О каждении

В Церковном уставе сказано, что в древности каждение кадилом совершалось крестообразно. Однако в православной церковной традиции более широкое распространение получил следующий обычай каждения. Священнослужащий, держа кадило тремя перстами правой руки у верхней части цепочек, под завершающей цепочку, крышечкой (по другой практике, взяв кадило за оба кольца указательным пальцем), возносит его перед иконой или другим священным предметом. При втором взмахе кадила кадящий наклоняет голову, совершая поклон, и при третьем взмахе — выпрямляется. Так трижды, перед иконой или другой святыней совершается каждение. Подобным образом совершается каждение клиросов и народа.

Благоговейные священнослужители обращают внимание на то, чтобы кадило не поднималось слишком высоко. Так при каждении престола и сосудов, стоящих на престоле, — чтобы действия каждения было поднесением фимиама к святыне, — предплечье должно быть наименее подвижно. Старые священнослужители, обучая молодых, рекомендовали подкладывать под руку Служебник, чтобы, тем самым, связать слишком широкое движение предплечья. Очень помогает для плавности каждения делать легкое движение руки, сгибая её только в локте так, как будто в пальцах находится некий предмет, совершающий вертикальное движение вверх и вниз по плоскости.

 

4.6. Литургия оглашенных

 

а) рекомендуется завершить проскомидию к середине третьего часа, чтобы уже в конце третьего или начале шестого часа диакон начал совершать положенное каждение. Предстоятелю рекомендуется встать перед св. престолом до возгласа «Молитвами святейшего владыки нашего…», после которого сразу приступают к молитве перед началом Божественной Литургии.

б) сотворив три поясных поклона, с молитвой «Боже, очисти мя грешнаго», предстоятель, возвысив руки, читает молитву «Царю Небесный…». В это время диакон держит орарь, как во время произнесения ектений. Сотворив крестное знамение и вновь возвысив руки, священник продолжает:

«Слава в Вышних Богу…» (Дважды, не опуская рук).

Сотворив крестное знамение, иерей заканчивает:

«Господи устне мои отверзеши…».

в) священник целует Святое Евангелие, диакон — святой престол. Диакон преклоняет главу перед священником в знак сослужения и, сложив руки для принятия благословения, произносит:

«Время сотворити Господеви…».

г) происходит уставный диалог, после чего диакон исходит северными вратами и встаёт перед царскими, трижды совершая крестное знамение со словами:

«Господи, устне мои отверзеши…».

1. Диакон, стоя перед царскими вратами говорит: «Благослови, владыко».

2. Священник особо торжественно, возгласом, отличительным от всех возгласов суточного круга богослужений, начинает Божественную Литургию:

«Благословенно Царство…».

При этом Святым Евангелием он знаменует над антиминсом образ креста, воздвизая Евангелие на восток, запад, север и юг. Затем вновь полагает Евангелие на антиминс, крестится, целует Евангелие и святой престол. Все служащие также целуют престол вместе с предстоятелем.

3. Диакон: «Миром Господу помолимся».

4. Закончив произносить ектению, диакон заходит в алтарь южными дверями и встав на горнем месте вместе с предстоятелем, креститься на образ при словах возгласа «…Отцу и Сыну и Святому Духу…», делает поклон, и при словах «…ныне и присно и во веки веков» поворачивается и делает поклон предстоятелю.

5. В момент произнесения прошения «Заступи, спаси…» два диакона идут на горнее место, крестятся и покланяются образу, делают поклон предстоятелю и друг другу, и исходят на амвон. Встав перед иконами Спасителя и Матери Божией, крестятся на словах «Христу Богу предадим» все вместе (в том числе и протодиакон) — и совершают взаимное поклонение друг другу.