IV. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ

4.1. Входные молитвы

 

1. Перед началом Литургии, утром в назначенное время священно-служители, подготовившиеся накануне к совершению Божественной литургии, приходят в храм и, став пред царскими вратами, трижды осеняют себя крестным знамением, совершают три поклона и поклон сослужащим и читают входные, то есть приготовительные к совершению Литургии молитвы (стоя с покрытой головой, в клобуке, камилавке или скуфье, если она является наградой, — до чтения тропаря «Пречистому Твоему образу…»). По сложившейся практике, приготовившийся литургисать священнослужитель входит в алтарь, совершает по Уставу два земных или поясных поклона перед св. престолом, целует его, совершает третий поклон, возлагает на себя епитрахиль, снимает покрывало с престола и северной дверью выходит из алтаря на солею для совершения входных молитв. Если Литургию совершают несколько священнослужителей, то старший надевает епитрахиль, а остальные остаются в рясах.

Последование начала Литургии следующее.

Диакон: «Благослови, владыко».

Священник: «Благословен Бог наш…».

Диакон: «Аминь. Слава тебе Боже наш…

Царю Небесный… Трисвятое по «Отче наш».

Священник: «Яко Твое есть Царство…».

Диакон: «Аминь. Помилуй нас, Господи…

Слава: Господи помилуй нас…

И ныне: Милосердия двери…».

2. Предстоятель, обращаясь к иконе Спасителя во время чтения диаконом «Пречистому Твоему образу…», крестится третий раз. То же совершают служащие. Так же прикладываются к иконе Божией Матери во время чтения диаконом «Милосердия сущи Источник…».

Диакон: «Господу помолимся».

Священник: «Господи помилуй».

3. Став пред царскими вратами и преклонив главу, предстоятель и служащии молятся: «Господи, ниспосли руку Твою…».

4. По произнесении этой молитвы священнослужители кланяются друг другу и обратившись лицом к молящимся, кланяются им, делают по одному поклону к северной и южной сторонам солеи (хорам певчих), произнося: «Простите и благословите, отцы и братия…».

Диакон на это отвечает: «Бог тя простит, отче честный, прости и нас грешных и помолися о нас» и входит в алтарь с молитвой «Вниду в дом Твой…».

5. Войдя в алтарь южной (правой) дверью после входных молитв, священнослужители становятся перед святым престолом, дважды крестятся, целуют Евангелие, св. престол, третий раз крестятся и все делают поклон предстоятелю, который отвечает поклонами на две стороны. После этого они начинают облачаться в священные одежды. Если вход в алтарь совершается впервые, то поклоны перед св. престолом совершаются не поясные, а земные.

4.2. Облачение диакона

6. Сложив стихарь, положив на него орарь и поручи, диакон подходит к горнему месту, совершает три поклона, обращаясь к запрестольному образу, говоря про себя: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя».

7. Подойдя к священнику и держа в правой руке стихарь и орарь, он говорит ему, преклонив главу: «Благослови, владыко, стихарь с орарем».

Священник, благословляя, произносит: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков».

Диакон отвечает «Аминь» и целует благословляющую руку иерея и крест, изображенный на стихаре.

8. Сняв рясу, диакон благоговейно облачается в стихарь, одевает орарь и поручи, целует крест на предмете облачения и произносит положенные молитвы.

9. Облачившись и умыв руки, диакон приготовляет все необходимое для совершения проскомидии: снимает со святого жертвенника покрывало, зажигает лампаду, приносит священные сосуды и поставляет их на жертвеннике — дискос (слева), потир (справа), звездицу (посредине между ними). Перед сосудами (ближе к себе) полагается специальная дщица для разрезания Агнца и большое копие; слева полагаются просфоры для проскомидии, справа (от дщицы) малое копие, лжица, ковшик с тарелочкой, вино и вода, покровцы и воздух.

4.3. Облачение священника

10. После троекратного поклонения горнему месту, священник, держа в левой руке подризник, благословляет его, произнося: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

11. Целуя крест на подризнике и облачаясь, иерей читает молитву «Возрадуется душа моя о Господе…». То же делает иерей при облачении в каждую священную одежду: благословляет, целует изображенный на ней крест и одевает.

При облачении перед служением литургии Преждеосвященных Даров молитвы не читаются, но священник благоговейно произносит при благословении каждой священной одежды: «Господу помолимся. Господи помилуй» и облачается.

Облачившись и умыв руки, с чтением молитвы «Умыю в неповинных руце мои…» священник приступает к жертвеннику.