СВЯТОЙ АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ

Глава 9

СВЯТОЙ АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ

Св. Афанасий Великий родился в Александрии в 293 году в хри­стианской семье. В отличие от многих других знаменитых богословов философии он не изучал, хотя и получил хорошее образование. Еще в молодых летах он предался строгому аскетизму. В 319 году он был посвящен в дьякона епископом александрийским Александром и уча­ствовал в Никейском соборе (325 год). По смерти Александра (328 год) Афанасий был избран его преемником, после чего занимал епи­скопскую кафедру в Александрии в течение сорока семи лет, из кото­рых пятнадцать провел в изгнании.

В 335 году стараниями своих противников-ариан Афанасий был низложен Тирским собором и осужден на изгнание в город Трир на далеком Западе. По смерти Константина I (337 год) он возвратился из ссылки, но вражда ариан была очень сильна, и они продолжали интриговать против него. Несколько лет спустя, пользуясь поддерж­кой императорских солдат, они насильно поставили архиепископом александрийским арианина Григория. Афанасий был вынужден бе­жать в Рим к архиепископу Юлию, благодаря которому учение Афанасия было объявлено согласным с православными догматами на римском соборе 341 года. В 343 году состоялась неудачная по­пытка примирения между арианами и никейцами на соборе в Серди-ке (нынешняя столица Болгарии София). В 346 году Афанасию бы­ло разрешено вернуться в Александрию в качестве архиепископа - единственного в тот период православного епископа на всем Востоке. Своим личным авторитетом и сочинениями он завоевал любовь и уважение своей паствы, и влияние его было очень велико.

Выше уже говорилось, что в 350 году, когда арианин Констанций стал самодержавным монархом, арианство одержало победу как на Востоке, так и на Западе. В 356 году в результате преследований Афа­насий вынужден был бежать в египетскую пустыню, где он скрывался по монастырям в течение шести лет. В этот период он написал «Жи­тие св. Антония» и многие другие сочинения. В 361 году на престол взошел Юлиан Отступник — император, сделавший попытку восста­новить язычество. Юлиан обращал мало внимания на внутрихри-стианские распри, и при нем всему православному духовенству было разрешено вернутьсяиз изгнания. Арианский епископ Григорий был


убит толпой во время народного восстания в Александрии, и Афана сии снова вернулся к духовной власти. Он ревностно принялся за вос­становление православия и в 362 году созвал первый православный собор со времен Никеи. Его усилия по обращению язычников вызвали раздражение Юлиана, и в том же 362 году ему пришлось в четвертый раз удалиться в ссылку, на этот раз в Фиваидскую пустыню. После смерти Юлиана Афанасий опять вернулся в Александрию (363 год), но в царствование Валента, симпатизировавшего арианам, неугомон­ный епископ был вынужден снова покинуть свой город, но на этот раз всего на несколько месяцев. После этого его уже больше не беспо­коили до самой смерти, последовавшей в глубокой старости в 373 го­ду.

Св. Афанасий был замечательным человеком необычайно цель­ного характера. Всю свою жизнь он положил на борьбу с арианской ересью. Не будучи тонким дипломатом, он не желал признавать, что небиблейский термин единосущие смущал многих своей двусмыслен­ностью и потому нуждался в дополнительных разъяснениях. Для него единосущие было боевым кличем, от которого зависела судьба право­славия и наше спасение. Афанасию не суждено было дожить до торже­ства православия над арианством на Константинопольском соборе 381 года, но его последние письма были полны надежды. Он знал, что на сцене уже появились каппадокийские богословы, которым пред­стояло огстоять никейскую веру. Они объяснили и выразили ее так. что она стала приемлемой для огромного большинства восточных епископов.

Творения св. Афанасия

2. «Слово о воплощении Бога-Слова и о пришествии Его к нам во плоти». Это сочинение содержит все основные положения бого­словского учения Афанасия,… 3. Три «Слова против ариан». 4. Четыре письма «К Серапиону, епископу тмуйсскому, о Духе Святом».

Богословское учение св. Афанасия

Как и в случае Оригена, ключом к богословию св. Афанасия является его учение о сотворении мира. В системе Оригена акт творе­ния происходит в… Св. Афанасий в корне отвергает такой подход. В основе его уче­ния лежит… по природе же Он посылает Св. Духа. Но сотворение мира происходит не по природе, но по воле Бога:

Св. Кирилл был рукоположен во пресвитера в 349 году, а уже в

Какое место во всем этом принадлежит Кириллу Иерусалим­скому? — Многие богословы древности и последующих времен при-