Просто доступная для раскрытия часть материальной и духовной природы называется открытой, а то, что человек пока не в силах раскрыть, является скрытой частью.

То, что нами постигается, служит основой для более глубоких постижений. Даже когда последующие исследования отрицают предыдущие, последние все равно служат фактической базой для первых, благодаря чему и происходит продвижение вперед. Сегодняшнее мое состояние никогда не перечеркивает вчерашнее, речь всегда идет о приближении к истинному, более глубокому восприятию. Раз за разом, суммируя результаты исследований, исследователи переходят от вехи к вехе и в естественных науках, и в науке каббала, получая при этом все более и более внутреннюю картину реальности. Своими исследованиями мы каждый раз снимаем новый пласт неизведанного мира, все дальше проникая внутрь природы.

Природа этих исследований такова, что всякая новая ступень как будто бы разрушает предыдущую, однако это не разрушение, а созидание. Новая жизнь невозможна, пока не закончится и не исчезнет старая. Но без опоры на то, что передается от поколения к поколению, от состояния к состоянию, этого не произойдет. При этом не происходит деление на субъект-исследователя и объект исследования, поскольку это одно и то же. Каббалисты никогда не раскрывают мир сам по себе, глядя на него со стороны в качестве исследователей.

Исследователь раскрывает мир внутри собственных органов восприятия (каббалисты называют их «телом души»), соответственно своим качествам. Открывая для себя новую концепцию, ученый обладает соответствующими этому уровню познания эмоциональными (чувства) и рациональными (разум) качествами восприятия.

В соответствии с этим, каббала считает допустимым использовать только достоверные, практически доказанные знания, то есть знания, в достоверности которых у нас не может возникнуть никакого сомнения. Поэтому невозможно принять какое-либо научное знание о понятиях души и тела из первой и второй теорий, поскольку их выводы исходят из религиозных рассуждений.

Действительно, научные знания о душе и теле могут быть получены только при использовании методики, предоставляемой наукой каббала, поскольку они приобретаются опытным путем и подтверждаются практикой – так, что человек не сомневается в их достоверности. Учитывая вышеизложенное, допускается возможность использовать в определенной степени только третью теорию, занимающуюся исключительно вопросами тела, и лишь те ее данные, которые доказаны опытом и по поводу которых нет никаких разногласий.

Наука каббала изучает лишь материал и форму, облаченную в материал. На основании полученных данных делаются выводы о человеке и окружающей реальности. Повторяемость получаемых результатов привела к появлению концепции, согласно которой весь наш мир является производным особого способа восприятия, свойственного нашим органам чувств. В них же определяется и восприятие человеком самого себя. Постижение объективной реальности, не зависящей от человека, то есть свободной от влияния его «я», является невыполнимой задачей. Каббалисты говорят, что лишь когда человек изменит себя в соответствии с Высшей силой и уподобится ей, он станет способен воспринимать реальность без ограничений – такой, какой она существует вне органов восприятия. Такое состояние названо миром Бесконечности.

Вершиной всех исследований является изучение форм отдачи, раскрывающихся в желании, на основе которых каббалист чувствует, что изучает и приобретает свойства Творца, или Его образы. Это конечный этап всех исследований и их желательный результат. Но и в этом происходят постоянные изменения, мы постепенно достигаем большей точности и совершенствуем свое понимание. Только по достижении окончательного исправления можно получить полную и уже неизменную картину. До завершения окончательного исправления всегда есть изменения и добавления.

 

Названия «открытая» и «скрытая» части науки указывают не на определенные виды знаний, а на осознание человека. Знания, которые человек раскрыл из реальной практики, можно назвать «открытыми», тогда как знания, еще не достигшие такой степени достоверности, можно определить как «скрытые».

Из вышесказанного следует, что ни в одном поколении не было человека, у которого не было бы этих двух частей знания – открытого и скрытого, где открытую часть знаний ему разрешено исследовать, поскольку у него есть для этого реальная основа, а скрытую часть запрещено даже пытаться изучать, потому что в ней у него нет никакой реальной основы для истинного постижения.

 

Наука каббала очень строго и четко разграничивает раскрытое и скрытое. Уже шла речь о том, что скрытое – это тоже некоторым образом открытое, но с недостаточной степенью определенности. В последнем случае результаты, к которым я могу прийти, используя имеющиеся у меня данные, не являются надежными, так как еще не были воплощены в материале. Поэтому ошибки на этом пути являются практически неизбежными.

Используя неверные данные, человек может повредить самому себе и остальному человечеству. Чтобы предостеречь нас от этой ошибки и настроить оптимальным образом на продвижение к цели творения, каббалисты настойчиво предупреждают нас не заниматься вымышленными, недостоверными исследованиями, исходящими из скрытой части этой науки.

Несмотря на то, что каббала называется «тайной наукой», она имеет дело с явлениями, которые явно раскрылись человеку, и именно поэтому каббалисты так строго предупреждают нас: заниматься только открытым, но не скрытым! Так и написано: «Не исследуй скрытого или того, что выше тебя». Этот запрет не относится к занятиям каббалой в целом, а касается лишь части, которая пока остается скрытой от человека. Поэтому ко всем наукам нашего мира, кроме абстрактной философии, каббала относится с уважением, пониманием и благодарностью.

 

Каббалисты постановили, что необходимо изучить так называемые «семь наук мира» и лишь затем приступать к изучению каббалы. Таким образом, человек находит для себя некую путеводную нить, некий путь исследования этого мира, а потом уже может приступать к изучению Высших миров.

Каббалисты не могут принять философию, поскольку она занимается исследованиями понятий, которые никогда не облачались в материал. В выводах философии нет никакой достоверности, они всецело являются плодами человеческой фантазии, основанными лишь на умственных заключениях, не опирающихся ни на какие практические данные. Поэтому занятие философией неприемлемо для человека, избравшего путь каббалы. Ему предлагается заниматься скрытой от человека частью, и потому результаты такой деятельности могут быть неверными; их никогда нельзя брать в расчет. Возникает вопрос: а если мы будем проводить философские изыскания, не собираясь воплощать их результаты в действие? Это будут чисто абстрактные исследования, просто ради интереса. Но и это было бы неправильным. Запрет на изучение скрытого следует также из того, что если человек занимается чем-то, не приносящим практической пользы, то он лишает себя возможности заниматься тем, чем он должен заниматься в этой жизни – исправлением своих желаний, своего восприятия мира.

Человек обязан исследовать свой материал (эгоистическую природу своих желаний) и доводить его до подобия альтруистическим свойствам Творца, но так, чтобы все это оставалось в границах подлинного знания.

 

 

Запрет на использование абстрактной философии

 

В соответствии с этим, каббала считает непозволительным использовать абстрактную философию. Опираться можно только на те знания, которые были практически доказаны, то есть в реальности и истинности которых у нас не может возникнуть никакого сомнения.

 

Каббала – это методика, с помощью которой каббалист исследует реальность. Реальностью называется желание получать.

Есть желание получать, оно является материей. Есть его форма, облаченная в материю. Есть также абстрактная форма и сущность, но поскольку они никогда не облачались в материю, то есть никак не ощущались в наших желаниях, нам запрещено заниматься их исследованиями, так как мы не можем постичь их определенно и достоверно.

Этот подход лежит в основе отношения каббалы ко всем областям человеческой деятельности. Каббала принимает во внимание только то, что поддается нашему контролю, что мы получаем реально, практически, можем записать и вернуться к тому же самому явлению, передать знания о нем другому, чтобы он также выполнил то же действие и получил тот же результат. Только такие явления называются реальными, действительными, и только их мы используем в науке каббала.

Каббала разделяет все науки этого мира на истинные и на те, результаты которых нельзя считать достоверными.

 

Мы не можем выделить никакого научного знания о понятиях души и тела из трех вышеуказанных теорий, ибо их выводы исходят из религиозных рассуждений. Мы же можем принять сведения о душе и теле только как научные знания, то есть, только исходя из знаний науки каббала, в которой они приобретены опытом, так что человек не сомневается в их истинности. Такие доказательства невозможно предоставить каким-то «духовным» образом.

Мы не ощущаем душу и не можем ее исследовать, мы даже не обладаем точными знаниями о нашем биологическом теле, не говоря уже о желаниях, которые в каббале называются телом. Это означает, что обычный человек, находясь в своих привычных жизненных рамках, не может исследовать ни тело, ни душу, ни связь между ними.Все, что он думает, исходит из общепринятых мнений, возникающих не в результате точных практических исследований и проверок. Только обладающие мудростью каббалы могут заниматься такими исследованиями, поскольку получают факты и опыт из практического анализа понятий тела и души, и связи между ними.

Поэтому все написанное о теле и душе непонятно обычным людям. Чтобы понять, что каббалисты подразумевают под этими понятиями, человек должен подняться на их ступень и приобрести келим, которыми обладают ученые-каббалисты. С этими келим, то есть с желанием получать и экраном, человек сможет исследовать явления, о которых они пишут, и убедиться в достоверности излагаемого. Это и будет означать подлинное постижение написанного каббалистами. До этого человек должен согласиться с тем, что не понимает и не может представить себе правильно написанное в книгах, рассуждающих о понятиях тела и души.

 

В соответствии с этим, у нас есть право использовать в определенной степени только третью теорию, занимающуюся исключительно вопросами тела, во всех тех заключениях, которые доказаны опытом и по поводу которых нет никаких разногласий. Общие логические объяснения любых теорий каббалой запрещены.

 

 

Критика третьей теории

 

Однако третья теория чужда духу образованного человека, поскольку уничтожает личность и представляет человека в виде машины, действующей и передвигающейся посредством внешних сил. Отсюда следует, что у человека нет никакого свободного выбора в его желаниях, он полностью находится под воздействием сил природы, все действия совершает по принуждению, за его поступки не следует никакого вознаграждения и наказания, так как закон вознаграждения и наказания может распространяться только на имеющего свободу волеизъявления.

Эта теория чужда как религиозным людям, верящим в вознаграждение и наказание Творцом и уверенным в их благой цели, так и нерелигиозным. Ведь согласно этой теории выходит, что каждый из нас предан в руки слепой природы, и мы, обладающие разумом, являемся игрушками в ее руках. Слепая природа ведет нас неизвестно куда! Поэтому и третья теория неприемлема и не принята в мире.

 

Человеку не очень нравится думать о себе как о марионетке, приводимой в действие посредством внутренней программы или внешнего воздействия.

Бааль Сулам говорит, что эта теория чужда как религиозным, так и нерелигиозным людям, то есть ни одна из теорий, созданных человечеством, все-таки не рассматривает человека, как механизм, не имеющий никакой свободы выбора и приводимый в действие исключительно внешней силой.

В нашем состоянии мы не способны точно определить истинность каждой из этих теорий, поскольку у нас нет возможности видеть, кто мы такие и кто такой Творец, Высшая сила. Мы не знаем, насколько Он облачается в нас и определяет все происходящее, не знаем, оставляет ли Он нам что-нибудь для нашего собственного решения и действия. На протяжении тысяч лет человечество пытается найти ответ на эти вопросы. Нет науки, которая может дать нам ясный ответ на вопрос, кто мы такие, свободны ли мы, что мы должны делать в этой жизни, для чего и почему мы существуем.

Несмотря на то, что эти вопросы находятся внутри нас, ответы на них принадлежат другому уровню осознания. Чтобы исследовать причины нашей жизни, мы должны подняться над ней на уровень причин – туда, где находится наш корень. Тогда мы узнаем, откуда мы пришли, для чего мы существуем, в чем заключается наша возможная свобода, на что мы способны влиять, и в чем мы можем быть самостоятельными.

 

Поэтому было решено, что тело, которое согласно третьей теории называется машиной, не является истинным человеком, а сутью человека, его «я», является невидимая и неощущаемая духовная вечная сущность, в скрытой форме воплощенная внутри тела.

Но как эта духовная сущность может задействовать тело – ведь, в соответствии с утверждением самой философии, у духовного нет никакого контакта с материальным, и оно никак не воздействует на него? Вопрос о душе в философии и метафизике не имеет своего решения.

Вопрос существует, а ответа на него нет. Каббалисты тоже говорят, что невозможно понять ответ на этот вопрос иначе, как только изнутри кли. Ведь что такое понимание? Понимание – это наполнение. У меня есть вопрос – я получаю на него ответ. Вопрос – это кли, недостаток в чем-то, а ответ – это свет, заполнение недостатка. Поэтому если мы спрашиваем о сути жизни, то должно быть и кли, достойное получить внутрь него суть жизни, исследовать, ощутить ее и, исходя из этого, сделать вывод.

Поэтому Бааль Сулам пишет, что на этот вопрос нет ответа ни в философии, ни в метафизике. Сам по себе этот вопрос является духовным. Если мы занимаемся этим духовным вопросом в материальной области, это значит, что мы занимаемся философией и метафизикой. Это означает, что у нас нет средств для исследований этого вопроса, и если мы занимаемся им, то только с помощью интуиции и всевозможных фантазий. Если же мы на самом деле желаем получить ответ, то должны подняться с нашими келим туда, где находится ответ – этот свет, и там получить его, раскрыть его и действительно стать обладателями ответа.

 

 

Выводы

 

1. Все, что человек ощущает, он ощущает в своих пяти органах чувств. Суммарная картина воспринимаемого в органах чувств складывается в мозгу, анализируется, сравнивается с уже известными данными и предстает в нашем сознании, как картина самого себя и окружающего мира.

Таким образом, как свое тело, так и все его окружающее, человек воспринимает как результат ощущений в пяти органах чувств. Ни тела, ни окружающего мира, как таковых, не существует – они являются следствием наших ощущений. Бааль Сулам пишет: «Это я так ощущаю себя – твердым, имеющим размеры, потому что мои ощущения так представляют мне себя...».

2. Если бы мы вообще не имели органов чувств, мы бы не ощущали себя. Если бы мы имели иные по количеству или качеству восприятия органы чувств, мы бы ощущали себя иначе, иначе бы воспринимали свое тело и окружающий его мир.

3. Ощущаемое нами в пяти органах чувств называется «раскрытым». Мера раскрытого у каждого индивидуума своя, она зависит от его чувственного и умственного развития.

Раскрытое бывает:

– частным, индивидуальным;

– общим – в общем раскрытое всему человечеству на каждом конкретном этапе его развития.

 

4. Еще не раскрытое, но потенциально подлежащее раскрытию в будущем, называется «сокрытым». Сокрытое делится на два вида:

– сокрытое, которое мы сможем раскрыть когда-либо в будущем в наших пяти органах чувств;

– сокрытое, которое мы никогда не сможем раскрыть в наших пяти органах чувств.

 

5. Нераскрываемое в пяти органах чувств может быть раскрыто в шестом органе. Каждый человек несет в себе зачаток (на языке каббалы – «решимо») шестого органа чувств или души (на языке каббалы – «масах»), из которого он может его развить. Методика развития шестого органа чувств называется каббалой. Ощущение в шестом органе чувств также имеет две составляющие, наподобие ощущений тела и окружающего в пяти органах чувств:

 

– «телом» называется душа;

– «окружающим» называется Высший мир.

 

Ощущение Высшего мира воспринимается как ощущение вечности, совершенства, всезнания. Тогда человек видит, что три вышеупомянутые теории: веры, дуализма и отрицания, являются исключительно плодом человеческого воображения, продуктом разума, не достигшего подлинного духовного раскрытия.

 

Вопросы и ответы

Вопрос: Чем различаются понятия души в первой и второй теориях? В первой теории во всех действиях тела душа принимает решающее участие, она… Во второй теории материя существует биологически сама по себе и естественно, из своего биологического состояния,…

Тест

1. Согласно теории веры, «душа и тело» это:

а. – неделимое целое;

б. – душа – внешняя, а тело – внутренняя часть;

в. – душа – это желание отдавать, а тело – желание получать;

г. – душа является вечной частью, а тело – преходящей.

 

2. Согласно теории дуализма:

а. – душа есть только у человека;

б. – тело является порождением и продолжением души;

в. – душа является порождением и продолжением тела;

г. – тело и душа – две независимые части.

 

3. По теории отрицания, человеком управляет:

а. – душа человека;

б. – тело человека;

в. – мозг человека;

г. – неизвестная внешняя сила.

 

4. Какая из теорий верна?

а. – теория веры;

б. – теория дуализма;

в. – теория отрицания;

г. – все эти теории неверны.

 

5. Наука каббала принимает знания, если они получены:

а. – опытным путем;

б. – путем логических заключений;

в. – путем «духовных» доказательств;

г. – даны свыше.

6. Предмет исследований теорий дуализма, веры, отрицания:

а. – право, человек и государство;

б. – человек, его душа и тело;

в. – отношение человека к природе;

г. – отношения в семье.

 

7. На каких данных основаны выводы науки каббала?

а. – знание о Высшем мире получено учеными-каббалистами в результате непосредственных опытов и исследований на себе;

б. – на теоретических рассуждениях;

в. – Знание о Высшем мире основано на представлениях человека в своем разуме;

г. – Знание о Высшем мире основано на изучении каббалистических книг.

 

8. Мозг человека выстраивает картину окружающего мира на основании:

а. – ощущений в пяти органах чувств;

б. – на основании событий, происходящих вокруг человека;

в. – на основании импульсов, поступающих из окружающего мира;

г. – на основании различных теорий и учений.

 

9. Что на самом деле существует в реальности:

а. – энергия;

б. – материя;

в. – желания;

г. – нет правильного ответа.

 

10. Состояние, когда человек способен воспринимать реальность без ограничений, это:

а. – мир Бесконечности;

б. – мир Адам Кадмон;

в. – мир Ацилут;

г. – духовный мир.

 

 

Урок №2

Понятие души в каббале

Условия развития души

Что значит иметь душу

Три этапа развития души

Цель кругооборотов душ

Тест

Дополнительный материал

Условия развития души

В нашем мире человек не может существовать без элементарных знаний о том, как этот мир устроен, как он воздействует на человека, и по каким законам… Соответственно, для безболезненного существования в обществе человек должен… Если поместить в нашу среду первобытного человека, не знающего законов функционирования нашего общества и его проблем,…

Что значит иметь душу

Душа – это духовный орган, постепенно рождающийся в человеке, находящемся в нашем мире. Рождение души означает постепенное развитие ощущения… Таким образом, наряду с физическим телом, ведущим физиологическую жизнь, в… Ощущения духовного мира получает лишь тот, кто способен действовать с полным пониманием функционирования духовной…

Три этапа развития души

В рождении и развитии физического тела различают три периода, являющиеся следствием трех периодов развития души. Первый этап – рождение и появление на свет. На этом этапе отсутствуют знания и… Осознание зла означает ясное понимание того, что во мне отсутствуют любые желания духовного уровня – желания к тому,…

Цель кругооборотов душ

Творец создал душу – систему Адам Ришон, состоящую из 613-ти желаний. Мы также называем их «десять сфирот». Цель Творца состоит в том, чтобы… Прийти к этому можно лишь в том случае, если творение уподобится Творцу… Осознать свою противоположность Творцу, выстрадать ощущение этой противоположности и пожелать исправить ее невозможно…

Тест

1) Назовите обязательное условие получения души:

а. – иметь знания об этом мире;

б. – иметь знания о духовных мирах;

в. – иметь желание к духовным знаниям;

г. – заниматься поиском наполнения в жизни.

 

2) Что такое просьба о помощи?

а. – это внутреннее осознание никчемности своей эгоистической природы в сравнении с уже раскрывшейся человеку природой Творца;

б. – это ощущение дискомфорта человеком и поиск избавления от страданий;

в. – это просьба улучшить отношение к окружающим его людям;

г. – здесь нет правильного ответа.

 

3) Человек получает возможность осуществить духовные действия в меру:

а. – получения духовных знаний;

б. – развития интеллекта;

в. – желания к наполнению;

г. – количества приложенных усилий.

 

 

4) Что разделяет людей между собой?

а. – только эгоистические намерения;

б. – разница в менталитете людей;

в. – физические различия;

г. – разница в уровне осознания важности духовного.

 

5) Чтобы творение достигло уровня Творца, необходимо:

а. –хорошо знать каббалистические книги;

б. – обладать особыми свойствами души;

в. –осознать всю низость своего эгоистического состояния;

г. – здесь нет правильного ответа.

 

 

Дополнительный материал

 

 

Тело и Душа

11 августа 2003 года    

Урок №3

Духовная конструкция Адам Ришон

Введение

Условия развития творения

Подобие свойств

Движущая сила развития человека

Строение общей души Адам

Процесс разбиения

Причина разбиения

Кругооборот изменения формы

Заключение

Тест

Дополнительный материал

Введение

Цель Высшей силы состоит в том, чтобы создать равное Себе творение. Поскольку совершенство выражает себя в отдаче и любви, то и созданное Им творение обязано достичь такого же состояния. Будучи создано Творцом и, соответственно, находясь на более низком по сравнению с Ним уровне, творение должно пройти через определенные процессы, которые позволят ему подняться на уровень Создателя. Иными словами, творение должно убедиться, что данные ему первоначальные свойства, а также Высшее управление этими свойствами – совершенно и преследует наилучшую цель. Важно понять, что в каждом своем состоянии творение находится под самым совершенным и бережным управлением со стороны Творца. Результатом осознания должно стать искреннее желание творения уподобиться Творцу.

Творение должно постичь себя самостоятельно, а также постичь Творца и пути Его управления. Из этого постижения творению откроется понимание совершенства и придет желание подняться на этот уровень и сделаться таким, как Он. Совершенством является присущее Творцу свойство полной отдачи и любви – следовательно, творение должно обрести именно это свойство. Отдача должна осуществляться относительно Творца в том же, как и у Него виде по величине, качеству и количеству. В этом состоит конечная цель нашего развития.

Чтобы привести творение к конечному состоянию, Творец создает его и производит над ним определенные действия, вводит его в определенный процесс.

Именно этот процесс мы и изучаем. Мы его изучаем в том виде, в котором каббалисты, постигшие высшие состояния, обнаруживают его на духовном уровне. Там нет понятия времени, там есть фиксированные состояния. Как бы сканируя эти состояния, мы постепенно проходим их сами.

Поднимаясь на духовный уровень, каббалист видит все творение целиком. Он как бы смотрит киноленту, ему доступны все ее кадры, он может описывать это состояние от начала до конца и от конца в начало. Читая написанные каббалистами книги, человек понимает состояния, в которых он находится, а также состояния, которые он должен еще пройти. Он включается в этот процесс осознанно, рационально, и поэтому быстро, просто и легко идет к заранее обозначенному совершенному состоянию.

 

 

Именно для этого и нужна наука каббала. Без каббалы человечество все равно пройдет те же состояния, однако качество их прохождения будет совсем иным: грубый каток развития будет давить на нас и заставлять идти вперед по закону «отрицания отрицания». Каждое состояние давит на нас. Мы чувствуем, что больше не можем в нем находиться, и это вынуждает нас сменить его на более совершенное. Чтобы обрести способность продвигаться вперед, мы должны ощутить в себе каждое свое состояние как невыносимое. Во избежание столь болезненного для нас способа продвижения каббалисты раскрывают нам этот процесс и показывают, как следует устремляться вперед, чтобы опередить каток развития.

 

 

Условия развития творения

Творец создает соответствующие условия для развития творения и его перехода к совершенному состоянию. Творцом создаются два условия: внутреннее, которое мы назовем творением, и внешнее, называемое мирами. Миры представляют собой отношение Творца к нам. Скрывая себя, Он как бы накладывает на себя оболочки, создавая, таким образом, миры, окружающую творение реальность.

Рисунок 3.2.1.

 

Можно представить себя находящимися внутри миров, созданных Творцом специально для нас. Мы находимся внутри, а Высшая совершенная сила, Творец, – снаружи. Нас с Ним разделяет пять миров. «Мир» на иврите – «олам», от слова «олама», сокрытие. Мир скрывает стоящую за ним силу, которая управляет нами через оболочку этого мира. Итак, Творец управляет нами через систему миров.

Всего существует пять миров: Адам Кадмон – прообраз будущего человека («Адам» – человек, «Кадмон» – предыдущий, прообраз), затем миры Ацилут, Брия, Ецира и Асия. Через эти пять занавесей Творец управляет нами. С одной стороны, Он создал систему миров, а с другой стороны, создал человека, состоящего из тела и души.

 

 

 

Рисунок 3.2.2.

Наше тело существует ниже всех этих миров в состоянии, называемом «наш мир». Этот мир не изучается в каббале, потому что это мир материи, неспособной на духовные взлеты и падения.

Остальные миры, стоящие выше нашего мира, являются духовными: в них возможен непосредственный контакт человека с Высшей силой. Связь с Творцом раскрывается человеку в разной степени. Если, скажем, первый мир скрывает Творца от человека на 20 процентов, то второй – на 40, третий – на 60, на 80, и наш мир полностью скрывает Творца от нас. Так можно приблизительно отобразить устройство миров.

 

Рисунок 3.2.3.

 

Подобие свойств

Этот подъем человек должен осуществить, находясь в нашем мире в биологическом теле, которое у каббалиста остается тем же, что и у любого другого…    

Движущая сила развития человека

Итак, изначально было создано комбинировано-интегральное желание, называемое Адамом. Затем, по мере постепенного нисхождения с духовного уровня… Наше тело тоже состоит из множества клеток. Каждая клетка в отдельности… Подобным же образом и в конструкции Адама все желания поддерживают друг друга, находясь в абсолютно полном…

Рисунок 3.4.1.

 

По мере нисхождения сверху вниз Адам претерпевает искажение, огрубление и разбиение связей между частями. К примеру, два желания внутри Адама начинают ненавидеть друг друга, разделяются, пытаются существовать за счет друг друга. Это постепенное нисхождение сверху вниз описано в каббале очень подробно. Возникновение взаимной ненависти между творениями в процессе нисхождения называется грехопадением. Происходит падение с уровня стопроцентного взаимодействия до уровня стопроцентного отторжения, эгоизма.

Разбиение связей между частями души в нашем мире выразилось в том, что сегодня существует шесть миллиардов человек, каждый из которых находится в абсолютно эгоистическом состоянии.

Система Адама является проекцией духовных сил на наш мир. Она существует и во всех промежуточных мирах, только это состояние в настоящий момент от нас скрыто. В действительности все человечество представляет собой единые мысль и желание и находится в состоянии мира Бесконечности, где все мы слиты друг с другом в одну душу, в одно большое желание.

 

 

 

Рисунок 3.4.2.

 

 

Строение общей души Адам

Во мне существует то же количество частей, что и в другом человеке. Всего имеется 620 основных частей. Разбиение происходит таким образом, что…  

Рисунок 3.5.2.

 

Конструкция Адам делится на множество различных подконструкций, в зависимости от того, о чем идет речь. Если мы говорим о количестве основных желаний, то всего их 620. Если мы рассматриваем человека (естественно, имеется в виду его душа, а не тело), то он состоит из верхней и нижней части, где есть семь последних, конечных желаний, 248 высших желаний и 365 низших желаний. Что в сумме дает 620. Такая жесткая конструкция присутствует в каждом из нас.

 

Рисунок 3.5.3.

 

 

 

Рисунок 3.5.4.

 

Мы отличаемся друг от друга, и так было изначально. Все мы вышли из системы единой души, включающей в себя 600 000 частей – частных душ, среди которых нет двух идентичных. Можно изобразить строение этой души и в другой форме: ее конструкция сверху донизу разделена на рош и гуф.

Есть души, относящиеся к рош (голова) системы Адам Ришон, и есть души, относящиеся к гуф (тело). Система Адам Ришон во многом подобна человеческому телу, имеющему более и менее важные органы и клетки. Клетка, относящаяся к органу зрения, важнее миллиардов клеток пальца – настолько один орган важнее другого.

Подобным же образом проявляется и различие между душами. С момента выхода из общей конструкции они абсолютно не равны друг другу. В той же форме существуем в этом мире и мы: между нами нет равенства. Однако в процессе самоисправления каждый из нас восполняет себя до высоты Творца. Возвращаясь в первоначальное состояние, мы все достигаем одного уровня, на котором нет более или менее важного, и все подобны.

Процесс разбиения

Разбиение конструкции Адам, произошедшее в духовном мире, не имеет четкого соответствия в нашем мире, поскольку в духовном отсутствует временной… В духовном мире такой необходимости нет, и поэтому там нет времени в нашем… В нашем мире время – это механический отсчет минут, секунд, дней и лет, поэтому сопоставить духовное время и наше…

Рисунок 3.6.1.

 

Люди существовали десятки тысяч лет до рождения Адама. Однако каббалисты отсчитывают начало человеческой цивилизации, то есть развития уровня «человек» в человеке, от Адама. Он является в нашем мире копией, отпечатком и следствием духовной силы, то есть Адама, представляющего собой сумму всех душ.

В чем особенность первого человека? Адам был первым, у кого возникло стремление к Высшему миру, кто начал задаваться вопросом о смысле жизни и раскрыл для себя Высший мир. Он первым из всех живущих на земле людей стал ощущать Высший мир. Свои постижения он описал в книге «Тайный ангел», и именно с этого времени начала развиваться каббала – наука о постижении Высшего мира.

Конструкция Адам изначально состоит из двух частей. Высшая из них является альтруистической, а низшая – эгоистической. Эгоистическая часть от самого Адама скрыта, подобно тому, как от нас самих скрыты сейчас наши огромнейшие возможности и желания, как скрыты в маленьком ребенке все его будущие способности.

 

Рисунок 3.6.2.

 

Чтобы привести Адама к состоянию, в котором он стал бы, как сказано в Пятикнижии, «знающим, как и Мы, добро и зло», нужно совместить в нем альтруистическую и эгоистическую части. Разбиение произошло именно тогда, когда случилось это указанное совмещение.

Нижняя часть Адама называется «Хава» (Ева). Когда верхняя и нижняя части совокупились, произошло разбиение. Внутри конструкции Адам возник общий вселенский эгоизм, и эта, уже совместная конструкция, начала распадаться на множество составных частей. Свойства этих частей, включая 248 альтруистических, 365 эгоистических и еще семь низших (всего 620 свойств), перемешались между собой. Даже по самым простым правилам комбинаторики здесь возможно огромное число комбинаций. Однако все образовавшиеся части приобрели эгоистический характер.

 

 

 

Рисунок 3.6.3.

 

Эгоистический характер, приобретенный совместными желаниями Адама и Евы, создал вокруг них ощущение дополнительной эгоистической оболочки, которая и называется «нашим миром».

До пробуждения эгоизма Адам был подобен Творцу, то есть находился на том духовном уровне ощущения Творца, которое называется рай. Рай – это ощущение Творца, минимальная связь с Ним. Обретя эгоизм, Адам оказался в состоянии, называемом «наш мир», между ним и Творцом образовалась занавесь, не просто уменьшающая ощущение Творца (как в остальных мирах), а полностью скрывающая его проявления.

 

Рисунок 3.6.4.

 

Состояние «наш мир» предполагает не просто отсутствие ощущения духовного, но полную ему противоположность. Это не значит, что поменяв все плюсы на минусы, мы сможем представить духовные объекты. Связь между мирами причинно-следственная, и здесь нет прямой зависимости, поэтому, исходя из нашего состояния, мы не можем представить себе духовного существования.

 

 

Причина разбиения

Духовная конструкция Адам раскололась на множество несвязанных между собой желаний. В каждом живущем на земле человеке есть душа, существующая в… На сегодняшний день человечество представляет собой «расчлененный организм»,… Человек относительно общества чувствует себя как абсолютный индивидуалист, и это тоже является следствием разбиения.…

Кругооборот изменения формы

Существует система Адам Ришон, называемая единой душой. Единая душа разделилась на множество душ (единая общая душа делится каждый раз на столько… Каждый из нас проходит кругооборот за кругооборотом, вновь и вновь нисходя в… Таким образом, в нашем мире нет новых душ, обновляющихся подобно телам, а имеется определённое количество душ,…

Рисунок 3.8.1.

 

В каждом из нас имеется часть, называемая «духовным геном», а все вместе мы принадлежим системе Адам Ришон, в целом составляющей единую душу. В своем первоначальном делении она равна 600 000 душ, которые затем продолжают разделяться и приходят в этот мир для прохождения кругооборотов жизней. Каждая частная душа выходит из общей системы и нисходит в этот мир, то есть получает «добавку» в виде эгоистического желания, которое мы называем нашим телом. На самом низком уровне, называемом нашим миром, мы ощущаем эту добавку как биологическое тело. Наши пять органов чувств дают нам внешнюю картину биологического тела, тогда как в действительности в мироздании нет ничего, кроме созданного Творцом желания.

В мире Бесконечности душа находится в состоянии максимального, стопроцентного развития. Нисходя в этот мир, она достигает нулевого уровня. Как же сохраняется эта духовная субстанция?

Она продолжает существовать в виде точки, которую мы называем точкой в сердце. Пребывание в этом мире необходимо нам для того, чтобы из исходного состояния, не зависящего от духовного, можно было бы начинать взращивать душу, точку в сердце до ее настоящего размера. Если человек этого не делает, он проходит тысячи кругооборотов в течение истории, пока не реализует свою точку. Так происходит кругооборот изменения формы.

Рисунок 3.8.2.

 

Заключение

Мы, творения, вышли из состояния совершенства в результате разбиения келим. Все, что существует в совершенном высшем состоянии, проявляется в нас как его отсутствие. Это побуждает нас самостоятельно возвращаться к прежде пережитому совершенству.

Этому есть многочисленные доказательства, и в этом заключается глубокая мудрость, называемая «тайной кругооборота душ», для объяснения которой нет здесь места.

Исследование, проводимое Бааль Суламом, опирается на доказательства, однако он не хочет приводить доводы в пользу того, что кругооборот душ действительно существует. В данный момент это для нас не так уж и важно. Да и без этих доказательств человечество постепенно само обнаруживает существование такого рода явлений.

Однако необходимо отметить, что тайна кругооборота душ распространяется также и на мельчайшие из ощутимых частиц действительности, каждая из которых движется по своему пути вечной жизни.

Поскольку представители неживого, растительного и животного уровней включены в человека и находятся в единой духовной системе, у каждого явления, относящегося к системе Адам Ришон, существует отпечаток в этом мире, и все они проходят кругообороты. Еще раз подчеркнем, что говоря о кругооборотах, мы не имеем в виду наши тела. Мы говорим о том, что рядом с душой, спускающейся до нулевого уровня, находится желание, в котором человек живет и с которым себя отождествляет.

Находясь в этом мире, мы склонны отождествлять себя с собственным телом. Позже мы обнаруживаем существование точки в сердце, но первоначально отождествляем себя со своим телом и плотскими наслаждениями, которых мы посредством него достигаем. Однако как только я начинаю отождествлять себя с точкой, с желанием уподобиться Творцу, тело и все его окружающее постепенно теряет для меня всякое значение. По мере развития души проблемы тела исчезают и более не представляются мне важными.

Точкой в сердце называется данная свыше божественная часть. Это та моя часть, которая находится в системе Адам Ришон в виде моей частной души, соединенной, подобно клетке биологического тела, со всеми остальными душами в процессе отдачи им и получения от них. В этом состоянии я чувствую присутствие Творца и свое подобие Ему. В состоянии нашего мира во мне находится лишь начальная точка этого желания.

Отождествить себя с точкой в сердце означает принять на себя путь, который она должна пройти. Этот путь включает в себя 5 миров, каждый из которых делится на 5 парцуфим, состоящих из 5 сфирот – итого, мы имеем 125 ступеней.

Отождествляя себя с точкой в сердце, я задаюсь вопросом о смысле жизни, исходящим из души, то есть из желания уподобиться Высшей силе, свойству абсолютной отдачи, или Творцу. Телу, желанию получать ясно, для чего оно живет, – поэтому оно не станет спрашивать.

Телу необходимы телесные наслаждения: пища, секс, семья. Оно также хочет денег, почестей, знаний, власти над миром. Дай ему все эти наполнения – и этого ему будет достаточно. Только с пробуждением точки в сердце человек начинает спрашивать: «В чем смысл моей жизни?» В человеке раскрывается желание, которое невозможно наполнить предыдущими наслаждениями. Отождествить себя с этим желанием и приступить к поискам его наполнения, означает отождествиться с точкой в сердце.

Несмотря на то, что все существующее представляется нам исчезающим, на самом деле существуют только кругообороты, и любая частица не имеет ни секунды покоя, находясь в постоянном движении кругооборота изменения формы, ничего не теряя из своей сути на этом пути.

Ничего не исчезает и не теряется, все действует автоматически, как часы. Неважно, видим мы это или нет, но каждая деталь подчинена абсолютному закону. Все, что мы переживаем – осознанно или неосознанно, находится под строгим контролем, заложенным во все законы природы. Кругооборот за кругооборотом, все вместе и каждый в отдельности, мы проходим этот путь от начала до конца в предрешенной форме.

Тест

1). Что происходит с духовной конструкцией Адам после ее сотворения Высшим светом?

а. – она разбивается, и части ее падают в наш мир;

б. – она продолжает существовать в духовном мире;

в. – она становится единой с Высшей силой;

г. – нет правильных ответов.

2) Кто такой Адам?

а. – это первый человек на Земле;

б. – это первый разумный человек на Земле;

в. – это конструкция, общая душа, состоящая из великого множества желаний, связанных между собой, подобно органам и клеткам нашего тела;

г. – все ответы правильные.

 

3) Что такое грехопадение?

а. – увеличение числа грешников;

б. – возникновение взаимной ненависти между людьми;

в. – когда люди перестали уважать религию;

г. – отказ соблюдения заповедей.

 

 

4) Какая существует связь между мирами?

а. – духовный и материальный миры никак не связаны;

б. – материальный мир в точности повторяет духовный, только состоит из другого материала;

в. – связь между мирами причинно-следственная;

г. – нет правильного ответа.

 

5) За счет чего происходит увеличение стремления к духовному?

а. – соединения с остальными душами;

б. – усилия в учебе;

в. – работы с эгоизмом;

г. – подавления других желаний.

 

Дополнительный материал

Беседа д-ра М. Лайтмана с журналистом Шароном Атиа 27 июля 2003 года  

СЛОВАРЬ

600 тысяч душ – это качественное понятие взаимовключения частных душ (сфирот) в общее совершенное кли (сосуд). 613-ть (ТАРьЯГ) желаний – части, называемые органами парцуфа, органами тела… Авиют – сила, глубина желания, требования (измеряется по шкале от 0 до 4). «Авиют алеф» (авиют 1) означает, что…

– Конец работы –

Используемые теги: Каббалистическая, антропология0.05

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Каббалистическая антропология

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Курс № 10: Каббалистическая антропология
Курс Каббалистическая антропология... В курсе рассматривается одна из самых спорных тем в мире соотношение души и тела В первом уроке разбираются...

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ...

Программа учебной дисциплины «Антропология»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Челябинский государственный университет ФГБОУ ВПО ЧелГУ...

Философская антропология
На сайте allrefs.net читайте: Философская антропология.

Философская Антропология
Проф ДУЛУМАН Е К... доктор философских наук...

АНТРОПОЛОГИЯ
На сайте allrefs.net читайте: АНТРОПОЛОГИЯ. О Т Коростелева...

АНАТОМИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... Государственное образовательное учреждение... высшего профессионального образования...

Философская антропология
на самостоятельное рассмотрение... Обратить внимание на следующие вопросы... Тема любви в античной философии...

Антропология мифа
Антропология мифа...

Антропология
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования... ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ... Биолого почвенный факультет...

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам