Реферат Курсовая Конспект
СВ. ИОАНН ЗЛАТОУСТ - раздел Религия, Глава 6 Св. Иоанн Златоуст Св. Иоанн Златоуст — Без Сомнени...
|
Глава 6
СВ. ИОАНН ЗЛАТОУСТ
Св. Иоанн Златоуст — без сомнения самый известный из отцов Церкви. Популярность он завоевал еще при жизни своими необыкновенными человеческими качествами. Дата его рождения точно не известна, 344 или 354 год. Умер Златоуст в 407 году. Его церковное служение началось во время правления императора Феодосия Великого (380 395 n.). т.е. в период великих реформ. Формально Феодосии был первым христианским императором в том смысле, что он принял крещение не на смертном одре, как его предшественники, а в период своей активной жизни. Он и его семья регулярно ходили в церковь. В силу изданных им законов христианство стало официальной религией империи. Императорский двор состоял только из христиан, языческие храмы и университеты постепенно закрывались, а Церковь при поддержке правительства росла, строилась и процветала как в материальном. так и в богословском отношениях. В 381 году в Константинополе состоялся Второй Вселенский собор, окончательно утвердивший никейское Православие.
После смерти Феодосия власть в империи была разделена между его двумя сыновьями: Гонорию достался Запад, а Аркадию — Восток. Аркадий был женат на Евдоксии, и эта супружеская Пара впоследствии сыграла важную роль в жизни св. Иоанна.
Биография Златоуста была написана Палладием Эллинополь-ским. Иоанн происходил родом из образованной греческой семьи. Национальность его нам не известна, но по всей видимости он владел лишь греческим языком. Образование он получил в Антиохии, крупном культурном центре и третьем по значению городе Римской империи. Антиохия была столицей Сирии, однако антиохийская интеллигенция говорила, писала и думала по-гречески. Златоусту повезло с профессорами: он изучал классический греческий у знаменитого софиста Ливания, истинного эллина и прекрасного ритора, впрочем, чуждого христианству. Курс экзегетики Иоанн прошел у Феодора Моп-суэстийского, который, видимо, был также его наставником в области богословия. Но каким-то образом Иоанн сумел избежать тех аспектов его учения, за которые его учитель был впоследствии осужден как еретик.
После смерти матери в 374 году Златоуст удалился в монастырь, где прожил до 375 года, но монастырская жизнь не пришлась ему по
душе. Он понимал монашество как идеальное общество и считал, что весь мир должен стремиться к совершенству с тем. чтобы вообще отпала всякая нужда в монастырях.
В 381 году Иоанн Златоуст был рукоположен в дьякона епископом антиохийским Мелетием. Мелетий был другом и единомышленником отцов-каппадокийцев и приверженцем «умеренного» варианта никейской веры. Он умер в том же 381 году, и на смену ему был назначен Флавиан, который спустя пять лет (386 год) рукоположил Златоуста во пресвитера и впоследствии, будучи человеком пожилым, вполне полагался на него в церковных делах. К этому периоду относится книга Златоуста «О священстве», в которой обсуждается, в основном, смысл епископского служения.
Тогда же в Антиохии св. Иоанн прочитал свои знаменитые проповеди «О статуях». Поводом для них послужило народное восстание 387 года против учреждения нового налога. Разъяренная толпа опрокинула стоявшие на улицах статуи императрицы Плакиллы. Подобная же ситуация незадолго до того возникла в Фессалониках, где при подавлении восстания императорской полицией погибло семь тысяч человек. Когда после этого император Феодосии приехал в Милан, епископ миланский св. Амвросий отказался впустить его в церковь без покаяния. Возникала проблема взаимоотношений между формально «христианским» императором (и светской властью вообще) с одной стороны и Церковью — с другой. Конечно, для римского императора ничего не могло быть естественнее, нежели допустить ради государственного благополучия (как он его понимал) гибель людей. Но как при этом оставаться добрым христианином и холить по воскресеньям в церковь, считающую убийство смертным i рсхом? Оскорбление величества в Антиохии повлекло за собой новую вспышку императорского гнева. В надежде остановить разразившиеся преследования старый епископ Флавиан отправился в Константинополь заступаться за свой народ, а Златоуст тем временем проповедовал в Антиохии. утешая и подбадривая оставшихся. В этих проповедях мы имеем драгоценнейший источник сведений о самых различных сторонах общественной жизни того времени: обычаях, развлечениях, нравах, налогах, семейных отношениях и т.д. Благодаря заступничеству Флавиана, Феодосии помиловал антиохийцев.
Здесь же в Антиохии Златоуст произнес большинство своих проповедей на евангелия от Матфея и от Иоанна и на послания апостола Павла. Следует заметить, что Златоуст написал очень мало систематических трудов: большинствоего сочинений — застенографирован-
ные и отредактированные проповеди, изначально произнесенные устно.
В этот же период св. Иоанн приобретает пастырский опыт и становится великим учителем христианской жизни. В своих проповедях он неизменно человечен. Например, многократно возвращаясь к своей излюбленной теме — греховности посещении цирка, он всегда высказывает сочувствие, понимание страсти к зрелищам. Но ничего не поделаешь — грех остается грехом, даже учитывая, что Феодосии запретил кровопролитие на арене, оставив невинные развлечения вроде скачек.
Другой антиохийской темой Златоуста было его опровержение «аномейской» ереси — разновидности арианства, утверждавшей «несходство» (аномиос) Христа с Богом Отцом.
Атмосфера в Церкви была тогда совсем иная, нежели в наши времена. Народ ценил красноречие, в церкви аплодировали удачным сравнениям и метким выражениям проповедников. Златоуст, как известно, был блестящим оратором, за что и получил свое прозвание. Он пользовался такой популярностью, что народ специально приходил в церковь послушать его проповеди, после чего многие сразу же расходились, не дожидаясь причастия, в чем Златоуст их упрекал в следующей же проповеди.
В 397 году по совету министра Евтропия и по приказу императора Аркадия св. Иоанн был переведен в столицу и избран епископом константинопольским. Антиохийцы не хотели отпускать своего любимого пастыря, и он был увезен обманом.
Константинополь лишь недавно, на Втором Вселенском соборе. был объявлен вторым после Рима городом империи. Новым Римом, что вызвало большое неудовольствие его городов-соперников — Александрии и Антиохии, древних центров культуры и христианства. Александрия издавна была вторым городом империи после Рима. и в глазах александрийцев Константинополь был просто выскочкой. Ан-тиохия же, которую сам Златоуст в одной из своих проповедей называет «главой восточных городов», недолюбливала Александрию. В свете этого соперничества церквей приглашение блестящего антио-хийского проповедника в новоиспеченную столицу было прежде всего политическим шагом. Кроме того, константинопольская Церковь нуждалась в свежих силах: предшественник Златоуста епископ Нектарий был избран епископом в возрасте 70 лет, при том до этого он не был даже и крещен. Как и св. Амвросия Медиоланского, его крестили и рукоположили на скорую руку. После пятнадцати летего служения
в константинопольской церкви царили беспорядок, растраты и распущенность нравов.
Такова была ситуация, которую унаследовал Златоуст. Согласно его биографу Палладию, он не хотел покидать Антиохию, однако ему пришлось подчиниться, и 26 февраля 398 года он был посвящен в сан епископа. Его рукоположил епископ александрийский Феофил, который как раз тогда гостил в Константинополе. Казалось, что епископство Златоуста в новой столице открывает период церковного мира.
Иоанн сразу же принялся за деятельную проповедь. Для того, чтобы понять впечатление, произведенное его проповедями в Святой Софии, нужно учитывать, что в каком-то смысле Златоуст был человеком ушедшего века: его манера проповедовать и этические взгляды плохо вписывались в легкомысленную столичную обстановку. Это был новый город, в котором лишь недавно были объявлены новые порядки, это было время перемен, надежд, кипения умов и нравов. Иоанн Златоуст со своими строгими моралистическими проповедями казался старомодным и провинциальным. Он говорил с этой огромной бурлящей толпой в той же манере, которая принесла ему славу и любовь в Антиохии. Здесь, в Константинополе, это производило несколько иной эффект. Вряд ли кому-нибудь могло понравиться, когда он сообщал, что из тысяч присутствующих спасутся лишь немногие, У Иоанна сразу же появились недоброжелатели. Их число увеличи:
лось еще и потому, что он сразу же стал наводить порядок в Церкви. Его предшественник Нектарий вел роскошный образ жизни, устраивал приемы и обеды и совершенно распустил придворное духовенство, которое в обстановке близости к императорскому дворуи безтого не страдало излишней строгостью нравов.
Златоуст не устраивал приемов: он страдал язвой желудка и предпочи ra-i есть в одиночестве, давая основания для упреков в необщительности и прочих пороках, о чем речь пойдет ниже. Он разогнал так называемых «духовных сестер» — девиц и дьяконисс. содержавшихся в домах Константинопольского епископа. Духовенству, включая опять же дьяконисс, было запрещено посещать приемы. Вдовам было ведено выйти снова замуж или же вести себя в соответствии со вдовьим положением. Монахам, предпочитавшим строгой общежительной дисциплине бесцельное мотание с места на место, было приказано разойтись по своим монастырям. Нектарий растратил церковную казну на развлечения. Златоуст навел порядок и тут. Большая часть церковных денег теперь тратилась на помощь бедным и на устройство больниц. Он любил длинные службы и крест-
ные ходы, что решительно пришлось не по вкусу столичному духовенству, привыкшему иначе распоряжаться своим временем. Он критиковал всех подряд без разбора, прямо в лицо, без всякой дипломатии высказывая людям, что он о них думал.
В 399 голу в Константинополе восстали наемники-готы, которые были арианами. Восставшие варвары свергли византийского премьер-министра. того самого евнуха Евтропия. который так хлопотал о переволе Златоуста в Константинополь. Спасаясь от преследования, Ев-тропий спрятался в соборе Св. Софии и. ухватившись за столб алтаря, простоял несколько дней (согласно ветхозаветному обычаю, закрепленному римским законом, человеку, ищущему убежища у алтаря. обеспечивается неприкосновенность). Когда настало воскресенье. народ собрался в храм на литургию, а несчастный Евтропий так и •стоял, ухватившись за алтарь. Это послужило темой для очередной проповеди Златоуста, которая начинается так:
Всегда, но особенно теперь благовремение сказать: суета сует, всяческая суета (Еккл. 1:2). Где теперь пышная обстановка консульства? Где блестящие светильники? Где рукоплескания и ликования, пиршества и праздники? Где венки и завесы? Где городской шум и хвалебные крики на конских бегах и льстивые речи зрителей? Все это прошло: вдруг подул ветер и сорвал листья, обнажил дерево и потряс его до основания с такою силою, что, казалось, вырвет его с корнем и разрушит самые волокна его. Где теперь придворные друзья? Где пиры и обеды? Где толпа тунеядцев, и ежедневные возлияния вина. и и шсканность поварского искусства, и поклонники могущества. льстившие словом и делом? Все это было как ночь и сновидение и с наступлением дня исчезло...
(«Евтропий. патриций и консул», проповедь 1)
Продолжая в том же духе. Иоанн обрушивается на чрезмерную пышность двора, распущенный и легкомысленный образ жизни придворных. критикуя богатство как таковое и злоупотребления им его владельцами.
Неудивительно, что в скором времени Златоуст нажил себе врагов не только среди монашества и духовенства, но и во влиятельных слоях светского общества. Нападками на роскошь женских нарядов и украшений и суетность поведения он привел в раздражение столич ных дам, включая саму императрицу Евдоксию. В одной из проповедей он говорит, что лучше уж ходить нагими, чем расфуфыриваться,
какиные столичные модницы. Евдоксиятак навсегда и осталась его врагом, что впоследствии непосредственно отразилось на судьбе Иоанна.
Как уже упоминалось, на него ополчилось и духовенство. Поводов к тому помимо уже изложенных было предостаточно. Однажды Иоанну стало известно, что епископ Эфесский занимается продажей церковных должностей. Он отправился в Эфес и сместил провинившегося, хотя канонически он не имел на это никакого права — он был епископом, а не патриархом. Но Златоуста не интересовала каноничность его поведения — он заботился лишь об установлении справедливости и порядка.
Другой случай произошел в 401 году. когда в Константинополе появились пятьдесят египетских монахов, которых Феофил александрийский отлучил от Церкви по обвинению в оригенизме. Иоанн принял монахов и. побеседовав с ними, решил, что ничего опасного они не говорят, в Христа веруют, а обвинение в ереси вряд ли серьезно, ибо монахи оказались неграмотными. Но Златоуст этим не ограничился. а попросил императора пригласить Феофила в Константинополь для объяснений. Тут уж Феофил рассердился — с какой это стати он должен давать отчет в своем повелении своему конкуренту, константинопольскому епископу? На этом история не кончилась, ибо Феофил пожаловался на Иоанна своему Другу, св. Епифанию Кипрскому. Этот Епифаний был первым в истории коллекционером ересей. У него была шкатулка пол названием «панарион». где хранился список всех известных ему ересей. Узнав от Феофила о новой «ереси» — поддержке оригенизма, Епифаний. несмотря на свой преклонный возраст (ему было тогда почти сто лет), прибыл в Константинополь и представил Златоусту свои обвинения. Златоуст настолько не принял этого всерьез, что отказался даже принять Епифания. Но в это время в столипу приехал и Феофил. и тут начались настоящие неприятности. Будучи тонким политиком. Феофил быстро разобрался в обстановке и понял, что у Иоанна множество врагов. Ему удалось убелить императора Аркадия в необходимости устранить константинопольского епископа, и в 403 году Феофил собрал собор, о котором нам известно из подробного описания в «Библиотеке» Фотия. Собор состоялся на предоставленной императором вилле пол названием «Под дубом» в окрестностях Константинополя, отчего он остался в истории как «собор пол дубом». Собравшееся духовенство, включая пятьдесят епископов, специально приехавших из Египта, единодушно осудило Иоанна Златоуста, к которому все они были заведомо нерасположе-
Против Златоуста выступило два обвинителя:его собственный бывший дьякон Иоанн и епископ Исаак. В «Библиотеке» представлены отдельно обвинения каждого из них: это не что иное. как собрание сплетен, многие совершенно смехотворного характера. Дьякон Иоанн обвинял Златоуста в его. Иоанна, незаконном преследовании за то. что он ударил одного из слуг. Далее, некий монах по имени Иоанн был избит и закован в кандалы вместе с бесноватыми. Также Златоуст обвинялся в распродаже священных сосудов и мрамора, предназначенного для отделки церкви. Вполне возможно, что так оно и было и что Златоуст употребил деньги на помощь бедным. Говорилось также, что Златоуст оскорблял духовенство, называя их людьми без чести, распущенными и никчемными ничтожествами. И это. вполне возможно. — и не без оснований —имело место. Далее: Златоуст якобы сказал, что епископ Епифаний — сумасшедший; организовал заговор против епископа Севериана, настроив против него высшее духовенство Константинополя; написал клеветническую книгу Против духовенства; созвал заседание клириков и обвинил трех дьяконов — Акакия. Евграфа и Иоанна — в том, что они спрятали его одежду с целью «употребить на Бог знает что»; избрал епископом Антонина. о котором якобы было известно, что он «ограбил гробницу». И так далее в таком же духе, всего 29 пунктов. Очевидно, что обвинения были либо откровенной клеветой, либо извращением действительного положения дел. Обвинения епископа Исаака были подобного же рода, и в них особенно подчеркивались сношения с оригенистами. (См. «Библиотека» Фотия. гл.59.)
Сам Златоуст на соборе не присутствовал, трижды отклонив приглашение явиться. После третьей неявки он был смещен in .ihscnii.i и выслан из Константинополя. Это вызвало негодование некоторых епископов и простого народа, который был на стороне Златоуста. В столипе начались уличные волнения. Во избежание беспорядков он решил добровольно подчиниться распоряжениям собора и отправился в место своей ссылки в Вифинию. неподалеку от Константинополя. Феофил александрийский не замедлил взять церковные дела в свои руки и начал восстанавливать смещенное при Златоусте духовенство. Но тут произошло непредвиденное событие, изменившее ход дела.
Едва Иоанн отбыл в ссылку, как в столице произошло землетрясение. Императрица Евдоксия увидела в этом знамение гнева небесного на гонения, которому подвергли праведника, поэтому по императорскому указу Иоанн получил приглашение вернуться в Константинополь. Остановившись в воротах города, он потребовал созыва со
бора для официального восстановления его на архиепископской кафе дре. Но энтузиазм толпы был настолько велик, народ так просил его поскорее вернуться назад, что формальностями решено было пренебречь. Немедленно по возвращении Златоуст прочитал в соборе Св. Софии очередную обличительную проповедь. Для описания всего происшедшего с ним он пользуется аллегорией брака между Саррой и Авраамом как образом союза между епископом и его Церковью. Несмотря на попытки фараона отнять у Авраама жену, Сарра сохранила свою чистоту. В фараоне все сразу же узнали Феофила. упоминание которого толпа встретила негодующими свистками. Очевидно, урок не пошел Иоанну впрок, и научиться дипломатическому такту он не умел и не хотел. Как и прежде, в своих проповедях он обличал пороки общества, обрушивался на роскошь двора и на распущенность нравов. Когда по случаю праздника в честь Иоанна Крестителя в столице была воздвигнута статуя Евдоксии. Златоуст опять использовал это как тему для гневной проповеди, в которой императрица сравнивалась с Иродиалой.
8 скором времени он опять восстановил против себя двор и привел в крайнее раздражение императорское семейство. Был полнят вопрос о нелегальности восстановления смешенного архиепископа. На Рождество 403 года императорский двор не пришел на богослужение. На Пасху, 17 апреля 404 года император приказал запретить Иоанну служить в Св. Софии. Изгнанный ич своей церкви епископ служил пасхальную службу в поле под отркытым небом, собрав вокруг себя толпы народа, так. что для сохранения порядка потребовалось вмешательство полиции.
9 июня 404 гола Иоанн был арестован и насильно отправлен в ссылку. Ню вторичное смещение снова вызвало негодование народа и уличные беспорядки, н холе которых был сожжен весь центр столицы и собор Св. Софии. Кафедру архиепископа константинопольского занял прес7аре.1ый Арзакий. В Антиохии на место скончавшегося Фла виана был назначен враждебный Златоусту Порфирий. За Златоуста теперь некому было заступиться: все восточные кафедры были за няты либо его врагами, либо людьми, не имеющими влиятельных связей.
Сначала Златоуст был сослан в город Кукуз в Армении, где он провел два гола. Оттуда он был отправлен в Пнциус (как тогда назы валась Пицунда), но он туда не доехал, ибо скончался по дороге в Ко-манах 14 сентября 407 года. Причиной его смерти было плохое состояние здоровья, усугубленное дурным обращением.
Память об Иоанне Златоусте живо хранилась среди любившего
его народа. Его популярность была настолько велика, что уже в 417 году преемник Арзакия епископ Аттик восстановил имя св. Иоанна в диптихах. В 438 году его мощи были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов.
– Конец работы –
Используемые теги: ИОАНН, златоуст0.048
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СВ. ИОАНН ЗЛАТОУСТ
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов