рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

НА ПОЛИЛЕЛЕЙНОЙ И ВСЕНОЩНОЙ СЛУЖБАХ

НА ПОЛИЛЕЛЕЙНОЙ И ВСЕНОЩНОЙ СЛУЖБАХ - раздел Религия, ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ К СОВЕРШЕНИЮ ВЕЧЕРНИ, УТРЕНИ И БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ В АКАДЕМИЧЕСКОМ ПОКРОВСКОМ ХРАМЕ   1. Начало Вечернего Богослужения С Полиелеем Не Отличается От...

 

1. Начало вечернего богослужения с полиелеем не отличается от вседневней вечерни (то есть оно включает в себя девятый час, возглас на вечерню с амвона, чтение сто третьего псалма, во время которого священник прочитывает перед царскими вратами светильничные молитвы, и мирную ектению).

2. Начало великой вечерни на всенощном бдении совершается следующим образом:

По окончании девятого часа, священнослужители, облачившись: священник — в епитрахиль, поручи и фелонь, а диакон — в стихарь с орарем (иеромонах вместо фелони в мантию и епитрахиль), становятся перед святым престолом. После этого отверзается церковная завеса, затем царские врата, и священнослужители совершают три поясных поклона, целуя святое Евангелие (только священник) и престол.

3. Диакон, беря кадило от пономаря, подает его священнику со словами «Благослови, владыко, кадило».

Благословляя кадило с молитвой «Кадило Тебе приносим, Христе боже наш…» священнослужитель берет его для совершения полного каждения, то есть алтаря и всего храма.

4. Каждение начинается с того, что диакон, взяв большую (диаконскую) свечу, становится на горнее место и, поклонившись священнику, всюду идет впереди последнего, совершающего каждение. Вначале следует кадить святой престол с четырех сторон, горнее место, правую, а затем левую сторону алтаря, икону над царскими дверями, священнослужителей в алтаре, в начале стоящих по правую сторону святого престола, а затем — стоящих по его левую сторону. Здесь прерывается полное каждение. Диакон остается на горнем месте. Священник, обходя престол (с северной стороны), становится на своем месте, то есть перед престолом.

5. Великая вечерня начинается с возглашения диакона «Восстаните». Обратясь лицом к народу, он произносит его с амвона, держа в руках свою свечу.

6. Священник после пения хора «Святейший владыко, благослови», произносит начальный возглас на Всенощное бдение: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельной…», знаменуя святой крест на словах «всегда ныне и присно и во веки веков».

7. В алтаре принято четырежды петь силами священнослужителей «Придите поклонимся и припадем…», после чего хор поет сто третий псалом, во время которого служащие совершают каждение всего храма (продолжая его с алтаря). Вначале кадят царские врата (правую и левую створки; выходят на солею, диакон занимает место справа от священника. После этого начинается и каждение храма: сперва кадят правую сторону иконостаса, затем левую; с амвона производят каждение всех молящихся в нем: вначале правый хор, затем левый, чтеца, и по кругу (справа налево) всех предстоящих людей. По окончании каждения прихожан, священнослужители обходят (с южной стороны) с каждением весь храм, то есть кадятся иконы, размещенные на всех стенах храма, включая и те, которые размещаются к празднуемым святым на аналоях. Каждение оканчивается в царских вратах, то есть кадят вначале местные иконы — Спасителя и Божией Матери, заходят в алтарь, кадят святой престол, священник кадит диакона, диакон в свою очередь — священника, после чего царские врата закрываются.

8. Диакон, взяв благословение с горнего места поклоном головы от священника, выходит через северные двери алтаря на амвон, откуда произносит мирную ектению, что на вечерне.

9. На вечерней службе с полиелеем и бдением полагается петь псалом «Блажен муж» (первый антифон первой кафизмы), который исполняют тотчас после возгласа священника: «Яко подобает…».

10. Если за вечерней есть второй служащий диакон, ему необходимо выйти на амвон заранее, то есть в конце мирной ектении, чтобы после «Блажен муж» произнести первую малую ектению «Паки и паки…».

Обычно с выходом второго диакона на солею первый диакон уходит с амвона к местной иконе Спасителя и, становясь напротив нее, там же оканчивает чтение своей ектении, поклонившись вышедшему диакону, который тоже отвечает поклоном.

11. На пение «Господи воззвах» диакон уже один, без священника, совершает каждение алтаря и всего храма (по чину, описанному выше).

12. На праздничных службах вечерни всегда совершается вечерний вход (малый) с кадилом (в Великий Пост – с Евангелием, а также в чине архиерейской службы).

13. На «Славу», что идет после стихир на «Господи воззвах», зажигается паникадило в алтаре и в храме, а также свечи на престоле. С пением «И ныне» отверзаются царские врата и начинается малый вход. Священнослужители, перекрестив­шись дважды с поклонами, целуют святой престол и крестятся третий раз, полагая тем начало входа.

14. Диакон, взяв кадило от пономаря, берет благословение на него от священника и идет вместе со служителем на горнее место, где возглашает: «Господу помолимся». Священник, начиная с горнего места, читает (вполголоса и наизусть) молитву на вход: «Вечер, и заутра, и полудне...». Впереди священнослужителей должен идти свещеносец с зажженной свечой.

С горнего места все идут из алтаря северными дверями, останавливаются перед царскими вратами: священник — посредине, диакон — немного правее, кадя местные иконы (Спаси­теля и Божией Матери) и самого священника. Свещеносец становится на солее у иконы Спасителя. Окончив каждение, диакон, держа орарь тремя перстами, показует им на восток и говорит священнику: «Благослови, владыко, святый вход», на что священник ответствует, крестообразно благословляя десницею восток: «Благословен вход Святых Твоих...». Диакон тихо отвечает: «Аминь» и кадит кратко священника. По окончании стихиры на «И ныне» он становится впереди священника, посреди царских врат, и, начертав кадильницей святой крест, возглашает: «Премудрость, прости». Входя в алтарь, диакон кадит святой престол (со всех сторон), дожидаясь входа священника у северной его стороны, откуда он должен покадить служителя при входе его в алтарь. Священник только после того, как совершит целова­ние святых икон Спасителя и Божией Матери, что на царских вратах, входит в алтарь. Причем, после поклонения и целования иконы Спаса­теля он должен благословить свещеносца.

Войдя в алтарь, оба священнослужителя вместе крес­тятся, целуют святой престол и восходят вновь на горнее место. Там они еще раз крестятся, кланяются друг другу и поворачиваются лицом к молящимся в храме и в алтаре. При этом диакон стоит рядом, справа от священника. На горнем месте священнослужителям рекомен­дуется стоять (также и сидеть) не по центру, а чуть сбоку.

15. С горнего места священник, сделав предварительно поклон стоящим священнослужителям, после диаконского возглашения: «Вонмем», крестообразно благословляет всех молящихся в храме и произносит: «Мир всем».

Диакон говорит по Служебнику прокимен со стихами. По окончании прокимна следует чтение паремий. Царские врата при этом закрываются.

Если читаются паремии новозаветного содержания, царские врата принято оставлять открытыми.

Во время чтения паремий священнику положено сидеть там же на горнем месте. Диакон обычно следит за чтением и стоит возле святого престола.

Чтец парений сообразуется с возглашениями диакона, произносящего перед каждой паремией «Премудрость» и «Вонмем».

После чтения парений священнослужители возвращаются с горнего места к святому престолу; по чину они крестятся вначале на горнем месте, а затем, подойдя к святому престолу, еще раз кланяются ему, целуя его край.

На этом вечерний вход завершается.

16. Диакон вслед за чтением паремий произносит сугубую ектению на амвоне. Чтобы ее начать без пауз, ему необходимо заблаговременно выйти на солею в конце чтения паремий. Прошения ектении следует произносить не торопясь, четко, терпеливо дожидаясь окончания троекратного пения хором «Господи, помилуй».

17. После возгласа священника «Яко Милостив» читается «Сподоби, Господи».

18. Вслед за этим чтением диакон произносит просительную ектению, в конце которой священник (тайно) читает молитву главопреклонения.

Лития служится только в праздники на богослужении со всенощным бдением.

19. Выход на литию происходит из алтаря в притвор храма; священник совершает литию в епитрахили и скуфье или ками­лавке (если имеет ее как награду). Священнослужители, став перед святым престолом, дважды крестятся, целуют его край, снова крестятся, кланяются друг другу, полагая тем начало для выхода.

После этого диакон берет благословение на кадило.

20. Священнослужители исходят из алтаря северной дверью. Став перед царскими дверями и крестясь, они делают поклон друг дру­гу и идут в притвор в предшествии им свещеносца. В это время хор поет стихиры на литии, а пономарь износит на средину храма литийный столик с хлебами.

Диакон остается на солее, откуда начинает малое каждение, то есть кадит иконостас, праздничную икону на аналое, священника, хоры и молящихся. Каждение оканчивается таким образом: покадив народ, диакон совершает краткое каждение местных икон — Спасителя и Божией Матери, затем кадит снова праздничную икону на аналое, подходит к священнику, кадит его (трижды), отдает кадило пономарю и становится впереди священника перед литийным подсвечником, для произ­несения четырех ектений.

21. По окончании ектений диакон становится рядом со священником (справа), который произносит возглас «Услыши ны Боже...» и молитву «Владыко Многомилостиве...». При этом священнослужители стоят с непокровенной главой.

22. На первой ектении «Спаси, Боже, люди Твоя» и на литийной молитве священника «Владыко Многомилостиве...» поминаются чтимые святые храма, святые, коим посвящены святые престолы в нем, а также святые, которым совершается всенощное бдение.

23. На второй ектении диакон присоединяет прошение о правящем (или викарном) архиерее: «и о господине нашем Высокопреосвященнейшем архиепископе Евгении…».

24. В этой же ектений после слов «о всякой душе христианстей…» вместо «о покровении града сего...» произносит: «о покровении святыя обители сея и живущих в ней».

25. На третьем прошении диакон произносит: «Еще молимся о еже сохранитися граду сему и святей обители сей и всякому граду...».

26. Молитвой священника «Владыко Многомилостиве...» оканчивается лития. Священнослужители, перекрестившись и поклонившись друг другу, в предшествии свещеносца, возвращаются из притвора в храм, подходят к литийному столику с хлебами и становятся перед ним. Свеча свещеносца ставится за столик. Придя на средину храма, служащие снова крестятся и кланяются друг другу.

27. В это время хор поет стихиры на стиховне, которые оканчиваются чтением «Ныне отпущаеши...» и Трисвятого.

28. Согласно уставу, после возгласа священника «Яко Твое есть Царство» поются тропари, во время которых открываются царские врата и производится каждение литийного столика.

Оно совершается так:

Взяв благословение у священника на кадило, диакон трижды кадит все стороны столика, затем кадит праздничную икону, священника (если собор служителей, то и всех сослужащих в нем), снова кадит хлебы на столике с передней стороны, предстоящего служителя и, отдав кадило пономарю, становится рядом с предстоятелем, оглашая: «Господу помо­лимся».

29. Благословение хлебов священнослужитель совершает особой молитвой «Господи, Иисусе Христе, Боже наш...» с непокровенной головой.

Перед словами «Сам благослови...» он крестообразно осеняет вещества одним из хлебов, а при перечислении веществ указывает на них рукою, начертывая в воздухе знак креста.

30. После благословения хлебов священнослужители, перекрестив­шись и поклонившись друг другу, идут в алтарь, заходя (если собор) северными и южными дверями. В это время поется пятьдесят третий псалом. По окончании пения предстоятель осеня­ет крестообразно всех молящиеся со словами «Благословение Господне на Вас...».

Хор поет: «Аминь».

Здесь оканчивается великая вечерня со всенощным бдением.

31. Если совершается служба с полиелеем, литии по обычаю не бывает. Согласно уставу, после «Ныне отпущаеши» и «Трисвятого» поются отпустительные тропари, то есть тропарь празднуемого святого, «Слава, и ныне...» и Богородичен из праздничных тропарей (3 приложение).

После пения тропарей последование вечерни следующее:

диакон возглашает: «Премудрость».

Хор: «Святейший Владыко, благослови».

Священник: «Сый благословен…».

Хор: «Утверди, Боже...».

Здесь служба вечерни с полиелеем оканчивается.

 


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ К СОВЕРШЕНИЮ ВЕЧЕРНИ, УТРЕНИ И БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ В АКАДЕМИЧЕСКОМ ПОКРОВСКОМ ХРАМЕ

На сайте allrefs.net читайте: "ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ К СОВЕРШЕНИЮ ВЕЧЕРНИ, УТРЕНИ И БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ В АКАДЕМИЧЕСКОМ ПОКРОВСКОМ ХРАМЕ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: НА ПОЛИЛЕЛЕЙНОЙ И ВСЕНОЩНОЙ СЛУЖБАХ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Московской Православной Духовной Академии
    Сергиев Посад ОГЛАВЛЕНИЕ   1. Последование вседневной вечерни...............…………………………………….3 2. Особенности в священнодей

I. ПОСЛЕДОВАНИЕ ВСЕДНЕВНОЙ ВЕЧЕРНИ
1. Войдя в алтарь, священнослужитель прежде всего прикладывается к святому престолу, делает два земных поклона перед целованием его и третий после. 2. Облачившись в епитрахиль и поручи, св

Начало утрени
1. Когда утреня, вседневная или праздничная, совершается в составе всенощного бдения, она имеет полное начало. Священник, облачившись в фелонь, а диакон — в стихарь, становятся пер

Шестопсалмие
5. Во время исполнения первой половины шестопсалмия священник (стоя у престола с непокрытой главой, читает утренние молитвы (с первой по шестую). По прочтения трех псалмов шестопсалмия священник со

Полиелей
10. В начале чтения седальнов по кафизме все священнослужители, которые должны выйти на полиелей, собираются у престола и расстанавливаются по чину. По исполнении седальнов диаконы открывают царски

Чтение Евангелия
16. На третьем тропаре антифонов степенных диакон, находящийся в алтаре, подходит к передней части св. престола, крестится один раз, целует Евангелие и св. престол и кланяется предстоятелю. Затем о

Помазание святым елеем
21. На возгласе «Милостию и щедротами» предстоятель кланяется сослужащим священникам и идет к аналою с иконой праздника (или с Евангелием). Здесь он совершает два поясных поклона, сняв головной убо

Каждение на Честнейшую
28. На седьмой или восьмой песни канона (в зависимости от количества исполняемых тропарей) диакон берет кадило и, получив благословение (с горнего места) у служащего священника, совершает каждение

Ектении
31. В праздничные дни для произнесения сугубой и просительной ектении два диакона исходят на солею во время пения тропаря по великом славословии (на вседневной утрене один диакон исходит в конце сл

Окончание утрени
33. По исполнении хором «Утверди Боже» диакон закрывает завесу царских врат. Затем священник и диакон совершают поклонение перед святым престолом и друг другу. Священник снимает фелонь и опять стан

IV. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ
4.1. Входные молитвы   1. Перед началом Литургии, утром в назначенное время священно-служители, подготовившиеся н

Проскомидия
12. После омовения священник и диакон подходят к жертвеннику и, благоговейно совершив перед ним троекратное поклонение, молятся: «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя». После этого оба они делают

О каждении
В Церковном уставе сказано, что в древности каждение кадилом совершалось крестообразно. Однако в православной церковной традиции более широкое распространение получил следующий обычай каждения. Свя

Малый вход
6. По произнесении малых ектений диаконы, стоящие на солее, совершают взаимное поклонение и идут в алтарь на горнее место, крестятся, совершают поклон образу, предстоятелю и друг другу и принимают

Трисвятое
21. По входе в алтарь священник во время пения тропарей и кондаков читает молитву Трисвятого пения. 22. Когда певцы оканчивают пение последнего кондака на «и ныне», диакон, поцеловав прест

Чтение Апостола и Евангелия
26. В конце пения Трисвятого на «Слава…» диакон, читающий Апостол, подходит к престолу, крестится орарем и полагает его на верх Апостола, затем подходит к предстоятелю за благословением. Осенив рук

Литургия верных
Литургией верных называется третья, самая важная часть Литургии, на которой Святые Дары, приготовляемые на проскомидии силою и действием Святого Духа прелагаются в Тело и Кровь Христовы

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги